Англиканская церковь. особенности англиканской церкви. англиканская церковь в москве
Содержание:
август
- 4 Жан-Батист Вианне , Curé d ‘ Ars , Духовный наставник, 1859 г.
- 5 Освальд , король Нортумбрии , мученица , 642
- 6 Преображение Господне
- 7 Джон Мейсон Нил , Priest , Hymn писатель, 1866
- 8 Доминик , священник , основатель Ордена проповедников , 1221 г.
- 9 Мэри Самнер , основательница Союза матерей , 1921 г.
- 10 Лоуренс , диакон в Риме , Мч, 258
- 11 Clare Ассизский , основатель Minoresses (кларисок) 1253
- 11 Джон Генри Ньюман , священник, трактатор , 1890 г.
- 13 Джереми Тейлор , епископ Дауна и Коннора , учитель веры, 1667 г.
- 13 Флоренс Найтингейл , медсестра , социальный реформатор, 1910 г.
- 13 Октавия Хилл , социальный реформатор, 1912 г.
- 14 Максимилиан Кольбе , монах , мученик, 1941 г.
- 15 Пресвятая Дева Мария
- 20 Бернар , аббат из Клерво , учитель веры, 1153
- 20 Уильям и Кэтрин Бут , основатели Армии спасения , 1912 и 1890 гг.
- 24 Варфоломей Апостол
- 27. Моника , мать Августина Гиппопотама , 387 лет.
- 28 Августин , епископ Гиппопотам , учитель веры, 430 г.
- 29 Усекновение главы Иоанна Крестителя
- 30 Джон Буньян , духовный писатель, 1688 г.
- 31 Эйдан , епископ Линдисфарнский , миссионер , 651 год.
Альтернативные даты:
Пресвятой Богородицы можно праздновать 8 сентября или 8 декабря вместо 15 августа.
Основные догмы
Основы Англиканской церкви не были такими категоричными, как в других странах Европы. В них можно достаточно явно отследить политические веяния шестнадцатого века. Так, главным достижением новой церкви является независимость от Ватикана. Главой же выступал не духовный наставник, а непосредственно монарх. Также не признавалось монашество, а спасать душу следовало не отказом от мирского, а путем личной веры. Такой подход помог поддержать казну страны – приходы и монастыри лишились своего имущества в пользу государства.
Еще одной особенностью именно Англиканской церкви стоит назвать признание только трех Таинств – это Покаяние, Крещение и Причащение. И, не смотря на реформаторские традиции, в церквях разрешено поклонение иконам, допускаются пышные наряды священнослужителей и использование органной музыки.
Основным достижением новой церкви стало решение проводить богослужение на родном языке прихожан, как и публиковать Библию – в отличие от католицизма, где везде используется исключительно латынь.
Представление
Хор поет хоровую песню в Йоркском соборе
Почти вся англиканская церковная музыка написана для хора с органным аккомпанементом или без него . Взрослые певец в соборном хоре часто называют непрофессиональными клерками , в то время как дети могут быть отнесены к певчим или утраиваются. В некоторых культовых сооружениях, таких как Винчестерский колледж в Англии, используется более архаичный орфографический quirister .
Англиканский хор обычно использует голоса » SATB » ( сопрано или высокие частоты , альт или контр-тенор , тенор и бас ), хотя во многих произведениях некоторые или все эти голоса разделены на два для части или всей пьесы; в этом случае две половины хора (по одной с каждой стороны прохода) традиционно называются decani и cantoris, которые поют, соответственно, Хор 1 и Хор 2 в музыке с двумя хорами. Также могут быть солисты, обычно только в части произведения. Есть также произведения для меньшего количества голосов, например, написанные исключительно для мужских голосов или для мужских / женских голосов.
Англиканские хоры, следуя стилю английских соборных традиций, поют без вибрато , что дает характерный звук.
Современное состояние Англиканского сообщества и роль Англиканской церкви
Англиканское сообщество – это ассоциация независимых англиканских церквей из 38 провинций. Всего насчитывается 80 миллионов членов, что делает ее третьей по величине христианской организацией в мире после Римско-Католической и Православной церквей.
В каждой из 38 провинций есть главный епископ или архиепископ, известный как примас. Как ни странно, провинциями могут быть отдельные страны, такие как Бразилия, Бангладеш, Шотландия или Уэльс, или группа стран. Например, Церковь провинции Центральная Африка охватывает Ботсвану, Малави, Замбию и Зимбабве. Или в стране может быть более одной провинции. В Индии их две: Церковь Северной Индии и Церковь Южной Индии.
Все эти церкви являются англиканскими, но они чрезвычайно различны в культурном отношении, что приводит к ожесточенным спорам между некоторыми более консервативными и либеральными членами.
Архиепископ Кентерберийский является главой англиканской общины по прецеденту, но его роль заключается в том, чтобы быть первым среди равных, и у него нет прямых полномочий указывать различным церквям, что делать.
Каждые 10 лет проводится конференция в Ламбете, на которой собираются все епископы Англиканского сообщества для обсуждения вопросов доктрины. Доктрина может косвенно влиять на церковное управление, но резолюции, принятые на Конференции в Ламбете, не являются обязательными для любых церквей-членов, если они не решат изменить свои собственные каноны, чтобы быть связанными ими.
Между церквями англиканского сообщества существуют глубокие идеологические различия. В Северной Америке либеральные церкви, которые выступают под англиканским знаменем, могут признавать однополые браки, в то время как в африканских странах, таких как Кения, Уганда и Нигерия, церковные лидеры настаивают на криминализации всей гомосексуальной деятельности.
Это изменение равносильно признанию того, что англиканское общение слишком изношено, чтобы удерживать некоторые церкви вместе, когда их вражда так велика.
На последней конференции в Ламбете в 2008 году более 250 епископов из 800 остались в стороне в знак протеста против либеральных симпатий тогдашнего архиепископа Роуэна Уильямса.
Африканские церкви, известные как Гафкон, многие из которых не скрывают своего отвращения к более либеральным уступкам английской церкви в последние годы, могут принять решение отказаться от любой связи с центральной Англиканской церковью во главе с нынешним Архиеписком Уэлби.
Это само по себе не было бы слишком катастрофичным, если не считать того факта, что Уэлби гордился своей способностью эффективно сотрудничать с консервативными церквями в Африке с тех пор, как стал епископом, работающим над миссиями примирения в таких странах, как Нигерия.
Более разрушительным было бы, если бы Гафкон убедил ряд евангельских церквей в Англии отказаться от любой принадлежности к Англиканской церкви. Некоторые уже ушли.
В США, где отношения ухудшаются с середины 90-х годов, Англиканские церкви из Нигерии, Руанды и Кении создали свои собственные конгрегации. Уэлби, возможно, также оскорбил либеральную Американскую англиканскую церковь, пригласив отколовшуюся консервативную церковь США, Англиканскую церковь в Северной Америке (Acna), которая официально не является частью англиканского сообщества.
Выбери ответ
Предметы
- Русский
- Общество
- История
- Математика
- Физика
- Литература
- Английский
- Информатика
- Химия
- Биология
- География
Классы
- 11 класс
- 10 класс
- 9 класс
- 8 класс
- 7 класс
- 6 класс
- 5 класс
- 4 класс
- 3 класс
- 2 класс
- 1 класс
Эссе по обществознанию
- Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
- Структура, план, шаблон для эссе
- Аргументы для эссе по всем темам
- Клише для эссе по любому высказыванию
- Критерии оценивания эссе
- Как писать эссе по обществознанию с нуля?
ЕГЭ по обществознанию
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
- 50 примеров сложных планов по блокам
- Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
- Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
- Помесячный план подготовки к экзамену
- Как правильно решать задание с определением
ОГЭ по обществознанию
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
Вероучение
В англиканстве смешались разные вероучения: что-то досталось от католиков, что-то от древней неразделенной Церкви, что-то носит отчетливый протестантский характер. В отличие от всех других протестантов англикане хотя и не признавали священство таинством, но все же до последнего времени сохраняли епископальный строй и апостольское преемство иерархии. Разрушилось это только в XX веке когда они ввели женское священство. Англикане отвергли индульгенции и учение о чистилище. Священное Писание они признают единственным источником веры, но в тоже время принимают три древних символа: Никео-Цареградский и еще два, которые у нас известны, но литургически не употребляются,- так называемый Афанасьевский символ (Афанасия Александрийского) и так называемый Апостольский символ.
От католицизма в англиканстве осталось признание исхождения Святого Духа от Отца и Сына, но у них нет такого пафоса как у католиков. По традиции они употребляют filioque, но в тоже время не настаивают на этом учении, считая его частным богословским мнением. Кроме этого от католицизма достался самый строй службы. Богослужение англикан в значительной мере восходит к католическому. Евхаристическое богослужение, конечно, напоминает мессу, хотя служится оно на английском языке.
В англиканском храме можно увидеть и витражи, и изображения святых, в том числе и близкие к нашим иконам .
В книгах, издаваемых англиканами, много таких повествований, которые бы мы назвали «житиями святых». Они не молятся святым как ходатаям пред Богом, однако почитание их памяти, обращение к их жизни, к их подвигу очень распространено. Не поклоняясь иконам в смысле воздаяния чести через образ первообразу, они широко используют религиозную живопись. Во время англиканского богослужения употребляется инструментальная музыка: орган или даже оркестр.
В году на одной из таких конференций было принято постановление о возможности в англиканской церкви женского епископата. Женщины — епископы уже есть в ряде стран Северной Америки. Первая женщина — епископ была рукоположена в Канаде, есть женщина — епископ в Австралии. Пресвитерши есть и в Англии и в Америке уже в довольно большом числе. В их церковных журналах можно прочесть объявление: «община ищет пресвитера (пресвитершу)». И если раньше мог быть между православными и англиканами богословский диалог, целью которого ставилось объединение с англиканской церковью, то теперь, после введения ими женского священства и женского епископства, это, конечно, невозможно. В самой Англии женщин — епископов нет, но это только вопрос времени . Консерваторы, в лучшем смысле этого слова, всячески стараются оттянуть воплощение в жизнь этого новшества, затягивая подготовку соответствующих бумаг и прохождение их через парламентские комитеты и комиссии. Некоторые епископы даже грозили, что перейдут к католикам или к православным, но никто из них такого шага не предпринял.
Иерархия и управленческая структура Англиканской церкви
Отдельные англиканские или епископальные церкви образуют приходы. Приходы – подразделения епархий. Епархии, являющиеся основной единицей церковного управления и регулирования, административно объединяются в провинции, хотя члены Церкви редко знают об административном делении между своей епархией и национальной церковью.
Иногда эти провинции являются автономными, а иногда они объединяются, образуя автономные национальные церкви. Провинция или национальная церковь считаются самодостаточными, если отсутствует административная единица, курирующая ее. В таких церквях нет папы, кардиналов, патриарха.
Приходы могут иметь как одну приходскую церковь, так и несколько. Существует множество исторических вариантов этого основного административного режима. Иногда епархия делится на деканаты или архидиаконы, а иногда – на архидиаконы, которые, в свою очередь, делятся на деканаты. Эти деления не очень значительны.
В самом центре англиканской церкви находятся ее епископы.
Епископы являются духовными преемниками апостолов, а цепь посвящения называется апостольской преемственностью. Всего в мире около 900 англиканских епископов.
Каждый англиканский епископ освящен другими епископами. Этот процесс образует цепь, которая, согласно преданию, возвращает 12 апостолов – первых известных епископов. Исторических доказательств этому нет, и наша вера от этого не зависит. Историки проследили преемственность епископов в начале II века нашей эры.
Основным организационным и управленческим подразделением Англиканской церкви является епархия. В каждой епархии председательствует епископ, называемый епархиальным епископом. В некоторых епархиях есть, кроме того, другие епископы с такими титулами, как Суффрагант, коадъютор или помощник епископа.
Когда епархии объединены в провинции или национальные церкви, возникает другой административный слой. Этот следующий уровень обычно управляется архиепископом или епископом-президентом. В 1998 году Новая Зеландия изменила титул своего Предстоятеля с архиепископа на епископа-президента; возможно, это тенденция присуща бывшим колониям. Однако важным моментом является не имя, а то, обладает ли председательствующий епископ митрополичьими полномочиями, то есть юрисдикционными правами на епископов своей провинции и их епархий, или же он является лишь председателем собраний епископов. Другой недавней и противоречивой тенденцией было отсутствие собственной епархии для председательствования епископов.
Каждая провинция или национальная церковь проводит периодическое собрание своих епископов, по-другому, «общий синод» или «всеобщий съезд». На этих мероприятиях Церковь формирует свои правила, избирает чиновников и унифицирует доктрины.
Как уже было упомянуто, в Англиканской церкви нет центрального управления. Каждая из церквей-членов или провинций Англиканского сообщества управляется независимо. Правила, по которым управляется церковь, называются каноническим правом.
Структура канонического права не совсем отличается от структуры современного гражданского права. Приход имеет правила или устав, которые должны соответствовать правилам или канонам епархии, членом которой он является. Эта епархия, в свою очередь, должна оставаться в рамках канонов своей провинции или национальной церкви.
Провинции и национальные церкви по своему выбору унаследовали каноны Христианской церкви, восходящие к самому раннему периоду ее возникновения. Такое накопление канонов на протяжении веков и во всем мире называется англиканским каноническим правом. Некоторые церкви, члены Англиканского сообщества, разместили свои конституции и каноны в Интернете. Так же поступили многие епархии и даже один или два прихода.
Англиканство | История англиканства | Идеи англиканства
Название: Англиканство («английская церковь»)Время возникновения: XVI век
Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством, соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства — данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью, но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не «снизу», а насаждалась «сверху» по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей — Генриху VIII. Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви. В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма. Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата. В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.
При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры, получивший название «39 статей». Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества. Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры, а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви, а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью
Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору — витражи, изображения святых и т.д
В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства, делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).
Интересно, что в 19-м веке русскую православную церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения. До сих пор англиканство воспринимается православием более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.
Организационная структура англиканства идентична католической — церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней — диаконы, священники и епископы
Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества
В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства. Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.
История
Провинция Англиканской церкви Руанды уходит своими корнями в двух миссионеров-докторов Британского церковного миссионерского общества , Артура Стэнли Смита и Леонарда Шарпа, приехавших из Кабале в Уганде , которые начали миссионерское движение в восточной части Гисаки в Руанде. с 1914 по 1916 год. Они дойдут до Рукиры в 1922 году. Джеффри Холмс, капитан британской армии, в 1925 году начнет англиканскую миссию в Гахини. В 1926 году Гарольд Гийбо крестил первых новообращенных в Гахини. Позже Гийбо переводил христианские книги на киньяруанда. В последующие годы было создано больше англиканских миссий, в том числе одна, начатая Джеффри Холмсом в Кигеме в 1931 году.
Только после обретения Руандой независимости от Бельгии в 1962 году Англиканская церковь Руанды была создана в 1965 году в провинциях Руанда, Бурунди и Бога Заир. Первая епархия была основана в 1966 году, когда Адони Себунунгури был первым англиканским епископом Руанды. Название «Англиканская церковь Руанды» (Église Anglicane au Rwanda) было принято 18 октября 1979 года, по-прежнему в провинции Руанда, Бурунди и Бога Заир.
7 июня 1992 года была образована провинция епископальной церкви Руанды в англиканской общине, состоящая из семи епархий: Кигали, Бутаре, Шиира, Бьюмба, Чьянгугу, Кигеме и Шиогве, причем первым архиепископом был Августин Ншамихиго . В 1998 году его сменил архиепископ Эммануил Колини , который занимал этот пост до 2011 года.
Геноцид и война 1994 года оставили Церковь и нацию в руинах. После восстановления мира Церковь приступила к осуществлению программы духовного исцеления тысяч травмированных людей. Англиканский богословский колледж Кигали (KATC) был основан в феврале 2006 года в ответ на потребности в обучении Англиканской церкви Руанды после геноцида в Руанде и укомплектован пасторами из нескольких домашних епархий, местным персоналом, одним партнером миссии CMS в Великобритании и несколькими приглашенных лекторов от партнеров из Великобритании и США. Колледж заявляет, что он стремится предоставить качественное христианское обучение следующему поколению христианских лидеров Руанды и, в свою очередь, помочь развитию всей страны. Школа Богословия первой открылась в построенных по индивидуальному заказу зданиях, расположенных в районе новой застройки недалеко от Кигали. Языковая школа была открыта в 2006 году для удовлетворения языковых потребностей франкоязычных студентов, которые должны были учиться на английском языке. В 2008 году в Школе теологии и Языковой школе обучалось около 40 студентов.
Формы
Основные музыкальные формы англиканской церковной музыки сосредоточены вокруг форм поклонения, определенных в литургии.
Сервисные настройки
Массовая установка «Кирие Eleison» от Уильяма Берда «S Мессы для четырех голосов |
|
Проблемы с воспроизведением этого файла? См. Справку по СМИ . |
Служебные настройки — это хоровые настройки слов литургии. Это включает:
- Обряд Евхаристии
- Песенная Евхаристия — это музыкальное оформление службы Святого Причастия . Условные обозначения могут отличаться в зависимости от церковного облика места поклонения; в церквях, которые склонны к низкому церковному стилю или широкому церковному стилю богослужения, распространены термины Евхаристия или Причастие , в то время как в богослужении высокой церкви может использоваться более католический термин Месса . Музыкальные произведения, соответствующие литургическому образцу Ординария мессы ( Kyrie , Gloria , Credo , Sanctus & Benedictus , Agnus Dei ), могут петь хор или собрание. Были написаны многие англоязычные настройки службы причастия, например, Герберт Хауэллс и Гарольд Дарк ; Также используются более простые настройки, подходящие для коллективного пения, например, услуги Джона Мербеке или Мартина Шоу . В богослужении в высокой церкви часто предпочитают латинские мессы, такие как у Уильяма Берда .
- Утренняя служба
- Англиканская служба утренней молитвы, известный как утрени , является особенно англиканская служба , которая возникла в 1552 году как амальгама из монастырских офисов в утрени , Лаудс и Prime в Томас Кранмер «s Второй Молитвенник Эдварда VI . Хоровые настройки Утренней службы могут включать в себя вводный Preces и ответы (см ниже), Venite и утренние песнопения из Te Deum , Benedicite , Benedictus , ликовать и Кирие .
- Вечерняя служба
Вечерняя служба Магнификат от службы вечера в по Стэнфорде |
- Вечерняя молитва , также известная как Вечерняя песня , состоит из приставов и ответов, псалмов, песнопений, гимнов и гимна (см. Ниже). Вечерние песнопения — Magnificat и Nunc Dimittis , и эти тексты положили на музыку многие композиторы. Только Герберт Хауэллс составил 20 настроек песнопений, в том числе его Collegium Regale (1944) и Собор Святого Павла (1950). Как и Маттинс, «Вечерняя песня» — это служба, которая представляет собой исключительно англиканскую службу, возникшую в Книге общей молитвы 1549 года как комбинация служб вечерни и повечерия . Хоровая песня Evensong поется ежедневно в большинстве соборов англиканской церкви , а также в церквях и соборах англиканской общины. Он известен своей особой привлекательностью для верующих и посетителей, привлекает как верующих, так и атеистов своим медитативным качеством и культурной ценностью. Служба хоровой песни Evensong еженедельно транслируется на BBC Radio 3 — традиция, начатая в 1926 году.
Прецеденты и ответы В Preces и ответы по Уильяму Смиту Даря |
В Preces (или versicles ) и ответы представляют собой набор молитв из Книги общих молитв и для утренних и вечерних молитв. Они могут петься антифонно священником (или мирским кантором ) и хором. Есть ряд популярных хоровых постановок таких композиторов, как Уильям Смит или Бернард Роуз ; в качестве альтернативы, их можно петь как простую песню в собрании.
Псалмы
Англиканское пение Значение Пс 84 от Hubert Парри |
Утренняя и вечерняя молитва (а иногда и Святое Причастие) включают псалом или псалмы, выбранные в соответствии с лекционарием дня. Это может петь хор или собрание либо под обычную песню, либо под особый тип песнопения, известный как англиканское пение хором или собранием.
Гимны или песнопения
Бог так полюбил мир Популярный гимн » Бог так любил мир» из » Распятия Стайнера «. |
Во время богослужения хор может петь гимн или мотет , отдельное произведение священной хоровой музыки, которое не является частью литургии, но обычно выбирается для отражения литургической темы дня.
Гимны
Пение гимнов является общей чертой англиканского богослужения и обычно включает в себя коллективное пение, а также хор. Introit гимн поется в начале службы, Постепенное гимн предшествует Евангелие , Офферторий гимн поется во время Offertory и каникулярный гимне в конце службы.
Кальвинизм
Кальвинизм (от имени основателя Жана Ковена, по латыни — Кальвина) — протестантское направление христианства, возникшее в первой половине 16 века во Франции.
Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.
Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.
Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом не важно, какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно.Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению
В кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.
Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.
Основные догматы кальвинизма
Основные догматы кальвинизма выражены в виде «тюльпана» (от tulip):
- T (Total Depravity) — полная испорченность (человек после Адамова мятежа стал полностью греховен);
- U (Unconditional Election) — безусловное избрание (спасение зависит не от человека, а только от Бога);
- L (Limited Atonement) — ограниченное искупление (Христос искупил своими муками спасение только тех, кто был изначально предопределён Богом);
- I (Irresistible Grace) — всепреодолевающая благодать (действенное призвание);
- P (Perseverance of the Saints) — неотступность святых (невозможность изменить избрание Божие).
Кальвин был ярым сторонником теократической модели, при которой церковь подчиняла себе государство. Борясь с католицизмом, Кальвин тем не менее брал на вооружение такие средневековые христианские принципы как безусловное подчинение отдельных личностей церкви, аскетический кодекс нравственности. Это выразилось в применениях в кальвинистских общинах пыток и казней за ересь и инакомыслие.
Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь на 24 августа 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.
Три основных формы кальвинизма:
В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм. индепенденты, предводитель: Оливер Кромвель — радикальная ветвь английского кальвинизма, утверждавшая автономию каждой поместной общины (конгрегации). Первые две формы отличаются друг от друга местом возникновения (реформаторство — континентальная Европа, пресвитерианство — Британские острова), а конгрегационализм имеет некоторые специфические особенности управления.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек, которые проживают в различных странах Европы, Америки, Азии и Африки. Наибольший процент последователей кальвинизма среди населения отмечается в Швейцарии (38%), Нидерландах (25%), Венгрии (19%).