Каноны о усопших восьми гласов

Песнь 7

Ирмос: От Иуде́и доше́дше о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

Влады́ко Христе́ Бо́же, егда́ хо́щеши суди́ти ми́ру, пощади́ ду́шу раба́ Твоего́, его́же от нас прия́л еси́, вопию́щаго: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего.

В пи́щи ра́йстей, иде́же пра́ведных ду́ши веселя́тся, послужи́вших Тебе́, причти́ с ни́ми, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, воспе́вшаго: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Слава: Иуде́йския три о́троки спасы́й во огни́, в Трие́х Ли́цех воспе́тый, изба́ви огня́ ве́чнаго усо́пшаго, воспе́вшаго Ти ве́рно: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

И ныне: Влады́ку Христа́ ро́ждшая всех Бо́га, вла́сти те́мныя возду́шнаго кня́зя изба́ви, Де́во, ду́шу преста́вльшагося в ве́ре и воспе́вшаго: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Правила прочтения

Чтобы чтение акафиста о единоумершем принесло пользу и душе усопшего, и самим родственникам, необходимо придерживаться правил произнесения молитвы. Поскольку любой акафист — это гимн, читать его нужно только стоя. Структура гимна, посвященного спасению души близкого человека, состоит из 25 песней. Это 13 кондаков и 12 икосов, которые произносятся поочередно. Непарный кондак — последний — читают трижды. Заканчивается молитва прочтением первого кондака и первого икоса.

Чтение акафиста не обязательно проводить в храме. Это делают и в домашних условиях. Лучше всего приступать к молитвенному обращению с раннего утра, при этом хорошо, если молящийся будет делать это перед принятием пищи

Если акафист произносится женщиной, ее голова должна быть покрыта платком — неважно, где она находится — в храме или у себя дома

Перед началом чтения акафиста о единоумершем священники советуют произнести несколько молитв на выбор просящего, чтобы настроиться на правильный лад. Это может быть молитва «Отче наш» или «Господи, помилуй». Для произнесения гимна не нужны образа, хотя иногда верующие произносят его перед иконой Господа или Богородицы.

Некоторых христиан интересует, нужно ли учить наизусть текст акафиста. Священники говорят, что, конечно, лучше произносить молитву по памяти, но если слова трудно запомнить, то нет ничего страшного в том, чтобы читать по бумажке. Главное, правильный духовный настрой молящегося и готовность в смирении принять предопределенное Господом. По церковным правилам существуют дни, в которые чтение акафиста о единоумершем не проводится. По Уставу, запрещено произносить гимн в Светлую седмицу. В это время читают Деяния апостолов или Пасхальный канон.

О разделе

Разнообразные чины и молитвы о усопших, содержащиеся в церковных богослужебных книгах, составляют огромное богатство Церкви. Однако для многих современных христиан эта церковная сокровищница остается в значительной части закрытой, так как богослужебные книги малодоступны и пользоваться ими сложно. Вместе с тем сейчас распространились различные неканонические тексты молитв о усопших, как правило, взятые из униатских молитвословов или новосочиненные.

Выдающийся знаток церковного Устава и исповедник веры ушедшего века святитель Афанасий (Сахаров, †1962) в своей книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» указывает на необходимость послушания Церкви во всяком духовном делании, особенно же в молитве. Молитва не по чину церковному, — говорит он, — подобна тому «чуждому огню», который принесли Богу Надав и Авиуд, недостойные сыновья священника Аарона . Поступая самочинно, мы можем стать на опаснейший и гибельнейший путь гордости и вместо пользы причинить вред и себе и другим. Это относится не только к храмовому, общественному богослужению, но и к домашней молитве. Церковные чины и последования, в частности, и правила поминовения усопших, слагались из молитвенного опыта святых, под руководством Духа Божия , и христиане со смирением и любовию принимали их – не как иго неудобоносимое, а как благое и легкое, полученное от возлюбленной и любящей Матери – и, следуя им, спасались . Так и все желающие идти путем спасения должны быть послушными чадами Церкви и постараться усвоить строй ее жизни и молитвенный опыт отцов, не изобретая ничего своего и не беря в употребление ничего чуждого.

Настоящий раздел сайта, который является частью Православного молитвослова, имеет целью сделать уставные заупокойные последования доступными широкому числу прихожан и облегчить им возможность молиться о усопших в соответствии с правилами православной Церкви. Он включает в себя каноны о усопших, содержащиеся в богослужебных книгах- Октоихе и Следованной Псалтири, молитвы о усопших, чин чтения заупокойной Псалитри, акафисты о умерших и многое другое. Тексты большинства последований изложены для чтения мирянами в домашней (келейной) молитве.

Святой Иоанн Златоуст на Деяния и Послания апостольские пишет:
«Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние… Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга».

Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла, глава 4 (13-18)
Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.

Основные правила молитвы об умерших

Молитва об умершем близком человеке – долг любви верующего христианина. Предание Церкви говорит, что усиленно молиться за усопшего нужно в первые сорок дней после кончины: в это время человек проходит воздушные мытарства, то есть узнает, какие грехи он совершил в жизни, и судится Богом по ним. Затем Ангел-Хранитель, приставленный к каждому человеку после Крещения, водит его по раю и аду. На сороковой день душа получает определение места своего пребывания до Страшного Суда.

Все это время вы своей молитвой и милостыней за усопшего можете помочь ему пережить мытарства и обрести обитель спокойную. Если человек не был крещен – тоже не унывайте, молитесь о нем усерднее. Есть особые молитвы для самых близких: вдовы об ушедшем муже, прошение детей об умершем родителе или родителях.

Дома можно молиться и за самоубийц – увы, человек добровольным уходом из жизни отказался от милости Божией о нем, поэтому Церковь не может поминать его в молитве за богослужением. (Отметим, однако, что по особому благословению правящего архиерея человек, совершивший самоубийство в признанном душевном помрачении или заболевании, ради близких или ради спасения кого-то от смерти Церковью поминается, его загробная участь может быть мирной).

Молясь обо всех умерших близких, вы можете читать их имена по помяннику. Это блокнот небольшого размера, обычно продающийся с заголовком «Помянник» в церковной лавке, куда вписываются имена людей, о здравии и об упокоении которых вы молитесь. Есть благочестивая традиция вести семейный помянник и передавать его из поколения в поколение: так сохраняется память семьи.

Молитва об усопшем, как и любая другая, читается со вниманием, осознанием слов молитвы – это не механический заговор, но общение с Богом, просьба к Нему за близкого человека. Молиться лучше в уединении, но можно и читать молитву онлайн в транспорте или на работе – это не грех, лучше так, чем не читать молитву вовсе, просто старайтесь больше концентрироваться

Молитва об усопших

Во всех делах твоих помни о конце твоём (Сир. 7:39).Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20:38).

По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век» (Ин. 11:26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

Молитва в храме

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Правила и схема чтения канона преподобному Паисию Великому о умерших без покаяния

Молитвенные слова об упокоившихся без покаяния родителях, родственниках, друзьях, читается с учетом целого свода правил, важных рекомендаций. Живые отмаливают грех, избавляют душу умершего от тяжести.

День памяти Великому и святому Паисию – 19 июня. Молитва и канон – обращения из реликвенной Азбуки Веры. За словами епископа Афанасия (Сахарава) источник называют необходимым для избавления от мук непокаянных усопших. Святой отец Афанасий автор многочисленных публикаций, книг о глубинных аспектах уставного богослужения.

Не каждый мирянин знает правила чтения великого канона для непокаянных умерших

Моменты, на которых стоит заострить свое внимание:

  1. Семипоклонный начал сопровождается тремя поклонами. Если молитва Паисию Великому носит коллективный характер, то поклоны совершает старший из присутствующих.
  2. При каноне молитвы за непокаянного умершего, после слова Аминь все кланяются в пояс.
  3. Фраза «Господи, Помилуй», при молитве Великому святому Паисию, должна прозвучать 12 раз.
  4. После фразы «Приидите, поклонимся…» следует сделать три поклона в пояс.
  5. По псалму 50, при молитве Великому преподобному по непокаянных усопших, нужно совершить поклон на слове «Аминь».

Что происходит с душой после смерти

После смерти жизнь человека не заканчивается, по крайней мере – для души. Пока тело остывает, в нем развиваются естественные процессы распада тканей, нетленная оболочка начинает путь в новой форме. Ей необходимо вскоре покинуть землю, предстать перед престолом Господним. Это происходит на 3-й день после смерти.

Через 6 дней она отправится в ад с той же целью, но смысл иной: увидеть страдания грешников, а также начать свой путь преодоления испытаний – мытарств. Через 30 дней Господь ожидает душу умершего перед своим престолом. Тогда же начинается Частный суд – малая версия Страшного Суда, который однажды наступит для всех. В период прохождения испытаний перечисляются грехи покойного человека, совершенные при жизни, что определяет, куда попадет его душа: в ад, рай.

Значение молитвы для упокоения души умершего

Душа продолжает существование, а потому родственники могут найти способ взаимодействия с ней. Наиболее простой и доступный, а также действенный метод – прочтение молитв, а еще лучше – совершение чинопоследования во храме или дома. При этом душа чувствует, что о ней проявляют заботу: просят облегчения пути у Господа, прощения грехов, защиты и милости.

Отец Всевышний исполняет мольбы тех, кто обращается к нему искренне через молитву. Это приводит к улучшению положения нетленной оболочки в ином мире. В некоторых случаях она даже попадает в рай, несмотря на грехи, совершенные при жизни – их прощают благодаря молитвам близких. Если за душу покойного не молиться, ей придется тяжело – будет крайне сложно преодолеть мытарства без поддержки, т. к. самостоятельно в ином мире уже нет возможности покаяться, отмаливать грехи.

Чтение молитв

Молитва как принятие смерти для родственников

Не только нетленной оболочке покойного сложно при переходе к вечности от мирской жизни. Его родные также страдают, испытывают мучения от потери близкого. Почти всегда они не могут принять смерть, как способ ухода любимого человека из своей жизни навсегда. В этом также помогает молитва, совершение богослужений. Приближение к Господу позволяет смягчить удар, заполнить пустоту в душе. Так происходит постепенное принятие факта утраты близкого. Этому способствует молитва, последование панихиды.

Краткие молитвы по умершему мужу, родителям, родным или близким

Совершить один раз богослужение об усопшем в храме – не значит забыть о поминании его. Ежедневно в течение 40 дней после смерти и затем по велению души, когда захочется, читайте, кем бы ни приходился вам ваш близкий усопший человек, такую молитву:

Можно и нужно молиться дома за близких усопших. Так вы поможете своим родным стать в небесных селениях ближе ко Господу, улучшите их участь в вечной жизни. Вам же Господь ниспошлет облегчение в скорби и душевный покой.

Можно читать текст такой молитвы об умершем:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде жизни вечной преставившегося раба (рабы) Твоего (Твоей) (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпускающий грехи и уничтожающий неправду, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечной муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: если же и согрешил он (она), но не отступил от Тебя, и нбез сомнений во Отца и Сына и Святаго Духа, Тебя, Бога в Троице славимого, верил, и Одного в Троице и Троицу в Единстве православно даже до последнего своего вздоха он (она) исповедовал (а). Темже милостив ему будь, и веру в Тебя вмени ему вместо дел, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: потому что нет человека, который бы жил и не согрешал. Но Ты, Господи, Один без всякого греха, и правда Твоя – правда во веки, и Ты – Один Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Канон о единоумершем

Молитвенное поминовение умершего православного христианина выражается через чтение специальных молитв и Псалтири по усопшему, совершение отпевания, служение панихиды и заупокойной литии. Также церковное поминовение происходит на проскомидии во время Божественной литургии. Непосредственно после кончины христианина, до его погребения, читается канон о единоумершем.

Единоумершим называют одного скончавшегося человека, по которому сразу после смерти читается соответствующий канон. В нём усопший всегда упоминается в единственном числе. Как отдельный жанр церковной гимнографии, канон имеет определённую структуру. Канон о единоумершем состоит из восьми песней, в которых молящийся просит Бога о помиловании души усопшего, прощении ему грехов и даровании Царствия Небесного. Каждая песнь начинается ирмосом – заглавным стихом, отсылающим к священным событиям Ветхого Завета. В песнях повторяется общий для всего канона припев. Завершаются они славословиями и обращениями к Богородице. Также канон о единоумершем содержит псалмы 50 и 90. Первый имеет покаянный характер, тема же второго – упование на Божье заступничество.

Канон о единоумершем входит в Последование по исходе души от тела. Оно читается единожды после смерти человека. Такая молитва за единоумершего значительно меньше по объёму, чем, например, панихида. Это продиктовано тем, что канон должен читаться близкими усопшего сразу после его кончины

Поэтому принимается во внимание состояние подавленных горем родных умершего

Когда нужно читать акафист за единого умершего

Еще во времена зарождения христианства у верующих появился обычай молиться за умерших близких и родственников. Впервые такое обращение к Господу упоминается в литургии брата Иисуса, апостола Иакова. Священники придают огромное значение такой молитве об усопших.

Молитва об упокоении души близкого человека — то немногое, что могут сделать родственники. Ни пышные похороны, ни поминки не способны очистить душу и даровать ей покой. В чтении акафиста проявляется любовь к ушедшему близкому человеку, стремление спасти его душу и даровать вечное успокоение в райских обителях. Отцы церкви считали, что участь усопшего зависит также и от усердных молитв живых.

Молитва за единоумершего называется так потому, что она возносится за одного конкретного человека. Однако она нужна не только почившему, близким и родственникам она приносит умиротворение и утешение и примиряет их с кончиной любимого человека.

Молитва

Владыко Господи Вседержителю и Творче
всех, щедрот Отец, и милости Бог, от земли создавый
человека, и показавый его по образу Твоему и по подобию,
да и тем прославится великолепое имя Твое на земли, и
исторгнена убо преступлением Твоих заповедей, паки на
лучшее возсоздавый его во Христе Твоем и возведый на
Небеса: благодарю Тя, яко умножил еси на мне величие
Твое, и не предал мя еси врагом моим в конец, исторгнути
мя ищущым в пропасть адову, ниже оставил мя еси
погибнути со беззаконии моими. Ныне убо, Многомилостиве
и Любоблаже Господи, не хотяй смерти грешнаго, но
обращения ожидаяй и приемляй: Иже низверженныя
исправляяй, сокрушенныя исцеляяй, обрати и мене к
покаянию, и низвержаннаго исправи, и сокрушеннаго
исцели: помяни Твоя щедроты, и яже от века Твою
непостижимую благость и моя безмерная забуди беззакония,
яже делом, и словом, и мыслию соверших: разреши
ослепление сердца моего, и даждь ми слезы умиления на
очищение скверны мысли моея. Усльши, Господи, вонми,
Человеколюбче, очисти, Благоутробне, и от мучительства
во мне царствующих страстей окаянную мою душу свободи. И
нектому да содержит мя грех: ниже да возможет на мя
боритель демон, ниже к своему хотению да ведет мя, но
державною Твоею рукою, его владычества исхитивый мя, Ты
царствуй во мне, Благий и Человеколюбивый Господи, и
всего Твоего быти, и жити мне прочее по Твоей благоволи
воли. И подаждь ми неизреченною благостию сердца
очищение, уст хранение, правоту деяний, мудрование
смиренное, мир помыслов, тишину душевных моих сил,
радость духовную, любовь истинную, долготерпение,
благость, кротость, веру нелицемерну, воздержание
обдержательное, и всех мя благих плодов исполни
дарованием Святаго Твоего Духа. И не возведи мене в
преполовение дний моих, ниже неисправлену и неготову
душу мою восхитиши: но соверши мя Твоим совершенством, и
тако мя настоящаго жития изведи, яко да невозбранно
прошед начала и власти тьмы, Твоею благодатию узрю и аз
неприступныя Твоея славы доброту неизреченную, со всеми
святыми Твоими, в нихже освятися и прославися всечестное
и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне
и присно и во веки веков. Аминь.

Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:

  • Кончина человека и приготовление усопшего к погребению
  • Молитва за умирающего
  • Молитва по исходе души из тела
  • Канон молебный от лица человека с душею разлучающегося и не могущаго глаголати
  • Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого православного
  • 17-я кафизма (поминальная), читаемая в дни особого поминовения усопших. Значение 17-й кафизмы
  • Последование панихиды
  • Чин литии (заупокойное поминовение), совершаемой мирянином дома и на кладбище
  • Акафист за умершего
  • Молитва за всякого усопшего
  • Молитвы за всех в вере скончавшихся православных христиан
  • Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших
  • Молитва Ангелу хранителю усопшего
  • Молитва родителей за умерших детей
  • Молитва детей за умерших родителей
  • Молитва вдовицы за супруга
  • Молитва вдовца за супругу
  • Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели
  • Молитва за наставников и воспитателей
  • Молитва за усопших пастырей Православной Церкви
  • Молитва о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
  • Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её
  • Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
  • Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания
  • Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
  • Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих
  • Молитва за умерших обидевших и ненавидевших нас
  • Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния

Псалом 90

Живы́й  в  по́мощи 
Вы́шняго,  в  кро́ве  Бо́га 
небе́снаго  водвори́тся.  Рече́т 
Го́сподеви:  засту́пник  мой  еси́ 
и  прибе́жище  мое́,  Бог  мой,  и 
упова́ю  на  Него́.  Я́ко  Той 
изба́вит  тя  от  се́ти  ло́вчи, 
и  от  словесе́  мяте́жна,  плещма́ 
Свои́ма  осени́т  тя,  и  под 
криле́  Его́  наде́ешися, 
ору́жием  обы́дет  тя  и́стина 
Его́.  Не  убои́шися  от  стра́ха 
нощна́го,  от  стрелы́  летя́щия 
во  дни,  от  ве́щи  во  тьме 
преходя́щия,  от  сря́ща  и  бе́са 
полу́деннаго.  Паде́т  от  страны́ 
твое́й  ты́сяща,  и  тьма  одесну́ю 
тебе́,  к  тебе́  же  не 
прибли́жится,  оба́че  очи́ма 
твои́ма  смо́триши  и  воздая́ние 
гре́шников  у́зриши.  Я́ко  Ты, 
Го́споди,  упова́ние  мое́; 
Вы́шняго  положи́л  еси́ 
прибе́жище  твое́.  Не  прии́дет  к 
тебе́  зло,  и  ра́на  не 
прибли́жится  телеси́  твоему́, 
я́ко  А́нгелом  Свои́м 
запове́сть  о  тебе́,  сохрани́ти 
тя  во  всех  путе́х  твои́х.  На 
рука́х  во́змут  тя,  да  не 
когда́  преткне́ши  о  ка́мень 
но́гу  твою́;  на  а́спида  и 
васили́ска  насту́пиши,  и  попере́ши
 льва  и  зми́я.  Я́ко  на  Мя 
упова́,  и  изба́влю  и;  покры́ю 
и,  я́ко  позна́  и́мя 
мое́.  Воззове́т  ко  Мне,  и 
услы́шу  его́,  с  ним  есмь  в 
ско́рби,  изму́  его́  и 
просла́влю  его́,  долгото́ю  дней 
испо́лню  его́  и  явлю́ 
ему́  спасе́ние  мое́.

Слава,  и  ныне: 
Аллилу́ия,  аллилу́ия,  аллилу́ия, 
сла́ва  Тебе́,  Бо́же.  (Трижды
Го́споди,  поми́луй.  (Трижды)

Канона и акафист о единоумершем

Канон о единоумершем нередко ошибочно называют акафистом. Акафист о единоумершем существует. Но он не входит в Последование по исходе души от тела и является отдельным произведением. К тому же канон и акафист – это термины, обозначающие совершенно разные жанры церковной гимнографии, со своей структурой. Их нельзя употреблять как синонимы.

Акафист о единоумершем состоит из 25 песен. А именно из чередующихся между собой 13 кондаков и 12 икосов. Кондак – это короткая строфа, в которой обозначается определённая тема. В более же объёмном икосе эта тема развивается. Каждый икос в акафисте за единоумершего оканчивается многократно повторяющимися обращениями ко Христу. Выражаются мольбы о прощении грехов для усопшего, даровании Царствия Небесного, а также об утешении живых близких. 

Акафист за единоумершего принято читать ежедневно в течение 40 дней после смерти. Также его читают в течение 40 дней, предшествующим годовщине смерти усопшего.

Почему христиане молятся за умерших

Согласно православному вероучению, смерть – это великое таинство. Это рождение человека «из земной, временной жизни в вечность» (святитель Игнатий (Брянчанинов), «Слово о смерти»). Материальное тело усопшего уходит в землю. Но бессмертная душа продолжает самостоятельно существовать в ином, духовном мире. Поэтому христиане просят Бога о своих покойных близких. В частности, верующие читают молитву и акафист о единоумершем.

Акафист о единоумершем

Загробная участь души зависит от того, насколько человек при жизни стремился ко спасению. Если он боролся с грехами, старался исполнять Заповеди Божьи, молился и участвовал в спасительных Таинствах – тогда душа такого человека после кончины пребывает с Богом. Это закономерный итог её земной жизни. Нераскаявшиеся же души и после смерти продолжают находиться в мучительном плену тёмных сил.

В загробном мире душа не может активно влиять на свою участь. Ведь к покаянию она способна лишь до разлучения с телом. Человек может нравственно совершенствоваться, только когда его земная и духовная сущности являются одним целым. Однако живущие на земле близкие усопшего могут помочь страдающей душе молитвой и добрыми делами. Бог слышит наши мольбы и облегчает участь грешных душ.

Святитель Иоанн Златоуст учил, что поминовение усопших «установил Дух Святый, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга» («Православное догматическое богословие» архиепископа Филарета (Гумилевского)). Ведь Христова Церковь является единым целым организмом. И организм этот состоит не только из живых христиан, но и тех, кто уже пребывает в ином мире. Телесная смерть не может воспрепятствовать духовной связи её членов, основанной на любви, милосердии и сострадании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector