Что такое аскетизм? (кто такие аскеты)

Содержание:

Что такое аскетизм?

Аскетизм – образ жизни человека вставшего на путь познания себя и Вселенной, и инструмент аскетов – осознанное самоограничение с целью воспитания в себе желаемых качеств и максимальное приближение к Божественному началу. Аскетичный человек добровольно лишает себя значительной доли материальных благ и вырабатывает в себе мышление аскета.


Аскетизм

Аскетизм содержит в себе две составляющие:

  1. Материальный аскетизм — отказ от современных благ цивилизации и искусственных потребностей, созданных обществом.
  2. Духовный аскетизм – ограничение или полный отказ от чувственных удовольствий, создания семьи. Размышления о Боге, чтение духовной литературы. На более глубоком уровне отказ от общества и уход в обители, монастыри.

Аскетизм в философии

Древняя Греция славилась различными философскими течениями и школами, на которые ориентировался весь остальной мир. Киники – школа философов времен Сократа, проповедовавшая особый образ жизни, заключавшийся в отказе от благ, предоставляемых обществом. Яркий представитель киников Диоген Синопский бродяжничал и нищенствовал. Другая греческая школа – стоики, основанная Зеноном Китайским отвергала асоциальный путь. Аскетизм в философии это направление, сформировавшееся под влиянием философов-стоиков (Сенека, Марк Аврелий), в основе которого заложены:

  • освобождение от влияния внешнего мира через добродетель и самодостаточность;
  • власть духа над плотскими инстинктами;
  • высокая эстетика в поступках и мыслях;
  • жизнь в согласии с природой и Вселенским Космическим Разумом;
  • ненасилие.

Аскеты в православии

Аскетизм в христианстве связан с Христом, образ которого православный аскет хранит в душе и опирается на него в повседневных делах, наполняя их божественным смыслом. С помощью молитв, аскет сонастраивается с божественным и посвящает Богу все свои аскезы по преодолению искушений и страстей. В течение года православный аскет соблюдает все посты, молится, причащается и исповедуется. Изучение жизни святых укрепляет христианина в его намерениях.

Христианские святые, которые вели аскетичный образ жизни (отшельничество):

  • Иоанн Креститель;
  • Онуфрий Великий;
  • Серафим Саровский;
  • Сергей Радонежский;
  • Павел Обнорский;
  • Тихон Калужский.

Аскетизм в буддизме

Когда принцу Гаутаме Сиддхартху исполнилось 29 лет, он состриг волосы, надел скромную одежду монаха и покинул дворец родителей распрощавшись с роскошной жизнью.Так Гаутама стал ищущим просветления – Буддой. В течение 6 лет Будда жил как аскет: умерщвлял свою плоть суровыми аскезами и однажды чуть не умер от истощения, при этом не приблизившись к истине ни на мгновение. Будда понял, что самоумерщвление плоти — бесполезный метод для просветления и начал практиковать медитацию и размышление. Для буддизма характерны следующие аскезы, приводящие к Нирване:

  1. Шаматха – основная и главная внутренняя аскеза буддистов – сосредоточение и полное успокоение ума и сознания.
  2. Випашьяна – культивирование высшего знания (медитации).
  3. Умеренность в пище – это следование Срединному пути в аскетизме. Тело содержится в том состоянии, в котором не отвлекает аскета от сосредоточения на медитации. В буддизме физическая аскеза не так важна, как аскеза контроля над мыслями.
  4. Практика Сати (осознавание) мысленное разделение тела на 32 элемента (волосы, зубы, кожа, ногти и так далее) помогает дисциплинировать мысли, чтобы не поддаться мирским соблазнам.
  5. Безбрачие и бедность.

Религиозный аскетизм.

Как уже собственно понятно из названия, религиозный аскетизм базируется на нормах и принципах той или иной религии. На самом деле, если разобраться, то практически все религии в мире, в той или иной степени пропагандируют аскетизм. И, в общем то, это абсолютно не удивительно, ведь многие религии фактически построены на фундаменте определенных запретов и поощрений. Где-то больше, где-то меньше, но запреты всегда существуют. А путь к просветлению или близости к божеству, всегда лежит через четкое соблюдение подобных ограничений.

Христианский (православный) аскетизм.

Аскетизм в христианской традиции — это набор определенных дисциплин, практикуемых для спасения бессмертной души верующего и духовного просвещения. Библейские примеры аскетизма можно найти в жизнях Иоанна Крестителя и Иисуса, которые постились по 40 дней. Иисус наставлял своих учеников поститься и продавать свое имущество. Святой Павел был холостяком, а первобытная иудейско-христианская община в Иерусалиме не имела традиции личной собственности. Некоторые ранние христиане считали, что аскетизм был единственным верным путем к спасению. Эта доктрина была отвергнута православной церковью как еретическая, но аскетическая жизнь была сохранена через институт монашества.

Аскетизм в Исламе.

Исламское слово для аскетизма — Зухд. Согласно священным текстам, Пророк Мухаммед советовал людям жить простой жизнью, и сам он совершал великие аскезы. Даже когда он стал королем Аравии, он жил скромной жизнью, граничащей с лишениями. Его жена, Аиша бинт Абу Бакр говорила, что в большинстве дней он даже не ел два полных приема пищи. Тем не менее основная мусульманская традиция, не поощряет крайние формы аскетизма. Исключением из правил, является практика поста во время Рамадана. В течение девятого месяца исламского календаря, большинство истинных мусульман практикуют дневной пост. Каждый день в течение месяца Рамадан, ни один мусульманин не должен есть, пить или заниматься сексом в светлое время суток. Во время Рамадана, мусульмане должны прилагать больше усилий для следования учению ислама. Они должны воздерживаться от лжи, воровства, гнева, зависти, жадности, похоти, саркастических возражений, злословия и сплетен. Чистота мысли, и действия считаются очень важными.

Аскетизм в Иудаизме.

История еврейского аскетизма насчитывает тысячи лет. Например, Моисей, и Илия постились в течение 40 дней на горе Синай. Еремия не женился. Исайя три года ходил голым. Иезекииль лежал на боку в течение 390 дней и ел только хлеб.

После того как евреи вернулись из вавилонского изгнания и пророческий институт исчез, возникла новая форма аскетизма в знак протеста против мирской власти и разложения священства династии Хасмонеев. Секта ессеев возникла под знаменем священнического аскетизма, кульминацией которого стала секта Мертвого моря. Некоторые члены этого культа практиковали безбрачие, и его священник придерживался строгой интерпретации законов очищения священника и диетических ограничений кошерности. Мудрец Второго века Шимон Бар Йохай (основатель каббалы) изображен как аскет, и рабби Зейра особенно известен своей любовью к этой форме благочестия. История гласит, что он воздерживался от питья и еды в течение 100 дней, чтобы впоследствии адский огонь мог не иметь над ним власти.

Аскетизм в Индуизме.

В индуизме, «Вечный путь» (на санскрите Санатана Дхарма) говорит о том, что определенные духовные принципы, обладают вечно истинными, превосходящими созданными человеком конструкциями, представляющими чистую науку о сознании. Это сознание, не только сознания тела или разума, но и над-ментального духовного состояния, которое существует внутри и за пределами нашего существования. Садху, люди, которых считают святыми, известны крайними формами самоотречения. В отличие от других религий, в индуизме не существует определенных сводов правил где указано что можно, а что нельзя. Проявления аскетизма варьируются от секты к секте, и от святого к святому. Это может быть длительная медитация и отказ от пищи, отказ от мытья тела или длительное молчание. Вариантов очень много.

Практика аскетизма в Джайнизме.

Джайнизм — это специфически аскетическая религия, берущая свое начало в предыстории Индии (подробней о ней можно прочитать ТУТ). Как и индуистский аскетизм, джайнизм поощряет пост, практику йоги, медитацию в трудных позах и другие аскезы. Так же, как и в индуистской традиции, высшей целью является прерывание цикла реинкарнации. Для этого, душа должна быть полностью бесстрастной и без привязанностей. Подобное, может быть достигнуто только монахами и монахинями, которые принимают пять великих клятв: отказ от насилия, лжи, воровства, страсти и безбрачие.

Буддизм[ | ]

Будучи еще принцем Гаутамой, Сиддхартха в возрасте 29 лет покинул королевский дворец в одежде монаха и отказался от роскоши и власти этого мира, чтобы обрести просветление. Будда предал свое тело смерти, выбрав путь аскетизма. Целых шесть лет он подвергал себя суровому самоограничению и, возможно, умер бы от истощения, если бы не понял, что этот метод не подходит ему для достижения сверхвысокой степени сознания. Он понял, что бесполезно жестоко истязать свое тело, чтобы достичь просветления. Это привело его к практике размышлений и медитации.
А. достигла значительного развития в восточных религиях (брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм, древнееврейские терапевтические секты, ессены) и в религиозно-философских движениях Древней Греции (орфики, пифагорейцы). Мотивация А. в различных религиозных и философских доктринах различна. Так, А. киников определялась их идеей свободы от социальных потребностей и связей; в дуалистических религиозных доктринах, рассматривая тело и материальность как “тюрьму души”, А.

Внешние ссылки

По мнению Хадзимы Накамуры и других ученых, некоторые ранние буддийские тексты свидетельствуют о том, что аскетизм был частью буддийской практики на заре ее существования. Более того, на практике записи, начиная примерно с начала нашей эры и до 19 века н.э., свидетельствуют о том, что аскетизм был частью буддизма как в традициях Тхеравады, так и Махаяны. Поскольку мы живем в культурном пространстве, где наша философия, психология и мировоззрение тесно переплетены с православием, уместно завершить эту статью кратким обзором трудов некоторых современных священников и богословов не столь далекого прошлого.

Аскеза ума. Немного о раджа-йоге

Она, пожалуй, является верхушкой айсберга, потому что именно ум сложнее всего контролировать. Мы привыкли не отделять себя от потока мыслей, бушующих в голове с бешеным ритмом.

Но чаще всего мысли — это плоды прошлого. Те, что задели; то, чего мы боимся, жаждем; или же это сухая работа механизма под названием «мозг». И все.

Просто нам почему-то внушали, что слушать этот гул важно и полезно, а теперь мы порой были бы рады нажать на кнопку и отключить его хоть ненадолго.

Вдумайтесь в эту концепцию и отделите истинный разум от беспокойного ума, прогоните рой мыслей прочь.

Отличным способом гармонизации сознания является йога

Есть интересная теория, что плохие, жестокие мысли не наши, а исходят от лярв — злых энергетических сущностей, которые питаются жизненной силой.

Именно потому мы так легко зацикливаемся и впадаем в негативные эмоции. Ограничения сами по себе помогают от них избавиться, но как начать?

Если снова пронеслась дурная мысль — повторяйте одну и ту же букву по кругу.

Пример:

  1. Ум — «не надо было этого делать». Вы — «н-н-н».
  2. Ум — «Я некрасивая была сегодня». Вы — «я-я-я».
  3. Ум — «Завтра у меня точно не получится». Вы — «з-з-з».

Со временем духовная практика поможет вам обуздать ум и подчинит его вашим целям.

Стремитесь жить здесь и сейчас, а не бесконечно мечтать о будущем или сожалеть о прошлом.

Это самая важная часть аскетического мировосприятия, ведь именно с наших мыслей все и начинается.

Что такое аскеза ума в йоге? Это тотальная практика царственной (раджа) йоги, которая исповедует те же принципы, что и общепринятая аскеза:

  1. Остановка внутреннего диалога
  2. Вытеснение гордыни и высокомерия
  3. Избавление от негативных программ
  4. Осознанное чтение священных Писаний и мантр

Применяя на практике эти советы, вы сможете изменить свое будущее

Аскеза здесь считается основой йогической практики и обязательным условием успешного продвижения вперед и стабильного роста осознанности.

По сути, сама практика предельно аскетического направления

Особенно важно не зазнаваться на этом пути и следовать своим целям с великой долей скромности.

Светский аскетизм

В отличие от религиозного аскетизма, светский нацелен не на достижение бессмертия души, а на самосовершенствование. Аскетами с древних времён становились философы, учёные и даже успешные бизнесмены. В современном обществе от различных благ и достижений цивилизации могут отказываться следующие категории людей.

  1. Профессиональные спортсмены. Перед значимыми соревнованиями многие из них отказываются от алкоголя, сытной пищи и секса для того, чтобы быть более выносливыми, сильными и внимательными. В повседневной жизни они также во многом себя ограничивают, чтобы быстрее добиться следующей ступени в своём развитии.
  2. Художники. Многие творческие личности отличаются особой сдержанностью в быту. Очень часто они отказываются от каких-то развлечений для того, чтобы тратить больше времени, сил и денег на искусство.
  3. Волонтёры. Как и революционные деятели, они отказываются от собственных благ ради того, чтобы изменить жизнь других к лучшему. Особенно это актуально для тех людей, которые едут в бедные страны и проводят там долгое время, занимаясь общественно-полезной деятельностью.
  4. Люди с различными зависимостями. Очень часто они ведут аскетичный образ жизни не по своему желанию, а из-за социального давления. Временные ограничения позволяют людям избавиться от многих пагубных пристрастий. Кроме того, они помогают достичь гармонии с самим собой и забыть о внутренних проблемах.
  5. Вегетарианцы. Отказ от мяса также является признаком аскетизма, особенно в том случае, если человек становится вегетарианцем из-за любви к животным и нежелания быть причастным к их убийству.

Для одних людей выборочный аскетизм – это лишь временное самоограничение, для других – образ жизни. Среди известных аскетов можно выделить следующих личностей.

  1. Александр Суворов. Этот русский полководец вёл такой же простой образ жизни, как и его солдаты. За это он был любим своими подчинёнными.
  2. Марк Цукерберг. Основатель одной из главных социальных сетей, несмотря на свои большие возможности, ведёт очень скромный образ жизни. Для него идеи и проекты намного важнее развлечений и покупок.
  3. Хосе Кордано. Ещё один знаменитый аскет – это бывший президент Уругвая. Богатство его никогда не интересовало. Поэтому он большую часть своей зарплаты перечислял в различные благотворительные фонды.
  4. Фёдор Углов. Это всемирно известный хирург. Он прославился своей просветительской деятельностью и профессионализмом. Одну из последних операций мужчина провёл накануне своего сотого дня рождения. Сохранить здравый рассудок и желание жить ему удалось благодаря умеренному образу жизни.
  5. Николай Амосов. Этот сторонник аскетизма также был врачом. Кардиохирург вёл здоровый образ жизни, много работал и всегда старался оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Для многих он стал настоящим примером, вдохновляющим на перемены и новые свершения.
  6. Киану Ривз. Положение этого знаменитого актёра позволяет ему жить в роскоши. Но он обитает в маленькой квартире, передвигается на общественном транспорте и любит общаться с поклонниками его творчества. Большую часть своих гонораров мужчина жертвует на благотворительность и в фонды по борьбе с раком.
  7. Мать Тереза. В мужской компании аскетов есть место и для известной благотворительницы. Всю свою жизнь она старалась помочь другим, не требуя для себя никаких благ. За это время женщина спасла много жизней.

Значение правильных ограничений

Основная проблема обмена, о котором было сказано выше, заключается в человеческом сознании, не желающем принимать факт своей бездуховности. Индивидууму хочется думать, что поступать неправильно его вынуждает сама жизнь, и никак нельзя иначе, в силу несовершенства мира. На самом деле все три существующих самоограничения не вступают в противоречие с природой человека и не требуют от него больших жертв.

В чем заключается суть аскезы в каждой из благостей? Давайте рассмотрим более детально.

  1. Телесная. Физиологическая аскеза требует от человека уважения к единому Господу, старшему поколению и духовным наставникам. Среди ограничений обязательно значатся: насилие над плотью и духом своим и ближнего, телесная нечистота, бесконтрольные плотские утехи.
  2. Речевая аскеза – это обязательство говорить только правду и не вызывать у людей волнений своим словоблудием. Сплетни, давление на жалость к себе красноречием – также табу данной тапасьи.
  3. Умственная аскеза – это простота, чистота помыслов, искренность поступков и удовлетворенность своей действительностью без оглядки на то, что имеют другие.

По уверениям продвинутых духовных практиков, принося в жертву разумному самоочищению пороки, свойственные ложным ценностям, человек открывает себя для благ не только нынешней, но и будущей жизни.

Аскетизм или аскеза в христианстве: понятие, суть и смыслы

Ранние христианские миссионеры — такие, например, как апостол Павел, были не просто апологеты некого «внешнего делания»: прежде всего, это были великие духовные подвижники, призывавшие человечество к смирению. В их сознании внутреннее строительство себя, внешнее проявление этого строительства и последующая, если можно так выразиться, проекция его на мир — были вещами и понятиями неразрывными. И аскеза в этом смысле сопутствовала и служила в целом и их убеждениям, и их философии.

Таким образом, с точки зрения религиозной, аскетизм можно считать неким христианством в действии. Христианский аскетизм — это разумный подвиг во славу Божию. Сюда входит понятие и любви к ближнему, и, как опора и обоснование этого понятия — десять заповедей Божьих, на которых веками держатся (или пытаются держаться) устои христианских государств.

И, конечно же, такие понятия как самосовершенствование, отказ от стяжательства и саморазвитие — также есть составляющие концепции христианского аскетизма.

Если же отдельно говорить об аскетизме в православии, то в целом он исповедует все вышеперечисленные положения и установки. Хотя, не вполне улавливая за многочисленными словами и определениями истину, люди часто путают или же, напротив, отождествляют такие вещи, как самолюбие и себялюбие; предельный эгоизм и предельное самоотречение; подвиг во славу Бога или человека; аскетизм разумный и аскетизм религиозно-фанатичный…

Впрочем, это — мое собственное мнение, но я думаю, что и оно, равно, как и многие другие, имеет право на существование.

Возвращаясь же к теме аскетизма в мировых религиях, стоит отметить, что разница в понимании и восприятии аскетизма как явления зависит здесь, в большей степени и как правило, от того, в какой конкретно религии мы его рассматриваем.

Аскетичность — это путь к познанию истины

Человека, посвятившего свою жизнь духовному совершенству, называют аскетом. Слово «аскет» в переводе с греческого языка означает «упражняющийся в чем-либо». Изначально имелась в виду подготовка атлетов к соревнованиям, затем считали, что аскетичность — это стремление к добродетельной жизни, борьба с дурными привычками и пороками.

Суть аскетизма

Аскет отличается от человека, который живет духовной жизнью, но при этом женат и не стремится уйти от мирских благ, тем, что он отказывается от какой бы то ни было собственности и не вступает в брачные отношения. Одним словом, отшельник. Аскетичность — это исключительно строгий, воздержанный образ жизни, при котором человек занимается исключительно духовными упражнениями, недоступными для понимания мирских людей.

Основное предназначение аскета – достижение собственного нравственного совершенства или блага других людей. Аскет готов ради этого терпеть духовные испытания, испытывать физические страдания и переносить материальные лишения.

Аскетизм в философии

Аскетичность присуща философии стоиков. Ее проповедовал апостол Павел. Аскетизм – это нравственный принцип, который утверждает превосходство духа над плотью и требует ограничения чувственных наслаждений. Это направление философии было свойственно нескольким школам, провозгласившим свободу духа от желаний. Широкое распространение аскетизм получил в различных религиозных течениях. Христианский аскетизм имел своей целью усмирение и умерщвление чувственных желаний человека. Имелось в виду не только половое воздержание, но и отречение от удовольствий, доставляемых слуховыми и вкусовыми ощущениями, созерцанием и так далее.

Категории лиц, которым необходим аскетизм

Аскетичность — это особое душевное состояние, при котором человек стремится к познанию Бога. Таким людям сложно жить в обычном мире, они с рождения предназначены для жизни подвижника. Аскетизм необходим и той категории лиц, которые стремятся познать истину, но преобладание чувственных желаний и отсутствие веры мешает им достичь желаемого. Для таких людей аскетичность — это возможность познать истину.

Они не могут быть счастливы в мире, в обычных жизненных условиях, их беспокойному мятущемуся духу необходим аскетизм. К примеру, если они женаты, то и сами страдают в семейной жизни, и своих жен делают несчастными.

Философия аскетизма – это протест высшего «я» человека против преобладания чувственных желаний над ним. Чтобы подчинить свой организм (психический и физический) воле, нужен целый ряд особых упражнений, которые противоречат желаниям плоти.

Значит, аскетизм является средством для подчинения своей плоти высшему «я» человека в интересах духовного развития. И если у человек смог достичь такого состояния и получил власть над своими страстями, то он может жить и в обычных жизненных условиях, не опасаясь, что желания победят его дух. Многие святые подвижники именно так и поступали — они жили среди людей как проповедники истины.

Путь аскетизма – это путь рассуждения о своих подвигах. И этот путь необходим для того, чтобы человек осознавал и соразмерял свои возможности, дабы эти подвиги были посильными и не привели к обратным результатам.

4 основные цели аскетов: сверхспособности, прозрение, гармония, Божественная благодать

Учитывая разнообразие конфессий, перечислить все устремления аскетов каждой существующей религии невозможно. Но это и не нужно.

Внимательного изучения преимущественно заслуживают наиболее распространённые взгляды, присущие самым древним и влиятельным культурам.

Асура — демон в индийской мифологии. Когда ему нужно стать сильнее — держит аскезу

1 цель. Аскеза как средство обретения мистических способностей. Такая интерпретация рассматриваемой практики наиболее древняя. Происходит она из индуизма и характерна для множества близких ему культовых традиций.

Индийские аскеты — это и люди, и божества (суры), и демоны (асуры). Иногда им, в силу тех или иных обстоятельств, требуется стать могущественнее. Тогда достаточно предать плоть немыслимым испытаниям вроде стояния на одной ноге продолжительное время.

В итоге высшие силы, чаще всего в лице бога-творца Брахмы, даруют за подвижничество мистические силы, например, неуязвимость.

2 цель. Аскетичность как путь к духовному прозрению. Идея здесь заключается в полном отрицании мирского. Если плоть имеет греховную природу, то следует выйти из-под её контроля, чтобы стать сильнее духом.

Скажем, голод заставляет человека искать пропитание. Но, игнорируя желания желудка, человек обретает над ним власть, превращается в хозяина тела, а не раба своих потребностей.

Подобные взгляды преимущественно распространены в традициях Древнего Востока. В частности, некоторые направления йоги основаны на полном отрицании телесного. Подчинив чувства, дыхание и мысли, практик разрывает все связи с материальным миром и готовится уйти в духовные сферы.

Но это ни в коем случае не относится ко всем направлениям йоги и Восточных учений, а характерно лишь для отдельных школ.

Индус Амар Бхарати, 45 лет держащий поднятую руку, — пример радикального аскетизма

3 цель. Умеренная аскетическая жизнь как фундамент для жизни духовной. Ещё одна Восточная трактовка данной практики. Она популярна в большинстве буддийских традиций. Смысл в том, чтобы ограничивать себя, избегая излишеств, но не превращать это в культ.

Умерщвление плоти — такая же крайность, как праздная жизнь. И то и другое отвлекает человека от мира духовного. Единственный разумный путь — срединный, то есть такой образ жизни, который поддерживает спокойное существование для размышлений о вечном.

4 цель. Аскетизм как средство стяжания Божественной благодати. Это сравнительно поздний, христианский взгляд на аскетизм, принципиально отличающийся от предшествующих идей.

Если говорить просто, то задача такой практики — преображение человека, обретение духовного совершенства.

Разумеется, такая древняя практика имеет сотни других толкований. Например, нельзя не упомянуть, что осознанный аскетический образ жизни вели античные философы, в частности, Диоген. При этом они не связывали самоограничение с религиозными целями.

Этот обширный материал придётся оставить за бортом, ибо в дальнейшей статье мы преимущественно поговорим про аскетизм в православии.

Внимательная Иисусова молитва — один из главных инструментов аскета-христианина

Как заметил преподобный Марк Подвижник, практика без молитвы — не только бесполезное, но и вредное занятие:

Марк Подвижник

преподобный

Иисусова молитва распространена среди монахов. Суть практики заключается в том, чтобы внимательно и непрестанно повторять про себя слова:

Вариант текста Иисусовой молитвы. Её непрестанное повторение — распространённая аскеза монахов

Впрочем, это не единственный вариант молитвы.

Существуют и другие:

«Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных». «Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».

«Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас».

«Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».

«Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)».

«Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».

«Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)».

«Го́споди, поми́луй».

Самая краткая форма молитвы используется в католицизме: «Иисус».

Главное условие чтения — слушать и слышать. Практика Иисусовой молитвы — это сосредоточенное слушание, а не механическое повторение. Частично это может напоминать медитацию, чтение мантр и прочие духовные упражнения, но задачи здесь свои, да и ряд особенностей имеется.

Но объяснить его в силах только опытный христианин, способный провести ученика по всем ступеням чтения молитвы и уберечь от ошибок.

Различие женской и мужской аскезы

Интересный вопрос — что такое аскеза для мужчин и чем она отличается от женской? Разница действительно огромна.

Мужчины должны в первую очередь уделить внимание телесному.

Рано просыпаться, отдыхать в спартанских условиях, тяжело и много работать, уделять внимание своему телу, держать его в чистоте и строгости.

Они проявляют мужские качества характера и позволяют накопить максимум свежей, солнечной энергии для новых побед и достижений.

У женщины иные цели, хотя мужские даются им с легкостью.

А вот свои выполнять намного сложнее. Просто здесь руководит совершенно иная энергия — лунная.

Женщине для раскрытия своего потенциала надо уметь с любовью:

  1. Готовить
  2. Убирать
  3. Гладить
  4. Стирать
  5. Бескорыстно помогать другим
  6. Заботиться о доме и своей семье
  7. Рукодельничать
  8. Ухаживать за собой и пр.

Существует большая разница между мужской и женской аскезой

Вся ваша энергия должна быть направлена на служение и подчинение мужу.

Это может вызвать протест у некоторых представительниц прекрасного пола, но именно так раскрывается истинное предназначение быть женщиной и выполняется практика.

Уметь красиво и правильно говорить, не осуждать, иметь чувство смирения и бескорыстную доброту в сердце.

Когда женщина раскрывается в семье, мужчина будет стремиться сделать ее самой счастливой, ему захочется чаще радовать и дарить подарки.

Жены способны смотреть немного дальше мужчин, подсказывать им, что делать, потому они могут достичь любых целей рядом с любимой.

Совершать женскую аскезу следует осторожно, без резкости, потому что сильное ограничение может повредить гормональную систему.

Слишком нагружать себя физически не стоит, лучше уделите особое внимание аскезе речи и ума.

Позаботьтесь о своей красоте и развитии высоких нравственных качеств, характера.

Для женщины важно заниматься саморазвитием и расти духовно

Создавайте вокруг себя уют и окутывайте всех любовью — это и есть главное.

Философская трактовка

Аскетизм появился в Древней Греции, и соответственно он получил отражение в древнегреческой философии

Любители мыслить не могли обойти вниманием этот способ самоконтроля и самодисциплины. Философские школы киников и стоиков всесторонне рассмотрели понятие аскезы

Способность к перенесению трудностей, отказа от ряда потребностей были шагом киников к совершенствованию личности.

Учение стоиков направляло последователей по пути гармонии тела и духа. Мудрец, осознав материальность мира, поймет силу духа и станет жить в согласии с его велениями.

Последователь стоицизма Марк Аврелий выделил такие правила:

  • приоритет духовного над плотским;
  • жить сообразно природе и божественному замыслу;
  • непротивление року и провидению;
  • самостоятельное познание мира, а не через посредников;
  • добродетельность мыслей и поступков.

Понятие аскезы. Опасность ошибок на этом пути

Так что же такое аскеза? Начнем с определения — это добровольное лишение себя физических и моральных благ ради очищения тела и духа и укрепления связи с Божественным началом.

Очень важно сразу понять, что все, что будет происходить, надлежит принимать как должное, с радостью и улыбкой, без страха перед трудностями.

Вспомните Золушку, сколько она терпела и как страдала! Она не жаловалась, не пыталась защититься, а только пела песни и трудилась.

Периодическая практика аскезы может быть полезна для тела и духа

Концовку мы все отлично помним, так как прекрасный принц — детская мечта практически каждой девушки. Вот и тут так же!

Только это не означает, что вам нужно принимать аскезу ради явной выгоды. Это отличный пример добровольной аскезы.

Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, уже почувствовали, что это ваш путь. Что принесет в вашу жизнь практика?

Плюсов множество:

  1. Накопление внутренней силы и энергии
  2. Уход неприятных ситуаций из жизни
  3. Обретение здоровья и благополучия
  4. Увеличение уровня осознанности и счастья
  5. Получение материальных благ
  6. Исполнение искренних, добрых желаний
  7. Сжигание негативной кармы

И в то же время нет ничего страшнее, чем аскезы в невежестве, которые проводятся с подачи неправильных устремлений.

Таких примеров, увы, очень много. Избегайте их, действуйте бескорыстно, от чистого сердца!

Не давайте глупости или гордыне руководить вами. К примеру, берет человек древнее учение и решает уйти в горы, питаться только корешками и истязать себя плетью до кровавых ран.

Такой подход, когда внутренним устремлением было доказать всему миру «какой я крутой», не принесет пользу его душе и телу.

Аскезы в страсти исходят от гордыни и жажды признания в обществе. «Спорим, я смогу…»!

Главный вопрос заключается в том, зачем все-таки добровольно лишать себя привычных благ

И смог, вот только пользы от этого никакой. Иногда сама практика становится испытанием.

Человек делает свою работу хорошо, с любовью, добивается определенных результатов и во лбу, как говорится, «загорается звезда».

«Я смог, я победил!» Это аннулирует аскезу и замутняет сознание и виденье истинного положения вещей. Если это результат, то всегда временный.

Телесные аскезы

Физиологические епитимии не просто так открывают список видов аскез, ведь телесные потребности – это то, что человек приучен ублажать в первую очередь. Тапасьи тела включают в себя семь категорических запретов, ни один из которых нельзя игнорировать:

  • не терпеть нечистоты тела, несвежести одежды;
  • не лелеять вредные привычки;
  • не есть продукты, заведомо вредные, способствующие накоплению жира, а не энергетики;
  • не посещать мест злачных, с негативной аурой;
  • не держать тело в расслабленном бездействии;
  • не оскорблять других людей своими поступками.

Первым шагом для совершения аскезы тела должно стать глубокое познание себя, своих биологических ритмов и истинных потребностей. Человек по своей природе склонен к самообману, и то, что мешает ему больше всего, как правило, является для него источником самых ярких впечатлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector