В чем помогает икона «распятие иисуса христа». как правильно молиться?
Содержание:
- Молитвы ко Господу Иисусу Христу
- Как молиться Господу
- Иконы Иисуса Христа
- Неканоничные изображения Господа Бога-Отца
- Спас Нерукотворный
- История иконы Христа
- Господь Вседержитель: иконография образа
- Описание и значение классического образа
- КАК МОЛИТЬСЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ
- Другие православные иконы Спасителя
- Спас Эммануил
- Икона Иисуса Христа: основные типы
- Роль иконы в православии
- Символика образов Иисуса Христа
- Символ и значение икон
Молитвы ко Господу Иисусу Христу
Перед образом Спасителя молятся в любых нуждах, а также готовятся к Таинствам покаяния и Причащения, прося у Господа прощения своих прегрешений. Церковь благословляет возносить молитвы ко Господу как можно чаще, эти молитвы есть в каждом православном молитвослове в утренних и вечерних молитвах. Это универсальные молитвы, которые можно читать в любой ситуации и молясь в любом месте: дома, в храме или по дороге. Эти молитвы небольшие и их нужно знать наизусть каждому православному верующему.
Первая — это молитва Господня «Отче наш», которую нам дал сам Господь,в ответ на просьбу учеников научить их правильно молиться:
Рис. 2. Молитву Господню «Отче наш» дал нам сам Господь Иисус Христос.
Слова этой молитвы есть в Святом Евангелии от Матфея и от Луки.
Вторая — это Иисусова молитва. Слова этой коротенькой молитвы всегда на устах у святых людей.
«Стоишь ли, сидишь ли, ешь ли, путешествуешь ли, другое ли что делаешь – постоянно говори сию молитву, усердно понуждая себя к ней, ибо она поражает невидимых врагов, как воин крепким копьем.»
Преподобный Паисий Величковский
Рис. 3. Молитва Иисусова помогает избавиться от вражеских искушений.
Многократным повторением этой молитвы можно заменить утреннее и вечернее Молитвенное правило, молясь по четкам. Достаточно только повторять её слова в течение 10 минут, и после каждого повторения передвигать бусину на четках.
Также по четкам можно молиться в дороге или даже на работе. Святые Отцы придавали такой молитве очень большое значение, так как непрестанное произнесение её избавляло их от вражеских козней.
Чтобы от молитвы была нам великая польза, нужно соблюдать следующие правила:
От молитвы вас не должно ничего отвлекать.
Молиться следует сосредоточенно на словах молитвы, мысли не должны разбегаться.
Молиться можно и выполняя какую-то работу, которая не требует от нас большого внимания
Важно это делать не сразу, а тогда, когда почувствуете такую возможность и увидите как она просветляет ваше сердце верой в Бога и Его присутствием.
Не нужно повторять слова молитвы механически. Каждое слово должно исходить из нашего сердца
Нужно глубоко вникать в смысл молитвы, мысленно обращаясь ко Господу как если бы Он стоял перед нами.
Как молиться Господу
Евангельские тексты предписывают верующим не предаваться показным молениям, осуждая многословие. Искренние слова, пусть и краткие, более угодны Богу, чем долгие витиеватые, но пустые молитвословия. Текст главной христианской молитвы «Отче наш» каждый христианин еще до крещения обязан знать наизусть.
Известно также благочестивое правило — читать молитву Иисусову. Ее творят монахи, но и миряне призваны к молитвенным трудам, только необходимо посоветоваться с духовным наставником.
- Икона «Достойно есть»
- Икона Трех Радостей — здесь
- Икона Архангела Михаила —
Молитва перед иконой Вседержителя может быть о чем угодно: ведь Господь в силах выполнить любую просьбу. Правда, тут есть одно условие — она должна содействовать ко благу человека, способствовать его духовному росту. Бог — это не автомат для ублажения страстей, христианин должен стремиться к спасению, думать о душе и о ближних.
Иконы Иисуса Христа
Как было сказано выше, чтобы запечатлеть святость Христа, было написано немало икон
Каждая из них считается важной для верующих. Ведь у каждого есть особо важные просьбы
Каждая икона Христа Спасителя обладает особой силой. Если разрешить духовный наставник, моление можно совершать и по фотоиконы.
«Христос С Хлебом И Вином»
Здесь Спаситель изображен с хлебом (телом Его) и вином (кровью Его). Мотив Евхаристий был реализован в 19 веке и до сих пор сохраняет значимость. Люди нередко приходят к иконе, желая попросить о наставлении на путь истинный. Эта икона Иисуса имеет не последнее значение в жизни православных верующих.
«Христос Виноградная Лоза»
Икона Спасителя представляет Иисуса в виде лозы, которая связана с каждым Его апостолом. Этот мотив показывает нам, что Господь един с нами через Сына Своего. Именно благодаря делам Христа, любовь вновь вернулась в мир и стала объединять людей в единой вере в Него.
«Христос В Терновом Венце»
Терновый венец – это икона Иисуса Христа, символ страданий, которые прошел Сын Божий во искуплении грехов человечества. Он был готов к такому исходу, ведь об этом ему было сообщено свыше. С надлежащей покорностью, он не отказался от своей чаши страдания и преисполнился ее содержимым. Так или иначе, иконы Спасителя Христа в Терновом Венце высоко ценится католической церковью.
«Святая Вечеря Господня»
Суть Святой Вечери, которой посвящена икона Спасителя Иисуса Христа, состоит в том, что Сын Божий собрал вокруг себя 12 апостолов и поделился с ними тем, о чем думает и что достоверно знает. За этим событием следует Евхаристия, которая приобщила учеников Христа к небесному Царству, определило их дальнейшее служение. Образ Спасителя играет не последнее значение.
«Страшный Суд»
Иконография Христа имеет долгую историю. Страшный суд ждет каждого. Человечество – живые и мертвые – предстанет перед ликом Всевышнего в момент Второго Пришествия Христа. Это событие определит судьбу каждого: кого будет ждать верная жизнь, а кого вечные страдания за греховное существование.
«Сретение»
Под Сретением обычно понимают встречу представителя рода человеческого (Симеона Богоприимца) и лик Младенца. В этот момент случилось признание воли Господа о воплощении Сына Его на земле. Эта икона служит святыней для тех, кто желает получить исцеление. Если молитва действительно заслуживает внимания, Господь обязательно исполнит просьбу, какой бы тяжелой она ни была. Иконография Иисуса Христа отводит иконе не последнее место.
«Спас Смоленский»
Икона представляет сюжет, где Христос стоит со Священным Писанием, а подле него на коленях стоят Александр Свирский и Варлаам Хутынский. Ее написали в 16 веке и до сих пор православные верующие приходят к ней, чтобы получить долгожданное благословение.
«Спас Нерукотворный»
Считается, что Спас Нерукотворный (изображение Христа) – икона, принадлежащая небесам. Дело в том, что она образовалась в тот момент, когда Христос обтер платом свое лицо. Это воистину поразительное событие не может не создавать атмосферу загадочности и реальности божественного начала. Образ считается одним из самых популярных. Ежегодно к нему приходит множество христиан, желающих понять суть любви Его.
«Спас Вседержитель с Державой и Скипетром»
Обычно, Иисус изображается со Священным Писанием. Но здесь иконы Иисуса олицетворяют Его царскую власть на земле. Особые красные одежды, скипетр и держава – царские регалии. Икона дополнительно подчеркивает изображение и статус Сына Божьего и его права на земное правление.
«Икона Вседержителя»
Здесь у Спасителя в левой руке Библия, а вторая благословляет человечество. Сюжет во многом перекликается с характером Христа, его неземной любви к роду человеческому. Располагающийся над головой нимб означает неземное происхождение, потому что только ангелы, святые и Сын Божий имеют право носить нимб. На вопрос «в чем помогает икона?» ответить не сложно. Ее помощь выражается в поддержке нуждающихся людей.
«Распятие Господа Иисуса Христа»
Наверное, самый запоминающийся сюжет из земной жизни Христа. Здесь наступает финал земного пути Спасителя. Перед лицом человечества и Господа, тот принял все страдания и доказал свое небесное происхождение. Даже после бесчисленных истязаний, он не отказался от человечества, продолжал любить его всем сердцем. Икона служит для искупления грехов. Люди молятся ей, чтобы очистить свою душу от греха.
Неканоничные изображения Господа Бога-Отца
Несмотря на запрещение изображать Бога-Отца, некоторые иконописцы продолжали рисовать Его в образе «Ветхого днями».
Самой известной иконой с образом Бога-Отца является икона «Отечество». Бог-Отец представлен старцем, сидящем на небесном троне, руки подняты вверх. На голове у него нимб звездчатой формы, образующийся из двух пересекающихся ромбов. На коленях у Господа сидит младенец Иисус, над головой которого круг с голубем внутри, символизирующим Святого Духа. В одной руке Христа свиток, другая – поднята вверх. В нижней части иконы изображен образ Божьей Матери «Знамение».
Начиная с VI века, различные ипостаси образа Бога-Отца появляются на многих иконах:
- «Троица Новозаветная», изображающая Бога-Сына уже взрослым и восседающим справа от Него, сидящего на престоле.
- «Всевидящее Око Божье» – представляет собой сферическое изображение, состоящее из нескольких сегментов. Внутри центрального сегмента находится иконографический образ Иисуса – Спаса Эммануила, благословляющего народ. От Него отходят четыре луча, указывающих на апостолов. Внутри второго сегмента изображены Божественные лики. Третья сфера демонстрирует звездное небо, в центре которого находится Божья Мать. Выше Богородицы – Бог-Саваоф с огненными ангелами.
- «Триипостасное Божество» – монументальная композиция, центр которой занимают образы Господа-Саваофа и Иисуса Христа. Между их нимбами расположен парящий голубь. Триипостасное Божество окружено херувимами и серафимами. Все свободное пространство заполняют фигуры ангелов и святых, нижние из которых стоят на облаках.
- «Сопрестолие» – представляет восседающих друг против друга Бога-Отца и Бога-Сына. Отец изображен седовласым старцем, а Сын – в образе Иисуса Христа. Между ними парит символизирующий Святой Дух голубь, от которого исходит яркий свет.
- «Распятие в лоне Отчем» – Бог-Саваоф изображен с крестом в руках, на котором распят Сын Божий. Тело распятого Христа прикрывают крылья Серафима.
Эти иконы не являются каноническими, так как не получили благословения церкви и считаются кощунственными. Использовать неканонические образы для молитв и церковных обрядов запрещается. Но, несмотря на это, их можно увидеть на росписях во многих православных храмах.
Спас Нерукотворный
Эту святыню считают самой первой в мире. История повествует, что Икона Спасителя имеет две легенды о своем происхождении. Одна из них рассказывает о времени жизни Христа в Осроене. Здешний царь Авгарь V долго мучился от ужасной «черной проказы». Как вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. Царь послал к Иисусу своего живописца Анания с просьбой исцелить его. Однако художнику все никак не удавалось подступиться к Сыну Божьему – его окружала толпа верующих и почитателей. Отчаявшись, он решил срисовать Христа, но у него не получалось изобразить лицо. Наконец сам Спаситель пригласил его к себе. Чтобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылся ею и вытерся убрусом. Чудесным образом вода превратилась в краски, а на полотне проявился облик Христа. Получив убрус, царь Авгарь исцелился и избавился от древних идолов. Еще одна легенда гласит, что святой образ проявился на платочке, которым перед Голгофой отирал лица во время своей молитвы Спаситель. Только после Вознесения Ананию передали этот дар.
История иконы Христа
На Образе Господа «Царь Славы», предположительно конца XIX века, написанной в византийском стиле иконописцем Феодором Нефедовым, изображен Иисус Христос, восседающий на троне с раскрытым Евангелием и скипетром в руке.
Сын Божий на иконе «Царь Славы» облачен в царские одежды, с короной на голове и предстает в образе Царя. Венчает икону изображение Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя (Господь представлен во всех трех ипостасях).
Написание образа Господа «Царь Славы» связывают с сюжетом священной книги Апокалипсиса, а настоящее празднование в честь него относят уже ко второму пришествию Христа во Славе Царя-Судии.
Согласно же церковным традициям нашего времени празднование в честь этого образа приходится на третье подготовительное воскресенье перед Великим постом в Неделю о Страшном суде.
Первое изображение Иисуса Христа было дано им самим. Когда посланец от царя Эдессы, больного проказой, прислал художника с тем, чтобы он нарисовал лик Христа, от которого, как он искренне верил, можно исцелиться.
Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.
Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.
- Эммануил, когда Иисус изображается в виде ребенка отрока, причем изображение поясное, а характерным признаком того, что именно Спаситель является нимб с крестом, который является принадлежностью только икон Иисуса Христа.
- Вседержитель. Это, как правило, Христос в его поясном изображении Господа, восседающего на троне и держащего в правой руке Священное Писание, а левой рукой благословляющего людей
- Деисус, это слово можно перевести как моление, здесь Царь Царей восседает на троне, а по обе стороны от него Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча, которые преклонились перед ним в молитвенной позе. Иногда изображают в качестве предстоящих еще и апостолов и некоторых святых.
На заметку! Есть и еще несколько изображений Христа на иконах таких как «Спас великий Архиерей», «Христос Благое молчание», «Добрый пастырь» и «Христос во гробе». Эти иконы выставляются всегда в виде Плащаницы на Великую Субботу, когда верующие могут поклониться в течение всего дня, вплоть до начала Пасхальной вечерни.
За основу сюжета данной иконы можно принять истории из Священного Писания, в которых описывается рождение Иисуса, ставшего Царем для всех иудеев. Но земной народ отрекся от Сына Божьего, пришедшего в людской мир с проповедью о Господе, и казнил Его.
Таким образом, можно сделать вывод, что святой образ «Царь царей» заключает в себе идею правления над людьми. За Свое светлое царствование на земле Иисус в итоге был распят. Вновь воскреснув, Спаситель дал народу обещание вернуться на землю грешную во всей Своей Силе и Величии, чтобы стать судьей для всего человечества и свершить правосудие.
Господь Вседержитель: иконография образа
Для раннехристианского периода характерно аллегорическое изображение Спасителя. Это образ агнца (Евангелие от Иоанна, 1:29), рыбы (перевод с греческого акронима ИХТИС). После прекращения гонений на христиан в 4 веке широкое распространение получило изображение Спасителя в образе «Доброго Пастыря». Христос — это пастух, несущий на плечах заблудшую овцу.
Однако впоследствии постановлением Трулльского собора (692 год, Константинополь) запрещалось аллегорически изображать Иисуса. Собор требовал заменять символы прямым, конкретным образом. Чтобы глядя на икону, вспоминать земную жизнь Христа, Его крестные страдания за грехи человечества (Правило 82).
Описание и значение классического образа
На иконах Воскресения Христова изображено событие, к которому приурочен праздник святой Пасхи, когда распятый Спаситель восстал из мертвых на третий день после жестокой казни. В главный день для верующих, день торжества жизни вечной над мирским существованием, Бог Отец воскресил Бога Сына, сошедшего в преисподнюю для спасения страждущих душ.
Передать в живописном образе таинства деяний Христа, спустившегося в ад для благой миссии, и сам процесс воскрешения, было непростой задачей для иконописцев. В основу изображенного сюжета было положено Евангелие Никодима. Писание не вошло в Библию, но повествует о событиях, скрытых от человеческих глаз.
В уникальном повествовании Никодим рассказывает о том, что происходило после погребения истерзанного тела Христа. Дьявол торжествовал и праздновал убийство Иисуса возле голгофского креста до тех пор, пока не узнал о пришествии Спасителя. Тогда наместник ада приказал помощникам запереть врата в преисподнюю, дабы Христос не смог проникнуть в страшную обитель.
Праведные души последовали за Христом, который вывел из ада и души заблудших. Господь милостив и справедлив. На праведников снизойдет благодать Божья, а грешникам воздастся по деяниям их. Воскресший Иисус дарует праведникам вечную жизнь. Как поднялись чистые души с Господом в пасхальный день, так и воскреснут благочестивые Божии последователи в будущих веках.
Живописные иконы, посвященные восстанию Спасителя из гроба, олицетворяют могущество Бога, отсутствие чего-либо, не подвластного Его воле. Изображения напоминают верующим о великой жертве Иисуса, принесенной во имя людей.
Миссия Спасителя, спустившегося к вратам ада для спасения страждущих праведников и грешников, отражена в классическом образе, который показывает воскресение Господне в момент, получивший название «Сошествие Христа во ад». Первые православные иконы принадлежат кисти Андрея Рублева и Дионисия.
На классических иконах воскресший Христос изображен в центре полотна в сияющем одеянии. Позади Спасителя – сине-голубая сфера, как символ Божией благодати. По обе стороны от фигуры Христа изображены ангелы (херувимы, серафимы), святые угодники и цари с золотыми нимбами.
Под ногами Сына Бога изображены обломки разрушенных стен преисподней, топор, гвозди, ключи, как символ того, что для всемогущего Господа не существует преград. Снизу, по сторонам от Христа изображены первые грешники, Адам и Ева, обращающие молящие взоры к Спасителю с безмолвной просьбой о прощении. Господь отпускает им грехи и берет покаявшихся за руки.
Икона воскресения Христова показывает людям, что путь к Богу и вечной жизни свободен, а куда пойти, должен решить сам человек.
КАК МОЛИТЬСЯ ГОСПОДУ ИИСУСУ ХРИСТУ
Перед образом молятся ко Господу о всех нуждах и, конечно, исповедуют свои грехи, молитвенно готовятся к Исповеди и Причастию. Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, которые есть в каждом молитвослове, с обращениями и покаянием перед Господом. Любые молитвы можно читать и в храме, и перед домашним иконостасом.
Две важнейшие молитвы – это молитва Господня и молитва Иисусова. Можно заменять слова молитвослова Иисусовой молитвой по четкам перед иконой: нужно мысленно или вслух произнести слова:«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» и передвинуть бусину на четках. Так следует делать в течение 10 минут утром и вечером – это и будет вашим молитвенным правилом. По четкам также можно молиться в дороге. Иисусова молитва – одна из наиболее известных православных молитв. Это очень краткая молитва с очень глубоким смыслом. Удивительно, но это и первая ступень на пути становления в вере, и молитва святых подвижников благочестия. Ее благодать и сила очень велика. Молитва – обращение к Богу-Сыну, Господу Иисусу Христу о помощи и милости. В любых жизненных трудностях, во всякий день эту молитву можно читать, чтобы Бог оградил Вас от от всякого зла.
Молитва же Господня, попросту, это «Отче наш», слова которой знали все наши предки (было даже выражение «знать как Отче наш») и которой каждый верующий человек должен научить своих детей. Если вы не знаете ее слов, выучите их наизусть, читать молитву Отче наш можно и на русском языке:
«Отец наш, находящийся на Небесах! Да будет свято и прославлено имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб, нам необходимый, дай нам сегодня; и прости нам долги наши, которые мы прощаем должникам нашим; и пусть у нас не будет искушений дьявольских, но избавь нас от воздействий лукавых. Ведь Твое на небе и земле Царство и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа во веки. Аминь».
Молитва «Отче наш» называется еще Господней потому, что ее слова дал Сам Господь, они записаны евангелистами и находятся в Новом Завете.
Перед молитвой Господней и Иисусовой, как и перед любой, нужно соблюсти несколько несложных правил: – Читать молитву, прибегая к милости Господа, лучше в тишине, по крайней мере, вас ничто не должно отвлекать
– Важно сосредоточиться на словах молитвы, чтобы мысли не разбегались. – Вы можете молиться и на работе, и в ходе какой-то деятельности, но не с самого начала, а когда почувствуете, что это возможно, что молитва делает светлее ваше сердце, освещая верой и ощущением всеприсутствия Божия ваши чувства
– Откажитесь от механического заучивания и повторения, стараясь осознавать смысл проговариваемых слов и их глубокое значение. – Подготовьте ваши мысли к молитве, поразмышляйте о всесилии Божием, преклонитесь с любовью пред Господом.
Другие православные иконы Спасителя
Существуют священные изображения, которые подчеркивают какое-либо важное для молящегося качество Спасителя (милость, доброту, силу), либо представляют значимые события земной жизни Иисуса
Спас благое Молчание
Это изображение Господа имеет сложное богословие. Иисус показан юношей с крыльями Ангела. Поэтому образ также называется «Ангел благого Молчания». Считается, что он представляет Христа до Воплощения. Ангельские крылья изображают Его покорность воле Бога Отца, желание послужить людям: ведь Ангел – исполнитель повелений Всевышнего.
Спас Великий Архиерей
Еще один тип изображений Спасителя – в архиерейских (или священнических) одеждах. Иконография образа, как считают богословы, восходит к 109 псалму, его словам, пророчески обращенным к Мессии: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову».
Эти слова отсылают к персонажу Ветхого Завета, царю Мелхиседеку, который благословил праотца Авраама. О Мелхиседеке практически ничего не известно, кроме факта этого благословения. «Иерей по чину Мелхиседекову» означает священника, получившего посвящение не по чину Закона Моисеева, а согласно Новому Завету людей и Бога. Слово же «вовек» подчеркивают вечность этого нового Царства.
Добрый пастырь
Сейчас это довольно редкий сюжет иконописи. Гораздо более он был распространен в первые века христианской церкви. Икона представляет Христа как пастыря, несущего на плечах заблудившуюся и найденную овечку. Это образ постоянного попечения Господа о каждой душе, даже погибающей.
Христос во гробе
Изображение связано со службами Великой Пятницы, когда вспоминается крестная смерть Спасителя. Он представлен умершим. Обычно «Христос во гробе» – поясное изображение, но изредка встречаются иконы с изображением в полный рост. Вариант такого изображения – образ Господа на плащанице, которая выносится в Великую Пятницу на середину храма и символизирует гроб.
Спас в терновом венце
Изображает Иисуса с венком из колючего терния. Терновый венок, шутовской «царский венец» одели римские воины на Христа. Ведь Иисуса из Назарета обвиняли в том, что он называл Себя «Царем Иудейским». «Венец», покрытый колючками, был также орудием мучения, причиняя боль. Такие изображения распространены в католическом мире, где особо почитаются страдания Христа. В России икона Спаса в терновом венце распространяется с XIX в.
Спас Эммануил
Как правило, Иисус изображается на всех иконах в зрелом образе, когда он принял крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. Однако есть и исключения. Икона Спасителя, значение которой трудно переоценить, изображает Христа во младенчестве и отрочестве. Он представлен как в композиции с прочими святыми, так и отдельно. При этом образ Господа в этих картинах принято называть «Спас Эммануил».
Эта икона символизирует предопределенность всего на Земле, исполнение высшего божественного замысла. Первые подобные изображения появились в некоторых итальянских мозаиках в VI-VII веках. На Руси Эммануил писался вместе с двумя ангелами.
История возникновения данного изображения основана на некоторых библейских текстах. Эммануил обозначает выражение «с нами Бог». На большинстве икон Иисуса изображают ребенком 12 лет. Ему присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгляда для детского возраста. В остальном он описывается так же, как и взрослый образ Христа.
Икона Иисуса Христа: основные типы
Изображение Спасителя является неотъемлемой частью церковных и домашних иконостасов. Существует множество вариантов иконографических образов Спасителя.
Спас Вседержитель (Пантократор). Один из главных образов Иисуса Христа, Он представлен как Судья и Небесный Царь. Чаще всего Спаситель восседает на троне или стоит. В левой руке Он держит раскрытое Евангелие, правой – благословляет.
Великий Архиерей. На ней Иисус Христос изображен в образе Первосвященника.
Деисус. В центре иконы Спаситель (стоя или сидящим на троне), а по левую и правую руку от него Богородица и Иоанн Предтеча. Также рядом со Христом могут изображаться апостолы и иные святые. Икона символизирует заступничество святых и их молитва перед Небесным Царем за людей.
Икона “Не рыдай Мене, Мати”. На иконе представлен Спаситель, наполовину находящийся во гробе, за спиной у Него крест. Рядом или немного позади Христа плачущая Богородица.
Спас Нерукотворный. Крупным планом лик Спасителя на плате или на черепице.
Икона Иисуса Христа, написанная сестрами монастыря Суроти. Преподобный Паисий Святогорец рассказывал, как он видел Спасителя. Старец так описывал случившееся:
Монахиня-иконописец по детальным описаниям преподобного Паисия написала икону Господа.
Также изображение Иисуса Христа входит в ряд Праздничных икон: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретенье Господне, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение Господне.
Роль иконы в православии
Православие пришло на Русь в далеком 988 году. И по сей день люди ходят в храм, чтобы получить помощь от Господа. Икона Христа играет в этом процессе не последнюю роль. Какое же значение она имеет в рамках православия и для простого верующего?
Посредством образа, изображенного на иконе, происходит почитание Всевышнего во всех Его проявлениях. Икона Христа считается не идолом, а вратами в Небесное Царство. А молитва ключом. Таким образом, верующие люди изо дня в день становятся ближе к Христу, получить долгожданное исцеление или же напутствие на решение личных проблем.
Православие издревле считается ревностной ветвью христианства. Но, Господь милостив к православным, так как видит их благочестие и силу веры. Икона Христа лишь проводник, а не предмет веры. Каждый верующий знает, что Бог не в иконе, он в сердце. Изображение лишь помогает ощутить связь со своим внутренним Богом, стать ближе к нему. После искупления Христа это стало возможно. Человек обрел шанс вернуться в Царство Божие. А Спаситель поможет ему в этом.
ИНТЕРЕСНО: Благодарственные молитвы Господу и всем святым.
Символика образов Иисуса Христа
В первые столетия своего существования христианство подвергалось жестоким гонениям, а потому икона Спасителя являла собой различные символические рисунки. Чаще всего на ней изображались рыбы, отождествлявшиеся с проповедями. Чтобы как-то распознать друг друга среди многочисленной толпы, христиане даже носили небольшие амулеты в виде этих морских жителей.
Также встречались изображения Агнца, символизирующие смерть Мессии. Как правило, жертвенное животное рисовали стоящим на вершине холма (что означало церковь), по склонам которого стекало четыре ручейка (знак Евангелия). Нередко на древних иконах можно было увидеть виноградную лозу, знаменующую евангельский образ Спасителя. Ветки означали членов церкви, а сами грозди – великое Таинство Евхаристии.
В конце VII столетия было принято решение заменить символические рисунки на человеческое воплощение Христа. Долгое время иконописцы спорили насчет внешности Иисуса, пока, наконец, не выработался общий исторический типаж Спасителя:
- пропорциональное лицо;
- большие глаза;
- тонкий, ровный нос;
- темные, слегка волнистые волосы до плеч;
- аккуратная бородка.
Основы православных иконографических канонов
Символ и значение икон
Еще с давних времен верующие люди стали изображать Бога, Святых и Божью Матерь. Со временем церковь взяла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдаться в картине. Икона — это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Благодаря святому образу любая молитва вознесется к небесам значительно быстрее.
Иконы православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и каждая деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Любое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Например, крест — мученичество, указующий перст — божий промысел, а Святой с копьем — победу над злом. Кроме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград — знак церкви.
Символичный язык иконописи охватывает не только жесты и положения святых. Он определяет саму композицию, технику изображения и даже цвета. Однако все это подчинено отдельным церковным канонам. Это сделано для того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от проявления ереси.