Смольный собор

Из-за начала семилетней войны с Пруссией, постройка Смольного собора приостановилась

Вскоре из-за начало семилетней войны с Пруссией, постройка немного приостановилась из-за того, что было недостаточное финансирование. При Елизавете Петровне соборная церковь была выполнена без всякой отделки.

Но, к сожалению, сама Елизавета Петровна не дожила до того, как  монастырь начал функционировать. После ее смерти собор перестали строить. В 1762 году Растрелли уехал в Италию, и на место него был назначен новый архитектор Фельтен.

70 лет
Смольный собор был недостроен

Так как не хватало средств, было принято решение не строить колокольню. Фасад самого собора был оштукатурен мастером Казаспра Эрком. Многие модели и скульптурные украшения для фасадов собора были выполнены по рисункам Растрелли, но выполнил их мастер Цег.

К сожалению, собор оставался недостроенным почти 70 лет и то, что было построено, постепенно приходило в негодное состояние.

Примерно в конце 1820 годов, по приказу Николая первого начались окончательные работы. В 1828 году был объявлен конкурс на проект оформления Смольного собора. Но через 4 года император Николай первый приказал достроить смольный собор по переработанному проекту Стасова.

К концу 1820 годов, по приказу Николая I начались окончательные работы по строительству Смольного собора

Первое, что было предпринято, это заделка трещин в стенах, сводах, арках. Были очищены от воды и мусора подвалы. Купол и главы были покрыты белым цинковым железом. Все фасады были покрашены в желтый цвет, а купола угловых церквей по желанию Николая первого — были покрыты лазоревой краской с золочеными звездами.

В 1832 году была установлена деревянная модель иконостаса. Внутри были пробиты в стенах трубы для печей, потому что по проектам Растрелли, собор предполагался быть холодным. Стены были отштукатурены и окрашены в белый цвет.

Все строительные работы были выполнены за три года. Смольный собор был полностью готов к 1835 году. На фото ниже, можно убедиться насколько он имеет прекрасный и величественный вид.

Смольный монастырь. Цветная литография. Смольный собор был полностью готов к 1835 году

Концертный хор Санкт-Петербурга

Хор под руководством Владимира Беглецова и и оборудование для концертов после долгих поисков помещения предложили разместить в зале здания дореволюционной Городской думы на Невском проспекте, которое было отреставрировано по заказу Сбербанка для находящегося в здании Думы одного из подразделений данного финансового учреждения; в части думского здания ранее располагалась переехавшая затем в Выборгский район города городская Государственная филармония для детей и юношества под руководством артиста Юрия Томошевского.

Собор во мраке XX столетия

Октябрьский переворот начала века открыл трагическую страницу в истории монастыря. На территории бесцеремонно хозяйничали революционеры. Участь Смольного собора при советской власти стала плачевной:

  • 20-е годы — изящное сооружение превращено в склад.
  • 1931 — собор по решению большевиков был закрыт, а церковная собственность расхищена.
  • 1972 — вынесен иконостас, оставшиеся вещи стали достоянием музеев.
  • 1990 — отделение музея истории города.
  • 1991— начал функционировать концертный зал, восстановлен Камерный хор.

Весной 2009 года в многострадальном соборе впервые за долгие годы отслужили молебен, а в апреле 2010 года начаты регулярные богослужения. Это был торжественный день с поздравлениями и подарками, выпуском памятной медали и праздничного конверта. В 2015 году храм перешел в управление РПЦ, его орган был демонтирован. Камерный хор упразднен и лишен названия. Наконец, зимой 2016 года собор поступил в безвозмездное владение Санкт-Петербургской епархии. Драматическая история получила завершение окончанием реставрации куполов, фасадов, кровли и крестов в 2016 году.

Легенды и тайны

При приближении к Смольному собору можно заметить оптическую иллюзию: высокий храм, устремленный в небо,­ будто уходит в землю. Помимо этого собор хранит еще несколько тайн.

«Нечистое» место

Еще до основания Санкт-Петербурга место будущей постройки Смольного считалось «чертовым берегом», а обитавшие здесь жители имели славу общавшихся с нечистью. Интересен тот факт, что Петр I повелел обустроить здесь Смольный двор и хранить смолу, которая ассоциируется с библейским адом.

Призраки

В советские годы здесь встречались призраки девушки-смолянки и монаха, которого не смог убить пистолетными выстрелами сотрудник КГБ, охранявший расположенный здесь архив комитета безопасности. А также некоторые видят призрак аптекаря, жившего неподалеку от собора. При приготовлении своих снадобий он использовал кровь голубей, которых ловил на звоннице Смольного собора. Однажды произошел несчастный случай: аптекарь упал с высоты, разбившись насмерть. С тех пор его призрак, крадущийся за птицами, иногда можно заметить на звоннице.

Подземный бункер

Во время реставрационных работ в Смольном были найдены длинные подземные ходы. Это находка положила началом легенды о том, что от подвалов Смольного выстроили ветку метрополитена для эвакуации представителей власти Ленинграда. Первое в городе бомбоубежище организовали именно под Смольным собором.

«Креста на нем нет»

Во время летнего урагана 2002 года на куполе собора от удара молнии надломился крест, который вонзился в кровлю. Горожане снова вспомнили все мистические истории, связанные с этим историческим местом: ведь крест сорвало только на Смольном соборе, несмотря на их большое количество в городе.

Мистика чисел

История создания и существования Смольного собора по странной случайности связана с одной цифрой:

  • 87 лет его строили
  • 87 лет в нем проходили церковные службы после открытия
  • через 87 лет отслужили первый с момента закрытия молебен

Те, кто верит в магию чисел, отождествляет восьмерку со щитом, а семерку – с мечом, считая, что собор стоит на защите города.

Планы императрицы меняются

Елизавета передумала становиться монашкой, Растрелли скончался, а России вновь начала угрожать Пруссия, недовольная устройством мирового порядка. Собор превратился в долгострой. Последователи архитектора сочли, что столь высокое здание колокольни городу не требуется. На возведение всех корпусов, пристроек, церквей ушло 87 лет, вместо запланированных 10-ти. Императрица так и не увидела Воскресенский Новодевичий, а впоследствии, Спасский монастырь в окончательном варианте. Очередная война с Пруссией закончилась. Новый правитель России уже не хотел преклонять колени перед Богом в храме, выстроенном в стиле барокко, и не стал выводить колокольню на прежде запланированную высоту. Своих прихожан Смольный собор встретил уже при Николае I.Отделкой занимался архитектор В. П. Стасов. По его проекту весь комплекс был окружен ажурной кованой оградой.

Информация для посещения

Найти Смольный Воскресенский собор, история существования которого связана со многими мистическими легендами, можно в центре Санкт-Петербурга на площади Растелли.

Метро и наземный транспорт

Однако, добраться на площадь при помощи метрополитена не получится: от ближайшей станции метро Чернышевская собор находится примерно на расстоянии 2 км.

Но вообще можно усложнить себе жизнь и ждать автобус или маршрутку.

Непосредственно на площади расположены остановки:

  • маршрутное такси № К 46, К 76
  • автобус № 136

Кроме того, в 4-х минутах ходьбы от собора, на остановке Площадь Пролетарской Диктатуры останавливаются автобусы № 46, 54, 74.

Экскурсии

  • По субботам и воскресеньям в соборе проводят экскурсии, стоимость которых для каждого туриста, кроме учащихся и пенсионеров, составляет 200 рублей.
  • Помимо этого проходят детские образовательные приключенческие игры — квесты, в процессе которых дети знакомятся с историей Смольного собора. Стоимость участия в квесте также 200 рублей.

Собранные суммы пожертвований идут на работы по восстановлению храма, которые начались после его передачи в ведомство Церкви. Здесь планируется воссоздать исторические интерьеры.

Интересные факты про собор Воскресения Христова

  1. Чтобы соорудить макет храма в месте его возведения пришлось рубить стены в 4-х комнатах. На сооружение деревянного макета были приглашены лучшие мастера плотницкого дела. Макет возводился в той же последовательности что и сам собор.
  2. Если бы пятиярусная колокольня была посторена, главный колокол весил бы 327 тонн. Самый большой «царь-колокол» — 200 тонн.
  3. При реставрации были найдены тайные ходы, ведущие на Чернышевскую улицу.
  4. Бомбоубежище в подвалах Смольного собора было первым в России.
  5. При приближении храма может показаться что он уменьшается в размерах. Такой эффект был создан благодаря мастерству и навыкам архитектора.
  6. Автор проекта Смольного института всю жизнь отдавал честь архитектору Растрелли, каждый раз снимая шляпу перед Смольным собором и одаривая его почтительным поклоном.
  7. Собор вмещает более 6000 человек.
  8. Строительство собора заняло 87 лет. Службы велись 87 лет. После революции прошло также ровно 87 лет до первого молебна в храме. Нумерология трактует число 87 как щит и меч.
  9. Многие очевидцы замечают некий силуэт дамы в белом, которая прогуливается по территории Смольного монастыря.
  10. В путеводителях название пункта указывают как «Смольный собор», а не «Смольный монастырь», связано это с тем, что многие помещения комплекса по-прежнему занимают государственные учреждения.
  11. Считалось, что храм проклят и именно по этой причине его возведение заняло более 80 лет. Во время строительства комплекса один из помощников наложил на себя руки прямо в храме. Рабочие говорили, что еще долго видели его блуждающий призрак. А храму необходимо было очиститься после совершения греха, именно поэтому процесс строительства длился так долго.
  12. Смолянки – девушки, учащиеся в Смольном институте. Говорят, что они часто видели призрак мужчины с деловым портфелем, скорее всего это и есть тот самый помощник архитектора. Призрак просто мог стоять в коридоре, а затем раствориться в стене.

Растрелли создал массу красивейших архитектурных творений в Санкт-Петербурге, помимо Смольного собора. Здания и храмы в виде воздушных пирожных или сказочных замков вполне нормальное явление для людей того времени.

Приезжать в город лучше не менее чем на 5 дней, чтобы успеть насладиться всеми произведениями именитых архитекторов, посетить парки и дворцы былой знати, хоть на минуту почувствовать себя частью чего-то великого.

Каждому необходимо посетить Смольный собор и проникнуться атмосферой былых времен Санкт-Петербурга, когда в городе царила роскошь, и процветала духовная радость.

Оформление статьи: Мила Фридан

Архитектура Смольного собора

Внешнее убранство

В плане собор имеет немного удлинённый базиликальный план и 3 нефа, которые приближаются к «греческому кресту», а также оформленные в такой же крест угловые часовни.

Смольный собор был возведен в стиле классического елизаветинского барокко. Он окрашен в нежный голубой цвет. В проекте, который принадлежал Растрелли, собор задумывался как центрический храм. Однако императрица настаивала на том, чтобы он был выполнен как традиционный русский православный храм, с пятью куполами. И Растрелли не просто выполнил свою работу, а нашел необычное решение: построил боковые башни-колокольни рядом с центральным куполом.

При этом архитектора не смутили конструктивные издержки: башни едва стыкуются, световые проёмы, которые должны были освещать подкупольное пространство, получились частично закрытыми. За счёт этого решения Растрелли воплотил цельный образ.

Высота собора – 93,7 метра. У посетителей собора есть возможность подняться на звонницу — самую высокую смотровую площадку Петербурга и насладится прекрасным видом.

Вид из смотровой площадке на звоннице Смольного собора

Замысел архитекторы был таковым, что монастырь Смольного собора должен был заканчиваться огромной 140-метровой колокольней. Центр ансамбля должен был быть смещен, и это бы согласовывалось с архитектурой древнерусских монастырей, в которой ярусная колокольня является зрительной доминантой. Как известно, колокольня так и не была возведена, но в начале 2000-х годов, на глубине 4 метров, археологами был обнаружен крепкий фундамент на месте предполагаемой колокольни.

Он состоял из гранитного основания, под которое было забито около 10 тысяч свай из мореного дуба. Эта находка и стала подтверждением того, что Растрелли планировал постройку колокольни. Однако до сих пор среди ученых есть споры о причине отмены постройки, ведь другие здания, хоть и менее значимые, были возведены. А аргументы о том, что строительство остановили из-за плохого финансирования во время Семилетней войны, разбиваются о факт того, что возведение было остановлено в 1756 году, а война началась в 1757 году.

Интерактивная панорама собора

Воскресенский Смольный соборПравославный храм в Санкт‑Петербурге

Внутреннее убранство

Церковный зал был обустроен по проекту Василия Стасова. Был использован белый искусственный мрамор, установлено 3 иконостаса, церковная кафедра, обрамленная изысканной резьбой, ограждение перед алтарями – балюстраду, изготовили из граненого хрусталя.

До упразднения собора в годы советской власти, в нем хранились 4 редкие и ценные иконы:

  • Черниговская Божия Матерь, образ которой был написан в ризе с драгоценными камнями;
  • икона Спаса Нерукотворного;
  • образа киево-печерских чудотворцев.

Не только ценные предметы внутреннего убранства, но и иконы были украдены и вывезены после закрытия собора в 1920-х. В настоящее время в соборе хранятся 2 ценные иконы, кисти русского живописца Алексея Венецианова:

  • Воскресение Христово;
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Сад

Территория, которая прилегала к Смольному собору, пустовала после его основания. Только в 1810 году вокруг храма основали сад, оборудовали дорожки с дерном, привезли плодородные земли для деревьев и установили деревянную изгородь.

За многие годы сад сильно изменился. Многие годы он оставался без ухода, и только в 1930-х годах занялись благоустройством сада. Здесь были высажены цветы и установлены 4 фонтана.

В настоящее время сад признан памятником садово-паркового искусства. Центральную аллею украшают ярко-красные цветы и памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году в саду высадили кусты сакуры, которые были преподнесены японской королевской семьей в качестве подарка к годовщине основания Петербурга.

В 2014 году со стороны Смольной набережной ведётся строительство жилых домов, которые закрывают исторический вид на собор со стороны Невы и набережных.

История создания Смольного собора в Санкт-Петербурге

  1. Название будущему собору было уготовано его местоположением. Еще во времена Петра I на этом месте производили для строительства судов верфи смолу, и недалеко располагался Смольный дворец, где воспитывалась дочь царя, Елизавета. Когда ей пришла в голову мысль принять постриг, для возведения монастыря для себя и 120 барышень именитых фамилий она указала место этих смольных дворов.
  2. Проектировать Воскресенский Новодевичий монастырь поручено было придворному архитектору Ф. Растрелли, и первый камень с празднованием и пальбой из пушек заложили в 1748 г. Планов у Растрелли было много (сохранился даже деревянный макет монастырского комплекса в Академии художеств), он хотел избавиться от привычных для монастырей оборонных стен и главным акцентом сделать колокольню у ворот. Но в строительство вмешалась императрица. Теперь колокольню пришлось укоротить, а кроме большого купола на соборе Смольного монастыря в Петербурге (его переименовали из Новодевичьего) появились его соседи – четыре купола поменьше (правда, под ними двухъярусные колокольни).
  3. Архитектор не дожил до завершения своего шедевра, так что доделывать храм в стиле барокко пришлось другим мастерам, Ю. Фельтену и В. Стасову. Увидеть освящение собора не успела и сама Елизавета Петровна. Не были достроены купола, не поштукатурены стены, не доведены до ума интерьеры.
  4. По указу Николая I три года трудился над окончанием комплекса Стасов. Сделал он работу на славу, но слишком уж долго собору Смольного монастыря пришлось ждать открытия, целых 87 лет.
  5. В 1835 г. собор наконец посвятили, присвоив звание собора учебных заведений Питера. В 1923 г. его закрыли, используя помещения как склады и бункер с защитой от атомной бомбежки. К 1974 г. внутри уже не было иконостаса и ценностей, зато был исторический музей. Литургию разрешили провести в стенах собора только в 2010 г., привезли иконы, крест и колокол. Музейный статус на религиозный Смольный собор сменил только в 2016 г.

История

С давних времен на месте ныне существующего Смольного монастыря располагалось новгородское село Спасское. После основания Санкт-Петербурга это место использовалось для варки и хранения смолы для Адмиралтейской верфи. Так за ним и закрепилось название Смольное.

Накануне своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна решила уйти от суеты и провести остаток своих дней в стенах монастыря. Она дала распоряжение о строительстве монастыря для ста двадцати девиц из благородных семей. Оно предусматривало отдельные апартаменты каждой из девушек с комнатой для прислуги, кладовкой и кухней. Для себя как будущей настоятельницы она велела возвести отдельный дом.

Это место было выбрано специально. Будучи молодых лет отроду, Елизавета Петровна жила в находившемся здесь Смольном дворце. По этой причине дворец также назывался Девичьим.

В 1744 году руководить проектом был назначен архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. По его задумке монастырский комплекс должен был состоять из собора и расположенных вокруг него жилых корпусов. Он решил отказаться от традиционных в то время крепостных стен. Доминантой планировалась колокольня над въездными воротами. Она должна была достигать 140 метров и, соответственно, быть выше колокольни Петропавловского собора.

Закладка собора состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Монастырь назвали Смольным, по названию самого места – бывшего смольного двора.

Неоднократные изменения в проекте

1749 году Екатерина наказала переделать проект. Собор должен был стать подобием Успенского собора в Московском Кремле. Согласно новым требованиям, у Смольного собора должны были появиться, кроме главного массивного купола, еще и четыре малых.

Перед началом строительства решено было создать рабочую архитектурную модель комплекса. Для осуществления этой цели пришлось снять «три покоя и одни сени» за 11 рублей в месяц. Шесть лучших плотников трудились не покладая рук. Модель в точности повторяла последовательность строительства монастыря. После окончания создания макета его перевезли в специальную «модельную светлицу».

Для возведения монастыря были привлечены тысячи солдат и мастеровых. Они работали по 14 часов в день. Елизавета Петровна была восхищена размахом и ходом строительства. Для колокольни она велела отлить огромный колокол. Он должен был весить 20 000 пудов, а в ширину стать более 6,5 метра. Этим колоколом она хотела «перещеголять» московский Царь-колокол.

Во время строительства Растрелли неоднократно пересматривал проект. Высоту колокольни он увеличил со 140 до 167 метров, а малые купола сместил к центральному. Восхищенный этим проектом архитектор Савва Иванович Чевакинский, создавая комплекс Никольского собора, отчасти повторил проект колокольни Растрелли.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко – в отличие от европейских «фасадных» стилей Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Строительство с перерывами

Из-за начала семилетней войны в 1757 году денег на строительство стало не хватать. Проект завершен не был, а победа в войне над Пруссией развеяла желание императрицы уйти в монастырь. В 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не увидев освящение собора.

Но уже после отъезда Растрелли в Италию в 1762 году строительные и отделочные работы продолжились. Последними руководил архитектор Ю.М. Фельтен до 1775 года. Вскоре, в 1764 и 1765 годах, на втором этаже северо-восточной башни был освящен храм во имя св. вмч. Екатерины, освящение же церкви во имя св. прав. Захария и Елизаветы прошло на третьем этаже северо-западной башни.

Достраиваться собор начал уже во время правления Николая І в 1820-е годы. Архитектор Василий Петрович Стасов предложил свой проект возрождения обветшавших конструкций и коммуникаций. Он занимался реставрацией, отделкой интерьеров и пристройкой новых служебных корпусов со стороны главного входа.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящен митрополитом Серафимом как собор всех учебных заведений. В честь этого была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. За свою работу архитектор Стасов получил вознаграждение 2 000 рублей серебром в год, выплаченное ему в течение 12 лет.

Смольный собор побил все рекорды строительства в Петербурге того времени – он возводился целых 87 лет. Вместительность церковного зала составляет около 6 000 человек.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Стиль всего комплекса Растрелли можно обозначить словом «барокко», правда с примесями. Ведь придворный архитектор славился свои почерком в зодчестве, потому и выглядит собор барочным, откуда на него ни глянь (в европейских зданиях практиковался только один барочный фасад). Видно, что благодаря присутствующей повсюду лепкой и голубыми стенами зодчему удалось избавиться от гнетущей атмосферы монастырских русских построек, его идеи внесли в экстерьер собора легкость. А переделка собора в пятикупольный по просьбе Елизаветы Петровны – дань русской традиции, ведь в уме православных верующих сложился образ пятерки, состоящей из Христа и 4 евангелистов. Высотой Смольный собор совсем чуток уступает Исаакиевскому собору.
  • Колокольня Смольного собора привлекает туристов открывающимися с нее видами: можно узреть Неву, Смольный институт, Смольный монастырь, раскопки на месте взятой Петром шведской крепости Ниеншанц да и прочие интересности Петербурга. Хотя колокольня и высокая, судя по музейному макету Растрелли, она планировалась 5-ярусной и 140-метровой, то есть выше всех европейских построек. В трех верхних ярусах могли висеть колокола, а венчал бы звонницу крест. Однако было два «но»: при военном положении (шла Семилетняя война) средства взять особо было негде, да и архитектор осознал, что перегнул палку с амбициями, и оставил самым высоким зданием монастырского комплекса Смольный собор.
  • Сад Смольного собора в принципе является сквером, зажатым между площадью Растрелли, переулком Кваренги, улицей Смольного и Смольной набережной. Выделяются в нем 4 идентичных друг другу фонтана, запущенных в 1934 г.: две чаши перед зданием собора и две – позади него. Отделены фонтаны цветочными клумбами. Скамейки, аллеи, цветущие сакуры – всё чисто и ухожено.

Практическая информация о соборе

Петропавловский собор Санкт-Петербург

Режим работы летом позволяет посетить храм в любой день. Открывается с 7:00 и работает до 20:00. Экскурсии в Смольном в основном проводятся по выходным: в 13:00, 14:30, 16:00.

Расписание работы кассы собора: с 7:00 до 18:00. Билеты в собор можно приобрести не только в кассах, но и через интернет, на сайте

Вход в собор бесплатный, экскурсии – платные. Полная стоимость билета с экскурсией, составляет 250 рублей*. Также в Смольном действует система скидок и льгот: лицам до 18 лет билет обойдётся в 150 рублей, пенсионерам и студентам – 50 руб.

Смольный собор.

Посетив Питер впервые, Смольный собор можно найти по адресу: площадь Растрелли, 1.

Важно! От метро храм находится на значительном расстоянии. Добираться пешком до собора от ближайших станций («Чернышевской» или «Площадь Восстания») придётся на протяжении не менее 30-ти минут

Исходя из этого, лучше всего доехать к храму на общественном транспорте.

От станции метро «Чернышевская» можно добраться на автобусах № 46 и 22, либо на троллейбусе № 15. От «Площади Восстания» к собору ходят автобус № 22 и троллейбусы № 5, 7. Также к Смольному можно добраться на собственном автомобиле, используя Яндекс карты либо другой навигатор. Припарковать автотранспорт можно сразу неподалёку от собора, но свободные места там присутствуют далеко не всегда.

Дополнительная информация! Часто туристы желают перекусить, но на территории собора, как и положено, нет буфета или кафе. Ближайшим заведением для этих целей является кафе Uno Due Tre, которое находится на расстоянии 400 метров от собора. Также в трёх минутах ходьбы от Смольного располагается кофейня «Бодрый день», где можно отведать кофе с вкусной выпечкой.

Побывав в Санкт-Петербурге, любой турист просто обязан посетить Смольный собор и оставить в своей памяти воспоминания об одном из лучших произведений архитектуры не только в России, но и во всём мире.

*Цены актуальны на август 2021 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector