Фома, апостол

Откуда берется вера?

Откуда же взяться этой вере? Разве можно заставить себя поверить?

Вот с печалью или же с озлоблением уходит человек от этого невозможного требования и возвращается к своим простым и ясным требованиям — увидеть, тронуть, ощутить, проверить. Но вот что странно: сколько он ни смотрит, ни проверяет и ни прикасается, все столь же неуловимой и таинственной остается та последняя истина, которую он ищет. И не только истина, но и самая простая житейская правда.

Он как будто определил, что такое справедливость, но нет ее на земле — все так же царят произвол, царство силы, беспощадность, ложь.

Фома и осязание реальности

Свобода… Да где она? Вот только что, на наших глазах, люди, утверждавшие, что они владеют настоящим, всеобъемлющим научным счастьем, сгноили в лагерях миллионы людей, и все во имя счастья, справедливости и свободы. И не убывает, а усиливается гнетущий страх, и не меньше, а больше ненависти. И не исчезает, а возрастает горе. Увидели, проверили, тронули, все рассчитали, все проанализировали, создали в своих ученых лабораториях и кабинетах самую что ни на есть научную и проверенную теорию счастья. Но вот выходит так, что не получается от нее никакого, даже самого маленького, простого, реального житейского счастья, что не дает она самой простой, непосредственной, живой радости, только все требует новых жертв, новых страданий и увеличивает море ненависти, преследований и зла…

А вот Пасха, спустя столько столетий, и это счастье, и эту радость — дает. Тут как будто и не видели, и проверить не можем, и прикоснуться нельзя, но подойдите к храму в пасхальную ночь, вглядитесь в лица, освещенные неровным светом свечей, вслушайтесь в это ожидание, в это медленное, но такое несомненное нарастание радости.

Вот в темноте раздается первое «Христос воскресе!» Вот гулом тысячи голосов прокатывается в ответ: «Воистину воскресе!» Вот открываются врата храма, и льется оттуда свет, и зажигается, и разгорается, и сияет радость, которой нигде и никогда нельзя испытать, как только тут, в этот момент. «Красуйся, ликуй…» — откуда же эти слова, откуда этот вопль, это торжество счастья, откуда это несомненное знание? Действительно, «блаженны не видевшие и уверовавшие». И вот тут-то это как раз и доказано и проверено. Придите, прикоснитесь, проверьте и ощутите и вы, маловерные скептики и слепые вожди слепых!

Биография святого апостола

Апостол Фома – один из 12 ближайших учеников-последователей Иисуса Христа. До встречи со Спасителем его называли Иудой.

Происхождение

Родился и вырос Иуда в Галилее, в маленьком городке Пансада, на берегу озера. Средства на пропитание ему давала рыбная ловля.

Как Фома стал апостолом

О житии святого рассказано в Евангелии. Однажды он стал свидетелем проповеди Христа на берегу озера. Речи Иисуса произвели на рыбака столь глубокое впечатление, что он бросил свое занятие и последовал за проповедником вместе с другими апостолами. Иисус, видя такое рвение, принял Иуду в свои ученики и дал ему имя Фома. Фома в переводе с еврейского означает «близнец».

Существует несколько гипотез, почему апостол получил такое имя:

  • из-за сросшихся двух пальцев на правой руке;
  • большого внешнего сходства с Иисусом;
  • имел брата-близнеца.

В Священном Писании святого именуют Фомой или Близнецом.

Почему Фома стал «неверующим»

Святой был человеком эмоциональным, что сказывалось на его речах и поведении. Например, когда Иисус решил отправиться в Иудею, где его могли схватить, один Фома решительно поддержал Спасителя и готов был сопровождать его. Другие апостолы, наоборот, отговаривали Иисуса от риска.

Близнец отсутствовал на другой день после распятия Христа, когда Спаситель явился своим ученикам и передал им Духа Святого со словами, что теперь они получили право отпускать грехи. Фома усомнился в словах собратьев по вере, за что получил прозвище «неверующий». Он заявил, что только тогда поверит в Божественную сущность Учителя, когда своими глазами увидит его раны и руками ощутить плоть (раны на руках и теле).

На 8-й день Спаситель снова явился своим ученикам, среди которых присутствовал «неверующий». Иисус обратился к нему, чтобы он удостоверился в его сущности и погрузил пальцы в раны. Но потрясенный ученик отказался это делать и с этого времени более других апостолов уверовал в учение Христа.

Служение Богу

После вознесения Христа ученики бросили жребий, куда каждому из них отправиться проповедовать заповеди Божьи. Святому выпало идти проповедовать в Индию. В «Деяниях Фомы», длительное время считавшихся неподтвержденной историей древних сирийских авторов, описана жеребьевка и последующая деятельность Иуды-Фомы в Индии.

Святой отказался идти проповедовать в Индию, сославшись на здоровье и возраст. Апостолы вынуждены были обратиться с молитвой к Иисусу Христу. Спаситель явился апостолу во сне, но и это не помогло побороть упрямую решимость Близнеца.

В этот период времени в Иерусалиме находился Хаббан, посланник индийского царя Гундофара, искавший европейского плотника для строительства дворца. Иисус Христос явился к Хаббану под видом купца и предложил непокорного ученика под видом своего раба-архитектора.

Иуда-Фома узнал, что Господь продал его в рабство, и подчинился Божьей воле. В Индии царь выдал ему значительную сумму денег на строительство дворца. Но святой, вместо строительства, стал раздавать деньги и проповедовать учение Христа. Когда царю донесли, что чужеземец, вместо строительства, исцеляет больных, помогает бедным и вовлекает индусов в новую веру, то Гундофара разгневался и призвал к себе апостола.

На вопрос, когда можно будет посмотреть дворец, святой ответил, что после смерти царя. Фому бросили в темницу, но вскоре освободили. Гундофаре явился во сне умерший брат и сообщил, что в царстве мертвых для него построен прекрасный дворец. Царь принял крещение от апостола и отпустил его.

Казнь и кончина

Апостол был оклеветан брахманами перед одним местным царем, за обращение в христианство его жены и сына. За это он был предан мучительной смерти: 19 декабря 72 года после пыток его пронзили копьем в нескольких местах; через 3 дня Фома скончался от ран.

Где находятся мощи святого

Тело святого апостола Фомы было погребено на том же месте, где его пытали. Разные части святых мощей апостола Фомы покоятся на Афоне, в Венгрии и Индии. Часть мощей святого находится в храме его имени в индийском городе Ченнай. В этом месте, на берегу Индийского океана, святой апостол Фома своими руками построил храм, тут же прошли 4 года его апостольского служения.

Часть честной главы апостола сохранялась в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, Греция, где считалась даром императора Алексея I. Часть мощей апостола Фомы также находится в Италии в городе Ортона, в базилике святого Фомы. Мощи святого апостола Фомы там хранятся в двух раках – в крипте, где на раке устроен престол, и в приделе – в раке-бюсте, которую выносят на крестный ход.

Отдельные части мощей святого апостола Фомы есть в Венгрии и на Афоне.

Святые отцы Церкви об апостольской миссии святого Фомы в Индию

Существует множество святоотеческих указаний о пребывании святого Фомы в Индии. Вот самые известные из них:

Didascalia Apostolorum (Эдесса, 250 г. н.э.) сообщает: «Индия и все ее территории, и все, что к ним прилегает до самого дальнего моря, получило апостольское священство из рук самого апостола Иуды Фомы, который был предводителем и правителем церкви, которую он здесь построил».
Святой Григорий Богослов (329-390) ссылается на Фому, а также на других апостолов в Слове 33, против ариан: «Что же апостолы? Разве не чужеземцы были для многих народов и городов, по которым они разделились, чтобы повсюду пронеслось Евангелие, чтобы все было озарено Троичным Светом, просвещено истиной, так чтобы и для сидящих во тьме и сени смертной рассеялся мрак неведения? Сказано: да мы во языки, они же во обрезание (Гал. 2:9). Слышишь, это говорит Павел! Пусть Петру Иудея; что же общего у Павла с язычниками, у Луки с Ахаией, у Андрея с Епиром, у Иоанна с Ефесом, у Фомы с Индией, у Марка с Италией, — что у всех (не говоря о каждом порознь) общего с теми, к которым они ходили проповедовать?» («Слово 33 против ариан и о самом себе»)

Святой Амвросий Медиоланский (333-397): «…Как дошло до того, что, утомившись от гражданских войн, верховное Римское командование передали Юлию Августу, и так междоусобные раздоры были прекращены. Это в свою очередь позволило апостолам без промедления отправиться по слову Господа Иисуса: «Идите, учите все народы». Даже государства, закрытые непроходимыми горами, стали им доступны, Фоме Индия, Матфею Персия. Также это (внутренний мир) расширило власть Римской империи по всей земле и смягчило распри и разногласия среди народов, укрепляя мир, давая апостолам возможность у истоков Церкви путешествовать во многие земли.

Святой Иероним (342-420): «Христос пребывал везде, с Фомой в Индии, с Петром в Риме, с Павлом в Иллирии, с Титом на Крите, с Андреем в Ахайе, с каждым из апостолов во всякой стране» (Послания св. Иеронима).

Святой Павлин Ноланский (354-431): «Так Бог, награждая своими святыми дарами все земли, послал своих апостолов в величайшие города мира. Он послал Андрея к патрийцам, Иоанну в Эфесе дал власть над Европой и Азией, чтобы они отвергли свои грехи сиянием света. Парфия принимает Матфея, Индия Фому, Ливия Фаддея, Фригия Филиппа» (Migne , P -L ., vol . 1 xi . col . 514).
Святой Григорий, епископ Турский (538-593) в своем труде De Gloria Martyrum пишет: «Апостол Фома, как утверждает история его мученичества, принял страдания в Индии. Спустя много времени его тело было перенесено в город, который назывался Эдесса, в Сирии, и было там похоронено. Поэтому в том месте Индии, где он впервые был погребен, сейчас находится монастырь и удивительного размера церковь, тщательно украшенная и устроенная».

Торговля, дипломатия и колонисты

Известно, что между Римской империей, средиземноморскими народами и Индией велась активная торговля. За тысячу лет до Христа субконтинент посещали военные корабли царя Соломона, а римский историк I века Плиний сообщает, что торговцы Малабарского побережья ставили в один ряд Арабское море, Красное море, Египет и Аден со своим портом в Музирисе. Римская империя на протяжении сотен лет посылала в Индию дипломатические миссии, а также есть документальное подтверждение существования в Индии иудейских поселений в I веке.

Современные историки считают, что для иудея I века было вполне обычно и даже не составляло большого труда отправиться на корабле в Индию. Мофетт идет еще дальше:

«На Фому всё тащи в крому!»

19 октября жители сел и деревень на протяжении столетий считали самым подходящим временем, чтобы оценить запасы, заготовленные на зиму. Праздник «неверующего» апостола начинался в храме, где прихожане благодарили Фому за урожай, чтили молитвой его память и ставили свечи перед образом святого. Частенько в этот день люди просили апостола помочь им верно распорядиться припасами — распределить их так, чтобы хватило семье на всю зиму. После службы хозяин дома шёл в амбар «проверить крому» (место, где лежало зерно или другие продукты), а также погреба, сундуки и лари, где хранились съестные припасы. В этот день полагалось выделить в «кроме» место повзрослевшим сыновьям, решившим обзавестись своими семьями. Отец, приводя их с собой в амбар, показывал отпрыскам уголок, продуктами из которого они теперь могли распоряжаться самостоятельно. Хозяйки же на Фому пекли огромный пшеничный каравай из муки нового урожая. Горбушка этого хлеба щедро посыпалась солью, и её делили между всеми грудными детьми в доме. Считалось, что такое угощение поможет ребятам вырасти здоровыми, сильными и умными. Также кусочек заветной горбушки получал и каждый хворый член семьи, который должен был съесть до последней крошки, чтобы выздороветь. А вот для девочек-семилеток Фома был далеко не самым радостным праздником. Ведь в этот день им предстояло садиться вместе с матерью и старшими сёстрами за ткацкий станок, осваивать мастерство и начинать потихоньку готовить себе приданое. Человеку же торговому Фома «рекомендовал» поставить на лавку новый замок, дабы отвести от неё лихих людей, промышлявших поживиться чужим имуществом. Также купцы верили, что, ежели в день праздника сменить лампаду перед иконами, это привлечёт в их магазин множество покупателей. Сегодня большинство подобных обычаев осталось в прошлом, однако же когда-то наши предки подводили на Фому и итоги личных отношений. Так, если человек был сильно обижен кем-то из близких и не видел возможности помириться, то ему следовало рассказать все свои переживания в открытое окно или форточку и попросить «неверующего» апостола о помощи. Считалось, что Фома непременно пристыдит обидчика, и в скором времени тот сам явится с повинной. Если же этого не происходило, то следовало разорвать все отношения с человеком, так как у него, по-видимому, нет ни чести, ни совести.

Метки: биография, Тайны 20 века, Индия, казнь, проповедь, апостол, Фома

Кого называют «Фомой неверующим»?

«Фомой неверным», неверующим, называет Церковь усомнившегося апостола, и как примечательно то, что вспоминает она о нем и нам напоминает сразу же после Пасхи, первое воскресение после нее называя Фоминым. Ибо, конечно, и вспоминает, и напоминает не только о Фоме, а о самом человеке, о каждом человеке и обо всем человечестве. Боже мой, в какую пустыню страха, бессмыслицы и страдания забрело оно при всем своем прогрессе, при своем синтетическом счастье! Достигло луны, победило пространства, завоевало природу, но, кажется, ни одно слово из всего Священного Писания не выражает так состояния мира, как вот это: «Вся тварь совокупно стенает и мучится» (Рим. 8:22). Именно стенает и мучается, и в этом мучении ненавидит, в этих потемках истребляет самое себя, боится, убивает, умирает и только держится одной пустой бессмысленной гордыней: «Если не увижу, не поверю».

Но Христос сжалился над Фомой и пришел к нему и сказал: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). И Фома упал перед Ним на колени и воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Умерла в нем его гордость, его самоуверенность, его самодовольство: я, мол, не так, как вы, меня не проведешь.

Сдался, поверил, отдал себя — и в ту же минуту достиг той свободы, того счастья и радости, ради которых как раз и не верил, ожидая доказательств.

Стоят перед нами два образа — воскресшего Христа и неверующего Фомы: от Одного идет и льется на нас радость и счастье, от другого — мучение и недоверие. Кого же мы выберем, к кому пойдем, которому из двух поверим? От Одного, сквозь всю человеческую историю, идет к нам этот никогда не пресекающийся луч пасхального света, пасхальной радости, от другого — темное мучение неверия и сомнения…

В сущности, мы и проверить можем теперь, и прикоснуться, и увидеть, ибо радость эта среди нас, тут, сейчас. И мучение тоже. Что же выберем мы, чего захотим, что увидим? Может быть, не поздно еще воскликнуть не только голосом, но и действительно всем существом своим то, что воскликнул Фома неверующий, когда наконец увидел: «Господь мой и Бог мой!» И поклонился Ему, сказано в Евангелии.

  • Фома Близнец
  • Апостол Фома. Антиномии веры

Фильм Фома Близнец (Фома неверующий).

Местное индийское предание

Индийские христиане или «Христиане св.Фомы», как они сами себя называют, до сих пор крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях. Сюда относятся Ramban Pattu или Thomma Parvom , песнь, заключающая в себе рассказы из «Деяний Фомы». Через сорок восемь поколений существования устной традиции эта песнь была, наконец, записана в 1600 году Рамбааном Томасом, потомком первого епископа, рукоположенного святым Фомой, бывшим изначально священником-брахманом.

Margom Kali и Mappila Paattu — это цикл песен по «Деяниям Фомы» и истории малабарской Церкви. Они исполняются в танце, что характерно для сирийских христиан. Некоторые из этих танцевальных пьес до сих пор исполняются под открытым небом во время церковных праздников. Veadian Pattu исполняется местным индийским ансамблем Veeradians на христианских фестивалях и сопровождается игрой на местном музыкальном инструменте под названием виллу. Неизвестно, основаны ли эти песни на ранних вариантах «Деяний Фомы» или относятся к независимой традиции, основанной на устных хрониках первых христиан, в любом случае эти традиции соблюдаются индийскими христианами повсеместно.

До прибытия португальцев в XVI веке история христианства в Индии на бумаге отсутствовала, да и в целом историческая наука в письменном виде появилась в Индии только с приходом арабских мусульман. В Британском музее находится огромная коллекция, содержащая манускрипты, письма и отчеты португальских иезуитских миссий в Индии, среди которых летопись с историей Малабарского побережья. Автор-иезуит тщательно собрал устные предания этих христиан, а традиционные индийские верования наших дней успешно дополняют его хроники.

Португальские рассказы сообщают, что после мученической смерти св.Фомы его ученики долгие века оставались верующими и Церковь умножилась. Позднее, пережив гонения, войну и голод, христиане св.Фомы Малабарского побережья и Мелипура рассеялись и многие вернулись к язычеству. Христиане области Кочин преуспели больше, распространившись от Кулака (Квилон) до Палура (Палер), деревни к северу от Малабара.

Находясь под управлением местных князей, которые редко вмешивались в дела веры, они, видимо, не испытали таких жестоких преследований, как их братья на побережье. В IX веке сирийский купец Мар Фома Канна получил разрешение правящего раджи Черумана Перумала создать христианский приход с участием множества местных индийских христианских семей. Им также был присвоен специальный гражданский статус, что подтверждается документами, существующими по сей день.

Согласно местному преданию, прежде прибытия на индийский континент святой Фома проповедал христианство жителям острова Сокотра, основав христианскую общину, которая сохранила веру, хоть и в довольно выродившемся виде, к 1542 году, когда туда прибыл католик святой Франсис Ксавье и обнаружил, что они уклонились в несторианство, страдают от нехватки духовенства, хотя и считают себя потомками христиан, обращенных проповедью святого Фомы. К 1680 году христианство на Сокотре практически исчезло в связи с притеснениями арабов и небрежением несторианских патриархов.

Духовенство и иерархи южной Индии исповедуют несторианство с V века: более тысячи лет иерархи в Индийскую Церковь назначались Персией, это продолжалось до XVI века, когда это покровительство подошло к концу. На сегодняшний день в Индии существует множество христианских вероисповеданий. С 1982 года в северной Индии действует Православная Церковь под юрисдикцией Вселенского Патриарха Константинопольского и в настоящее время насчитывает восемнадцать приходов и почти 4000 членов.

Перевод с английского Марины Леонтьевой специально для портала «Православие и мир»

Путь проповедника

Вскоре после гибели своего Учителя все апостолы, собравшись вместе, кинули жребий, дабы тот указал, в какую страну каждому из них нести слово Божие. Фоме пришлось отправляться в далёкую Индию, жителями которой, как считалось в те времена, были дикие язычники. Надо сказать, что изначально миссия «неверующего» апостола складывалась успешно. С помощью дара творить чудеса, полученного от своего Учителя, он обратил в христианство немало местных жителей и даже возвёл несколько церквей. Но, после того как в новую веру перешли сын и супруга правителя города Малипура, удача отвернулась от Фомы. Махараджа, разгневанный «заблуждением» близких ему людей, приказал схватить апостола и подвергнуть пыткам. Фому несколько дней жгли огнём, ставили ногами на раскалённые железные листы, но эти мучения не приносили вреда его плоти. И Пётр Пауль Рубенс. «Мученичество святого Фомы». 1636-1638 годы тогда правитель приказал вывести проповедника на главную площадь города, где пять воинов пронзили его тело копьями. После мученической гибели апостола Фомы махараджа повелел закопать его тело подальше от своих владений. Позже это место прославилось чудесами исцеления. Спустя некоторое время купцы-христиане перевезли останки святого в город Эдессу (сегодня посёлок Шанлыурфа на юго-востоке Турции), где для них была построена великолепная церковь. Вскоре сюда со всего мира стали съезжаться паломники, дабы помолиться апостолу, попросить исцеления от болезней и защиты от бед. Спустя несколько столетий частицы мощей Фомы перенесли в Константинополь и в Индию, где он принял мученическую смерть. Когда же в 1144 году Эдессу захватили мусульмане, и крестоносцы, спасая великую святыню от поругания, перевезли её на остров Хиос в Эгейском море. Здесь мощи находились до 1258 года, после чего были перенесены в итальянский город Ортону, где они хранятся и в наши дни. Однако место первого погребения Фомы в Индии и сегодня считается священной землёй. Оно находится на юго-западном побережье страны на границе штатов Керала и Майсур. В европейских хрониках прошлых столетий заповедный участок обозначался как часть города Каламина — наполовину ушедшие под воду руины, которые были обнаружены португальцами в начале XVI века. Как ни странно, индийцы называли его «гробницей апостола Фомы» и рассказывали европейцам, что только чудо спасло это место от затопления подступавшим морем. Мол, много лет назад сам святой основал здесь церковь и воткнул неподалёку от неё в землю свой посох со словами: «Море не переступит эту границу». Минули тысячелетия, а наказ апостола не потерял силу и по сей день. Примером тому служит неожиданное отступление гигантского цунами, что обрушилось на это побережье 26 декабря 2004 года.

Смерть и чудеса в московском храме

Сегодня самым известным храмом апостола Фомы в Москве (да и во всей России) является крохотная церквушка, стоящая в столице рядом со станцией метро «Кантемировская». Несколько лет назад это небольшое здание построил своими силами священник отец Даниил (Сысоев). Изначально новый храм был совсем маленьким, как дачный домик, но затем помогать батюшке взялись его прихожане. Вскоре церковь заметно выросла: у неё появилась звонница, а стены украсили яркая роспись и эксклюзивные иконы, специально заказанные отцом Даниилом. Отношения между священником и прихожанами храма апостола Фомы всегда были тёплыми и дружескими — как в большой семье. Но скоро в этот тихий мирок церковной общины ворвалась беда. В ночь с 19 на 20 ноября 2009 года батюшка Даниил был застрелен фанатиком-мусульманином в главном приделе своего храма. А спустя ровно три года после мученической кончины священника в час вечерней службы в церкви Святого Фомы одна из прихожанок заметила на Голгофском кресте (высокое распятие, стоящее в храмах напротив алтаря) капельки мира, выступившие на руках Спасителя. Однако этих капелек было немного, да и те успели высохнуть за время службы, так что о произошедшем чуде женщина быстро забыла. Но через год она о нём вспомнила, так как 20 ноября 2013 года крест снова замироточил. На этот раз миро обильно потекло из глаз Спасителя, и это чудо наблюдали в течение двух часов тридцать свидетелей. Прихожане московской церкви святого Фомы уверены, что таким образом отец Даниил подаёт им весточку с того света и укрепляет веру в их душах.

Житие апостола Фомы

Апостол Фома был рожден в городе Панеаде. Фома впервые увидел Иисуса Христа, когда тот проходил по городам и селеньям исцеляя народ и проповедуя.Став свидетелем чудес, Фома уверовал в Господа и последовал за Иисусом. Позже Иисус избрал его в числе своих двенадцати апостолов. Фома следовал за Сыном Божиим до последних его дней.

Когда Иисус воскрес, Фома своими сомнениями еще более усилил христианскую веру, т.к. он хотел сам увидеть Христа и прикоснуться к нему. На восьмой день после Воскресения к Фоме явился Иисус и показал ему свои язвы.

После вознесения Иисуса и сошествия Духа Святого апостолы бросили жребий, куда они пойдут проповедовать. Фома должен был отправится в Индию, чтобы научить народы этой страны истинной вере. Фома был очень расстроен, что ему предстоит ехать к таким диким народам, но Господь явился к нему и сказал набраться мужества и не бояться.

Апостол долгое время проповедовал в Месопотамии, Палестине, Эфиопии и Индии. Когда индийский царь пригласил Фому в качестве зодчего и повелел построить ему дворец. Фома согласился и сказал, что он будет лучше, чем царь себе может представить. Получив на строительство много золота, он раздал его бедным.

Через два года царь снова позвал апостола к себе и уточнил, готов ли дворец. Фома ответил, что осталось доделать крышу. Царь велел дать еще золота, чтобы скорее закончить строительство, но апостол снова все раздал.

Когда царю доложили, что дворец так и не был построен, разгневанный правитель спросил у Фомы, где дворец, но тот ответил, что построил его он на небесах. Правитель подумал, что Фома обманул его и приказал его наказать.

В то же время у правителя умер брат, которого он очень оплакивал. Душа умершего вознеслась на небо и в то время, когда она осматривал рай, она увидела роскошный дворец. Душа спросила Ангела, чей он, и Ангел ответил, что это дворец ее брата. Тогда душа тала просить Ангела вернуться на землю и рассказать брату, какой роскошный дворец ждет его в раю. Ангел согласился, и умерший брат воскрес. Он рассказал царю, что в раю его ждет великолепный дворец. Раскаявшись, правитель не только помиловал Фому, но и захотел принять Крещение.

Во время его проповедования в Индии, произошло преставление Божией Матери, и все апостолы были на облаках перенесены к одру усопшей. Апостол Фома не успел к моменту погребения Пречистой Богородицы. Это было устроено Господом для того, чтобы верующие уверовали, что Богородица вознеслась на небо вместе с телом.

Фома прибыл только на третий день после похорон и скорбел о том, что не смог вместе с другими апостолами проводить Матерь Господа к месту погребения. Тогда апостолы согласились открыть гробницу специально для Фомы, но там оказалась одна лишь плащаница.

После этого Фома снова отправился в Индию и проповедовал там, сопровождая свои проповеди различными чудесами. Затем апостол проповедовал в Каламидской стране, где обратил к вере двух женщин. Уверовав, эти женщины отказались от плотской жизни с мужьями. Одна из них оказалась женой местного правителя. Разгневанный царь повелел схватить апостола и заключить его в темницу, где его пытали. Когда его пронзили пятью копьями, он умер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector