Изображая бога: иконы иисуса христа

Содержание:

Спас Благое Молчание

Его еще называют Ангелом Великого Совета. Это икона Спасителя (фото или любое другое его изображение), показывающая Христа до его земного воплощения. Он представлен ангелом – юношей с большими крыльями за спиной. Над головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. Он состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. Цвета обозначают божественность и непостижимость Создателя.

На Руси этот ангел изображался до пояса, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. Икона стала наиболее известна и популярна в XVIII-XIX веках. Образ Христа символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытаниями и даже смертью.

Эта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. Однако она не получила должного распространения, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

С нами Бог

Имя Эммануил появляется в Библии в словах пророчества Исайи ( Ис . 7: 14) и означает «с нами Бог». «Спас Эммануил» — один из самых необычных образов Христа, где Он изображен в виде младенца или отрока. Обычно Младенец держит в руке свиток , символизирующий учение, которое Он приносит в мир, Благую весть . Он изображен как человек, но Его учение в Нем и с Ним , ибо Он — Бог и Спаситель .

— В этой иконографии мы снова видим идею Боговоплощения, — поясняет Ирина Языкова, — Всемогущий Бог умалился до кроткого беззащитного Младенца. И хотя, вероятно, предстоять в молитве естественнее и понятнее перед иконой Нерукотворного Спаса или Христа Пантократора, но в образе «Спаса Эммануила» выражена глубокая богословская идея.

Основные типы иконографии Спасителя этим исчерпываются. Иконы Христа ближе к догматам, чем все другие иконы. Они строже, ближе к самой вере, и в них нет места для фантазии. Существуют и более поздние гимнографические, сложные и заумные образы, такие как «Недреманное Око», например, или «Благое Молчание», но их появление свидетельствует лишь о заимствованиях из других культур, в частности из западноевропейской. Заимствования эти не всегда бывали удачными, осмысленными и оправданными.

Православная аскетическая практика уделяет иконе Христа особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, «ради слабости понимания нашего» (св. Иоанн Дамаскин) облеченное в образ. Митрополит Филарет Московский писал об этом так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного» .

Екатерина СТЕПАНОВА

  • Иконография Страшного Суда
  • Лазарева суббота (Видео + иконография)

https://youtube.com/watch?v=videoseries

Молитвы ко Господу Иисусу Христу

Перед образом Спасителя молятся в любых нуждах, а также готовятся к Таинствам покаяния и Причащения, прося у Господа прощения своих прегрешений. Церковь благословляет возносить молитвы ко Господу как можно чаще, эти молитвы есть в каждом православном молитвослове в утренних и вечерних молитвах. Это универсальные молитвы, которые можно читать в любой ситуации и молясь в любом месте: дома, в храме или по дороге. Эти молитвы небольшие и их нужно знать наизусть каждому православному верующему.

Первая — это молитва Господня «Отче наш», которую нам дал сам Господь,в ответ на просьбу учеников научить их правильно молиться:

Рис. 2. Молитву Господню «Отче наш» дал нам сам Господь Иисус Христос.

Слова этой молитвы есть в Святом Евангелии от Матфея и от Луки.

Вторая — это Иисусова молитва. Слова этой коротенькой молитвы всегда на устах у святых людей.

«Стоишь ли, сидишь ли, ешь ли, путешествуешь ли, другое ли что делаешь – постоянно говори сию молитву, усердно понуждая себя к ней, ибо она поражает невидимых врагов, как воин крепким копьем.»

Преподобный Паисий Величковский

Рис. 3. Молитва Иисусова помогает избавиться от вражеских искушений.

Многократным повторением этой молитвы можно заменить утреннее и вечернее Молитвенное правило, молясь по четкам. Достаточно только повторять её слова в течение 10 минут, и после каждого повторения передвигать бусину на четках.

Также по четкам можно молиться в дороге или даже на работе. Святые Отцы придавали такой молитве очень большое значение, так как непрестанное произнесение её избавляло их от вражеских козней.

Чтобы от молитвы была нам великая польза, нужно соблюдать следующие правила:

От молитвы вас не должно ничего отвлекать.
Молиться следует сосредоточенно на словах молитвы, мысли не должны разбегаться.
Молиться можно и выполняя какую-то работу, которая не требует от нас большого внимания

Важно это делать не сразу, а тогда, когда почувствуете такую возможность и увидите как она просветляет ваше сердце верой в Бога и Его присутствием.
Не нужно повторять слова молитвы механически. Каждое слово должно исходить из нашего сердца

Нужно глубоко вникать в смысл молитвы, мысленно обращаясь ко Господу как если бы Он стоял перед нами.

Значение иконы Христа Спасителя

Образ Господа является главенствующим для православных христиан и служит постоянным напоминанием о том, что Иисус был живым человеком. Глубинный смысл лика Спасителя – неразделимый союз физического и духовного, знак того, что каждый может воссоединиться с Богом, если будет вести праведную жизнь.

Значение иконы Христа Спасителя

В миру человека подстерегают опасности, горести, проблемы, различные недуги. Такая тяжкая судьба – это расплата за первородный грех, сотворенный нашими предками. Во времена житейских неурядиц икона Христа напоминает праведнику, что у того есть Небесный Защитник, Помощник и Спаситель. Молитва Господу помогает отвлечься от повседневной суеты, поразмыслить о собственной судьбе, пересмотреть свои ценности.

К святому образу дозволено обращаться в любое время

Неважно, это просьба о помощи или просто благодарственная молитва. Правильное общение с Богом должно приносить душевное умиротворение, облегчение, надежду на светлое будущее

Если такого эффекта не происходит, стоит обратиться за советом к священнику – возможно, вы неправильно понимаете суть Евангелия.

Другие православные иконы Спасителя

Существуют священные изображения, которые подчеркивают какое-либо важное для молящегося качество Спасителя (милость, доброту, силу), либо представляют значимые события земной жизни Иисуса

Спас благое Молчание

Это изображение Господа имеет сложное богословие. Иисус показан юношей с крыльями Ангела. Поэтому образ также называется «Ангел благого Молчания». Считается, что он представляет Христа до Воплощения. Ангельские крылья изображают Его покорность воле Бога Отца, желание послужить людям: ведь Ангел – исполнитель повелений Всевышнего.

Спас Великий Архиерей

Еще один тип изображений Спасителя – в архиерейских (или священнических) одеждах. Иконография образа, как считают богословы, восходит к 109 псалму, его словам, пророчески обращенным к Мессии: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову».

Эти слова отсылают к персонажу Ветхого Завета, царю Мелхиседеку, который благословил праотца Авраама. О Мелхиседеке практически ничего не известно, кроме факта этого благословения. «Иерей по чину Мелхиседекову» означает священника, получившего посвящение не по чину Закона Моисеева, а согласно Новому Завету людей и Бога. Слово же «вовек» подчеркивают вечность этого нового Царства.

Добрый пастырь

Сейчас это довольно редкий сюжет иконописи. Гораздо более он был распространен в первые века христианской церкви. Икона представляет Христа как пастыря, несущего на плечах заблудившуюся и найденную овечку. Это образ постоянного попечения Господа о каждой душе, даже погибающей.

Христос во гробе

Изображение связано со службами Великой Пятницы, когда вспоминается крестная смерть Спасителя. Он представлен умершим. Обычно «Христос во гробе» — поясное изображение, но изредка встречаются иконы с изображением в полный рост. Вариант такого изображения – образ Господа на плащанице, которая выносится в Великую Пятницу на середину храма и символизирует гроб.

Спас в терновом венце

Изображает Иисуса с венком из колючего терния. Терновый венок, шутовской «царский венец» одели римские воины на Христа. Ведь Иисуса из Назарета обвиняли в том, что он называл Себя «Царем Иудейским». «Венец», покрытый колючками, был также орудием мучения, причиняя боль. Такие изображения распространены в католическом мире, где особо почитаются страдания Христа. В России икона Спаса в терновом венце распространяется с XIX в.

Что образ означает в христианстве

Сложно переоценить, что обозначает лик Нерукотворного Спаса – ведь его удивительное возникновение само по себе представляет достаточно значимый аргумент в пору борьбы с иконами. В действительности именно образ является главным подтверждением того, что лик Спасителя можно изображать и использовать в качестве святыни и молиться ему о своих просьбах.

Сохранившийся на полотне отпечаток представляет собой главный тип иконографии, напоминающий про божественное начало иконописи. Это мастерство изначально обладало также описательной функцией – истории из Библии начинали оживать перед очами первых приверженцев христианства. Кроме того, раньше практически не было книг, даже знаменитого Священного Писания, представлявшего собой большую редкость в течение длительного времени. Поэтому вполне логично, что верующие очень хотели обладать зримым воплощением Спасителя.

Тот же факт, что на иконе изображается лишь лицо Иисуса призвано напомнить христианам, что они могут спастись исключительно, если установят личные взаимоотношения с Христом. А если это не произойдёт – никакие из церковных обрядов не смогут пропустить верующего в Царство Небесное.

На образе Иисус смотрит чётко на зрителей – он словно призывает каждого, кто обратит на него свой взор, последовать за Собой. Процесс созерцания образа Спаса Нерукотворного позволяет осознать истинное значение жизни в христианстве.

Иконография Пасхи

У людей, посещающих храм во время празднования Светлого Христова Воскресения, нередко возникает вопрос. Почему икона Праздника Пасхи в разных храмах может значительно отличаться по своему сюжету и написанию?

В некоторых случаях можно увидеть икону, на которой изображен Спаситель, выходящий из могильной пещеры. В других храмах представлен совершенно другой сюжет: Иисус Христос выводит людей из ада, начиная с Адама и Евы. При этом обе иконы считаются “правильными” пасхальными. Это иногда вызывает недоумение даже у верующих и давно воцерковленных людей. Ведь обычно сюжет праздника на иконах не отличается, даже при естественных отличиях эпохи написания и разных иконописцах.

Дело в том, что Пасха является исключением и имеет сразу два иконографических типа.

Первый тип

Одними из первых образцов иконографии праздника Пасхи являются византийские фрески и мозаики. На них чаще всего изображается сюжет, изложенный в не вошедшем в Библию апокрифе “Евангелие от Никодима”:

Согласно Церковному Преданию, Спаситель после Своей телесной смерти сошел в ад для спасения душ умерших людей. После грехопадения Адама и Евы никто из людей вне зависимости от их образа жизни и святости в рай не попадал. Их души томились в аду, ожидая пришествия Мессии – Спасителя. Но Господь своими крестными страданиями дает людям надежду на спасение. Этот великий момент в истории человечества и изображается на византийских иконах Пасхи.

Данный иконографический тип икон выстроен по определенным принципам:

— Спаситель занимает центральное место на иконе и вокруг Него изображены несколько окружностей, из которых исходят лучи света. Это является символом Его величия и божественного достоинства. Ведь даже в преисподней Иисус Христос оставался Богом.

— В руках Христос держит символ Своих страданий – крест.

— Края белоснежного одеяния парят в воздухе и напоминают крылья херувима. Это указывает на то, как Иисус Христос поднимается из ада. 

— Под стопами Спасителя изображена кромешная тьма – бездна. На некоторых иконах из тьмы выглядывает антропоморфная фигура сатаны или бесов.

— Фон на иконах обычно золотой, желтый, оранжевый или песчаный. Эти цвета символизируют вечную славу Иисуса Христа.

— Первыми из ада Спаситель выводит Адама и Еву. Они обычно изображаются встающими с колен. Это символ выхода, подъема из греховного состояния, предшествующего спасению.

Второй тип

Второй иконографический тип: Спаситель выходящий из гроба. Появился в Европе. По обе стороны от Иисуса Христа могут быть изображаются ангелы. Иногда вместо пещеры изображается саркофаг с откинутой крышкой. Эта икона появилась в Европе, а в России широко распространена с XVII – XIX веков Ее как сюжет прост и привычен для восприятия верующих людей.

В то же время икона содержит некоторые несоответствия догматической традиции Церкви. Основное расхождение — для выхода Спасителя из пещеры не требовалось отваливать камень от входа в гробницу. Ведь тело Иисуса Христа после Воскресения не имеет внешних преград. По Преданию, караульные стерегли пустую пещеру. Ангелы отвалили камень рано утром, чтобы показать, что гробница пуста и Христос воскрес. 

Также из евангельского повествования известно, что ангелы во время Воскресения Иисуса Христа находились в пещере, а не снаружи. Римские воины, которые иногда присутствуют на иконе, изображаются спящими, что также не соответствует истине. В Римской Империи была строжайшая дисциплина,  сон во время караула карался смертью. Но несмотря на эти неточности, второй тип иконографического изображения Пасхи распространен среди праздничных икон.

Значения и названия некоторых икон

Есть иконы Господа, представляющие отдельные Евангельские события. Такие образы появляются на католическом Западе, а с XVIII в. приходят в Россию. Они не совсем точно выполняют свою основную функцию – коммуникацию человека и Бога через святой образ. Это – скорее иллюстрации Евангелия.

С Хлебом и Вином

Иконография имеет западное происхождение, представляет Иисуса во время Тайной Вечери, благословляющего хлеб и вино, устанавливающего Таинство Евхаристии (Ин. 6, 53-56).

Виноградная Лоза

Изображение основано на Евангельских словах Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви» (Иоан.15:5). Она изображает Спасителя в виде древа виноградной лозы. Богородица, св. Иоанн Предтеча, святые представлены как ветви лозы.

Святая Вечеря Господня

Икона Тайной Вечери обычно помещается в храме над Царскими Вратами. Она представляет последнюю трапезу Иисуса с учениками.

Страшный Суд

Образы Страшного Суда достаточно древние. Как правило, фреска с таким изображением помещается на западной стене храма. С XVII в. в России появляются иконы Страшного Суда, представляющие это событие будущего человечества. На них можно видеть Судию Бога, грешников и праведников по левую и правую сторону Спасителя.

Сретение

Икона Сретения Господня представляет встречу («сретение») Иисуса-Младенца, принесенного в иерусалимский Храм Марией и Иосифом (Лк.2:22-40). Эта икона располагается по центру храма в день празднования Сретения.

Распятие Господа Иисуса Христа

Страстная икона Спасителя, распятого на кресте. По сторонам креста находятся Пресвятая Богородица и св. Иоанн Богослов. Православное изображение Распятия не показывает мучений Христа. Он как бы стоит на древе, раскрыв объятия для людей, готовых принять Его жертву за их спасение.

Иконы Иисуса Христа

Как было сказано выше, чтобы запечатлеть святость Христа, было написано немало икон

Каждая из них считается важной для верующих. Ведь у каждого есть особо важные просьбы

Каждая икона Христа Спасителя обладает особой силой. Если разрешить духовный наставник, моление можно совершать и по фотоиконы.

«Христос С Хлебом И Вином»

Здесь Спаситель изображен с хлебом (телом Его) и вином (кровью Его). Мотив Евхаристий был реализован в 19 веке и до сих пор сохраняет значимость. Люди нередко приходят к иконе, желая попросить о наставлении на путь истинный. Эта икона Иисуса имеет не последнее значение в жизни православных верующих.

«Христос Виноградная Лоза»

Икона Спасителя представляет Иисуса в виде лозы, которая связана с каждым Его апостолом. Этот мотив показывает нам, что Господь един с нами через Сына Своего. Именно благодаря делам Христа, любовь вновь вернулась в мир и стала объединять людей в единой вере в Него.

«Христос В Терновом Венце»

Терновый венец –  это икона Иисуса Христа, символ страданий, которые прошел Сын Божий во искуплении грехов человечества. Он был готов к такому исходу, ведь об этом ему было сообщено свыше. С надлежащей покорностью, он не отказался от своей чаши страдания и преисполнился ее содержимым. Так или иначе, иконы Спасителя Христа в Терновом Венце высоко ценится католической церковью.

«Святая Вечеря Господня»

Суть Святой Вечери, которой посвящена икона Спасителя Иисуса Христа, состоит в том, что Сын Божий собрал вокруг себя 12 апостолов и поделился с ними тем, о чем думает и что достоверно знает. За этим событием следует Евхаристия, которая приобщила учеников Христа к небесному Царству, определило их дальнейшее служение. Образ Спасителя играет не последнее значение.

«Страшный Суд»

Иконография Христа имеет долгую историю. Страшный суд ждет каждого. Человечество – живые и мертвые – предстанет перед ликом Всевышнего в момент Второго Пришествия Христа. Это событие определит судьбу каждого: кого будет ждать верная жизнь, а кого вечные страдания за греховное существование.

«Сретение»

Под Сретением обычно понимают встречу представителя рода человеческого (Симеона Богоприимца) и лик Младенца. В этот момент случилось признание воли Господа о воплощении Сына Его на земле. Эта икона служит святыней для тех, кто желает получить исцеление. Если молитва действительно заслуживает внимания, Господь обязательно исполнит просьбу, какой бы тяжелой она ни была. Иконография Иисуса Христа отводит иконе не последнее место.

«Спас Смоленский»

Икона представляет сюжет, где Христос стоит со Священным Писанием, а подле него на коленях стоят Александр Свирский и Варлаам Хутынский. Ее написали в 16 веке и до сих пор православные верующие приходят к ней, чтобы получить долгожданное благословение.

«Спас Нерукотворный»

Считается, что Спас Нерукотворный (изображение Христа) – икона, принадлежащая небесам. Дело в том, что она образовалась в тот момент, когда Христос обтер платом свое лицо. Это воистину поразительное событие не может не создавать атмосферу загадочности и реальности божественного начала. Образ считается одним из самых популярных. Ежегодно к нему приходит множество христиан, желающих понять суть любви Его.

«Спас Вседержитель с Державой и Скипетром»

Обычно, Иисус изображается со Священным Писанием. Но здесь иконы Иисуса олицетворяют Его царскую власть на земле. Особые красные одежды, скипетр и держава – царские регалии. Икона дополнительно подчеркивает изображение и статус Сына Божьего и его права на земное правление.

«Икона Вседержителя»

Здесь у Спасителя в левой руке Библия, а вторая благословляет человечество. Сюжет во многом перекликается с характером Христа, его неземной любви к роду человеческому. Располагающийся над головой нимб означает неземное происхождение, потому что только ангелы, святые и Сын Божий имеют право носить нимб. На вопрос «в чем помогает икона?» ответить не сложно. Ее помощь выражается в поддержке нуждающихся людей.

«Распятие Господа Иисуса Христа»

Наверное, самый запоминающийся сюжет из земной жизни Христа. Здесь наступает финал земного пути Спасителя. Перед лицом человечества и Господа, тот принял все страдания и доказал свое небесное происхождение. Даже после бесчисленных истязаний, он не отказался от человечества, продолжал любить его всем сердцем. Икона служит для искупления грехов. Люди молятся ей, чтобы очистить свою душу от греха.

Самые известные чудотворные образы мира

История знает много священных изображений, которые помогали и до сих пор исцеляют многие человеческие недуги — как душевные, так и физические. При этом одни православные иконы исцеляют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполняют желания и т. д. Поэтому к ним выстраиваются очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. А есть и такие иконы, к которым стремятся попасть практически все православные:

  • Икона Николая Чудотворца. К этому образу обращаются те, кто уже практически отчаялся. И он исполняет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца. Кроме того, Святой является заступником моряков и путешественников.
  • Казанская икона Божьей Матери. Один из известнейших образов Богородицы. В современной истории эта икона знаменита тем, что в Великую Отечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ленинграде. Говорят, что этот образ помогает в беде многим верующим.
  • Владимирская икона Божьей Матери. Это один из самых старых и почитаемых святых образов на Руси, тот, который должен быть в каждой православной семье. Он исцеляет тело и душу, а также защищает от зла.

Чудотворные иконы, как правило, сопровождаются какими-либо знамениями или знаковыми событиями. Они приходят на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

Спас в силах

Это одно из самых символичных изображений Господа. Данная икона Христа Спасителя до сих пор не разгадана до конца и трактуется по-разному. Здесь Вседержитель восседает в полный рост на престоле. В руках его открытое Евангелие. А самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного вытянутыми концами. Квадрат здесь символизирует Землю. Кроме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. Принято считать, что это символичные изображения преданных евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они как бы распространяют учение Христа по всему миру.

Сверху этого красного квадрата нарисован синий овал. Это наш духовный мир. В нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. Поверх данного овала снова нарисован красный ромб. Он определяет невидимый человеку мир.

Существует поверье, что в этом образе Иисус предстанет в конце времен, на Страшном Суде.

Как иконы признаются чудотворными

Многие слышали об исцеляющих свойствах того или иного божественного изображения. Также есть и научно доказанные факты мироточения и благоухания образов. Однако не каждый такой случай признается официальной церковью как чудотворный. В течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаются чудотворными.

Первопроходцем на Руси в данном вопросе можно считать Петра I. Именно он издал ряд определенных указов, благодаря которым чудотворные иконы были изъяты из частных домов, и должны были храниться исключительно в храмах. Поэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

Кроме того, в дореволюционной, да и современной, России для оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. Там они опечатывались, и при нескольких свидетелях, один из которых должен обязательно быть в священном сане, проверялись.

Основные правила изображения

У иудеев существовал категорический запрет изображения Бога. Ведь Творец неба и земли не может быть написан земными красками. Человек не может понять Бога своим ограниченным умом, а потому всякое изображение будет кощунством. Все изменилось с возникновением христианства. По его учению, хотя человек не может понять Бога, но Бог делает шаг навстречу и Сам становится Человеком. Именно таково богословие Воплощения Христа. Поэтому Он может быть изображен со Своей человеческой стороны. Существует предание, что первое изображение Господа появилось еще при Его земной жизни.

Спас Нерукотворный

Это изображение имеет два варианта, называемые по-гречески «Мандилион» (на плате) и «Керамион» (на глиняной доске). Согласно преданию, образ создан Самим Христом. Правитель города Эдессы Авгарь тяжко больной проказой, попросил своего художника запечатлеть Лик Иисуса, веруя Его целительной силе.

Этот образ хранился в Эдессе, пока город не был захвачен врагами. Тогда его спрятали над вратами города, заложив глиняной доской. После освобождения Эдессы оказалось, что перед святым ликом продолжала гореть лампада, а на глиняной доске (по другим данным, на кирпичах) отпечаталась точная копия образа Господа.

Образ Спаса Нерукотворного изображается только Лик. Он может быть:

  • на убрусе (белом платке); встречаются иконы, где плат держат два Ангела;
  • на «чрепии», глиняной доске: фоном такой иконы может быть изображение кирпичной кладки, или же фон может быть просто несколько затемненным.

Иконография знает извод, называемый «Спас Нерукотворный с деяниями»: вокруг изображения помещены клейма, где показана история образа. На Руси сложился еще один тип изображения Спаса Нерукотворного, с раздвоенной бородой («Спас Мокрая брада»). Наконец, в Грузии известна написанная воском старинная погрудная икона Спаса Нерукотворного.

Спас Вседержитель

Другие названия – Пантократор, Спас в силах. Этот тип иконы показывает Христа как Царя мира и его Судию. Самое древнее изображение Пантократора относится к V-VI вв.

Спас Вседержитель может изображаться:

  • погрудно с раскрытым Евангелием в левой руке, благословляющей правой рукой, такой образ обычно пишется под куполом храма;
  • в полный рост Христос восседает на престоле, символе как царского достоинства Спасителя, так и будущего Страшного Суда.

Лик Господа выражает молитвенное созерцание, милость, любовь к людям. Особенно это видно на греческой иконе Спаса Вседержителя XII в., называемой «Елеемон», или «Милующий».

Спас Эммануил

Это особый извод иконописных изображений Христа, представляющий Его как отрока. Название «Эммануил» происходит от еврейского «с нами Бог». Песнь пророка Исайи, начинающаяся с этих слов, особенно торжественно поется на службах Рождества Христова. Изображение чаще всего используется при изображении Богородицы, но есть самостоятельные иконы Эммануила. Так в XII в. на Руси создана икона Эммануила с ангелами, или Ангельский Деисус. Сейчас этот образ находится в Третьяковской галерее.

Деисус

Деисусом (с греческого – «прилежное моление») называется образ Христа с Богоматерью (справа) и св. Иоанном Крестителем (слева), либо с Ангелами.

Деисус может представлять собой:

  • единую икону (изображающую Бога на престоле, предстоящих Ему Богородицу с Предтечей или Ангелов);
  • три образа, обычно по центру храмового иконостаса; средний изображает Христа, а два, расположенные по сторонам – Богородицу и Иоанна Крестителя.

История иконы Христа

На Образе Господа «Царь Славы», предположительно конца XIX века, написанной в византийском стиле иконописцем Феодором Нефедовым, изображен Иисус Христос, восседающий на троне с раскрытым Евангелием и скипетром в руке.

Сын Божий на иконе «Царь Славы» облачен в царские одежды, с короной на голове и предстает в образе Царя. Венчает икону изображение Бога-Отца и Святого Духа в виде голубя (Господь представлен во всех трех ипостасях).

Написание образа Господа «Царь Славы» связывают с сюжетом священной книги Апокалипсиса, а настоящее празднование в честь него относят уже ко второму пришествию Христа во Славе Царя-Судии.

Согласно же церковным традициям нашего времени празднование в честь этого образа приходится на третье подготовительное воскресенье перед Великим постом в Неделю о Страшном суде.

Первое изображение Иисуса Христа было дано им самим. Когда посланец от царя Эдессы, больного проказой, прислал художника с тем, чтобы он нарисовал лик Христа, от которого, как он искренне верил, можно исцелиться.

Но художник никак не мог подойти к Христу, чтобы сделать точный портрет и тогда Иисус Христос омыл в воде лицо свое и, взяв плат (убрус), вытерся им, а после этого на убрусе появилось изображение лика Христа.

Это было первое изображение Спасителя на котором виден только Его лик, впоследствии иконы такого типа получили название Спаса Нерукотворного. Иконописцы на основе этого образа разработали еще несколько вариантов иконы Спасителя.

  1. Эммануил, когда Иисус изображается в виде ребенка отрока, причем изображение поясное, а характерным признаком того, что именно Спаситель является нимб с крестом, который является принадлежностью только икон Иисуса Христа.
  2. Вседержитель. Это, как правило, Христос в его поясном изображении Господа, восседающего на троне и держащего в правой руке Священное Писание, а левой рукой благословляющего людей
  3. Деисус, это слово можно перевести как моление, здесь Царь Царей восседает на троне, а по обе стороны от него Пресвятая Богородица и св. Иоанн Предтеча, которые преклонились перед ним в молитвенной позе. Иногда изображают в качестве предстоящих еще и апостолов и некоторых святых.

На заметку! Есть и еще несколько изображений Христа на иконах таких как «Спас великий Архиерей», «Христос Благое молчание», «Добрый пастырь» и «Христос во гробе». Эти иконы выставляются всегда в виде Плащаницы на Великую Субботу, когда верующие могут поклониться в течение всего дня, вплоть до начала Пасхальной вечерни.

За основу сюжета данной иконы можно принять истории из Священного Писания, в которых описывается рождение Иисуса, ставшего Царем для всех иудеев. Но земной народ отрекся от Сына Божьего, пришедшего в людской мир с проповедью о Господе, и казнил Его.

Таким образом, можно сделать вывод, что святой образ «Царь царей» заключает в себе идею правления над людьми. За Свое светлое царствование на земле Иисус в итоге был распят. Вновь воскреснув, Спаситель дал народу обещание вернуться на землю грешную во всей Своей Силе и Величии, чтобы стать судьей для всего человечества и свершить правосудие.

Значение иконы Христа Спасителя

Значение иконы Спасителя — напоминать о том, что Он по сей день является Богом Живым, а не книжным персонажем древних сказаний. Поэтому каждый христианин обязан установить с Ним личные отношения. Делается это при помощи молитвы. Для этого и предназначены образы — чтобы помочь человеку отвлечься от дневной суеты, вспомнить о главном.

В земной жизни человека ждет много проблем, болезней, горестей. Такова его судьба после того, как первые люди потеряли райские обители. Икона Спасителя помогает верующим вспомнить, что у них есть надежный помощник, верный и преданный — Иисус. К Нему можно обратиться в любой беде, покаяться, попросить сил, здоровья. Также чтобы лучше понять Бога, необходимо читать, изучать Священное Писание.

  • Икона Трилетствующая
  • Икона Божией Матери Спорительница хлебов — смотрите здесь
  • Икона Рождество Христово — https://bogolub.info/ikona-rozhdestvo-xristovo-opisanie-znachenie-v-chem-pomogaet/

Правильная молитва должна приносить душе умиротворение, уверенность в том, что все будет хорошо. Если осталось ощущение беспокойства — следует попросить совета у более опытного в духовных делах священника.

Самые почитаемые иконы Божьей Матери

Иконы Божьей Матери православные чтят особо. Она является их заступницей перед Господом и Своим Сыном Иисусом Христом, а на Руси считалась хранительницей и защитницей Земли Русской.

Обычно иконы Божьей Матери и Христа изображают Иисуса в виде младенца или маленького мальчика, делающего благословляющий жест, на руках у Богородицы. Некоторые самые древние иконы хранятся в музеях, но списки (копии) этих икон широко распространены, их можно увидеть в храмах и в домах верующих и даже неверующих.

Одним из древнейших дошедших до нас изображений Богородицы является Владимирская икона Божией Матери, которая хранится ныне в Храме Третьяковской галереи. По преданию, она была написана самим евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была перевезена в Византию, а затем в Киев, откуда в 1155 была тайно вывезена во Владимир.

Перед этой иконой веками молились, когда наступали бедствия – войны, эпидемии. Ей молятся об исцелении тела и души и о защите от зла.

Казанская икона Божией Матери, великой Заступницы России и драгоценной национальной святыни, была обретена в 1579 году, когда сама Богородица явилась во сне простой девочке Матроне и рассказала, где искать ее образ. И действительно, на месте огромного пожарища чудесным образом была обнаружена икона со свежими и яркими красками. В Москве на Красной площади был построен собор в честь Казанской иконы Богородицы.

Перед ней молились воины накануне Полтавской битвы и во время Отечественной войны 1812 года; в Великую Отечественную войну она помогала жителям блокадного Ленинграда. Известно немало случаев, когда эта икона помогала чудесным образом исцелиться, вернуть зрение, выздороветь умирающим.

Смоленская икона Божией Матери считается родовой иконой русских князей. Она носит название Одигитрия, то есть Путеводительница. Смоленская икона Божией Матери попала на Русь из Византии и спасла Смоленск в 1238 году от войск хана Батыя.

Ей молятся об исцелении от болезней, обретении мира в семье, разрешении сложных жизненных проблем.

Икона «Знамение Пресвятой Богородицы» отличается от других изображением Христа как щита – символа защиты и победы. В летописи рассказывается удивительная история ее помощи новгородцам в 1170 году. В 1352 году она помогла сотням людей исцелиться от чумы.

Ей молятся о ниспослании мира в семье, об излечении от слепоты и других недугов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector