Трехканонник. объединенные каноны спасителю, божией матери и ангелу хранителю
Содержание:
- Краткое содержание
- Для чего люди каются
- Моя молитва «Моя история»
- Читаем каноны и акафисты дома
- Значение Таинства Причащения
- В чем помогает
- Седален, глас 6-й
- Канон как жанр богослужебной гимнографии
- Распространенные каноны
- Молитва ко Господу Иисусу Христу
- Совмещенные каноны к Причастию
- Песнь 9
- *** Песнь 9
- Молитва
- Когда нужно читать
Краткое содержание
Давайте разберемся, что именно представляет из себя канон, о чем говорится в каждой его части. Это древний текст и нужно быть внимательным при его чтении.
О чем говорится в песнях и седалене
Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаяния в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах, чтобы можно было оплакать свои злодеяния. Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. Также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу.
Вторая песнь, как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты и лишь в каноны особенных событий.
В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук, призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук.
Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.
Восхваление творца
В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.
В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?
В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.
В кондаке душа молящегося призывается к ответу, для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.
Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.
Обращение к душе и всем святым
В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.
В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности раскаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст — ничто, только дела, мысли и поступки.
В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.
Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Христу Иисусу.
В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому испрашивает у Господа прощения и исцеление своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.
Для чего люди каются
Для чего вообще человеку необходимо каяться? Чтобы стать ближе к Богу. А зачем? Чтобы вечная душа после смерти соединилась с Ним, пребывала в раю, наслаждаясь общением с Господом. Земная жизнь нужна для того, чтобы приготовиться к этому. Вот для чего христианам необходимы молитвы, богослужения, таинства. Ощущения духовной радости после очищения совести и причастия — бледная тень той славы, которую имеет Святая Троица на самом деле.
Многие тогда впадают в крайность и начинают ненавидеть Бога. Этим и обусловлено место пребывания подобных душ. Ведь им самим было бы плохо среди тех, кто возлюбил Господа всей душой. Поэтому надо воспитывать в себе способность к восприятию благодати уже здесь — после перехода в мир иной будет поздно.
Моя молитва «Моя история»
«Я ранее не была религиозной. Углубилась в эту тему некоторое время назад, когда у меня развилась депрессия. Сложно сказать, почему это произошло: много работы, проблемы в семье, не получается завести детей с мужем. Я случайно на одном из православных сайтов оказалась (Оптина Пустынь), искала другую информацию, но по запросу «как себе помочь» поисковик выдал страницу здесь.
Ангелина, 29 лет, г. Ярославль
Углубилась в чтение – меня буквально затянуло туда, всю ночь просидела. Возникло ощущение, что я именно это искала. Читала о последовании, предначинательных молитвах, акафистах. И тут я натыкаюсь на каноны. Там были разные: Славянский, благодарственный, тот, что читается на Спас и Пасху. Но меня привлек покаянный канон. Я его читала долго, вдумчиво, потом повторила уже быстрее. Утром я уснула, а вечером следующего дня проснулась более бодрой. Было ощущение, что я наконец выспалась. Впервые улыбнулась за последние месяцы. Я поняла тогда, что человек не может жить без Бога в Душе, умирает».
Читаем каноны и акафисты дома
Как мы уже видели выше, каноны и акафисты являются неотъемлемой частью храмового богослужения. Однако весьма душеполезно читать их и дома, — келейно. В частности, каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю вместе с каноном ко святому Причащению, — входят в обязательное домашнее молитвенное правило христианина во время подготовки ко Причастию. Иногда к нему также добавляют акафист Иисусу Сладчайшему.
Домашняя (келейная) молитва
Православным, желающим взять на себя дополнительный молитвенный подвиг, по благословению духовника можно читать и другие каноны и акафисты. Однако тут следует быть осторожным, чтобы не возникло духовной гордости, а также чтобы после взятого на себя самочинно несоразмерного молитвенного труда не наступило духовное охлаждение, когда всякая молитва оставляется вообще. На этом претыкались многие новоначальные «подвижники». Святые отцы учат, что лучше молиться понемногу, но постоянно, нежели сразу нагрузить себя неподъемным молитвенным правилом, а когда Божия Благодать на время отойдет от тебя — бросить читать даже и обязательные молитвы.
Значение Таинства Причащения
Православная Церковь имеет семь Таинств. Все они установлены Господом и имеют своим основанием Его слова, сохраненные в Евангелии. Таинством Церкви называется священнодействие, где с помощью внешних знаков, обрядов незримо, то есть таинственно, откуда и название, людям подается благодать Святаго Духа. Спасительная сила Божия истинна, в отличие от «энергетики» и магии духов тьмы, которые только обещают помощь, на самом же деле губят души.
Кроме того, Предание Церкви говорит, что в Таинствах, в отличие от домашних молитв, молебнов или панихид, благодать обещана Самим Богом и просвещение подается человеку, подготовившемуся к Таинствам верно, приходящего с искренней верой и покаянием, пониманием своей греховности перед Безгрешным Спасителем нашим.
Господь благословил апостолов совершать семь Таинств, которые обычно именуются в порядке от рождения до смерти человека: Крещение, Миропомазание, Покаяние (исповедь), Причащение, Венчание (брак), Священство, Елеосвящение (Соборование).
Таинство Евхаристии, Причастия было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно – апостол Иоанн Богослов.
Вечеря по-русски означает «ужин». Тайным он был потому, что Христа в тот момент уже разыскивали фарисеи, ожидая предательства Иуды, ради предания Господа смертной казни. Христос как Всеведущий Бог знал, что этот ужин – последний, и сделал его втайне, чтобы важную трапезу не прервали. Местом ее он избрал место в Иерусалиме, называемое ныне Сионская горница.
За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть них, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми – как никогда раньше – и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком – Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.
Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал все ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.
Именно опресноки – пресные хлеба – и красное вино были на столе во время Тайной Вечери. Поэтому по сей день освящают, пресуществляя в Святые Дары красное вино и просфоры. В первохристианские времена Таинство происходило за «вечерями любви», агапами, не столь торжественно. Хлеб преломляли сами апостолы, действом Святого Духа пресуществляя его в Тело Христово. Приносили будущие Святые Дары на встречи христиане, избирались для Литургии лучшие продукты, а остальные просто вкушали за столом во время трапезы с беседой, которая обязательно совершалась после Литургии.
Сегодня просфоры выпекают в большой пекарне в главном городе епархии, часто – в монастырях, на приходах постоянную выпечку просфор устраивают редко.
В чем помогает
Таинство исповеди невозможно без особенного покаянного настроя, осознания всех своих недостойных Господа поступков и полного раскаяния в них, готовности искупить вину свою перед Богом.
Покаянный канон настраивает христианина должным образом. Постепенно, песнь за песнею верующий проходит все стадии осознания греховных поступков, осознает необходимость получить прощение за них. К концу чтения правила православный полностью приходит к пониманию последствий греховной жизни. Он молит Всевышнего помочь ему Царствие Небесное приобрести, не допустить приход его на Небеса без раскаяния в помыслах и действиях.
Седален, глас 6-й
Помышляю день страшный и плачуся деяний
моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим
дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный
Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.
Слава, и ныне:
Богородичен: Связан многими ныне
пленицами грехов и содержимь лютыми страстьми и бедами,
к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми,
Дево, Мати Божия.
Седален — краткое церковное песнопение,
при исполнении которого молящимся дозволяется сидеть в
храме — садиться для слушания следующего за ним чтения
из Священного Писания или жития святого. После 3-й песни
канона следовало в храме уставное чтение (поучений,
житий), перед которым и располагался седален.
Канон как жанр богослужебной гимнографии
Канон (в переводе с греческого – «правило») является одним из жанров богослужебных песнопений. Каноны основаны на библейских песнях. Они могут быть посвящены Господу, Божьей Матери, святым или церковным праздникам. Песни канона повествуют о значимых библейских событиях, которые Церковь истолковывает как пророчества или прообразы. Например, переход евреев через Красное море является прообразом крещения и спасения от ада. Одним из наиболее известных является канон покаянный ко Господу Иисусу Христу.
Добавление молитвенных песнопений к некоторым стихам библейских песен практиковалось ещё первыми христианами. В качестве самостоятельного жанра со структурой и правилами исполнения канон сформировался в середине 7 века. Первыми составителями канонов считаются святые Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский.
Домашняя молитва
Песен в каноне может быть до 9 – по количеству ангельских чинов. Каждая песнь, в свою очередь, включает ирмос (зачин) и несколько тропарей. Каждый тропарь предваряется общим для всего канона припевом. Содержание ирмосов связано с библейским песнями. Тропари же посвящены той личности или празднику, в чью честь был составлен канон. Песни большинства канонов заканчиваются тропарём, который посвящён Богоматери и называется «богородичен». В конце канона читается молитва.
Каноны используются во многих богослужениях (утреня, воскресная полунощница, панихида и другие). Также они читаются в домашней молитве. Хоть канон и считается песнопением, в Русском Православии его принято читать, поются лишь ирмосы. Чаще всего полностью поётся лишь Пасхальный канон.
https://youtube.com/watch?v=NOfiq4zByFs
Распространенные каноны
-
Великий Канон святого Андрея Критского – произведение, написанное критским архиепископом VIII века, святителем Андреем. Он создал канон, каясь в грехе впадения в ересь, а дополнил Канон современником святителя Андрея – преподобный Иоанн Дамаскин. Вся Православная Церковь к концу IX века уже читала Великий канон, написанный от первого лица. Он состоит из 250 тропарей, где верующий вспоминает библейские события от грехопадения Адама до Крестной смерти и Воскресения Христа как жизнеописание собственной души, сопоставляя ее с произошедшими в истории человечества событиями. Великий канон традиционно читается по частям в первые четыре дня Великого поста на великом повечерии. Такая традиция позволяет православным настроиться на покаяние и изменение своей души во время Великого поста.
Пасхальный канон или Канон Святой Пасхи. Он поется в церкви ночью во время Пасхальной утрени, сразу после Пасхального крестного хода, а затем каждую субботу за Всенощным бдением до отдания Пасхи и праздника Вознесения.
Каноны к Причастию: Покаянный ко Господу Иисусу Христу, Молебный канон Богородице и Канон Ангелу-Хранителю. Во многих молитвословах и на интернет-сайтах они соединяются, потому что имеют общий ирмос. Их можно читать и по отдельности в любое время, по вашему желанию и лучше перед иконами Господа, Богородицы и Ангела.
Молитва ко Господу Иисусу Христу
Па́ки Твоя́, Го́споди, Человеколю́бца
Бо́га, Влады́ки, па́мять наказа́ния. И па́ки нас,
недосто́йных Твои́х раб, проше́ния и мольбы́, ве́дущих,
я́ко ели́ко преиме́еши вели́чеством, толи́ко и
непамятозло́бным Ти благоутро́бием. Его́же ра́ди мо́лим
Тя, обрати́ нас, Бо́же спасе́ния на́шего, и отврати́
я́рость Твою́ от нас, яко да не во ве́ки прогне́ваешися
на ны, но ми́лостию Свое́ю оживи́ши нас, ско́ро да
предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди. И да бу́дет
пресвято́е и́мя Твое́, Человеколю́бца Бо́га,
благослове́нно, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и
при́сно и вове́ки веко́в. Ами́нь.
Совмещенные каноны к Причастию
К Таинству Св. Причащения необходимо себя подготовить, это называется «поговеть», «говение». Подготовка включает чтение особых молитв по молитвослову, пост и покаяние:
- Готовьтесь постом 2-3 дня. Нужно быть умеренным в пище, отказаться от мяса, в идеале – от мяса, молока, яиц, если вы не больны и не беременны.
Старайтесь в течение этих дней прочитывать утреннее и вечернее молитвенное правило с вниманием и усердием. Читайте духовную литературу, особенно необходимую для подготовки к Исповеди.
Откажитесь от развлечений, посещения шумных мест отдыха.
Примиритесь с людьми, с которыми вы состоите в серьезной ссоре.
Лучше посетить вечернее богослужение – Всенощное бдение. Можно исповедоваться во время него, если в храме будет осуществляться Исповедь, или прийти в храм к утренней Исповеди.
Перед утренней Литургией не ешьте и не пейте ничего после полуночи и утром.
Исповедь перед Причастием является необходимой частью подготовки к нему. Никто не допускается к Причастию без Исповеди, кроме людей в смертельной опасности и детей до семи лет. Есть ряд свидетельств людей, пришедших к Причастию без Исповеди – ведь священники из-за многолюдства, бывает, не могут отследить этого. Такой поступок – большой грех. Господь наказывал их за дерзость трудностями, болезнями и скорбями.
Нельзя причащаться женщинам во время месячных и сразу после родов: молодые мамы допускаются к Причастию только после прочтения священником над ними молитвы на очищение.
За несколько дней (можно и за один вечер, но вы устанете) прочитайте по молитвослову или онлайн канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю (найдите текст, где они соединены), а также Правило к Причастию (оно тоже включает в себя небольшой канон, несколько псалмов и молитвы).
Песнь 9
Ирмос: Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без
сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва
ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
Припев: Ми́лостиве
Го́споди, услы́ши моли́тву раб Твои́х, моля́щихся Тебе́.
Приими́ мольбы́ я́ко Бла́га, к Тебе́ прибега́ющих, и
хода́таица нам бу́ди. Предста́ни, Госпоже́, и боле́зни
разреши́, я́ко Ма́ти, мо́жеши бо вся, Влады́чице.
Ми́лостиве Го́споди, услы́ши моли́тву раб Твои́х,
моля́щихся Тебе́. Созда́л еси́ сих, Сы́не, рука́ми, и
воздви́гл еси́ уме́рших, и препита́л еси́ Свои́м Те́лом.
Ма́терь же Тя от сих па́че естества́ соде́ла пра́ведну.
Его́же ра́ди приими́ ми, Сло́ве, мольбу́. До́лжное
творя́, Ма́ти ны́не про́сиши ми́лости. Не́киим спеши́ши
е́же от мене́, недосто́йни си человеколю́бия вся́каго,
Боже́ственному милосе́рдию солга́вше.
Ми́лостиве
Го́споди, услы́ши моли́тву раб Твои́х, моля́щихся Тебе́.
Вем се, Влады́ко и Сы́не, но раска́явшеся, ны́не
припа́дают, я́коже зри́ши, пла́чут и рыда́ют,
растерза́ются вси. Не терплю́ утро́бою,сих наказа́ния.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
Зна́ют, Ма́ти, и я́звы чу́вствуют ны́не,
прелага́ют же ся зле. Аз же Тебе́ благода́ть сию
человеколю́бне, ны́не обы́чно я́ко Ма́тери да́рую.
И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Богородичен: Па́че сло́ва, Сло́ве, вся Твоя́, воплоще́ние и
страда́ние, и обоже́ние стра́шное. Бога́тство вели́кое,
о́бщаго покая́ния, и́хже ра́ди поклоня́емся Сы́ну,
сла́ве Твое́й.
*** Песнь 9
Ирмо́с: Бога человеком невозможно
видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати;
Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно,
Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и
вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко
Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.
Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.
Ныне плачуся к вам, святии патриарси,
царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии
Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от
силы вражия.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Ныне к вам воздежу руце, святии
мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси
святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя
в час смерти моея.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мати Божия, помози ми, на Тя сильне
надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя
недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и
мертвых, аминь.
Молитва
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
помилуй мя грешнаго.
Владыко Христе Боже, Иже страстьми
Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя
уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы
умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго
Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от
горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к
Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко
не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы
утешительныя, возводящия чада ко своему наследию.
Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к
Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе
любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище
благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное
во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во
мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене;
изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и
сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с
ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами
Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.
Когда нужно читать
Православные молитвословы содержат покаянный канон Христу как в составе Правила ко Святому Причащению, так и отдельно. Обычно его читают:
- при подготовке к исповеди, с тем, чтобы правильно настроить душу на покаяние;
- при подготовке к таинству Причащения (Евхаристии), чтобы еще раз осознать свое недостоинство, помочь себе благоговейно приступить к святыне;
- в любом другом случае, когда душу тяготит уныние, сознание грехов, требуется поддержка свыше.
При подготовке к исповеди
Готовясь к таинству Покаяния, многим трудно увидеть свое духовное состояние. Другие, напротив, видя свое падение, отчаиваются, переживают, чрезмерно скорбят о грехах, перестают надеяться на помощь Бога. Найти верный баланс помогают проверенные временем церковные молитвы, составленные святыми, имеющими большой духовный опыт и умеющими правильно подвести человека к покаянию, не ввергая его в отчаяние. Один из таких текстов – Канон Иисусу Христу.
1-3 песни канона — не столько молитва Господу, сколько призыв верующего к своей душе покаяться, обратиться к Богу от мирских пристрастий. Здесь вспоминаются возможные человеческие грехи, удаляющие от Господа. Верующему напоминается о Страшном Суде, на котором произойдет не столько Божий Суд, сколько суд совести самого человека над своей душой.
Но зрелище своих постоянных падений не должно ввергать в отчаяние. 4-8 песни напоминают кающемуся о благости Творца и Его любви к людям, о премудром устроении мира. Душа призывается отрешиться от своих грехов, беззаконий, подумать о вечности, обратиться к своему Творцу – единственному реальному смыслу человеческого существования.
Наконец, 9 песнь – горячая просьба кающегося человека к Богородице, Ангелам, всем святым умолить Бога о помощи для исправления жизни человека, ведь без этого реальные изменения невозможны. Кульминация покаяния – завершающая покаянная молитва Христу.
Канон и Причащение
Готовясь к таинству Евхаристии, принято читать покаянный канон в составе так называемого Трехканонника, состоящего из канонов, которые можно читать или один за другим, или совмещенно:
- Христу;
- Богородице;
- ангелу хранителю.
При совмещенном чтении Трехканонника молитвословия читаются как один канон. После Трехканонника следует Правило ко Святому Причащению, помещенное в молитвословах.
Во всякой скорби
Покаянный канон можно читать также вне подготовки к таинствам, при любых тяжелых обстоятельствах, требующих помощи Господа. Это могут быть:
- болезни;
- житейские беды;
- сложности семейной, личной жизни.
Помощь, которую верующий получает, обращаясь ко Христу, связана, конечно, не с читаемым текстом как таковым. Покаяние, смирение, на которые настраивают слова древнего текста, меняют человека, его отношение к Богу, своей жизни. Сердечное покаяние призывает на верующего Божию помощь.
Один из священников рассказывает, что к нему пришла тяжело больная женщина, практически умиравшая от рака. Священник благословил ее читать покаянный канон Христу с сокрушением о своих грехах, и чаще исповедоваться. Через несколько месяцев эта прихожанка сама пришла благодарить священника: при помощи Божией она не только изменила свою жизнь, но и исцелилась от смертельного недуга.