Ренессанс и реформация
Содержание:
- черты
- Англиканская церковь
- Выставка к лекции
- Альтернативная Реформация
- Мятеж, переросший в Крестьянскую войну
- Распространение во Франции и Европе
- Об удобстве необременительной веры
- Краткая биография Мартина Лютера
- Особенности Реформации в Англии
- Лютеранская Реформация
- причины
- Учение Жана Кальвина
- Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств
- Реформация — это движение, направленное на реформирование католической Церкви
- Мир позднего Средневековья
- Орден иезуитов и Тридентский собор
черты
— Контрреформация развивалась в напряженной атмосфере, которая была отмечена преследованием неверных; то есть тех, кто не исповедовал католическую религию или протестантов.
— В то же время оно превратилось в преследование нечистых душ и «демонов». Его главными жертвами были предполагаемые ведьмы, которые развязали настоящую охоту в Европе и всей Америке..
— Контрреформация была одним из самых мрачных периодов католицизма, особенно в Америке, где он был усилен созданием инквизиции с 1542 года. Инквизиция стала главным исполнительным звеном католической доктрины..
— Это также означало период возрождения католицизма с 1560 года, с понтификатом папы Пия IV, до 1648 года, когда закончилась Тридцатилетняя война.
— Начались и активизировались усилия миссионерских движений, особенно в Америке, Африке и Азии. Испанские, французские, португальские и английские колонии были созданы для обращения людей в католическую религию..
— В этом смысле это был период наибольшего расцвета различных католических орденов, которые были распространены, чтобы предотвратить рост протестантизма..
— Были также попытки добиться реконверсии душ в других регионах, таких как Англия и Швеция, которые когда-то были католическими..
— Он стремился защитить католическую сакраментальную практику и укрепить структурные и богословские основы Церкви.
— Это был период великой религиозной нетерпимости, которая привела к войнам и столкновениям между католическим и протестантским королевствами Европы. В то же время, это вызвало крестьянские восстания в нескольких немецких государствах, из-за уплаты высоких налогов.
Англиканская церковь
Дата начала Реформации в Англии связана с Генрихом VIII, который порвал с Римско-католической церковью по личным причинам. В 1525 г. он надеялся расторгнуть брак с Екатериной Арагонской, почему и вступил в конфликт. Когда Папа отказался, король обратился к богословским университетам и парламенту, пытаясь оспорить превосходство Рима в религиозных вопросах. В результате в стране были приняты законодательные акты, лишавшие католическое духовенство власти.
Наконец, в 1534 г. Генриха VIII объявили главой англиканской церкви, её финансов и назначений. Сын монарха Эдуард VI умер в 15 лет, и после непродолжительной борьбы за власть трон достался дочери Генриха и Екатерины Арагонской Марии Тюдор.
Затем последовала серия гонений, которые продолжались 4 года и повлекли казни большого количества людей, а зловещая королева осталась в истории как «Кровавая Мэри». После смерти последней на престол вступила ещё одна дочь Генриха — Елизавета. Протестантская англиканская церковь была восстановлена, а Папа Пий V отлучил королеву. Однако этот акт освободил католиков от верности монарху и поставил власть под угрозу. В последующие годы приверженцы Рима подвергались денежным штрафам, тюремным заключениям и даже казням за неоднократные попытки вернуть трон католическому правителю.
Выставка к лекции
К лекции сотрудники Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов РГБ. Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации — Мартину Лютеру (1483–1546). На ней представлены автограф Лютера, Библии, изданные в его переводе на немецкий язык, портреты Лютера и его соратника Филиппа Меланхтона.
1 / 15
Портрет Мартина Лютера. Гравюра офортом и резцом Себастьена Пинзио. Середина XVIII векаОтдел изоизданий РГБ
2 / 15
Портрет Филиппа Меланхтона. Гравюра резцом монограммиста HG. Конец XVI века
Филипп Меланхтон (1497–1560) — сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог, систематизатор лютеранской теологии.
Отдел изоизданий РГБ
3 / 15
Мартин Лютер. Письмо к Иоахиму II, маркграфу Бранденбургскому. Виттенберг, 1545 год
Письмо адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору (1505–1571). Иоахим II с отроческих лет был лично знаком с Лютером и являлся активным сторонником идей Реформации.
Отдел рукописей РГБ
4 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
5 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
6 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
7 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
8 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
9 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541 год
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Гансом Луффтом в 1541 году.
Отдел редких книг РГБ
10 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
11 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
12 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
13 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
14 / 15
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1589—1590 годы
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное Иоганном Краффтом в 1589–1590 годах.
Отдел редких книг РГБ
15 / 15
Памятник Мартину Лютеру в Виттенберге. Гравюра на стали А. Шидтейса. Третья четверть XIX векаРГБ
Подробнее об экспонатах, представленных на выставке, можно прочитать здесь.
Альтернативная Реформация
Термин «Контрреформация» был введен лишь в конце XIX века, поэтому неправильно было бы думать, что католическая церковь в XVI—XVII вв. представляла свою деятельность в таких понятиях. Под этим словом сейчас понимаются два явления:
- Движение за церковное обновление и очищение, исходящее изнутри самой церкви по инициативе высших служителей.
- Действия против Реформации и новых протестантских государств (в том числе и военные).
Причины Контрреформации в 7 классе очевидны: утвердить повсеместную власть Римской церкви и предотвратить потерю влияния на глав европейских государств.
Испанская реформа
Первую (и лучшую) часть Контрреформации можно кратко охарактеризовать как возрождение благочестия среди духовенства и светского населения. Как ни странно, центром этого движения стала Испания (также вероятно, что именно по этой причине страна осталась почти всецело католической и избежала раскола).
Конец XV века — время окончания Реконкисты, национального подъема и усиления абсолютной власти в Испании
Большое внимание уделялось контролю за принявшими недавно крещение евреями и мусульманами. Для этой цели была создана в 1480 году Святая инквизиция во главе с Томасом Торквемадой
Другая фигура ранней Контрреформации — кардинал Хименес, духовник королевы
Он уделял особое внимание образованию духовных лиц, следя за тем, чтобы пастырской работой занимались профессиональные и хорошо подготовленные священники, не злоупотреблявшие своими полномочиями. По этой причине у протестантов впоследствии не было шансов укрепиться на испанской земле
Крест берут монахи
Другое направление изменений в церкви было связано с монашеством. В этой сфере появились личности, вдохновлявшие на более глубокий поиск духовного опыта и укрепление веры. Такой была, например, монахиня Тереза Авиланская (1515—1582), которая до сих пор является популярной святой у католиков. Она написала несколько книг о религиозном экстазе и глубоком общении с Богом и оказала огромное влияние на подъем набожности среди простых людей.
Другой заметной фигурой был Игнатий Лойола. Пережив духовное возрождение, он решил уйти от мира и стать «солдатом Бога». Он писал о необходимости методических упражнений для развития набожности и религиозной дисциплины. Основанное им Общество Иисуса (более известное как иезуиты) воспитывало стойких и непреклонных защитников католичества.
В Италии также возникло несколько новых монашеских орденов. Их цель заключалась в пресечении ереси и возрождении ранних традиций:
- Феатинцы (основаны в 1524) посвятили себя проповеди.
- Капуцины (1529) откололись от францисканцев и пытались восстановить изначальную строгость традиций ордена. Благодаря миссионерской работе среди бедных они приобрели популярность.
- Урсулинки (1535) — монахини, которые занимались образованием девочек всех сословий.
- Ораторианцы (1572) — священники, проводившие дневные служения и особую роль уделяющие музыкальному сопровождению в церковном пении.
Тридентский собор
Необходимость радикальных изменений в папстве требовала инициативы глав церкви. Первым папой-реформатором стал Павел III. При нем был созван Вселенский собор, который продолжался с перерывами с 1545 по 1563 год. Принятые на нем постановления являются теоретической базой современного католичества (канонические книги Библии, образцовый перевод на латинский, таинства церкви).
Значение Контрреформации заключалось в том, что католицизм упрочил свое положение и находился в более выгодном положении, чем в 1500 году. Со всеми злоупотреблениями, против которых выступали лютеране, было официально покончено. Церковь была реформирована и в плане морали, и организационно. Теоретические расхождения в богословии с протестантами так и не были преодолены, пути этих двух направлений христианства навсегда разошлись.
Мятеж, переросший в Крестьянскую войну
Как это нередко бывало в истории, справедливые требования очень быстро переросли в «бессмысленный и беспощадный» бунт. Толпы народа принялись громить храмы и монастыри. В огне пожаров тогда погибли многие архитектурные памятники Средневековья и целые библиотеки уникальных манускриптов.
Вслед за чернью в ряды реформаторов влилось и рыцарство, представители которого также имели веские основания ненавидеть римское духовенство. Апогеем всего стала Крестьянская война под предводительством Томаса Мюнцера, охватившая Германию в 1524 году и вскоре переметнувшаяся на всю Центральную Европу.
Распространение во Франции и Европе
Здесь выдающимся сторонником и идейным вдохновителем движения Реформации стал Жан Кальвин. Получив юридическое образование, он начал сомневаться в католицизме и в 1536 году опубликовал «Наставления в христианской вере». Это привело к созданию теократической структуры протестантской церкви.
Будучи лидером движения гугенотов во Франции, он считал Римско-католическую церковь и её иерархию насмешкой над Божьей благодатью и человеческой тиранией над христианством, а также руководил изменением религиозных ритуалов. Со временем противоречия между кальвинизмом и католицизмом привели к многолетней войне, после которой в 1598 году протестанты получили политическую и религиозную свободу под покровительством Генриха Наваррского. Спокойствие в стране сохранялось до прихода к власти Людовика XIV почти 100 лет спустя.
После возвращения на родину Нокс стал лидером революции против католического регентства в 1560 г. и сыграл важную роль в отмене юрисдикции Папы в Шотландии и запрете мессы. Создание национальной Церкви привело к формированию основ пресвитерианства. На протяжении XVI века новое религиозное направление широко распространилось в скандинавских странах:
- К концу 1500-х гг. из-за разногласий с королём Ватикан начал терять позиции в Швеции и Финляндии. Корона взяла под свой контроль церковную собственность и поместила духовенство под действие гражданского права, одобрив протестантские идеалы.
- Дания, Норвегия и Исландия находились под одним и тем же правителем, который был сторонником Реформации.
- В середине XVI века большинство скандинавов были протестантами.
Похожие процессы проходили в Восточной Европе, где лидером чешского движения Реформации стал магистр Ян Гус, чьи взгляды сформировались под воздействием английского богослова Джона Уиклифа. Даже под угрозой смерти он продолжал отстаивать свои взгляды и положения учения. За непримиримость католической власти удалось приговорить его к сожжению на костре.
Об удобстве необременительной веры
Приверженцы протестантизма не отличались особой разборчивостью в методах его распространения. Как они действовали? Громко, порой истерически обвиняли католиков в реальных и мнимых грехах. Ниспровергали, не особенно заботясь о созидании. Подбирали души людей, готовых поддерживать все, что обещало перемены, и — во всяком случае, поначалу—не предлагали им ничего вразумительного, кроме отказа от традиции. Хорошо «шла» ненависть к Риму и кардиналам, подогреваемая бесконечными жалобами на безобразия священников. Такая артподготовка очень помогла успеху Реформации. Важнейшие религиозные принципы отправлялись на свалку истории вместе со злоупотреблениями.
Краткая биография Мартина Лютера
1483 (1484?), 10 ноября — родился в Эйслебене (Саксония)
1497— 1498 — учеба в школе лоллардов в Магдебурге
1501 — 1505 — учеба в Эрфуртском университете
1505 — 1506 — послушник в монастыре августинцев (Эрфурт)
1506 — принял монашеский обета
1507 — рукоположен в священнический сан
1508 — перебирается в Виггенбергекий монастырь и поступает на богословский факультет Виггенбергского университета
1512, 19 октября — Мартин Лютер получает степень доктора богословия
1515 — избирается викарием деканата (11 монастырей) ордена августинцев.
1517, 31 октября — отец Мартин Лютер вывесил на дверях Виттенбергской приходской церкви 95 тезисов об индульгенциях.
1517-1520 — многочисленные богословские статьи с критикой существующих порядков в церкви
1520, 15 июня — булла папы Лва X, в которой предлагается Лютеру в 60-дневный срок отречься от своих еретических идей
1520, 10 декабря — на городской площади Виггенберга толпа студентов и монахов под руководством Лютера сожгла папскую буллу и сочинения оппонентов Лютера.
1521, 3 января — булла Льва X об отлучении Мартина Лютера от Церкви.
1521, май — 1522, март — Мартин Лютер под именем Юргена Йорга скрывается в Вартбургской крепости, продолжая свою публицистическую деятельность
1522, 6 марта — возвращение в Виттенберг
1525, 13 июня — женитьба на Катарине фон Бора
1525, 29 декабря — первое богослужение по новому обряду, совершенное Лютером.
1526, 7 июня — родился сын Лютера Ганс
1527, 10 декабря — родилась дочь Лютера Елизавета, умершая 3 апреля 1528 года.
1522-1534 — публицистическая деятельность, перевод на немецкий книг пророков и Библии
1536, 21—28 мая — в Виттенберге под председательством Лютера состоялась встреча крупнейших богословов новой веры
1537, 9 февраля — протестантский конгресс в Шмалькальдене, для которого Лютер написал «Символ веры».
1537-1546 — публицистика, разъезды по германии
Особенности Реформации в Англии
Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».
Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.
Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.
Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.
Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.
Мария Тюдор
Королева Мария Тюдор (1553—1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте — г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.
Пуритане
Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.
Лютеранская Реформация
Лютеранская Реформация особенно связана с Германией и личностью Мартина Лютера. Лютера особенно волновала доктрина оправдания, которая занимает центральное положение в его богословском наследии. Лютеранская Реформация первоначально была академическим движением, озабоченным, в первую очередь, реформированием преподавания богословия в Виттенбергском университете. Это был третьеразрядный университет, и реформы, введенные Лютером и его коллегами на богословском факультете, привлекли поначалу мало внимания
Именно действия самого Лютера — такие, как вывешивание на дверях Виттенбергского храма знаменитых 95 тезисов (31 октября 1517 г.) и Лейпцигский диспут (июнь—июль 1519 г.) — привлекли значительный к себе интерес и обратили внимание широких масс на идеи, распространяемые Лютером в Виттенберге.Строго говоря, Лютеранская Реформация началась лишь в 1522 г., когда Лютер возвратился в Виттенберг после насильственной изоляции в Вартбурге. В 1521 Лютер был осужден Вормским сеймом
Опасаясь за его жизнь, высокопоставленные сторонники Лютера тайно переправили его в замок, носящий имя «Вартбург», где он оставался, пока существовала реальная угроза для его безопасности. В его отсутствие Андреас Боденстайн фон Карлштадт (или Карлштадт), один из коллег Лютера по Виттенбергскому университету, начал проводить там программу реформ, однако делал это достаточно хаотично. Убежденный в том, что его присутствие необходимо для спасения дела Реформации от неумелых действий Карлштадта, Лютер покинул свое пристанище и возвратился в Виттенберг.Начиная с этого момента программа Лютера по академической реформе превратилась в программу по реформированию Церкви и общества. Полем деятельности Лютера был уже не мир университета. Он принял на себя роль руководителя движения за религиозные, социальные и политические реформы, которое некоторым современным Лютеру наблюдателям казалось путем к новому социальному и религиозному устройству Европы. Фактически программа реформ Лютера была значительно консервативнее, чем программы его коллег по реформации, например, Цвингли. Кроме того, ее успех был гораздо меньшим, чем ожидалось. Движение оставалось привязанным к территории Германии и, за исключением Скандинавии, не получило поддержки за рубежом, на которую оно могло рассчитывать.
причины
В конце средневековья многие католики были недовольны скандалами, сопровождавшими Церковь. Поведение католической высшей иерархии было подвергнуто серьезным сомнениям и обвинено в неверном толковании Библии для личной выгоды..
С другой стороны, столкнувшись с таким положением вещей, некоторые христианские богословы искали новые способы исповедовать свою преданность Богу, строго придерживаясь священных писаний, которые на практике были переписаны папами. Так родилось протестантское движение, известное как Реформация.
Жалобы и вопросы к высокопоставленным чиновникам Церкви изобиловали в XIV веке. Их обвиняли в том, что они игнорировали законы Церкви и жили в роскоши и грехе, особенно в папах и кардиналах. Хотя о епископах было сказано, что они не живут в своих епархиях.
К этим предметам пытались обратиться в несколько советов в течение 14-го века и в начале 15-го века, но ни папы, ни кардиналы не поддержали реформы. Затем maremágnum, созданный движением Реформации, пытался сдержать созыв Совета Трента в 1545 году..
Рост протестантизма в Европе вызвал тревогу у католиков и на различных более низких уровнях власти Церкви.
Затем внутри самого католицизма возникло движение, требующее, чтобы католическая иерархия предприняла действия по этому важному вопросу и привела эффективный ответ на эту ситуацию.. Следовательно, папа Павел III созвал Трентский собор, чьи рекомендации и последующие решения других пап привели к движению католической контрреформации
Следовательно, папа Павел III созвал Трентский собор, чьи рекомендации и последующие решения других пап привели к движению католической контрреформации.
Учение Жана Кальвина
Наиболее известной идеей в религиозном учении Жана Кальвина стала идея о предопределении, то есть о невозможности человека изменить свою судьбу. Что касается организации кальвинистской церкви, то она отличалась, как от организации католической, так и от организации лютеранской церкви. Религиозная община сама избирала своего руководителя — пресвитера, который, в свою очередь, следил за нравственностью и образом жизни членов общины. Также избирался и пастор — проповедник. Проповедники вместе с пресвитерами для решения теоретических вопросов созывали особые съезды — конгрегации.
Независимость общины от какой-либо власти и принцип выборности сделали кальвинистскую церковь более демократичной, чем католическая и лютеранская. Со временем, сторонники кальвинизма появились и в других странах. В Англии, где их называли пуританами. В Нидерландах, во Франции. Позже иммигранты перенесут учения Кальвина в новый свет.
Реформация оказала огромное влияние на развитие западноевропейских государств
Мартин Лютер написал две книги — Малый Катехизис, предназначенный для мирян, и Большой Катехизис Мартина Лютера, предназначенный для пасторов. В них Лютер дал своё толкование Десяти заповедям, молитве Отче наш, Символу веры, изложил, в чём смысл и как происходят таинства крещения и причастия.
Под руководством Лютера был написан более объёмный текст — Апология Аугсбургского исповедания. Это были первые документы, в которых было более-менее последовательно изложено догматическое учение нового религиозного движения. Вероучения эпохи реформации в других протестантских стран развивались по собственному пути.
Религиозный раскол христиан Западной Европы. Схема. Церковная Реформация вызвала раскол Католической Церкви, породила новую христианскую конфессию — протестантизм, а также создала национальные Церкви ряда европейских государств. Фото: doklad-referat.ru
Что же касается России, то здесь как таковой Реформации в России не было. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).
При этом православное духовенство резко выступало против протестантизма, которое получило название «люторовой ереси».
С протестантизмом в России ассоциируют деятельность Петра I.
Реформация вызвала ответную реакцию со стороны Католической Церкви, которая получила название Контрреформации. Она началась сразу же после смерти Мартина Лютера. В итоге Контрреформации католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии.
В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой. В ходе Контрреформации распространилась инквизиция, и был создан Индекс запрещённых книг, учреждены монашеские ордена нового типа — театинцы, капуцины, урсулинки и иезуиты.
Игнатий де Лойола. 1-ый генерал ордена иезуитов. Орден иезуитов был создан в качестве инструмента для борьбы с Реформацией. Фото: upload.wikimedia.org
Что было итогом Реформации и каковы её последствия для европейских стран? Их несколько. Так Реформация раскола католический мир и позволила появиться национальным церквям различных государств.
В результате богослужение в них стало вестись на родном языке, например, в Англии английский язык стал языком богослужения Англиканской Церкви. Простые люди стали лучше разбираться в Священном писании и христианских догматах.
Светская власть избавилась от власти духовной, кроме того, Реформация значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические.
Реформация — это движение, направленное на реформирование католической Церкви
Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование Католической Церкви.
Кроме того этим же термином обозначается период в истории Нового Времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия («реформационный период», 1517 — 1648 гг.).
Несмотря на то, что это крупнейшее событие всемирной истории часто называют религиозной (или церковной) реформацией, оно имеет гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы.
«95 тезисов» Мартина Лютера, 31 октября 1517 года. «Тезисы» считаются манифестом Реформации в Западной Европе. Фото: upload.wikimedia.org
Эпоха Реформации получила свой анализ в начале xvi века и в то время ею обозначали исключительно совершившиеся в XVI веке церковные преобразования.
При этом религиозная реформация не представляла собой что-то единое целое, так как она прилагался вообще ко всякого рода государственным и общественным преобразованиям в том или ином государстве.
При этом в те времена были очень распространены проекты церковных реформы, средних, например, можно называть «Реформацию Сигизмунда» или же «Реформацию Фридриха III».
Реформация — это религиозное движение, направленное на реформирования католицизма.
В XVI в., когда религиозные вопросы и церковные споры выдвинулись на первый план, термин реформация получил более узкий смысл. То же самое случилось и с изучением реформационного движения.
Лишь в середине XIX в. религиозная Реформация стала изучаться с более правильной точки зрения. Так, например, именно тогда Циммерман положил начало изучению реформации с социальной точки зрения, написав «Историю великой крестьянской войны».
Пауль Туманн. Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви». Картина. Вартбург, 18 век. Считается, что Реформация в Западной Европе началась после того, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Вартбурге. Фото: kraeved1147.ru
Принято считать, что история Реформации началась 31 октября 1517 года. Легенда гласит, что в этот день доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.
Эпоха Реформации закончилась с подписанием Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Таким образом, историкам точно известно, кто положил начало Реформации католической Церкви.
Мир позднего Средневековья
Мир Римской католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI в., был сложным. На протяжении веков церковь, особенно в канцелярии папства, широко присутствовала в общественно-политической жизни Западной Европы. В результате интриг и манипуляций в сочетании с усилением влияния и увеличением богатства, её авторитет как духовной силы стремительно падал.
Злоупотребления, связанные с продажей индульгенций (духовных привилегий), и коррупция со стороны служителей вызывали всё большее возмущение среди населения. Прощение грехов проходило в несколько этапов:
- Раскаяние с молитвой о прощении.
- Совершение таинства исповеди.
- Определение формы искупления.
- Приобретение отпускающей грехи индульгенции.
Это предлагалось как способ снять с себя ответственность за осуждаемые общепринятой моралью поступки.
Таким образом, отменялась расплата в загробном мире за содеянное. Подобные меры не рассматривались как исключение, и в целом считалось, что духовенство предлагает большинству паствы душевный комфорт.
Однако усиливающаяся государственная власть стала проявлять всё большее стремление к ограничению роли церкви в общественной жизни, создавая предпосылки для перемен. В это время появляются учёные, идеи которых затронули различные аспекты жизни церкви:
- Франциск Ассизский.
- Хуан Вальдес.
- Ян Гус.
- Джон Уиклиф.
- Эразм Роттердамский.
Орден иезуитов и Тридентский собор
Важнейшим орудием католической реформации стал Орден иезуитов (названный по имени Иисуса Христа). Его основателем был дворянин из Испанской Наварры, участник Итальянских войн Игнатий Лойола (1491-1556).
И. Лойола. Скульптура XVII в.
Ранение, полученное при обороне Памплоны от французов, не позволило Лойоле продолжить службу, и он обратился к размышлениям на духовные темы. Паломничество в Святую Землю укрепило его в правильности избранного пути. В 1534 г. Лойола с группой единомышленников основал Общество Иисуса, имевшее целью всемерную защиту католической церкви от её врагов, а в 1540 г. Павел III утвердил устав Общества Иисуса. Постепенно в обиход вошло другое неофициальное его название, «Орден иезуитов».
Генерал Ордена подчинялся только Папе Римскому, а рядовые члены были обязаны беспрекословно повиноваться своему генералу. Железная внутренняя дисциплина, активная общественная и политическая деятельность, миссионерство в далёких странах позволили иезуитам в короткие сроки добиться впечатляющих успехов. К концу 1540-х гг. миссионеры-иезуиты добрались даже до Бразилии и Японии
Особое внимание они уделяли системе образования, создавая образцовые для того времени учебные заведения, где давались не только хорошие знания, но и вполне светское воспитание
Заседание Тридентского собора. Неизвестный художник. Конец XVII в.
Центральное место в истории католической реформации занял Вселенский собор, проходивший в тирольском г. Тридент и заседавший с перерывами с 1545 до 1563 г. Первыми решениями Тридентского собора стали декреты о признании источником веры не только Священного Писания, но и Священного Предания, а также о толковании Писания. В Триденте был впервые выработан систематизированный свод предписаний, чётко регламентировавший религиозную жизнь католиков. Решения Тридентского собора положили начало настоящему возрождению католицизма.
Ради спасения своей репутации обновлённая церковь отказалась от продажи индульгенций. Подготовкой образованных священников занялись специальные учебные заведения — семинарии. Вся система воспитания в духе церкви была реорганизована на основе традиционных ценностей. Одновременно с религиозными реформами проводилось укрепление Папского государства, его администрации и финансов. По сравнению с эпохой Возрождения резко изменился образ жизни пап. В 1568 г. завершилось строительство крупнейшего католического храма в мире — римского собора Святого Петра, ставшего символом обновлённой церкви. В 1582 г. папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, который мы теперь знаем под названием григорианский.
Григорий XIII
Комиссия по реформированию календаря. 1582 г.