«идиот» достоевского: анализ произведения и отзывы читателей

Содержание книги «Идиот»

Молодой князь из обедневшего и практически вымершего рода Мышкиных возвращается после долгого лечения в Швейцарии от нервного расстройства в Россию. Здесь его судьба пересекается с рядом колоритных персонажей: богатым купеческим сыном Рогожиным, семейством Епанчиных, дворянином Тоцким и его содержанкой Настасьей Филипповной, генералом Иволгиным и его секретарём Ганей.

Лев Мышкин не перестаёт удивлять всех своих новых знакомых откровенностью, наивностью и открытостью. События начинают раскручиваться с чрезвычайной быстротой — любовь, ненависть, зависть интриги. Мышкин оказывается в эпицентре всех событий.

Князь влюбляется в Настасью Филипповну и младшую дочь Епанчиных Аглаю. Вызывающее и иррациональное поведение Барашковой расшатывает здоровье нашего героя. Да и остальные не отстают, вовлекая князя во всё более запутанные интриги. Это оканчивается смертью Настасьи Филипповны и окончательным помешательством Льва Мышкина.

Каждому читателю стоит самому решить для себя, кем же на самом деле является главный герой романа Фёдора Достоевского «Идиот» князь Мышкин — простодушным идиотом или практически святым человеком, который пытается спасти несчастные и заблудшие души ценой собственной жизни?

Ясно одно — главными ценностями для Льва Николаевича была любовь и красота. Он пытался привнести всё это в жизни окружавших людей, а в ответ на это получал лишь циничный смех. В итоге этот чёрствый и бездушный мир, к которому Мышкин так и не смог приспособиться, сломил и уничтожил его. Читать бесплатно книгу Фёдора Достоевского «Идиот» можно на нашем сайте.

Проблемы

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Внешнее описание

Льву Николаевичу Мышкину было двадцать шесть лет. Выглядел он на свой возраст. Рост его был выше среднего. Волосы были густые и белокурые. Мышкин имел маленькую бородку беловатого оттенка. Лицо героя было приятное, хотя и было бледным, как бы бесцветным. Глаза были большие и голубые, они имели странное выражение. Именно глаза говорили о «падучей болезни» (эпилепсии) Мышкина.

Герой был в поношенном, хотя и ловко сшитом пиджаке, на голове его была шляпа, а с собой был узелок со всем его дорожным состоянием. На ногах – башмаки с толстой подошвой. Автор, давая портретную характеристику, о.

Сам Мышкин, оценивая свою внешность, отмечал, что он некрасив и «дурен».

Разоблачение мошенника

О разоблачении мошенника рассказывает нам далее Достоевский. «Идиот»: краткое содержание по частям продолжается тем, что на даче неожиданно появляется компания во главе с Ипполитом, племянником Лебедева. Их цель заключалась в том, чтобы получить для Павлищева, сына его благодетеля, деньги с князя. Мышкин об этой истории знает. Он просит разобраться во всем Ганю. Бывший секретарь доказал, что представляющийся сыном Павлищева человек не является им. Это сирота, как и князь. Павлищев занимался его судьбой. Введенный в заблуждения слухами о большом наследстве князя, он явился со своими друзьями для того, чтобы взывать к совести Мышкина. Князь готов ему помочь, однако молвой сильно преувеличено его состояние. Молодой человек смущен. Он отказывается от предложенных денег. Настасья склоняет Аглаю к браку с Мышкиным, пытаясь устроить жизнь своего любимого с достойной женщиной.

Творчество Фёдора Достоевского

Достоевский — поистине грандиозное явление не только в русской и мировой литературе, но и философской мысли. Писатель не просто затрагивает темы, которые волнуют читателей во всех странах и во все эпохи, но и ставит их в центр своего творчества.

А главной темой, проходящей красной линией сквозь всё творчество Фёдора Михайловича является человек, личность, индивидуальность. И не просто человек, а его чувствительная, тонкая и ранимая натура, для которой жизнь представляет собой черёд испытаний и страданий.

Достоевский воспринимал жизнь как нечто тяжкое, наполненное беспокойством и печалями. В жизни любого человека часто бывает довольно много беспричинной злобы и агрессии, поэтому главной задачей личности является преодоление одиночества, враждебности к окружающим. Мы должны найти гармонию с миром, уйти от печалей, привносить в свою жизнь и жизнь окружающих красоту.

Писатель глубоко проникает не только в душу человека как такового, но и в русскую душу, как особый феномен. Он сам был плотью от плоти русского народа и очень хорошо понимал все тонкости этой загадочной субстанции. Он выявляет все самые потаённые места этой души, вскрывает её метафизику и показывает те глубокие противоречия, которые лежат в её основе.

Всё творческое наследие Достоевского говорит нам о том, что главное, чем интересовался писатель как психолог и философ — это человек. Он детально исследует его природу методом собственноручно разработанного художественно-экспериментального анализа.

Человеческая природа на Западе более активна, чем в России, но при этом в душе русского человека заложен гораздо больший потенциал. Вся сила этого духа лежит не в логике и рационализме, как на Западе, а как раз наоборот — в тугом клубке противоречий, в иррациональности. И как раз этот фактор предоставляет огромные, практически бесконечные, возможности для личности.

Писатель сам является таким средоточием противоречий, он — органическое продолжение русского народа, который посредством гения Достоевского пытается постичь себя и найти своё место в этом жестоком мире.
Главный итог, к которому приходит Фёдор Михайлович — это то, что даже смерть не страшна ибо вечность непостижимым образом сосредоточивается в человеке. Через иррациональную и борющуюся личность раскрывается множество различных миров.

Достоевский необычайно умён, его сердце — это бесконечно сострадающее и любящее сердце Иисуса, он христианин до мозга костей в своём гуманизме и антропоцентризме. Он великий художник мысли. Он создал множество потрясающих по своей остроте и психологизму произведений, таких как:

  • «Преступление и наказание»;
  • «Идиот»;
  • «Бедные люди»;
  • «Бесы»;
  • «Братья Карамазовы»;
  • «Подросток»;
  • «Униженные и оскорблённые» и прочие.

Аллюзии с Евангелием

В литературе можно изобразить Христа только такого, как в Евангелии. Нельзя в его уста вложить ни единого слова, которого там нет, потому что это будет уже Лжехристос. Достоевский это прекрасно понимает, и тогда пытается изобразить положительно прекрасного человека. Это и будет князь Мышкин – идиот скорее в греческом смысле слова, то есть наивный и сердечный человек, мирянин, но и не только.

С первых двух попыток у писателя не получается то, что он хочет. Не выходит еще знакомый нам князь Мышкин. Достоевский пытается из человека гордого, как Раскольников, сделать человека смиренного. Этого не выходит, и тогда в третьей редакции романа автор уже изначально задумывает изобразить человека кроткого, смиренного, такого, каким был Спаситель. С самого начала романа много аллюзий с Евангелием. Много параллелей между ним и главным героем. Даже его имя: князь – значит власть, а фамилия Мышкин – кротость. То, что было у Христа: он и бог, и человек.

Начало повествования происходит в 9 утра. Это третий час, согласно Евангелию от Марка, когда был распят Христос. У Достоевского ни одна деталь не бывает случайной. Значит, начинается распятие Христа или того, кто его олицетворяет.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Тайна скопцов

Мы немного знаем про семью Рогожиных: это богатые петербургские купцы, глава семейства умер, оставив два с половиной миллиона наследства, а дом их, «большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеле­ного», находится на Гороховой улице. На нем князь Мышкин видит табличку с надписью «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина». Звание почетного гражданина освобождало жителей города от рекрутской повин­но­сти, телесных наказаний и подушной подати. Но самое главное — это был знак престижа. В 1807 году были установлены особые правила для купцов: чтобы получить такое звание, нужно было 20 лет состоять в первой гильдии, а затем подать особое прошение в Сенат. Получается, что Рогожины либо достаточно старый купеческий род, либо же крайне успешный и не стесняющийся требо­вать себе почестей.

Еще при деде Парфена Рогожина комнаты в доме снимали скопцы, проповедо­вавшие аскетизм и безбрачие. Последнее подтверждалось и закреплялось буквально оскоплением — как мужским, так и женским. Секта существовала во многом благодаря покровительству со стороны известных купеческих семей, ценивших деловые качества скопцов. Сектанты держали меняльные лавки, но простым разменом денег не ограничивались, выполняя почти весь воз­мож­ный спектр банковских операций, в том числе по хранению денег. Специаль­ного и строгого законодательства для регулирования такой деятельности не было, и это открывало простор для серых финансовых операций. А бла­го­даря отказу от всех возможных страстей и вредных привычек скопцы были надежными партнерами.

Община скопцов в Якутии. Конец XIX — начало XX века

Связь со скопцами может быть указанием как на то, что состояние Рогожиных отчасти накоплено с помощью незаконных схем, так и на то, почему отец семьи так обозлился на сына Парфена, когда тот потратил деньги на укра­шения для Настасьи Филипповны. Это не просто потеря богатства, но еще и поступок во имя плотской страсти.

История создания

(Рисунки и рукописный текст Ф.М. Достоевского. «Идиот», 1867 г.) Впервые роман был опубликован в 1868 году на страницах журнала «Русский вестник». Задумка произведения родилась у Достоевского после издания «Преступления и наказания» во время путешествия по Германии и Швейцарии. Там же 14 сентября 1867 года он сделал первую запись, касающуюся будущего романа. Далее, он отправился в Италию, и во Флоренции роман был закончен полностью. Достоевский говорил, что после работы над образом Раскольникова ему захотелось воплотить в жизнь другой, совсем идеальный образ.

Подробнее: Ф.М. Достоевский «Идиот»: история создания романа

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Тайна золотых кистей

Рогожин в начале романа, рассказывая о том, что случилось с их семьей после смерти отца, ругается на своего брата и грозит ему уголовным преследованием.

Согласно уголовному кодексу XIX века, у Рогожина действительно была воз­можность (пусть и небольшая) избавиться от родственника и претендента на наследство.

Святотатство, к которому относилась и кража церковного имущества, считалось преступлением в России с XVIII века. За святотатство ссылали в Сибирь — срок ссылки зависел от характера преступления. Например, за похищение иконы из церкви давали пятнадцать лет, за кражу из церковного хранилища — 6–8 лет, и т. д.

Но гроб отца Рогожина, судя по всему, находился в их доме в Петербурге — поэтому брат смог срезать золотые кисти ночью. Преступление произошло не в церкви и не в церковном помещении, а потому суд интересовало вовсе не святотатство, а предмет кражи. И тут главный вопрос в том, когда это все произошло — до отпевания или после. Если после, то покров — освященный предмет, который использовался в церковном обряде: обрезание кистей обер­нулось бы каторгой. Если же до, то с помощью хорошего адвоката брат смог бы избавиться от обвинений Парфена.

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Экранизации

Флоренция. Мемориальная табличка, сообщающая, что здесь Ф. М. Достоевский написал роман «Идиот»

  • «Идиот» — фильм Петра Чардынина (Россия, 1910)
  • «Идиот» / L’idiota— фильм Сальваторе Аверсано (Италия, 1919)
  • «Князь-идиот» — фильм Эудженио Перего (Италия, 1920)
  • «Заблудшие души» — фильм Карла Фрёлиха (Германия, 1921)
  • «Идиот» — фильм Жоржа Лампена (Франция, 1946). В главной роли Жерар Филип, его роль в немецком переводе озвучил актёр Макс Эккард)
  • «Идиот» — фильм Акиры Куросавы (Япония, 1951)
  • «Идиот» / O Idiota — фрагмент шоу ТВ Авангард, режиссёр Луис Галлон (Бразилия, 1955)
  • «Идиот» — фильм Ивана Пырьева (СССР, 1958)
  • «Идиот» — телесериал Джакомо Ваччари, (Италия, 1959)
  • «Идиот» — телесериал Алана Бриджеса (Великобритания, 1966)
  • «Идиот» (ТВ) / L’idiot — фильм Андре Барсака (Франция, 1968)
  • «Идиот» — фильм Александры Ремизовой (СССР, театр им. Вахтангова, 1979)
  • «Шальная любовь» — фильм Анджея Жулавского (Франция, 1985)
  • «Идиот» — фильм/мини-сериал Мани Каула (Индия, 1992)
  • «Настасья» — фильм Анджея Вайды (Польша, 1994)
  • «Возвращение идиота» — фильм Саши Гедеона (Германия, Чехия, 1999)
  • «Даун Хаус» — фильм-пародия Романа Качанова (Россия, 2001)
  • «Идиот» — телесериал Владимира Бортко (Россия, 2003)
  • «Идиот» — фильм Пьера Леона (Франция, 2008)
  • В августе 2010 года эстонский режиссёр Райнер Сарнет приступил к съёмкам фильма «Идиот» по одноимённой книге Достоевского. Премьера состоялась 12 октября 2011 года.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Аллюзии с Евангелием

В литературе можно изобразить Христа только такого, как в Евангелии. Нельзя в его уста вложить ни единого слова, которого там нет, потому что это будет уже Лжехристос. Достоевский это прекрасно понимает, и тогда пытается изобразить положительно прекрасного человека. Это и будет князь Мышкин – идиот скорее в греческом смысле слова, то есть наивный и сердечный человек, мирянин, но и не только.

С первых двух попыток у писателя не получается то, что он хочет. Не выходит еще знакомый нам князь Мышкин. Достоевский пытается из человека гордого, как Раскольников, сделать человека смиренного. Этого не выходит, и тогда в третьей редакции романа автор уже изначально задумывает изобразить человека кроткого, смиренного, такого, каким был Спаситель. С самого начала романа много аллюзий с Евангелием. Много параллелей между ним и главным героем. Даже его имя: князь – значит власть, а фамилия Мышкин – кротость. То, что было у Христа: он и бог, и человек.

Начало повествования происходит в 9 утра. Это третий час, согласно Евангелию от Марка, когда был распят Христос. У Достоевского ни одна деталь не бывает случайной. Значит, начинается распятие Христа или того, кто его олицетворяет.

Обратное влияние

Невозможно отрицать и обратное влияние «светского мира» на жизнь князя. Да, он хочет быть — и без сомнения является! – тем стержнем, равновесом, способным раскрыть, упорядочить, примирить и облагородить, но вместе с тем насыщенная, полная событий жизнь захватывает и его. Он жаждет её и на какое-то время, пусть и совсем короткое, становится её активным участником. Так, трогательные, теплые и полные лиризма отношения между князем и Аглаей перерастают в нечто большее – «мало-помалу он становился ужасно счастлив», оставляя позади свои давешние страхи и сомнения, и на минуту кажется – вот оно долгожданное спасение! Но помолвке не суждено было случиться…

И дело не в падучей болезни князя, не в Настасье Филипповне, не в Рогожине и не в безмерном желании его спасти всех и вся, вернее – в них, но они – лишь верхушка айсберга. Под тёмной толщею воды скрывается иное – невозможность предать свою суть, а значит и изменить судьбу. Как не мог князь Лев Николаевич (к вопросу о том, как звали князя Мышкина) изменить мир вокруг, так и мир не мог изменить его. Осознавал ли князь это? Да. Оказавшись в самом центре запутанных хитросплетений и роковых страстей, он понимает, что гибель всех тех, с кем связала его судьба, и его самого неминуема. Всё, что он может – преклониться перед их страданиями, смириться перед судьбой – Божьим замыслом, как истинно правильным, и самоотверженно разделить с ними их участь – возможно, это хоть немного облегчит мучения. Невыносимые мытарства, душевные терзания и смерть, с одной стороны, создают сгущенную атмосферу безысходности, а с другой – являются необходимыми, ибо только они ведут к познанию Бога, Воскресения и бессмертия. И здесь чувствуется как непередаваемая радость, умиление и воодушевление – вот она непостижимая истина! – так и глубокая и, можно сказать, возвышенная мука. Антихрист с Богом борется, и извечное поле битвы – души людей…

Мораль романа и мнение критиков

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» учит относиться к людям без осуждения, верить им, проявлять доброту и сострадание. На примере Льва Мышкина автор показывает, как можно влиять на души людей, не прибегая к морализаторству и поучениям. Достоевский описывает любовь в её высшем проявлении. Это прекрасное чувство не унижает и не развращает, а помогает человеку возвыситься над собственными недостатками, стать добрее и мудрее.

Сюжетная линия показывает: после череды низких поступков всегда наступает расплата, которая может быть в виде наказания или внешнего раскаяния. Нельзя однозначно сказать, что тяжелее, поэтому лучше воздерживаться от необдуманных слов и действий.

Фёдор Михайлович считал своё произведение реалистичным, однако критики, жившие в одно время с писателем, называли сочинение фантастическим. В разное время мыслители и литературоведы давали роману такие определения:

  • М. Бахтин — полифонический роман;
  • Л. Гроссман — роман-поэма;
  • Ю. Иваск — сочинение в жанре евангельского романизма;
  • К. Мочульский, В. И. Иванов — роман-трагедия.

По мнению японских критиков, роман оказал большое влияние на культуру Страны восходящего солнца. Следуя Достоевскому, писатель Кобо Абэ начал уделять больше внимания внутреннему миру персонажей, а со временем его примеру последовали и другие.

Характеристика и образ

Фёдор Михайлович Достоевский является автором произведения Идиот. Главная цель, которую преследовал автор на протяжении написания всего произведения, так это создание идеального персонажа у которого, не существовало бы значимых недостатков. Много раз он пытался начать произведение и много раз прекращал его написание, но всё же спустя долгое время, ему удалось написать рассказ и воссоздать картину человека, у которого были все достоинства положительными. Несмотря на все трудности у автора получилось создать героя, который бы полностью его удовлетворил.

Главным героем произведения он сделал Мышкина Льва Николаевича, это молодой человек у которого, весьма привлекательная внешность, у него густые блондинистые волосы и бородка цвета его волос. Он среднего роста и несмотря на свою статность, является тихим молодым человеком.

Первый раз главный герой появляется, когда приезжает из Швейцарии в которой, проживал достаточно долгое время, для того чтобы уладить все вопросы связанные с наследством. Несмотря на свою образованность и интеллигентность, он не у всех завоевал доверие и уважение, его взгляды принимали все по-разному, кто-то считал что он говорит умные вещи ,для кого-то они были непонятными, а кто-то считал его полным глупцом не понимающим ничего в смысле жизни.

Главный персонаж является по сути маленьким ребенком, который верит что все люди добрые и искренние. Он верит, что рай на земле возможен и для этого необходимо всего лишь изменить своё отношение к окружающим себя людям. Со многими людьми он общался очень добросердечно и ему удалось расположить к себе немалое количество народа. Люди с удовольствием готовы узнать его мнение и выслушать речи, которые он ведёт.

Лев Николаевич очарован окружающей природой, которая окружает его, главной ценностью его жизни это то что вокруг него находится потрясающие пейзажи. Многих людей он старается убедить в том что, всю эту природу необходимо ценить, любить и ухаживать за ней, для того чтобы поддерживать её состоянии на протяжении многих лет. Он не понимает, как люди не могут восхищаться окружающими их деревьями и проходить мимо не обращая внимания на прекрасное солнце.

Самое важное, что он желает, чтобы все люди в мире начинали жить сплочённо и были добры по отношению друг к другу

Настасья Филипповна и Радомский

Через несколько дней Мышкин с визитом приезжает к Епанчиным. Все вместе отправляются на прогулку, к ним присоединяются князь Евгений Павлович Радомский, который добивается расположения Аглаи, князь Щ., которого все считают женихом Аделаиды.

На вокзале они сталкиваются с компанией Настасьи Филипповны. Та фамильярно окликает Радомского, рассказывая о том, что его дядя покончил с собой, потратив большую сумму казенных денег. Это провокация, которая всех возмущает.

Приятель Радомского в негодовании заявляет, чтобы необходим хлыст, чтобы унять эту женщину. В ответ на это оскорбление сама Барашкова выхватывает у кого-то из рук трость, с помощью которой рассекает лицо обидчику. Офицер в ответ готов ударить Настасью Филипповну, но его удерживает от этого поступка Мышкин.

Характеристика главных героев романа «Идиот»

Князь Мышкин

Центральная фигура романа, вокруг которого разворачиваются основные действия. Он возвращается из Швейцарии, где провел несколько лет на лечении от душевной болезни.

Впервые за долгие годы оказавшись в столичном обществе, Мышкин поражает окружающих свои тихим голосом, кротким нравом, необычным мировоззрением и добрым отношением к людям. Его простодушие и искренность вызывают у многих недоумение: действительно ли князь таков, или здесь скрывается подвох. Эту двойственность автор зашифровывает и в имени князя, которое противоречит фамилии и характеру — Лев.

Не сумев разгадать нрав князя Мышкина, его за глаза считают идиотом.

И только Настасья Филипповна Барашкова смогла поверить ему и даже влюбиться. Мышкин отвечает ей взаимностью. Он один видит её суть: ранимую, страдающую, тонко чувствующую душу.

Для всего общества Мышкин так и остается идиотом, а в конце романа и вовсе сходит с ума и возвращается в швейцарскую клинику.

Настасья Филипповна

Главный женский образ романа. Сирота, воспитанница Афанасия Тоцкого, она со временем становится его содержанкой и расстраивает его свадьбу, приехав за Тоцким в Петербург.

Здесь она прослыла первой красавицей и светской львицей. Настасья Филипповна ведет свободный, даже разгульный образ жизни и слывет падшей особой. И только двое — Мышкин и Рогожин — по-своему обожают её. Первый видит, насколько она разочарована в людях и жизни, как страдает от своего положения, какая тонкая натура прячется под маской высокомерия.

Второй стремится обладать ею и страшно ревнует к Мышкину. Настасья Филипповна не хочет портить жизнь князю, который сделал её предложение, и бросается к Рогожину, где и находит свою гибель: ревнивец убивает её.

Парфен Рогожин

Один из ключевых героев романа: наследник купца, живущий на широкую ногу. Горячий, вспыльчивый, с крутым звериным нравом.

Питает жгучую страсть к Настасье Филипповне, предлагает ей огромные деньги за отказ от замужества. Эта страсть оказывается губительной и разрушительной для Парфена.

Он мучается от издевательств Настасьи Филипповны, которая чувствует над ним безграничную власть. Не в силах справиться с ревностью, он чуть не убивает Мышкина, а потом расправляется со своей возлюбленной, за что отправляется на каторгу.

Аглая Епанчина

Третья дочь генерала Епанчина, к которому из Европы и приехал князь Мышкин. Полная противоположность Настасье Филипповне.

Она образована, умна, начитана, скромна, придерживается прогрессивных взглядов, за что мать считает её избалованной чудачкой. Стремиться быть полезной обществу, что-то делать, а не праздно проводить жизнь на балах.

Аглая испытывает нежные чувства к Мышкину, но это нельзя назвать любовью: она считает его наивным, слабым и жалким.

Герои по-своему любят и страдают: от эгоизма, равнодушия, лицемерия, корыстолюбия и даже открытость и искренность не приносят душевного спокойствия.

История создания

Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.

Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.

Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector