Федор достоевский: том 7. бесы
Содержание:
- Главные действующие лица
- Часть 1
- Какими изображаются в романе бесноватые террористы?
- Бесы — Анализ произведения
- Как выглядят демоны и бесы
- Какое влияние на людей оказывают бесы
- Православие о бесах
- Историческая основа создания романа
- Жанр, направление
- Тайна седьмой версты
- Немного истории
- Иезуитство и коварство Верховенского
- Чему учит?
- Тайна публичности брака Ставрогина и Лебядкиной
- Главные герои и их характеристика
- Часть 3
- Есть ли имена у бесов
Главные действующие лица
Герои романа олицетворяют пороки или добродетели целого общества:
Николай Всеволодович Ставрогин – эксцентричная фигура, находящаяся «под объективом» на протяжении всего романа. Обладает массой асоциальных качеств, глава «У Тихона» раскрывает его связь с девочкой лет 14. Хотя достоверность этого поступка вызывает сомнение, как и исповедь Ставрогина. Варвара Петровна Ставрогина – деспотичная и властная женщина, привыкшая повелевать мужчинами. Ходили слухи, что она (в тени) управляла целой губернией. Была вхожа в высший свет и обладала влиянием при дворе
Однако самоустранилась от светских раутов, уделяя все внимание ведению хозяйства в имении Скворешники. Степан Трофимович Верховенский – преподаватель Николая Всеволодовича Ставрогина
При Николае I защитил диссертацию, поставившую его в ряд с Белинским, Грановским. Занимал должность почетного лектора в университете, однако преследование властей заставляет его бежать в Скворешники. Там он обучает сына помещицы, краткое содержание усвоенного помогает Николаю Всеволодовичу поступить в престижный лицей. Петр Степанович Верховенский – коварный и хитрый, лет двадцати семи от роду. Сформировал радикальный кружок, идейный вдохновитель убийства молодого студента. Иван Павлович Шатов – сын камердинера Варвары Ставрогиной. Несколько лет путешествовал по Европе, так как был выгнан из университета. По словам современников, Достоевский написал Ивана с себя. Желая выйти из радикальной группировки, пал от рук ее активистов. Алексей Нилыч Кириллов – идеолог «шайки Верховенского». Молодой человек сформировал концепцию, согласно которой тот, кто отрицает Бога, сам является таковым. Под действием своего воспаленного ума он становится истовым фанатиком.
Центральную роль в романе играют участники «пятерки Верховенского»:
- Сергей Васильевич Липутин – немолодой мужчина с дурной славой. Будучи отцом семейства, больше был озабочен проблемами глобального преображения общества. Участник убийственной акции, двуличный и подлый человек. Такой же злодей, как Ставрогин и Верховенский.
- Виргинский – человек лет тридцати, обладатель «сердца редкой чистоты». Единственный сделал попытку отговорить Верховенского от убийства, но впоследствии принимал в нем участие.
- Лямшин – почтовый чиновник «средней руки». Был членом радикального кружка Верховенского, завсегдатай преступных акций. Его мало вменяемое состояние привело к сдаче с повинной и предательству товарищей, о чем они понятия не имели.
- Шигалев – чрезвычайно мрачный человек средних лет. Заслужил уважение у Верховенского за разработку уникальной концепции радикальной перестройки общества. Убийство его не касается, потому как это противоречит сформированным убеждениям.
Образ Ставрогина
Вначале произведения молодой человек демонстрирует бесшабашность эгоиста, которого мало заботит мнение окружающих. Достоевский выражает свое презрение к этому герою. Совращение малолетней девушки становится апогеем злодеяний молодого человека, многочисленные знакомые косо на него смотрит. В главе «У Тихона» прелюбодей произносит знаменитые слова, завершающие исповедь Ставрогина.
Главный посыл произведения
Роман «Бесы» – грозное послание блистательному обществу, правительственным мужам, простому народу. Достоевский предрекает крупные социальные катастрофы, созданные революционной плеядой. Ужас в том, что большинство действующих лиц «срисовано» с реальных преступников и помещены в роман. Историзм создания это полностью подтверждает.
Бесы
Философия романа «Бесы» — Владимир Кантор
Часть 1
Глава 1. Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского
О событиях, разыгравшихся в одном губернском городе, повествует их участник некто Г-в. Он живописует историю завзятого идеалиста, западника 1840-х годов, профессора Степана Трофимовича Верховенского. В молодые годы тот считал себя вольнодумцем, и был автором философской поэмы, нежданно попавшей в какой-то революционный сборник.
Дважды вдовец, отец Петруши, которого растили где-то в глуши дальние родственницы, Верховенский согласился с предложением восторженной помещицы-«меценатки», «супруги генерал-лейтенанта» Варвары Петровны Ставрогиной воспитать, как должно, ее единственного сына Николая. Дружба Верховенского и Ставрогиной, с бурными ссорами и примирениями, продолжалась больше 20 лет. Верховенский собрал вокруг себя «кружок приятелей», с которыми всласть можно нести «милый», «либеральный» русский вздор. Была в планах у него и собственная книга – да как-то звезды не сошлись.
Глава 2. Принц Гарри. Сватовство
Сын, Николай Всеволодович Ставрогин, был отрадой и тревогой материнского сердца. Под влиянием Верховенского он рос впечатлительным и застенчивым ребенком, но в 15 лет его отдали в лицей, после которого он избрал военную службу – и вот тут подрастерял свою меланхоличность. Буйный скандалист, дуэлянт, он был разжалован – но выслужился вновь. Наконец, офицер Ставрогин подал в отставку и ушел шататься по столичным трущобам с самыми сомнительными типами.
В гостях у матери этот «писаный красавец», «изящный джентльмен» 25 лет от роду скоро «выпустил свои когти». Вопреки любимой присказке почтенного господина Гаганова «меня не проведут за нос!» Ставрогин однажды прилюдно оттаскал его за нос. После явился на день рождения и расцеловал милую именинницу, чужую жену, между прочим. Сам губернатор был им укушен за ухо. Пошел слух, что молодой человек болен белой горячкой. Чуть оправившись, он выехал за границу, где добрался до самой Исландии.
В Европе он сдружился с Лизой Тушиной, дочкой богатой приятельницы Ставрогиной. Мать, считая, что дело кончится свадьбой, выехала к сыну вместе со своей воспитанницей Дарьей Шатовой. Однако сын успел сдружиться и с воспитанницей. Мать решила наскоро выдать Шатову за Верховенского. После взрыва возмущения он как-то быстро смирился с этой мыслью, чем немало уязвил добрую Варвару Петровну.
Глава 3. Чужие грехи
Молодой инженер Алексей Нилыч Кириллов заглядывает к жениху Верховенскому с новостью, что сын его Петруша скоро будет в городе. Вообще Кириллов приятельствует и с Николаем Ставрогиным, и с Иваном Шатовым (братом Дарьи). Между прочим, в беседе всплывает и имя капитана Игната Тимофеевича Лебядкина, махинатора, недавно отбывшего свой срок. Он вернулся домой, пьянствует, и избивает помешанную сестру свою Марью (Хромоножку).
Глава 4. Хромоножка
Лизавета Тушина, воротясь из Европы, задумывает печатать ежегодник русской жизни, и в помощники к себе зовет Шатова. В последний момент, когда Лизавета начинает расспрашивать о Лебядкиных (а Шатов проживает в одном доме с ними), показывает любовное письмо от капитана, и упоминает типографию, он отказывается ей помогать. Но уже вскоре они вместе навещают хромую Марью Лебядкину, болезненную на вид, с кроткой радостью в глазах и улыбке.
После обедни в соборе Варвару Петровну Ставрогину остановила, прося милостыню, Лебядкина. Та дала ей 10 рублей и повезла домой
Заметив хромоту Марьи, Ставрогина изменилась в лице: недавно ей пришла анонимка с указанием обратить внимание на хромую незнакомку
Глава 5. Премудрый змей
В доме Ставрогиной, кроме Лебядкиной, оказывается Лиза Тушина (испепеляющая взглядами Дарью Шатову), заявляется туда за сестрой и сам капитан Лебядкин. Вперемешку со стихами он намекает Ставрогиной на какую-то страшную, касающуюся ее, тайну.
Между тем, раньше времени, домой прибывает Николай Ставрогин. С ним вместе приходит и Петр Верховенский (холодно отвечающий на объятия отца). Варвара Петровна строго вопрошает сына: не жена ли ему Марья Лебядкина. Но Николай лишь мягко выпроваживает Марью к карете. В его отсутствие Петр Верховенский рассказывает душещипательную историю о том, как еще в столице Николай облагодетельствовал бесприютных Лебядкиных, а Марья возмечтала, что он ее жених. Варвара Петровна с облегчением умилилась, а вот у Лизаветы приключилась истерика, да Шатов дал возвратившемуся Ставрогину пощечину – и тот стерпел.
Какими изображаются в романе бесноватые террористы?
Однако вернемся к книге Федора Михайловича. Литературоведы едины в своем мнении: это один из самых сложных романов. Как роман-предупреждение, роман-трагедию создал Достоевский «Бесы». Краткое содержание произведения – показ читателю анатомии ненависти, зла, бесовщины, вносимой террористами в губернский город – модель всей России.
Фактически это своеобразная группа революционеров-фигурантов, которую мастерски изобразил Достоевский («Бесы»). Краткое содержание морали террористов — подмена в их умах и сердцах христианской любви к ближнему на бесовскую ненависть. Прибегнем к диалектике «Мастера и Маргариты», их характеризуя:
— Человек, позиционирующийся как бес-распорядитель — Петр Степанович Верховенский. Формально он организует городскую революционную ячейку.
— Антихрист-соблазнитель Николай Всеволодович Ставрогин (сын почтенной в городе дамы Варвары Петровны Ставрогиной).
— Лжепророк — философ Шигалев (оправдывающий «целесообразный» геноцид десятой части общества над остальным «стадом»).
— Отвратный Толкаченко (вербовщик «революционеров» среди отбросов общества и даже проституток).
— Легко изменивший присяге отставной военный Виргинский.
— Сакральная жертва — сомневающийся студент Иван Шатов.
Что стремится сделать Петр Верховенский при помощи своих соратников? «Раскачать общество», т. е. порушить основы христианского миропонимания, внушить части людей, что они лучше, чем другие, натравить их на этих других людей.
Для усиления раскола в обществе оскверняются святыни. Производятся вещи, понятные нам, жителям информационного общества: манипуляция информацией. Незаметно для самих людей усилиями «революционеров» происходит подмена Знания (понятия христианского, предполагающего истину и достоверность) на Информацию (формируемую сомнительными путями).
В результате героев романа обуревает скептицизм, они перестают тянуться к Вере, к Истине и становятся пешками в эфемерной партии, которую уже ими играют. Произведение «Бесы» Достоевского все это отражает.
Бесы — Анализ произведения
Федор Михайлович Достоевский отдал в печать лишь вторую версию своего романа «Бесы». Первая была нещадно уничтожена после очередного эпилептического припадка. Достоевский, очень требовательный к себе человек, готов был задержать сроки сдачи романа в печать и жить с семьей впроголодь, но «сырой» на его взгляд материал, сдать не мог.
Идеей произведения послужила небольшая газетная вырезка о громком на то время преступлении, произошедшем в Москве в 1869 году. Члены одного революционного кружка, организатором которого был студент Нечаев, убили одного из своих соратников, Иванова, пожелавшего выйти из их тайного общества.
Это преступление огромным катком прокатилось по стране. Именно из этого происшествия получилось глубокое философское произведение, получившее признание, сначала за рубежом, а после распада советского союза, и в нашей стране.
Это не принятое в свое время произведение было построено на идее нигилизма, отрицания не конкретного, а всего сразу, без разбора и на подряд.
Главный герой, Верховенский, показан в романе крайне мерзким человеком, не останавливающимся ни перед чем для достижения своей главной идеи.
Революционные идеи, о которых он рассказывает своим соратникам, являются только средством к достижению главной цели – власти. Он трезво оценивает себя и свои силы и понимает, что «мелковат» для поста властителя голов и мыслей, поэтому ставленником своим делает Ставрогина Николая.
Ставрогин же, просто наслаждается своим верховенством, не понимая для чего ему это, да и не желает напрягаться и понимать это. Черная дыра, в которую, шаг за шагом, затягиваются люди, постепенно поглощает всех участников тайного общества. Один за другим погибают его члены.
В конце романа Ставрогин кончает с собой, что видится совершенно логичным, учитывая его предсмертное письмо, в котором и раскрывается его гнилостная черная сущность.
Растлитель малолетней девочки Матреши, клятвопреступник, насильник и, наконец, убийца, Ставрогин получает заслуженный конец. Проданная душа забирает с собой и тело.
Только Степану Трофимовичу Верховенскому, отцу Петра, Достоевский позволяет открыть путь спасения своей страны, погрязшей в бредовых идеях социализма, безверии, мечущейся между придуманным богом, попытками верить в него и бесконечными доказательствами того, что бога не существует через самоубийства.
Как выглядят демоны и бесы
Википедия на своих страницах дает целый список книг, в которых есть фото ранних рисунков, изображающих разных демонов.
Бес сильно похож на черта, только больше его по размеру. Как и вся нечисть, он способен становиться невидимым, спокойно проходить сквозь преграды. Но люди, обладающие повышенной нервной чувствительностью, часто ощущают рядом его присутствие.
Их разделяют на несколько видов:
- Полуденный. Его священники отождествляют с грехом уныния. Такой грех в христианском понимании — это расслабление духа и тела, ленность. Верный знак нахождения его рядом с человеком – прохладное отношение к молитвам, упадок духовной жизни.
- Бес блуда. Нежить, которая толкает человека к плотским удовольствиям. К этим удовольствиям относятся физическая любовью не для зачатия ребенка, а для собственного удовольствия, похотливые размышления и беседы, расхлябанность в поведении. Она подталкивает людей с хилой волей на разврат, извращения и преступления сексуального характера.
- Удача. Так зовут нечистого, который может принести везение в жизнь человека, но стоимость этого подарка от него – человеческая душа. К сожалению, существует много людей, которые готовы променять свою душу на такой подарок и после смерти провести вечность в Аду.
В современном мире принято желать удачи, но как советуют в православной религии, с такими пожеланиями надо обращаться аккуратно. Желая удачи родному или близкому человеку, люди призывают к нему злых духов. Они ожидают такого момента, чтобы потом подтолкнуть человека к греху, ведь данная им удача будет хорошим подарком за эту возможность.
Какое влияние на людей оказывают бесы
Любой человек, избравший духовную жизнь, старается больше молиться, делать добрые дела и неизменно уверяется в присутствии злых духов. Господь следит за этим миром, который он создал, он направляет ангелов, чтобы те поддерживали людей. Но вместе со светлым промыслом Господа о мире существует еще и темный промысел злых духов.
Они также находятся в мире людей, стараются воспользоваться каждой слабостью человека, чтобы увести его с дороги, ведущей к Всевышнему. Нечистая сила старается загубить побольше людских душ.
Сверхъестественное знание, к которому относятся занятия оккультизмом, черной и белой магией, всевозможные гадания, было придумано ими и поэтому относятся к не богоугодным делам. Тайные знания первым магам этого мироздания раскрывали представители нежити. Давая их человечеству, нечистая сила вводит душу человека в искушение, тем самым отворачивая душу от Господа и пополняя ею ряды армии Тьмы.
Злые духи прекрасно разбираются в Библии, считается, что они ведают будущее, но их пророчествам опасно доверять. К тому же они обладают телепатией, могут читать мысли людей и пользуются этими возможностями, чтобы отделить человека от Господа.
Православие о бесах
Святыми отцами зовут известных деятелей церкви, которые совершили великие дела для расцвета православной церкви. Они считаются людьми, к которым коснулся Святой Дух. В своей жизни они знали немало тайн, по сей день христиане часто отыскивают правду в их заметках. Тема нечисти и ее негативное влияние на человеческий род тревожила их умы не одно столетие. Заметки святых отцов задевают большое количество тем, которые содержат этот вопрос.
Святые отцы предсказывали, что ближе к концу света, бесы и демоны утроят усилия, чтобы завлечь больше людей на свою сторону. В некоторых событиях последних лет (нравственная распущенность, массовый отход людей от Бога, катастрофы по всему миру, в том числе и экологические, терроризм, сильное давление на христианскую церковь и ее ценности) можно увидеть скорое наступление конца этого мира.
Всем людям, которые придерживаются православной веры необходимо знать, кто такие бесы и прочая нечисть в христианстве, чтобы уметь противостоять им и не давать им возможность сбить себя с истинного пути.
Историческая основа создания романа
Заметив нечто сташное, инфернальное в социуме России, не смог не взяться за перо Ф. М. Достоевский. «Бесы» — плод труда его ума и сердца, где он чутко уловил за полвека до революций предтечу бесноватости всего общества, впервые проявившуюся у русских революционеров-нигилистов.
Группой смутьянов, управляемой неким Федором Нечаевым (нашумевший нечаевский процесс) был убит (в 1869 г.) студент Петровской землеакадемиии Иван Иванов. Причем мотивы раскрытого убийства были двоякими. Нечаев не просто инициировал убийство, чтобы предупредить донос со стороны Иванова. В еще большей степени он пытался подчинить других членов этого террористического кружка своей воле, связав их кровью жертвы.
Федор Михайлович за этим событием уловил, понял, осознал и донес до умов и сердец читателей макроопасность грядущего.
Жанр, направление
В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».
Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.
Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.
Тайна седьмой версты
Больница Всех Скорбящих Радости в Санкт-Петербурге. Около 1880 года
Разговаривая с губернатором, Петр Степанович Верховенский бросает несколько фраз о либеральном кружке, организовавшемся в городе:
Что означают слова «всех как есть целиком на седьмую версту»? Так в 1860-е годы жители Санкт-Петербурга называли отправку кого-то в сумасшедший дом. Психиатрическое отделение Обуховской больницы, или Больницы Всех Скорбящих Радости, открылось в 1832 году. Лечебница находилась на одиннадцатой версте по Петергофской дороге в бывшей даче Сиверса — Остермана. Одиннадцать верст — это если считать от Главпочтамта в центре города. Жители же отсчитывали расстояние до объектов в пригороде от южной границы Петербурга, пролегающей вдоль Фонтанки. В 1835 году было завершено строительство Обводного канала, который стал новой южной границей города, и появилось выражение «на седьмой версте», понятное только жителям столицы. Хитрый Петр Степанович специально использует его, давая понять губернатору — чиновнику, присланному из Петербурга, — что они свои люди.
Немного истории
Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в столице Российской империи. Семья Михаила Андреевича (отец) и Марии Федоровны (мать) состояла из восьми детей. Михаил Андреевич приобрел несколько сел (Даровое и Черемошня), куда на лето отправлялась многодетная семья.
Там маленький Федор Михайлович познакомился с крестьянской жизнью, обучался латыни под пристальным надзором отца. Дальнейшее образование сводилось к занятиям французским, словесностью и математикой.
На протяжении трех лет (до 1837) старшие братья Михаил и Федор пребывали в знаменитом пансионате Чермака. Юность Достоевского прошла в стенах Главного инженерного училища, куда Федор Михайлович поступил вместе с братом. Военные порядки тяготили их, ведь они видели себя на литературном поприще.
В 1833 году автора взяли в Петербургскую инженерную команду, однако спустя год он получил увольнение от службы. С 1884 начинаются литературные потуги молодого писателя. Он старательно переводит работы зарубежных авторов, публикуется инкогнито в журнале «Репертуар и пантеон». Май следующего года ознаменовался публикацией первого романа Достоевского – «Бедные люди». Оценки критиков были крайне положительными, писатель стал членом нескольких литературных кружков.
Однако обилие знакомых сыграло злую шутку – роковая дружба с М.В Петрашевским привела к ссылке. Михаил Федорович провел четыре года в Омске. Спустя пару лет стал рядовым Сибирского линейного батальона. С 1857 года автор получил полное помилование и возможность свободной печати своих произведений. В память о каторжных работах Достоевский пишет «Записки из Мертвого дома», произведшие фурор за рубежом.
Летом 1862 года происходит знаменательное событие – Достоевскому разрешают выехать в Европу, он выбирает Баден–Баден как временное пристанище. За рубежом начинается творческий расцвет мирового классика. В период с 1866 по 1880 выходит «великое Пятикнижие», куда вошли «Преступление и Наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
Январским утром 1881 года Ф.М. Достоевского не стало. Причина смерти – туберкулез легких, бронхит хронической формы. Похоронная процессия растянулась на километр до Тихвинского кладбища, где писатель получил последнее пристанище.
Иезуитство и коварство Верховенского
Впрочем у Верховенского есть дьявольский план прикрытия преступных действий террористической группы: кровь покрывают кровью. Петр играет игру с властями, гарантируя себе алиби – лояльного к власти гражданина-стукача, выдавая им ложных «смутьянов» — Шатова и Кириллова, которые (первый – насильственно, второй – добровольно) должны погибнуть. Зная о неадекватных убеждениях друга Николая Ставрогина, инженера Кириллова, Верховенский использует их в своих интересах.
На примере этого инженера изображает отступника от веры, презирающего Бога, Ф. М. Достоевский. Бесы пытаются скрыть следы своих убийств, взвалив ответственность на него, покойного. Кириллов полагает, что путем самоубийства он станет богочеловеком. Бес-распорядитель Петр Верховенский подло договаривается с инженером – уничтожить себя, когда наступит необходимость, беря с него обещание. Поэтому, по требованию Петра Верховенского, Кириллов сперва пишет записку, «признаваясь» в убийстве Ивана Шатова. Далее же инженер-фанатик и богоборец действительно убивает себя из пистолета.
Роман «Бесы» Достоевского — это и показ того, как разрушаются бесовские планы Петра Верховенского. Вскоре раскаявшийся и осознавший содеянное его подельник Лямшин выдает всех преступников. Петру Верховенскому удается бежать. Скрывается в Швейцарии и Николай Ставрогин.
Он чувствует себя уже не «принцем Гарри», а человеком, опустошенным безверием и отрицанием человеческой морали. Николай, жалкий и одинокий, умоляет приехать к нему ранее опозоренную Дарью. Что может дать он ей, кроме страданий? Впрочем, это лишь слова. Подобно Антихристу-соблазнителю, его конец уже предрешен – самоубийство. Он неожиданно приезжает в имение матери (Скворешники), где вешается в мезонине.
Чему учит?
Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.
Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.
Тайна публичности брака Ставрогина и Лебядкиной
Максим Матвеев в роли Николая Ставрогина и Мария Шалаева в роли Марии Лебядкиной. Кадр из сериала «Бесы». Режиссер Владимир Хотиненко. 2014 год
Во второй главе Ставрогин приходит к капитану Лебядкину, чтобы обсудить свой тайный брак с сестрой капитана Марьей Тимофеевной, заключенный четыре с половиной года назад:
Зачем Ставрогин хочет рассказать всем, что женат на Марье Тимофеевне? Чтобы спасти ее от брата. В России XIX века женщины были приписаны к мужчинам — отцам, братьям, мужьям: соответствующие документы заполняли сотрудники полиции. Так как брак Ставрогина и Марьи Тимофеевны держался в тайне, женщина полностью зависела от Лебядкина. Тот никуда не отпускает от себя сестру, которая пытается от него сбежать, избивает ее, а также использует, чтобы шантажировать Ставрогина.
Если брак станет публичным, Марья Тимофеевна освободится от своего брата. Тот старается отговорить Ставрогина, в качестве главного аргумента выдвигая безумие сестры. Дело в том, что в Российской империи было строго запрещено заключать брак с сумасшедшими. Это приравнивалось к женитьбе по принуждению и считалось преступлением. Однако доказать безумие женщины, особенно по прошествии нескольких лет, было бы сложно. Изначально обязанность убедиться в том, что оба будущих супруга находятся в здравом уме и доброй памяти, накладывалась на священника. Предполагалось, что если он провел венчание, то все в порядке. Для выяснения истины требовалось дополнительное разбирательство. К тому же освидетельствование для признания сумасшедшим было не самой быстрой процедурой.
Главные герои и их характеристика
- Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
- Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
- Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
- Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
- Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
- Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
- Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.
Часть 3
Глава 1. Праздник. Отдел первый
На том же празднике видный писатель Кармазинов знакомит гостей со своим злободневным произведением об основах нигилизма. С ним вступает в спор старый Верховенский, отстаивающий ценность классики: Шекспира и Рафаэля. Однако публика его освистывает.
Глава 2. Окончание праздника
Степан Тимофеевич в сердцах пишет письмо с извинениями своей несбывшейся невесте Дарье Шатовой.
Разносится весть, что Лизавета Тушина укатила со Ставрогиным в его имение Скворешники. А на балу у предводителя дворянства зал облетает ужасная весть о пожаре с двойным убийством, жертвами которого стали Лебядкины. Губернатор спешит на место происшествия и лишается чувств под рухнувшей на него доской.
Глава 3. Законченный роман
Утром Ставрогин зовет Лизавету с собой в Швейцарию, но она отвечает отказом. Петр Верховенский прибегает в Скворешники с сообщением о смерти Лебядкиных. Лизавета в ужасе, она уверена, что организатор – Ставрогин. Она бежит прочь, ее нагоняет сочувствующий Маврикий Николаевич, готовый жениться на ней и после скандала. Столкнулась Лизавета и со спешно покидающим город в поисках истинной России старым Верховенским. Сама она пошла к месту пожара. Там ее, «ставрогинскую», узнали люди. Кто-то из толпы осыпает ее ударами, девушка теряет сознание. И вскоре умирает.
Глава 4. Последнее решение
Пока Ставрогин уезжает из города, Петр Верховенский призывает своих революционеров расправиться с «доносчиком», «предателем» Шатовым. Взять вину на себя он предлагает Кириллову: все равно ведь тот собирается покончить с собой. У Кириллова Петр видит выпивающего Федьку Каторжного, которому он запретил показываться на глаза. Федька бьет вытащившего револьвер Верховенского и бежит. Однако Петр Степанович предсказывает, что Каторжному больше водки не пить. И действительно, вскоре того находят с проломленным черепом.
Глава 5. Путешественница
К Шатову стучится его жена Марья, бросившая его несколько лет назад. Без денег, в ожидании близких родов. Шатов неожиданно обрадовался, рассчитывая вместе с ней и ребенком начать трудовую жизнь, о которой столько мечтал. Он помогает при родах акушерке Виргинской и после засыпает мертвым сном – до тех пор, пока за ним не зашел товарищ «из наших». Его заманивают в парк.
