«в чем смысл финала романа ф. м. достоевского «идиот»?»
Содержание:
В чем суть концовки
Скитания героев не приводят к счастью. Рогожин, измученный сомнениями и отсутствием взаимности, преступает закон. Саморазрушение Настасьи доводит ее до гибели. Мышкин не нашел места в обществе и не избежал участи, подобной Христовой. Он лишь ускорил процесс и стал детонатором готовящейся к взрыву бомбы.
В произведении «Идиот» смысл безумия Мышкина можно трактовать по-разному, как и смерть самого Христа:
- Гибель, «выпадение» из безумного эгоистичного мира, который становится недоступен ему. Вместе с князем погибает все лучшее.
- Обретение спасения от страшной реальности в безумии, где нет больше зла, обмана и боли.
Роман Достоевского Идиот, смысл которого раскрывается ближе к финалу, поднимает извечную тему добра и зла. Главный герой является воплощением добродетели, а все вокруг – зло, в котором он пытается существовать.
Мышкин – лакмусовая бумажка, проявляющая суть общества. Такие личности лишь иконы, рядом с ними спокойно, светло и тепло. Общение с князем для персонажей равноценно исповеди. Сам герой лишен мотивов, он не совершает поступков, влияющих на события. Но остается надежда, что приход князя Мышкина не был напрасен, и его духовная смерть побудит общество к пониманию истин.
Автор
- Александр Астахов (1)
- Александр Афанасьев (1)
- Александр Бестужев (1)
- Александр Блок (3)
- Александр Грибоедов (2)
- Александр Грин (4)
- Александр Дружинин (1)
- Александр Костюнин (1)
- Александр Куприн (19)
- Александр Новоселов (1)
- Александр Островский (4)
- Александр Пушкин (43)
- Александр Радищев (1)
- Александр Солженицын (5)
- Александр Твардовский (3)
- Алексей Свирский (1)
- Алексей Толстой (4)
- Альберт Лиханов (3)
- Анатолий Алексин (8)
- Анатолий Приставкин (1)
- Андрей Геласимов (1)
- Андрей Некрасов (1)
- Андрей Платонов (17)
- Анна Масс (2)
- Антон Чехов (48)
- Антоний Погорельский (1)
- Антуан де Сент-Экзюпери (1)
- Аркадий Аверченко (3)
- Аркадий Гайдар (2)
- Астрид Линдгрен (1)
- Борис Васильев (4)
- Борис Екимов (1)
- Борис Житков (4)
- Борис Пастернак (2)
- Борис Полевой (2)
- Борис Тищенко (1)
- Борис Шергин (3)
- Братья Гримм (2)
- Валентин Катаев (4)
- Валентин Распутин (4)
- Валентина Осеева (5)
- Валерий Медведев (1)
- Вальтер Скотт (1)
- Василий Белов (2)
- Василий Гроссман (1)
- Василий Жуковский (7)
- Василий Шукшин (15)
- Василь Быков (2)
- Вениамин Каверин (1)
- Викентий Вересаев (1)
- Виктор Астафьев (13)
- Виктор Голявкин (1)
- Виктор Гофман (2)
- Виктор Гюго (1)
- Виктор Драгунский (3)
- Виктор Сидоров (1)
- Вильгельм Гауф (3)
- Вильям Козлов (1)
- Виссарион Белинский (3)
- Виталий Бианки (7)
- Виталий Губарев (1)
- Виталий Закруткин (1)
- Владимир Богомолов (1)
- Владимир Железников (3)
- Владимир Короленко (6)
- Владимир Крупин (1)
- Владимир Набоков (4)
- Владимир Одоевский (2)
- Владимир Солоухин (1)
- Владимир Тендряков (1)
- Владислав Крапивин (2)
- Всеволод Гаршин (5)
- Вячеслав Шишков (1)
- Гавриил Троепольский (1)
- Галина Черноголовина (1)
- Ганс Христиан Андерсен (13)
- Геннадий Черкашин (1)
- Геродот (1)
- Ги де Мопассан (1)
- Глеб Успенский (1)
- Гомер (4)
- Гофман (1)
- Гёте (1)
- Даниель Дефо (1)
- Даниил Заточник (1)
- Денис Фонвизин (3)
- Джанни Родари (1)
- Джеймс Гринвуд (1)
- Джеймс Олдридж (1)
- Джек Лондон (7)
- Джеральд Даррелл (1)
- Джером Сэлинджер (1)
- Дмитрий Григорович (1)
- Дмитрий Лихачев (1)
- Дмитрий Мамин-Сибиряк (3)
- Дмитрий Писарев (1)
- Евгений Басов (1)
- Евгений Замятин (1)
- Евгений Носов (7)
- Евгений Пермяк (1)
- Евгений Шварц (2)
- Екатерина Мурашова (1)
- Елена Верейская (3)
- Елена Габова (1)
- Жозеф Рони-старший (1)
- Жорж Санд (1)
- Захар Прилепин (2)
- Иван Бунин (27)
- Иван Гончаров (5)
- Иван Дмитриев (1)
- Иван Крылов (12)
- Иван Поммо (1)
- Иван Соколов-Микитов (1)
- Иван Тургенев (48)
- Иван Шмелев (4)
- Игорь Левшин (1)
- Игорь Стравинский (1)
- Иларион Киевский (1)
- Ирина Полянская (1)
- Исаак Бабель (1)
- Кир Булычев (2)
- Клиффорд Саймак (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Воробьев (3)
- Константин Паустовский (12)
- Константин Станюкович (2)
- Лев Кассиль (4)
- Лев Толстой (32)
- Леонид Андреев (5)
- Леонид Леонов (1)
- Леонид Пантелеев (4)
- Лидия Чарская (2)
- Лия Гераскина (1)
- Луиза Мэй Олкотт (1)
- Льюис Кэрролл (1)
- Любовь Воронкова (1)
- Любовь Романова (1)
- Людвиг Минкус (1)
- Людмила Петрушевская (1)
- Людмила Улицкая (1)
- Майк Гелприн (1)
- Максим Горький (15)
- Марина Москвина (1)
- Марк Алданов (1)
- Михаил Булгаков (7)
- Михаил Зощенко (13)
- Михаил Лермонтов (31)
- Михаил Осоргин (1)
- Михаил Пришвин (10)
- Михаил Салтыков-Щедрин (12)
- Михаил Шолохов (8)
- Мольер (4)
- Мухамедша Бурангулов (1)
- Надежда Тэффи (2)
- Нестор Летописец (1)
- Николай Булгаков (1)
- Николай Вагнер (1)
- Николай Гарин-Михайловский (2)
- Николай Гоголь (28)
- Николай Добролюбов (2)
- Николай Дубов (1)
- Николай Карамзин (4)
- Николай Лесков (12)
- Николай Некрасов (8)
- Николай Носов (10)
- Николай Телешов (2)
- Николай Устинович (1)
- Николай Чернышевский (1)
- О. Генри (3)
- Ольга Громова (1)
- Оноре де Бальзак (2)
- Оскар Уайльд (4)
- Павел Бажов (8)
- Павел Засодимский (1)
- Павел Санаев (1)
- Проспер Мериме (1)
- Радий Погодин (2)
- Редьярд Киплинг (1)
- Роберт Стивенсон (1)
- Роберт Шекли (1)
- Рувим Фраерман (1)
- Рэй Брэдбери (9)
- Сакен Жунусов (1)
- Самуил Маршак (1)
- Саша Черный (3)
- Сельма Лагерлёф (2)
- Сервантес (1)
- Сергей Аксаков (2)
- Сергей Баруздин (1)
- Сергей Михалков (1)
- Софокл (1)
- Софоний Рязанец (1)
- Софья Прокофьева (2)
- Софья Радзиевская (1)
- Стендаль (1)
- Тед Чан (1)
- Томас Майн Рид (1)
- Турольд (1)
- Уильям Голдинг (1)
- Уильям Шекспир (6)
- Ульф Старк (1)
- Фазиль Искандер (3)
- Франц Кафка (1)
- Фридрих Шиллер (1)
- Фрэнсис Бёрнетт (1)
- Фёдор Абрамов (7)
- Фёдор Достоевский (11)
- Чингиз Айтматов (4)
- Шарль Перро (5)
- Эдгар Аллан По (3)
- Эдуард Артемьев (1)
- Эдуард Веркин (1)
- Эдуард Успенский (1)
- Энн Хогарт (1)
- Эрнест Сетон-Томпсон (2)
- Эрнест Хемингуэй (1)
- Эсхил (1)
- Юлия Кузнецова (1)
- Юнна Мориц (1)
- Юрий Бондарев (1)
- Юрий Вронский (1)
- Юрий Казаков (3)
- Юрий Коваль (1)
- Юрий Нагибин (1)
- Юрий Яковлев (6)
Анализ 3
Данный роман приобрел широкую известность, автор разоблачает истинное состояние общества интеллигенции девятнадцатого века. Оно уже давно прогнило, потеряло нравственные устои. Проблема денег и наличия связей в высших кругах появилась уже тогда. Даже если человек имел образование, этого было недостаточно. Нужны были знакомства и деньги для решений подобной проблемы, иначе человек как специалист не рассматривался. По этой причине произведение очень актуально и в современном мире, когда эти проблемы набрали еще большие обороты.
Главный герой имеет удивительные качества, которые не характерны для остальных персонажей. Им является князь по фамилии Мышкин. Это открытый и светлый человек, который, несмотря на то, что вырос — смог не предаться мерзости и лжи. Герой воспитан, он не может жить в соответствии с теми правилами, которые диктует нынешняя жизнь.
Герой верит в прекрасное, однако, когда он оказывается в России, он видит совсем другую правду жизни, не ту, которой его учили. Он видит, что живущие здесь люди имеют совершенно иное представление о том, как следует жить. Мышкин испытывает потрясение, но изменяться под эти правила он не собирается.
В романе также есть и противопоставление главному герою, коим является Рогожин. Этот человек богат и состоятелен, у него есть цель и он идет к ней любыми способами. И Мышкин и Рогожин влюбляются в Настасью Филипповну. Рогожин разжигается страстью и хочет обладать своим объектом воздыхания. Судьба Рогожина была печальной, не в состоянии жить в неопределенности и страхи, герой доходит до убийства возлюбленной, после чего теряет рассудок. Вот до чего его довела страсть.
Мышкин тоже очень любил Настасью, но к нему очень тянулась девушка по имени Аглая, которая полюбила его всем сердцем. Она смогла заполнить какую-то пустоту. Девушку не смущал тот факт, что все окружающие воспринимали князя, как чудака.
Князь любил двух девушек, в итоге, он разорвал отношения с Аглаей. Позже узнал, что его возлюбленная Настасья убита. Герой долго успокаивал Порфена, после чего и сам не выдержал и потерял рассудок.
Мышкин помог многим людям, он не мог пройти мимо чужого горя. В жизни каждого, с кем соприкасался, оставлял добрый след. К сожалению, жестокие реалии жизни сломили и его. Очень больно и страшно терять таких людей, ведь он столько пользы еще принести.
Такие люди очень жертвенные, они в первую очередь думают о других, а не о себе. Обществу очень необходимы такие люди.
Основная мысль
Замысел Фёдора Михайловича состоял в том, чтобы показать процесс загнивания в разных слоях российского общества, особенно в среде интеллигенции. Пороки и недостатки, которые в тот период стали нормой:
- прелюбодеяние;
- лицемерие;
- двойная жизнь;
- косность взглядов;
- пошлость;
- самодовольство;
- ханжество.
Однако человек, наделённый достоинствами, не умеющий лицемерить и приспосабливаться, в искажённом мире погибнет или лишится рассудка. Лев Мышкин показан как праведник, наделённый миссией помочь обществу взглянуть на себя со стороны. В беседах с ним герои узнают, каковы они на самом деле. Персонажи открывают князю душу, и это позволяет им понять, что можно жить без лицемерия и фальши.
Не умея освоиться в чуждом для него обществе, Мышкин приносит себя в жертву, однако она не напрасна. Хотя бы одно сердце очнётся и освободится от чёрствости и безразличия. Если в мире найдётся несколько таких праведников, у общества есть шансы встать на путь исправления. «Идиот» — роман о «прекрасном человеке», чей образ несколько идеализирован. Окружающие считают его чудаковатым, но так относились к праведникам во все времена.
История создания
Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.
1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.
Творчество Фёдора Достоевского
Достоевский — поистине грандиозное явление не только в русской и мировой литературе, но и философской мысли. Писатель не просто затрагивает темы, которые волнуют читателей во всех странах и во все эпохи, но и ставит их в центр своего творчества.
А главной темой, проходящей красной линией сквозь всё творчество Фёдора Михайловича является человек, личность, индивидуальность. И не просто человек, а его чувствительная, тонкая и ранимая натура, для которой жизнь представляет собой черёд испытаний и страданий.
Достоевский воспринимал жизнь как нечто тяжкое, наполненное беспокойством и печалями. В жизни любого человека часто бывает довольно много беспричинной злобы и агрессии, поэтому главной задачей личности является преодоление одиночества, враждебности к окружающим. Мы должны найти гармонию с миром, уйти от печалей, привносить в свою жизнь и жизнь окружающих красоту.
Писатель глубоко проникает не только в душу человека как такового, но и в русскую душу, как особый феномен. Он сам был плотью от плоти русского народа и очень хорошо понимал все тонкости этой загадочной субстанции. Он выявляет все самые потаённые места этой души, вскрывает её метафизику и показывает те глубокие противоречия, которые лежат в её основе.
Всё творческое наследие Достоевского говорит нам о том, что главное, чем интересовался писатель как психолог и философ — это человек. Он детально исследует его природу методом собственноручно разработанного художественно-экспериментального анализа.
Человеческая природа на Западе более активна, чем в России, но при этом в душе русского человека заложен гораздо больший потенциал. Вся сила этого духа лежит не в логике и рационализме, как на Западе, а как раз наоборот — в тугом клубке противоречий, в иррациональности. И как раз этот фактор предоставляет огромные, практически бесконечные, возможности для личности.
Писатель сам является таким средоточием противоречий, он — органическое продолжение русского народа, который посредством гения Достоевского пытается постичь себя и найти своё место в этом жестоком мире.
Главный итог, к которому приходит Фёдор Михайлович — это то, что даже смерть не страшна ибо вечность непостижимым образом сосредоточивается в человеке. Через иррациональную и борющуюся личность раскрывается множество различных миров.
Достоевский необычайно умён, его сердце — это бесконечно сострадающее и любящее сердце Иисуса, он христианин до мозга костей в своём гуманизме и антропоцентризме. Он великий художник мысли. Он создал множество потрясающих по своей остроте и психологизму произведений, таких как:
- «Преступление и наказание»;
- «Идиот»;
- «Бедные люди»;
- «Бесы»;
- «Братья Карамазовы»;
- «Подросток»;
- «Униженные и оскорблённые» и прочие.
Часть четвертая
Умирающий Ипполит изводит все семейство Иволгиных, особенно отца, который все больше запутывается во лжи. Выясняется, что бумажник с деньгами Лебедева взял отставной генерал, а потом подбросил его так, будто тот выпал из кармана. С каждым днем фантазии старика становятся все нелепее. К примеру, Иволгин рассказывает князю, что лично знал Наполеона. Вскоре у экс-генерала случается удар, он умирает.
У Епанчиных готовятся к свадьбе Мышкина и Аглаи. Собирается знатное общество, которому представляют жениха. Мышкин неожиданно выступает с нелепой речью, разбивает дорогую вазу, а затем с ним случается припадок.
Аглая навещает князя и просит поехать вместе к Настасье Филипповне. При их встрече присутствует Рогожин. Аглая требует, чтобы Настасья Филипповна прекратила сводить ее с князем и всех мучить. Она обвиняет Барашкову в том, что той нравится бравировать своей обидой и «загубленной» честью. Если бы она желала счастья Мышкину, то давно уехала и оставила его в покое.
В ответ гордая красавица начинает насмехаться: ей стоит лишь поманить князя, и тот не устоит перед чарами. Настасья Филипповна выполняет свою угрозу, и растерянный Лев Николаевич не знает что делать. Мышкин мечется между двумя возлюбленными. Он бросается следом за убегающей Аглаей. Но князя догоняет Настасья Филипповна и падает ему на руки без памяти. Забыв об Аглае, Мышкин начинает утешать Настасью Филипповну. Рогожин, наблюдавший эту сцену, уходит прочь. Князь все больше погружается в душевную смуту.
Через две недели назначена свадьба Льва Николаевича и Настасьи Филипповны. Все попытки Мышкина встретиться и объясниться с Аглаей проваливаются. Епанчины возвращаются из Павловска в Петербург.
Евгений пытается убедить Мышкина, что тот поступил дурно, а Настасья Филипповна и того хуже. Князь признается, что любит обеих женщин, но по-разному. К Настасье Филипповне он испытывает любовь-сострадание. Невеста ведет себя очень эксцентрично. То утешает князя, то бьется в истерике.
На свадебной церемонии появляется Рогожин. Настасья Филипповна бросается к нему и просит, чтобы купец ее спас. Они бегут на станцию. К удивлению гостей Мышкин не бросается следом. Он спокойно проводит вечер и только утром начинает разыскивать беглецов. Но поначалу нигде не находит. Князь долго бродит по улицам, пока случайно не встречает Рогожина. Тот приводит Мышкина к себе домой и показывает убитую им Настасью Филипповну.
Оба проводят ночь на полу у тела покойной. Мышкин утешает Парфена, который находится в нервной горячке. Однако состояние князя еще хуже. Он окончательно сходит с ума, становится идиотом.
«Идиот», анализ романа
«Идиот», анализ романа
Роман «Идиот» стал реализацией давних творческих задумок Ф.М. Достоевского, его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому суждению является «по-настоящему прекрасной личностью», он воплощение добра и христианской морали. И именно за его бескорыстие, доброту и честность, необычайнейшее человеколюбие в мире денег и лицемерия окружение называет Мышкина «идиотом». Князь Мышкин большую часть своей жизни провел замкнуто, выйдя в свет, он не знал с какими ужасами антигуманности и жестокости ему придется столкнуться. Лев Николаевич символически выполняет миссию Иисуса Христа и, так же как и он, гибнет любя и прощая человечество. Так же как и Христос, князь, пытается помочь всем людям, которые его окружают, он пытается будто бы вылечить их души своей добротой и неимоверной проницательностью.
Образ князя Мышкина является центром композиции романа, с ним связаны все сюжетные линии и герои: семья генерала Епанчина, купец Рогожин, Настасья Филипповна, Ганя Иволгин и др. И также центром романа является яркий контраст между добродетелью Льва Николаевича Мышкина и привычным укладом жизни светского общества. Достоевский сумел показать что даже для самих героев этот контраст выглядит ужасающим, они не понимали этой безграничной доброты и следовательно боялись ее.
Роман наполнен символами, здесь князь Мышкин символизирует христианскую любовь, Настасья Филипповна – красоту. Символическим характером обладает картина «Мертвый Христос», от созерцания которой, по словам князя Мышкина, можно потерять веру.
Отсутствие веры и духовности становятся причинами трагедии случившейся в финале романа, значение которого расценивают по-разному
Автор акцентирует внимание на том, что физическая и душевная красота погибнут в мире, который ставит в абсолют только корысть и выгоду
Писатель проницательно заметил рост индивидуализма и идеологии «наполеонизма». Придерживаясь идей свободы личности, он в то же время считал, что неограниченное своеволие приводит к антигуманным поступкам. Достоевский рассматривал преступление как самое типичное проявление индивидуалистического самоутверждения. Он видел в революционном движении своего времени анархистский бунт. В своем романе он создал не только образ безупречного добра равный библейскому, но показал развитие характеров всех героев романа, которые взаимодействовали с Мышкиным, в лучшую сторону.
См. также:
- «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
- «Преступление и наказание», анализ романа
- Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
- «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
- «Белые ночи», анализ повести Достоевского
- «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
- «Бедные люди», анализ романа Достоевского
- «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
- «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
- «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
- «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
- «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
- «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
- «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского
По произведению: «Идиот»
По писателю: Достоевский Федор Михайлович
Суть: о чём роман?
Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.
В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.
В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.
В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.
Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.
Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.
Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.
Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.
Главные герои и их характеристика
- Князь Лев Николаевич Мышкин. В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
- Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин. Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
- Настасья Филипповна. Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
- Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.
Тайна смертной казни
Ожидая приема у Епанчиных, князь Мышкин заводит беседу о смертной казни с их камердинером:
Далее князь начинает фантазировать о мыслях приговоренного к смерти в последние минуты перед казнью. Однако в 1860-е годы смертная казнь в России существовала. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1866 года, смертная казнь назначалась за такие преступления, как бунт против верховной власти, утаивание факта прибытия из мест, где буйствует чума, государственная измена, покушение на императора. В том же 1866 году был казнен Дмитрий Каракозов, пытавшийся убить Александра II, а член революционного кружка «Организация» Николай Ишутин приговорен к смерти (правда, потом это наказание было заменено пожизненным заключением). Ежегодно российские суды приговаривали к казни 10–15 человек.
1 / 2
Николай Ишутин. 1868 годoldserdobsk.ru
2 / 2
Илья Репин. Портрет Дмитрия Каракозова перед казнью. 1866 годWIkimedia Commons
Конечно, рассказ князя Мышкина о казни и его фантазия о последних минутах приговоренного — это история самого Достоевского, осужденного на смерть в 1849 году. Наказание ему заменили на каторгу, но «последние минуты» перед смертью ему пришлось пережить.
Почему же князь Мышкин заявляет, что смертной казни в России нет? Конечно, едва приехав из Европы, он мог не знать, что происходит в стране. Но почему же другие герои, живущие в Петербурге и окрестностях, соглашаются с ним и удивляются рассказам о заграничных экзекуциях? Ошибка ли это? Нет, не ошибка. Достоевский намеренно искажает реальность, чтобы поделиться своим опытом и в то же время избежать проблем с цензурой. Красочные описания казни в России и переживаний русского приговоренного могли не пропустить в печать, а если бы и пропустили, публикация обернулась бы проблемами. В начале 1860-х годов Достоевский уже с этим столкнулся. В журнале «Время», который он издавал вместе с братом Михаилом, вышла статья Николая Страхова «Роковой вопрос» про Польское восстание. Уже после публикации текст сочли провокационным, и журнал был закрыт.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Лев Николаевич Мышкин | русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние. |
Настасья Филипповна Барашкова | невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой. |
Парфён Семёнович Рогожин | молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние. |
Аглая Ивановна Епанчина | Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца». |
Гаврила Ардалионович Иволгин | «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности. |
Темы
Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:
- Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
- Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
- Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
- Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
- Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
- Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.