Иконы спасителя иисуса христа
Содержание:
- Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве
- Нерукотворный Образ Спасов
- Молитва 2 я ко Господу Иисусу Христу
- ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ «СПАСА В СИЛАХ» И ДНИ ПАМЯТИ ОБРАЗА
- В поисках мастера
- ПОЧЕМУ ИКОНА «СПАСА В СИЛАХ» ПОМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ ИКОНОСТАСА?
- Внешность Христа
- Описание иконы и ее элементов
- Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница
- О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ИКОНЕ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве
Во многих храмах Руси можно было встретить святейший образ Христа Спасителя, благословляющего верующих. Христиане молились перед иконой Спаса Всемилостивого и в ответ получали милость Божью. Святейший образ стал почитаться как чудотворный.
Святейший образ создан приблизительно в 15 столетии. По одной из версий считается, что древняя икона приплыла в Тутаев по Волге в лодке.
У этой святыни есть и другое название — «Спас Борисоглебский» или «Романовский». Дело в том, что раньше Тутаев назывался Романово-Борисоглебском. Святейший образ, на протяжении многих веков находящийся в Воскресенском соборе, считается чудотворным. Молитвы к нему исцеляют больные конечности и суставы. Верующие на коленях приползают к святыне, молятся перед ней и получают милость Божью.
Впечатляют размеры этой древней иконы — около 3 метров в высоту и ширину. Это погрудное изображение Христа, заключенное в резную раму и ризу (венец). Образ Спасителя выполнен в темных красках. В одной руке Иисус держит раскрытое Евангелие, а другой — благословляет верующих. В дни тяжелых несчастий и болезней жители Тутаева приходят помолиться святыне и получают Божью благодать.
Нерукотворный Образ Спасов
Спас Нерукотворный. Москва. Третья четверть XIV в. ЦМиАР.
Нерукотворный (ἀχειοποίητος) образ, или икона Спаса «на убрусе», известная на Западе как «святой лик» (μανδήλιον), занимает первое место среди икон Христовых.
Выражение «нерукотворный» получает свое подлинное значение в свете евангельского сопроводительного текста (см.: Мк.14:58): «нерукотворный» образ – это прежде всего воплощенное Слово, явленное в храме тела Своего (Ин.2:21). С этого времени Моисеев закон, запрещающий человеческие образы (см.: Исх.20:4), теряет смысл, и иконы Христовы становятся неопровержимыми свидетельствами Боговоплощения. Вместо того чтобы творить «рукотворенный», т. е. сделанный по своему произволению образ Богочеловека, иконописцы должны следовать преданию, связывающему их с «нерукотворенным» первообразом. Это предание в начале V в. приобрело легендарную форму в истории эдесского царя Авгаря, заказавшего живописный портрет Христа. Византийская версия легенды говорит, что эдесский образ был отпечатком лика Спасителя на плате, который Он приложил к Своему лицу и передал посланцу Авгаря152. Первые образы Христа, «мандилион» и два его чудесных отпечатка на черепицах, «керамиды», должны были, таким образом, являться своего рода «нерукотворными» документами, непосредственными и, так сказать, материальными свидетельствами вочеловечения Бога – Слова. Эти легендарные повествования по-своему выражают догматическую истину: христианская иконография, и прежде всего возможность изображать Христа, основана на самом факте Воплощения. Поэтому священное искусство иконописания не может быть произвольным творчеством художника: так же как богослов в области мысли, иконописец должен в искусстве выражать живую, «нерукотворенную» Истину, Откровение, содержимое Церковью в Предании. Лучше, чем какое-либо другое священное изображение, «нерукотворный» образ Христа выражает догматическую основу иконографии
Поэтому VII Вселенский Собор уделил этой иконе особое внимание153, и именно эта икона Христа почитается вдень Торжества Православия (см. выше кондак праздника, с
117).
Спас Нерукотворный «наубрусе». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.
Спаса Нерукотворный «на чрепии». Фреска церкви Спаса на Нередице. Новгород. 1199 г.
Спас Нерукотворный. Хоругвь.
Около 1945 г.
Иконы Нерукотворного Спаса были, вероятно, многочисленны в Византии начиная с VI в.; они особенно распространились после перенесения иконы из Эдессы в Константинополь в 944 г. Однако лучшие иконы этого типа, которые нам известны, русского происхождения. Одна из древнейших сохранившихся икон (XII в.) находится в московском Успенском соборе. Она написана в монументальном стиле, напоминающем фреску154.
Наша икона (см. с. 121) написана на хоругви русским иконописцем около 1945 г. Здесь новая техника и художественное чутье нашего современника послужили для передачи того, что не творится человеческими руками: традиционного облика Христа, каким знает Его только Церковь.
Молитва 2 я ко Господу Иисусу Христу
РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва Господу Богу о помощи.
Вопросы священнику
Не имею возможности посетить храм. Попросила подругу сделать фото иконы Спаса Нерукотворного. Могу ли я молиться на распечатанный вариант иконы? Если ли разница между фотографией и образом, купленным в церковной лавке? Ваша подруга не должна делать фото в храме. Молиться по такой фотографии не рекомендуется. Постарайтесь все-таки посетить храм и приобрести образ. Достаточно маленького. Только так можно молиться дома и быть услышанным Создателем.
Какие иконы Иисуса Христа нужно обязательно хранить у себя дома? Церковного правила, определяющего список икон Спасителя, которые христианам нужно обязательно иметь у себя дома, не существует
Однако, обратить внимание православным рекомендуется на лик «Спаса Вседержителя», «Спаса в силах», иконы «Не рыдай Мене, Мати», «Благое Молчание», образы «Недреманное Око» и «Спас Эммануил», на котором изображен Иисус в отрочестве.
Чем отличается православная икона Иисуса Христа от католической? В православии католические иконы признают ничем иным, как религиозной живописью, повествующей об определенном событии и чему-то поучающей. Православные святые образы не носят назидательный характер
Изображая тот или иной эпизод библейской истории, они призывают христиан искать в молении его истинный смысл.
Как молиться перед иконой Христа? Самое важное правило – молиться не иконе, а Спасителю, на ней изображенному. Кроме того, при обращении перед Его ликом, нельзя относится как к магическому ритуалу
В остальном достаточно придерживаться стандартных для православных молитвенных правил. При желании также верующие благоговейно прикладываются к образу, целуя волосы, руки и ноги Христа.
ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ «СПАСА В СИЛАХ» И ДНИ ПАМЯТИ ОБРАЗА
Важно, что такую богословски сложную иконографию создали в Древней Руси. По преданию, автором первой иконы «Спас в Силах» является святой иконописец, монах Троице-Сергиевой Лавры, преподобный Андрей Рублев
Она была создана для Успенского собора во Владимире ориентировочно в 1408-1420 году и имеет размер 18 x 16 см. Именно там была создана традиция помещать образ «Спаса в Силах» в центре деисусного чина иконостаса. В настоящее время эта икона вместе со знаменитой «Троицей» Андрея Рублева хранится в Третьяковской галерее в Москве. На протяжении шести веков русские иконописцы бережно следуют образцу, созданному преподобным Андреем. Чтимые иконы Спаса в Силах находятся в Костроме и церковно-археологическом музее при Московской Духовной Академии.
Дни особого почитания иконы «Спас в Силах» – это так называемые Господские праздники, то есть воспоминания о чудесах и событиях земной жизни Господа Иисуса. В дни «Спасов» небольшой образ зачастую выносят на середину храма:
В поисках мастера
Глубина замысла не оставляет сомнения, что двусторонняя икона задумана выдающимся иконографом. При этом живопись на двух сторонах удивляет разницей манер исполнения. Обе характерны для конца XII века, но контрастируют между собой. Лик Христа написан в идеально-гладкой манере с доминирующей правильной геометрией всех основных форм.
Алексей Лидов
Тип лица характерен для комниновского периода византийской иконописи (от имени основной правящей императорской династии XI-XII веков), с аскетичным обликом, удлиненным овалом, тонкими чертами лица, заостренным носом, артикулированным рисунком глаз и бровей
Обращает на себя внимание почти орнаментальная раздваивающаяся борода и прочерченные золотыми линиями волосы, уложенные в идеально правильную прическу. При сравнении с собственно византийскими, в первую очередь константинопольскими, образами возникает впечатление некоторой нарочитости художественного решения, негреческой декоративности всех форм, что говорит скорее о древнерусском, чем византийском вкусе.
Это древнерусское начало в изображении на обороте выражено гораздо ярче. С большой вероятностью этот образ писал местный новгородский мастер. На новгородское происхождение мастера указывают также и характерные особенности надписей, отсылающих нас к новгородскому диалекту – например, написание «ц» вместо «ч» и ряд других деталей
Обращает на себя внимание назидательная конкретность образов и упрощенно-экспрессивный стиль, чуждый константинопольских изысков и рассчитанный, при всем выдающемся мастерстве исполнителя, на яркость и доходчивость.
Этому стилю можно найти аналогии в росписи церкви Спаса на Нередице 1199 г., над которой трудился целый ряд совершенно разных по своим эстетическим установкам художников (примеры их искусства сохранились до сегодняшнего дня только в небольших фрагментах, а до гибели во время Великой Отечественной войны эти образы можно было увидеть в идеальной полноте). С большой вероятностью один из мастеров, работавших в церкви Спаса на Нередице в 1199 году, был автором и оборота иконы конца XII века. Нельзя исключить, что этим мастером мог быть иконописец Олисей Гречин, усадьбу которого около сорока лет назад раскопала Новгородская экспедиция. При этом была обнаружена целая серия связанных с ним уникальных берестяных грамот.
Святая Земля в храме – и можно ли ходить ногами по образам
Однако в гипотезах и предположениях надо быть осторожными. Мы, честно говоря, до сих пор не очень понимаем, как существовала художественная среда в Новгороде и что из себя представлял этот мастер, о жизни которого мы знаем больше, чем о любом другом средневековом художнике: археологи раскопали его усадьбу, нашли берестяные грамоты, написанные его рукой, нашли письма к нему, в том числе с уникальными заказами на иконы.
Прозвище мастера – Гречин (грек) – явно указывает на его связь с Византией. Опять-таки, не очень понятно, в чем эта связь заключалась. Вполне объяснимо желание исследователей, которые хотят связать эту икону «Спас Нерукотворный и Поклонение Кресту» именно с творчеством Олисея Гречина, обрести редкого мастера с точно известным произведением. Но данных, прямо подтверждающих это, у нас нет, и мне кажется, лучше оставить версию на уровне предположения и гипотезы, чем дальше умножать догадки там, где пока нет неопровержимых доказательств и несомненных фактов.
На данный момент мы можем быть уверены в том, что эта икона Спаса Нерукотворного с Поклонением Кресту на обороте относится к концу XII века, происходит из Новгорода и с большой вероятностью мастер или мастера, написавшие эту икону, – выдающиеся художники своего времени, принимавшие участие в росписи церкви Спаса на Нередице.
Главное – до нас дошел уникальный во многих отношениях памятник. Важный и с точки зрения художественного совершенства, поскольку, на мой взгляд, это самый совершенный образ Спаса Нерукотворного во всем византийском искусстве. Кроме того, это памятник с уникальной иконографической программой, которая, по всей видимости, связана с совершенно конкретным сакральным пространством и играла в этом пространстве принципиально важную роль.
ПОЧЕМУ ИКОНА «СПАСА В СИЛАХ» ПОМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ ИКОНОСТАСА?
Иконостас – перегородка перед алтарем в центральной части храма, идущая от стены до стены. Именно иконостас – главная часть храмового интерьера, к нему прикованы взгляды всех молящихся. Он состоит из рядов икон – от одного (в древних, первохристианских церквях и подражающих им современных) до пяти. Иконостас имеет практическую и символическую значимость.
В первую очередь, иконостас закрывает алтарь от остального помещения (кафоликона) православного храма. Это еще ветхозаветная традиция: алтарь, Святая Святых, находился в отдельном помещении за завесой без икон. Сейчас завесой закрываются только Царские врата – главные двери в алтарь, находящиеся по центру иконостаса. Алтарь закрывается, в первую очередь, для совершения некоторых тайных молитв, которые по традиции могут слышать и читать только священнослужители.
С приходом в мир Христа Его Церковь стала жить в новой реальности, в Новом Завете Бога и человека – их новых отношениях. Сам Господь принял природу человека, «обожил» ее – дал возможность каждому человеку приблизиться к состоянию Бога, измениться полностью, очистившись от любых грехов. Иконостас православного храма отражает эту новозаветную реальность с присутствием новых праздников, святых, имеющих возможность помогать людям, Богоматери.
Сначала иконостас состоял из 12 колонн, символизирующих 12 апостолов, и венчался крестом, символизирующим Распятого Христа. Со временем люди создали иконы Господа и заменили символ изображением Самого Христа, к Которому и обращались в молитве. Так появился главный ряд (чин) иконостаса – деисусный, от греческого слова «деисис» – молитва или моление. Этот ряд, в центре которого и находится икона «Спас в Силах», представляет собой развернутое изображение Страшного Суда. К Сидящему на престоле в славе Праведному Судье – Господу склоняются в молитве Матерь Божия, пророк Иоанн – Предтеча и Креститель Христа, апостолы и святые. Деисус означает, что Церковь просит Христа-Судью за каждого человека.
С появлением иконы «Спас в Силах» началось активное развитие всего древнерусского иконостаса. Кроме деисусного чина, рядов праздничного (небольшие иконы, изображающие великие православные праздники, расположенные под деисусом или над ним) и местного (иконы по сторонам от Царских врат) появились ряды пророческий, праотеческий и завершение иконостаса – Распятие. Так иконостас отразил всю человеческую историю в духовном осмыслении. Сначала на нем явлено ожидание всеми людьми в лице пророков и святых Ветхого Завета Мессии, а затем Первое (в Евангелии) и Второе Пришествие Христа как Божий промысл о человечестве, открытый людям в Апокалипсисе. Завершает иконостас местный ряд, в который встроены Царские врата: это изображенный в иконах путь к спасению, который должен пройти на земле каждый верующий. Слева от Царских врат – икона Богородицы, соединившей земное и небесное, показывающая пример праведности и подающая Свою помощь всем людям. Местночтимые святые и иконы святых, в честь которых освящен храм – также образец праведной жизни. Царские врата показывают часть алтаря как пока недоступного рая, куда стремятся все люди. Икона «Тайной Вечери» над Царскими вратами – знак принятия людьми Христа и соединения с Ним в Таинстве Причастия, через которое люди могут войти в Царство Небесное.
Как в молитве за Литургией при пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову вспоминаются сначала все лики святых от ветхозаветных времен и усопшие, а затем живые, молящиеся в храме православные христиане – так и иконостас продолжается людьми, собравшимися в храме. Видя Господа в Силах, мы должны помнить о Страшном Суде и исправлять свою жизнь, приобщаться Таинству Причастия, чтобы стать одним целым с Церковью Небесной, которая изображена на иконостасе, и с Самим Христом.
Образ Спаса в Силах нечасто делают небольшим, домашним, но стоит попытаться его найти для домашнего иконостаса. Здесь он тоже должен располагаться в центре. Дома аналогом иконостаса церковного служит «красный угол». Икон здесь гораздо меньше, чем в церкви. «Красный угол» устраивается напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева – Пресвятой Богородицы, а справа – почитаемого святого, например, тезоименитого вам и вашим близким или почитаемого всеми святителя Николая Чудотворца. Можно добавлять и любые другие иконы. При необходимости устройте иконостас на обычной книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.
Внешность Христа
Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?
— Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, — говорит Ирина Языкова, — чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .
Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по — гречески « рыба») можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом « Христос — Добрый Пастырь», например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).
— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит.
Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3).
Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать.
Описание иконы и ее элементов
Особенность такого святого образа, как икона «Спас в силе», заключается в ее символике. Она довольно сложна по сравнению с другими образами.
Икона «Спас в силе» имеет несколько важных элементов:
- На образе изображен Иисус, который одет в белые с золотом одежды. Белый цвет является символом чистоты и непорочности. А золото говорит о том, что Иисус святой.
- На иконе «Спас в силах» (фото ее для наглядности представлено выше) имеется изображение красного квадрата. Он располагается за Иисусом. Концы его имеют заостренную форму. Данный квадрат является символом земли. В его углах изображены такие символы Евангелия, как Лев, Телец, Орел и Ангел. Они относятся к святым Матфею, Луке, Иоанну, Марку.
- За Иисусом также расположен овал синего цвета. Он является символом духовности.
- На синем фоне изображены ангелы, которые символизируют силы. В честь этих сил и названа икона.
- Красный ромб, который нарисован сверху синего фона, является обозначением мира, который нам не видим.
Известны две похожие реликвии: Плат Вероники и Туринская Плащаница
В западной христианской традиции известны две реликвии, которые очень напоминают Спас Нерукотворный.
Плат Вероники
По преданию, некая девушка по имени Вероника вышла к Иисусу Христу, когда Он нёс крест, и вытерла Его лицо льняным платком, либо просто дала его, чтобы Тот мог утеряться сам.
В некоторых версиях она дала Спасителю воды. Лик Мессии отпечатался на платке. Есть две любопытные детали этой истории:
- «Вероника» — возможное искажения латинского vera icon (истинный образ);
- На плате Вероники Христос в терновом венце, но образ часто путают со Спасом, поэтому эта деталь в иконографии, бывает, изображается не на «подобающей» иконе. Немало Спасов с этим самым венцом.
В отличие от Спаса, плат Вероники не утерян. Более того — их минимум два (есть даже больше). Какой подлинный — спорят. Возможно, что и никакой, так как предание не зафиксировано раньше XIII века.
«Вуаль Вероники» в соборе Святого Петра в Ватикане.
Ватикан не демонстрирует этот плат и некогда уничтожал все существующие репродукции под страхом отлучения от церкви.
Иезуитский историк искусства Иосиф Уилферт сообщает, что видел реликвию и она выглядела как обычный платок с двумя невнятными коричневыми пятнами.
Возможно, репродукция Плата Вероники из Ватикана
4 «Лик из Манопелло».
Венец отсутствует, что явно указывает на подделку.
«Лик из Манопелло»
Туринская Плащаница
Ткань с изображением на ней во весь рост человека, похожего на канонический образ Иисуса Христа. Преподносится, как погребальный саван Спасителя. Способ нанесения изображения долгое время оставался загадкой.
Попытки его воспроизвести вышли спорными
Христианский мир с осторожностью высказывается о подлинности реликвии. Есть компромиссное мнение, согласно которому, Спас Нерукотворный и Туринская Плащаница — это одно и то же
Просто в Эдессе ткань складывали в несколько раз, так что оставалось видно только лицо. Исторически это возможно. Спас последний раз видели в 1204 году, а о Плащанице впервые сообщили в 1353 году.
Туринская Плащаница может быть тем самым спасом нерукотворным
О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ИКОНЕ «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»
Жизнь Сына Божьего на Земле, тайна Боговоплощения подробно описаны в Евангелии, истолкованы во множестве книг Отцов Церкви. Господь отдал себя в жертву за грехи людские и победил саму смерть, в Своем Воскресении весь род человеческий вернув в рай
Вот почему, несмотря на важность наших молитв к святым – нашим святым помощникам – и Богородице, обращение к Самому Богу – необходимая ежедневная молитва. Напомним, что Церковь благословляет ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, обращаясь ко Господу и Небесным Силам
Господу молятся во всех нуждах:
Ведите молитвенный диалог с Богом, соизмеряйте свои поступки с примером Христа, чаще – представляйте, что сказал бы Сам Бог, видя ваши дела и слыша ваши мысли – ведь Он Всеведущ. Не отчаивайтесь ни при каких ошибках, спешите в храм на Исповедь и соединяйтесь с Богом (при должной подготовке, о которой лучше прочитать в православной литературе) в Таинстве Причастия. Ни в коем случае нельзя использовать иконы при заговорах, ворожбе, в ритуалах. Общение должны быть только с Богом и Его угодниками, Его Ангелами – экстрасенсы, «народные целители» и колдуны общаются только со злыми духами, Ангелам же приказывать никто не может.
Благодарите Бога за помощь Его в вашей жизни: Он откликался на ваши просьбы, высказанные и не высказанные – вспомните многие счастливые случаи в жизни. Господь действительно управляет к лучшему нашу жизнь, показывая на наши возможности, приводя к благодарности Богу за все. А смирение перед трудностями, обращение к Богу с молитвой и без злобы в это время – залог нашего спасения и воспитания души, личностного роста. Мы должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах.
Господь – это великая Сила и великая Любовь, нужно только верить – а значит доверять Ему свою жизнь и свою душу. Христос, будучи Всемогущим, добровольно, чтобы стереть из истории мироздания прошлые и будущие грехи человечества, пошел на унижения, пытки и страшные страдания на Кресте. Учение Господа Иисуса – это призыв к покаянию, к любви всех людей друг к другу, состраданию и жалости даже к страшным грешникам.
Молиться ко Господу Иисусу Христу перед образом Спаса Нерукотворного можно и своими словами, и церковными молитвами. Стоит чаще читать перед этим образом Молитву Господню, записанную в Евангелии со слов Самого Христа – «Отче наш». Ее же можно читать утром и перед сном, перед приемом пищи и перед началом любого дела.
Молитву Иисусу Христу перед иконой «Спас Нерукотворный» можно на русском языке онлайн по тексту ниже:
Благой Господь наш Иисус Христос, Сын Божий! Ты в древнее время, при жизни Твоей земной, плоть Твою, Твое лицо святой водой омыл и убрусом отер, чудесно же Лик Твой на этом полотенце изобразился, Ты же его Эдесскому царю Авгарю для исцеления болезни благословил послать. Так и мы сейчас, грешные рабы Твои, страдающие душевными и телесными болезнями, Твоего Лика, Господи, ищем и с царем псалмопевцем Давидом смиренной душой молимся: не отвернись от нас, но отведи Твой гнев от рабов Твоих, будь нам Сильным Помощником, не отвергни нас и не оставь нас в одиночестве. О Всемилостивый Господи, Спаситель наш! Сам поселись благодатью Твоей в душах наших, чтобы в святости и правде живя на земле, стали мы истинными сыновьями и дочерьми Твоими, и наследниками Царства Твоего, где Тебя, все милости Подающего нам Бога нашего, вместе со Безначальным Отцом и Духом Святым славить не перестанем вечно.Господи! Я Твой сосуд: наполни меня дарованиями Духа Твоего Святого! Без Твоей помощи я пуст и не имею благодати, часто полон всякого греха. Господи! Я Твой корабль: наполни меня грузом добрых дел. Господи! Я Твой ковчег: наполни меня вместо страстей, любовью к Тебе и к образу Твоему — моему ближнему. Аминь
Да хранит вас Благой и Милосердный Господь!
https://youtube.com/watch?v=hLmBeZZCtoc