Глава 6. Многотрудная ночь
Шигалев вдруг отказывается убивать. Впрочем, и без него есть кому схватить Шатова. Петр Верховенский самолично стреляет Шатову в лоб. Труп сбрасывают в пруд. Верховенский торопится к Кириллову: тому пора свести счеты с жизнью. После внутренней борьбы Кириллов стреляется. На виду остается его записка с самообвинением себя в смерти Шатова. Верховенский бежит в столицу, а оттуда – за границу.
Глава 7. Последнее странствование Степана Трофимовича
Степан Трофимович Верховенский рассказывает случайной знакомой книгоноше Софье Михайловне историю свой жизни. Она зачитывает ему отрывок из Евангелия о бесах, изгнанных из человека и вошедших в свиней. Степан Тимофеевич, уже в бреду, ослабевший, сравнивает Россию с евангельским бесноватым. Скончался он в крестьянской избе, на руках у оповещенной кем-то Варвары Петровны.
Глава 8. Заключение
В городе уверены, что тайное общество действительно существует и причастно ко всем бедствиям – от пожара до убийств. Революционер Лямшин сдает подельников, замешанных в убийстве Шатова. Молчит он только о Петре Верховенском.
Ставрогин пишет Дарье Шатовой – и теперь уже ее зовет в тихое местечко в Швейцарии, в кантон Ури. Он признается, что шел путем отрицания, чтобы «узнать себя». В пути этом он вполне разочаровался, себя же считает «подлым насекомым», достойным смерти. Пока Дарья и Варвара Петровна читают письмо, от слуги становится известно, что Ставрогин близко, заперся в Скворешниках. Они бросаются туда – и видят, что он повесился. В короткой записке Ставрогин написал: «Никого не винить, я сам».
Есть ли имена у бесов
У каждого беса есть имя. Зная его, можно вызвать темную сущность. Среди нас чаще обитают:
- Блудный или бес блуда. Подталкивает человека к плотским удовольствиям, склоняет к измене, заставляет вести похотливые разговоры и совращать невинных. Именно Блудный является причиной преступлений сексуального характера: извращений, изнасилований, совращений малолетних. Противостоять ему могут только глубоко верующие люди.
- Полуденница или Полуденный бес. С легкостью заберет души людей, находящихся в постоянном унынии, тех, которые вечно недовольны жизнью, ежечасно жалуются на судьбу и на Бога. В христианстве таких людей называют слабыми духом. Они обычно ленивы и безучастны ко всему происходящему. Если человек постоянно чувствует упадок духовных сил, ничем не интересуется – это явный признак того, что Полуденный присосался к энергетической оболочке и высасывает силы.
- Удача. При встрече с ним вы будете уверены, что удача у вас в руках. Бес преподнесет реальный подарок, от которого сложно отказаться – большой денежный выигрыш, везение в любовных делах или бизнесе. Но за все нужно платить! Платой становится человеческая душа. Немало людей, которые соглашаются попасть в Ад после смерти. Ведь в ад они мало верят, а получить безбедную, полную удовольствия жизнь, хотят уже сейчас. Желая «удачи» близкому, вы рискуете навлечь на него беду. Не бросайтесь такими пожеланиями. Бес Удача всегда начеку!
В каждом из нас есть частицы светлого и темного. Мы подвержены гневу и унынию, можем слукавить и возгордится. При этом мелкие проступки мы не считаем грехами. В век быстрых технологий мы много работаем, мало спим. Мы всегда торопимся. Нам не хватает времени на простое общение и заботу о близких. Заставить каждого посещать церковь и читать молитвы перед сном невозможно. Но зная, кто такой бес, мы должны внимательно относиться к своим словам и поступкам, не обижать близких, соблюдать законы жизни и простые правила приличия.