Фома аквинский
Содержание:
О власти
Однако не доказательствами едиными известен Фома Аквинский. В своих философских изысканиях схоласт опирался на учение Аристотеля, пытаясь приспособить его к средневековым реалиям. Поэтому богослов не мог обойти стороной его трактат о политике. Анализируя политические взгляды Аристотеля и рассуждая о формах правления, Фома Аквинский приходит к выводу, что самая оптимальная из них — монархия, однако не наследственная, а выборная. Также он считал, что власть монарха не должна быть незыблемой: если он превышает полномочия, всегда должна быть возможность его сменить.
Папу римского Фома Аквинский ставил выше монархов и полагал, что именно понтифик должен иметь право вмешиваться в светские дела и выступать в качестве арбитра.
Фома Аквинский
Есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в
природе, и его мы именуем Богом.Фома Аквинский
Фома Аквинский, святой (1224/1225—1274 гг.). Выходец из благородной
ломбардской семьи, этот доминиканец учился у
Альберта Великого. Став
преподавателем богословия, Фома Аквинский работал в Париже, Риме и Неаполе.
Применяя и неукоснительно соблюдая схоластические методы исследования, он
объединил христианскую веру с учением Аристотеля, духовное наследие которого
состояло не только из его произведений, но и из трудов его комментаторов.
Его «Сумма теологии» пользовалась громадным авторитетом в католической
церкви, хотя и подвергалась критическим нападкам, которые вскоре удалось
заглушить благодаря непогрешимой репутации Фомы Аквинского. Он опубликовал
«Сумму против язычников», в которой опровергал арабских философов, а также
вопросы и темы, обсуждаемые на университетских диспутах, и множество
комментариев к различным авторам от Боэция до
Петра Ломбардского. Фома
Аквинский был канонизирован в 1323 г.
Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. –
М., 2014, с. 232.
+ + +
Фома Аквинский (около 1225 — 1274) — философ и теолог, основатель
томизма. Основные
труды: «Сумма теологии», «Сумма против язычников» и др. Упоминается
Гумилёвым как представитель зрелой схоластики, искавший источник идей в
предметах. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов
христианства с учетом современной им науки. Заслуга университетской схоластики,
как считает Гумилёв, состоит в том, что она ввела систему сносок, которой мы
пользуемся до сих пор.
Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков,
сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 615.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т. С марксисткой точки зрения (Философский
словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Подопригора С. Я., Подопригора А. С. Дал пять доказательств существования Бога
(Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. —
Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013).
Бергош Ю. «doctor angelicus» (Ю. Бергош. Фома
Аквинский. М, 1966).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Центральная фигура периода схоластики
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Семенов Н.С. Средневековый теолог и философ (Новейший
философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Бандуровский К.В. Монах-доминиканец (Новая
философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред.
совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Валентей C. Д. Один из крупнейших идеологов класса
феодалов (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).
Баландин Р.К. Из всех форм правления Фома отдавал
предпочтение монархии (Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин.
— М.: Вече, 2012).
Аверинцев С.С. Философско-теологическая система Фомы
Аквинского — знамя доминиканских схоластов (Философский
энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф.
Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Учитель церкви (Энциклопедия «Мир вокруг нас»).
Далее читайте (произведения Фомы Аквинского,
литература, справочные материалы).
«О правлении государей»:
«Царю, сведущему в законе Божием,
прежде всего следует заняться тем, чтобы
подчиненное ему множество жило благой
жизнью, а эта забота состоит из 3 частей:
во-первых, чтобы он установил в
подчиненном множестве благую жизнь; во-вторых,
чтобы установленное сохранял; в-третьих,
чтобы его улучшал.
В связи с упомянутой триадой царю
предстоит тройная задача. Во-первых,
заботиться о преемственности людей и
назначении тех, кто возглавляет
различные службы. Во-вторых, чтобы
своими законами и предписаниями,
наказаниями и наградами он удерживал
подчиненных себе людей от греха и
побуждал к доблестным делам, восприняв
пример Бога, давшего людям закон;
воздающего тем, кто его соблюдает,
вознаграждение, а тем, кто преступает —
наказание. Третья задача, стоящая перед
царем, чтобы все подчиненное ему
множество могло отразить врагов. Ведь
ничто не поможет избежать внутренних
опасностей, если нельзя оборониться от
опасностей внешних».
Г.Ч. Ли. История инквизиции в средние
века. СПб, 1911
Scriptum super quatuor libris sententiarum magistri Petri Lombardi
Это было первое произведение Фомы Аквинского, что переводится как Комментарий Педро Ломбарди к четырем книгам приговоров.
Предполагается, что эта работа была написана между 1254 и 1259 годами. В этой публикации Фома Аквинский комментирует работу теолога Педро Ломбарди, в которой были развиты таинства, присущие Церкви.
Некоторые ученые определили, что то, что сказал Фома Аквинский в этих комментариях, имеет важные отличия от того, как он выражает себя в Богословская сумма, самое трансцендентное произведение Томаша.
Однако тот факт, что Богословская сумма Она не была закончена Фомой Аквинским, она может объяснить разницу в аргументах между двумя работами религиозного философа.
Другие ученые Фомы Аквинского указывают, что эта книга является конкретным свидетельством того, как его мышление развивалось и развивалось с течением времени.
Интересные факты
В одном из своих сочинений Фома Аквинский провозгласил, что карой за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Данный постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи Ф. Аквинского поспособствовали бесчинствам инквизиции, выставляя их «богоугодным делом».
Часть томистских положений были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.
В 1879 г. Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское вероучение с идеями Аристотеля.
После смерти названному теологу присвоено звание второго Августина и «ангельского доктора». В 1323 г. Фому причислили к лику святых.
Идеи Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшими его представителями являются Т. де Вио и Ф. Суарес. Томизм оказал некоторое влияние на Г. В. Лейбница. С конца XIX в. учение Фомы снова вызывает широкий интерес, возникает «неотомизм».
Пять доказательств бытия Бога
Они были изложены с рациональных позиций и дополняли католическую доктрину:
- Перводвигатель. Очевидно, что движение всякой вещи происходит в результате внешнего толчка. Ничто не может быть одновременно движимым и движущим. Поэтому, даже если мы найдем тот первый предмет, который «толкнул» все остальные, нам предстоит выяснить, что же толкнуло его самого.
- Первопричина. Наука может объяснить физические законы и провести инвентаризацию вселенной, но она не в состоянии сформулировать смысл жизни. Причины и цель всего существующего мы находим за пределами материального мира – в сфере нематериального бытия. Не существует такой вещи, которая бы была причиной самое себя.
- Необходимость. Все сущее имеет определенный жизненный цикл, однажды появившись в этом мире, чтобы когда-нибудь исчезнуть. Это значит, что все, что мы воспринимаем как сущее, когда-то было не сущим, но появилось в силу необходимости. Нет такой материальной вещи, которая бы являла необходимость для себя самое, а значит, необходимость лежит за пределами материального мира.
- Степени бытия. В процессе познания мы сравниваем отдельные предметы с другими, более или менее совершенными. Постигая бытие, мы всегда будем его сравнивать с неким другим бытием, которое не просто совершеннее нашего бытия, но представляет собой идеал совершенства, пусть и недостижимый в материальном мире.
- Целевая причина. Если четыре предыдущих аргумента доказывали наличие инобытия, то данный аргумент указывает на существование именно христианского Бога. Целесообразность всего сущего подразумевает бытие Того, кто эту цель полагает.
философия
Большой вклад Фомы Аквинского в философию состоял в том, чтобы утверждать, что вера и разум не были противоположными идеями, но между ними было возможно, что была гармония и гармония.
Согласно посылке Фомы Аквинского, вера всегда будет иметь преимущество над разумом. В случае достижения противоречивых идей, основанных на вере и других на разуме, те, кто связан с верой, всегда будут лучше, так как Фома Аквинский считает, что Бог является высшим и важным элементом по отношению к любым другим.
Для Томаса разум — это инструмент, который несколько ограничен, чтобы приблизиться к истинному познанию Бога. Тем не менее, это важный элемент для получения знания, которое он считал истинным.
Кроме того, Фома Аквинский был совершенно уверен, что рациональность — это способ, которым люди могут узнать правду о вещах и элементах, которые их окружают. Поэтому причина не может быть ложной, так как это естественный инструмент для человека.
Пять способов признать, что Бог существует
Фома Аквинский указал, что существует, по крайней мере, 5 элементов, с помощью которых можно узнать и подтвердить существование Бога; речь идет о признании присутствия и концепции Бога из видения, которое идет от следствия к делу.
Затем Аквинский указал, что существует 5 основных элементов, с помощью которых можно приблизиться к этому представлению о существовании Бога..
Эти элементы связаны с представлением о том, что эффекты всегда порождаются конкретными причинами и что все события в мире связаны друг с другом через большую причинную цепь. Пять маршрутов, предложенных Томасом де Акино, следующие:
движение
Для Фомы Аквинского все находится в постоянном движении. В то же время он устанавливает невозможность чего-то движущегося и движущегося одновременно. Следовательно, все, что движется, делает это, потому что другой элемент способствовал этому движению..
Это постоянное движение, порождаемое другими, не характеризуется бесконечностью, поскольку необходимо иметь начало и конец. Фактически, для Фомы Аквинского начало этого великого движения — это Бог, которого он называет Первым Неподвижным Двигателем.
Причинная зависимость
Это связано с причинной цепью. На этом пути мы стремимся осознать, что великой эффективной причиной, которая существовала, является именно Бог, который является началом всего, главной причиной всех других вещей, которые произошли, которые происходят и будут происходить..
О том, что можно и что нужно
Третий путь, предложенный Томасом Аквинским, говорит о том, что мир полон возможностей в разных сферах существования. Все вокруг нас имеет возможность существовать или нет, потому что возможно, что оно разрушено.
Поскольку существует вероятность того, что чего-то не существует, это означает, что в истории был момент, когда ничего не существовало.
До этого небытия возникла потребность в появлении существа, которое Аквинский называет «необходимым», что соответствует полному существованию; бог.
Иерархия ценностей
Для Фомы Аквинского признание ценностей является одним из идеальных способов приблизиться к понятию Бога.
Указывает, что такие ценности, как благородство, правдивость и доброта, среди прочего, становятся больше, когда они приближаются к этой более высокой контрольной точке, которая представляет собой максимальную экстернализацию и абсолютную причину указанных ценностей.
Фома Аквинский утверждает, что этот высший ориентир — это Бог, который соответствует высочайшему совершенству.
Заказ объектов
Фома Аквинский утверждает, что природные объекты не имеют мысли, поэтому они не могут упорядочить себя. Это делает необходимым существование вышестоящей организации, ответственной за наведение порядка.
Важность Библии
Для Фомы Аквинского Бог как понятие является очень сложной концепцией, к которой невозможно приблизиться напрямую, потому что наш разум не может понять столько чудовищности.
Вот почему он предлагает, чтобы лучший способ приблизиться к Богу через Библию, особенно через Новый Завет; о так называемой апостольской традиции, не написанной дословно в Библии, а частью христианской динамики; и учения папы и епископов.
Учение Фомы Аквинского
О бытии
Акт бытия, который является актом актов и совершенством совершенств, обитает в каждом «существе» как его скрытая глубина, как его истинная реальность.
Существование любой вещи несравненно важнее, чем ее сущность. Единичная вещь существует не благодаря своей сущности, ибо сущность никак не предполагает (подразумевает) существование, а благодаря со-творению, т.е. воле Бога.
Мир — это совокупность субстанций, существование которых зависит от Бога. Только в Боге сущность и существование неразделимы и тождественны.
Фома Аквинский различал два вида существования:
Независимое или безусловное существование.
Существование, которое является условным или зависимым.
Только Бог является истинным, подлинным существованием. Все остальное, что существует в мире, имеет неаутентичное существование (даже ангелы, которые находятся на самом высоком уровне в иерархии всех творений). Чем выше «творения» находятся на уровнях иерархии, тем большей автономией и независимостью они обладают.
Бог создает не сущности, чтобы они существовали, а существующие предметы (основы), которые существуют в соответствии со своей индивидуальной природой (сущностью).
О материи и форме
Сущность всей телесности заключается в единстве формы и материи. Фома Аквинский, как и Аристотель, рассматривал материю как пассивный субстрат, основу индивидуации. Только благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида.
Аквинский различал, с одной стороны, субстанциальные (посредством которых субстанция как таковая утверждается в своем бытии) и случайные (акцидентальные) формы; и, с другой стороны, материальные (имеющие свое бытие только в материи) и субсистемные (имеющие свое бытие и действующие без всякой материи) формы.
Все духовные существа представляют собой сложные субсистемные формы. Чисто духовные — ангелы — имеют сущность и существование. В человеке существует двойная сложность — в нем различаются не только сущность и существование, но и материя и форма.
Фома Аквинский рассмотрел принцип индивидуации: форма не является единственной причиной вещи (иначе все особи одного вида были бы неразличимы), он пришел к выводу — в духовных существах формы индивидуализируются сами по себе (поскольку каждая из них является отдельным видом); в телесных существах индивидуация происходит не по их сущности, а по их собственной материальности, количественно ограниченной в отдельном индивиде.
Таким образом, «вещь» приобретает особую форму, которая отражает духовную уникальность в ограниченной материальности.
Совершенство формы рассматривалось как величайший образ самого Бога.
О человеке и его душе
Индивидуальность человека — это личное единство души и тела.
Душа — это животворящая сила человеческого организма. Она нематериальна и самодостаточна; это субстанция, которая достигает своей полноты только в союзе с телом, и благодаря ей физическое тело становится значимым как личность. Именно в единстве души и тела рождаются мысли, чувства и цели.
Святой Фома Аквинский считал, что сила интеллекта души (т.е. степень, в которой она познает Бога) определяет красоту человеческого тела.
Душа человека бессмертна.
Конечной целью человеческой жизни является достижение блаженства, которое достигается в созерцании Бога в загробной жизни.
По своему положению человек является промежуточным существом между тварями (животными) и ангелами. Среди телесных существ он — высшее существо; у него есть душа с интеллектом и свободной волей. По этой причине человек несет ответственность за свои поступки. И корень его свободы — разум.
Человек отличается от животного мира наличием познания и, на этой основе, способностью принимать свободное сознательное решение: именно интеллект и свободная воля (независимая от какой-либо внешней необходимости) являются основанием для совершения подлинно человеческих действий (в отличие от действий, свойственных как человеку, так и животному), которые относятся к сфере этики. В отношениях между двумя высшими способностями человека, рассудком и волей, рассудок имеет преимущество (позиция, вызвавшая полемику между томистами и скотистами), поскольку воля неизбежно следует за рассудком, который представляет ей то или иное благо; но при совершении действий при определенных обстоятельствах и с помощью определенных средств усилия воли выходят на первый план (О зле, 6).
Служанка теологии
Фома не подвергает сомнению истинность божественных знаний, данных в священном писании. Однако до него грехом считалось простая попытка обосновать с помощью разума сакральную истину. Верующим предлагалось принимать без рассуждений божественные откровения, не задумываясь о смысле. Аквинат всегда был верным чадом матери-церкви, однако он понимал, что одной веры недостаточно. Христианин должен знать, во что он верит, и уметь объяснить свою веру представителю других конфессий. Помощницей теологии Фома назначает философию. Не подрывая основ доктрины, она призвана доходчиво объяснить ее положения.
Таким образом, возникает богословская мудрость, которая лишь отражает свет истинного знания, выраженного в откровении. Напомним, что откровением является то, что высшая сила сама открывает человеку о себе и о мире. Мудрость богословия доходчиво объясняет откровение, не противореча ему. Все вещи этого мира существуют по воле Бога, сотворившего их. Именно поэтому их существование, то есть, выполнение предначертанной Богом задачи, важнее, чем сущность, то есть, внутренняя природа. Подлинное бытие присуще лишь Богу. Сотворенная им вселенная отражает величие, могущество и милость Всевышнего. Так учит католическая церковь.
Как философия подчинена откровению свыше, так и телесность не имеет самодостаточного значения, подчиняясь бессмертной душе. Тело и душа индивидуальны, а их соединение формирует личность человека. Душа есть только у потомка Адама. Она делает его выше других тварей; она же налагает на него ответственность за свои поступки. Познание окружающего мира и самопознание – свойства души. Но главное достоинство человека, делающего его подобным Творцу – свобода выбора между добром и злом. Господь не может заставить человека жить по законам, им данным, как это происходит с животными и растениями. Но душа по природе своей христианка, поэтому она может расслышать голос свыше и добровольно прийти к Богу. Впрочем, и дьявол не в силах заставить человека, но только совратить, посулив земные блага. Итак, человек – не безвольное существо. Он – не поле битвы, где Бог и дьявол борется за его душу.
Аргументы Фомы Аквинского
Доказательства существования Бога становятся одной из главных тем философии. Фома Аквинский предлагает пять доказательств существования Бога. Все эти доказательства являются космологическими, то есть доказательствами от мира к Богу.
Фома Аквинский сразу же отвергает онтологическое доказательство существования Бога. Он отвергает его по следующей причине: для того чтобы разум пришел к существованию Бога, обладающего бесконечным числом атрибутов, этот разум также должен быть бесконечным. Человеческий разум не бесконечен, поэтому онтологическое доказательство существования Бога доступно только самому Богу. Опровержение онтологического доказательства Фомой Аквинским также сыграло свою социальную роль. В это время в западном католическом мире были популярны различные еретические гностические учения, которые отрицали необходимость Церкви для спасения человека и познания Бога. Основание для этих ересей можно было найти в онтологическом доказательстве, которое показывало, что познание Бога возможно также через собственную душу, через собственное знание.
Фома Аквинский предлагает пять других доказательств. Почти все они восходят к Аристотелю. Первое доказательство существования Бога — кинетическое. «Поскольку все, что движется, приводится в движение чем-то другим, должен существовать некий первотолчок».
Положение о том, что все, что движется, обязательно приводится в движение чем-то другим, современная физика уже не считает историческим фактом. Концепция «движения по инерции» никак не вписывается в эту аристотелевскую позицию, поэтому если мы основываем нашу веру в Бога только на доказательствах, рано или поздно наука сможет опровергнуть эти доказательства.
Итак, доказательства есть доказательства, но вера, конечно, должна быть свободной, не связанной никакими доказательствами. Но даже Фома Аквинский не полагался только на доказательства. Для него философия — лишь слуга богословия, она лишь помогает человеку прийти к Богу. Если это доказательство кому-то помогло — хорошо, этот человек на пути к спасению.
Второе доказательство гласит, что все, что происходит в мире, обусловлено причиной и следствием. Но поскольку причина не может быть одновременной со своим следствием, она всегда предшествует следствию, поэтому причина и следствие всегда разделены. Следовательно, весь ряд причин, весь ряд событий в мире должен иметь одну главную причину. Эта причина — Бог.
Третье доказательство — это доказательство от случайности и необходимости. Все, что существует в мире, утверждает Фома Аквинский, может существовать или не существовать. Следовательно, весь мир может существовать, а может и не существовать. Если этот принцип верен, то рано или поздно наш мир перестанет существовать. И если предположить, что мир существует сам по себе, то есть вечно, то этот факт небытия мира рано или поздно уже должен наступить. Но раз мир существует, следовательно, не все в мире случайно; есть необходимость, абсолютно необходимое бытие, которое обеспечивает существование этого мира. Это необходимое существо — Бог.
Четвертое доказательство вытекает из степеней совершенства. Человек видит различные степени совершенства в своем познании мира. Некоторые вещи он считает более совершенными, другие — менее. Но такое сравнение вещей по степени совершенства возможно только при наличии представления об абсолютно совершенном существе в человеке, если это абсолютно совершенное существо существует. Поэтому есть нечто в высшей степени истинное, совершенное, благородное, а значит, и сущее. «Ибо то, что истинно в высшей степени, истинно в высшей степени.
И пятое доказательство — это божественное руководство миром. Наблюдения за миром показывают, что все процессы в мире происходят с какой-то целью. Как у человеческих поступков есть цель, так и у этого мира есть цель, ради которой он существует, и эта цель — Бог.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Философия периода кризиса античного общества (скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм)
- Владимир Сергеевич Соловьев, российский философ, поэт, публицист
- Будда (просветленный), основатель буддизма
- Учение Платона о человеке и космосе
- Основные характеристики русской философии
- Познание, его возможности и границы
- Анри Бергсон, французский философ
- Основные школы натурфилософского периода: ионийская, элейская, пифагорейская
- Гносеология философии возрождения и ее специфика
- Природа и общество: их историческое взаимодействие
Трансфер в Кельн
Когда Томас был близок к завершению своего обучения в этом университете, его учитель Альберто Маньо попросил его выполнить схоластический акт — инструмент, с помощью которого ищется взаимосвязь между разумом и верой.
Томас де Акино образцово выполнил задачу, даже разрушив многие аргументы, выдвинутые Альберто Маньо, который был врачом в этой области и был широко признан как ученый.
Благодаря этому взаимодействию, Магно предложил Фоме Аквинскому сопровождать его в Кельн, Германия, где он преподавал работы греческого философа Аристотеля, и они глубоко изучили его аргументы.
Проанализировав аристотелевские работы, Фома Аквинский смог сделать вывод, что вера и разум не были противоположными концепциями, но что между ними существует гармония.
Именно это понятие считается величайшим вкладом Фомы Аквинского в историю и человечество. Именно в этот момент своей жизни Фома Аквинский был рукоположен в священники.
Основные принципы томизма
Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:
- Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
- Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
- Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
- Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
- Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.
В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:
- Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
- Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
- Идея — это основа, а материя — лишь форма;
- Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.
Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, так как свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога