Стоицизм
Содержание:
- Введение
- Позволять себе думать о плохом
- Зарождение философии стоицизма
- Совет Сенеки
- Учение
- Стоицизм — философия жизни
- Философия стоицизма, логическая этика
- дальнейшее чтение
- Греческие корни римского стоицизма
- Помнить о бренности вещей
- Стоицизм как умонастрение римского народа
- Влияние на христианство
- Анализировать каждый свой день
- Учение стоиков
- Основополагающие элементы стоицизма
- Главные представители школы стоиков
- Философ Эпиктет
- Логика
Введение
В русском языке слово стоик в целом прочно ассоциируется с глаголом стоять. Связь, как мы увидим позже, совершенно случайна, но если есть полное совпадение случайности и необходимости, то она перед нами. Стоик — это тот, кто стоит, даже если вокруг все рухнуло, Стоик — это тот, кто выполняет свой долг до конца, даже если не было никого, кто бы у него просил.
Родина стоицизма — Греция, здесь начал преподавать Зенон и основал свою школу (ок. 300 г. до н. э.). Чему учил Зенон? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Из произведений Зенона до нашего времени не сохранилось ни одного. Исследователи античной философии излагают и анализируют учение стоиков раннего периода в целом, и в большинстве случаев невозможно сказать, что именно из этого учения принадлежит Зенону, а какое — последователям.
Вот немногое, что известно наверняка. Зенон первым ввел разделение философской доктрины на три части: физику, этику и логику. В то же время он сам, в отличие от некоторых своих последователей, ставил на первое место логику, на второе — физику, на третье — этику.
Позволять себе думать о плохом
Premeditatio Malorum означает «преднамеренность бед»: стоики считают, что нужно думать не только о хороших событиях, но и о плохих, потому что, продумав заранее негативные варианты развития ситуации, вы будете к ним готовы.
Подобные мысли помогают нам подготовиться к неизбежным неудачам и позволят принять тот факт, что не все может пойти по плану. Осознание этого помогает не тратить силу и энергию на отвлекающие факторы и сконцентрироваться только на собственных действиях
Важно понять, что стоики не призывают мыслить негативно: наоборот, подобные суждения делают нас увереннее, мы готовы ко всему происходящему и знаем, как действовать практически в любой ситуации
Зарождение философии стоицизма
Стоицизм зародился в поздние годы эллинизма (в IV в. до н. э.), вначале в Греции, а затем получил распространение и в Римской империи. Зенон Китийский стал родоначальником этого учения, базой которого служат понятия мужественности, устойчивости, твердости в любых обстоятельствах. В стоицизме не принимаются эмоции, они критикуются за импульсивность и неуправляемость, стихийность возникновения и проявления. Примат разума и жесткое подавление эмоций – основное в философии стоиков. Это, кстати, касалось и искусства спора: с минимумом эмоций, с продумыванием аргументации, с четкой логикой изложения. Именно благодаря стоицизму мы пользуемся сегодня поговоркой «в споре рождается истина». В целом, стоицизм существовал около шести веков, и очень интересен этот опыт в общемировой истории – как влияющий на умонастроения людей самых разных эпох.
Совет Сенеки
Многие мысли Сенеки известны нам благодаря письмам, которые он написал своим друзьям, давая им советы о том, как преодолеть трудности. Как, например, когда его друг Люцилий узнает, что ему предъявлен иск, угрожающий его карьере и его репутации. Стоик отвечает своему испуганному другу, который, вероятно, ожидает получить поддержку. Однако Сенека выбрал другой путь и порекомендовал ему подготовиться к худшему.
Это основная идея стоицизма. Всегда старайтесь представить себе худшее, затем помните, что вы пережили это. Цель состоит в том, чтобы понять, что мы способны перенести самые большие несчастья.
Чтобы успокоить Люцилия, Сенека советует ему принять понятия унижения, бедности и безработицы. Чтобы увидеть, что даже худшее не конец всему. Если Люцилий проиграет испытание, что может случиться с ним более серьезнее, чем изгнание или тюрьма? Сенека имеет все возможности для рассмотрения этих вопросов, он сам пережил банкротство и 8 лет ссылки на Корсике.
Учение
В своей философии стоики придерживались доктрины высшего разума
Прежде всего, они проявляли внимание к практическому использованию интеллекта, относительно которого в целом они занимали весьма критическую позицию
Один из представителей греческого скептицизма говорил, что стоики признавали истинным не всё то, что они переживают и представляют, а лишь часть от всего этого.
Истина для них не принадлежит к внешним проявлениям, но и не считается продуктом мыслительной деятельности. Она находится где-то посередине: это, скорее, – результат интеллектуальной оценки явления или объекта. И этот процесс требует мыслительного напряжения, а оно, по мнению стоиков, доступно не всякому, а лишь избранным: мудрецам.
Стоицизм — философия жизни
Стоицизм — это философское течение, разработанное в Греции Зеноном де Китионом в 301 году до нашей эры. Под влиянием Аристотеля и Платона эта система мышления пережила века и претерпела многочисленные преобразования.
Его 3 самых известных представителя: Эпиктет — греческий философ, Сенека — римский философ и Марк Аврелий — римский император.
Название «стоицизм» (по-гречески «стоа» означает «портик») происходит от Стоа Пойкиле, монумента в Афинах, где раньше встречались Зенон и его ученики.
Сегодня термин «стоик» относится к спокойному, даже бесчувственному отношению. Однако стоицизм выходит далеко за рамки простого отношения. Это настоящая философия жизни.
Стоицизм был школой философии, действующей в течение нескольких веков в Греции и Риме. Как формальное учреждение, оно исчезло, но его влияние пережило столетия и продолжается до сих пор.
Христианские богословы, такие как Фома Аквинский, восхищались его интересами к добродетелям и поддерживали его. Существуют параллели между стоической ататаксией (или спокойствием души) и буддийской концепцией нирваны (или пробуждение). Для Эпиктета страдание происходит не от событий в нашей жизни, а от наших суждений о них.
Философия стоицизма, логическая этика
Эта сторона стоической этики, а именно стремление достичь полной независимости от всего внешнего, является наследием циников, но есть и другая сторона, не имеющая ничего общего с учением циников — это космополитизм. Каждый человек по своей природе социальное существо, и разум говорит нам, что мы должны жить в обществе.
Но разум присущ всем людям, а значит, для всех людей единый закон и одна Родина. Разделение человечества на враждующие государства абсурдно — мудрец не является гражданином какого-либо одного государства, он — гражданин Мира. Из этого следует, что мы должны проявлять добрую волю ко всем людям, потому что даже рабы имеют свои права, и даже враги имеют право на нашу милость и прощение.
Этот выход за пределы узких социальных взглядов, несомненно, проистекает из монизма стоической системы, но этически их космополитические взгляды основаны на фундаментальном инстинкте самосохранения или любви к себе. В первую очередь, конечно же, инстинкт самосохранения проявляется в форме любви человека к самому себе. Однако она выходит за рамки этой любви и охватывает все, что принадлежит человеку — семью, друзей, сограждан и, в конечном счете, все человечество. Конечно, по отношению к тому, что человеку ближе всего, инстинкт самосохранения проявляется сильнее всего и ослабевает по отношению к тому, что находится дальше от человека, поэтому задача каждого индивидуума с этической точки зрения — расширить его любовь к тем объектам, которые не касаются лично человека.
Другими словами, мы достигаем морального идеала, когда любим людей не меньше, чем себя, или когда наша любовь охватывает все, что связано с нашей личностью, включая все человечество, и проявляет себя повсюду с одинаковой силой.
дальнейшее чтение
Основные источники
- А. А. Лонг и Д. Н. Седли , Эллинистические философы Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987.
- Инвуд, Брэд и Герсон Ллойд П. (ред.) Читатель стоиков: Избранные сочинения и свидетельства Индианаполис: Хакетт 2008.
- Лонг, Джордж Энчиридион Эпиктета, Книги Прометея, Переиздание, январь 1955 г.
- Гилл К. Эпиктет, Беседы , Everyman 1995.
- Ирвин, Уильям, Руководство к хорошей жизни: древнее искусство стоической радости (Оксфорд: Oxford University Press, 2008) ISBN 978-0-19-537461-2
- Хадас, Моисей (ред.), Основные труды стоицизма , Bantam Books, 1961.
- Издательство Гарвардского университета Эпиктет рассуждает о книгах 1 и 2 , Классическая библиотека Леба №. 131, июнь 1925 г.
- Издательство Гарвардского университета Эпиктет рассуждает о книгах 3 и 4 , Классическая библиотека Леба №. 218, июнь 1928 г.
- Лонг, Джордж, Discourses of Epictetus , Kessinger Publishing, январь 2004 г.
- Луций Анней Сенека Младший (перевод Робин Кэмпбелл), Письма стоика: Epistulae Morales Ad Lucilium (1969, перепечатка 2004) ISBN 0-14-044210-3
- Марк Аврелий , « Размышления» , перевод Максвелла Стэнифорта ; ISBN 0-14-044140-9 , или переведенный Грегори Хейсом; ISBN 0-679-64260-9 . Также доступно в вики-источнике, переведенном разными переводчиками.
- Оутс, Уитни Дженнингс, Философы-стоики и эпикурейцы, Полное дошедшее до нас сочинение Эпикура, Эпиктета, Лукреция и Марка Аврелия , Random House, 9-е издание 1940.
Исследования
- Бакалис, Николаос, Справочник по греческой философии: от Фалеса до стоиков. Анализ и фрагменты , Trafford Publishing, 2005, ISBN 1-4120-4843-5
- Беккер, Лоуренс К. , Новый стоицизм (Принстон: Princeton Univ. Press, 1998) ISBN 0-691-01660-7
- Бреннан, Тэд, Стоическая жизнь (Oxford: Oxford University Press, 2005; мягкая обложка, 2006)
- Инвуд, Брэд (редактор), Кембриджский компаньон стоиков (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2003)
- Лачс, Джон , Стоический прагматизм (издательство Indiana University Press, 2012) ISBN 0-253-22376-8
- Лонг, AA , Стоические исследования (Cambridge University Press, 1996; репр. University of California Press, 2001) ISBN 0-520-22974-6
- Робертсон, Дональд, Философия когнитивно-поведенческой терапии: стоицизм как рациональная и когнитивная психотерапия (Лондон: Карнак, 2010) ISBN 978-1-85575-756-1
- Селларс, Джон, стоицизм (Беркли: Калифорнийский университет Press, 2006) ISBN 1-84465-053-7
- Стивенс, Уильям О. , Стоическая этика: Эпиктет и счастье как свобода (Лондон: Continuum, 2007) ISBN 0-8264-9608-3
- Стрэндж, Стивен (редактор), Стоицизм: традиции и преобразования (Кембридж: Cambridge Univ. Press, 2004) ISBN 0-521-82709-4
- Целлер, Эдуард ; Райхель, Освальд Дж., Стоики, эпикурейцы и скептики , Лонгманс, Грин и Ко, 1892 г.
Греческие корни римского стоицизма
В русском языке слово «стоик» прочно, вообще говоря, правильно ассоциируется с глаголом «стоять». Эта связь, как мы увидим ниже, совершенно случайна, но если когда-либо существовало полное совпадение случайности и необходимости, то оно перед нами. «Стоик» — это тот, кто «стоит», даже когда вокруг него все рушится; «стоик» — это тот, кто выполняет свой долг до конца, даже когда некому задать ему вопрос.
Родиной стоицизма является Греция, где Зенон начал преподавать и основал свою школу (около 300 г. до н.э.). Чему учил Зенон? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Ни одно из его произведений не дошло до нашего времени. Исследователи античной философии излагают и анализируют учение ранних стоиков «в целом», и сказать, какое из этих учений принадлежит Зенону, а какое — его преемникам, в большинстве случаев невозможно.
Вот то немногое, что известно с уверенностью. Зенон первым ввел разделение преподавания философии на три части: физику, этику и логику. Таким образом, он сам, в отличие от некоторых своих последователей, ставил на первое место логику, на второе — физику, а на третье — этику.
Учение ранних греческих стоиков поставило перед собой задачу ответить на вопрос о смысле и цели жизни и сформировалось как целостная политическая система (против враждебного эпикурейства), в рамках которой ответ на тот или иной вопрос возможен только в том случае, если он хорошо обоснован.
Зенон, например, учил, что цель человека — жить «согласно природе». Но что такое «природа»? Жить в соответствии с природой, продолжал Зенон, то же самое, что жить в соответствии с добродетелью: Сама природа ведет нас к добродетели. «И наоборот, жить добродетельно — это то же самое, что жить в соответствии с опытом всего, что происходит в природе, ибо наша природа — лишь часть целого. Поэтому конечная цель определяется как жизнь, в которой мы воздерживаемся от всего, что запрещено общим законом, а этот закон — верный разум, всепроникающий, тождественный Зевсу, направляющий и распоряжающийся всем сущим. Это и есть добродетель, равномерно текущая жизнь счастливого человека, в которой все совершается в соответствии с божественностью каждого и служит воле всеобщего Распорядителя.
Даже беглый анализ этого отрывка не может не показать, насколько органично и неразрывно связаны в этом аргументе физика, натурфилософия, логика и этика. И это присуще каждому положению стоической философии. Этому единству трех частей философии не в последнюю очередь способствовала особая система категорий, разработанная стоиками.
Стоицизм был привезен в Рим Панаэтием с Родоса (ок. 185-110 гг. до н.э.). Панеций и его младший современник Посейдоний из Апамеи (ок. 135-51 гг. до н.э.) рассматриваются исторической и философской традицией как представители так называемых средних стоиков.
В Риме стоицизм действительно обрел свой второй дом. Здесь оно умерло, и здесь оно обрело свое бессмертие. История стоицизма на римской земле может показаться на первый взгляд странным историко-философским парадоксом. Во-первых, уже начиная с Панаэция, стоицизм все чаще вступает в различные «эклектические» связи с другими учениями (особенно с платонизмом и неоплатонизмом) и начинает «смягчаться». Во-вторых, очень проблематично говорить о творческом развитии стоицизма в Риме: Каждый из поздних стоиков, а мы имеем в виду только трех: Сенеку, Эпиктета и Марка Аврелия, не может, если оценивать их учение с чисто академической точки зрения, быть признан полностью оригинальным мыслителем; каждый из них просто расширяет ту или иную стоическую категорию, тот или иной аспект доктрины, и в целом мало или почти совсем не меняет ее. Более того, римские стоики не были столь последовательны, как Зенон, в следовании принципам своего учения. Иногда их образ жизни лишь слегка, и не в основном, расходился с проповедуемыми ими принципами, но случалось — и примером тому является Сенека — что он полностью противоречил им. И все же, как только кто-то произносит слово «стоик» или «стоицизм», в сознании людей возникает образ Рима, образ Сенеки или Марка Аврелия. Мало кто помнит, что первоначальной родиной стоицизма была Греция, и что почти все ценное и оригинальное в стоицизме было разработано греческими философами, а не римлянами.
Помнить о бренности вещей
В каждом из предметов, очаровывающих душу, приносящих пользу и призывающих к себе любовь, помни говорить себе, каков он, начав с предметов незначительных. Я люблю горшок. Ведь если он разобьется, это не приведет тебя в смятение.л
Стоики призывали напоминать себе о бренности вещей, а также о том, что люди смертны — это понимание помогает больше ценить то, что у нас есть. Массимо Пильюччи приводит следующий пример из собственной жизни: потеряв отца, он узнал о тяжелой болезни матери. «Мне не становилось легче. Стоицизм не волшебная палочка. Однако я старался присутствовать в моменте hic et nunc. Эпиктет призывает не к равнодушию, а, наоборот, к тому, чтобы заботиться о том, что дорого нам», — утверждает писатель.
Стоицизм как умонастрение римского народа
Римские стоики — это прежде всего «учителя жизни», «вечные спутники человечества, точнее, той его части, которая близка стоикам по духу и характеру. Одним словом, стоики для стоиков.
Римские воины, «мужи», «государственные деятели» и завоеватели — были стоиками почти с рождения. Их не интересовал вопрос, «оригинальна или неоригинальна» та или иная философия, их интересовало только одно: насколько она согласуется с их менталитетом, может ли она помочь в их трудной жизни, проникнуться идеей государства и права применительно к ним. Стоицизм вполне применим.
Философия «героического пессимизма» (именно так можно логически охарактеризовать стоицизм) очень хорошо соответствовала мировоззрению римского народа. Более того, стоицизм проник в Рим в то время, когда историческая эпоха последнего соответствовала эпохе Зенона: над ним уже опустились исторические сумерки. Как капитан должен последним покинуть тонущий корабль, так и стоический римлянин должен был продемонстрировать «городу и миру» свою абсолютную выносливость и доказать свою непоколебимую верность, чтобы сохранить свою империю в следующей исторической перспективе. Ему не на кого было роптать, не на что надеяться, он просто должен был умереть тихо и достойно, чтобы не опозориться перед лицом вечности. Но стоик всегда должен был знать (и он знал), что каждый его поступок будет встречен скептической усмешкой циника, и что не он, а какой-нибудь «эпикуреец» воспользуется плодами его труда….. Именно по этим причинам стоическая философия буквально предстала перед римлянами как «философия жизни».
Конечно, вышесказанное относится не ко всем римлянам вообще, а только к сознательным носителям «римской идеи».
Была еще одна причина счастливой судьбы стоицизма в Риме (точнее, «посмертной судьбы стоицизма в Риме»): это особые отношения, сложившиеся там между умирающим стоицизмом и поднимающимся христианством. Многие идеи и образы Нового Завета почти слово в слово совпадают с цитатами из сочинений Сенеки. Такая близость идей Сенеки к христианству породила легенду о его христианстве (Сенека якобы был обращен в христианство апостолом Павлом), из которой развилась мифическая переписка между ним и апостолом Павлом. Эпиктет, который был близок по социальному положению к членам раннехристианских общин, также имел много общего с христианством. Родство» стоицизма и христианства, конечно, не следует преувеличивать: стоики оставались язычниками, хотя ряд их идей соответствовал христианству; например, Марк Аврелий, «хотя и по должности», все же организовывал гонения на христиан. Но и это родство не следует игнорировать. И, возможно, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором закончилась история стоицизма и началась история христианства.
Революцию, которую стоики совершили в философии, можно назвать, используя современный термин, «экзистенциальной». Чем безразличнее становился человек к окружающему миру (в том числе и социальному), тем больше он проникал в сокровенные глубины собственного «я» и открывал в своей личности целую вселенную, ранее совершенно неизвестную и недоступную. Размышления Марка Аврелия, похоже, достигли максимальной глубины самопознания и исповеди, доступной древнему человеку. Без этого открытия «внутреннего мира» человека («внутреннего человека» в терминологии Нового Завета), совершенного стоиками, победа христианства вряд ли была бы возможна. Поэтому, в некотором смысле, римский стоицизм можно рассматривать как «подготовительную школу» христианства, а самих стоиков (Сенеку, Эпиктета и Марка Аврелия) — как «искателей Бога».
Со смертью Марка Аврелия стоицизм также умер. Точнее, бессмертие стоицизма началось. Так или иначе, в той или иной форме стоицизм (уже не столько философская доктрина, сколько особое состояние ума, духа и характера) возрождался неоднократно. Стоиками были английские пуритане, носители «духа капитализма» и основатели Новой Англии. В России бесспорным стоиком был протопоп Аввакум и многие, многие тысячи других.
Влияние на христианство
Юстус Липсиус , основатель неостоицизма
Святой Амвросий Миланский был известен применением стоической философии в своем богословии. В «Св. Амброзе из Миланских обязанностей»: «Голос — это голос христианского епископа, но заповеди принадлежат Зенону». Стоическое влияние также можно увидеть в произведениях Марка Минуция Феликса, и Тертуллиан. Отцы церкви считали стоицизм «языческой философией» , тем не менее, раннехристианские писатели использовали некоторые из центральных философских концепций стоицизма, такие как: термин «совесть». Стоические произведения, такие как «Размышления» Марка Аврелия, на протяжении веков высоко ценились многими христианами. Восточная православная церковь и Восточная православная церковь и по сей день принимают стоический идеал бесстрастия.
Анализировать каждый свой день
Ее нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»
Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.
Учение стоиков
Стоическое учение обычно делится на три части: логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с садом: логика соответствует ограде, которая ее защищает, физика — растущему дереву, а этика — плоду. Стоики также сравнивали свою систему классификации с животным и яйцом. В первом случае кости — это логика, мясо — это физика, душа животного — это этика; во втором — оболочка — это логика, белок — это физика, а яичный желток — это этика.
Зенон разделил философию на физику, этику и логику (последний термин, возможно, именно Зенон ввел в философский оборот). Клеанф отличился в философии диалектикой, риторикой, этикой, политикой, физикой и теологией. Хрисипп вернулся к отделению Зенона, поставив на первое место логику. Но если Зенон поставил физику после логики, то Хрисипп — этику.
Основополагающие элементы стоицизма
Для лучшего понимания сути необходимо знать, на чем основывается философское учение под названием стоицизм. Нужно помнить, что в древности люди излагали свои мысли немного не так, как это принято делать в современном обществе. Суждения были ярко окрашены с точки зрения эмоциональной составляющей. Именно поэтому основополагающие элементы учения этой философской школы следует изучить более внимательно, прежде чем станет понятен общий смысл учения. Теория стоицизма, которая была создана в виде мысли и стала частью философии с подачи Зенона, разделялась на 3 составляющие и дополняющие друг друга части:
- Логика.
- Этика.
- Физика.
Каждый элемент достоин особого рассмотрения, так как в нем закладывается частичка мировоззрения, встраивающегося в общую концепцию взглядов и размышлений.
Логика у тех, кто придерживается стоицизма, представляет собой исключительно теоретическое учение. Оно построено на предположениях, но каждое из них должно быть правильным. Особенностью является тот факт, что каждое предположение противоречит правильности предыдущего суждения, что дает человеку возможность самостоятельно прийти к верной для него мысли. Это составляющее учения позволяет изменить материальное состояние души. В результате можно выстроить некий внутренний и внешний диалог, в ходе которого человек найдет для себя верный путь и найдет ответ на поставленный перед собой вопрос. На этом этапе представления формируются, исходя из 4 составляющих:
- Субстанции, как некой составляющей, из которой все формируется.
- Качества, как неотъемлемой части любой вещи.
- Состояния, как переменной, свойственной вещам.
- Отношения, элемента, который указывает, что все вещи связаны друг с другом.
Основным здесь является логический вывод, который позволяет найти правильный ответ на поставленный вопрос.
Этика в стоицизме представляет собой не просто набор привычных всем убеждений и утверждений. Рассуждения приверженцев этого философского течения основываются на чувстве долга. Образ жизни выстраивается так, чтобы в нем постоянно присутствовали практика и обучение, связанные с логическими вопросами и умозаключениями. В основе лежит заключение, что любое внешнее событие или явление носит нейтральный оттенок, не являясь по своей сути ни добром, ни злом. Этика в этом случае учит людей хладнокровию, которое должно возникать перед лицом жизненных взлетов и падений.
Физика с точки зрения стоицизма – это углубление в научные сведения, позволяющее увидеть истинную сущность мироздания. Здесь научный подход объединяется с божественным началом. Живое состояние, непрерывное течение, способное созидать нечто – все это находит место в стоицизме. Приверженцы этого учения предполагают, что все процессы, происходящие в мире, контролируются и управляются, руководствуясь законам высшего Разума. В этом случае физика подразделяется на несколько групп, связанных с направлениями человеческой деятельности. Включает в себя такие направления, как изучение богов и божественного начала, пределов и пространства, пустоты и начала.
Если рассматривать существование через призму учения, то основным его признаком станет способность действовать или бездействовать. Это указывает, что у души есть физическая оболочка – тело и, следовательно, человек является живым.
Вселенная рассматривается, как живое существо, органическое целое, взаимодействующее и развивающееся, так как все части его согласованы между собой. Предполагается, что материя находится в неподвижном состоянии, но подразделяется на физическую субстанцию, способную к видоизменению и совершенствованию и божественный разум, которому отводится роль контролера над всем происходящим. Приверженцы стоицизма воспринимают мир цельным, но не отрицают, что все в природе способно двигаться и изменяться.
Главные представители школы стоиков
Двумя главными школами эллинистической философии были стоицизм и эпикурейство. Философская система стоиков возникла в конце IV в. до н. э. и просуществовала почти тысячу лет, до VI в. н. э. Основателем школы стоиков был Зенон из Китиона, полугреческой, полуфиникийской колонии на Кипре. Время его жизни – ок. 333 – 262 гг. до н. э. Сын купца и сам купец, Зенон разорился вследствие кораблекрушения и поселился в Афинах. Учился сначала у киника Кратеса, затем у Стильпона и Ксенократа. Около 300 г. до н. э. Зенон основал школу, находившуюся в Расписной стое – портике, украшенном фресками Полигнота. От названия группы поэтов, прежде него облюбовавших это место и прозванных «стоиками», Зенон и его ученики унаследовали своё философское имя.
Зенон Китийский, основатель школы стоиков
По разным данным, Зенон Стоик прожил от 72 до 98 лет. Рассказывают, что умер онтак: уходя с занятий, «он споткнулся и сломал себе палец; тут же постучав рукой оземь, он сказал строчку из «Ниобы» (несохранившегося стихотворения поэта Тимофея):
Иду, иду я: зачем зовешь?
– и умер на месте, задержав дыхание» (Диоген Лаэрций. VII, 28). По другим данным, он умер, воздерживаясь от пищи.
Диоген Лаэрций приписывает Зенону Стоику книги: «Государство», написанную в духе кинической философии, а также «О жизни согласно природе», «О порыве или человеческой природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О целом», «О знаках» и др. От них сохранились лишь отдельные фрагменты (см.: Фрагменты древних стоиков I, с. 71 – 72).
Преемник Зенона – стоик Клеанф (ок. 330 – 232 г.) – бывший кулачный боец, малооригинальный философ, довольно строго придерживавшийся мнений учителя. Он пришел в Афины, имея только 4 драхмы, сблизился с Зеноном и стал его учеником, зарабатывая на жизнь тяжким трудом поденщика. «По ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом… Говорят, что однажды Антигон (Антигон II Гонат, царь Македонии в 283 – 240 гг. до н. э. и ученик Зенона), оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот ответил: «Разве я только воду ношу? Разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?»» (Диоген Лаэрций. VII, 168, 169). Клеанф оставил философские книги: «О времени», «О физике Зенона», «Толкования к Гераклиту», «О чувстве», «О надлежащем», «О науке», «О том, что добродетель одна для мужчин и для женщин», «Об удовольствии», «О свойствах», «О неразрешимых вопросах», «О диалектике» и др. (см.: Фрагменты древних стоиков I, с, 137 – 139, где указаны 57 трудов Клеанфа). Умер этот философ в преклонном возрасте, воздерживаясь от пищи.
Третьим крупнейшим философом Древней Стои и преемником Клеанфа был Хрисипп из Сол в Киликии (ок. 281/277 – 208/205 гг.). По преданию, он был сначала атлетом (бегуном). Написал 705 книг, из которых свыше 300 по логике. «Слава его в искусстве диалектики была такова, что многим казалось: если бы боги занимались диалектикой, они занимались бы ею по Хрисиппу» (Диоген Лаэрций. VII, 180), а место его в стоической школе описывалось так: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои». До нас дошли фрагменты 66 его книг (см.: Фрагменты древних стоиков III, с. 194 – 205). Умер Хрисипп, в отличие от предшественников, естественной смертью. Выпив неразбавленного вина, он почувствовал себя дурно и на пятый день умер. «Впрочем, иные говорят, будто умер он в припадке хохота: увидев, что осел сожрал его смоквы, он крикнул старухе, что теперь надо дать ослу чистого вина промыть глотку, закатился смехом и испустил дух» (Диоген Лаэрций. VII, 185).
Стоик Хрисипп. Бюст ок. 200 г. до Р. Х.
К философам Древней Стои принадлежали также ученики Зенона – Аристон из Хиоса, Герилл, Персей и др.; ученик Зенона и Клеанфа – Сфер из Боспора. Из последователей Хрисиппа назовем Диогена из Селевкии в Вавилонии и Антипатра из Тарса. Они известны как первые учителя стоицизма в Риме.
Философ Эпиктет
Родился в Малой Азии. Будучи рабом, долгое время проживал в Азии, затем перебрался в Рим. От рабской жизни ему осталось имя Эпиктет, что означает «приобретенный». Полностью освободился от рабской доли в 68 году, со смертью Нерона. После изгнания из Рима за пропаганду смелых мыслей жил в Никополе. Именно здесь была открыта его школа по философии, он прививал ученикам основные идеи стоицизма, но при этом вел аскетичный образ жизни и довольствовался малым. Эпиктет не являлся автором своих собственных работ, он лишь излагал мысли, которые впоследствии были переработаны его учеником Флавием Арианом в книги.
Так как Эпиктет много времени провел в рабстве, он придавал огромное значение учению о свободе. Она для него — одна из высших ценностей человеческого общества. Своих учеников он учил при любых обстоятельствах сохранять свою внутреннюю свободу. То есть, если человек свободен внутренне, он не может быть порабощен внешне.
В качестве упражнения Эпиктет предлагал чаще отказываться от своих желаний, — это укрепляет дух и делает личность неуязвимой. Также он говорил, что счастье находится внутри человека, и если он задумает стать действительно счастливым, ему достаточно будет прислушаться к себе.
Цитаты:
Самые главные произведения: «Письма к Луцилию», «О благодеяниях», «Размышления», «О скоротечности жизни», «К себе самому», «Руководство Эпиктета».
Логика
Логика высказываний
Диодор Кронос , который был одним из учителей Зенона, считается философом, который первым представил и разработал подход к логике, ныне известный как логика высказываний , который основан на утверждениях или предложениях, а не на терминах, сильно отличающихся от терминологической логики Аристотеля . Позже Хрисипп разработал систему, которая стала известна как стоическая логика и включала дедуктивную систему, стоическую силлогистику, которая считалась соперницей силлогистики Аристотеля (см. Силлогизм ). Новый интерес к стоической логике возник в 20 веке, когда важные достижения в логике были основаны на логике высказываний. Сюзанна Бобзен писала: « Особенно поразительно много общего между философской логикой Хрисиппа и логикой Готлоба Фреге ».
Бобзен также отмечает, что «Хрисипп написал более 300 книг по логике, практически по любой теме, которой занимается сегодня логика, включая теорию речевого акта , анализ предложений, выражения единственного и множественного числа, типы предикатов , указатели , экзистенциальные предложения , сентенциальные связки , отрицания и т. Д. дизъюнкции , Условные , логическое следствие , убедительный аргумент форма, теория дедукции , пропозициональная логика, модальная логика , напряженный логик , эпистемический логик , логика предположений , логические императивы , двусмысленность и логических парадоксы «.
Категории
Стоики считали, что все существа (ὄντα) — хотя и не все (τινά) — материальны . Помимо существующих существ, они признали четыре бестелесных (асомат): время, место, пустоту и сказуемость. Их считали просто «существующими», в то время как универсалиям было отказано в таком статусе. Таким образом, они приняли идею Анаксагора (как и Аристотель) о том, что если объект горячий, то это потому, что некоторая часть универсального теплового тела вошла в объект. Но, в отличие от Аристотеля, они распространили идею на все случайности . Таким образом, если объект красный, это было бы потому, что некоторая часть универсального красного тела вошла в объект.
Они считали, что есть четыре категории .
вещество (ὑποκείμενον)
-
- Первичная материя, бесформенная субстанция ( ousia ), из которой сделаны вещи
качество (ποιόν)
-
- Способ организации материи в виде индивидуального объекта; в стоической физике — физический ингредиент ( пневма : воздух или дыхание), сообщающий материю
как-то расположено (πως ἔχον)
-
- Особые характеристики, отсутствующие в объекте, такие как размер, форма, действие и поза
Как-то настроен по отношению к чему-либо (πρός τί πως ἔχον)
-
- Характеристики, связанные с другими явлениями, например положение объекта во времени и пространстве относительно других объектов.
Стоики обрисовали в общих чертах, что у нас есть контроль над категориями наших собственных действий, мыслей и реакций. В первом абзаце « Энхиридиона» эти категории сформулированы следующим образом: «Вещи, находящиеся под нашим контролем, — это мнение, стремление, желание, отвращение и, одним словом, все, что является нашими собственными действиями. Вещи, не находящиеся под нашим контролем, — это тело, собственность, репутация, командование. , и, одним словом, все, что не является нашими собственными действиями «. Они предполагают, что пространство находится под нашим контролем.
Эпистемология
Стоики утверждали, что знание может быть достигнуто с помощью разума . Истину можно отличить от заблуждения, даже если на практике можно сделать лишь приблизительное представление. Согласно стоикам, чувства постоянно получают ощущения: пульсации, которые переходят от предметов через чувства к разуму , где они оставляют отпечаток в воображении ( phantasiai ) (впечатление, возникающее из разума, называлось фантазмой).
Разум имеет способность судить (συγκατάθεσις, синкататезис ) — одобрять или отвергать — впечатление, что позволяет ему отличать истинное представление реальности от ложного. Некоторым впечатлениям можно согласиться немедленно, но другим можно достичь лишь разной степени нерешительного одобрения, которое можно назвать убеждением или мнением ( докса ). Только благодаря разуму мы обретаем ясное понимание и убеждение ( каталепсис ). Определенное и истинное знание ( эпистема ), достижимое для мудреца-стоика, может быть достигнуто только путем проверки убежденности на основе опыта своих сверстников и коллективного суждения человечества.