Латеранская базилика

Последствия Собора

Постановления Латеранского собора были восприняты в Константинополе как мятежный вызов. Уже во время соборных заседаний в Рим прибыл новый экзарх Равенны Олимпий с поручением арестовать папу Мартина. В «Liber pontificalis» сообщается, что в отчаянии Олимпий пытается подослать к папе убийцу с заданием заколоть Мартина I по окончании богослужения в церкви Девы Марии, но явная помощь папе свыше отвратила его от этого намерения . Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль императорскую Италию. Очевидно, что верность итальянской армии Олимпию обеспечивалась его союзом с папой Мартином — союзом, основанном на идее защиты православного христианства от еретических новаций Константинополя. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с т. зр. имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».

Высадка арабов в Сицилии заставила Олимпия выступить на юг для отражения агрессии, но вскоре в войске началась эпидемия, жертвой которой стал и сам узурпатор. В году, через год после смерти Олимпия, под предлогом государственной измены папа Мартин и прп. Максим Исповедник были арестованы. Арест, ссылка и кончина главных действующих лиц Латеранского Собора делали неизбежным созыв VI Вселенского Собора. Латеранский Собор сыграл важную роль в поддержке православных и подготовил окончательную победу над монофелитством, а его догматические формулировки по некоторым оценкам даже превосходят «по ясности и силе» решения VI Вселенского Собора .

На Востоке влияние Латеранского Собора, нелегального с точки зрения императорского права , и его поддержка православию определялись, прежде всего, стойкостью прп. Максима Исповедника и его учеников. Прп. Максим в ссылке имел копию актов этого собора. Он не только пользовался ими для опровержения монофелитства, но и защищал перед своими оппонентами авторитет Латеранского Собора, ставил его в один ряд с пятью Вселенскими Соборами и продолжал именовать «святым апостольским» . На возражение оппонентов, что без императорской санкции «Римский Собор» не имел силы, прп. Максим отвечал: значение Соборов определяется не фактом созыва их императорами, но тем, была ли исповедана на них правая вера, и отсылал к каноническому требованию регулярного созыва поместных Соборов, которое не предполагало специального императорского указа .

Tаким образом, по мнению прп. Максима и его сподвижников, Латеранский Собор был созван в соответствии с канонами поместного Собора и имел авторитет Вселенского Собора, так что его постановления являются нормативными для всего христианского мира .

Собор Святого Петра

Basilica di San Pietro

Главный католический храм расположен на территории государства Ватикан. К созданию собора причастны Рафаэль, Микеланджело и другие гении эпохи Ренессанса. Среди шедевров – великолепная мраморная «Пьета», статуя и трон святого Петра.

Собор огромен, его фасады и внутренний интерьер украшены изображениями Христа и святых. С вершины купола открывается вид на площадь и панорама Рима.

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Рим с высоты птичьего полета: 8 лучших смотровых площадок

Собор открыт с 7:00 до 18:00 зимой и до 19:00 летом. Подъём на смотровую площадку – с 8:00 до 16:45 зимой и до 17:45 летом.

Вход в собор бесплатный. Обычно образуется большая очередь, но двигается она быстро. При входе посетители проходят металлоискатель и проверку сумок. Не следует брать с собой больших рюкзаков.

Необходимо соблюдать элементарные правила, действующие в любой христианской церкви: прикрывать руки и ноги, мужчинам снимать шляпы, женщинам – покрывать головы платками. В шортах, майках и мини-юбках вас просто не пустят – это Ватикан!

» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ — Ватикан: советы туристу

Входные билеты на купол стоят € 8 при подъёме пешком на высоту 551 ступеней, € 10 при подъёме на высоту 230 ступеней на лифте (остальная часть пути – пешком). Подъём весьма трудный, не рекомендуется пожилым людям и туристам с маленькими детьми (назад повернуть не получится, т.к. лестница очень узкая).

Не покидайте Ватикан, не увидев Сикстинской капеллы.

Адрес: Piazza di San Pietro, 00120, Città del Vaticano. Станции метро: Ottaviano и Cipro.

Дворец Дожей

Гости, приезжающие однажды в Венецию, обязательно пройдут мимо этого необыкновенного дворца.  Они будут поражены как его размерами, так и изяществом архитектуры.

Если бы внутри дворца их принимали сами дожи, то впечатление только усилилось бы. Потому что тогда они бы вошли через Порта делла Карта – «Бумажную дверь».

Это идеальный образец венецианской готики, далее поднялись бы по грандиозной Лестнице Гигантов и по арочной Золотой Лестнице , чтобы попасть в Зал Коллегии, который многие считают самой красивой комнатой дворца.

Даже самые привередливые путешественники задыхаются от восторга перед величием и роскошным убранством дворца. Вы увидите работы всех великих венецианцев, включая Тинторетто, чьё плотно «Рай» — самая большая картина в мире, нарисованная маслом.

Чтобы вам было интереснее осматривать Дворец Дожей рекомендую заказать индивидуальную экскурсию. Экскурсия начнётся в соборе Сан-Марко, затем наш гид проведет вас во дворец, расскажет про историю и искусство в каждой из великолепных комнат.

Подробнее можно прочитать в статье о Дворце Дожей в Венеции.

Латеранский дворец

Архибазилика возвышается над остатками Castra Nova equitum singularium , «Нового форта римских имперских кавалерийских телохранителей». Форт был основан Септимием Севером в 193 году нашей эры. После победы императора Константина Великого над Максентием (за которого сражались конные телохранители императора Equites singulares augusti ) в битве у Мильвийского моста , охрана была упразднена, а форт снесен. Существенные остатки форта лежат прямо под нефом .

Остальная часть территории была оккупирована во время ранней Римской империи по дворцу из рода Laterani. Секстий Латеран был первым плебеем, получившим звание консула , а латераны служили администраторами для нескольких императоров. Один из латеранцев, назначенный консулом Плавтий Латеранус, прославился тем, что Нерон обвинил его в заговоре против императора. Обвинение привело к конфискации и перераспределению его имущества.

Латеранский дворец попала в руки императора , когда Константин I женился на своей второй жене Фауста , сестра Максенция . Известный к тому времени как Domus Faustae или «Дом Фаусты», Латеранский дворец в конечном итоге был передан епископу Рима Константином I. Фактическая дата дарения неизвестна, но ученые предполагают, что это было во время понтификата Папы. Мильтиад , во время , чтобы провести синод из епископов в 313 , что было созвано , чтобы бросить вызов донатистов раскола , объявив Донатизм быть ересью . Базилика дворца была преобразована и расширена, став резиденцией Папы Святого Сильвестра I , а в конечном итоге — Римским собором, резиденцией Пап как епископов Рима.

Архитектура

Собор святого Петра в Риме – сейчас самый большой храм в христианском мире: 

  • его площадь более 15000 кв. м (длина 186, ширина 137,5 м); 
  • храм вмещает до 15000 верующих; площадь св. Петра – еще около 60000; 
  • богослужение совершается на 44 престолах. 

Над проектами грандиозного здания работали последовательно: 

  • Донато Браманте, обессмертивший свое имя именно этим проектом; собор задумывался по форме так называемого «греческого», равностороннего креста; тем самым архитектор пытался соединить архитектурные традиции католического Запада и православного Востока, воплощая мечту о будущем соединении частей некогда единой Церкви; 
  • Рафаэль Санти, переделавший проект под форму латинского креста с одним длинным концом; 
  • архитекторы Бальдассаре Перуцци и Антонио де Сангалла, принявшие решение о прямоугольной форме здания, так называемой базиликальной; 
  • наконец, Микеланджело Буонаротти, который все же вернулся к греческому кресту, но пристроил ко восточному входу длинный портик со множеством колонн. 

Однако в начале XVII в. архитектор Карло Мадерна все же вернул здание к форме латинского креста. 

Особенности купола 

Купол собора

Купол проектировался Микеланджело как своего рода архитектурная кульминация всего здания. Он окружен 4 куполами меньшего размера и возносится на 138 м. 

Карло Мадерна, правда, изменил замысел купола, сделав смысловым центром фасад, тогда как купол виден входящим лишь издалека

Ныне великолепный вход – практически первое, на что обращает внимание паломник: 

  • поражают 8 мраморными колонн; диаметр каждой из них 3 м; 
  • над входом высятся статуи Христа и апостолов (кроме Петра), высота каждой более 5,5 м; 
  • по центру фасада – так называемая Лоджия благословения, балкон, с которого Папа обращается к верующим. 

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка — это самая известная церковь Венеции и одна из самых узнаваемых в мире.

Изначально собор использовался в качестве частной часовни дожа Доменико Контарини. Он был украшен сокровищами византийского искусства, которые были частью награбленного имущества, привезенного венецианскими кораблями после падения Константинополя.

Позолоченные мозаичные картины над дверными проемами на фасаде лишь намекают на мозаичное мастерство внутри собора, где 4 240 квадратных метров золотых мозаик покрывают купола и стены.

Парящий интерьер собора имеет явный византийский оттенок, но здесь также можно найти сокровища и других периодов, включая более поздние мозаики, разработанные великими художниками Тицианом и Тинторетто — имена, с которыми вы столкнетесь по всему городу.

Великолепный золотой алтарь, pala d’oro, — один из лучших в Европе. Создавался в несколько этапов — начат художниками начала 12-го века, а спустя столетия украшен почти 2000 драгоценными и полудрагоценными камнями.

Если вы сможете оторвать взгляд от мозаичных куполов и множества богато украшенных алтарей, взгляните вниз на пол — шедевр мраморной инкрустации. И найдите время, чтобы посетить сокровищницу и увидеть золотые гробницы и иконы.

Подробнее можно прочитать в статье Собор Святого Марка в Венеции: путеводитель для посетителей.

Описание

Снаружи Сан Паоло Фуори ле Мура напоминает обычною крепость, но основные украшения находятся внутри. Интерьер Собора — это богатое убранство в стиле классицизм и неоклассицизм. В базилику ведут три двери, каждая из которых декорирована отдельно. В правую дверь вставлены пластины из древней двери, которая стояла до XIX века. Недалеко от них расположено изображение воскрешения Христа.

Внутри собора существует 5 залов, центральный разделен на части 80-ю гранитными колоннами. Колоннада и потолочная фреска датируются XIX веком. Потолок украшают резные позолоченные панели. Собор сохранил и часть постройки V века — фрагменты мозаик и арку. Одно из названий этой арки — Арка Галлы Плацидии, считается, что она воздвигнута в честь супруги римского императора. Каждое окно имеет неповторимый рисунок, который пропускает солнечные лучи и наполняет собор теплым светом. Весь пол выложен изображениями различных животных.

Посетители могут увидеть в центре саркофаг с мощами святого Павла — это главная достопримечательность базилики. Над ним возвышается творение 1285 года — табернакль, украшенный умело скомбинированными языческими и христианскими мотивами. А рядом стоит подсвечник XIII века, высотой 5,5 м. Право служить мессу над мощами имеет только Папа Римский.

В гробнице есть отверстия, в которые посетители засовывали кусочки ткани, дабы прикоснуться к святому месту. Возле саркофага есть алтарь с окошком, что позволяет любому посетителю исповедаться в своих грехах.

Также в базилике хранится:

  • кусочек Животворящего Креста Господня;
  • частица посоха, с которым совершал свои пешие переходы святой Павел;
  • частицы мощей епископов, апостолов, мучеников.

В 2011 году в соборе состоялся 10-й международный фестиваль духовной музыки (X° Festival Internazionale di Musica ed Arte Sacra). В священных стенах прозвучала симфония №7 Антона Брюкнера (Anton Bruckner) в исполнении симфонического оркестра.

Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

История создания

В первой половине IV в. дворец и участок земли, ранее принадлежавшие знатной семье Латеранов, в качестве приданого достались императору Константину I Великому. Правитель, принявший христианство, подарил их римскому епископу.

В 324 г. на этом месте была построена базилика, которую папа Сильвестр I освятил в честь Христа Спасителя.

В течение первого тысячелетия существования базилики все римские папы проживали в Латеранском дворце; здесь же состоялись вселенские соборы. Храм был убран драгоценными подарками императоров, которые принесли ему прозвание «золотой базилики»; правда всё это было утрачено при разграблении Рима вандалами в V веке.

«Святая лестница» считалась главной реликвией храма во все времена. По церковному преданию, именно по этой лестнице Христос взошёл на судилище, предшествовавшее распятию. В соборе в табернакле XVI века над папским алтарем в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

Среди других реликвий базилики выделяются часть Ризы Богородицы и часть губки со следами крови, с которой, по преданию, напоили Иисуса Христа уксусом при распятии.

Во время авиньонского пленения пап базилика дважды горела и пришла в упадок. По возвращении в Рим папы обосновались в Ватикане, а обветшавший Латеранский дворец был снесён. Сикст V повелел снести и древнюю базилику, решив построить храм гораздо более крупный по размерам и богато украшенный.

Как добраться до баптистерия Сан-Джованни

Располагается баптистерий Сан-Джованни на Соборной площади (Piazza del Duomo) рядом с кафедральным собором Санта-Мария-дель-Фьори (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) и колокольней Джотто (Campanile di Giotto).

Эту площадь легко найти – она находится прямо в историческом центре города. А высоченный красноватый купол собора трудно не заметить даже издалека!

Часы работы баптистерия

Баптистерий Сан-Джованни открыт для посещения:

  • с понедельника по субботу: с 08.15 до 10.15 и с 11.15 до 19.30;
  • в воскресенье и в дни религиозных праздников: с 8.15 до 13.30.

Стоимость билета

Купить отдельный билет в баптистерий Сан-Джованни по состоянию на 2020 год невозможно. Если вы решили посмотреть прекрасное творение внутри, то необходимо приобрести единый билет для осмотра соборного комплекса за 18 Евро.

В стоимость билета включается посещение баптистерия, колокольни Джотто, крипты, музея Дуомо и подъем на купол собора.

Будьте внимательны: подъем на купол нужно обязательно забронировать заранее (в этом случае билет действителен 72 часа с даты бронирования).

Если вы не планируете подниматься на купол, то билет можно использовать в течение 30 дней с выбранной даты посещения. После первого входа в одно из зданий соборного комплекса билет действителен в течение 72 часов.

Билеты можно купить напротив северных ворот баптистерия в Centro Arte e Cultura, либо на официальном сайте Дуомо во Флоренции www.ilgrandemuseodelduomo.it.

Уточняйте информацию о расписании и стоимости билетов на официальном сайте.

Фото и описание

Латеранский дворец — бывший Апостольский дворец, старинное строение эпохи Римской империи, а позднее — главная резиденция Папы Римского. Расположенный неподалеку от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец ныне занят Историческим музеем Ватикана, в котором представлена история Папской области. Здесь также находятся офисы Римской епархии и апартаменты генерального викария Рима, папского наместника для ведения дел епархии. Вплоть до 1970-го года во дворце также хранилась коллекция Латеранского музея, ныне ставшая частью Ватиканских музеев.

Место, на котором стоит базилика Сан Джованни ин Латерано, в эпоху Римской империи было занято домусом (дом-особняк одного рода) семейства Латерани, члены которого служили нескольким императорам. Один из членов семейства, Платиус Латеранус, стал известен тем, что Нерон обвинил его в заговоре против императора. Обвинение вылилось в то, что вся собственность Латерануса была конфискована и роздана. В 4-м веке Домус Латерани был передан епископу Рима, а его базилика была переделана и расширена, в конечном счете став кафедральным собором Рима и получив название базилика Сан Джованни ин Латерано.

В 10-м веке дом и базилика были отреставрированы после страшного пожара, а позднее богато украшены по приказу Папы Римского Иннокентия III. Неподалеку от строений был установлен Латеранский обелиск, имеющий древнеегипетское происхождение. Достигая высоты в 45,7 м, обелиск и сегодня считается самым высоким в Риме и самым большим стоящим древнеегипетским обелиском в мире (весом около 230 тонн).

Латеранский дворец лишился своего возвышенного положения после того, как Папа Римский был изгнан из Рима и на несколько десятков лет поселился в Авиньоне (так называемое Авиньонское пленение пап). В 1307-м и 1361-м годах дворец подвергался разрушительным пожарам, и, несмотря на то, что на его восстановление были выделены огромные суммы, он так никогда и не вернул былого величия. После возвращения Папского двора из Авиньона, резиденцией Папы Римского сначала была базилика Санта Мария ин Трастевере, а затем — Санта Мария Мадджоре. Папа Сикст V, более расположенный к рациональному планированию городского устройства, чем к сохранению древних строений, в 1586-м году приказал снести то, что осталось от античного Латеранского дворца и возвести на его месте меньшее по размерам здание. В 1589-м году архитектор Доменико Фонтана выполнил его приказ. От старинного дворца сохранились только три элемента — Святая лестница, часовня Санкта Санкторум и триклиний (пиршественный зал) Папы Лео III. В этом зале можно увидеть некоторые старинные мозаики.

В конце 17-го века Папа Иннокентий XII организовал в части Латеранского дворца приют для сирот, которые работали на небольшой шелковой фабрике. В 19-м столетии во вдорце был создан музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему был добавлен этнографический музей, коллекция которого была собрана миссионерами. Здесь же в 1929-м году были подписаны Латеранские соглашения — система договоров, регулирующих отношения между Папским престолом и Итальянским государством. Позднее коллекции Латеранского музея были переданы Ватикану, а во дворце разместился Исторический музей Ватикана, открытый в 1991-м году.

Площадь Святого Марка

Огромное пространство самой большой площади Венеции объединено таким образом, что вам кажется, будто вы находитесь в очень тесном, почти интимном, единстве архитектуры.

Помимо того, что площадь Сан Марко привлекает своим  архитектурным изяществом, многими она любима как «гостиная» Венеции. Это место встречи, где все гуляют, пьют кофе, останавливаются, чтобы поболтать, встречаются с друзьями и гидами или просто проходят по пути на работу.

Над площадью возвышается кирпичная башня колокольни, с вершины которой можно полюбоваться на оживленную площадь.

Подробнее можно прочитать в статье Площадь Святого Марка — 12 лучших достопримечательностей, экскурсии и близлежащие отели.

Достопримечательности на площади Святого Марка

  1. Собор Святого Марка
  2. Кампанила собора Святого Марка
  3. Дворец дожей
  4. Библиотека Марчиана
  5. Здания Прокурации
  6. Наполеонское крыло или Ала Наполеоника
  7. Часовая башня или Торре делл Оролоджо

Советы по посещению

Вот несколько подсказок, которые помогут вам насладиться в полной мере этим прекрасным местом:

  • Приезжайте в низкий туристический сезон. В более холодные месяцы туристов здесь гораздо меньше, чем в летнее время (не считая карнавала). Это облегчает посещение популярных достопримечательностей, таких как площадь Святого Марка.
  • Посетите город рано утром. Дневных туристов всегда больше. Это означает, что посещение площади Святого Марка рано утром гарантирует, что у вас будет больше времени и пространства, чтобы насладиться её красотой.
  • Прогуляйтесь по ночной Венеции. Подавляющее большинство туристов в Венеции приезжают на один день. Они прибывают в Венецию рано утром и уезжают поздно вечером, когда город становится довольно пустым. Венеция абсолютно безопасна, поэтому вы можете чувствовать себя свободно и спокойно гулять даже поздно вечером.

Латеранский баптистерий

Вход в Латеранский баптистерий , примыкающий к Archbasilica.

Восьмиугольный Латеранский баптистерий стоит несколько в стороне от аркбазилики. Он был основан Папой Сикстом III , возможно, на более ранней постройке, поскольку возникла легенда, что император Константин I был крещен здесь и обогатил здание. Баптистерий на протяжении многих поколений был единственным баптистерием в Риме, а его восьмиугольная структура, сосредоточенная на большом бассейне для полного погружения в воду, послужила образцом для других по всей Италии и даже культовым мотивом иллюминированных рукописей, известным как « фонтан жизни ». .

Архитектура баптистерия Сан-Джованни

Внешне баптистерий выглядит достаточно скромно, но его истинным достоянием являются невероятно красивые ворота с южной, восточной и северной стороны. А внутри – несколько настоящих произведений искусства.

Фасад

Изумительное здание в форме восьмигранника в романском стиле выглядит достаточно сдержанно и имеет мраморную отделку в бело-зеленой гамме. Построенные позже собор Санта-Мария-дель-Фьори и колокольня Джотто сочетаются с баптистерием по цветовой гамме и выглядят очень органично в едином архитектурном ансамбле.

Восьмигранная форма баптистерия имеет важное религиозное значение. Каждая грань относится к одному из семи дней творения мира богом, а восьмая грань означает крещение, когда человек как бы заново рождается

Ворота

Особую ценность в архитектуре баптистерия Сан-Джованни представляют его знаменитые ворота: южные, северные и восточные. Такое количество ворот объясняется тем, что крещение в храме проводилось два раза в год, а люди, желающие креститься и собиравшиеся на входе, собирались почти со всей Флоренции.

Фото: Kiev.Victor / Shutterstock.com

Южные ворота

С юга – самые старинные двери, выполненные еще Андреа Пизано в 30-е годы 14 века. Они украшены 28 барельефами. Часть барельефов посвящена сценам из жизни Иоанна Крестителя, а часть содержит символическое изображение Основных добродетелей.

Северные ворота

Северные ворота были изготовлены в период 1401-1424 гг. другим архитектором — Лоренцо Гиберти. Они также состоят из 28 изумительных барельефов, но уже с изображением сцен из Нового Завета. На северных воротах барельефы выполнены в готическом стиле.

Восточные ворота

Ворота с восточной стороны наиболее знамениты своими 10 позолоченными барельефами. Эти ворота были созданы позже остальных – уже в 1425-1452 гг., тем же Лоренцо Гиберти. Барельефы повествуют о библейских историях. Настоящее произведение искусства, северные ворота через 50 лет были названы «вратами рая» никем иным, как самим Микеланджело!

Для сохранности восточные ворота были перенесены в музей Дуомо, находящийся поблизости на той же Соборной площади. А баптистерий в настоящее время украшает их точная копия. Так что не упустите возможность увидеть оригинал потрясающе декорированных ворот Гиберти в музее!

Интерьер

Внутреннее убранство баптистерия Сан-Джованни гораздо богаче и ярче его внешнего облика. Стены и пол также выполнены из мрамора, а возле каждой стены установлены монументальные колонны.

Фото: javarman / Shutterstock.com

Фото: Vladislav Gurfinkel / Shutterstock.com

Главную ценность в баптистерии представляет восхитительный купол, украшенный мозаикой работы 13-14 веков. Над созданием мозаики трудились византийские мастера. В ее центральной части изображены сцены из библейского Страшного суда с фигурой Иисуса Христа.

Также в баптистерии располагается алтарь 13 века и купель 16 века. К сожалению, ранее располагавшийся здесь знаменитый Крестильный источник, описанный Данте в «Божественной комедии», не сохранился.

Еще в баптистерии можно увидеть гробницу антипапы Иоанна XXIII, выполненную известными скульпторами Донателло и Микелоццо, саркофаг епископа Раниери и более ранние саркофаги древнеримского периода.

Другим произведением искусства, хранящимся в стенах баптистерия, является статуя Магдалины работы Донателло (15 век).

Собор святого Петра в Риме: история

Некогда здесь, на Ватиканском холме, был цирк, построенный для римского императора Нерона. Сюда для казни десятками приводили последователей нового, странного язычникам учения – христианства. 12 июля 66 г. сюда привели еще одного узника – еврея Симона Петра, приговоренного к самой страшной казни, распятию. Удивив стражу, он просил умножить свои страдания, повесив его вниз головой. Отрекшийся от Господа, посвятивший жизнь покаянию, он не считал себя достойным смерти по подобию Христа.

Собор святого апостола Петра в Риме

Такова история места, где находится теперь сердце католического мира и святыня для православных – Собор, посвященный одному из первоверховных Апостолов. Сейчас площадь, где находится храм, также носит имя Апостола. Это духовный центр самого маленького государства мира – Ватикана (площадь его чуть менее 0,5 га, а живет здесь 1000 человек). 

Считается, что св. Петра погребли на месте мученической кончины. Могила его почиталась римскими христианами несколько столетий. Сюда приходили ночью, опасаясь ареста, молились Апостолу, получая помощь. К IV в. уже прочной стала традиция воздвигать церкви на мощах мучеников. А потому, когда при Константине Великом христианство перестало быть гонимой верой, одним из первых христианских храмов Рима стала базилика на месте погребения честных останков Петра. 

Особенности архитектуры и интерьер церкви

Храм неоднократно перестраивали, в результате он представляет собой смешение различных архитектурных стилей, но не теряет своего величия. Базилика сохранила раннехристианскую ориентацию: главный вход обращён на восток, к восходу солнца, а алтарь — на запад.

Мозаика главной апсиды частично сохранила изображения IV—V веков. Мозаика была отреставрирована в 1288—1292 годах Якопо Торрити и Якопо да Камерино. Изображения обновлены в 1840-х годах. В центре представлен Триумфальный крест на горе, из которой вытекают четыре реки Рая. В основании горы — феникс (символ бессмертия), внизу река Иордан, вокруг олени, рыбы, птицы, символизирующие природу (подобные композиции повторяются во многих базиликах Рима). Над этой сценой изображён Христос в золотом нимбе, а над Ним — голубь Св. Духа. По обе стороны от креста — Богоматерь и Иоанн Креститель. К этой композиции Торрити добавил коленопреклонённую фигуру папы Николая V, изображения апостолов Петра и Павла, Андрея и Иоанна, между ними — уменьшённые фигуры святых Франциска Ассизского и Антония Падуанского. В центре апсиды, за престолом — мраморный трон епископа. Нижний ярус стен отделан разноцветной мраморной мозаикой геометрического стиля.

В средокрестии храма находится готический табернакль на четырёх колоннах (XIV в., частично изменён в XVI в.). На его вершине в реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме фигур апостолов с нимбами, хранятся святые мощи: головы апостолов Петра и Павла. В боковых нефах находится множество капелл, скульптурных надгробий, мозаик и фресок. Гербы римских пап, в течение столетий субсидировавших строительство, размещены на плафоне и пилонах. Пол храма в технике мраморной мозаики создан мастерами семьи Космати. В 1220-е годы был устроен клуатр с аркадами на сдвоенных колоннах, украшенных мозаикой из разноцветных кусочков мрамора и смальты, — работа мастеров отца и сына Вассаллетто. В центре кьостро — Святой колодец IX в. В 1430—1440-х годах пристроена сакристия.

В 1646—1650 годах Латеранскую базилику, получившую название Сан Джованни (Святого Иоанна) перестраивал выдающийся архитектор римского барокко Франческо Борромини. Он сохранил нижнюю часть стен и уникальные полы. В табернаклях нефа установили огромные статуи двенадцати апостолов, выполненные учениками Дж. Л. Бернини.

На площади Сан Джованни ин Латерано перед базиликой в 1588 году архитектор Доменико Фонтана установил египетский обелиск, доставленный в Рим в IV веке. Ранее он украшал Большой Цирк (Чирко Массимо) у подножия Палатина. Фасад северного трансепта (выходящий на площадь с обелиском) с лоджией и двумя колокольнями с шатровым покрытием, создан по проекту Д. Фонтана в 1586—1588 годах.

Фасад храма с главной, восточной стороны оформил в палладианском стиле в 1732—1735 годах архитектор Алессандро Галилеи. Фасад имеет два яруса. Нижний занимает нартекс, верхний — папская Лоджия Благословения. Над огромным порталом, колоннами и пилястрами композитного ордера, увенчанными мощным карнизом, на аттике высятся семиметровые скульптурные изображения Христа Спасителя, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и двенадцать фигур Отцов (учителей) Церкви. В нартексе — огромная мраморная статуя Константина I Великого, взятая из римских терм Константина на Квиринале (IV в., установлена в 1737 году). Из нартекса в главный неф ведут пять дверей. Центральные бронзовые двери установлены в 1656 году Ф. Борромини, они перенесены из Курии Юлия на римском Форуме. Крайняя правая — Святая Дверь, открывающаяся только в Юбилейные Годы.

Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений, выдающихся памятников истории и искусства. Среди них — Латеранский баптистерий в форме октогона (восьмигранника), заложенный императором Константином и Триклиний папы Льва III. В музее базилики собраны сокровища храма, дары и реликвии, связанные с историей строительства.

Рядом с базиликой также находится Святая лестница (лат. Scala Santa) — мраморная лестница, находившаяся в старом Латеранском дворце, по древней христианской традиции привезённая святой Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее Распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена в отдельном здании перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где находится и в настоящее время.

Архитектурные особенности

При разработке плана постройки и его декора древние мастера взяли за образец термы Каракаллы (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Особенность постройки заключалась в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не состояло, как в предшествующих постройках такого же типа, из балок.

Базилика Максенция по своей конструкции напоминала термы тех времен, имевшие сводчатые потолки над основным пространством. Свет должен был проникать через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Основанием для крестообразного свода являлись столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора высотой 14,5 метров.

По проекту общая площадь основного пространства базилики превосходила 4 тысячи м². Стены были выполнены из бетона и обложены кирпичом, у восточного входа построили лестницу большой ширины. Своды также были бетонными, но украшенные позолотой.

Центральный неф был длиной 80 метров и высотой 39 метров, боковые соответственно – 20,5 метров в длину и 24 в высоту. Богатство внутреннего убранства подчеркивалось отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.

Пристроенный по указанию Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Пристроенная с северной стороны апсида была декорирована скульптурами и закрывалась воротами, так как там проводились заседания суда по разбору дел, в которых фигурировали имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Кроме своего прямого назначения, здание использовалось как место деловых переговоров и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector