Орксэ — новый предмет в школе
Содержание:
Принципы светской этики
Несмотря на широту и разнообразие своих философских взглядов, сторонники светской этики обычно разделяют один или несколько принципов:
- Люди, благодаря своей способности сочувствовать, способны определять этические основания.
- Благополучие других является ключевым моментом в принятии этических решений.
- Люди с помощью логики и разума способны вывести нормативные принципы поведения.
- Это может привести к поведению, предпочтительнее того, которое пропагандируется или оправдывается на основе религиозных текстов. В качестве альтернативы, это может привести к отстаиванию системы моральных принципов, с которыми может согласиться широкая группа людей, как религиозных, так и нерелигиозных.
- Люди несут моральную ответственность за то, чтобы общество и отдельные люди действовали на основе этих этических принципов.
- Общества должны, если это вообще возможно, перейти от менее этичной и справедливой формы к более этичной и справедливой.
Многие из этих принципов применяются в науке о морали , использовании научного метода для ответа на моральные вопросы. Различные мыслители рассматривали мораль как вопросы эмпирической истины, которые следует исследовать в научном контексте. Наука связана с этическим натурализмом , разновидностью этического реализма .
В как хорошие люди делать трудный выбор: Устранение Дилеммы Ethical жизни , Rushworth Киддер выделяет четыре общие характеристики этического кодекса:
-
- 1. Это кратко
- 2. Обычно это не объясняет
- 3. Может быть выражено в нескольких формах (например, положительное или отрицательное, отдельные слова или список предложений).
- 4. Центры моральных ценностей
Гуманистическая этика
Гуманисты поддерживают универсальную мораль, основанную на общности человеческой натуры , и что знание о добре и зле основано на нашем лучшем понимании наших индивидуальных и общих интересов, а не проистекает из трансцендентного или произвольно локального источника, поэтому полностью отвергая веру как основу. для действий. Целью гуманистической этики является поиск жизнеспособных индивидуальных, социальных и политических принципов поведения, оценка их способности повышать человеческое благосостояние и индивидуальную ответственность, тем самым в конечном итоге устраняя человеческие страдания.
Международный гуманистический и этический союз (МГЭС) является всемирно зонтичной организацией для тех , кто придерживается к жизненной позиции гуманистов.
- Гуманизм — это демократическая и этическая жизненная позиция, которая утверждает, что люди имеют право и обязаны придавать смысл и форму своей собственной жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного исследования через человеческие способности. Это не теистический подход и не приемлет сверхъестественных взглядов на реальность.
Известно, что гуманизм придерживается принципов Золотого правила .
Светская этика и религия
Есть те, кто заявляет, что религия вообще не нужна для нравственного поведения. Далай — лама сказал , что сострадание и любовь являются человеческие ценности , независимые от религии: «Нам нужны эти человеческие ценности я называю эти светскую этику, светские убеждения Там нет никакой связи с какой — либо конкретной религии Даже без религии, как и неверующие, у нас есть… способность продвигать эти вещи «.
Те, кто недоволен негативной ориентацией традиционной религиозной этики, считают, что запреты могут только установить абсолютные пределы того, что общество готово терпеть от людей в худшем случае, а не вести их к достижению наилучшего. Другими словами, кто-то, кто следует всем этим запретам, едва избежал быть преступником, не оказал положительного влияния на мир. Они приходят к выводу, что рациональная этика может привести к полностью выраженной этической жизни, в то время как религиозные запреты недостаточны.
Это не означает, что светская этика и религия исключают друг друга. Фактически, многие принципы, такие как Золотое правило , присутствуют в обеих системах, и некоторые религиозные люди, а также некоторые деисты предпочитают придерживаться рационального подхода к этике.
Светская этика в школе
Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.
Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.
Этика ученого — что это такое
Наука — это основа развития человечества, и именно благодаря научно-техническому прогрессу люди стали чем-то большим, чем просто представителями животного мира. Однако сама по себе наука порождает множество морально-этических проблем и вопросов. Именно из-за этого еще в древности возникла необходимость формирования определенных принципов профессиональной этики ученых.
Огромное количество научных достижений принесли значительное количество вреда человечеству, и с ускорением научно-технического прогресса объем такого потенциального вреда лишь увеличивается. Эксперименты нацистских и японских врачей над живыми людьми, создание и использование ядерной бомбы, разработки химического и биологического оружия — все эти однозначно негативные достижения человечества возникли именно благодаря науке.
Таким образом, можно определить само понятие этики ученых. Профессиональная научная этика — это комплекс моральных и нравственных принципов и норм, которых следует придерживаться научному сообществу в рамках проведения исследований, экспериментов и изысканий. Кроме этого, под научной этикой также подразумевают непосредственно дисциплину, изучающую вопросы возникновения, развития, взаимодействия и исчезновения моральных и нравственных нормативов в сфере науки и исследовательской деятельности.
Профессиональная этика ученого призвана установить определенные границы в вопросах целесообразности проведения научных изысканий, привязать научные исследования и эксперименты к действующим принципам общественной морали, а также разрешить самые базовые конфликты общественных нравственных принципов с необходимостью проведения научных исследований. Соответственно этому, профессиональная научная этика формируется под действием двух основных факторов:
- Действующих принципов общественной нравственности и морали. Наука не должна противоречить общей морали и нравственности, по крайней мере в базовых идеях и принципах. В то же время, наука не может безгранично следовать сугубо общественной морали и нравственности, так как иначе не будет возможностей для развития. Нравственные ограничения не должны препятствовать науке, создавая абсолютные преграды.
- Профессиональных идей и принципов научного сообщества. Определенные принципы научной этики устанавливаются конечно же самим сообществом ученых, с учетом всех особенностей их профессиональной деятельности и потребностей общества в научном прогрессе.
Таким образом, научная этика не является целиком стабильной. Она адаптируется к общественному мнению, а также опирается на текущие идеи и достижения научно-технического прогресса и научной мысли. Так, астрономические изыскания в Средние века часто осуждались общественной моралью, равно как и попытки пересмотреть достижения греческих ученых, однако впоследствии стали нормой.
Соответственно и многие запретные на сегодняшний день темы и направления исследований могут стать допустимыми в будущем. И напротив — когда в середине 20-го века некоторые ученые и медики считали допустимыми исследования, проводимые над людьми без их согласия, то сейчас такие действия считаются недопустимыми. А значит — ряд нынешних нормативов морали и нравственности могут считаться для будущего человечества чем-то аморальным и неприменимым в их жизни.
Сейчас нет единой точки зрения на этику ученых в принципе. Многие спорные вопросы в сфере этики обсуждаются в научном сообществе в целом. В различных странах также могут отличаться подходы к научной этике, которая адаптируется под моральные и нравственные ценности культуры и государства.
Что же является основой «Основ светской этики»?
Термин «этика» используется в русской
философии лишь со второй половины XIX века, а термин
«светская этика» вообще не имеет традиции в русской
философской мысли. В европейской традиции теория морали,
начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой
(философией морали), но никогда — светской этикой. В
школах Германии, например, имеется предмет «Этика»,
однако нет предмета «Светская этика». Потому он и не
противопоставляется основам религиозной культуры и
религиозному воспитанию.
Нелепое внедрение так называемой
«светской этики» в одном ряду с основами религиозных
культур — это не что иное, как попытка идеологов атеизма
представить свою секулярную «светскость» как неорелигию.
Тогда атеисты получают возможность продолжать
воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё
время подчеркивают, что «Основы православной культуры»
должны иметь только информативно-культурологический
характер и не ставить задачи религиозного воспитания.
На самом деле «светская этика» не может
и не должна быть альтернативой основам религиозной
культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде
всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети
должны иметь возможность изучать основы православной
культуры, а не основы православной этики (или основы
иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за
некую отвлеченную «светскость» (без атеистического
содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль
«Основы светской культуры». Однако они назвали свой
модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить
монополию на атеистическое воспитание школьников. И в
этом им усердно помогают солидарные с ними средства
массовой информации.
Никакой «светской этики» как целостного
и дисциплинарно внятного учебного предмета не
существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах
социальной концепции» (2000 г.) смогла чётко
сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то
в современном секулярном обществе нет никаких четких
конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в
силу собственной исторической ситуации России, сколько в
силу общих нравственных и социальных проблем мирового
сообщества.
Так называемая «светская этика» при её
изучении превращается в «универсальную этику»,
«глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см.
«Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет
смысл сама этика, как учение, отличающееся от
вседозволенности. Постепенно «светская этика»
превращается в этику одного человека. Согласно учению
Ницше, человек сам «может стать источником своих
собственных ценностей и проверять эти ценности своим
«собственным огнем»». Так и в учебном пособии для
учащихся «Основы светской этики» содержится учение,
вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает,
что человек сам может определить, что такое добро, а что
такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)
Поскольку само представление о добре в
«истории светской этики» эволюционирует, то и призыв к
нему становится не только безосновательным, но и
бессмысленным. Возникает вопрос — что же на самом деле
существует: «Основы светской этики» или «этика
отсутствующих основ»? …
В «Рабочей тетради для учителя»
содержатся такие вопросы (для учащихся), что их
задавать-то детям нельзя, если учитель не желает сам
подтолкнуть школьника на путь оправдания зла.
Существует ещё одна сторона проблемы.
Мало того, что многим родителям без
достаточного разъяснения была рекомендована «светская
этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ православной
культуры». В модуль-предмет «Основы православной
культуры» (как и в модули по другим религиозным
культурам) усиленно внедрялась так называемая
толерантность.
Проблема
В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку
Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую
В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.
Природа и этика
Могут ли отношения между животными, встречающимися в природе, и между людьми на раннем этапе эволюции человека стать основой человеческой морали — это постоянно нерешенный вопрос. Томас Генри Хаксли писал в « Эволюции и этике» в 1893 году, что люди совершают серьезную ошибку, пытаясь создать моральные идеи, исходя из поведения животных в природе. Он заметил:
Известный биолог и писатель Стивен Джей Гулд заявил, что «ответы не будут пассивно прочитаны природой» и « фактическое состояние мира не учит нас, как мы, обладая своими способностями к добру и злу, должны изменять или сохранять это самым этичным образом ». Таким образом, он пришел к выводу, что идеи морали должны исходить из формы высшего ментального разума, при этом природа рассматривается как независимое явление.
Эволюционная этика — не единственный способ связать природу с этикой. Например, существуют этически реалистические теории, такие как этический натурализм . С этическим натурализмом связана также идея о том, что этику лучше всего изучать не только через призму философии, но также и науки ( науки о морали ).
***
-
Безголовый урод
— иерей Димитрий Фетисов - Нужна ли школе «светская этика»? — протоиерей Борис Пивоваров
- «Основы светской этики», или Зальем пожар керосином! — Размышления пастыря о новом школьном предмете — протоиерей Георгий Бирюков
- Справка о критических недостатках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — Игорь Понкин
- Православная культура в школе — наш жизненный выбор! — фильм Алены Поликовской и Максима Лагунова
- «Основы православной культуры» — шанс детей стать и образованными и счастливыми — спецвыпуск газеты «Томские епархиальные ведомости», посвященный выбору школьного курса «Основы православной культуры»
Личная и профессиональная этика.
Большинство из нас считает себя этичными. Обычно нам нравится чувствовать, что мы поступили «правильно». Ваша личная этика так же важна, как и ваша профессиональная этика. Одно дело знать, что вам следует делать (то, что вам говорят, что вы должны делать), но другое дело – стремиться к «правильному» образу действий. Очевидно, что членство в профессиональной организации требует соблюдения кодекса этического поведения.
Представители общественности могут доверять вам, потому что вы являетесь членом авторитетной профессиональной организации. От общества не ожидается, что оно знает, как оценивать способности или этические нормы врача, юриста или бухгалтера. Они верят, что профессиональные организации сделают это за них
Это означает, что как профессионал вы обязаны обществу определенным уровнем честности и объективности, а также профессиональной компетентностью и должной осторожностью, конфиденциальностью и профессиональным поведением. Другими словами, вы должны соблюдать основополагающие принципы, изложенные в нашем Кодексе этики и поведения, просто потому, что вы профессионал и у вас есть профессиональная этика
Ваши собственные ценности, интересы и опыт – это фильтр, через который вы рассматриваете любую ситуацию. Вы должны знать об этих фильтрах, потому что они могут повлиять на ваше профессиональное суждение
Вот почему важно уметь распознавать свою личную этическую точку зрения, когда вы применяете свою профессиональную этику. Вы должны знать разницу между ними
Как профессиональный бухгалтер вы должны стремиться сохранять объективность, помня о том, что ваши личные ценности являются именно такими – личными и уникальными для вас.
Таким образом, профессиональная (деловая, служебная, рабочая, корпоративная) этика – это принципы, лежащие в основе делового поведения, и они могут отличаться от ваших личных этических принципов.
Этика и мораль.
Этика и мораль относятся к понятиям «правильного» и «неправильного» поведения.
Термины «этика» и «мораль» не всегда используются последовательно и точно в повседневном контексте, и их обычные значения не всегда соответствуют использованию этих терминов философами. Этика часто используется в связи с деятельностью организаций и профессиональными кодексами поведения: например, медицинская и деловая этика, которые часто формализованы в виде исчерпывающих сводов правил или руководящих принципов, определяющих, как сотрудники должны вести себя на своих рабочих местах (например, в отношении обязанности проявлять заботу или конфиденциальности, которые медицинские работники обязаны своим пациентам; или медицинских этических принципов милосердия, непричинения вреда, уважения автономии и справедливости). С другой стороны, мораль чаще используется в связи с тем, как люди ведут свою личную, частную жизнь, часто в отношении личной финансовой честности, законного поведения и приемлемых стандартов межличностного поведения (включая правдивость, честность и сексуальные отношения).
Иногда эти два термина используются как взаимозаменяемые, но они разные. Этика относится к правилам, предоставленным из внешнего источника, например, кодексам поведения на рабочем месте или религиозным принципам. Мораль относится к личным принципам относительно правильного и неправильного.
Вопрос нравственности
Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет — соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.
Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.
Примеры светских этических кодексов
Гуманистические манифесты
В Гуманистические манифесты три манифесты , первый опубликованный в 1933 году, что контурные философские взгляды и позиции по гуманистов . Неотъемлемой частью манифестов является отсутствие сверхъестественного руководства.
Закон о девушках-скаутах
Закон о девушках-скаутах гласит:
- Я сделаю все возможное, чтобы быть
-
- честный и справедливый,
- дружелюбный и услужливый,
- внимательный и заботливый,
- мужественный и сильный, и
- ответственность за то, что я говорю и делаю,
-
- и чтобы
-
- уважать себя и других,
- уважать авторитет,
- разумно использовать ресурсы,
- сделать мир лучше, и
- Будь сестрой для каждой девушки-скаута.
-
Концепция чести Военно-морской академии США
«Гардемарины — честные люди: они отстаивают то, что правильно.
-
-
- Они говорят правду и гарантируют, что вся правда станет известна. Они не лгут .
- Они придерживаются справедливости во всех действиях. Они гарантируют, что работа, представленная как их собственная, является их собственной, а помощь, полученная из любого источника, санкционирована и должным образом задокументирована. Они не обманывают .
- Они уважают собственность других и гарантируют, что другие могут получить выгоду от использования их собственной собственности. Они не воруют «.
-
Миннесотские принципы
Миннесотские принципы были предложены «Миннесотским центром корпоративной ответственности в 1992 году в качестве руководства для международной деловой деятельности»:
Деловая деятельность должна характеризоваться справедливостью. Мы понимаем, что справедливость включает справедливое отношение и равенство возможностей для всех участников рынка.
Деловая деятельность должна отличаться честностью. Под честностью мы понимаем откровенность, правдивость и выполнение обещаний.
Деловая деятельность должна характеризоваться уважением к человеческому достоинству
Мы понимаем это так, что в деловой деятельности следует уделять особое внимание менее влиятельным и обездоленным.
Деловая деятельность должна характеризоваться уважением к окружающей среде. Мы понимаем, что это означает, что деловая деятельность должна способствовать устойчивому развитию и предотвращать ухудшение состояния окружающей среды и нерациональное использование ресурсов.
Роторный четырехходовой тест
Четырехсторонний тест — это «стержень этической практики Ротари Интернэшнл». Он действует как проверка мыслей и действий. Он спрашивает: «О том, что мы думаем, говорим или делаем»:
- Это правда?
- Справедливо ли это по отношению ко всем, кого это касается?
- Сможет ли это укрепить доброжелательность и дружбу?
- Будет ли это выгодно всем заинтересованным сторонам?
Военные кодексы
Поскольку Конституция Соединенных Штатов запрещает установление государственной религии, военные кодексы поведения США обычно не содержат религиозного подтекста.
Кодекс чести Вест-Пойнт
В Вест — Пойнт честь код государства , что « курсант не будет лгать, обманывать, воровать, или терпеть тех , кто это делает.» Положение о недопустимости является ключевым в отличии его от множества других кодексов.
Светская и религиозная этика — в чем разница.
Религиозная этика (христианская, теистическая) – это правила поведения, которые построены на вере в то, что Бог является центральным элементом и именно он повелевает или предписывает что-то, что делает что-то хорошим. Утверждается, что без его предписания это нельзя было бы назвать хорошим. Все этические принципы поведения базируются на Господних заповедях. Бог есть истина, поэтому, чтобы поддерживать истинную этику, человек должен основывать свою жизнь на Божьих заповедях.
Светская этика – это вера в то, что правила устанавливает человек, а не Бог. Сторонники светской этики считают, что даже если бы Бога не было, пытать людей просто ради удовольствия все равно было бы неправильно, то есть некоторые общие этические принципы остаются одинаковыми независимо от того, существует ли Бог или нет. Определенные этические реалии останутся такими же нетронутыми в безбожном мире, как и в мире с Богом. Светская этика находится в рамках атеизма и натурализма. В светской этике Бога нет, поэтому человек должен создать и поддерживать установленный стандарт этики.