Жан кальвин

Кальвин и кальвинизм

При жизни Кальвина главным предметом расхождений среди протестантов (если не считать анабаптистов, к которым остальные протестанты относились как к еретикам) был вопрос о присутствии Христа в евхаристии. Именно он стал камнем преткновения на Марбургской встрече между Лютером и Цвингли. В этом вопросе Кальвин принял точку зрения страсбургского реформатора Мартина Буцера, занимавшего промежуточную позицию между Лютером и Цвингли. Кальвин считал присутствие Христа в евхаристии реальным, но духовным. Это означает, что присутствие — не просто символическое и что к причащению нельзя относиться только как к обряду воспоминания. В нем реально проявляется Божье воздействие на церковь, которая участвует в таинстве. С другой стороны, это не означает, что тело Христа спускается с неба или что оно может присутствовать у нескольких алтарей одновременно, как утверждал Лютер. Во время церемонии причащения верующие силой Святого Духа возносятся на небо и вместе с Христом предвкушают небесный пир.

В 1526 году Буцер, Лютер и другие богословы заключили «Виттенберг-ское соглашение», отражавшее взгляды как Лютера, так и Буцера. В 1549 году Буцер, Кальвин, наиболее видные швейцарские протестантские богословы и некоторые богословы из Южной Германии подписали аналогичный документ — «Цюрихское соглашение». Кроме того, Лютер благожелательно воспринял «Наставления» Кальвина. Таким образом, разногласия между Кальвином и Лютером в вопросе о присутствии Христа в евхаристии не были непреодолимым препятствием для протестантского единства.

Но последователи великих учителей оказались не столь гибкими. В 1552 году лютеранин Иоахим Вестфаль опубликовал направленный против Кальвина трактат, в котором утверждал, что кальвинистские взгляды тайком распространяются на традиционно лютеранских территориях, и представил себя защитником позиции Лютера в вопросе о евхаристии. К тому времени Лютер уже умер, а Меланхтон отказался выступить против Кальвина, как того требовал Вестфаль. Тем не менее результатом стала растущая отчужденность в отношениях между последователями Лютера и сторонниками Цюрихского соглашения, которых начали называть «реформатами» в противоположность «лютеранам».

Таким образом, в этот ранний период основное отличие «кальвинистов» или «реформатов» касалось не учения о предопределении — здесь они в целом были согласны с лютеранами, — а их понимания евхаристии. Как мы увидим ниже, отличительным признаком кальвинизма предопределение стало лишь в следующем веке. При жизни же Лютера и Кальвина дело обстояло иначе, так как оба они провозглашали учение о предопределении.

Как бы там ни было, отчасти под влиянием Женевской академии и отчасти благодаря «Наставлениям» богословское влияние Кальвина вскоре начало ощущаться в самых разных частях Европы. В конце концов в Нидерландах, Шотландии, Венгрии, Франции и других странах появились церкви, принявшие учение женевского реформатора и получившие название «реформатских» или «кальвинистских».

http://www.imbf.org/resources/school-teacher/churchhistory2.html

Основные идеи

Особенность учения Кальвина — склонность к рационализму, а также недоверие к мистике и различного рода откровениям. Если классический протестантизм отвергал всё, что явно противоречит Святому писанию, то кальвинизм исключил практически всё, не относящееся к Библии напрямую. Среди важных пунктов стоит отметить следующие моменты:

Верховная власть Бога и отрицание человеческой церковной иерархии как инструмент для познания Всевышнего. Любое объяснение того или иного положения из Библии должно исходить только из объяснений, уже данных в священной книге. Таким образом, авторитет священнослужителей как посредников людей перед Богом был низвержен.
Запрет монашеского подвига и монастырей как способа для достижения божественной благодати

Это объясняется тем, что по мнению кальвинистов (как английских, так и французских) человек должен служить Богу, создавая семьи и рожая детей.
Отрицание важности и полезности церковной утвари (свечи, ладан, одеяния священников), а также музыки, пения и настенных изображений. С позиции этого учения, для спасения верующему нет нужды обращаться к духовенству или иным опытным наставникам, так как это зависит только от Бога.

Однако несмотря на это, каждый верующий должен жить так, как будто у него имеется свобода воли и выбор, ведь никто не знает, что именно для него предусмотрел Бог.

Последователи кальвинизма признаю́т богодухновенность только одного Священного Писания, поэтому один из главнейших документов является тезис Sola scriptura (эти слова переводятся с латинского как «только Писание»). Управление паствой происходит посредством создания специальных общин или органов, называемых пресвитериями, в состав которых входят наиболее достойные граждане из числа посещающих церковь. При этом все священники равны перед собой и прихожанами; их роль — не спасение людей, а поддержание атмосферы, способствующей общению с Богом.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Основные идеи Жана Кальвина

Основные идеи учения Жана Кальвина кратко

Суть учения Жана Кальвина состоит из нескольких идей, представляющих собой основу его богословия, а основным положением является идея о полном и безграничном суверенитете Бога в вопросах спасения человеческой души. Иными словами, учение Жана Кальвина отрицает сложившиеся в то время в католической Церкви практики отпущения грехов, утверждая, что духовенство никак не может повлиять на спасение души. При этом сам Кальвин был убеждён, что спасение человека возможно только верой в Иисусу Христа – это важный момент, так как он утверждал, что вера в Бога не оправдывает сама себя, и что оправдывает именно вера в заслуги Иисуса Христа. При этом некоторые идеи учения Кальвина довольно странны – так, он считал, что никакими делами повлиять на спасение души нельзя, потому что даже самые добрые дела испорчены грехом в той или иной степени, а потому заслуживают скорее наказания, нежели похвалы. В этом учение Жана Кальвина схоже с учением ветхозаветных пророков – этот реформатор в каком-то смысле стремился восстановить христианство в том виде, в каком оно пребывало на заре своего существования, много столетий назад. Также важным положением учения Кальвина является его вера в предопределение: он полагал, что все человеческие судьбы предопределены свыше, и никто не может ни узнать свою судьбу, ни повлиять на неё каким-либо образом. Следуя этой идее, можно сказать, что все люди по сути своей отягощены грехом Адама, но кто-то из них предопределён к спасению, а кто-то – к осуждению. Также Жан Кальвин выступал против главенства Папы Римского, заявляя, что единственный истинный глава христианского мира и Церкви – Иисус Христос, а не какой-то человек, кем бы он ни был.

Основные события в жизни

  1. 1532 г. – Жан Кальвин получает докторскую степень в Орлеане и в этом же году публикует свое первое научное произведение – «О кротости» – комментарий к трактату Сенеки. Сочинение не вызывает у общественности особенного интереса, и, после ещё нескольких попыток пробиться в ученые-гуманисты, Кальвин окончательно ударяется в протестантизм. На него оказали большое влияние идеи Мартина Лютера, непосредственного инициатора Реформации.
  2. 1533 г. – участвует в написании скандальной речи «О христианской философии» для ректора университета Николы Копа, после произнесения которой и ректор, и сам Кальвин сталкиваются с возмущением общественности и бегут из Парижа.
  3. 1534 г. – условное начало деятельности Кальвина в качестве проповедника: в это время он занимается толкованием Библии для всех желающих, скрываясь на юге Франции. В этом же году пишет свое первое теологическое произведение – «Сон душ». Отказывается от своих должностей в приходах.
  4. 1535 г. – покидает Францию из-за начавшихся гонений на протестантов, обосновывается в швейцарском городе Базель под чужим именем.
  5. 1536 г. – публикует свой главный труд – «Наставление в христианской вере», где развивает мысль о полном подчинении человека Божьей воле. Посещает Италию, где склоняет герцогиню Феррарскую к реформаторским идеям. Планирует вернуться в Базель через Женеву, однако в Женеве его просят остаться и внести вклад в формирование новой церкви. Здесь начинается активная деятельность Жана Кальвина как реформатора: он обретает авторитет, читает лекции и устанавливает новые порядки. О «кальвинизме» узнает общественность.
  6. 1537 г. – собрание принципов «кальвинизма» принимают на городском совете, в Женеве растет власть Жана и его единомышленников. Всех «инакомыслящих» подвергают наказаниям, серьезно ограничивается свобода граждан, из-за чего уже в конце года авторитет реформатора подрывается.
  7. 1538 г. – оппозиция изгоняет Кальвина из Женевы. Реформатора приглашают проповедником в Страсбург. Здесь он также пытается учредить жесткие церковные порядки, проповедует и читает лекции.
  8. 1541 г. – возвращается в Женеву по просьбе городского совета и ставит условия, на которых он готов остаться. Совет принимает их все, а Кальвин снова обретает власть, которая спустя время становится почти неограниченной. Это приведет к постепенному установлению в Женеве диктатуры, повлекшей за собой множество пыток и смертных казней.
  9. 1543 г. – пишет еще один знаковый труд – «Трактат о реликвиях», в котором критикует поклонение мощам и другим реликвиям, ставит под сомнение их подлинность.
  10. 1546 г. – растет недовольство граждан порядками Кальвина из-за введения жестких ограничительных мер.
  11. 1549 г. – либертины, противники «кальвинизма», занимают большинство мест в городском совете. Кальвин активно ведет проповеди, пытаясь склонить людей на свою сторону.
  12. 1553 г. – ученый-гуманист Мигель Сервет, критикующий многие христианские порядки, активно оспаривает учение Жана в переписке с ним. После ареста инквизицией Сервет сбегает в Женеву, надеясь на милость городского совета, в последнее время настроенного против Кальвина. Однако после долгого суда ученого приговаривают к мучительной казни через сожжение, а сам Жан Кальвин укрепляет авторитет, получает репутацию «защитника истинной веры».
  13. 1555 г. – реформатор практически полностью ликвидирует всю городскую оппозицию. Его режим укореняется, жизнь граждан находится под жестким контролем. Кальвина называют «женевский папа».
  14. 1559 г. – основывает Женевскую академию для обучения проповедников. Женева становится важнейшей точкой европейской Реформации.
  15. 1564 г. – из-за болезни Кальвин не смог завершить проповедь и через несколько месяцев скончался в муках.

Юность

Учеба подростку понравилась. Лекции читали знаменитые преподаватели, помимо богословия студентам преподавали иностранные языки и литературу. Наставники заметили талантливого паренька и определили его на факультет искусств в коллегию Монтегю. Жан готовился стать христианским философом, но этим планам не суждено было сбыться. В 1528 г. отец отозвал сына из Парижа и отправил в Орлеан. Там его наследник должен был получить юридическое образование. Старательный юноша выполнил задачу, попутно посещая Париж, чтобы не бросать любимый факультет.

Лекция в университете. Старинная гравюра

Получая 2 высших образования, наш герой успевал работать над собственным трудом о католической церкви. Жан Кальвин находил ее несовершенной и предполагал, что некоторые реформы пойдут этой структуре на пользу. Свое творчество он представил на суд преподавателей Парижского университета в 1533 г. Новый ректор ВУЗа Николя Коп проникся идеями выпускника и позволил себе зачитать текст на публике. Разразился скандал и вольнодумцы бежали из Парижа.

Погляди і діяльність

У теологічних пошуках, на відміну від духовних лідерів ранньої Реформації, Кальвін перемістив фокус уваги з Євангелій на Старий Завіт. Висунув вчення про «наперед призначення», згідно з яким всі люди за непізнаванною Божественною волею поділені на обраних і засуджених. Відтак ні своєю вірою (бо людина вірує лише тому, що призначена Богом до спасіння), ані «добрими справами» вони не можуть змінити свою долю. Після смерті обрані віряни будуть врятовані, а відкинуті — приречені на вічні муки. Тому доля душі після смерті — це таємниця і воління Бога, перед якими люди безсильні.

Тим кальвінізм прагнув звільнити земне життя людини від необхідності постійних турбот про спасіння душі. Навзамін Кальвін пропонував дотримуватися морально-етичних принципів мирського аскетизму, зосередити всі зусилля на сумлінній праці, фаховій діяльності. Професійні успіхи, на думку Кальвіна, опосередковано свідчать про обраність — трудова діяльність була сакралізована, оголошена формою релігійного служіння Богу. Об’єктивним доказом професійних успіхів вважав багатство. Засуджував бездіяльність і непродуктивні розтрати капіталу й часу. Достаток, багатство тлумачив як Божий дар, який гріховно витрачати на особисті потреби.

Під час першого перебування в м. Женеві (1536–1538) докладав зусиль, щоб світська влада виконувала розпорядження духовної. Оприлюднив план організації Женевської церкви і програму морально-релігійного виховання городян. Запроваджену в Церкві виборність намагався впровадити і в світські органи. Вважав, що світська влада призначена стати захисницею і моральною опорою Церкви, інакше вона втрачає законність.

Після повернення до м. Женеви 1541 з подвійною енергією взявся за будівництво нової Церкви — простої, «дешевої», демократичної, яка формувалася б знизу догори як союз незалежних, самоврядних громад, через виборність своїх пастирів, пресвітерів, делегатів.

Був вольовою, незламно упевненою у власній правоті особистістю. Домагався строгого і ретельного дотримання релігійно-моральних приписів. Утворив, по суті, диктатуру реформатської консисторії, якій було підпорядковано міський магістрат. Від того моменту відбулася еволюція Кальвіна в бік догматизму і граничної нетерпимості до ідейних і політичних противників. Дав свідчення й теологічний висновок щодо поглядів лікаря і вченого Мігеля Сервета (1511–1553; Іспанія), які стали підставою звинувачення того в єресі та спалення. До 1555 фактично ліквідував у м. Женеві опозицію і став непримиренним «женевським папою» Реформації. Ввів сувору, дріб’язкову регламентацію релігійного, суспільного і навіть особистого життя городян. Порушення дисципліни каралося (рішенням консисторії або синоду) різними санкціями аж до позбавлення громадянства, вигнання з міста та страти. Були заборонені світські розваги, голосний сміх на вулиці; введені обмеження на чепурний одяг тощо.

До м. Женеви з’їжджалися з усієї Європи протестанти, переслідувані у себе на батьківщині, отримували тут прихисток і громадянство. В університеті, заснованому Кальвіном (1559), навчалися майбутні протестантські теологи й проповідники з усіх європейських країн. Завдяки турботам Кальвіна місто перетворилося на духовний центр і оплот Реформації.

Ранние годы

Кальвин родился на севере Франции, в Нойоне, 10 июля 1509 года. В это время Лютер уже читал первые лекции в Виттенбергском университете. Отец Кальвина принадлежал к набиравшим силу зажиточным слоям Нойона и служил секретарем у епископа и у келаря соборного капитула. Благодаря своим связям он устроил молодого Жана на две мелкие церковные должности, доход от которых шел на оплату его учебы.

Воспользовавшись открывшимися перед ним возможностями и надеясь сделать церковную карьеру, молодой Кальвин учился в Париже, где познакомился с гуманистическими теориями, а также с консервативной реакцией на них. Благодаря проводившимся там богословским спорам он получил представление об учениях Уиклифа, Гуса и Лютера. Но как он сам заявил позднее: «Я упорно цеплялся за папские предрассудки»6. В 1528 году он получил степень магистра искусств. Отец, к тому времени потерявший влияние в Нойоне, решил, что ему следует отказаться от богословского поприща и заняться изучением права. С этой целью Кальвин продолжил учебу в Орлеане и Бурже у двух самых известных юристов того времени — Пьера де л’Этуаля и Андреа Альчати. Первый следовал традиционным методам изучения и истолкования закона, тогда как второй был изощренным гуманистом, слывшим человеком весьма напыщенным. Когда между ними возникли разногласия, Кальвин принял сторону де л’Этуаля. Это доказывает, что хотя Кальвин и испытывал в то время глубокое влияние гуманизма, его отнюдь не восхищала бессмысленная изощренность, присущая некоторым известнейшим гуманистам.

Парадоксы кальвинизма

Как сказал великий английский проповедник Чарльз Сперджен, — кальвинизм прост, отточен и неотразим, как меч. Символ кальвинизма — горящее сердце. Как ни строго пропалывал Божью ниву Кальвин, учение его имени дало совершенно иные плоды. Это учение стало учением христианской свободы. Человек не имеет свободы воли? — значит, он действует во всём хорошем и добром по воле Божьей, а это окрыляет. Предопределение? — если ты предопределён ко спасению, то это видно по плодам твоих деяний, и ты неустанно трудишься на том месте, где поставил тебя Господь.

Кальвинисты — это реформаты Швейцарии и Голландии, пресвитериане Шотландии и США, гугеноты Франции, да и многие баптисты. Они бежали от гонений, они переплывали на утлых судёнышках, как пуритане на пути в Новую Англию, океаны. Они закладывали новые города и осваивали необъятные земли. И везде их вело Слово Божье, а в самой нехитрой поклаже беженцев была Библия.

500 лет Жану Кальвину. Без малого 500 лет Реформации. «Что есть истина

Этические особенности

Отдельного рассмотрения заслуживает отношение кальвинистов к труду и собственной работе. С позиции их учения, любая честная занятость является не просто заработком на жизнь, а прямым поручением Бога — поэтому человек должен выполнять поручения людей не как приказ начальника, а как попытку угодить Всевышнему.

В добросовестном труде, по мнению последователей этого течения, реализуется предназначение человека

Неважно, копает ли верующий яму, занимается торговлей, работает официантом, пишет доклад, рисует таблицу, делает презентацию или же готовит сообщение для реферата — в любом случае человек должен выполнять свои обязанности максимально хорошо, отбрасывая в сторону возможную брезгливость и амбиции

Впрочем, к перемене профессии кальвинисты относятся преимущественно негативно — для этого должен быть очень серьёзный повод (если новая работа позволит значительно приумножить славу Господу).

В этом проявляются отличия этой разновидности христиан от других направлений (католицизм, православие), которые считают, что излишняя фиксация внимания на работе — слишком греховное и суетное дело, отвлекающее от веры. Для последователей учения Кальвина тема труда является священной.

Идеи Кальвина

Institutio christianae religionis, 1597

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают её в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

«Женевский папа»

В Женеве Кальвин основывает протестантскую церковь – кальвинистскую. В основе учения кальвинистов находилось божественное предопределение. Судьба каждого человека, как они считали, предопределена уже при рождении свыше. Успех и везение в жизни – это знак избрания. Неудачи – возможность еще больше приложить усилий и труда для спасения души. Вера в Бога и труд –единственный путь к вечному блаженству.

Богатство и расчет, скупость и накопительство не считались грешными. Учение Кальвина сразу понравились горожанам и начинающим предпринимателям. Ведь наступило время новой капиталистической эпохи, нуждающейся в измененной церкви.

Из шумного и радушного города Женева превратилась в мрачный « Рим кальвинизма». Развлечения и праздники стали под запретом. Жителям запрещалось носить нарядные и цветные одежды. Служители кальвинистской церкви (пасторы) имели право вмешиваться в частную жизнь. Приобрели популярность доносы. Инакомыслящих преследовали и сжигали на кострах. За свою беспощадность к религиозным врагам Кальвина стали называть «женевским папой». Фанатизм и «духовная свобода» захлестнули Женеву.

В дальнейшем кальвинистскую церковь приняли не только предприниматели Швейцарии, но и буржуазия Англии, Голландии и Франции. По настоянию Кальвина в Женеве был открыт университет для обучения будущих теологов- последователей. Студенты приезжали со всех европейских стран, желая послушать лекции реформатора.

В последние годы жизни Жан Кальвин изнурял себя работой. Проповедовал, писал религиозные труды, преподавал, словно боялся не успеть донести свои религиозные убеждения. Последние работы он заканчивал уже не имея сил вставать с кровати. В 1564 году, на 54 году жизни, Кальвин скончался и был похоронен на местном кладбище без надгробия. Местонахождение его могилы до сих пор не найдено учеными – историками.

Учение

Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.

Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.

Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.

Вскоре Жан открыто заявляет о своем отказе от католицизма. Также он утверждает, что сам Всевышний призвал его службу в распространении истинной веры. К тому моменту он уже стал автором своей знаменитой речи «О христианской философии», которая была отправлена в печать.

Правительство и духовенство, которое не хотело ничего менять, было обеспокоено дерзкими высказываниями Кальвина. В итоге реформатор начал подвергаться гонениям за свои «антихристианские» убеждения, скрываясь от властей у своих соратников.

В 1535 г. Жан написал свой главный труд «Наставление в христианской вере», в котором защищал французских евангеликов. Интересен факт, что опасаясь за свою жизнь, богослов предпочел оставить втайне свое авторство, поэтому первая публикация книги была анонимной.

Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.

В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.

Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.

Жан Кальвин и его «Катехизис»

Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.

Его выступление произвело сильное впечатление на всех присутствующих, обеспечив протестантам безоговорочную победу в диспуте. Со временем о новом учении, которое уже тогда было известно под «кальвинизмом», узнавало все больше людей как в Женеве, так и далеко за ее пределами.

Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.

Спустя 3 года Кальвин вернулся в Женеву. Тут он окончил написание своего крупного труда «Катехизис» – свода законов и постулатов «кальвинизма», адресованный всему населению.

Данные правила были очень жесткими и требовали реорганизации устоявшихся порядков и традиций. И все же городские власти поддержали нормы «Катехизиса», утвердив его на заседании. Но начинание, казавшееся благим, вскоре превратилось в тотальную диктатуру.

На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.

Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.

Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.

Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.

Распространение в современных странах

Начиная с XX века кальвинизм начинает сближаться с лютеранской церковью и другими протестантскими направлениями. Причина — в наличии множества точек соприкосновения между ними (в частности, схожий катехизис, общие положения которого используются как лютеранами, так и кальвинистами). В 1922 году произошло образование союза евангелических церквей Германии и Швейцарии.

В Нидерландах со второй половины XX века наблюдалось потепление отношений между ответвлениями кальвинизма — пресвитерианства и конгрегационализма — что обусловило общий рост числа паствы и заинтересованности со стороны общества. В современной Великобритании это учение развито, преимущественно, в Шотландии и Уэльсе.

В России протестантское вероучение, вместе с его ответвлениями, не получило широкого развития. Основными очагами распространения русского кальвинизма был Петербург (куда приезжали купцы из Голландии и Венгрии) при Екатерине II Великой, а также Урал.

На сегодняшний день существует несколько крупных центров в Республике Коми, Сибири, а также в близлежащих странах СНГ (один из них — Ассоциация евангельских свободных церквей). По предварительным опросам на территории России насчитывается около 150000 последователей учения Жана Кальвина.

Царство Божье в отдельно взятом городе

Через два года, во время своих блужданий по швейцарским кантонам-республикам, он летом 1536-го был проездом в Женеве, и местный пастор уговорил его остаться и нести служение проповедника в Церкви. «Когда я впервые увидел эту Церковь, она представляла нечто бесформенное. Проповедовали — и это было всё. Разыскивали идолов и сжигали их — и в этом заключалась вся Реформация. Всюду господствовал хаос». Сама по себе идея — ничто. Но когда есть благодатная почва для её произрастания, то она — всё. Кальвин, как теолог и проповедник, тогда уже обладал широкой известностью. Здесь, в Женеве, на берегах Лемана он поучал, наставлял в вере, полагая, что строго следует пути Учителя у Генисаретского моря.

Кальвин был рабом идеи, и великая христианская свобода обернулась в Женеве гонениями на инакомыслящих, пытками и казнями. Граждане Женевы не имели права даже танцевать, распевать неблагочестивые песни, не говоря уже об азартных играх. Все должны были ходить в чёрном. «Женевский папа», не обладая официальной властью, был всемогущ. И, после краткого изгнания из города восставшим плебсом в 1540-м, ещё четверть века железной рукой загонял стадо Божье в загоны благочестия.

Кальвин и Европа XVI века

Кальвин личность крайне противоречивая. Как и все великие, впрочем. В Интернете и книгах можно найти как крайне положительные, даже хвалебные описания Жана Кальвина, так и негативные, вплоть до сравнений с Гитлером. Но давать одностороннюю оценку такой личности нельзя, к тому же нельзя не учитывать контекст времени. Вполне возможно Кальвин прибегал к жестокости просто из-за того, что в средневековой Европе не было других методов, и жестокость была единственным выходом.

Вдохновившись идеями Лютера, Кальвин подчинил всю общественную жизнь библейским принципам. Благодаря этому Женева стала европейским центром реформации, а последствия реформ Кальвина видны не только в Женеве, но и во всей Швейцарии. В Европе XVI века Женеву называли «протестантским Римом», а Кальвина «Женевским папой», диктатором и тираном города. Но последнее, конечно, натянуто. Современники не вдавались в подробности. Главное то, что оба раза, когда Кальвина звали в Женеву (1536−1538, а затем в 1541 году), он не рвался властвовать, а делал то, что считал должным.

Ещё в бытность свою молодым теологом и юристом, любящим уединённую работу в личном кабинете, француз Кальвин оказывается в Женеве в 1536 году. Заехав проездом в этот город, он остаётся там после уговоров будущего друга Гийома Фареля. Фарель тогда — предводитель Реформации в этой части конфедерации.

Скандалист

В течение года все было благополучно. Как только магистрат Женевы начал искать союзников во Франции и в Швейцарии, Кальвин проявил свой бунтарский характер. Несогласие с догмами новой церкви он выразил отказом от причастия на Пасху. Такой демарш ему простить не могли и попросили покинуть город. Найти новый приют бедняге помогли соотечественники-протестанты, жившие в Страсбурге. В этот город и направился наш герой.

Иделетт де Буре

Обживаться на новом месте Жан начал с устройства личной жизни. Он заявил, что безбрачие противно Богу, а вести домашнее хозяйство в одиночку духовному лицу сложно, потому ему нужна жена. Друзья порекомендовали состоятельную вдову Иделетт де Буре. У женщины было двое детей от покойного мужа, и она не знала французского языка. Дама не понравилась Кальвину, но сводники постарались, и в 1540 г. пара обвенчалась

Детство и юность

Будущий богослов и реформатор родился 10 июля 1509 года в благочестивой католической семье. Родина Кальвина — город Нуайон, что в северной части Франции. Отец мальчика достиг внушительных успехов на посту секретаря местного епископа, а также фискального прокурора.

Портрет Жана Кальвина

Мать Жана умерла, когда тот был еще ребенком, а у отца не хватало времени на воспитание отпрыска. Поэтому маленького Жана отдали под опеку одного благопристойного семейства, где тот и получил азы образования и впитал великосветские манеры.

В 14 лет Жан Кальвин по настоянию отца отправился в Париж изучать право и гуманитарные науки. За годы учебы юноша поднаторел в диалектике и стал толковым оратором. Немногим позднее молодому человеку даже доверили читать проповеди в одном из церковных приходов. Затем, достигнув совершеннолетия, Кальвин (опять же, следуя воле отца) продолжил образование.

Памятник Жану Кальвину

На этот раз юноша начал постигать премудрости юриспруденции, а окончив учебу, перебрался в Орлеан, где поступил в ученики к именитому юристу Пьеру Стелле. Несмотря на очевидные успехи на этом поприще и постоянные похвалы именитых наставников, сразу после смерти отца Жан Кальвин оставляет юриспруденцию и обращается к теологии.

Молодой человек изучал труды святых, на которых основана христианская вера, Библию, ее многочисленные толкования и комментарии к ней. Уже в то время Жаном Кальвином завладела идея «очищения» церкви. Параллельно Кальвин получил ученую степень лиценциата и проповедовал в двух небольших приходах.

1532 год в биографии Жана Кальвина отмечен двумя событиями: молодой человек получил докторскую степень, а также на собственные средства издал первый научный трактат. Это были комментарии к труду философа Сенеки под названием «О кротости».

Стоит отметить, что характер Жана был под стать увлечениям молодого мужчины: в 23 года это был довольно нелюдимый человек, погруженный в собственные идеи и готовый отстаивать взгляды, которые казались ему единственно верными. Сверстники Жана даже дали тому прозвище «аккузатив», то есть «винительный падеж», и постоянно называли «моралистом».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector