Реформация (победа при босуорте)

Ослабление власти монархов

В 90-е годы XVI века в парламенте усилились пуритане, сторонники очищения англиканской церкви от католичества. Они стали требовать отмены епископата и свободы для религиозных общин.

Елизавета тогда сказала о пуританах: «Сначала они потребуют убрать епископов, а потом и самого монарха».

Ее слова оказались пророческими. Позже пуритане вместе с парламентом выступят против короля Карла I Стюарта и отправят его на казнь. Но тогда Елизавета отказала парламенту. Тогда оппозиция стала критиковать экономический курс, направленный на предоставление монополий в области производства и торговли. И в 1601 году оппозиции удалось добиться отмены некоторых из них. Власть монарха в Англии начинала слабеть. В 1603 году бездетная Елизавета умерла, и английским королем стал Яков Стюарт, сын казненной Марии Стюарт. С одной стороны, это ускорило сближение Англии и Шотландии, но с другой, конфликт Стюартов с парламентом привел к гражданской войне в Англии и казни короля.

Особенности Реформации в Англии

Англия вступила в эпоху Реформации в период правления короля Генриха VIII (1509-1547). Английский король, имевший богословское образование, откликнулся на выступление Лютера критическим памфлетом, за что удостоился от папы почётного титула «защитник веры».

Однако очень скоро Генрих превратился в одного из самых яростных противников папства. Объяснялось это семейными делами короля, который тщетно пытался добиться согласия Рима на расторжение своего брака с Екатериной Арагонской. Она была дочерью «католических королей» Фердинанда и Изабеллы и тётей Карла V, поэтому Папа Римский, находившийся тогда в сильной зависимости от германского императора, не решился дать согласие на развод. В конце концов Генрих развёлся с помощью главы английской церкви архиепископа Кентерберийского, но поскольку отношения с римским престолом были окончательно испорчены, он решил воспользоваться этим поводом для проведения церковных преобразований.

Заседавший с 1529 по 1536 г. «парламент Реформации» принял целый ряд законов, полностью преобразовавших английскую церковь и выводивших её из-под власти Рима. Важнейшее значение имел Акт о супрематии (верховенстве) 1534 г., объявлявший короля главой английской церкви. Жертвой этого закона стал великий английский гуманист Томас Мор, казнённый за отказ признать церковные полномочия короля.

Обновлённая церковь получила название англиканской. Она заняла промежуточное положение между католичеством и протестантизмом. Освободившись от подчинения Риму и перейдя с латыни на английский язык, англиканская церковь во многом сохранила католическую догматику и церковное устройство. Прежде всего была сохранена ведущая роль епископов в церковной организации.

Важнейшим следствием Реформации в Англии стало распространение грамотности. Библия была переведена на английский язык. У англичан того времени практически не было других книг, Библия представляла собой их главное чтение. В ходе Реформации было закрыто около трёх тысяч монастырей, которые владели почти 1/4 всех обрабатываемых земель в стране. Это был крупнейший передел собственности в новой истории Англии, имевший огромные социальные последствия. Реформация превратилась таким образом в один из самых мощных факторов преобразования английского общества.

Мария Тюдор

Королева Мария Тюдор (1553—1558), убеждённая католичка, попыталась повернуть вспять английскую Реформацию. Церковное законодательство её отца Генриха VIII было отменено; начались массовые казни протестантов. Королева получила прозвище Марии Кровавой. Её брак с испанским королём Филиппом II сопровождался вовлечением Англии в войну с Францией, в ходе которой англичане потеряли свой последний оплот на континенте — г. Кале. Однако её кратковременное царствование не могло остановить распространение Реформации в Англии, что показало правление её сестры Елизаветы, убеждённой протестантки. В 1559 г., после восшествия на престол Елизаветы I, парламент подтвердил верховенство короны в делах церкви.

Пуритане

Поскольку англиканская церковь сохраняла многие элементы католичества, в Англии под влиянием кальвинизма зародилось движение пуритан. Их название произошло от английского слова, означающего «чистый», так как пуритане требовали полного очищения своей веры от католического наследия. Последователям этого религиозного направления суждено будет сыграть огромную роль как в судьбе своей страны, так и в истории английских колоний в Северной Америке.

Англиканская церковь

Когда Генрих VIII умер, церковная жизнь Англия была в полном расстройстве, а наследник его Эдуард VI (1547 – 1553) был несовершеннолетним. Опекуны молодого короля и Кранмер завершили реформацию установлением в англиканской церкви прочного порядка. Новая церковь заняла положение, среднее между католицизмом и протестантизмом. Папство было отменено, но главою церкви был сделан король. Монашество также было уничтожено, но была сохранена вся иерархия с епископством во главе, за которым была признана преемственность благодати от апостолов; отсюда англиканская церковь называется еще епископальной. Вместе с тем, однако, духовенству был разрешен брак. Внешность богослужения в англиканской церкви оставлена католическая, и были сохранены все семь таинств, но богослужение должно было совершаться на английском языке, а причащение – под обоими видами. Наконец, у протестантов англиканская церковь заимствовала учение об оправдании посредством веры и взгляд на Священное Писание как на единственный авторитет в делах веры.

Королевская Реформация в Англии — революция «сверху»

В 1529 году заработал так называемый Реформационной парламент, который принял целый ряд актов, направленных на создание английской национальной (говоря иначе — Англиканской) церкви.

К началу 1533 года развод для Генриха VIII стал уже не прихотью, а необходимостью. Дело в том, что его возлюбленная Анна Болейн всё же не выдержала натиска страсти короля и в результате оказалась в положении. Долгожданный наследник трона мог родиться бастардом, поэтому Генрих спешил связать себя узами брака с Анной Болейн, не дожидаясь официального развода. Для ускорения этого процесса он своей волей назначил главой английской церкви новоиспечённого архиепископа Кентерберийского, пламенного сторонника Реформации Томаса Кранмера. Тот санкционировал развод короля и его новый брак с Анной Болейн.

Летом 1533 года Генрих VIII пышно отпраздновал коронацию своей второй по счёту супруги, а в сентябре этого же года Анна Болейн родила ребёнка: к величайшему разочарованию Генриха — девочку. Король опять остался без наследника.

Портрет Томаса Кранмера. Герлах Флике. (Национальная портретная галерея)

Тем временем Реформация в Англии набирала обороты. В 1534 году был принят знаменитый «Акт о верховенстве», который провозглашал английского короля главой англиканской церкви. Все канонические отношения с Римом прекращались, и даже церковная казна приравнивалось к государственному имуществу. В последующие несколько лет Генрих VIII распустил все английские монастыри, их земли частично раздал преданным ему дворянам, а другие продал и весьма обогатил государственную, то есть королевскую, казну.

Возвращаясь к роману Генриха VIII и Анны Болейн, стоит сказать, что их брак, основанный на страстной любви, оказался на удивление быстротечным. Спустя 2,5 года после свадьбы Анна родила королю второго ребёнка. Это был недоношенный мальчик, который скончался через несколько часов после появления на свет. Потеря наследника ещё больше охладила отношения между супругами. Генрих отдалился от Анны и буквально через несколько месяцев обвинил её в государственной измене. По его приказу в мае 1536 года ей отрубили голову.

После смерти Генриха VIII Англия на некоторое время вернулась к католичеству. Однако правление его дочери Марии I по прозвищу Кровавая было недолгим. Вскоре протестанты опять взяли верх. Новая королева Елизавета I, единственный ребёнок Анны Болейн, вновь отказалась признавать власть римского папы и утвердила англиканский символ веры — «39 статей». Так протестанты победили в Англии. И на этот раз окончательно.

Начало Реформации в Англии

Томас Кранмер

В 1532 году Архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер, ставленник Генриха, явный сторонник протестантизма. Кранмер в церковном суде расторг брак Генриха и король вступил в следующий брак c Анной Болейн (через 4 года король обвинит жену в измене и прикажет отсечь ей голову). В 1534 году парламент принял «Акт о супрематии», который гласил, что король является «верховным главой Английской Церкви». Более Папа в Англии не пользовался никакой властью. Когда Джон Фишер и Томас Мор отказались признать эти решения, они были казнены.

Следующим этапом стала Тюдоровская секуляризация. Было закрыто в общей сложности 376 монастырей, а их земли Генрих или оставил себе, или раздал, или продал «новому дворянству», которое поддерживало короля; на секвестрированных землях были проведены огораживания. Однако догматически Английская Церковь оставалась близка к Католической. Но Библия теперь стала доступна в Англии на родном языке (Библия Тиндейла).

После смерти Генриха на трон взошёл его сын Эдуард VI, которому было лишь девять лет. Регентом при нём стал герцог Сомерсет, имевший явную склонность к протестантизму. В 1547 году началось причащение прихожан «под обоими видами». В 1549 году священникам разрешили вступать в брак. В 1549 году была введена Книга общих молитв, содержавшая тексты исключительно на английском языке. Эта книга с небольшими изменениями используется в Церкви Англии до сих пор

В богослужении особое внимание уделялось чтению Библии.

Кранмер также участвовал в создании вероисповедального текста, используя советы таких богословов как Джон Нокс. В результате получились «42 статьи», ставшие с 1553 года с королевского согласия официальным документом в Церкви Англии. Статьи были кальвинистскими во взглядах на предопределение и причастие. Вскоре после утверждения этого акта Эдуард VI умер, а в следующее царствование в стране началась католическая реакция.

Правление королевы Елизаветы

Мария Кровавая умерла бездетной, а по английским законам ее муж Филипп II не имел прав на английский престол. И английской королевой стала дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета. Она правила в Англии с 1558 по 1603 год. Придя к власти, Елизавета сделала государственной протестантскую церковь. Ее главой стала королева, а официальным языком церкви стал английский. Она получила титул верховной правительницы светских и церковных дел. Фактически, все церковные служители стали государственными чиновниками. Богослужение, как уже отмечалось, велось на английском языке. Для укрепления своей власти Елизавета в 1587 году казнила свою шотландскую родственницу, королеву католичку Марию Стюарт, также претендовавшую на английский престол.

Елизавета никогда публично не настаивала на том, что верховная власть принадлежит только ей, является абсолютной. Считалось, что такой властью обладает монарх в парламенте. Но за 45 лет своего правления она собирала парламент всего 13 раз.

Почти полувековое правление Елизаветы было увенчано и экономическими успехами. При ней создавались первые паевые товарищества по добыче полезных ископаемых и производству металла. Развивалась промышленность в области сукноделия. Производство оружия, стекла и судостроения.

Англия стала торговать по всему миру, в Европе. Вестляндская компания торговала с Прибалтикой, Гвинейская в Африке, Левонтийская на Ближнем Востоке, Московская с Московией. И созданный в 1600 году ост-индская компания стала торговать с Индией.

Столкновения между Англией и Испанией

Развитие английской торговли в 1560 — 1570 годы привело к столкновению между Англией и Испанией. Английские купцы продавали в испанские колонии в новом свете рабов и собственные товары, но конфискация этих товаров испанцами привела к началу пиратства или каперства. Самым ярким эпизодом стал пиратский рейд Фрэнсиса Дрейка в конце 70-х годов на побережье Америки. Ограбив несколько испанских колоний, он прошел через Магелланов пролив и вышел к побережью Перу, где захватил несколько испанских кораблей с золотом, затем вернулся в Англию.

Елизавета посвятил его в рыцари и назначила вице-адмиралом королевского флота. Англия в это время поддерживала протестантских князей в Германии, гугенотов во Франции и Нидерланды, восставшие против Испании. В то время, как католическая Испания занимала противоположную позицию.

После казни Марии Стюарт Филипп II решил нанести сокрушающий удар по Англии. В 1588 году он собрал огромный флот из 134 кораблей, так называемую непобедимую армаду. Флот Англии был гораздо меньше, но зато более маневренным и обладал лучшей артиллерией. Пока испанские корабли шли по проливу между островом и континентом, английская артиллерия постоянно атаковала их. И уже потрепанную армаду у берегов Франции атаковал английский флот, возглавляемый Фрэнсисом Дрейком. Разгром армады завершила буря, в которую попали испанские корабли. Лишь несколько галеонов вернулись в Испанию. Англия не только отстояла свою независимость, но и стала владычицей морей.

Первые годы правления нового короля (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Начало реформации в Англии относится к первой половине XVI века. Именно к тому времени уже достаточно созрели предпосылки для коренных изменений во всех сферах жизни. Впрочем, здесь же следует отметить, что в других странах Европы уже началось формирование новой церкви, несмотря на то, что католические власти принимали серьезные меры для ее подавления. Возникновение реформации началось при новом короле из династии Тюдоров. Генрих VIII, вступив на престол, поначалу поддерживал католицизм и даже написал римскому папе специальный памфлет в защиту этой веры. Впрочем, считается, что авторство было номинальным и что текст принадлежит его ближайшему помощнику Томасу Мору. Более того, король женился на Екатерине Арагонской, которая приходилась тетей императору Священной Римской империи Карлу V. Он проводил политику по сближению с католической Францией: словом, начало его правления ознаменовалось поддержкой католицизма. Однако очень скоро Генрих VIII резко сменил курс, причиной чему послужили серьезные сдвиги в социально-экономическом и политическом развитии.

Реакция при Марии Кровавой

Эдуард VI умер шестнадцати лет, и ему наследовала его старшая сестра (дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской) Мария (1553 – 1558), фанатичная католичка, вступившая в брак с таким же фанатиком Филиппом II Испанским, сыном Карла V. Послушный парламент отменил при ней все реформы в церкви и восстановил папскую власть в Англии. Но Марии не удалось возвратить монастырям имущества, розданные при её отце и брате новым владельцам. Королева возобновила казни за веру, и в числе лиц, сожженных при ней на костре, был Кранмер. За свою жестокость Мария даже получила название Кровавой, но крутыми мерами она только отвратила народ от католицизма. Когда она умерла, после короткого царствования, ей наследовала другая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета (1558 – 1603).

Мария Тюдор, королева Англии (1553-1558). Портрет кисти Антониса Мора, 1554

Конспект

Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в. Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов. Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.

В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела. Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.

Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях. Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты. Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.

Рис. 1. Мартин Лютер (Источник)

В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами» против торговли индульгенциями. Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И в 1521 г. Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император (Карл V) потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер, обращаясь к собранию, сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его выступления по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина Лютера ждет такая же судьба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Учение Лютера стало распространяться в Германии. Лютер осуждал продажу индульгенций; считал, что священники нужны лишь для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание, а не для того, чтобы быть посредниками между Богом и людьми; он отстаивал идею оправдания верой — человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога; считал, что церковь должна отказаться от богатств; что Священное Писание должно быть доступно каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь; из всех церковных таинств он предлагал оставить только те, которые упоминаются в Библии, — крещение и причащение. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Борьба за Реформацию ширилась.

Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Причины и предпосылки

На протяжении Средних веков церковь органично вписывалась в общество, поддерживая своим существованием весь феодальный строй: церковная иерархия отражала иерархию светскую, церковь являлась крупнейшим землевладельцем и т. д. Ее господствующее положение стало расшатываться вместе с феодализмом — появление в XIV-XV веках зачатков капитализма в Нидерландах и Северной Италии совпало с появлением предтечей Реформации: Джона Уиклифа в Англии и Яна Гуса в Чехии, выступавших против церковной собственности и иерархии.

Джон Уиклиф

Почву для Реформации подготовила деятельность гуманистов — Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского и пр., критиковавших обмирщение церкви и ее нынешний моральный облик. Однако большинство гуманистов, даже с наступлением Реформации, остались верны католицизму и критиковали многих сторонников церковной реформы. Тем не менее, их интеллектуальное наследие активно использовалось критиками католической церкви.

Центральными идеями Реформации стала секуляризация церковной собственности, упразднение сложной церковной иерархии, ликвидация привилегий духовенства, перевод богослужения на национальные языки, а так же снятие богословских ограничений с накопления богатств, что в итоге подстегнуло развитие капитализма.

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

  1. Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
  2. Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
  3. Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
  4. Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы — назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
  5. Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).

Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.

Бюст Папы Римского 

Событие, положившее начало Реформации

Мартин Лютер прибивает свои «95 тезисов» к дверям церкви. Это событие положило начало Реформации.

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Разрыв с Римом (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Начало реформации в Англии, дата которой тесно связана с внутренней политикой короля, стало следствием чисто внешнего толчка, который привел к кризису в отношениях между правительством и католической церковью. По правилам того времени, разрешить развод мог только папа римский. К нему и обратился Генрих в расчете получить разрешение на развод. Однако папа ответил отказом. Причиной послужило то обстоятельство, что он фактически находился под полным контролем Карла V, который был племянником Екатерины Арагонской. Тогда разгневанный король объявил, что больше не подчиняется папской власти и провозгласил самостоятельность английской церкви.

Развитие англиканской церкви

Результатами английской Реформации были недовольны многие представители новой аристократии и формирующейся буржуазии. Они хотели видеть в стране «дешевую» церковь, вследствие чего в Англии распространялись лютеранство и кальвинизм, а секуляризация церковного имущества набирала обороты.

Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер (1489-1556 гг) активно участвовал в реформе церковной догматики — он составил новый молитвенник, введенный в обиход в 1549 году, а также новый порядок богослужения. При Эдуарде VI идейные и политические расхождения католицизма и английской церкви становились все более отчетливыми.

Впрочем, в стране оставалось немало сторонников старой веры — это была прежде всего феодальная аристократия и часть крестьянства, пострадавшая от огораживания — превращения пахотных земель в пастбища для овец. При королеве Марии (1516-1558) наступил период феодально-католической реакции, ознаменовавшийся восстановлением старой религии и казнями реформаторов.

Все же окончательная победа осталась за реформаторами — при Елизавете I (1533-1603) были изданы суровые законы против католиков и выработан окончательный символ веры. Акт о супрематии, отмененный в 1554 году, в 1559 году был восстановлен и сохраняет юридическую силу в настоящее время.

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Итоги и последствия Реформации

Итоги Реформации в Европе кратко

  • Раскол католической церкви. Она перестала быть единой и господствующей религией в Европе после того, как от её откололся протестантизм, не признающий власти Папы Римского.
  • Изменение баланса сил. В одних странах Реформация фактически победила, в то время как в других её удалось сдержать. Это сформировало новых естественных союзников и перекроило баланс сил.
  • Изменения в государственной политике. С XVII века политика стран Европы стала в значительно меньшей степени, чем раньше, определяться религиозными вопросами, что стало самым, пожалуй, заметным итогом Реформации.
  • Были заложены предпосылки для религиозных войн. Первым звоночком стали гуситские войны в Чехии, против которых даже направлялись крестовые походы. А религиозные войны во Франции и вовсе стали невероятно кровопролитным, чего стоит одна Варфоломеевская ночь, когда было положено начало массовой резне протестантов.
  • Единый католический мир в Европе прекратил своё существование. А единая Римско-Католическая церковь была фактически заменена множеством национальных церквей.
  • Было заложено начало капитализма. Это стало основным положительным последствием Реформации – ослабление феодализма и укрепление зачатков капитализма. Протестантские государства начали вскоре опережать в экономическом развитии католические и православные, так как протестанты массово отказывались от пышных богослужений и дорогих развлечений. Соответственно, сэкономленные на этом деньги вкладывались в производство и торговлю, так что итоги Реформации для протестантских стран оказались в целом положительными.
  • Рост культуры и образования. Чтобы доносить до людей слово Божье, желательно, чтобы эти люди умели хотя бы читать. Так что во многих странах, особенно в Северной Европе, одним из последствий Реформации стало бурное развитие учебных заведений.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector