Образ князя мышкина в романе ф.м. достоевского «идиот» (1868)

Судьбоносное знакомство

Князь, неискушенный в вопросах этикета, попадает в круговорот событий, которые происходят вокруг наложницы Тоцкого. Поначалу члены семейства генерала не могут понять, откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне, ведь он только прибыл в город. Но Достоевский позаботился о том, чтобы сюжет получился логичным. Еще в поезде, по дороге в столицу, Мышкин встречает Рогожина. Именно он и рассказывает о красавице, о которой мечтает. Придя к родственникам, герой видит ее портрет, который он оценивает три раза:

  • Первый раз — поражается красоте.
  • Второй раз — ощущает ее страдания.
  • Третий раз — его охватывает чувство жалости к девушке с искалеченной судьбой.

И вскоре этим важным персонажам предстоит настоящая встреча. Они не могли прежде видеться, но молодые люди сразу ощущают особенную связь друг с другом. Она носит не столько эмпирический, столько метафизический характер. Это что-то вроде родства душ, которое нельзя объяснить, но можно лишь почувствовать.

Подобно другой героине Достоевского, Соне Мармеладовой, Настасья Филипповна — грешница поневоле. Она тоже не смирилась со своей судьбой. Но между двумя женщинами есть принципиальная разница. Если Соня сохранила в душе веру в Бога и добро, то Настасья Филипповна поддалась гордыне, которая и привела ее к страшной гибели.

Достоевский показывает, что русское общество тяжело больно. Для людей важны богатство, власть, они на все готовы ради наживы. Персонажи романа забыли о нравственности. И только два героя относительно чисты — это Лев Николаевич и его страдающая избранница.

Печальная развязка

После того как срывается венчание, князь является к своему названому брату (мужчины обменялись крестами). Он знает, что его невеста сбежала с Рогожиным. У него в доме и подтвердились худшие опасения. Рогожин (Достоевский не пытался показать какого-то ужасного злодея, лишь человека, которого довела до последнего предела страсть) все-таки убил свою любимую женщину.

Сделал он это потому, что устал терпеть ее насмешки и ревновал к князю. Настасья никогда не любила его, чего не скрывала, в открытую издевалась над несчастным кавалером. Купцу, который не привык обуздывать свой темперамент, переносить подобное поведение со стороны женщины было нелегко. Когда же он понял, что отношение к нему не изменится, решился завершить все одним ударом ножа для разрезания бумаг.

Трагизм финала романа в том, что никому так и не удалось спасти отчаявшуюся женщину. Пострадали и все остальные участники драмы. Князь Мышкин теряет единственную девушку, которая могла бы сделать его счастливым как мужчину (Аглаю Епанчину). Парфен Семенович лишается всего — и ту, которой он был одержим, и свободу, и собственный разум.

Замысел писателя

Идея появилась у Федора Михайловича в 1867 году, о чем он и написал одному из своих друзей. Но на тот момент еще продолжалась работа над «Преступлением и наказанием». Замысел осуществить было нелегко — роман писался медленно и тяжело. Вариант, который знают современные читатели, появился лишь с третьей попытки. Писатель планировал завершить его в декабре, он даже взял аванс в издательстве, но планам не суждено было сбыться. Работа была закончена 29 января 1869 года.

Будучи за границей, писатель анализировал состояние общества. Читая газеты, он заметил, что участились случаи необычных убийств: например, когда миллионер убил ювелира. Детали дела были использованы в романе, где эта тема играет важную роль. Писатель делает вывод, что общество заражено страшной болезнью. Федор Михайлович задается важными вопросами:

  • Играет ли еще для русского народа православие важную роль?
  • Готов ли этот народ ко второму пришествию Спасителя?
  • Можно ли изобразить Христа в искусстве?

Ответ на последний вопрос — отрицательный. Ведь если в уста Христа вложить слова, которых нет в евангелии, это будет уже Лжехристос. Осознавая это, писатель делает другой выбор. Он старается показать в романе «положительно прекрасного» героя, который напоминает Сына Божьего. Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» имеет даже внешнее сходство с Христом (словесный портрет персонажа будет ниже).

В первых двух редакциях «Идиота» писатель решает сделать смиренного человека из гордеца (наподобие Раскольникова). Но замысел не удается. В третьем варианте с самого начала Достоевский изображает кроткого молодого человека, каким и был Спаситель.

Ни одна деталь у Федора Михайловича не появляется случайно.

Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин

Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека. Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша. И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви. Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.

Достоевский, когда писал роман, замечал, что для него самое главное – финал. Он был задуман уже изначально. И смысл романа раскрывается только в нем. Но концовка романа — не в убийстве Рогожиным Настасьи Филипповны, а в той жертве, которую она не принимает. Вот и ответ на вопрос: почему Лев Николаевич не смог спасти Настасью Филипповну. Его жертва была основана на жалости. Если один человек спасает другого, но его жертва основана не на любви, то спасения не будет. Два побратима, Мышкин и Рогожин, пытаются спасти одну женщину, но не могут. Потому что и сострадание не спасает, и страсть тоже.

Приезд в Петербург

Чтобы показать все слои общества, Достоевский придумывает определенный сюжет. У Льва Николаевича совсем нет родных в городе, поэтому князь Мышкин является к своим дальним родственникам. Это семейство генерала Епанчина, жена которого приходится молодому человеку тетушкой. Таким образом, писатель показывает срез российского общества начиная с самой его верхушки — ведь, как известно, рыба гниет с головы.

Здесь начинается одна из главных тем в романе — деньги, отношение к богатству. Генерал Епанчин хочет породниться с Тоцким, чтобы объединить капиталы. Для этого надо выдать за него одну из своих дочек. Но браку мешает одно некрасивое обстоятельство: у барина имеется содержанка. Тоцкий взял ее на воспитание еще ребенком, воспитывал в деревне. Когда девушке исполнилось 16, он сделал ее своей любовницей. Речь идет о Настасье Филипповне. От этой своенравной дамы теперь нужно избавиться, чтобы спокойно вступить в брак с Александрой.

Судьбоносное знакомство

Князь, неискушенный в вопросах этикета, попадает в круговорот событий, которые происходят вокруг наложницы Тоцкого. Поначалу члены семейства генерала не могут понять, откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне, ведь он только прибыл в город. Но Достоевский позаботился о том, чтобы сюжет получился логичным. Еще в поезде, по дороге в столицу, Мышкин встречает Рогожина. Именно он и рассказывает о красавице, о которой мечтает. Придя к родственникам, герой видит ее портрет, который он оценивает три раза:

  • Первый раз — поражается красоте.
  • Второй раз — ощущает ее страдания.
  • Третий раз — его охватывает чувство жалости к девушке с искалеченной судьбой.

И вскоре этим важным персонажам предстоит настоящая встреча. Они не могли прежде видеться, но молодые люди сразу ощущают особенную связь друг с другом. Она носит не столько эмпирический, столько метафизический характер. Это что-то вроде родства душ, которое нельзя объяснить, но можно лишь почувствовать.

Подобно другой героине Достоевского, Соне Мармеладовой, Настасья Филипповна — грешница поневоле. Она тоже не смирилась со своей судьбой. Но между двумя женщинами есть принципиальная разница. Если Соня сохранила в душе веру в Бога и добро, то Настасья Филипповна поддалась гордыне, которая и привела ее к страшной гибели.

Достоевский показывает, что русское общество тяжело больно. Для людей важны богатство, власть, они на все готовы ради наживы. Персонажи романа забыли о нравственности. И только два героя относительно чисты — это Лев Николаевич и его страдающая избранница.

Приезд в Петербург

Чтобы показать все слои общества, Достоевский придумывает определенный сюжет. У Льва Николаевича совсем нет родных в городе, поэтому князь Мышкин является к своим дальним родственникам. Это семейство генерала Епанчина, жена которого приходится молодому человеку тетушкой. Таким образом, писатель показывает срез российского общества начиная с самой его верхушки — ведь, как известно, рыба гниет с головы.

Здесь начинается одна из главных тем в романе — деньги, отношение к богатству. Генерал Епанчин хочет породниться с Тоцким, чтобы объединить капиталы. Для этого надо выдать за него одну из своих дочек. Но браку мешает одно некрасивое обстоятельство: у барина имеется содержанка. Тоцкий взял ее на воспитание еще ребенком, воспитывал в деревне. Когда девушке исполнилось 16, он сделал ее своей любовницей. Речь идет о Настасье Филипповне. От этой своенравной дамы теперь нужно избавиться, чтобы спокойно вступить в брак с Александрой.

Почему Настасью Филипповну не спас Мышкин

Князь хочет спасти Настасью Филипповну. Но он никак не приспособлен к жизни в этом мире и в самом начале романа признается в этом Епанчину. По сути, он младенец, которому еще нужно учиться жить, а тут получается, что нужно бороться за человека. Мышкин блаженный до того времени, пока не решает жениться на Настасье Филипповне. Он осознанно переходит из категории блаженного в другую категорию – в сей мир. Он делает предложение тогда, когда может быть соперником Рогожину. Из романа мы знаем, кто оставил князю Мышкину наследство. Это была его тетя, миллионерша. И теперь Рогожин в финансовом плане уступает Мышкину, но Настасья Филипповна из гордости не принимает жертву, она знает, что князь любит не ее. Она ощущает, что он ее жалеет, и не может принять такую жертву. Он любит Аглаю, а Настасья Филипповна полюбила Мышкина. И вот ее жертва основана не на жалости, а на любви. Она не спасает с ним себя, чтобы не обрекать его на жизнь с нелюбимой женщиной, то есть на страдания.

Достоевский, когда писал роман, замечал, что для него самое главное – финал. Он был задуман уже изначально. И смысл романа раскрывается только в нем. Но концовка романа — не в убийстве Рогожиным Настасьи Филипповны, а в той жертве, которую она не принимает. Вот и ответ на вопрос: почему Лев Николаевич не смог спасти Настасью Филипповну. Его жертва была основана на жалости. Если один человек спасает другого, но его жертва основана не на любви, то спасения не будет. Два побратима, Мышкин и Рогожин, пытаются спасти одну женщину, но не могут. Потому что и сострадание не спасает, и страсть тоже.

Прототип главной героини

Литературоведы, изучавшие жизненный путь писателя и его творчество, утверждают, что прототипом Настасьи Филипповны выступает возлюбленная Достоевского Апполинария Суслова. Их разница в возрасте насчитывала два десятка лет. Родные и знакомые писателя называли девушку Полиной. После того как завязался роман, она потребовала, чтобы Достоевский развёлся с женой, однако он отказался. Лишь после смерти своей законной супруги Достоевский сделал предложение Полине, но на этот раз она уже его не приняла. Их отношения всегда были сложными, нервными и мучительными для обоих.

Апполинария воспитывалась в очень благоприятной среде. Родившись в семье богатого купца, она получила превосходное образование. Девушка занималась написанием рассказов и повестей, однако её творения не имели литературной ценности. Девушка требовала от своего возлюбленного содействия в публикации произведений. Однажды одно из них было опубликовано в журнале Достоевского.

Интересно, что историю девушки со сломанной судьбой можно найти и в произведениях более поздних прозаиков. Например, литературоведы предполагают, что в своём «Докторе Живаго» Пастернак, создавая образ любовницы богатого адвоката Ларисы, находился под влиянием «Идиота» Достоевского. Как бы ни было, героини обладают идентичными чертами.

В 2020 году была опубликована книга Н. Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». Героиня писательницы оказалась жертвой насилия, что впоследствии привело к большим психологическим проблемам (иррациональная ненависть по отношению к мужчинам, стремление влюблять в себя, при этом оставаясь в недосягаемости).

Можно предположить, что к трагедии привело внутреннее раздвоение Настасьи. Если Мышкин отражает её Свет, то Рогожин — Тень, и оба мужчины ей необходимы. Невозможность выбрать кого-то одного отражает неспособность девушки ощутить внутреннюю целостность и справиться со своими психологическими проблемами.

Почему героиня погибает

Князь (не граф, как ошибочно думают некоторые) пытается спасти женщину, которая внушила ему столь сильные чувства. Он считает, что обязан заботиться о ней. Как написано в Википедии на странице, посвященной персонажу, свою цель в жизни он видит в том, чтобы «восстановить и воскресить человека». Он является своего рода воплощением христианской добродетели, напоминая своими поступками Христа. Но в плане светской жизни это совершенный ребенок: бесхитростный, лишенный расчетливости, вот почему его называют идиотом…

И такому наивному человеку предстоит спасать от гибели падшую женщину — это затея, которая изначально была обречена на провал. Даже не принимая в расчет такого соперника, как Рогожин — решительного и богатого, с практической точки зрения, неискушенному в любви молодому человеку сложно было бы ужиться с содержанкой, которая уже повидала всякое. Когда тетка оставляет главному герою наследство, он тут же делает предложение руки и сердца. Но оно отвергнуто, потому что Настасья Филипповна прекрасно осознает, что на самом деле граф Мышкин не любит ее, а жалеет.

Но все рассыпалось за один вечер, в который Аглая решила объясниться со своей соперницей. Между ними произошла ссора. Тогда Лев Николаевич остался с Настасьей Филипповной, а не пошел за любимой девушкой. Епанчины навсегда закрыли перед ним двери своего дома. Так он теряет Аглаю, но и падшую красавицу спасти ему не удается. Она в итоге отвергает и его, и Рогожина — жертва первого основана на жалости, второй может дать только страсть. А спасает по-настоящему лишь любовь. Именно в этом основной смысл романа «Идиот».

Замысел автора

Другие люди положительные черты Мышкина оценивают как «идиотизм». Они не привыкли к тому, что в обществе есть человек, который стремится к всеобщему благу, поэтому клеймят таким словом Льва Николаевича.

Мышкин добр, милосерден и сострадателен. В то же время от очень умный человек, который способен рассуждать на многие философские и общественные темы. Мышкин, несмотря на то, что из-за своей болезни не смог получить хорошего образования, отличается своей эрудицией и мудростью.

Сам Ф. М. Достоевский признавался, что в образе князя Мышкина он хотел изобразить совершенного, «положительно прекрасного» человека. По замыслу герой должен быть олицетворением всех христианских добродетелей, быть подобным самому Христу. Автор даже внешнюю характеристику образа князя Мышкина дает схожей с принятым портретом Иисуса.

На близость образа Мышкина самому автору говорит то, что Ф. М. Достоевский дал своему герою некоторые свои черты.

Изображая идеального героя, противопоставляя его другим персонажам, Ф. М. Достоевский, по его же признаниям, хотел воскресить человека. Автор демонстрирует то, что «идиотизм» князя Мышкина – это идиотизм общества, в котором принято называть добродетельного и милосердного человека идиотом.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Князь Мышкин», рассмотрит портретную характеристику образа Льва Николаевича Мышкина, его черты характера, которые не признавались обществом, а также авторский замысел, согласно которому Мышкин являлся «положительно прекрасным человеком».

2 вариант

В произведении Достоевского “Идиот” одна из главных идей, это путь, который должен пройти человек ради достижения душевной гармонии. Автор собрал всех представителей современного общества, отличимые друг от друга в взглядах на действительность, однако с совпадениями в взглядах в некоторых положительных и отрицательных действиях.

Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных. Автор делает данного персонажа уникальной и закрытой личностью до такой степени, чтобы этот человек казался новым для света. Главная идея романа – опровергнуть факт того, что идеалом человека служит искренняя любовь к самому себе, однако исходя из природы человека, он никогда не сможет дойти до такой степени, так как рано или поздно люди дают частичку себя нуждающимся.

Князь Мышкин задуман как личность, приближенная к идеалу Христа. Все это задумано с целью показать читателю насколько сильно отошло от поставленного идеала, и провести эксперимент: увидеть мир с точки уникальности, сравнивая его с идеалами Христовой проповеди. У главного героя можно заметить множество схожестей с евангельским Христом. Но у Мышкина совершенно нет никакого мистицизма в повседневной жизни. Он не страдал физически ради людей и не был послан провиденциальными силами. Его цель – не спасти людей, которые приняли веру в Бога, а более подходящая герою его времени. Мышкин ищет настоящего человека в подлинном обличии и помощью униженных. В главном герое заметен Иисус Христос, так как он, словно Иисус, живет с целью как можно больше помочь кому-то, несмотря ни на какие жертвы.

В один прекрасный момент он оказывается в схожей с Иисусом ситуации: ему не доверяют и испытывают. Однако он продолжает любить людей и сострадать к ним, что является настоящей гармонией чистой души. Его можно было бы назвать “Не от Мира Сего”, но он человек, с полными человеческими качествами. Мышкин влюбляется сразу в двух девиц. Одна из них, чтобы доказать свою любовь к Мышкину, бежит от него, попав под нож – пример, схожий с идеологией главного героя. Вследствие чего вновь пускается во сострадание, в который раз становясь причиной кого-либо горя.

Мышкина стоит расценивать как идеал сентиментальной личности, которая страдает и терпит ради людей.

Образ князя Мышкина

Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» имеет дворянское происхождение, но перенес все тяготы сиротства, рано потеряв родителей. Читатель встречается уже с повзрослевшим, лет двадцати шести молодым человеком. Внешность его приятна, особенно большие голубые глаза, но в их пристальном взгляде проскальзывает что-то «тихое и тяжелое».

Это необыкновенный человек, и до сих пор его образ вызывает дискуссии у исследователей творчества писателя:

  1. Первое, что поражает в нем — это умение видеть в людях только положительное.
  2. Он подвергается насмешкам, большинство считает его ненормальным, идиотом, но после знакомства с ним люди становятся добрее и чище.

Но один случай все изменил. Одну девушку, Мари из швейцарской деревни, увез молодой француз, а через несколько дней бросил на дороге. И она, голодная, оборванная шла пешком домой целую неделю. Все жители отвернулись от несчастной:

  • мать возненавидела;
  • дети смеялись над ней и закидывали грязью.

Она не могла за себя постоять и безропотно сносила обиды. Мышкину стало жаль девочку, и он стал с ними беседовать о жалости и милосердии. И отношение детей к Мари и к князю постепенно менялось. Во время болезни девушки дети приносили еду и лекарства, сидели около постели. Или другой случай, когда Рогожин с пьяной компанией начинает торг за Настасью Филипповну, князю не было сил на это смотреть, и, желая спасти ее душу, просит выйти за него замуж. Умная и гордая красавица ответила, что не хочет губить человека, и ему самому нянька нужна.

И очень важен эпизод, когда Мышкин говорит Рогожину, что любит эту женщину «не так», то есть не плотской, а другой любовью — из жалости. И это наталкивает на мысль о любви Христовой, божьей любви, которой князь не видит вокруг себя и не может понять, почему люди так злы и жестоки. Его неизлечимая болезнь является своеобразным тупиком.

Люди не понимают и не принимают его, как в свое время отвергли Христа. Князь у Достоевского не совсем душевно здоров, но эта болезнь выводит наружу все скрытые и темные мысли и намерения других персонажей и показывает реальный крах этой выдуманной нормальности условий жизни, которые окружали героя.

Князь Мышкин приезжает в Петербург

Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов. Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных. Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу. Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.

Кого спас князь

Нравственно совершенный герой романа удивляет окружающих своей открытостью — он правдив, честен, каждому готов прийти на помощь. Но ведь одного желания недостаточно, некоторым кажется, что герой так никому и не смог помочь.

На самом деле это не совсем так. Во-первых, спасти человека нельзя, если он сам этого не хочет, — здесь проявляется свобода воли, свобода выбора, которую даже Бог не ограничивает. Во-вторых, князь сумел изменить некоторых людей. Ганя Иволгин исцелился от своей алчности. Его младший брат Коля становится таким же добрым, как и Мышкин. А также князь, когда жил в Швейцарии, спас девушку Мари, он изменил детей, сделав их снова добрыми.

Главный герой не идеален — он ведь на самом деле обычный человек, а не Христос. Его мучают угрызения совести за то, что он иногда думает о людях плохо. Но на этом его грехи заканчиваются. Финал являет собой евангельскую аллюзию: Мышкин снова попадает туда, откуда пришел, — в лечебницу, это его «рай». Непонятый, преданный и всеми забытый, он вновь живет в своем мире, недоступном окружающим.

https://youtube.com/watch?v=_E-ZJN_Iq2k

Главные действующие лица

Главный герой романа «Идиот», князь Мышкин (характеристика образа слезует далее), по праву считается одним из самых значительных образов как в творчестве самого Ф. М. Достоевского, так и в мировой литературе в целом. В нём постоянно ощущается присутствие Христа. Лишённый всякого эгоизма, гордыни, наделённый удивительной способностью проникать в самую глубь природы и души человека, князь является, скорее, не тем идеалом, к которому следует стремиться, а призмой, проходя через которую, и шаткий мир материальный, и люди со всеми их достоинствами и недостатками, и все те понятия и условности, которыми мы привыкли руководствоваться в жизни, предстают в ином свете.

Не является исключением и ещё одно главное действующее лицо романа – Настасья Филипповна Барашкова. Откуда князь Мышкин узнал о Настасье Филипповне? Об этом чуть позже… Увидел же он её впервые на фотографической карточке. Глазам князя тогда предстала женщина необыкновенной красоты: глаза тёмные, бездонные, лоб задумчивый, на лице – страсть и в то же самое время какое-то высокомерие. Понравилась ли она ему? Несомненно! Но это удивительное лицо, вновь проходя через прозрачную призму души его, преломляется самым неожиданным образом. «Судьба этой женщины, – говорит он, – не из обыкновенных, ведь перенесла она множество страданий; лицо весёлое, но гордое ужасно». И как бы предчувствуя беду, он добавляет: «Добра ли она? Ведь если добра, всё было бы спасено!»

Князь и общество

Лев Николаевич Мышкин свободно чувствует себя даже с малознакомыми людьми, охотно начинает и поддерживает разговор. Рассказывает интересно, последовательно, делая акцент на своих переживаниях, но ничего не преувеличивает, не приукрашивает. Рассуждения его логичны, обоснованы, демонстрируют своеобразный ход мыслей. Враждебность или недоверие слушателей, не заставляют его замкнуться или ожесточиться. Напротив, со словами «Вы, должно быть, неправильно поняли…» князь спешит исправить недоразумение. Его искренность настолько необычна, что у Епанчиных при первой встрече возникает подозрение в особо изощрённой хитрости бедного родственника.

Некоторые темы особенно волнуют Мышкина. Тогда он говорит торопливо, сбивчиво, эмоционально. В горячке, спеша высказать свою мысль, не замечает неуместности своего монолога, неловкости ситуации. Так произошло на светском приёме у Епанчиных, где, вспомнив о Павлищеве, своём спасителе, князь незаметно перешёл к католицизму, атеизму, социализму, особому пути России, православной вере, спасающей мир. Это горячечное, почти в состоянии бреда выступление в итоге спровоцировало припадок.

Почему героиня погибает

Князь (не граф, как ошибочно думают некоторые) пытается спасти женщину, которая внушила ему столь сильные чувства. Он считает, что обязан заботиться о ней. Как написано в Википедии на странице, посвященной персонажу, свою цель в жизни он видит в том, чтобы «восстановить и воскресить человека». Он является своего рода воплощением христианской добродетели, напоминая своими поступками Христа. Но в плане светской жизни это совершенный ребенок: бесхитростный, лишенный расчетливости, вот почему его называют идиотом…

И такому наивному человеку предстоит спасать от гибели падшую женщину — это затея, которая изначально была обречена на провал. Даже не принимая в расчет такого соперника, как Рогожин — решительного и богатого, с практической точки зрения, неискушенному в любви молодому человеку сложно было бы ужиться с содержанкой, которая уже повидала всякое. Когда тетка оставляет главному герою наследство, он тут же делает предложение руки и сердца. Но оно отвергнуто, потому что Настасья Филипповна прекрасно осознает, что на самом деле граф Мышкин не любит ее, а жалеет.

Но все рассыпалось за один вечер, в который Аглая решила объясниться со своей соперницей. Между ними произошла ссора. Тогда Лев Николаевич остался с Настасьей Филипповной, а не пошел за любимой девушкой. Епанчины навсегда закрыли перед ним двери своего дома. Так он теряет Аглаю, но и падшую красавицу спасти ему не удается. Она в итоге отвергает и его, и Рогожина — жертва первого основана на жалости, второй может дать только страсть. А спасает по-настоящему лишь любовь. Именно в этом основной смысл романа «Идиот».

Скромный Мышкин

Даже сама фамилия главного героя намекает на основные черты его личности. Это не просто скромность, но смирение, стремление нести в мир одну любовь несмотря ни на что. Князь Лев Мышкин выглядит почти так же, как и Христос:

  • Рост его чуть выше среднего.
  • Волосы белокурые, густые.
  • Впалые щеки свидетельствуют о недавней болезни.
  • Глаза большие, голубого цвета — их пристальный взгляд таит в себе нечто «тихое, но тяжелое» — это напоминание об эпилепсии.

Даже одежда на молодом человеке необычная. Он носит плащ с капюшоном, необычные башмаки. При нем совсем нет денег, да и багаж поместился в единственный узелок. И судьба главного героя крайне необычна. После смерти родителей он был взят на воспитание покровителем, который нанимал ему гувернанток, занимался его лечением. Диагноз князя — падучая болезнь, или эпилепсия. Автор романа не понаслышке знаком с этой болезнью, он сам страдал ею.

Каждый персонаж видит и чувствует: перед ним словно выходец из иного мира, блаженный, или попросту — идиот. В греческом языке у этого слова несколько иное значение — сердечный и наивный человек, мирянин. Князь следует каждой из девяти Заповедей Блаженства, которые упоминаются в Нагорной проповеди. Поэтому он просто не приспособлен к жизни среди алчных и подлых людей.

Замысел писателя

Идея появилась у Федора Михайловича в 1867 году, о чем он и написал одному из своих друзей. Но на тот момент еще продолжалась работа над «Преступлением и наказанием». Замысел осуществить было нелегко — роман писался медленно и тяжело. Вариант, который знают современные читатели, появился лишь с третьей попытки. Писатель планировал завершить его в декабре, он даже взял аванс в издательстве, но планам не суждено было сбыться. Работа была закончена 29 января 1869 года.

Будучи за границей, писатель анализировал состояние общества. Читая газеты, он заметил, что участились случаи необычных убийств: например, когда миллионер убил ювелира. Детали дела были использованы в романе, где эта тема играет важную роль. Писатель делает вывод, что общество заражено страшной болезнью. Федор Михайлович задается важными вопросами:

  • Играет ли еще для русского народа православие важную роль?
  • Готов ли этот народ ко второму пришествию Спасителя?
  • Можно ли изобразить Христа в искусстве?

Ответ на последний вопрос — отрицательный. Ведь если в уста Христа вложить слова, которых нет в евангелии, это будет уже Лжехристос. Осознавая это, писатель делает другой выбор. Он старается показать в романе «положительно прекрасного» героя, который напоминает Сына Божьего. Князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот» имеет даже внешнее сходство с Христом (словесный портрет персонажа будет ниже).

В первых двух редакциях «Идиота» писатель решает сделать смиренного человека из гордеца (наподобие Раскольникова). Но замысел не удается. В третьем варианте с самого начала Достоевский изображает кроткого молодого человека, каким и был Спаситель.

Ни одна деталь у Федора Михайловича не появляется случайно.

Популярные сочинения

  • Профессия моих родителей — сочинение (2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 класс) У моих родителей очень интересные профессии, каждая из них уникальна и важна обществу. Мой папа военнослужащий, а мама работает учителем в школе. В своем сочинении я расскажу, о том как трудятся мои родители на благо людям.
  • Сочинение по сказке Щелкунчик и мышиный король Главной героиней сказки «Щелкунчик и мышиный король» является семилетняя Мери. Второй ключевой фигурой является Щелкунчик. Он был человеком, но из-за воздействия колдовских чар превратился в куклу.
  • Сочинение на тему Прогресс Быстрая смена эпох уже воспринимается людьми как должное. Всем неумолимо движет прогресс. Тяга к самосовершенствованию набирает бешеные обороты. Изменения претерпевает

Князь Мышкин приезжает в Петербург

Итак, Лев Николаевич приезжает в Петербург и, поскольку родственников у него в городе нет, он направляется к генералу Епанчину, так как генеральша его дальняя родственница. Достоевский это устраивает, потому что ему нужно показать русское общество в срезе, начиная с верхов. Как известно, рыба гниет с головы. Попадает он в то время, когда генерал Епанчин собирается породниться с Тоцким. Они хотят объединить свои капиталы, делать общее дело. И тема денег и отношения к ним в романе одна из центральных. Генерал собирается выдать замуж за Тоцкого одну из своих дочерей. Но есть одна преграда. У барина Тоцкого на воспитании была одна девочка, он взял ее к себе, когда ей было семь лет, воспитывал в деревне, а когда ей исполнилось 16, превратил ее в свою наложницу. Теперь ему нужно избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы жениться на Александре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector