Интересные факты о философии стоицизма
Содержание:
- Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма
- Практика 3. Добровольный дискомфорт
- Название
- Позволять себе думать о плохом
- Суть стоицизма
- Поздняя стоя
- Основы стоицизма
- Теория стоицизма во всем многообразии ее аспектов
- Стоицизм идеально подходит современному миру
- Периодизация
- Помнить о бренности вещей
- Учение стоиков о добре и зле
- Основные принципы
- Принципы учения
- Средняя стоя
Философия в Древнем Риме. Последние годы существования стоицизма
В начале новой эпохи это течение в философии уже стало неписаным жизненным уставом и своеобразной религией для любого жителя Рима. Все выводы стоицизма, его логика, метафоры и законы уже были в прошлом. В общество воплотились все основные идеи греческих философов – подчинение року, беспристрастие и материальность всех и всего. Но здесь нужно отметить, что именно в данную эпоху в мире постепенно распространяется христианство, которое со временем покоряет практически все государства Азии и Европы. А как же дела обстояли в Риме?
Стоицизм для Рима – это все. В этой философии заключалась их вера и жизнь. Римляне считали, что человек обязан был быть приближен максимально к природе. Он должен оставаться сдержанным, предельно спокойным и холодным. Но основная идея, которую вывели непосредственно жители Рима, была основана на учениях греков, то есть «победить страх смерти». Как они считали, человек, справившийся с данным изъяном, будет самым главным звеном во Вселенной.
Особенность римского развития стоицизма
Естественно, когда речь заходит о страхах, о смерти, то это основной признак того, что философия переходит в теологию. Как известно, первого люди боятся, поэтому и подчиняются всем догмам, безоговорочно соблюдая любое правило. Стоицизм в последние годы существования приобрел в Риме не только очень большие масштабы, но и пессимистичные настроения
Для стоиков (а это была основная элита общества) было важно уже не единство с природой и саморазвитие, а абсолютное подчинение року. Причем основной задачей являлось победить страх смерти
То есть любой человек был настроен, что в любое время его может не стать, и ничего страшного в этом нет.
Практика 3. Добровольный дискомфорт
Негативная визуализация — это практика, в которой мы представляем себе худшую ситуацию. Добровольный дискомфорт же предполагает, что мы пытаемся некоторое время пожить в условиях самого плохого сценария. Здесь Ирвин пересказывает стоика Музония: «Человек, регулярно переносящий небольшие неудобства, будет увереннее и в том, что перенесёт большие , поэтому перспектива испытать их в будущем не окажется для него источником беспокойства в настоящем».
Суть практики
Заранее опробуйте на себе последствия событий, которых вы очень сильно боитесь (например, потеря работы). Это позволит лучше подготовиться к неудаче в будущем. Необязательно проводить долгий эксперимент — достаточно и нескольких дней.
Как работает
Все мы понимаем, что комфорт в нашей жизни нестабилен. На пути мы сталкиваемся с конфликтами, болезнями, неудачными решениями. Из-за этого нам приходится испытывать некоторые трудности — отсутствие финансовой стабильности, физический дискомфорт и прочее. Когда мы сталкиваемся с ними неожиданно, мы можем быть шокированы от новизны ощущений. Представьте, насколько проще будет, если вы заранее проведёте себя через этот дискомфорт?
Что получилось
В конце ноября прошлого года я впервые столкнулась с ситуацией, когда мне нужно было срочно искать работу. Сбережений и отложенных денег не было, поэтому тревога была довольно сильной. В тот период я смогла быстро найти варианты, однако последствия той паники всё ещё оставались со мной. Иногда страх провалить материал в проекте, который мне нравится, заставлял меня часами сидеть за чистым листом. Всё это сводилось к тому, что я боялась потерять любую работу, которой занималась.
В течение этого периода я полностью отказалась от доставки, к которой привыкла в последние пару месяцев, попробовала готовить дома, а также завела список всех вещей, которые скоро закончатся (средства для уборки и гигиены, продукты). Чтобы сделать ситуацию более реалистичной, я решила учесть свои нарастающие проблемы со здоровьем — в мой растянутый бюджет на два месяца явно не входили траты на анализы и обследования. Я оценила свой баланс на кредитке, уточнила у друзей, смогут ли они одолжить деньги, если мне нужно будет срочно в больницу. Чтобы быть точной, я просила назвать точную сумму, которую они готовы дать мне взаймы.
Кроме этого, я вспомнила, что в состоянии безработицы мне больше всего не нравится отправлять мотивационные письма и обновлять резюме и портфолио. В свои пять дней эксперимента я старалась каждый день выделять полчаса конкретно на эти занятия. Иногда я ловила себя на неожиданной тревоге — настолько я привыкла ассоциировать поиск работы с паникой и беспокойством. В последний же день в течение нескольких минут даже получила удовольствие от того, что я делаю, и немного расстроилась, что такое хорошее мотивационное письмо пропадает зря.
По сути, добровольный дискомфорт предполагает, что вы проходите через все неприятные последствия в состоянии, когда вам не так тревожно и плохо. Так в будущем, если вы действительно столкнётесь с проблемами, ощущения хоть и не будут полностью повторять ваш эксперимент, но и не станут для вас абсолютно новыми и неизведанными.
Многие практики стоиков довольно сильно напоминали мне концепции из когнитивно-поведенческой терапии — внимательный анализ своих желаний и удовольствий, работа с дискомфортом. Вероятно, это лишь подтверждает убеждение Ирвина, которое он высказал во введении к своей книге: из философии стоиков извлечь пользу могут не только римляне первого века, но и современные люди.
Что можно ещё прочитать про практики стоиков
Название
Первоначально стоицизм был известен как «Зенонизм» по имени Зенона Китийского. До выявления данной школы стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников. Зенон и его последователи собрались там, чтобы обсудить свои идеи.Когда Зенон впервые начал преподавать, он не мог позволить себе такое здание, как Академия Платона или Лицей Аристотеля, поэтому он и его последователи собрались под сенью Стоа Пойкиле на рынке, где каждый мог слушать и присоединяться к дебатам. Поэтому иногда стоицизм называют просто «стоа» или философией «портика».
Позволять себе думать о плохом
Premeditatio Malorum означает «преднамеренность бед»: стоики считают, что нужно думать не только о хороших событиях, но и о плохих, потому что, продумав заранее негативные варианты развития ситуации, вы будете к ним готовы.
Подобные мысли помогают нам подготовиться к неизбежным неудачам и позволят принять тот факт, что не все может пойти по плану. Осознание этого помогает не тратить силу и энергию на отвлекающие факторы и сконцентрироваться только на собственных действиях
Важно понять, что стоики не призывают мыслить негативно: наоборот, подобные суждения делают нас увереннее, мы готовы ко всему происходящему и знаем, как действовать практически в любой ситуации
Суть стоицизма
Философское учение школы стоицизма было разделено Диогеном Лаэртским на три составляющие. Согласно Э. Целлеру, такой способ деления был заимствован стоиками у платоников. Философия сравнивалась с фруктовым садом, где логика — это ограда, физика — растущее дерево, а тика — это плоды. Еще было распространено сравнение системы классификации с животным и яйцом. В случае с животным: логика — это кости, мясо — это физика, а этика — это душа животного. в случае с яйцом: логика — скорлупа, физика — белок, этика — желток.
Логика
Логика стоиков подразделялась на риторику и диалектику. Логика постулировала идеи теории познания и утверждала на первый план доказательства, умозаключения и представления. У стоиков одной из основных концептуальных категорий теории познания является материя. Античные стоики считали материальной даже душу человека, утверждая, что восприятие оставляет на ней след словно на воске.
Физика
Философы стоики полагали, что первоначалом живого мира, находящегося в вечном движении является закон или логос. Согласно стоикам жизнь человека являет из себя проецированное бытие этого самого логоса. Препятствовала же пути возникновению гармонии со своей судьбой по мнению стоиков лишь страсть. Невозмутимость мудрого человека составляла идеал стоицизма. Древнегреческие стоики так же утверждают, что материя, обуславливающая собой все существующее в мире дает вещам в различии своем лишь степень тонкости или грубости ее. Силу стоики не принимали за что-то нематериальное либо же отвлеченное, метафизическое , наоборот говоря, что она просто тоньше, нежели все остальное, когда либо существующее из материи. За подобную силу правящую всем существующим, за тонкую материю стоики принимали Бога. Вся материя – это лишь определенный прототип вечно изменяющейся божественной силы. Теология стоиков ставит в центр логос. Материя связана с логосом. Всеобщая взаимная связь сущего с сущим принимается как «осмысленный порядок», который реализуется волей логоса. Этот порядок называется роком.
Этика
Этика стоиков очень близка по своей сути к этическому учению киников. Единственное отличие — стоики не принимали презрения киников к культуре. Этика стоиков утверждала, что все равны перед единым космосом и мировым законом. Все нравственные деяния, по стоикам, являют собой самосохранение, самоутверждение, что в свою очередь является значимым благом.
Поздняя стоя
Луций Анней Сенека обучался основам стоицизма у древнеримских стоиков. Отличительной особенностью его работ является их четкая связь с богословием и христианством. Бог, согласно его концепции, бесконечно милосерден и мудр. Сенека считал, что возможности деятельности человеческого ума благодаря их божественному происхождению являются безграничными, стоит их только развивать.
Его идеи отвергал другой представитель позднего стоицизма – Эпиктет. Согласно его представлением, разум человека не является всемогущим. Не все подвластно силам души и разума, и человек должен четко это осознавать. Все, что находится вне нашего тела, мы можем познать только посредством умозаключений, но и они могут оказаться ложными. То, как мы думаем об окружающем мире, составляет основу нашего счастья, следовательно, своим счастьем мы можем управлять самостоятельно. Все зло мира Эпиктет приписывает лишь неправильным умозаключениям людей. Его учения имеют религиозную направленность.
Марк Аврелий – великий римский император и одна из самых ярких фигур позднего стоицизма. Он пришел к умозаключению, что в человеке находятся три начала (а не два, как полагали все его предшественники-стоики): душа – нематериальное начало, тело – материальное начало, и интеллект – разумное начало. Ведущим в жизнедеятельности человека он считал именно интеллект, что противоречит концепциям стоиков раннего и среднего периодов. В одном он с ним был, однако, согласен: разум нужно активно развивать, чтобы избавиться от страстей, мешающих человеческой жизни своей иррациональностью.
Иногда к эпохе позднего стоицизма относят труды Филона Александрийского, но многогранность его теорий не позволяет четко отнести их к какой-либо философской школе. Его труды, как и труды многих представителей позднего стоицизма, имеют яркую религиозную направленность. Он считал, что только несчастные люди стремятся к богатству и отвергают существование Бога, их телесные побуждения преобладают над духовными. Подобные жизненные стремления Филон приравнивал к нравственной смерти. Человек, живущий в гармонии с природой и самим собой, должен верить в Бога и обращаться к собственному разуму на пути к совершению поступков. Согласно Филону Александрийскому, мир состоит из высших и низших слоев пространства. В верхних обитают ангелы и демоны, в низших – смертные человеческие тела. Человеческая душа попадает в материальное тело из верхних слоев пространства и имеет, соответственно, ангельскую или демоническую природу.
Таким образом, для стоиков всех периодов основой счастья было согласие с природой. Человеку следует избегать аффектов, или сильных эмоций: удовольствия, отвращения, вожделения и страха. Подавлять их нужно с помощью развития силы воли.
Основы стоицизма
Философы, придерживающиеся учения стоицизма, утверждают, что в основе всего лежит добродетель. К ней они относят на только примерное поведение, смирение, желание делать людям добро и нести положительную энергетику. Добро для них ассоциируется с мудростью. Все это является счастьем. Суждение должно основываться не на людских словах, а на поступках, которые были ими совершены. Учение утверждает, что полагаться в жизни можно только на себя. Лучше собственных чувств и эмоций ничего не подскажет, как следует поступить в той или иной ситуации. Контроль или внешние события философы этой школы в этом случае отрицают.
Теория стоицизма во всем многообразии ее аспектов
В первозданном своем виде она охватывает сразу несколько направлений мысли: логику, физику, этику. Впоследствии Клеанф вводит в круг ее влияния диалектику, риторику, политику, этику, теологию. С ходом истории образуется крен то в одну, то в другую, то в третью область знаний, но всегда при сохранности базовых принципов стоицизма. Рассмотрим их подробнее.
В восприятии стоиков мир – нечто живое, это «тело Бога». Реальность регулируется Высшим Существом, воле которого противиться бесполезно и неразумно, а потому единственное, что можно сделать, чтобы сохранить свое достоинство и обрести подлинную силу, – это спокойно, неустрашимо и твердо принимать все сужденное роком. Главный враг стоика – это страсть, которая «смешивает карты» и сбивает человека с избранного пути, лишая его силы. Следовательно, главное, чему стоит научиться, – бороться со страстями и быть сильнее их (главными «врагами» стоиков были отвращение, удовольствие, страх и влечение)
Это важно не только на индивидуальном уровне, но и на коллективном: стоики были убеждены, что все в мире взаимосвязаны, а потому любое движение человека вызывает некую реакцию в пространстве миров. Поэтому они ратовали за возрастание личной ответственности не только за деяния, но и за образ мыслей
Главное – оставаться в ладу с собой и своей природой, не вредить ни себе, ни другим. Все принимать с внутренней силой, безропотно, не пытаясь навязать свою волю Божественному промыслу. Эта философия помогала воинам (особенно в преодолении страха смерти), а также всем тем, кто утратил ориентиры. С течением времени благодаря стоицизму и его распространению изменились и сами нравы римского общества: оно стало более объективным по отношению к своим гражданам, способствовало росту их самосознания, увеличению прав и свобод, повышению уровня образования и развития.
Для римлян стоицизм стал тем, чем для средневековой Европы – христианство – столь мощным было влияние этой философии на умы. В последние годы существования стоицизм был воспринят, прежде всего, с точки зрения подчинения человека року и отказу от собственного «Я» — идее своеобразного «растворения в мире»
Основное внимание стало уделяться «взаимоотношениям со смертью»: человек готовился к тому, чтобы спокойно и достойно принять смерть, когда она придет, и учился понимать всю естественность этого процесса (наиболее явно эта идея реализована в наследии Эпиктета). Даже великий император Марк Аврелий принял учение стоицизма и стал воплощать его принципы в своей жизни
Стоицизм идеально подходит современному миру
В книгах я вижу, что стоики писали честно и самокритично о том, как они могли стать лучше, счастливее и справляться с трудностями. Я считаю, что если попытаться посмотреть, чему меня учит несчастье, я обретаю уверенность и спокойствие; если перевернуть ситуацию и поискать возможности в беде, я нахожу смысл; если помнить о смерти и о своей незначительности, я обретаю скромность и более широкий вгляд на взаимозависимость мира.
Собственно, в этом и есть стоицизм. Стоицизм — не какая-то наука о том, почему или как существует мир и как он работает. Это коллекция проверенных уроков и советов о том, как вести хорошую жизнь.
Нужна ваша помощь.
Если вы читаете мой блог и считаете материал полезным, можете поддержать меня. Ваше имя навсегда останется в списке патронов. Поддержать или узнать больше.
Вы можете спасти этот блог, если пригласите меня на чашку кофе. Узнать больше
Периодизация
Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Схолархи Древней Стои:
- Зенон Китийский (ок. 336—264 гг. до н. э.) основал школу в Афинах в 322 г. до н. э.
- Клеанф (? — ок. 232 г. до н. э.)
- Хрисипп из Сол (281/277 — 208/205 гг. до н. э.).
- Зенон Тарсский
- Диоген Вавилонский в 155 г. до н. э. во главе посольства отправился в Рим и ознакомил римлян с идеями стоицизма.
- Антипатр из Тарса
Также к Древней Стое относились Персей Китийский, Аристон, Герилл, Сфер Боспорский, Кратет Малльский, Аполлодор из Селевкии, и др.
Стоицизм стал основной популярной философией среди образованной элиты в эллинистическом мире и Римской империи до такой степени, что, по словам Гилберта Марри, «почти все преемники Александра исповедовали себя стоиками».
Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180—110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135—51 гг. до н. э.). Они развивали стоицизм в Риме, тогда как Архедем из Тарса распространил это учение в парфянский Вавилон. Другие представители: Мнесарх, Дардан, Гекатон Родосский, Диодот, Гемин, Антипатр из Тира, Афинодор и др.
Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50—138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.). Другие представители: Музоний Руф, Секст Херонейский, Гиерокл, Корнут, Евфрат, Клеомед, Юний Рустик и др.
Иногда выделяют 4-й период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I—II века н. э., Филона Александрийского.
В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.
Также, несомненно влияние стоицизма на гностические учения аскетической направленности (валентинианская и маркионитская школы).
Помнить о бренности вещей
В каждом из предметов, очаровывающих душу, приносящих пользу и призывающих к себе любовь, помни говорить себе, каков он, начав с предметов незначительных. Я люблю горшок. Ведь если он разобьется, это не приведет тебя в смятение.л
Стоики призывали напоминать себе о бренности вещей, а также о том, что люди смертны — это понимание помогает больше ценить то, что у нас есть. Массимо Пильюччи приводит следующий пример из собственной жизни: потеряв отца, он узнал о тяжелой болезни матери. «Мне не становилось легче. Стоицизм не волшебная палочка. Однако я старался присутствовать в моменте hic et nunc. Эпиктет призывает не к равнодушию, а, наоборот, к тому, чтобы заботиться о том, что дорого нам», — утверждает писатель.
Учение стоиков о добре и зле
Или Учение о благе, добре и зле, добродетелях, безразличном и надлежащем.
Что конкретно стоицизм понимает под добродетелью? Блага – это добродетели: разумение, справедливость, мужество, здравомыслие и прочее. Зло – это противоположное: неразумие, несправедливость и прочее. Ни то, ни другое – это все, что не приносит ни пользы, ни вреда, например, жизнь, здоровье, наслаждение, красота, сила, богатство, слава, знатность, равно как и их противоположности. Однако внутри сферы безразличного – адиафоры (греч. неразличимое) выявляются определенные различия: одни являются «предпочтительными», потому что полезны человеку, другие «избегаемы», потому что вредны, третьи безразличны. Предпочтительные вещи относятся к разряду относительных благ. Действия, направленные на достижение этих относительных благ, называются надлежащими.
Основные принципы
Стоики представили единый взгляд на мир, построенный на идеалах логики , монистической физики и натуралистической этики. Из них они сделали акцент на этике как на главном центре человеческого знания, хотя их логические теории представляли больший интерес для более поздних философов.
Стоицизм учит развитию самоконтроля и силы духа как средства преодоления деструктивных эмоций ; философия утверждает, что становление ясным и непредвзятым мыслителем позволяет понять универсальную причину ( логос ). Первичный аспект стоицизма включает улучшение этического и морального благополучия человека: « Добродетель состоит в воле, которая находится в согласии с Природой». Этот принцип также применим к сфере межличностных отношений; «быть свободным от гнева, зависти и ревности» и принимать даже рабов как «равных другим людям, потому что все люди в равной степени являются продуктами природы».
Стоическая этика придерживается детерминистской точки зрения; Что касается тех, кто лишен стоической добродетели, Клеанф однажды высказал мнение, что нечестивый человек «подобен собаке, привязанной к телеге и вынужденной идти, куда бы она ни пошла». Стоик добродетели, напротив, скорректировал бы свою волю так, чтобы она соответствовала миру, и оставался бы, по словам Эпиктета , «больным и все же счастливым, в опасности, но все же счастливым, умирающим и все же счастливым, в изгнании и счастливым, в позоре и в позоре». счастливый », таким образом постулируя« полностью автономную »индивидуальную волю, и в то же время вселенную, которая является« жестко детерминированным единым целым ». Эта точка зрения позже была описана как « классический пантеизм » (и была принята голландским философом Барухом Спинозой ).
Принципы учения
Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью.
Абстрактное мышление стоиков стало основой для формирования формальной логики. Смысл логики в ее способности выражать деятельность разума как сознательного разума.
Как и киники, стоики проповедовали в качестве главной идеи освобождение человека от влияния внешней среды, но выбрали для себя другую стратегию поведения. Они выбрали путь духовного развития, принятие и интерес к прогрессу в мировой культуре, и мудрость.
Учение стоиков базируется на трех науках:
- Физике;
- Этике;
- Логике.
Рассмотрим подробнее каждую науку в отдельности.
Физика
Физика у стоиков подразумевала глубокое и широкое понятие, по сравнению с современной наукой. Физика – видение мира в. Совершенное божественное единство. Живое, непрерывное, способное созидать. Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Физика разделяется еще на несколько видов, в зависимости от сфер человеческой жизни. Они охватывают понятия:
- человеческого тела;
- богов;
- пределов;
- пространства;
- пустоты;
- начала.
Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.
Вселенная – живое органическое целое, все части которой логично согласованы между собой. Материя недвижима, не обладает никакими физическими свойствами. Божество – физическая субстанция, из которой появляется тело Вселенной. Логос – единый божественный разум, контролирующий все процессы. Стоики воспринимали мир цельным. Все в природе движется и изменяется. Целостность мира в согласованности. Хризипп говорил, что мир – сфера, расположенная в пустоте, у которой нет тела.
Логика
Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее.
Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода. Источники познания представители стоистической школы видели в восприятии и ощущениях. Через них формировались представления. Стоики выделили четыре категории:
- Субстанции – сущность из которой все формируется.
- Качества. Из субстанции появляются вещи, наделенные качествами. Качество относится к постоянным свойствам вещей
- Состояния – переменные свойства вещей
- Отношения – все вещи взаимосвязаны друг с другом.
Этика
В чем выражается этика стоицизма? Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе.
Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода. Основные черты стоицизма, как философского течения:
- Жизнь в единстве с законами природы и Логосом (мировым космическим разумом).
- Высшее благо жизни – добродетель, порок – единственное зло.
- Добродетель – постоянное внутреннее состояние человека, его моральный ориентир.
- Добродетель – познание о добре и зле.
- Государственные законы принимаются, когда служат добродетели.
- Игнорирование законов, призванных служить злу.
- Самоубийство – не грех и его можно оправдать, если это протест против жестокости, зла, несправедливости и не было другого пути совершить добро.
- Стремление к прекрасному в мыслях и поступках.
- Интерес к развитию мировой культуры, искусства, стремление к богатству, процветанию.
- Стремление к счастью – высшая цель, смысл человеческой жизни.
Стоики придерживались двух основных принципов:
- Материального, как основы.
- Божественного (Логос). Он проникает сквозь материю, создавая материальные вещи.
Эти два принципа относятся к дуализму. Но Аристотель рассматривал цитату – «первая сущность» в единстве формы и материи, возвышая форму, поскольку она – активное начало материи. Стоики признавали материю первичной, несмотря на то, что она – пассивна.
Средняя стоя
Средний период стоицизма начинается с первых сомнений в правдивости концепций Зенона Китийского. К примеру, Панетий Родосский отверг возможность периодически происходящего мирового пожара. Он несколько пересмотрел и вопрос об образе жизни: все, что требует от человека природа – прекрасно, следовательно, все, заложенное в человеке природой, должно выполняться в жизни. К этому он относил общение с другими людьми, познание мира и духовное совершенствование.
Посидоний– ученик Панетия, немного переосмысливший труды своего учителя. Он считал, что не каждый человек должен жить в гармонии с собственной природой, ведь человеческие души бывают разными, не все из них стремятся к самосовершенствованию. Он выделял три вида душ: стремящиеся к наслаждению (низшая душа), стремящиеся к господству, и стремящиеся к нравственной красоте (высшая душа). Только третий вид он считал разумным, способным жить гармонично и в согласии с природой. Целью жизни он считал подавление низшего начала души и воспитание разума.
Знаменитым представителем среднего стоицизма является Диодот. Он жил в доме Цицерона и обучал его основополагающим идеям философии стоиков. В дальнейшем его ученик не принял стоицизм, но уроки Диодота отразились на всей его философской деятельности.