Почему фома

Кого называют «Фомой неверующим»?

«Фомой неверным», неверующим, называет Церковь усомнившегося апостола, и как примечательно то, что вспоминает она о нем и нам напоминает сразу же после Пасхи, первое воскресение после нее называя Фоминым. Ибо, конечно, и вспоминает, и напоминает не только о Фоме, а о самом человеке, о каждом человеке и обо всем человечестве. Боже мой, в какую пустыню страха, бессмыслицы и страдания забрело оно при всем своем прогрессе, при своем синтетическом счастье! Достигло луны, победило пространства, завоевало природу, но, кажется, ни одно слово из всего Священного Писания не выражает так состояния мира, как вот это: «Вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Именно стенает и мучается, и в этом мучении ненавидит, в этих потемках истребляет самое себя, боится, убивает, умирает и только держится одной пустой бессмысленной гордыней: «Если не увижу, не поверю».

Но Христос сжалился над Фомой и пришел к нему и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И Фома упал перед Ним на колени и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Умерла в нем его гордость, его самоуверенность, его самодовольство: я, мол, не так, как вы, меня не проведешь.

Сдался, поверил, отдал себя — и в ту же минуту достиг той свободы, того счастья и радости, ради которых как раз и не верил, ожидая доказательств.

Стоят перед нами два образа — воскресшего Христа и неверующего Фомы: от Одного идет и льется на нас радость и счастье, от другого — мучение и недоверие. Кого же мы выберем, к кому пойдем, которому из двух поверим? От Одного, сквозь всю человеческую историю, идет к нам этот никогда не пресекающийся луч пасхального света, пасхальной радости, от другого — темное мучение неверия и сомнения…

В сущности, мы и проверить можем теперь, и прикоснуться, и увидеть, ибо радость эта среди нас, тут, сейчас. И мучение тоже. Что же выберем мы, чего захотим, что увидим? Может быть, не поздно еще воскликнуть не только голосом, но и действительно всем существом своим то, что воскликнул Фома неверующий, когда наконец увидел: «Господь мой и Бог мой!» И поклонился Ему, сказано в Евангелии.

  • Фома Близнец
  • Апостол Фома. Антиномии веры

Фильм Фома Близнец (Фома неверующий).

Анализ стихотворения «Фома» Михалкова

Сергей Михалков — автор, который пишет для детей веселые, но в то же время поучительные стихотворения. Он умеет преподносить слова так, чтобы у него получались мудрые произведения.

Произведение С.В. Михалкова «Фома» написано в виде небольшой пьесы, которая построена в форме диалога. Главный герой стихотворения — школьник Фома, очень упрямый и недоверчивый мальчик. Он не верит в то, что говорят ему взрослые, при этом поступает вопреки здравому смыслу.

Взрослые говорят Фоме надеть галоши, т.к. на улице начался дождь. Однако мальчик гуляет по лужам, утверждая, что на улице нет дождя. После этого он выходит зимой в одних трусах, несмотря на то, что ударили морозы. Когда мальчику на экскурсии показывают слона, он не желает этого признавать и доказывает всем, что перед ним другое животное.

Его упрямство и недоверие сохраняется даже во сне. Ночью мальчику снится страшный сон, в котором он со своими одноклассниками отправляется в Африку. Увидев реку, Фома бежит купаться, не слушая предупреждения ребят о том, что в воде водятся крокодилы. Школьника съедает аллигатор, но после пробуждения он не верит, что это был сон.

Читателям кажется, что мальчик неисправим, но все же он предстает перед ними не злым, а веселым человеком. Главный смысл произведения заключается в том, что недоверчивость и упрямство негативно сказываются на жизни человека. Михалков призывает читателей взглянуть на себя со стороны. Автор подчеркивает безумный характер Фомы, указывая на крайность его поступков. Например, если бы школьник был слишком доверчив, то это также не пошло бы ему на пользу. Чтобы получить желаемый результат и добиться истины, человеку следует найти «золотую середину» в своем поведении и не впадать в крайности.

Автор призывает детей и подростков всегда слушать старших и доверять им. В стихотворении появлялись персонажи, которые предупреждали Фому об опасности. В нашей жизни встречаются много неравнодушных людей, которые всегда поймут и придут на помощь в трудной ситуации. Людям, похожими на Фому, автор советует отказаться от упрямства и научиться доверять людям.

Стихотворение написано живым языком и легко запоминается. Еще одной интересной особенностью является изобразительность. Как только читатель произносит вслух первые строки, он сразу же представляет перед собой яркую картину происходящего, как будто наблюдаешь за игрой героев на сцене.

Откуда берется вера?

Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить?

Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям — увидеть, тронуть, ощутить, проверить. Но вот что странно: сколько он ни смотрит, ни проверяет и ни прикасается, все столь же неуловимой и таинственной остается та последняя истина, которую он ищет. И не только истина, но и самая простая житейская правда.

Он как будто определил, что такое справедливость, но нет ее на земле — все так же царят произвол, царство силы, беспощадность, ложь.

Фома и осязание реальности

Свобода… Да где она? Вот только что, на наших глазах, люди, утверждавшие, что они владеют настоящим, всеобъемлющим научным счастьем, сгноили в лагерях миллионы людей, и все во имя счастья, справедливости и свободы. И не убывает, а усиливается гнетущий страх, и не меньше, а больше ненависти. И не исчезает, а возрастает горе. Увидели, проверили, тронули, все рассчитали, все проанализировали, создали в своих ученых лабораториях и кабинетах самую что ни на есть научную и проверенную теорию счастья. Но вот выходит так, что не получается от нее никакого, даже самого маленького, простого, реального житейского счастья, что не дает она самой простой, непосредственной, живой радости, только все требует новых жертв, новых страданий и увеличивает море ненависти, преследований и зла…

А вот Пасха, спустя столько столетий, и это счастье, и эту радость — дает. Тут как будто и не видели, и проверить не можем, и прикоснуться нельзя, но подойдите к храму в пасхальную ночь, вглядитесь в лица, освещенные неровным светом свечей, вслушайтесь в это ожидание, в это медленное, но такое несомненное нарастание радости.

Вот в темноте раздается первое «Христос воскресе!» Вот гулом тысячи голосов прокатывается в ответ: «Воистину воскресе!» Вот открываются врата храма, и льется оттуда свет, и зажигается, и разгорается, и сияет радость, которой нигде и никогда нельзя испытать, как только тут, в этот момент. «Красуйся, ликуй…» — откуда же эти слова, откуда этот вопль, это торжество счастья, откуда это несомненное знание? Действительно, «блаженны не видевшие и уверовавшие». И вот тут-то это как раз и доказано и проверено. Придите, прикоснитесь, проверьте и ощутите и вы, маловерные скептики и слепые вожди слепых!

Испытание

Что можно сказать об образе, который находится в центре храма во время богослужений, посвященных этому дню, во время Фоминой недели? Если внимательно вчитаться в надпись, которая часто помещается на этой иконе, то мы прочитаем: «Испытание Фомино Ребр Господних», или «Ребр Христовых».  Испытание.

В Евангелии Фома предстает перед нами  как один из наиболее пытливых молодых людей, окружавших Спасителя.  Так же, как и у апостола Петра, и у других учеников, ярко проявляются особые черты его характера. Помните, он сказал перед воскрешением Лазаря: «Пойдем и мы, умрем с Ним».  И во время прощальной беседы Фома опять задает вопросы: «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» Не скрывают евангелисты его горячность любви ко Христу, но вместе с тем и особую пытливость ума. В предании народном за этим апостолом осталось именование «Фома неверующий».

Ищите истину честно, как апостол Фома

Так сложилось, что Фомы не было в горнице в первый вечер, когда  Воскресший Спаситель явился ученикам. Апостолы, хотя и страшились, но приняли с верой  Воскресение Христово,  а апостол Фома говорит: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

Если к Марии Магдалине, встретив ее в погребальном саду после Своего воскресения, обратился Господь с запретом: «Не прикасайся ко Мне…», то здесь в Своем смирении Он позволяет Фоме  совершить это страшное действие – прикоснуться к Нему. Через неделю Он вновь приходит в дом, где собрались ученики, как говорит Евангелие: «Дверями  затворенными…» Видите, на иконе эти двери изображены. Они покрыты золотым ассистом, чтобы подчеркнуть:  касается этих дверей Божия сила, Божия слава, Божия власть,  и уже никакие затворы, никакие заковы, никакие закрепы – ни адовы, ни земные, становятся не властными над силой Божией, силой Христовой.

Входит Господь к ученикам и говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector