Чесменская церковь

Воинское кладбище

С востока от Чесменской церкви раскинулось небольшое мемориальное кладбище. С 1836 года здесь хоронили ветеранов разных войн, которые лечились и жили в Чесменской богадельне. Это были участники известных военных походов Суворова и Кутузова, герои русско-турецких войн и Отечественной войны с французами 1912 года. По документам известно, что к концу XIX века возле храма похоронили около 5000 человек.

Вид на Чесменское кладбище на фоне Чесменской церкви

В XX столетии кладбище появились могилы русских воинов, умерших от ран в годы русско-японской войны 1905-1907 годов, Первой мировой войны и солдат, которые защищали Ленинград во время Великой Отечественной войны. Здесь лежат пять Героев Советского Союза.

При советской власти за историческим кладбищем не следили, поэтому к середине прошлого века большая часть старых могил была утрачена. В мае 2003 года на мемориале установили памятный крест в честь всех погибших, а потом территорию с воинскими могилами благоустроили. Сегодня старинный некрополь встречает посетителей аккуратными дорожками и резными каменными надгробиями, на которых всегда лежат цветы.

Храм назван в честь победы

Храм Рождества пророка Иоанна Предтечи был заложен по повелению Екатерины ll в 1774 году и планировался как церковь при путевом дворце, то есть, по пути следования императрицы, как место отдыха.

Предтеченский храм до революции 1917 г.

Место строительства было равнинным и болотистым и носило название Кикерики, что по-фински означает «лягушачье болото».

Чесменскими и дворец, и церковь были названы в честь победы российского флота над турецким в 1770 году. Морское сражение было выиграно в Чесменской бухте.

Это была первая морская победа после Петра Первого. Она была отпразднована с размахом.

Сражение в Чесменской бухте. Храм был назван в честь победы российского флота над турецким в этой битве

Храм и дворец строились по проекту архитектора академика архитектуры Юрия Матвеевича Фельтена. Он был помощником Растрелли и участвовал до этого в строительстве Большого Эрмитажа.

Архитектор академик Фельтен Ю.М. Согласно его проекту был построен Предтеченский храм

Чесменская церковь не отапливалась и была холодной. В ней невозможно было совершать богослужения зимой, поэтому в Чесменском дворце в 1811 была устроена церковь Рождества Христова, для служения зимой. Она находилась в одной из башен замка.

Иконостас Предтеченского храма в 1910 г.

Внутреннее убранство

Внутри храм украшают тяги белого цвета, а так же розетки и филенки. Но при этом интерьер выглядит просто и строго

Главное, что обращает на себя внимание – иконостас, являющийся копией оригинального, того, который сгорел во время пожара в 30-е годы. Он был создан по рисунку архитектора церкви – Ю

Фельтена. Иконостас выполнен в белом цвете и украшен резьбой из позолоты. Иконописные образы яркие и написаны на итальянский лад. Здесь можно увидеть изображения:

  • Иисуса Христа
  • Богородицы
  • Иоанна Крестителя
  • Великомученицы Екатерины
  • Тайной вечери
  • Священномученика Ианнуария
  • Преподобного Давида Солунского
  • Михаила Архангела
  • Первомученика архидиакона Стефана.

marik224

avilonatur

avilonatur

avilonatur

tartanparty

Сверху на иконостасе находятся позолоченные скульптуры в виде Распятия Иисуса и стоящими возле него Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом, а также фигуры ангелов.

История

В 1777 году король Швеции Густав III присутствовал на закладке фундамента церкви. Церковь была построена между 1777 и 1780 годами. Это мемориальная церковь в честь победы русских в 1770 году в Чесменской битве. Императрица Екатерина II выбрала это место, потому что именно здесь она узнала о победе русских над турками . На освящении храма присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II .

Рыцари Ордена Святого Георгия также владели церковью в какой-то момент, когда ей было дано третье название — «Церковь Святого Георгия».

Чесменская церковь в Санкт-Петербурге, интерьер в наши дни (2014 г.)

Церковь и Чесменский дворец превратились в трудовой лагерь, когда его оккупировала советская власть. В 1923 году церковь закрыли и использовали как склад. В период с 1941 по 1945 год храм пострадал во время « Великой Отечественной войны ». Во время Второй мировой войны Институт авиационных технологий завладел церковью и Чесменским дворцом. В 1970–75 годах он был полностью отреставрирован под руководством архитекторов М. И. Толстова и А. П. Куликова. В 1977 году церковь стала музеем Чесменской битвы (с экспонатами из ). Религиозный контроль был восстановлен в Русской православной церкви в 1991 году, и с тех пор в церкви проводятся регулярные церковные службы.

Архитектура храма и его убранство

Рассмотрим подробнее некоторые архитектурные особенности здания и элементы убранства храма:

План здания является компактным, «центрическим»: храм выстроен в виде «четырехлистника» (или греческого равноконечного креста). Основой пространства церкви является квадрат, его перекрывает купол. К этому помещению примыкают четыре апсиды. Они объединены с главным помещением четырьмя стрельчатыми арками. Окна в храме также стрельчатые, высокие.

— Стены храма украшает ажурный белокаменный орнамент

Обратите также внимание на барельеф, изображающий Божье око и херувимов. Он размещен на фронтоне

Яркими особенностями архитектурного облика здания являются зубчатый парапет и остроконечные башенки. Когда-то в одной из башенок находились часы.

Пять небольших куполов венчают миниатюрные шпили. На каждом из шпилей — ажурный крест. Все эти кресты отличаются легкостью, изяществом. Под главами храма размещены колокола.

— Возле входа в здание установлены две скульптуры. Одна из них символизирует Веру (та, что держит в руках чашу и крест), а вторая — Надежду (та, которую украшают пальмовая ветвь и стилизованное пламя).

— Отличительные черты внутреннего убранства церкви — простота и строгость. Иконостас, который вы увидите в храме, является восстановленной копией старинного иконостаса, изготовленного по рисункам знаменитого в XVIII столетии архитектора. Этот иконостас, выкрашенный в белый цвет (символ небесной чистоты), украшает позолоченная резьба. Над ним высятся скульптурные изображения святых, их также покрывает позолота.

До того, как храм был закрыт, в нем находилось несколько образов, созданных итальянскими мастерами. Две из этих икон являлись изображениями эпизодов из жизни Христа, на третьей можно было увидеть батальную сцену (знаменитое Чесменское сражение), еще одна изображала царевича Дмитрия. Сегодня их заменили образа, выполненные современными художниками, которые тщательно следовали старинным канонам итальянской живописи.

Обратите внимание на мраморную доску, установленную у входа в храм. Надпись на ней является фактически кратким изложением истории здания (год закладки храма, год его освящения и так далее)

Интересные факты

  • Территория, где выстроили церковь и дворец, на финском языке называлась Лягушачье болото, и потому гербом дворца была зеленая лягушка.
  • Екатерина II любила это место и имела обыкновение приезжать в храм дважды в год. Для нее было сооружено специальное царское место.

  • Храм послужил прототипом двух других церквей. Его копии: Преображенский храм в селе Красное в Тверской области
  • Никольская церковь в селе Посадниково в Псковской области, которая, к сожалению, не сохранилась.

В 90-е годы верующие были вынуждены делить церковь с музеем. Переместить оттуда последний удалось благодаря криминальному случаю: сторож покинул ночью свой пост, и музей обокрали, вынеся не только ценные экспонаты, но и церковное имущество. После этого музей быстро съехал.

За церковью имеется небольшое кладбище, на котором покоятся те, кто принимал участие в следующих событиях:

  • Суворовские походы

Отечественная война 1812 года
Оборона Севастополя
Русско-турецкие войны
Русско-японская война
Первая Мировая война
Гражданская война (красноармейцы)
Великая Отечественная война.

Каждый год священники из Чесменской церкви совершают здесь поминальные службы.

Фото Троице-Измайловского собора

  • Храм поражает своим великолепием в любое время года. 
  • Перед собором возобновили Колонну Славы. 
  • Величественный храм виден не только из многих точек города – рассмотреть его купола можно и на расстоянии 10 км от Петербурга. 
  • Особенно прекрасен Измайловский собор в ясную погоду. 
  • Вокруг площади, на которой установлена Колонна Славы, установили турецкие пушки. 
  • На верхушке колонны находится Ника с венком, символизирующая победу. 
  • Изнутри храм не менее прекрасен, чем снаружи. 
  • Во время реставрации собора восстановили и его настенную роспись. 
  • В храме находится уникальная икона блаженной Ксении. 

Внутреннее убранство

Внутри храм украшают тяги белого цвета, а так же розетки и филенки. Но при этом интерьер выглядит просто и строго

Главное, что обращает на себя внимание – иконостас, являющийся копией оригинального, того, который сгорел во время пожара в 30-е годы. Он был создан по рисунку архитектора церкви – Ю

Фельтена. Иконостас выполнен в белом цвете и украшен резьбой из позолоты. Иконописные образы яркие и написаны на итальянский лад. Здесь можно увидеть изображения:

  • Иисуса Христа
  • Богородицы
  • Иоанна Крестителя
  • Великомученицы Екатерины
  • Тайной вечери
  • Священномученика Ианнуария
  • Преподобного Давида Солунского
  • Михаила Архангела
  • Первомученика архидиакона Стефана.

marik224

avilonatur

avilonatur

avilonatur

tartanparty

Сверху на иконостасе находятся позолоченные скульптуры в виде Распятия Иисуса и стоящими возле него Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом, а также фигуры ангелов.

Смольный собор

Смольный собор — одна из самых очаровательных церквей Санкт-Петербурга, и ее красота особенно ярко сияет на восходе или закате, когда солнце нежно омывает голубой фасад и купола церкви своими богатыми золотыми лучами. Собор был спроектирован итальянским архитектором Бартоломео Растрелли в 1748 году. Растрелли также построил Зимний дворец и дворец в Царском Селе. Целью строительства было произвести впечатление на императрицу Елизавету Великую, которая, к сожалению, скончалась, поэтому собор так и остался незавершенным. До того, как собор был полностью разрушен, он был восстановлен и достроен другим архитектором в 1835 году. Вход в собор обрамлен полукруглым забором с железной обводкой, а ступени входа в алтарь были украшены хрустальной балюстрадой, а стены и колонны — белым мрамором. Ковчег Завета в соборе сделан из серебра весом 81 кг (180 фунтов). Революция принесла Смольному подобную судьбу и другим религиозным достопримечательностям: интерьер был сильно поврежден, и многие годы здание оставалось закрытым.

Чесменский храм в наши дни продоложает богослужения, ведет образовательную работу

В 1990 году в храме Рождества Святого Иоанна Предтечи впервые за много лет был отслужен первый молебен. В 1991 году здание было передано Русской Православной Церкви.

Сейчас богослужения совершаются ежедневно в 10:00 и в 18:00.
При храме работает Центр Духовной Культуры и Образования. Этот центр проводит семинары для учителей общеобразовательных школ и оказывает им помощь в преподавании Основ Религиозной Культуры и Светской Этики.

Проведение семинара для учителей Московского района в храме

Помимо семинаров для учителей читаются лекции по изучению Ветхого и Нового Завета, проводятся огласительные беседы для желающих принять крещение. Эти беседы дают возможность как желающим креститься, так и уже крещёным людям узнать основы Православной веры.

Внутреннее убранство

Внутри храм украшают тяги белого цвета, а так же розетки и филенки. Но при этом интерьер выглядит просто и строго

Главное, что обращает на себя внимание – иконостас, являющийся копией оригинального, того, который сгорел во время пожара в 30-е годы. Он был создан по рисунку архитектора церкви – Ю

Фельтена. Иконостас выполнен в белом цвете и украшен резьбой из позолоты. Иконописные образы яркие и написаны на итальянский лад. Здесь можно увидеть изображения:

  • Иисуса Христа
  • Богородицы
  • Иоанна Крестителя
  • Великомученицы Екатерины
  • Тайной вечери
  • Священномученика Ианнуария
  • Преподобного Давида Солунского
  • Михаила Архангела
  • Первомученика архидиакона Стефана.

marik224

avilonatur

avilonatur

avilonatur

tartanparty

Сверху на иконостасе находятся позолоченные скульптуры в виде Распятия Иисуса и стоящими возле него Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом, а также фигуры ангелов.

Как лучше добираться к Чесменской церкви

Чесменский храм имеет очень удобное расположение в Питере между проспектами Юрия Гагарина и Московским, и самым быстрым способом добраться к ней будет метро или автомобиль.

  • На метро. Необходимо будет выйти на станции «Московская». Там увидите сквер, который приведет к Авиационной улице. Следуя по ней в сторону увеличения нумерации, дойдите до перекрестка с улицей Ленсовета, свернув на которую останется отыскать розовую церковь.
  • На авто. На своей машине, конечно, гораздо быстрее доехать к церкви. Для этого достаточно забить в своем навигаторе GPS-координаты церкви: 59°51’25.1″N 30°19’51.1″E.

Архитектура

Близкий архитектурный вид на Чесменскую церковь

Церковь, построенная в стиле готического возрождения, обращена на юго-запад. Окрашенная в розово-белый цвет, церковь выглядит как «конфетный конус с длинными вертикальными белыми полосами (рельефные вертикальные струнные карнизы , соединенные с фигурными горизонтальными панелями ), создающие впечатление, будто она поднимается прямо из земли, как мираж, и устремляется вверх» . Церковь построил Юрий Фельтен , придворный архитектор Екатерины Великой.

Вдохновение для принятия псевдоготического стиля архитектуры было символом «экзотики турецкой архитектуры, но также отражало англоманию, которая значительно повлияла на дизайн дворцов Екатерины и окружающих их парков». В то время как Чесменский дворец был построен по этим линиям, церковь Иоанна Крестителя также была построена в аналогичном стиле. Этот стиль, введенный еще при Екатерине, вошел в моду в России и в последующие века. Также говорят, что выбор архитектурного стиля готического возрождения был показателем «торжества древних северных добродетелей в духе крестоносцев ».

Церковь построена из кирпича и белого камня. Он имеет четырехлистниковую компоновку в виде четырех полуцилиндров со ствольными сводами. Над ним были построены финиалы , шпили и стрельчатые окна , и в здании возникло сочетание готических и неоготических мотивов . Четырехлистник был распространен в конце 17 века во многих частных церквях-усадьбах, и этот стиль был известен как « московское барокко ». В 18 веке его принятие во время правления Екатерины считалось экспериментом, отражающим «растущую секуляризацию высшего дворянства». У входа в церковь есть окно — роза в неоготическом стиле и круглое окно над ним. Входной портал украшен скульптурами ангелов. У главной башни и четырех небольших башен есть маленькие купола, которые заменяют традиционные луковичные купола, обычно встречающиеся в России. Стены полосатые и зубчатые. Впечатляющий рельефный рисунок на верхней части стен также выполнен в виде зубчатого парапета с вершинами. В одной из башен также есть 100-килограммовый колокол. Также в нем есть стрельчатые окна и дверные проемы. Интерьер, в котором изначально стояли итальянские иконы, был разрушен во время пожара в 1930 году. Однако после ремонта церкви он был восстановлен. Внутри церкви есть множество икон, одна из которых представляет особый интерес — это изображение прибытия Христа в Назарет . Когда это был военно-морской музей, вместо «Христа Спасителя в безиконостасной алтарной апсиде» там была яркая картина, насыщенная красками, изображающая морское сражение и победу русских над турками. От оригинальных интерьеров ничего не осталось.

Внешний вид церкви впечатляет. Утверждается, что фонари на крыше похожи на те, что видны в готическом храме в Стоу-Хаусе .

Архитектурный облик

Создавая проект собора, архитектор Кричинский ориентировался на средневековые русские церкви ростовской и ярославской губерний. Старинные мотивы в нем сочетаются с модерном. Собор выстроен из железобетона. В основе всей конструкции – четыре мощных железобетонных арки.

Это большой и высокий храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. Рядом с собором в подобном же неорусском стиле выстроен храм Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе с Феособором они составляют единый ансамбль.

В архитектурном оформлении собора использован прием ассиметрии. По его периметру расположены три башни, каждая из которых совсем не похожа на другие.

К храмовой колокольне пристроена стена, напоминающая кремлевскую – она символизирует единение двух российских столиц. Стены церкви облицованы камнем-известняком и украшены резными изображениями. В их числе есть и, на первый взгляд, имеющие мало общего с христианством мифические животные — феникс, единорог и другие. Восстановлено замечательное панно из майолики, которое видно на фасаде со стороны Миргородской улицы.

Внутреннее убранство нижнего храма

Внутри Феособор представляет собой два храма, которые очень отличаются друг от друга. Нижний посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине. Строители намеревались сделать нижний храм по типу древних новгородских церквей: вместо иконостаса установить небольшую каменную перегородку, престол и жертвенник тоже сделать из камня. Тогда эти планы не воплотили в жизнь. Но в наши дни нижний храм оформили именно таким образом, поэтому внутри он мало похож на другие православные церкви России.

Над алтарем выстроен мраморный киворий – сень с колоннами

Еще одна интересная особенность храма – наличие баптистерия с крестовидной формой купелью. Она также сделана из мрамора. Там происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен из мрамора рисунок круглого лабиринта – символ людских путей к Богу. Подобными изображениями украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижней церкви нет иконостаса, иконы там все равно имеются. А, кроме них, есть еще и прекрасные фрески. Вся живопись – современного письма. Старинная икона только одна — список Федоровской иконы Богородицы.

Внутреннее убранство верхнего храма

Верхний храм, как и сто лет назад, высокий, просторный и светлый. Его стилизовали под традиционные русские церкви эпохи воцарения Романовых. В центральной части нет колонн, поэтому здесь может находиться большое число людей. Мраморный пол украшен орнаментом. В западной части – вместительный притвор. Сюда ведет так называемая царская лестница, а уже из притвора попадают в основную часть храма. С противоположной стороны притвора другая лестница – ведущая на хоры. Из притвора можно пройти и в крытый переход, которым следуют на колокольню.

Как и прежде, в верхнем храме три алтаря. Они посвящены:

  1. Феодоровской иконе Божией Матери и преподобному Михаилу Малеину — центральный алтарь
  2. Царственным страстотерпцам — южный придел
  3. Святым Новомученикам и Исповедникам Российским — северный придел

В верхнем храме установлен привычный иконостас, выполненный так же, как его несохранившийся предшественник. Он вырезан из липы и украшен позолотой.Часть икон – копии первоначальных образов Феособора, которые размещены теперь в Русском музее. С потолка в центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича. Его воссоздали взамен прежнего, утраченного. Есть также боковые паникадила более скромных размеров.

Бой

Задача была очень сложной: турки, во главе с флагманом эскадры адмиралом Гассан-беем, стояли двумя линиями поперек Хиосского пролива (между их кораблями было расстояние не более 200 м). Решено было кильватерной колонной атаковать турок с севера. Первым пошел в бой линейный корабль «Св. Евстафий», следом — «Три святителя» и другие корабли. «Св.Евстафий» двигался вперед без единого выстрела под плотным огнем турок. Под градом ядер с обнаженной шпагой стоял адмирал Спиридов, а на корме играли боевые марши музыканты, получившие приказ: «Играть до последного!». «Св.Евстафий» подошёл на расстояние пистолетного выстрела, развернулся к противнику бортом и дал залп из всех орудий одновременно. Корабль «Три святителя» наносил серьезный урон врагу, но частично лишился управления, его снесло и он оказался между линий противника. Получивший много повреждений корабль, который мастерски вел в бой раненый в голову осколком ядра капитан 1-го ранга Хметевский, начал стрелять по туркам всеми орудиями обоих бортов одновременно. После согласования плана действий российский флот под всеми парусами подошёл к южному краю турецкой линии, а затем, развернувшись, начал занимать позиции против турецких кораблей. Турецкий флот открыл огонь в 11:30-11:45, российский — в 12:00. Манёвр не удался трём российским кораблям: «Европа» проскочил свое место и был вынужден развернуться и встать позади «Ростислава», «Три Святителя» обогнул второй турецкий корабль с тыльной стороны, прежде чем смог стать в строй и был по ошибке атакован кораблём «Три Иерарха», а «Св. Януарий» был вынужден развернуться прежде, чем встал в строй.

«Св. Евстафий» под командованием Спиридова начал дуэль с флагманским кораблем турецкой эскадры Burc-u Zafer под командованием Гассан-паши, а затем попытался взять его на абордаж. Оба корабля загорелись, а потом по очереди взорвались. Адмирал Спиридов успел перейти на другой корабль. К 14:00 турки обрубили якорные канаты и отступили в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей.

В течение дня 6 июля российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые позиции. Из четырёх вспомогательных судов были сделаны брандеры. В 17:00 бомбардирский корабль «Гром» встал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких кораблей. В 0:30 к нему присоединился линейный корабль «Европа» под командованием капитана Клокачёва, а к 1:00 — «Ростислав», в кильватере которого пришли брандеры.
После взрыва в 2:00 второго турецкого корабля русские прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Два из них под командованием капитанов Гагарина и Дагдейла туркам удалось расстрелять, один под командованием Маккензи сцепился с уже горевшим кораблём, а один под командованием лейтенанта Д. Ильина сцепился с 84-пушечным линейным кораблём. Ильин поджёг брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. К 2:30 7 июля взорвались ещё три линейных корабля.

Около 4:00 российские корабли послали шлюпки с тем, чтобы спасти два ещё не горевших крупных корабля, однако вывести удалось только одно из них — 60-пушечный «Родос». С 4:00 до 5:30 взорвалось ещё шесть линейных кораблей, а в 7-м часу — одновременно четыре. К 8:00 бой в Чесменской бухте был завершён.

Интересные факты

  • Территория, где выстроили церковь и дворец, на финском языке называлась Лягушачье болото, и потому гербом дворца была зеленая лягушка.
  • Екатерина II любила это место и имела обыкновение приезжать в храм дважды в год. Для нее было сооружено специальное царское место.
  • Храм послужил прототипом двух других церквей. Его копии: Преображенский храм в селе Красное в Тверской области
  • Никольская церковь в селе Посадниково в Псковской области, которая, к сожалению, не сохранилась.

В 90-е годы верующие были вынуждены делить церковь с музеем. Переместить оттуда последний удалось благодаря криминальному случаю: сторож покинул ночью свой пост, и музей обокрали, вынеся не только ценные экспонаты, но и церковное имущество. После этого музей быстро съехал.

За церковью имеется небольшое кладбище, на котором покоятся те, кто принимал участие в следующих событиях:

  • Суворовские походы

Отечественная война 1812 года
Оборона Севастополя
Русско-турецкие войны
Русско-японская война
Первая Мировая война
Гражданская война (красноармейцы)
Великая Отечественная война.

Каждый год священники из Чесменской церкви совершают здесь поминальные службы.

Уменьшенная копия храма Христа Спасителя в Ростове-на-Дону

Ростовский кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Фотография: Вадим Анохин / фотобанк «Лори»

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону. Фотография: Дмитрий Артемьев/wikipedia.org

Константин Тон был одним их самых известных зодчих своего времени. В основном архитектор строил здания для Москвы и Петербурга, но много времени он уделял и типовым проектам — русско-византийские церкви по ним часто строили далеко за пределами двух столиц. Так в Ростове-на-Дону появилась уменьшенная копия храма Христа Спасителя – собор Рождества Пресвятой Богородицы.

Ростовский храм отличался от московского прототипа колокольней: здание в четыре яруса высотой 75 метров построили рядом с церковью. В 1932 году церковь была закрыта: кресты с куполов сняли, иконостас разобрали, все внутреннее убранство было утрачено. Внутри храма разместили склад, а затем зверинец. Однако уже в 1942 году церковь снова открыли для богослужений.

Чесма в богоборческие времена — в храме прекратили служить

Во время Гражданской войны, в 1919 году богослужения в Чесменском храме были прекращены, и до 1924 года на территории Чесменского дворца и церкви располагался первый в Советской России лагерь для принудительных работ.

Этот лагерь носил название «Чесменка», а затем на его месте была организована сельскохозяйственная колония.

В течение последующих лет на территории храма распологался архив Главнауки, столярные мастерские, склады.

Во время Великой Отечественной Войны здания храма и дворца были сильно повреждены.

Чесменская церковь в Санкт-Петербурге в 1956-1965 годах

К своему столетию в 1977 году храм Рождества Святого Иоанна Предтечи был отреставрирован и признан памятником архитектуры. В стенах церкви находился филиал музея «Чесменская победа».

История монастыря

Новодевичий монастырь – одна из крупнейших московских обителей, которая находится на Девичьем поле в Хамовниках, в излучине великой Москвы-реки. Название «Девичье» поле в этой местности получило из-за того, что здесь в годы нашествий татаро-монгольского ига отбирали русских красавиц для Золотой Орды. Сам же монастырь наименовали Новодевичьим для его отличия от Стародевичьего Вознесенского монастыря, находящегося в Кремле.

Монастырь с высоты птичьего полёта

Некоторые источники объясняют название обители фамилией ее первой игуменьи Елены Девочкиной, вышедшей из монахинь. В древности Новодевичий монастырь был известен и под другим именем – Богородице-Смоленский. Но, как бы его не называли, он все равно остается одной из старейших и знаменитых женских обителей, существующих в русском Православии.

Закладка Новодевичьего монастыря приходится на 1524 г., когда князь Василий III взял Смоленск. Желая увековечить успешное освобождение жителей города от векового господства литовцев, при возвращении из похода он заложил деревянную церковь. Через год в нее крестным ходом перенесли копию иконы Смоленской Божьей Матери, которая считалась заступницей русских войск. Так 1525 г. вошел в историю как год основания обители. Подобно другим храмам-крепостям с высокими неприступными стенами, Новодевичий монастырь должен был стать не просто местом для вознесения хвалы Богу, но и взять на себя функции крепости, защищая Москву с юга.

Слева направо: Чеботарная башня, колокольня, Швальная башня

В памятное в истории России Смутное время обители пришлось пережить разорение. Но благодаря богатым пожертвованиям царских и боярских дочерей, жен, сестер и просто вдов, принимающих постриг, ее облик был восстановлен до прежнего уровня. После смерти царя Федора Ивановича в монастырь ради служения Господу прибыла его вдова и после совершения пострига сменила имя Ирина на Александра. Со временем в монастырь прибыл и Борис Годунов – ее брат, и здесь же он принимал избрание на царство, когда его просили стать главой российской державы.

Царевна Софья – еще одна важная персона, проживавшая в монастыре. Но она обитала в нем «на покое», то есть не как постриженная монахиня. В Новодевичий монастырь она прибыла после проигрыша в политической битве с Нарышкиными. Ее единомышленников не оставили в живых – все они были казнены прямо у стен обители. Как в заточении здесь пребывали и Мария, Екатерина и Федосья Милославские, и Евдокия Лопухина – бывшая жена Петра I, мать царевича Алексея. Гробницы скончавшихся Софьи и Евдокии находятся на сохранении в Смоленском соборе.

Слева направо: Царицынская башня, церковь Спаса Преображения над северными воротами, Напрудная башня

В 1812 г., когда наполеоновские полчища бесчинствовали в Москве, обитель ожидала печальная участь – ее хотели взорвать. Но благодаря монахине Саре монастырь остался цел – женщина успела вовремя погасить фитили, тлеющие возле бочек с порохом.

Новодевичий монастырь стал последним пристанищем для многих известных людей того давнего времени. Здесь похоронены некоторые декабристы, поэт-партизан Давыдов, сыновья историка Соловьева, и сам Соловьев. С 1898 по 1904 гг. в южной части монастырского двора появилось новое кладбище, обнесенное стенами.

Трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы

В 1922 г. обитель получает новую жизнь – сначала она становится Музеем раскрепощения женщины, а затем – Историко-бытовым и художественным музеем. Благодаря открытию этих учреждений удалось сохранить архитектурный комплекс монастыря практически в неизменном виде. В 1934 г. Новодевичий монастырь вошел в Государственный исторический музей в качестве филиала. В 1943 г. при нем открылись богословские курсы, а вслед за ними – и Богословский институт. С 1994 г. в древнюю обитель возвращается былая жизнь – в ней появляется монашеская община. Наконец, с 1995 г. монастырь становится памятником архитектуры федерального значения, а с 2004 г. в связи с 480-летием со дня основания он входит в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

География

Церковь находится в Красном селе, бывшем усадьбе семьи Сергея Полторацкого, друзей Александра Пушкина . Он расположен в районе , который был известен как Kekerekeksinen ( финский : лягушка болотный ) , которая в настоящее время в области жилищного строительства , известного как Московский проспект , примерно на полпути между Парк Победы и станции метро Московская . Хотя церковь была построена на очень обычном месте в 1770 году, на протяжении веков она стала частью Санкт-Петербурга. Расположенный между Санкт-Петербургом и Летним дворцом в Царском Селе , он служил местом отдыха путешественников.

Итоги сражения

«Европа вся дивится великому нашему подвигу и с любопытством обращает теперь на вас, исполнителя оного, свои взоры; беспристрастные все радуются успехам нашим и желают оным распространения и прочности; напротив того, державы, славе и возвышению империи нашей завиствующие и на нас за то злобствующие, раздражаясь от часу более в неистовой своей ненависти, усугубляют, вопреки, коварства и ухищрения свои», — написала Екатерина II Орлову после Чесменской битвы.

Русские моряки, участвовавшие в сражении, были награждены. Алексей Орлов получил почётную прибавку «Чесменский» к фамилии. Ему был пожалован чин генерал-аншефа и высшая степень ордена Святого Георгия.

Турецкие военно-морские силы понесли потери, которые невозможно было оперативно восполнить, пояснил историк. Кроме того, крупные силы турок были оттянуты для подавления Пелопонесского восстания. Правда, на Балканском полуострове греческим повстанцам, действовавшим при помощи русских войск, удалось добиться только временных успехов. По словам экспертов, греческие бойцы были хорошими партизанами, но не были в должной степени готовы к полномасштабной войне. Поэтому восстание турки смогли подавить.

Тем временем русские войска нанесли целый ряд болезненных поражений туркам в Северном Причерноморье и вошли в Крым. В 1774 году Александр Суворов одержал решающую победу над османами в битве при Козлуджи.

21 июля 1774 года в лагере возле села Кючук-Кайнарджи (современная Болгария) между Россией и Турцией был подписан мирный договор. Османская империя отказалась от прав на Крым, а также передала России свои крепости в Северном Причерноморье, земли между Днепром и Южным Бугом и на Северном Кавказе. Молдавия и Валахия перешли под российский протекторат.

  • Расположение флота при Чесменской битве 7 июля 1770 года. Гравюра
  • РИА Новости

«На российском флоте есть легенда, что три полоски на форменном воротнике — гюйсе — символизируют три его величайшие победы — Гангут, Чесму и Синоп. Это всего лишь предание, но оно ярко свидетельствует об исторической оценке Чесменского сражения

Это было не просто военное событие, а важное проявление заботы русских о других народах. Борьба за интересы балканских и дунайских народов велась Россией столетиями», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий

По словам Игоря Курукина, Чесменское сражение стало для российского флота серьёзнейшим опытом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector