В россии найдена древняя берестяная грамота с загадочным предупреждением

Содержание берестяных грамот

В ранее изученных летописях содержались сведения о главных событиях и фигурах истории, о политической обстановке и географии. В них недоставало информации о жизни простых людей, их занятиях, быте, ремеслах. Содержание грамот внесло больше ясности в процесс исследования культуры Древней Руси.
Основное содержание берестяных грамот следующее:

  • Личная переписка;
  • Финансовые документы: расписки, договора;
  • Судебные протоколы;
  • Списки, инструкции;
  • Упражнения учеников, обучавшихся грамоте;
  • Заговоры, молитвы, фольклор.

Вероятно, были и другие записи. Но сохранились лишь те, что попали в землю. По предположению историков, их просто выбросили за ненадобностью, либо потеряли. А вот действительно ценные берестяные книги, которые бережно хранились славянами, до наших дней не дошли, большинство погибло в пожарах.
В берестяных грамотах XIII в. обнаружены детские рисунки, ученические записи. Об образовании славянских детей мало что известно. Интересны выводы, полученные на основании изучения грамот школьников того времени. Некоторые берестяные листы похожи на отрывки из ученических тетрадей, где дети выполняли подобие упражнений: пропись отдельных букв, складывание слогов, короткие отрывки молитв. Предположительно так обучались грамоте.
Процесс этот был, по всей видимости, трудный для общества в целом. Лингвисты сделали вывод, что подавляющее количество грамот было записано кем-то под диктовку. Большинство славян не умели читать и писать, а потому прибегали к помощи служителей церкви. В отдельных группах берестяных грамот прослеживается один и тот же почерк, и даже некая культура письма: одинаковые приветствия и завершения посланий.
Изучение славянских текстов – сложнейшая работа. До сих пор лингвистам до конца не понятно содержание многих берестяных грамот. В сравнении с летописями, эти тексты носят более свободный характер написания. Слова часто попросту не разделяются, написаны в сплошной ряд букв. А учитывая, что ошибки в тексте и в настоящее время встречаются постоянно, представьте, сколько неточностей было в бытовой переписке того времени.
Лексическая составляющая текстов также сложна, и дословный перевод не всегда отражает истинный смысл. В послании часто содержались отсылки к какому-либо случаю, который произошел с человеком. Не зная обстоятельств случившегося в принципе сложно понять, о чем идет речь. Приходится искать зацепки в древних символах, сравнивать несколько разных грамот, то есть практически заниматься расследованием.
Так, например, стало известно, что за провинности в славянском обществе предусматривались определенные наказания. То есть уже тогда существовала очень упрощенная судебная система. А благодаря найденным берестяным грамотам установлено, что подобие судебного протокола велось еще в XV веке. Таких примеров записей очень мало. Самая известная – о краже бобров неким Тимошкой. Из перевода можно понять, что описываются обстоятельства кражи: действовала группировка лиц, а зачинщик пойман с поличным. Сложно представить, сколько у специалистов ушло времени на изучение этого текста, чтоб понять, о чем идет речь. Ведь исходный фрагмент представляет собой обрывок коры березы с нацарапанными, неразборчивыми символами.
Перед лингвистами стоит действительно непростая задача. Такие исторические находки представляют огромную ценность для всего исторического сообщества. Изучение писем из повседневной жизни славян дает более полное представление и понимание языка, значения отдельных слов, диалектов и наречий. Многие речевые обороты были встречены историками впервые, так как в летописях и официальных документах не применялся подобный стиль повествования.

15 новых грамот и их трактовка

Первая легендарная берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. С тех пор раскопки проводятся регулярно, и в этом сезоне коллекция новгородских берестяных грамот насчитывает уже 1135 документов. С мая по ноябрь 2020 года археологам удалось обнаружить одну грамоту XII века, десять — XIV века и три — XV века. Это приказы, челобитные, завещания, деловые документы и прочие древние «записки», которые люди посылали друг другу.

Ежегодный отчет о новых берестяных грамотах уж давно силами академика Андрея Анатольевича Зализняка превратился в главное филологическое шоу года. После ухода из жизни выдающегося лингвиста традиция, к счастью, не прервалась. Об итогах 2020 года в ходе Zoom-конференции рассказал преемник Зализняка в деле исследования берестяных грамот Алексей Алексеевич Гиппиус — доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Отдела типологии и сравнительного языкознания. Он подробно остановился на каждом свитке, разобрав его до буквы и черточки. Постараемся рассказать о самых интересных моментах лекции.

Так, свиток №1124 интересен необычной формой: он похож на ножны и, по-видимому, служил сначала материалом для письма, а затем игрушкой для ребенка.

Берестяная грамота №1127 примечательна тем, что, в отличие от 99% найденных свитков, написана не вдоль, а поперек волокон. Таким же способом написаны три из четырех московских берестяных грамот, так что можно подозревать московское влияние на составителя приказа.

Часто грамоты сохраняются не полностью, из-за чего оказываются почти нечитаемыми, но ряд улик и главным образом знание исторического и лингвистического контекста обычно позволяет ученым с высокой долей вероятности реконструировать содержание документов. «Можно сказать, что такого рода занятие напоминает дописывание за Пушкина десятой главы «Евгения Онегина», — пошутил лектор. — Но хочется думать, что общий смысл и структуру текста мы уловили».

Свиток №1131 дошел целиком и содержит «поклон от Юрия Жидилова». Текст с самого начала показался необычным, в частности из-за двойной ошибки в имени адресата Александр — было написано «ѠлеѮсанду». Дальнейшее же представляет собой странный набор букв, вычленить из которого слова не представляется возможным. Этой грамоте в конце конференции было посвящено отдельное обсуждение, участники которого выдвигали разные гипотезы относительно того, чем может быть этот текст: детской игрой (вариант, к которому склоняется Гиппиус), тайнописью, заговором… Но ни одна из версий убедительных подтверждений пока не имеет.

Самой важной с исторической точки зрения находкой 2020 года Алексей Гиппиус считает грамоту №1132, которая была найдена в конце сентября на раскопе «Воздвиженский-7». В ней автор (вероятно, собиратель дани на северо-западных территориях Руси) просит своего господина, чтобы он написал, пойдет ли рать за Волок, опасаться или не беспокоиться

Ранее заместитель директора Института археологии Петр Гайдуков пояснял исторический контекст этого письма: «Эти места были зоной пересечения интересов Новгорода и Ростова, а позднее — Москвы, сопровождавшегося частыми военными конфликтами. Возможно, посылка рати, о которой говорится в грамоте, связана с одним из них: в обычной ситуации дань собиралась без участия военной силы».

Политическая и социальная история

Благодаря берестяным грамотам изучена генеалогия боярских родов древнего Новгорода (ср. в особенности исследования В. Л. Янина), выявлена политическая роль некоторых деятелей, недостаточно освещённая в летописи (таков известный нам благодаря работам А. А. Гиппиуса Пётр-Петрок Михалкович, видный деятель боярской олигархии XII века). Грамоты рассказывают о землевладении в Новгородской земле, об экономических связях новгородцев с Псковом, Ростовом, Ярославовым, Угличем, Суждалем, Кучковом, Полоцком, Самватасом, Русским, Черниговом, даже Сибирью (Обдорской землёй). Челобитные крестьян, купчие и завещания 14—15 вв. свидетельствуют о закреплении крепостного права, о развитии судебной бюрократии и делопроизводства (эта область в предордынский период ещё практически не отграничена от частной переписки). Мы узнаём о военных конфликтах и внешней политике Новгорода, о сборе дани с покорённых земель — узнаём в массе бытовых подробностей, которых не бывает в официальных документах. Ряд первостепенных данных имеется по истории церкви — засвидетельствована древность некоторых черт священнослужений, есть сведения о взаимоотношениях членов клира с жителями окормляемых ими усадеб, а упоминание Бориса и Глеба в списке святых в грамоте 3-й четверти 11 в. почти совпадает со временем их канонизации.

Кишнец с тартюфелем

Однако вернёмся всё же в более сытые времена. Как известно, не хлебом единым сыт человек. Несомненно, каши тоже входили в меню средневековых новгородцев. Тем более что варить их было из чего: можно было взять пшённую, ячневую или гречневую крупу. С удовольствием ели тогда и горох. Сдабривали кашу маслом – льняным, конопляным или сливочным. Нет сомнений, что молочные продукты тоже были доступны новгородцам. В письменных источниках упоминаются масло и сыр.

За работой в поварне. Миниатюра XVII века

Не забывали и о «витаминном меню». В конце XVI века владельцы огородов, располагавшихся за пределами города, поставляли к царскому столу широкий ассортимент овощей и прочей зелени:

«лук и честнок, и хрен, и редку, и свёклу, и кислицу, и морковь, и гунбу, и зорю, и чабер, и мяту, и горчицу, и кишнец, и капусты свежие и солёные, и огурцы солёные».

Согласитесь, некоторые названия из этого списка звучат довольно экзотично для нашего слуха. А вот привычный и столь любимый многими картофель завоевал сердца и желудки россиян много позже. Новгородцы могут гордиться — произошло это не без их участия. В 1765 году по распоряжению Екатерины II картофельные клубни разослали «для раздачи дворянам и городским жителям» по разным губерниям империи. «Земляные яблоки красного длинного рода» получили и в Новгороде. Половину посадили в самом городе, другую – в окрестных деревнях. В городе диковинный овощ почувствовал себя хорошо: урожаю позавидовали бы многие нынешние дачники – выкопали тогда картофеля в 86 раз больше, чем посадили!

Оглушительный успех воодушевил новгородского губернатора Якова Сиверса, ставшего адептом столь плодовитого съедобного растения. Клубни «тартюфеля» или «потетоса» (в то время картофель называли и так) отправились в самые отдалённые уголки губернии. Правда, урожаи были не всегда обильными, и поначалу новгородцы лишь иногда варили картофель «со штями». Губернатор же предлагал и другие рецепты: запекать его в пирогах или просто в золе, «сваря в воде и размявши, употреблять в молоке» или с маслом, делать из него муку. И всё-таки до полной и безоговорочной победы картофеля в России оставался ещё где-то век.

Берестяная грамота в Рязани

О необычной находке было рассказано на сайте Института археологии Российской академии наук. Найденная берестяная грамота была обнаружена во время раскопок Кремля средневекового города Переяславля-Рязанского, которая находится на территории современной Рязани. По мнению авторов научной работы, она написана в Средневековье, на рубеже XIV–XV веков. Длина листа составляет 8 сантиметров, а ширина равняется примерно 2,5 сантиметрам. Историк Альбина Медынцева провела анализ документа и предположила, что на его нижней части написана древнерусская фраза «БЫША ти …», что можно перевести как «был ты». Также в тексте есть фрагмент «..I.. БЕЖИ», что переводится как «беги».

Рязанская берестяная грамота, свернутая в трубочку

Что именно хотел сказать автор письма, неизвестно. Но в древности березовую кору использовали для записи различных молитв, заговоров, долговых расписок и всего тому подобного. Также берестяные грамоты часто использовались как письма для передачи распоряжений и просьб. Примечательно, что письмом пользовались представители разных слоев населения. Некоторые ученые даже предполагают, что в Средневековье существовало некое подобие курьерской службы для передачи писем.

Место раскопок на карте

Важно отметить, что берестяную грамоту на территории нынешней Рязани рано или поздно должны были найти. Дело в том, что ранее в этой области уже были найдены писала — так называются заостренные стержни, при помощи которых можно было наносить надписи и рисунки на мягкие поверхности вроде коры деревьев

Также в 1978 году археологи нашли деревянный сосуд с изображением всадника. Все это говорит о том, что в средневековом городе Переяславль-Рязанский технология нанесения надписей на бересту была освоена и распространена.

Список городов, где были найдены берестяные грамоты

Вплоть до 2014 года на территории России, Украины и Беларуси было обнаружено около 1060 грамот на бересте. Представляем вашему вниманию перечень городов, рядом с которыми они были найдены:

  • Смоленск;
  • Торжок;
  • Нижний Новгород;
  • Великий Новгород;
  • Псков;
  • Москва;
  • Тверь;
  • Витебск;
  • Рязань и другие.

Такова история берестяных грамот. Они некогда служили в качестве материала, предназначенного для письма. Поскольку береза растет только в определенных районах, является самым настоящим русским, вернее, славянским деревом, то такой вид письменности был распространен именно среди славянских народов, в том числе и в Средневековой Руси.

Всему голова

Кстати, именно хлеб, вероятно, и был главным блюдом на столе большинства жителей города. И в первую очередь ржаной. Этот злак чаще всего упоминают письменные источники, его же нередко находят и археологи в культурном слое Новгорода. Впрочем, пшеницу, ячмень и просо тоже. Само собой, в магазин за хлебушком новгородцам бегать не приходилось. Печь приходилось самим, благо, процесс этот не был слишком уж сложным. Зерно сначала толкли в ступе, потом мололи на ручных жерновах и выпекали в русской печи. Привычных нам буханок тогда тоже ещё не успели изобрести — хлеб был круглым. Почти что рецепт чего-то вроде пирога донесла до нас одна из берестяных грамот конца XIV века. Некий Семён учил кулинарии свою невестку:

«Солод ржаной в подклете. Ты возьми колобью (пригоршню?), а муки сколько нужно, и испеки в меру».

Судя по всему, баловали себя новгородцы и более «изысканными» мучными продуктами. Например, уже в Средние века упоминаются калачи. А найденные археологами узорчатые пряничные доски говорят о том, что и тогда люди были не прочь перехватить чего-нибудь «вкусненького». Пряники, скорее всего, делали на меду.

Выпечка хлеба. Миниатюра XVII века

Правда, поесть хлеба вволю новгородцы могли не всегда. Новгородская земля хотя и была обширна, но её климат не баловал местных обитателей и в те времена. Новгородские летописи не раз отмечали неурожаи и, как следствие, страшный голод. В 1230 году доведённые до отчаяния новгородцы ели собак, кошек, конину, мох, кору и листья. А некоторые даже спасались каннибализмом. Тогда помогла заграница — немцы из-за моря прислали корабли с зерном и мукой. Схожую картину наблюдали весной 1616 года голландские дипломаты:

«Из оставшихся жителей многие умирают с голоду, угнетающего весьма сильно не только Новгород, но и всё Великое Княжество Новгородское, воеводство Псковское и другие города, так что в нескольких местах русские употребляют разную нечистую пищу, даже человеческое мясо».

На этот раз западные соседи во многом спровоцировали это бедствие — город был оккупирован шведами, в стране царила разруха, прежние торговые связи были нарушены.

Время и место

Здесь нужно отвлечься от грамот и немного рассказать о том, как вообще проходят раскопки. Новгородская археологическая экспедиция начала свою работу в 1932 году, затем был перерыв, но вскоре после окончания Великой Отечественной войны раскопки возобновились.

Археологическая экспедиция работает в Новгороде с 1932 года, однако пока исследована лишь сравнительно небольшая часть древнего городаФото: Новгородский музей-заповедник

Экспедиция была задумана как многолетний проект, рассчитанный на работу нескольких поколений. Новгород — рай для археологов. Во-первых, потому, что это один из главных городов Древней Руси, который в Новое время утратил свое значение, а значит, в нем не было особенно интенсивного строительства и его перекопали куда меньше, чем Киев или Москву. Во-вторых, в новгородской почве очень хорошо сохраняются дерево и другие органические вещества. Обилие влаги защищает находящиеся под землей предметы от воздействия воздуха, поэтому они почти не гниют.

Хорошая сохранность старого дерева позволила разработать метод точной датировки находок. В качестве шкалы археологи использовали старые деревянные мостовые, которых под землей сохранилось очень много. В распутицу улицы древнего Новгорода тонули в грязи и становились малопроходимыми, вот и приходилось из толстых сосновых бревен строить мостовые. Такая мостовая возвышалась над землей, поэтому грязь на нее не попадала.

Но функционировала мостовая не особенно долго. Дело в том, что вывоза мусора в средневековом городе не существовало. Черепки битой посуды, старые ветки и зола печей, стружки и прочий строительный мусор оставались на улице, постепенно поднимая уровень земли (в Новгороде — в среднем на 1 см в год). Когда земля поднималась выше уровня деревянной мостовой, приходилось поверх нее класть еще одну. Это происходило примерно раз в 20–25 лет.

Уровень земли поднимался, деревянные мостовые оказывались под землей, и приходилось укладывать новый слой бревен. На старых мостовых археологи обнаруживают до 28 слоев бревен, лежащих друг на друге
Фото: Новгородский музей-заповедник

В результате при раскопках старых улиц Новгорода глазам археологов открылся своеобразный слоеный пирог, состоящий из 28 слоев бревен, которые когда-то были мостовыми. А поскольку во влажном грунте дерево почти не гниет, бревна хорошо сохранились и годовые кольца старых деревьев были прекрасно видны. Каждый год жизни дерева отмечен одним кольцом, а поскольку в один год бывает жарко, в другой — холодно, в один — влажно, в другой — засушливо, ширина этих колец разная.

Благодаря гигантской поленнице, в которой каждый следующий слой был на 20–25 лет моложе предыдущего, стало возможно создать для этого региона дендрохронологическую шкалу. Теперь про любое новгородское бревно можно точно сказать, в каком году оно перестало быть деревом. Таким образом можно датировать любую древнюю постройку, даже если она давно разрушена и от нее осталось лишь несколько деревянных фрагментов.

Исследование годовых колец бревен из новгородских мостовых позволило построить дендрохронологическую шкалу, позволяющую точно определить возраст любого бревнаФото: Морковкин Анатолий/Фотохроника ТАСС

Эти методы позволяют с исключительной точностью датировать слои, в которых обнаруживаются грамоты и другие предметы. Ситуация, когда археологи раскапывают средневековое жилище и находят рядом с домом берестяные письма, дает исследователям массу возможностей для поисков и сопоставлений.

Понятно, что человек, который жил в этом доме, скорее всего, и был адресатом писем. Если рядом оказывается несколько писем, адресованных одному и тому же лицу, то уже нет никаких сомнений в том, что мы знаем имя хозяина усадьбы. Если же этот человек был достаточно знатным, то есть шанс обнаружить это имя в летописях и других источниках. Работа историка превращается, таким образом, в работу криминалиста, который на основе нескольких случайных предметов и скомканной записки восстанавливает картину прошлого.

Ложные обвинения

Другая найденная в 2005 году берестяная грамота вызвала у ученых настоящий шок. Речь в ней шла о некоем новгородце Шильце, который «пошибал чужих свиней». Ранее глагол «пошибать» уже встречался в берестяных грамотах, где речь шла про осквернение боярских дочерей.

И все-таки обвинения в скотоложстве с Шильца сняли, ведь «пошибать» имеет и другую семантику – «наводить порчу». Так в одночасье Шилец из зоофила превратился в колдуна, который испортил черным сглазом свиней. Эта трактовка вполне вписывается в события 1115 года, когда в Новгороде по необъяснимым причинам случилась массовая гибель скотины.

Мужики с косами

Изучение иконы «Молящиеся новгородцы» позволило ученым предположить, что в древнем городе длинные косы имели ценность не только для женщин. С заплетенными волосами ниже пояса изображены на иконе XV века новгородские жители обоего полу. Правда, мужские косы дополнены еще и окладистыми бородами. Такие прически, вполне вероятно, были позаимствованы у викингов. С их потомками новгородцы активно торговали много веков подряд.

Ношение длинных кос мужчинами подтвердил и Жильбер де Ланнуа – фламандский рыцарь и дипломат, посетивший Великий Новгород в начале XV века. В своих путевых заметках он писал, что новгородские женщины заплетают волосы в две косы, а мужчины – в одну.

Общая характеристика

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти 11 в. и выходит из широкого употребления в середине 15 в. в связи с распространением макулатуры, которая именно около этого времени становится дешёвой; чернильные берестяные рукописи известны и в более позднюю эпоху (см. выше). Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В грамоте № 831, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений (сохранившаяся целиком грамота из Торжка № 17 и дошедшая до нас во фрагментах новгородская грамота № 893), найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с записью молитв (новгородская грамота № 419) и с текстом заговора от лихорадки (№ 930, лист из такой книги).

В силу указанных обстоятельств обнаруженные археологами берестяные грамоты представляют собой, как правило, выброшенные документы, попавшие в землю в том месте и в тот момент, когда в них исчезала практическая надобность. Таким образом, находки археологов не связаны с каким бы то ни было древним архивом (даже в том случае, когда высокая концентрация грамот обусловлена нахождением на данном месте некоторого учреждения или канцелярии — как, например, на одной из усадеб Людина конца, так называемой усадьбе Е, где в XII веке находился «сместный» суд князя и посадника).

Древнерусским книжникам была известна функциональная эквивалентность между берестой и ближневосточным камышом: так, в переводе Толкового Апостола, выполненном Максимом Греком и его русскими сотрудниками в XVI в., употреблены выражения посланїа берестены и епистолїи бересте­ные в соответствии с ἐπιστολὰς βυβλίνας ‘послания на папирусе‘.

Целые берестяные грамоты в момент обнаружения обычно представляют собой свёрнутый свиток бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры (реже на обеих её сторонах). Меньшая часть целых документов находится в земле в развёрнутом виде. Текст помещается на бересте в строку, в подавляющем большинстве грамот (как и средневековых славянских рукописях вообще) без разделения на слова.

Деревянные цилиндры

Краевед и историк Виктор Смирнов в своей монографии, посвященной легендам и загадкам Новгородской земли, рассказывает о необычном приспособлении – цилиндре из дерева толщиной 5 сантиметров с необъяснимыми внутренними канавками и странными надписями на лицевой стороне. Археологи долгое время не могли объяснить назначение чудо-приспособления, найденного в 1951 году.

Лишь после того как в конце 90-х были раскопаны еще четыре десятка подобных цилиндров, пришло озарение. Перед учеными лежали хитроумные замки, которые использовались для сбора налогов. Полученную дань (обычно это были меха) складывали в мешок. Через его горловину протягивалась бечевка. Кончики бечевки просовывались во внутренние канавки цилиндра, который затем забивался деревянной пробкой. Ее невозможно было извлечь, не повредив цилиндр или бечевку.

Загадочные надписи на деревянных цилиндрах являлись именами конкретных сборщиков податей. Это открытие помогло подтвердить более раннюю догадку: новгородцы сами собирали налоги, а князьям платили лишь установленную сумму. А чтобы сборщик не отправил часть собранного в собственный карман, использовали необычное приспособление.

Рассказ о берестяных грамотах для 4 класса

Древний Новгород был одним из самых просвещённых городов Руси. Здесь почти все люди знали грамоту, и даже маленькие дети ходили учиться писать и читать в школы.

Об этом историкам стало известно после обнаружения большого числа берестяных грамот. Это были небольшие по размеру кусочки бересты, которые новгородцы использовали для письма.

На этих грамотах они писали специальными заострёнными палочками. Эти палочки назывались писалами, и ими просто процарапывали нужный текст.

Стереть этот текст было невозможно и поэтому новгородцы старательно изучали грамоту, чтобы делать меньше ошибок.

Археологи нашли школьную тетрадь новгородца Онфима, который учился писать и при этом рисовал на бересте разные детские рисунки.

Но чаще на берестяных грамотах находят купеческие записи, расчёты, отчёты, и просто сообщения родственникам и знакомым. Благодаря этим грамотам учёные узнали многое о жизни простых новгородцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector