Деизм — это… определение, история и принципы

Работы деистов

Классическим текстом для деизма является, вероятно, работа Томаса Пейна «Век разума», где он утверждает: «Я верю в одного Бога, и не больше; и я надеюсь на счастье за ​пределами этой жизни. Я верю в равенство человека; и я верю, что религиозные обязанности состоят в том, чтобы добиваться справедливости, быть милосердными и пытаться сделать наших соотечественников счастливыми».

«Я не верю в вероучение, исповедуемое еврейской церковью, римской церковью, греческой церковью, турецкой церковью, протестантской церковью и какой-либо другой церковью, о существовании которой я знаю. Мой собственный разум — это моя собственная церковь».

Где зародился деизм? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Родиной деизма была Англия, затем учение стало популярным во Франции и в Германии. В каждой из стран направление имело свою характерную окраску, сочетаемую с ментальностью людей. Именно эти три страны являлись центрами идеологии Просвещения, большинство научных открытий произошли именно в них.

В Англии деизм не был повсеместно распространен среди образованных людей. Лишь узкая прослойка писателей и философов во главе с лордом Чербери «зажглась» новой идеей. Они писали многочисленные труды, опираясь на идеи античных философов. Основатель деизма резко критиковал церковь: он считал, что она обладает безграничной властью, основанной на слепой вере людей.

Второе название деизма – это религия разума, описанная в «Трактате об истине», труде Чербери. Пик популярности направления в Англии пришелся на первую половину 18-го века: идеи учения стали разделять даже глубоко верующие люди.

Большое значение имел деизм для Франции: Вольтер, Мелье и Монтескье жестко критиковали власть церкви. Они протестовали не против веры в Бога, а против навязываемых религией запретов и ограничений, а также против большой власти церковных служащих.

Вольтер – это ключевая фигура во французском Просвещении. Ученый из христианина превращается в деиста. Он признает рациональную веру, а не слепую.

Деисты Германии читали труды своих английских и французских современников. Далее они образовали популярное движение «Просвещение». Немецкий философ Вольф был деистом: благодаря ему протестанская религия стала более свободной.

Бог есть природа

Деизм, таким образом, якобы признает Бога, но полностью отвергает Его потребность в человеке, что открывает прямой путь к открытию богоборчества. Не случайно Деист Вольтер обратился к католической церкви с таким кощунственным призывом: «Раздави змея!».

Дейзм — не случайный продукт мышления некоторых «странных» философов. Своими психологическими корнями она обязана первобытному человеку, который мечтал стать «как Бог», без Бога, против Бога, и начал «новую жизнь» (=смерть) в «новом» мире. Это унаследованное «Я», получившее в церковной жизни благоприятную почву для своего развития, секуляризовалось в ту эпоху на Западе и породило множество болезненных проявлений в человеческом разуме и сердце. К ним относятся деизм, атеизм, материализм, масонство и т.д.

Влияние деизма

Со второй половины XVIII века деизм использовал науку для оправдания своей позиции. Например, Исаак Ньютон смог объяснить, как Вселенная и все вокруг нас работает, без опоры на веру. Многим явлениям, которым ранее человек приписывал божественное происхождение, было дано простое механическое объяснение. Развитие науки способствовало снижению религиозной веры среди интеллектуальной элиты. Будучи философом и математиком, Декарт сводил бога к «математической абстракции». Разум оттолкнул веру в мифологию и суеверия, и деизм как следствие быстро перерос в атеизм. Наука, казалось, участвовала в вековой битве с религией.

Деисты – известные исторические личности и ученые

Неудивительно, что классический приверженец деизма имел высшее образование и увлекался историей. Когда человек знает физику, его невозможно убедить в том, что радуга или гром – божественные явления. Ученый может предполагать, что первопричиной всего был Бог, который сформировал гармоничный и красивый мир, дал ему логичные законы, по которому все живет и движется. Но Всевышний не вмешивается в происходящие события. Они происходят в соответствии с открытыми физическими законами.

Известными деистами были:

  • Исаак Ньютон.
  • Вольтер.
  • Жан-Жак Руссо.
  • Дейвид Юм.
  • Александр Радищев.
  • Жан Боден.
  • Жан Батист Ламарк.
  • Михаил Ломоносов.

Идеи деизма до сих пор пользуются популярностью. Многие западные ученые являются деистами – они признают Божественное начало мира, при этом отлично знают свою область науки.

Современный деизм

Современный деизм пытается объединить классический деизм с современной философией и текущим состоянием научных знаний. Эта попытка породила широкий спектр личных убеждений в рамках широкой классификации веры «деизм».

Существует ряд подкатегорий современного деизма, включая монодеизм (это стандартная концепция деизма по умолчанию), пандеизм , панендеизм, духовный деизм, деизм процесса, христианский деизм , полидеизм , научный деизм и гуманистический деизм. Некоторые деисты видят замысел в природе и цель во вселенной и в своей жизни. Другие видят Бога и вселенную в процессе сотворчества. Некоторые деисты рассматривают Бога в классических терминах и видят, что Бог наблюдает за человечеством, но не вмешивается напрямую в нашу жизнь, в то время как другие видят Бога как тонкий и убедительный дух, который создал мир, а затем отступил, чтобы наблюдать.

Недавние философские дискуссии о деизме

В 1960-х богослов Чарльз Хартсхорн скрупулезно исследовал и отверг как деизм, так и пандеизм (а также пантеизм ) в пользу концепции Бога, характеристики которой включали «абсолютное совершенство в некоторых отношениях, относительное совершенство во всех других» или «AR», письмо что эта теория «способна последовательно охватить все положительное в деизме или пандеизме», делая вывод о том, что «панентеистическая доктрина содержит все деизм и пандеизм, за исключением их произвольного отрицания».

Чарльз Тейлор в своей книге 2007 года «Светский век» показал историческую роль деизма, ведущую к тому, что он называет исключительным гуманизмом. Этот гуманизм призывает к моральному порядку, онтическая приверженность которого полностью внутричеловеческая, без ссылки на трансцендентность. Одно из особых достижений такого основанного на деизме гуманизма состоит в том, что он открывает новые, антропоцентрические моральные источники, с помощью которых люди мотивируются и наделены полномочиями для совершения актов взаимной выгоды. Это область ограниченного, изолированного «я», которое является средоточием достоинства, свободы и дисциплины и наделено чувством человеческих способностей. Согласно Тейлору, к началу 19 века этот исключительный гуманизм, опосредованный деизмом, развился как альтернатива христианской вере в личного Бога и порядок чудес и тайн. Некоторые критики деизма обвиняют приверженцев в содействии росту нигилизма .

Деизм в современной Америке

По оценкам американского исследования религиозной идентификации (ARIS) 2001 года, в период с 1990 по 2001 год количество самоидентифицирующих деистов выросло с 6000 до 49000, что составляло около 0,02% населения США в то время. Опрос, проведенный ARIS в 2008 году, показал, что на основании заявленных ими убеждений, а не религиозной идентичности, 70% американцев верят в личного Бога, примерно 12% — атеисты или агностики, а 12% верят в «деистскую или языческую концепцию Божественного». как высшая сила «, а не как личный Бог.

Термин « церемониальный деизм » был введен в обращение в 1962 году и использовался с 1984 года Верховным судом Соединенных Штатов для оценки изъятий из Положения о создании Первой поправки к Конституции США, которые считаются выражением культурных традиций, а не серьезными заклинания божества. Было отмечено, что этот термин не описывает какую-либо школу мысли в самом деизме.

Пантеизм

Пантеизм (с греческого παν — все; и θεόσ — Бог) — религиозно-философская доктрина, которая по существу отождествляет Бога с космосом (природой, человеком). Бог не зачат в пантеизме как человек, существующий в самом себе, независимый от мира. Он полностью имманентен (от латинского immanens — содержится в чем-то) в космосе. Иудейский философ Спиноза (†1677) заявил: «Бог есть природа» (Deus sive natura). Согласно пантеистической доктрине, человек — это частица божественности, которая осознает себя лишь на мгновение в своей земной жизни, а затем навсегда растворяется в бесконечном океане духа. Пантеизм, по сути, отрицает не только свободу воли человека, но и реальность либо мира, либо Бога.

Пантеизм имеет долгую историю и множество вариантов. Он особенно развит в индийских системах мышления. Пантеизм существовал там тысячи лет. На Западе она принимала разные формы у разных мыслителей (Спиноза, Гегель, Шлейермахер).

В России она была разработана очень примитивно Львом Толстым. Вместо Бога он поставил «причину жизни», то есть любовь. По словам Толстого, нет ни личного Бога, ни личного бессмертия человека, а следовательно, и реального смысла жизни. Какой смысл в исчезновении?

Пантеизм, как и деизм, не дает оснований для живого, личного отношения человека к Богу, так что религия в нем становится по существу невозможной. Он появляется только тогда, когда безличный источник (например, Брахман) воплощается и становится личным божеством (например, Кришна).

Влияние деизма на развитие философии

Деизм в философии — это абсолютно новое направление, давшее начало как минимум трем мировоззренческим концепциям:

  • Эмпиризму.
  • Материализму.
  • Атеизму.

На идеи деизма опирались многие немецкие ученые. Кант использовал их в своем известном труде «Религия в пределах только разума». Даже до России дошли отголоски европейского Просвещения: в 18-19-м веках новое направление стало популярным у российских прогрессивных деятелей.

Деистические идеи способствовали:

  • Борьбе с предрассудками и суевериями.
  • Распространению научного знания.
  • Положительному толкованию прогресса.
  • Развитию общественной мысли.

Различные школы мысли

Широкий спектр мысли, доступный в рамках идеи христианского деизма, включает модели и пандизма с простым почтением к посланию терпимости, провозглашенному человеческим Иисусом, к вере в Иисуса как своего рода естественную божественную фигуру, мистический продукт рациональных процессов рациональной вселенной . Пример широты, приписываемой христианскому деизму, можно найти в этой критике позиции:

Христианские деисты не поклоняются Иисусу как Богу. Тем не менее, существуют разные взгляды на точную природу Иисуса, а также разные уровни признания традиционной ортодоксальной деистической веры по этому вопросу. Есть две основные богословские позиции.

Иисус как Сын Божий

Что касается христианских деистов, которые смотрят на Иисуса как на Сына Божьего (но не на самого Бога), то христианский аспект их веры проистекает из трех основных аспектов предшествующей христианской мысли.

Они придерживаются модифицированного взгляда на Пелагиуса , согласно которому нет необходимости в божественной помощи для совершения добрых дел и что единственная необходимая «благодать» — это провозглашение закона. Они также придерживаются умеренной версии теории морального влияния философии искупления . Они сочетают эти две философии с некоторыми аспектами классической унитарной теологии. В самом деле, господствующая деистическая мысль способствовала подъему самого унитаризма, когда люди в XIX веке все больше идентифицировали себя как унитарианцев, а не как деистов.

Иисус как учитель нравственности

Христианские деисты, которые не верят в Иисуса как в сына Божьего, категорически отвергают любые теории искупления.

Различные теории получают разные уровни отвержения, наиболее сильное отвержение относится к теории уголовного замещения , которая утверждает, что Иисус должен был умереть в качестве жертвы, чтобы заплатить «смертную казнь» за человечество и спасти его от «гнева» Бога. И они не рассматривают Бога как причудливого тирана, который насылает язвы и эпидемии, чтобы наказать людей на земле и который планирует мучить людей в « аду » в будущем. Христианские деисты отвергают эти идеи как результат человеческой ненависти и неспособности признать естественные законы любви Бога к другим.

Христианские деисты считают себя учениками или учениками Иисуса, потому что Иисус учил естественным законам Бога. Но христианские деисты верят, что Иисус был всего лишь человеком. Иисусу приходилось бороться с собственными временами разочарования, печали, гнева, предрассудков, нетерпения и отчаяния, точно так же, как другие люди борются с этими переживаниями. Иисус никогда не утверждал, что он совершенен, но он был привержен следованию естественным законам любви Бога.

Отход от христианства и деизма

Христианский деизм может отличаться как от господствующего деизма, так и от ортодоксального христианства. Иногда это может касаться одного и того же предмета, но чаще всего христианский деизм соглашается с одним из них по заданной богословской теме только для того, чтобы не соглашаться по следующей богословской теме.

Христианский деизм противостоит доктрине предопределения, согласно которой все происходящее считается волей Бога, и вместо этого склонен верить в концепцию свободы воли. Жан Кальвин был сторонником теории предопределения, согласно которой Бог якобы определяет все, что происходит, хорошее или плохое. Христианские деисты верят, что Бог никогда не хочет, чтобы кто-либо был болен или ранен. Плохие вещи происходят в результате предыдущих взаимодействий, которые привели к определенному результату. Эти плохие вещи могут быть вызваны вмешательством в естественные процессы, которые приводят к негативным последствиям для углеродной жизни, или человеческим взаимодействием на поверхности Земли, которое приводит к неблагоприятным условиям для других. Христианские деисты верят, что Бог наделил человеческий интеллект исцелять многие болезни, но Бог не вмешивается напрямую, чтобы исцелять людей по требованию каким-то сверхъестественным явлением. Считается, что люди уже обладают наделенной способностью создавать синергетический эффект и тем или иным образом вносить свой вклад в развитие более справедливых обществ на Земле, будь то посредством научного понимания или духовного просвещения. Однако некоторые христианские деисты также решительно выступают против господствующего деистического представления о том, что священные тексты, такие как Библия, не содержат откровенных истин.

Деизм, пантеизм, атеизм, христианство: различия

Бог деистов совершенно отличается от того бога, какого рассматривают традиционные авраамические религии: бог не имеет личности и не общается с людьми. Деисты склонны воспринимать его как абстрактный логический принцип, а не антропоморфное существо с потребностями и горячим желанием контролировать человечество.

В отличие от религий Авраама, атеизм имеет общую почву с деизмом. Это проявляется хотя бы в том, что и деисты и атеисты считают, что Библия и другие религиозные произведения являются скорее работами политического характера, чем святым словом бога. Оба верования утверждают, что почти для каждого явления вокруг нас есть натуралистическое объяснение. Фактически единственное реальное различие между атеизмом и деизмом — это объяснение истоков времени и пространства. Деисты утверждают, что бог создал Вселенную и ее правила, но не сделал и не будет делать ничего другого. Атеизм же отрицает существование какого-либо бога и, следовательно, его вовлечение в создание Вселенной. Таким образом, атеизм можно рассматривать как деизм нового времени.

Пантеизм по своей духовной сущности тоже близок к деизму. Его история развития внушительна. В пантеизме бога не представляют отдельно от мира, самого по себе, так как он имманентен, то есть присущ чему-либо. Наиболее точно в этом плане выразился Спиноза: «Бог – это природа». Пантеизм наиболее характерен для индийских философских систем.

Деистические убеждения

Аналогией, часто используемой для объяснения философского деизма, является часовой мастер: часовщик создает часы и разрабатывает механизм, но в итоге устройство работает самостоятельно.

Вместо того чтобы верить Библии, деисты обычно рассматривают Ветхий Завет в лучшем случае как исторический роман с добавленными сверхъестественными атрибутами, а Новый Завет — как настоящий способ промывания мозгов. Они рассматривают Иисуса и Павла как философов, не имеющих ничего от Всемогущего.

В отличие от представителей известных религий, многие деисты не поклоняются богу, поскольку не видят никаких доказательств того, что он хочет того, чтобы ему поклонялись. Тем не менее деисты, которые все еще желают пользоваться атрибутами церковных служб, могут посещать унитарные универсалистские общины, где недостаток веры в Библию обычно не подвергается стигматизации.

Примеры[править]

Мифология и фольклорправить

  • Многочисленные пословицы типа «на Бога надейся, а сам не плошай» намекают на невозможность, или, во всяком случае, маловероятность прямого божественного вмешательства

    Либо на то, что в христианстве называется синергией: Бог отвечает Своей помощью на усилия самого человека, «девятьсот девяносто девять камней Бог поднимет за тебя, но тысячный камень ты должен поднять сам».

    .

  • Хаос из греческой мифологии: создал мир, но никак на него не влияет и в дальнейшем в мифах не фигурирует.

Литератураправить

Русскоязычнаяправить

  • Н. С. Лесков, «Соборяне» — ученик Алёша Лялин заявляет учителю, что «допускает только Бога Творца, но не признает Бога Промыслителя».
  • Л. Н. Толстой, «Разрушение Ада и восстановление его» — предлагаемая картина мира близка к деистической; отрицается воскресение Христа и другие чудеса, а также действенность церковных таинств.
  • Ник Перумов — в Упорядоченном именно такая картина в целом: Творец его создал и отстранился. С прикрученным фитильком

    Так безрезультатно же. Были бы с ним постоянно на связи — фитилек бы тем самым прикрутили. Да и действовали уже давно в своих интересах, а как запахло жареным, побежали папку звать. А вот Дальние, будучи самым последним экспериментом Творца, действуют и поныне так, как он замыслил. Вот это фитилек прикручивает.

     — последним его актом творения были Молодые Боги, которые впоследствии пытались с ним связаться, но безрезультатно.

На других языкахправить

  • Станислав Лем, «Профессор Коркоран» — ГГ ничего не меняет в созданной им виртуальной реальности, несмотря на периодически возникающий соблазн.
  • Артур Кларк, «Звезда» — зигзаг: одно из евангельских чудес (вифлеемская звезда) объясняется рационально, как вспышка сверхновой, хотя верующий рассказчик все же предполагает, что эта вспышка могла быть инициирована Богом.
  • К. С. Льюис, «Мерзейшая мощь» — зигзаг: Бог не мог бы послать подчинённые ему силы на Землю для разрушения демонического Института, если бы люди до этого не нарушили изоляцию Земли сами своими перелётами к Марсу и Венере.
  • Лавкрафтианские ужасы — Азатот, здешний Творец, одновременно со всемогуществом полностью безумен и неадекватен, а потому на реальность сознательно в силу своего слабоумия не влияет, однако может по желанию левой пятки как создать, так и уничтожить бесконечное множество вселенных.

Телесериалыправить

«Сверхъестественное»: зигзаг с местным всевышним. Поначалу Дин искренне уверен, что Бога нет; затем, познакомившись с ангелами, он волей-неволей признает существование Творца, но тут выясняется, что Бог так давно и надолго покинул свое творение, что ангелы сами впали в деизм и утратили веру в его возвращение. И действительно, Бог поначалу выглядит точь-в-точь как сабж этой статьи — ни во что не вмешивается, предоставляя событиям идти своим чередом и переложив спасение человечества на плечи Винчестеров. Правда, в 11 сезоне ему все-таки приходится принять участие в судьбе созданного им мира, а к финалу 14 сезона он превращается в изрядного козла и собирается выпилить население Земли путем зомби-апокалипсиса.

Видеоигрыправить

The Elder Scrolls — Ану и Падомай, первосущества сеттинга, в то, что происходит в Аурбисе никоим образом не вмешиваются.

  • Одним из первых деистов можно назвать Аристотеля, который считал, что причина мира есть бог — недвижимый двигатель, который запустил однажды вселенскую гармонию, и теперь она работает по установленным богом законам. Помимо главного бога, у Аристотеля были и другие, сотворённые им; отчасти они соответствовали планетам.
  • Был мегамоден в XVII—XVIII веках. Некоторые философы XVII в. и эпохи Просвещения, вроде Гоббса и Вольтера, были деистами. Всплеск популярности деизма в то время был связан с открытиями Ньютона (который был теистом-арианином) и развитием механики, из-за которых Вселенную начали представлять в виде часов, заведённых однажды небесным часовщиком и с тех пор не перестающих тикать.
  • Деистами звали себя многие «отцы-основатели» США, например, Джефферсон и Франклин. Это привело их к чётко высказанному утверждению, что новоявленная страна «христианской» не является. Но во имя Deus Absconditus умоляю, не говорите этого американским консерваторам! Желчью изойдут, а потом в клочья порвут или хотя бы попытаются (по собственному опыту говорю).
  • Попытку создать деистическую религию Верховного Существа и навязать её народу предприняли в конце того же XVIII века французские революционеры. Неудачно.
  • Чарльз Дарвин во время написания «Происхождения видов».

Учение Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и множественности миров

Натурфилософия Бруно — он называл ее полянской философией по месту ее возникновения — знаменует собой решающий шаг к онтологической «ориентации» мира. Иерархия средневекового мировоззрения, с присущими ей уровнями бытия и степенями совершенства, преобразуется Бруно в качественное, однородное бытие Вселенной, свободное от внутренних пределов и мер. Мир, Вселенная уже не воспринимается как творение Всемогущего Бога, а трактуется в пантеистическом духе как его открытие, проявление, появление в бесконечном многообразии существующих вещей. Для Бруно Вселенная — это все, чем она может быть; возможность совпадает в ней с реальностью абсолютным образом. Бесконечность Вселенной является неизбежным следствием силы и полноты бесконечно действующей причины. Ноланец характеризует ее так: «Вселенная — это неограниченная субстанция, неограниченное тело в неограниченном пространстве, то есть пустая и в то же время заполненная бесконечность. Поэтому вселенная едина, а миры бесчисленны. Хотя отдельные тела имеют конечный размер, их количество бесконечно». Для их описания Бруно, вслед за Н. Кусанским, использовал образ бесконечной сферы, центр которой находится везде, а поверхность — нигде. В этой сфере длина и ширина, право и лево, верх и низ одинаковы. Опираясь на астрономические открытия Н. Коперника и Т. Браге, Бруно разрушает «кристаллическую сферу неподвижных звезд», на которой была основана космология Аристотеля и Птолемея. Бесчисленные «лучистые миры», рассеянные в бесконечном пространстве, возникли из единой материи как «порождающее лоно» и могут иметь разумных обитателей. Ведь несотворенная и вечная материя является первоосновой всех вещей, «божественным бытием в вещах» (итал. essere divino nelle cose).

В вопросе о структуре материи Бруно следовал, с одной стороны, атомистической традиции Демокрита, Эпикура и Лукреция, с другой — развивал доктрину Кузанского о минимуме и пределе. Подход к неделимости первых начал заключался в объединении физических и математических явлений с целью отражения внутренней структуры Вселенной. Бруно различает общий минимум — наименьшее в данном наборе явлений — и абсолютный минимум — предел, совпадающий с атомом в сфере материальной экзистенции и с монадой в сфере метафизических идей. Атомы, как «первичные частицы», из которых состоят все тела, тождественны в силу присущей всем телесным вещам материи. Различия вещей создаются соединением, комбинацией и расположением атомов. Переходя от физики к геометрии, Бруно указал на предел делимости: линия — это движущаяся точка, поверхность — движущаяся линия, тело — движущаяся поверхность. Вывод Ноланца: движущаяся точка — субстанция всех геометрических фигур, а неподвижная точка — все. Таким образом, как и у Кузанского, минимум или монада совпадает с максимумом и целым. Абсолютное совпадение противоположностей не означает абсолютного покоя. Бруно разделяет древний принцип «универсальной одушевленности»: Вселенная полна жизни, порядка, обмена и движения. Мириады одушевленных миров, «великие животные» (итал. grandi animali), существуют не в пустоте, как думают атомисты, а в среде, которая «заключает, сохраняет, движет и порождает». Бруно называет его эфиром.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
  2. Концепция «вечного возвращения» Ф. Ницше как философский миф
  3. Эстетика Шеллинга
  4. Разумная душа – ее смертность и бессмертие в арабо-исламской философии
  5. Возможность и действительность
  6. Часть и целое в философии
  7. Философия Кирилла Туровского
  8. Движение как атрибут бытия
  9. Методологическое сомнение в философии р. Декарта
  10. Культурно-философская антропология

Определение

Что же подразумевается под деизмом? Можно ли считать его религией?

Деизм в философии – это направление общественной мысли, возникшее в 17-м веке. Является синтезом рационализма с идеей Бога. Согласно деизму, первопричиной возникновения мира был Бог или некий Высший Разум. Именно он дал толчок для развития того удивительного и прекрасного, что окружает нас. Дальше он оставил мир развиваться по естественным законам.

Деизм в философии появился благодаря революционной буржуазии, отрицавшей феодализм и безграничную власть Церкви.

Пришло время разобраться, что такое деизм: религия, философия или же мировоззренческая концепция? Большинство источников определяют его как направление или течение мысли, объясняющее мироустройство. Деизм — это точно не религия, поскольку отрицает догмы. Некоторые ученые даже определяют это философское направление как скрытый атеизм.

Развитие верования

Деизм пользовался популярностью среди лидеров американской революции. Так, поклонником деизма был Бенджамин Франклин. Он писал: «Мне было около 15, когда в мои руки попали книги против деизма. Случилось так, что они повлияли на меня в противоположном от предполагаемого смысле. Аргументы деистов казались мне намного сильнее, чем опровержения (аргументы анти-деистов)».

Философский деизм повлиял на континентальную Европу во время Французской революции. В то время собор Нотр-Дам был переименован в «Храм Разума».

Со временем были созданы другие школы мышления, сформировавшиеся под эгидой деизма, включая христианский деизм, веру в деистические принципы в сочетании с нравственными учениями Иисуса из Назарета и пандеизм — веру в то, что Бог стал всей Вселенной и больше не существует как отдельное существо.

Влияние этого течения уменьшилось в XIX и XX веке. Вероятно, это было связано с развитием науки и гуманистической мысли, которая ставила под сомнение веру в бога.

В последнее время увеличивается влияние деизма. Одной из причин является растущий интерес к науке и свободный доступ к сети Интернет.

Библиография

Истории

  • Беттс, CJ Ранний деизм во Франции: от так называемых «деистов» Лиона (1564 г.) до «Философских словечек» Вольтера (1734 г.) (Мартинус Нийхофф, 1984)
  • Крейг, Уильям Лейн. Исторический аргумент в пользу воскресения Иисуса во время деистских споров (Эдвин Меллен, 1985)
  • Опасность, Пол. Европейская мысль XVIII века от Монтескье до Лессинга (1954). pp 393–434.
  • Херрик, Джеймс А. (1997). Радикальная риторика английских деистов: дискурс скептицизма, 1680–1750 . Университет Южной Каролины Press.
  • Хадсон, Уэйн. Просвещение и современность: английские деисты и реформы ( Routledge , 2015).
  • Израиль, Джонатан I. Просвещение оспаривается: философия, современность и эмансипация человека 1670–1752 (Oxford UP, 2006).
  • Лемей, Дж. А. Лео, изд. Деизм, масонство и Просвещение. Очерки в честь Альфреда Оуэна Олдриджа . (U of Delaware Press, 1987).
  • Луччи, Диего. Священное Писание и деизм: библейская критика британских деистов восемнадцатого века (Питер Ланг, 2008).
  • Макки, Дэвид Райс. Саймон Тиссо де Пато и предыстория критического деизма семнадцатого века (Johns Hopkins Press, 1941)
  • Орр, Джон. Английский деизм: его корни и плоды (1934)
  • Шлерет, Эрик Р. Эпоха неверных: политика религиозных противоречий в ранних Соединенных Штатах (Университет Пенсильвании Press; 2013) 295 страниц; о конфликтах между деистами и их противниками.
  • Уилли, Бэзил. История восемнадцатого века: исследования идеи природы в мысли того времени (1940)
  • Йодер, Тимоти С. Хьюм о Боге: ирония, деизм и подлинный теизм (Bloomsbury, 2008).

Основные источники

  • Деизм: Антология Питера Гэя (Ван Ностранд, 1968)
  • Деизм и естественная религия: первоисточник Э. Грэма Варинга (Фредерик Ангар, 1967)
  • Американские деисты: голоса разума и инакомыслия в ранней республике Керри С. Уолтерс (Университет Канзаса, 1992), включающий обширный библиографический очерк.
  • Боб Джонсон, основатель Всемирного союза деистов
  • Боб Джонсон
  • Боб Джонсон
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector