Эпикурейство

Характеристики учения

В отличие от значительной части гедонизма, эпикурейство не фокусировало поиск удовольствий только на теле. Последователи этого течения придавали большее значение интеллекту. Кроме того, большая часть определения удовольствия или счастья в этой школе относится к отсутствию, а не к присутствию.

Таким образом, они рассматривали удовольствие как отсутствие боли или каких-либо недугов, таких как голод или сексуальное напряжение. Речь шла о достижении идеального баланса между телом и разумом, который обеспечивал бы безмятежность или атараксию.

Короче говоря, Эпикур указал, что эта безмятежность пришла из области страха, который отождествлялся с богами, смертью и неуверенностью в будущем. Целью философа было избавиться от этих страхов, чтобы быть счастливым.

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.)

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Философия Эпикура делится на три больших раздела:

• учение о природе и космосе («физика»);

• учение о познании («каноника»);

• учение о человеке и его поведении («эстетика»).

2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие:

• ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи);

• вселенная вечна и бесконечна;

• все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

• атомы и пустота вечны;

• атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом);

• «мира чистых идей» не существует;

• существует множество материальных миров во Вселенной.

3.»Каноника» (учение о познании) опирается на следующие основные идеи:

• окружающий мир познаваем;

• основным видом познания является чувственное познание;

• невозможно «созерцание разумом» каких-либо «идей» либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение;

• ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни.

4. «Эстетику» Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям:

• своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

• человек есть результат биологической эволюции;

• боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

• судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов;

• душа является особым видом материи;

• душа человека смертна, как и тело;

• человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

• счастье человека состоит в удовольствии;

• под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия);

• нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист.

Эпикур родился в 341 г. до н.э. на острове Самос. Его отец Неокл был школьным учителем. Эпикур начал изучать философию с 14 лет. В 311 г. до н.э. он переехал на остров Лесбос, и там основал свою первую философскую школу.

Еще через 5 лет Эпикур переселился в Афины, где вел философскую школу, известную как «Сад Эпикура», до самой смерти в 271 г.до н.э.

За свою жизнь Эпикур написал около 300 философских сочинений. Ни одно из них не дошло до нас полностью, сохранились только отрывки и пересказы его взглядов другими авторами. Зачастую эти пересказы весьма неточные, а некоторые авторы вообще приписывают Эпикуру свои собственные измышления, противоречащие сохранившимся до наших дней высказываниям греческого философа.

Так, принято думать, что Эпикур считал телесное удовольствие единственным смыслом жизни. В действительности же взгляды Эпикура на удовольствие не столь просты. Под удовольствием он понимал прежде всего отсутствие неудовольствия, и акцентировал необходимость учитывать последствия удовольствий и страданий:

«Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность.

Также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени.

Таким образом, всякое удовольствие есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать.»

Поэтому, согласно учению Эпикура, телесные удовольствия должны быть подконтрольны разуму: «Невозможно жить приятно, не живя разумно и справедливо, и так же невозможно жить разумно и справедливо, не живя приятно.»

Наследие философа

Множество мыслителей и идеологических движений на протяжении всей истории западной философской мысли брали за основы теории эпикурейского учения. Её влияние чётко прослеживается в атомистических поэмах – как, например, «Всем в мире правит атом», – а также в натуральной философии Маргарет Кавендиш. В период Французской революции теорию «взаимной пользы» Эпикура возьмут на вооружение идеологи государственного переворота. Его эгалитарные взгляды лягут в основу Американского освободительного движения и Декларации независимости США. Томас Джефферсон называл себя эпикурейцем и провозглашал, что «все люди созданы равными». Влияние этих учений на западную философскую мысль подтверждает и тот факт, что свою докторскую степень Карл Маркс получил за работу на тему «Разница между философией природы Демокрита и Эпикура». Учения Эпикура стали источником вдохновения для трудов многих философов, в том числе и Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Сходство философии последнего с идеологией эпикурейства очевидно в его работах «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», а также в личной переписке с Петером Гастом.

Это интересно: 900,Эпоха Юстиниана: поясняем суть

Эвдемонизм Эпикура. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПИКУРА

(341 — 270 гг. до н. э.)- древнегреческий философ-материалист, создатель философии счастливого индивидуализма -эпикуризма (эпикурейства), на основании которого Демокрит развил эвдемонизм. Эпикур создал в Афинах школу счастливой философии — «СадЭпикура» (ок.307). На вратах этой школы была рекламная надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо — наслаждение». Отвергая сверхъестественное происхождение нравственного чувства, Эпикур усматривает его источник в самом человеке, в естественном, присущем человеку от природы стремлении тянуться к удовольствию и избегать страдания. Добродетель выступает для Эпикура лишь средством для достижения блаженства — высшей цели нравственной жизни. Этика Эпикураоснована на гедонизме. Однако, подчёркивая чувственную природу наслаждения, Эпикур отдавал предпочтение не скоропреходящим, минутным плотским удовольствиям, а тем, которые вызывают устойчивое счастливое состояние. А такими могут быть только духовные формы блаженства. Высшееблаго — счастье и оно достигается по Эпикуру мудростью, которая учит жить сообразно с постигаемой разумом природой, душевным спокойствием. Эпикур прожил 72 года и написал около трехсот философских сочинений: «О любви», «О цели жизни», «О справедливом поведении» и др.Эпикур создал этическое учение об ЭВДЕМОНИЗМЕ (от греч. Eudaimonia — счастье). Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой -таков логический стержень учения Эпикура. Если Аристотель считал, что счастье не зависит от человека, то Эпикур напротив считал, что счастье целиком находится во власти человека..

Концепция счастливой жизни

Главный раздел философии Эпикура — этика. Он верил, что популяризация утверждения об отсутствии высших сил, управляющих людьми, освободит людей от мистических заблуждений и страха смерти. Умирая, человек перестает ощущать, а значит, нет смысла бояться. Пока человек существует — смерти для него нет, когда он умрет — его личность перестанет существовать. Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.

Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.

Истинный мудрец — это человек, осознавший, что страдание либо кратковременно (и его можно пережить) либо слишком сильно и приводит к смерти (в этом случае его бессмысленно бояться). Мудрец обретает истинное мужество и спокойствие. Он не гонится за славой и признанием, отказывается от суетных стремлений. Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно. Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.

В «Саду Эпикура», его последователи предпочитали духовные удовольствия, отрицая услаждение тела. Они возносили потребности духа, находя успокоение в дружбе и взаимопомощи.

Эпикуреец – потребитель

В современном мире, кажется, что каждый второй из нас живëт согласно правилам эпикурейцев. То есть потребляет и наслаждается жизнью. На самом деле истинный посыл был не такой. Эпикуреизм ставит перед собой цель избежать страдания и боли, а не безгранично потреблять одни лишь блага.

Многие современники сейчас называют Эпикура развратником. На самом же деле Эпикур был скромным, учтивым. Для жизни ему хватало воды и хлеба, остальное он считал роскошью, довольствоваться малым, жил по потребностям.

Дружба

Эпикурейцы ценили дружбу, они принимали других людей. Ведь любые трудности легче преодолевать в компании надежных друзей, с их поддержкой. Эпикуреизм говорит о том, что нужно жить в социуме, быть с ним единым целым. Ведь это неотъемлемая часть нашей жизни.

Отношение к другим людям не должно нести в себе негативного посыла

Важно быть добрым и внимательным к другим, относится к ним, как к близким людям

Увлечения

Эпикурейцы видели наслаждение там, где нет принуждения. Учения и знания, если не приносили человеку радость и удовольствие, не являлись важным.  Жизнь нужно жить, наслаждаться моментом, чувствовать, а не постигать еë суть. Эпикуреизм предлагает жить здесь и сейчас, в процессе. Часто именно за это общество упрекало эпикурейцев в безграмотности, необразованности.

Отрицание Богов

Эпикур говорил, что всë на земле состоит из атомов. Даже Боги. Вселенная не появились ниоткуда, она всегда была, никакого божественного создания еë или людей не может быть. Душа так же состояла из атомов и без тела не существовала. Вместе с телом погибала душа. А это значило, что никакой загробной жизни нет.


Фото автора Karolina Grabowska: Pexels

Эпикурейцы не верили в влияния Бога или каких-то иных высших сил. Их цель – быть свободными. Человек сам распоряжается своей судьбой. На всë что он делает, есть только его собственная воля. Быть свободным и независимым, принадлежать только себе – вот главные аспекты.

Эпикур доносил своим ученикам, что в свободном человеке нет страха перед Богом, как и перед смертью. Боги и сами наслаждаются своим существованием, они не вмешиваются в жизни других, а значит не стоит их опасаться.

Именно из-за этого Эпикура называли атеистом и запрещали его работы к публикации, хотя существование самого Бога он не отрицал.

Счастье

Счастливая жизнь, по мнению Эпикура, это разумная жизнь, где нет ненависти, негатива и зла. Добродетель – проводник к счастью, именно он помогает человеку достичь наслаждения. Там где нет ненависти – нет тревог и страхов, а значит, нет места беспокойству.


Фото автора Andrea Piacquadio: Pexels

Учения Эпикура сравнивают с психиатрией, ведь он тоже говорил об «излечения души» от боли и страдания. А это значит, что все негативные эмоции – это всего лишь наши реакции на какие-то события, и эти реакции можно контролировать. А значит лечить и избавляться от них.

Для того, чтобы быть счастливым, нужно минимизировать общения с неприятными людьми, а также уйти от негативных повторяющихся событий.

Искаженные представления

Очень часто эпикуреизм искажали и искажают до сих пор. Люди трактуют «жить в удовольствие», как делать, что захочется. С этой философией связывают неприличные поступки, вседозволенность, разврат и потребительство. Свобода во всëм. Смерти не существует. Жизнь одна, проживи еë в удовольствие. Эти посылы не имеют никакого отношения к истинным эпикурейцам.

Ведь их мудрость состоит в том, чтобы пользоваться только необходимым, не совершая плохих поступков. А так же с уважением относится к окружающему, что дает блага.

Эпикур утверждал, что лучше отказаться от обилия еды и каких-то заманчивых желаний, чем после мучаться от страданий и боли

Любой перебор ведëт к последствиям, важно видеть грань. Брать только то, что необходимо

Безграничное потребление приводит к перенасыщению, теряется ценность вещей.


Фото автора Armin Rimoldi: Pexels

Эпикур говорил, что наслаждение – это избавление от страдания. Нужно жить спокойно и ровно, не торопясь получить всë и сразу. Если в жизни нет боли и страдания, значит, ты идëшь в правильном направлении.  Жить нужно правильно, честно, разумно. Человек должен оставаться человеком, соблюдать нравственные законы. Только тот, у кого чиста совесть – может наслаждаться жизнью, не отягощая еë виной и тревогами.

Наслаждение – избавление от «телесного страдание», сохранение здоровья.

Не тратьте время на беспокойство о смерти

Смерть. Нет ничего более финального. Уже давно утверждается, что бремя человечества — жить со знанием того, что однажды мы умрем. Конец жизни — одна из самых больших тревог для всех нас, и для многих этот страх может ограничить способность жить полноценной и счастливой жизнью.

Эпикур не верил в загробную жизнь. Но верите вы в неё или нет, его совет о смерти полезен:

«Смерть для нас ничего не значит. Когда мы существуем, смерти еще нет, а когда смерть присутствует, мы не существуем».

Хорошая мысль, Эпикур! Во что бы вы ни верили, смерть приносит нам иное состояние сознания. Невозможно узнать, как мы будем воспринимать смерть, поскольку никто не вернулся, чтобы рассказать нам, что происходит.

Для Эпикура весь мир был полностью построен из атомов и пустого пространства. Он считал, что человеческая душа не может быть построена из пустого пространства. Сознание или душа очень тесно, очень динамично взаимодействует с телом. Это означало бы, что душа состоит из атомов, предположительно разбросанных по всему телу. Однако эти атомы были бы хрупкими. Эпикур учил, что в момент нашей смерти душа полностью испарится.

Смерть знаменует конец сознания и ощущения. Это означало бы, что мы не могли бы чувствовать никакой эмоциональной или физической боли. Если мы больше не способны чувствовать страх или боль, когда умираем, то глупо думать о смерти.

Последний день Помпеи, Карл Брюллов, 1828 г.

Эпикур считал, что обретение мирной жизни, лишенной боли и страха, должно быть целью каждого. Он считал, что единственное, что удерживало людей от настоящего подвига, — это страх смерти.

Для тех, кто беспокоится о том, что может быть после смерти, эпикурейцы говорят, что это то же самое, что беспокоиться обо всех событиях, которые вы пропустили до своего рождения.

В конце концов, все, что мы можем сделать, это жить полноценной жизнью в настоящем. Все остальное находится вне нашего контроля.

Гедонизм и радость жизни, с точки зрения Эпикура

Согласно гедонистической этике Эпикура, целью человеческой жизни является счастье, понимаемое как удовольствие. Эпикур признал счастье, удовольствие (гедоны) высшим благом. Она заключается в удовлетворении естественных и необходимых потребностей и приводит сначала к определенному душевному равновесию — к спокойствию души («атараксия»), а затем к счастью («эвдемония»).

Отправной точкой и целью эпикурейской философии было то же самое, что и в других философских системах эллинизма: отправной точкой был тезис о том, что счастье — это высшее благо, а целью было объяснить, на чем основано счастье и как его можно достичь. Объяснение, которое дал Эпикур, было самым простым из всех: Счастье основано на удовольствии, а несчастье — на выносливости страданий. Это объяснение не было тавтологией, ибо греки понимали счастье как лучшую жизнь (эвдемонию), в которой достигается совершенство, доступное человеку. Эпикур понимал само совершенство совершенно гедонистически, в то время как другие школы видели совершенство жизни не в достижении удовольствия. Гедонизм был прочно связан с именем Эпикура, хотя это не было его изобретением, так как он давно был известен Аристипусу. Эпикур дал гедонизму оригинальную форму, очень далекую от посредственного гедонизма Аристипа.

Литература

  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986.
  • Герлак Г. Ньютон и Эпикур // Физика на рубеже XVII—XVIII вв. — М.: Наука, 1974. — С.44-74.
  • Гончарова Т. В. Эпикур. — М., 1988. (ЖЗЛ)
  • Гюйо М. Мораль Эпикура и её связь с современными учениями. Собр. соч., т. 2. — СПб., 1899.
  • Конш М. Эпикур и квантовый анализ // Разум и культура. Труды международного франко-советского коллоквиума. Лилль, 26-29 апреля 1978 года. — М., 1983. — С.42-56.
  • Никольский Б. М. Эпикур о наслаждении: проблема кинетического и статического наслаждения  (недоступная ссылка с 12-05-2013 ). // Марк Туллий Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. — М.: РГГУ, 2000. — С.421—451.
  • Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. — М., 1926.
  • Тер-Аракельянц, Владимир. Критика русскими религиозными философами XIX—XX вв. принципов этики Эпикура (недоступная ссылка) // Культура и религия. — 2011. — № 1(01).
  • Тер-Аракельянц В.А. Эразм Роттердамский и Томас Мор против Эпикура //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 2 (87). С. 41-45.
  • Шакир-Заде А. С. Эпикур. — М.: Соцэкгиз (Серия: Мыслители прошлого), 1963. — 224 с.
  • Шахнович, М. М. Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С.21-28 (Symposium, 5).
  • Шахнович, М. М. Парадоксы теологии Эпикура. — СПб., 2000. — 152 с. — ISBN 5-93597-008-2.
  • Шахнович, М. М. Сад Эпикура. Философия религии Эпикура и эпикурейская традиция в истории европейской культуры. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 284 с. — ISBN 5-288-02654-8.
  • Шахнович, М. М. Эпикур // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Bailey C. The Greek Atomists and Epicurus. — Oxford, 1928.
  • Г. Гегель «Лекции по истории философии». — Гегель. Сочинения — том X — М.., Партиздат, 1932. — С. 361—390

Внешние удовольствия

Удовольствие в жизни — главный элемент счастья, но не единственный. Кроме этого внутреннего удовольствия, есть удовольствия, созданные внешними причинами

Эти (единственные, на которые обратил внимание Аристипп), как правило, отличаются от этой спонтанной радости жизни. Воздействие позитивных причин необходимо, когда для них достаточно отсутствия страданий (их можно назвать «позитивными», а не «негативными»), несмотря на то, что любые чувства являются позитивными

«Позитивы» мы носим в себе, в то время как «негативы» зависят от обстоятельств и поэтому влияют на судьбу счастья; как таковые, они не являются постоянными. Для достижения позитивных радостей должны быть выполнены два условия: У человека должны быть потребности, и они должны быть удовлетворены. В этой связи удовольствия от жизни не проявляются через потребности и их удовлетворение. Кроме того, одни удовольствия проявляются в отсутствии потребностей, в то время как другие — в удовлетворении потребностей. Отрицательное удовольствие испытывает тот, чей отдых не требует стимулов и не может измениться, в то время как положительное удовольствие может испытывать только тот, кто подвергается воздействию и изменениям.

Два вышеупомянутых вида удовольствия не эквивалентны друг другу. Только в отказе от удовольствия, в отсутствии нужды, человек неизменно свободен от страданий. Там, где есть потребности, всегда есть опасность того, что они не будут удовлетворены; но само удовлетворение также включает в себя страдания. Тот, кто получает больше всего удовольствия, тот, кто меньше всего нуждается. Следовательно, отрицание удовольствия более значимо. Тогда это и есть цель жизни. Для достижения этой цели не нужно заботиться о удовольствии, нужно только избегать страданий, не удовлетворять потребности, а избавляться от них. Положительное удовольствие — это не цель, а средство, именно средство уменьшить страдания, когда это беспокоит человека. Надо порвать с первобытным инстинктом, который диктует, что надо избегать всякого удовольствия, которое можно получить; надо развивать искусство умеренности в удовольствиях и выбирать те, которые не связаны со страданиями.

Есть два вида позитивных удовольствий: физическое или умственное. Их взаимосвязь такова, что физические наслаждения более значимы, потому что духовные не могут существовать без них; пища (как наслаждение сытостью) связана с сохранением жизни, а жизнь — это первое условие счастья. Эпикур сказал, что удовольствие от желудка является основой и источником всякого добра. В то же время духовные блага стоят на первом месте, потому что они доставляют больше удовольствия; а это потому, что душа содержит не только современность, но и присущее ей воображение содержит в равной степени прошлое и будущее.

Эпикур не признал качественной разницы между удовольствиями. Нет более или менее полезных удовольствий; есть только те, которые более или менее приемлемы. Он понимал, что если он будет спорить о качественном различия между ними, тогда последовательный гедонизм провалится. «Если не нарушаешь закон, не нарушаешь добрые нравы, не оскорбляешь ближнего, не причиняешь вреда своему телу, не теряешь необходимых средств к существованию и можешь удовлетворить свои желания». Тем не менее, он признавал определенный образ жизни: стремился удовлетворить духовные удовольствия, прославлял культ наслаждения и утонченности жизни (это утончение жизни теперь называется эпикурейством). «Не игры и пиры, не роскошь любви и не роскошь аппетитов со столами, полными деликатесов, делают жизнь сладкой, а трезвый ум, который отбрасывает ошибочные мнения и больше всего беспокоит активную душу». Самые скромные удовольствия — круг друзей и цветы в саду — были самыми высокими удовольствиями для эпикурейцев.

Основная идея Эпикура

Основная идея Эпикура заключалась в том, что для счастья достаточно отсутствия страданий; мы уже переживаем отсутствие страданий как удовольствие. Это потому, что человек от природы добр, и именно страдания делают его несчастным. Естественное состояние человека заключается в том, что в жизненном пути он не сталкивается ни с чем хорошим и ни с чем плохим, и это уже приятное состояние, потому что процесс самой жизни, сама жизнь — это радость. Это врожденная радость, о которой нам не нужно беспокоиться, мы несем ее в себе. Будучи врождённой, она независима. Пусть только тело будет здоровым, а душа спокойной, и жизнь тоже будет прекрасной.

Это важнейшее место в эпикуреаризме, ибо здесь гедонизм ассоциируется с культом жизни. Жизнь — это добро, единственное добро, данное нам как собственность. Эпикурейцы поклонялись жизни в форме религиозного культа, это было похоже на секту последователей жизни. Однако они знали, что это добро ограничено и недолговечно. По сравнению с природой, которая бесконечна, стабильна и каждый раз перерождается, человеческая жизнь — это эпизод. Эпикур считал заблуждением верить в метемпсихоз и периодическое возвращение души. Так возникло, что древняя философия признавала ценность жизни для себя, но в то же время признавала ее ничтожность. Вывод этого открытия состоял в том, что то хорошее, что мы задерживаем, должно цениться и наслаждаться сразу, ибо оно является временным и преходящим. Нужно было сразу же наслаждаться выгодой, не надеясь на будущее существование. Это было полностью земное этическое учение.

Четыре страха

Преодоление страхов было для Эпикура путем к счастью. Фактически, эпикуреизм также называют «тетрафармацевтическим», или лекарством от четырех страхов, которые, согласно доктрине, были самыми значительными: страх перед богами, смерть, боль и страх неудачи. ищите хорошее.

Несмотря на то, что эпикур назвал богов причиной одного из этих фундаментальных опасений, он не был атеистом. Если, с другой стороны, он думал, что им все равно, что случилось с людьми, поскольку они были очень далеко. По мнению философа, из-за этой удаленности бояться их было абсурдно.

Что касается смерти, Эпикур заявил, что не стоит ее бояться. По его собственным словам, он объяснил это тем, что «смерть нас не касается, потому что, пока мы существуем, смерти здесь нет. И когда он прибывает, нас больше не существует «

Наконец, не следует бояться и будущего, так как «будущее не зависит полностью от нас и не полностью чуждо нам, поэтому мы не должны ждать его, как если бы оно неизбежно наступило, или отчаяться, как если бы оно не наступило. никогда».

Эпикуреизм и гедонизм. Гедонизм

1. Гедонизм (от греч. hedone — наслаждение), этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Стремление к наслаждению в Г. рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия, что делает Г. разновидностью антропологического натурализма. Как нормативный принцип Г. противоположен аскетизму.

В Древней Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувственного удовольствия. В ином плане идеи Г. получили развитие у Эпикура и его последователей (см. Эпикуреизм), где они сближались с принципами эвдемонизма, поскольку критерием удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и безмятежное состояние духа (атараксия). Гедонистические мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этических теориях просветителей. Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гассенди, французские материалисты 18 в. в борьбе против религиозного понимания нравственности часто прибегали к гедонистическому истолкованию морали. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в этической теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Идеи Г. разделяют и некоторые современные буржуазные теоретики — Дж. Сантаяна (США), М. Шлик (Австрия), Д. Дрейк (США) и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистичность и внеисторическое понимание человека, видит в нём крайне упрощённое истолкование движущих сил и мотивов человеческого поведения, тяготеющее к релятивизму и индивидуализму.

Судьба

Информация о судьбе Эпикура содержится в сочинениях Диогена Лаэртского и Лукреция Кара. Это единственные достоверные источники, благодаря которым воссозданы не только его идеи, но и фото скульптур.

Родился великий мыслитель на острове Самос в 342-341 году до н. э. в семье школьного учителя Неокла. Интерес к науке и поиску смысла жизни возник в 12-13 лет, после прочтения трудов Демокрита. В 324 году до н. э. сын и отец перебрались в Афины.

Бюст Эпикура

В возрасте 32 лет молодой мужчина открывает собственную школу на острове Лесбос. В 308 году до н. э. вместе с учениками возвращается в Афины, выкупает территорию с садами и остается там до конца своих дней. Именно поэтому последователей его догматов называют философами Сада.

По сообщению Диогена Лаэртского, основатель школы дожил до 70 лет. Причиной смерти стали камни в почках.

Заключение

Категории научного мышления впервые появились в древней культуре и начали развиваться. Большой вклад древних мыслителей в развитие математики, астрономии, этики, политологии и других наук. Поэтому древняя наука и философия сыграли важную роль в развитии науки и техники в будущем. Культура античности послужила основой для развития мировой культуры в целом.

У истоков концепции атомизма стоял Левкипп. Долгое время он считался мифической фигурой, но последние исследования показывают обратное. Согласно теории Лейциппа, мир состоит из атомов, которые вечно находятся в движении, однородны по качеству, но имеют бесконечное разнообразие форм, неделимы и пусты там, где они движутся.

Его учеником был Демокрит, выходец из Абдеры, величайший греческий натурфилософ. Демокрит был разработчиком первого этапа античной атомистики. Согласно Демокриту, все тела состоят из атомов — мельчайших, неделимых частиц. Атомы имеют разный объем, форму и расположение. Они не обладают свойствами макровеществ, которые из них образуются. Мы воспринимаем эти макросубстанции нашими органами чувств, через действие «идолов» или «образов», которые вытекают из тел. Сенсорное восприятие дает нам лишь поверхностное знание. Выше чувственного восприятия находится «светлое» знание, которое приходит из темноты. Движение, образование и разрушение макротел является результатом движения атомов, но для того, чтобы атомы могли двигаться, им нужна пустота.

Эпикур развил идеи Лейциппа и Демокрита. Он выдвинул три принципа в концепции атомизма:

  1. Ничто не рождается из ничего. Это формулировка закона сохранения материи;
  2. Происходит постоянное преобразование веществ, процессы создания и разрушения. Таким образом, основным свойством материи является ее движение;
  3. Пустота необходима для движения атома.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector