Значение праздника введения во храм пресвятой богородицы
Содержание:
Событие праздника и его эортологическая динамика
Введение во храм Пресвятой Богородицы –
один из великих церковных праздников, который связан с
приведением Пресвятой Богородицы Ее родителями в
Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Для начала нужно особо подчеркнуть:
событие праздника не упоминается в канонических
Евангелиях и известно из более поздних апокрифических
текстов, таких как греческое Протоевангелие Иакова II
века (7: 2–3) и латинское Евангелие Псевдо-Матфея IX
столетия. Они отражают устное предание, но, разумеется,
дополнены подробностями из библейских книг, имеющих
прообразовательное значение (1 Пар. 15 и Пс. 44), а
также из евангельской истории Сретения (Лк. 2: 22–38).
Праведные Иоаким и Анна. Икона XVII век
Опираясь на упомянутые источники, можно
восстановить такую событийную композицию: родители
Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, когда их Дочь
достигла трехлетнего возраста, решили исполнить данный
ими ранее обет посвятить Ее Богу и направились в
Иерусалимский храм. Около его входа стояли призванные
отцом Отроковицы юные девы с зажженными светильниками,
для того чтобы Мария возлюбила храм со всей пламенной
сердечностью. Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст,
легко преодолела крутые ступени храма и была встречена и
благословлена первосвященником, по преданию – Захарией,
отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как
одушевленный кивот Божий (ср.: 1 Пар. 15) была введена
во Святая Святых, куда имел право входить только
первосвященник однажды в год (см.: Исх. 30: 10; Евр. 9:
7). «А какое значение в деле воспитания и
предуготовления будущей Богоматери имел Ее доступ в этот
алтарь ветхозаветного храма, в это место таинственного
присутствия святейшего и грозного Иеговы, это понятно и
без объяснения. Нужно войти в душу и понять образ мыслей
древнего благочестивого еврея, чтобы понять и то, чем
было в его глазах Святое Святых. Скрытое за тяжелою
открывающеюся лишь раз в году завесою, страхом
мгновенной смерти охраняемое не только от входа в него,
но и от нескромного взгляда внутрь его, погруженное в
потрясающий таинственный и священный мрак, – оно для
еврея поистине немногим отличалось от самого неба; быть
там значило то же, что видеть Бога и говорить с Ним,
всем существом почувствовать действительное присутствие,
действительную близость Бога» [].
Таким образом, была явлена исключительная роль Марии в
судьбе человечества.
Событие Введения стало началом нового
этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при
Иерусалимском храме, которое продолжалось до тех пор,
пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя там, Мария всецело
посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и
рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранять
девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать
отеческих преданий, поручена заботам Иосифа Обручника.
Обращаясь к эортологии, нужно сказать:
Введение во храм Пресвятой Богородицы в настоящее время
входит в число великих двунадесятых праздников и имеет
устойчивое место в церковном календаре.
Но установлено данное празднование
позднее других из этого ряда. Правильнее всего связывать
его появление с деятельностью императора Юстиниана I. Он
построил в 543 году на развалинах Иерусалимского храма
огромную церковь, посвященную Пресвятой Богородице и
названную им Новой, для отличия от прежней,
располагавшейся около Овчей Купели, напротив храма.
В VIII столетии данный праздник
отмечается в некоторых месяцесловах, хотя сведения о нем
крайне скудны, видимо, потому, что служба на Введение
совершалась без отличительной торжественности. Вместе с
тем к указанному периоду относятся две пространные
гомилии, приписываемые патриарху Константинопольскому
Герману I († 740). Их наличие может свидетельствовать о
традиции, пусть до конца и не устоявшейся, празднования
Введения в Константинополе VIII века.
Уже с IX столетия праздник получает
широкое распространение на христианском Востоке.
Однако Введение во храм долгое время
характеризовалось нестабильным эортологическим статусом.
Окончательно оно вошло в число двунадесятых праздников
только после XIV века, хотя во многих вариантах
Студийских и Иерусалимских типиконов XI–XIV столетия оно
уравнивается с остальными величественными праздниками.
При этом даже в печатных типиконах XVII века явная
богослужебная специфичность Введения указывает на то,
что оно несколько уступает последним.
В качестве даты празднования практически
повсеместно принято 21 ноября. Исключение составляют
только коптские месяцесловы, в которых Введение
отмечается 29 ноября, а также отдельные календари,
бытующие в Римской Церкви, где оно было подвижным
праздником и праздновалось в воскресный день после 11
ноября.
Образ в прообразе
Протоиерей Игорь Прекуп
Прообразов Божией Матери в книгах Ветхого Завета – множество. Не будем всех перечислять, сосредоточимся лишь на одном, особенно тесно связанном с праздником ее Введения во Храм: Пресвятая Богородица прообразуется в Ветхом Завете обителью Божией: вначале походным храмом, созданным в пустыне, согласно Божиим указаниям, в котором Он «по преимуществу свидетельствовал о Себе», и называвшимся поэтому Скинией Свидения (сл. «скиния» – от гр. σκηνή <скини> – шатер) – затем выстроенным по ее образу Иерусалимским храмом, куда она и введена была первосвященником. В службе Введения эта параллель проводится практически постоянно.
«В храм законный входы совершает храм Божий, небесная скиния, из неяже нам сущым во тме свет возсия», – сказано в одном из тропарей шестой песни канона праздника. «Святая Святых сущи, чистая, во храм святый возлюбила еси вселитися», – говорится в том же каноне. Она – «Пречистый храм Спасов» и Его «многоценный чертог»; Ангелы ее воспевают как «селение небесное» (кондак праздника).
Своим входом в храм трехлетняя девочка предизображает Божие благоволение к роду человеческому и благовествует наше спасение, которое вот-вот скоро, уже совсем близко. Одушевленный храм входит в храм рукотворный, в свой прообраз; Ширшая Небес будет расти навстречу вселению в нее Невместимого. «Днесь» (сегодня, теперь, ныне) – с этого слова начинаются тропари двух двунадесятых праздников – Введения и Благовещения; и если сегодня только «предображение Божиего благоволения», то на Благовещение – «спасения нашего главизна» (начало).
Введение маленькой Марии в храм – начало ее, выражаясь нынешним языком, «воцерковления». Тут, разумеется, речь о полном ее погружении в прихрамовое воспитание до обручения св. прав. Иосифу. Но, тем не менее, параллель с современным приобщением церковной жизни вполне уместна. Мы знаем, что в этот день свв. Иоаким и Анна привели свою дочь, чтобы, как и обещали, посвятить ее Богу. С этой мыслью они ожидали ее рождения, затем вскармливали ее и воспитывали, готовя к новой жизни в святом месте; святые родители и дочь свою воспитывали в святости. Ее приведение и введение в Иерусалимский храм – логичное продолжение предшествовавшего домашнего воспитания.
Картина Тициана
В ожидании Рождества
На праздничном богослужении на Введение становится вдруг ясно, как близко Рождество. В это время ожидания с детьми начинают говорить о скором Рождении Младенца Иисуса. Что делают, когда ждут ребенка? Готовят приданое, мечтают поскорей его увидеть, бояться что-то сделать неправильно. Рождество Христово ждут точно так же. Приданое для Господа — выученные детьми колядки, тропарь и кондак Рождества.
Хорошо в этот период читать на ночь святочные рассказы и сказки, истории об обездоленных людях со счастливым концом. Детям нравятся воспоминания Шмелева, рассказы Никифорова-Волгина, повести Диккенса. Прекрасные рассказы о рождестве есть у Куприна — “Бедный принц”, “Чудесный доктор”, “Тапер”. Все это приготовит детскую душу к встрече Богомладенца. Чтобы не огорчить Иисуса, дети стремятся вести себя хорошо, учатся контролировать свои поступки. В этот благодатный период в детской душе крепнет вера. Взрослый человек не единожды впоследствии возвратится мыслями в те памятные дни рождественского поста.
Духовный смысл праздника
Центром празднования становится Отроковица трех лет от роду. Будучи мала летами, Она имеет многолетнюю, зрелую, душу. Самостоятельно поднявшись на ступени храма, не оглянувшись на родителей (как говорится в “Евангелии от Псевдо-Матфея), Дева Мария тем самым показывает решимость следовать за Господом. Это зрелое решение в юном возрасте поразило Захарию и всех предстоящих в Соломоновом храме. Поражает непреклонное мужество Богоизбранной Отроковицы и доныне. В этом содержится вся суть праздника Введения — Пресвятая Дева Мария отдает себя в жертву Богу добровольно и осознанно.
Детям история маленькой Девочки, посвященной
Богу, понятна без нравоучений. Такова особенность детского восприятия — они отождествляют себя с главным героем
повествования, “примеряют” роль на себя. Пережив в детстве историю введения во
храм Пресвятой Богородицы, человек сроднится с Матерью рода человеческого,
почувствует себя причастным к великому чуду Боговоплощения.
Откуда?..
Что касается идейных источников ложных установок, то они могут быть самые разные (случаи всевозможных психопатологий мы здесь не рассматриваем). К примеру, бытует взгляд, что христианская жизнь в миру ничем не должна отличаться от монашеской, кроме семейных обязанностей. Пока это убеждение распространяется на исполнение заповедей, спорить не о чем. Но если переносить в семейную жизнь своего рода шаблон монашеской аскезы, может случиться беда.
Одно дело для мирского человека гасить и отсекать греховные страсти гнева, уныния, помыслы подозрительности, осуждения и т.п., и совсем другое – подавлять в себе естественные любовные переживания и порывы, насилуя свою природу на протяжении всех этапов интимной близости. Если первое – борьба за чистоту души, то второе – надругательство над Божиим даром.
Если же кто-то вообразил, что в православном понимании половая жизнь – это в лучшем случае простительное скотство, потребности которого надо удовлетворять как можно проще и грубее, чтобы не погрязнуть в наслаждениях, то спешу разочаровать: это никакое не Православие, а кинизм – древнегреческая языческая философия, бичевавшая низменные пороки, но заодно с предрассудками ниспровергавшая и многие здравые культурные устои. Ее наиболее известным представителем является Диоген Синопский.
Впрочем, вольному – воля, и если уж подражать в сексуальном поведении киникам, так последовательно и до конца: единственная среди них супружеская пара – Кратес и Гиппархия – прилюдно совокуплялась, а Диоген мастурбировал на глазах честного народа и сетовал: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!» Если же эта модель сексуального поведения, логично вытекающая из понимания интимной близости как примитивного способа снятия напряжения, не привлекает нас, то давайте будем последовательны, наконец, в избранном нами пути (мы ж все-таки какие-никакие, а христиане), проявляя любовь и уважение к ближнему своей предупредительной заботой, в том числе и в интимной жизни.
Непростые 90-е
Вспоминается начало нашего «православного ренессанса». Конец 80-х – начало 90-х годов прошлого века… Для молодежи – это уже история, а для нас, «ветеранов», словно вчерашний день.
Недавно, в статье «473 греха, или Исповедь по инструкции» мы касались этой проблемы, вспоминая, как в ту «вчерашнюю» эпоху происходило все «по Марксу: 1) спрос на духовное окормление и подвижническую жизнь определил предложение (только из-за почти полного отсутствия духоносных старцев и прерванности традиции потребительский спрос был удовлетворен за счет предложения народу суррогатов, «идентичных натуральным»), а предложение имитации благочестия и духоносности стало формировать соответствующий спрос; 2) спрос на «православизацию всей страны» породил предложение массы пособий и руководств в виде популярных брошюрок, регламентирующих все аспекты жизни, вплоть до питания и супружеского долга (добро бы еще грамотно объясняли, так ведь и тут не обошлось без идиотизма), среди которых одно из почетных мест заняли издания в помощь исповедующимся».
И вот, оглядываешься на тот минувший день, всматриваешься в день сегодняшний и вздыхаешь: что же мы вечно из огня да в полымя бросаемся уж четверть века как, а?!.. Что ж не поискать-то «золотой середины»?
Вспоминаю, сколько неофитского бреда было в то время… Кто во что был горазд: бросали вузы или перспективную работу и шли в сторожа, кочегары и плотники (кто-то из них потом или продолжил прерванную учебу, вернулся к работе по специальности или переквалифицировался в катехизаторы, педагоги, священнослужители и в прочее, полезно реализующее их знания и способности – это благополучный вариант, ну а из тех, кто так и остался «в подсобке», сколько остались удовлетворены некогда сделанным выбором; чьи души не забродили разочарованием, неудовлетворенностью и, как результат, озлобленностью, подозрительностью, конспирологией, иэнэнизмом и эсхатоложеством?).
Фото: hram-troicy.prihod.ru
С остервенением потрошили свои библиотеки, избавляясь от классиков мировой литературы (сплошь безбожие, душевность, разврат и крамола) и русских (да и нерусских) народных сказок (оно ведь, как говорится: «сказка – ложь…», а отец лжи у нас кто? – от то-то же ж). Причем хорошо еще, если на смену приходили ротапринтные издания святых Отцов, но зачастую вперемешку с ними, а то и взамен, освободившиеся книжные полки загромождались всевозможной неочерносотенной мутью, порой с плавным, но стабильным сползанием в неоязычество.
Кто-то по «благословению старца» женился (зачастую как будто с целью искалечить жизнь себе, жене и детям), кто-то, по слову того же старца, разводился с женой, не понимавшей его духовного преображения, что, как правило, не самым лучшим образом отражалось на дальнейшем общении с детьми. Кто-то еще радикальней поступал, уходя в монастырь, опять же, нередко при живой жене и детях (неканонично, а что делать, кто ж будет восстанавливать монастыри, как не молодые, здоровые, сильные мужчины, а жены-дети… так неомонаси ж оттуда еще лучше о них позаботятся, поминая в своих святых молитвах, Господь не оставит!).
А кто-то, с точностью до наоборот, начал на всем вышеперечисленном делать деньги и карьеру, ну или карьеру и деньги – это уж у кого в какой последовательности. И ведь во оправдание любого бреда всегда находилась нужная цитата из Писания и Отцов, потому как «грамотные все стали»…
Жизнь во Христе
Это я все к тому, что в храм прийти нынче не проблема. Прийти, даже войти, записку подать, свечечку поставить, воды святой набрать, креститься и стать крестным, обвенчаться, отпеть и быть отпетым – это все по нынешним временам, слава Богу, дело обычное, препятствий со стороны государства и общества не встречающее. Только терзают меня часто сомнения, каждый ли, кто приходит в церковь, приходит в Церковь?
Многие ли задумываются, почему храм называется «церковью»? Кто, даже из «практикующих», отдает себе отчет в том, что в храме собирается и являет свою полноту Церковь Христова? Кому вообще интересно, что такое Церковь, или лучше сказать, кто она такая? Кто задумывается, что воцерковленность определяется не вычитыванием правил и уставным соблюдением постов, хотя, несомненно, это все важно и хорошо, а тем, как мы мыслим себя и своих ближних в Церкви, как реагируем на все, что в ней и с каждым в ней происходит? Ведь она – Тело Христово, можно сказать, организм, а организм от механизма отличается в первую очередь тем, что он – живой. Механизм, конечно, можно разрушить, вынув или чуть повредив одну маленькую детальку, но ни один винтик или шпунтик не почувствует вреда
Потому что механизм, будь он хоть какой разсовершенный, но он… даже не мертв, а просто вне жизни – это из другой области бытия
Механизм, конечно, можно разрушить, вынув или чуть повредив одну маленькую детальку, но ни один винтик или шпунтик не почувствует вреда. Потому что механизм, будь он хоть какой разсовершенный, но он… даже не мертв, а просто вне жизни – это из другой области бытия.
А организм – иное дело: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:24–27).
Получается, что воцерковление – это процесс врастания в Церковь, через посильное осмысление и осуществление ее свойств: единства, святости, соборности и апостоличности. Причем не в рамках каких-то специфических мероприятий, а во всей своей жизни, начиная от внутренних помыслов и продолжая в межличностых, в частности семейных взаимоотношениях, на работе, в общественном транспорте – да где угодно и с кем угодно надо быть христианином, гражданином Небесного Отечества, сознавая себя здесь странником, не более.
Странник не должен, конечно, свинячить в месте своего временного пребывания, обязан соблюдать гигиену и ПДД, но всякий раз, когда правила той или иной местности, которую он проходит, расходятся с законами его Небесного Отечества, он должен оставаться верен последним, чтобы, находясь «в земли чуждей» (Исх. 2:22), не утратить ориентиров и не сбиться с пути к Отчему дому. Т.е. все просто: требованиям начальствующих (церковных или мирских – в данном случае без разницы), законам государственным или обычаям людским следует повиноваться, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с буквой и духом Нового Завета, ибо «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29).
Воцерковление охватывает целиком и человека, и все области, в которых он вращается, но не в том смысле, что он всюду свои правила навязывает и лезет со своими поучениями, придумывая какие-то искусственные квазицерковные модели производственных или, например, семейных отношений, а в том, что он пытается именно жить во Христе и по Христу, оставаясь христианином во всем и постоянно. И тут естественно, что в любой сфере жизни у него возникают вопросы: а как по-христиански? И так же естественно, если ответ на этот вопрос он пытается найти с помощью своего духовника, не полагаясь особо на свой пока еще неокрепший и неукорененный во Христе ум.
Допустим, психологу (если у него вообще есть «свой» психолог) в этом вопросе не доверяет, и не без причин, а своему приходскому священнику доверяет, и тоже не без оснований. Ведь вопрос у него не житейского характера, не практического, а духовно-нравственного (даже если практический аспект имеет место быть). А уже духовник, разбирая с ним сложившуюся ситуацию в своем ракурсе, может увидеть, что у его проблемы есть и такие стороны, которые стоит обсудить с психологом или иным специалистом. И не абы с каким из, а еще и посоветует, к кому конкретно обратиться. Но в первую очередь он поможет, выражаясь, как в известном произведении Н. Лескова, «разобрать по-христосикову».
Использованная литература
. Скабалланович
М.Н. Введение во храм Пресвятыя Богородицы. Киев, 1916.
С. 5.
. Радость богоотец
Иоакима и Анны и первосвященника Захария при Введении во
храм Приснодевы Марии // Введение во храм Пресвятой
Богородицы. Служба на праздник Введения во храм
Пресвятой Богородицы с приложением минейного сказания,
избранных статей, объяснительных примечаний и нотных
песнопений. М., 1907. С. 27.
. Подробнее см.:
Скабалланович М.Н. Введение во храм Пресвятыя
Богородицы. С. 114–115.
. Квливидзе Н.В.,
Лукашевич А.А., Турилов А.А. Введение во храм Пресвятой
Богородицы // Православная энциклопедия. Т. 7. М., 2004.
С. 347.
История утверждения праздника
Упоминания о факте введения трехлетней Марии в храм мы встречаем у антиохийского епископа Еводия (I в.), блаженного Иеронима (IV в.), Григория Нисского (IV в.), у Германа и Тарасия, патриархов Константинопольских (VII в.).
Праздник Введение во храм Богородицы неразрывно соединен с праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Точная дата возникновения первого неизвестна, но если учитывать, что праздник Рождества Богородицы был установлен в IV веке, то церковное празднование Введения во храм закрепилось чуть позже.
На Востоке праздник получил повсеместное распространение в VIII–IX веках.
В Византии в XII веке его признали двунадесятым на государственном уровне – в этот день были запрещены всякие работы.
Иконография
Введение во храм Богородицы выразилось на посвященных этому событию иконах. Знаменитая икона с одноименным названием изображает маленькую Марию рядом с родителями. Будущий отец Ивана Предтечи протягивает руки к маленькой девочке, тем самым приглашая ее во храм. За спинами родителей девочки стоят иудейские девственницы, склонив голову, ожидая дальнейших событий.
Примечательно, что на Божью Матерь, которой только исполнилось 3 года, надет мафорий. Это традиционная одежда замужних женщин. Тем самым иконописцы подчеркивают принадлежность Марии к событиям, последующим через 10 лет.
Популярное за 7 дней
На престольном празднике погибла супруга священника
21.11.21 10:33
Митр. Антоний (Паканич): 4-й псалом открывает формулу счастья
17.11.21 11:38
Образы старой Греции в полотнах Теодороса Раллиса
23.11.21 10:45
«А крестик с ребёнка лучше снимите»: о новом атеизме
17.11.21 13:39
Святой Архистратиг Михаил и прочие Небесные Силы бесплотные: как и нам стать Ангелами?
19.11.21 19:14
Митр. Антоний (Паканич) о главном уроке от Архистратига Михаила
20.11.21 22:21
Архангел Михаил. 10 икон
18.11.21 18:17
Что такое эгоизм больного человека?
19.11.21 10:52
Митр. Антоний (Паканич): Зачем нужны правила поведения?
22.11.21 16:39
22 ноября — празднование в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»
22.11.21 09:21
Почему этот праздник особенный?
Спасение каждого зависит от его усердия в борьбе с личным грехом.
Вся жизнь – это непрекращающаяся борьба, прежде всего с самим собой, с укоренившимся в нас ветхим человеком
Не зря Введение во храм – первый праздник Рождественского поста, который промыслительно установлен в начале поста и говорит нам о важности поста в деле спасения
«Если хочешь иметь правый разум и удобно победить все страсти свои, – наставляет святитель Димитрий Ростовский, – держи всегда пост и воздержание».
Но одного поста мало для настоящей борьбы. Борьба с грехом невозможна без самооценки, осознания собственных недостатков и самоорганизации.
Пост – это время глубокого внимания к самим себе, особенного сосредоточения, он помогает нам осмыслить свою жизнь, увидеть реальное наше состояние, сгруппироваться. Самопознание немыслимо без особого духовного настроя, самоконтроля и постоянной внутренней работы над собой.
Исполнение пророчеств
Скинией Нового Завета называет Деву Марию
Церковь. Апостольское чтение в праздник Введения содержит описание скинии
Завета, освященную Моисеем. В другие Богородичные праздники читается отрывок из
Послания апостола Павла к филиппийцам.
Паремии, которые читают на Великой Вечерни, содержат прообразы Пресвятой Богородицы. В первой паремии Церковь воспевает величие Божией Матери, вместилище Господа, отождествляя ее со скинией Ветхого Завета. Как ветхозаветная скиния исполнилась славы Господней при освящении, так и на Пречистую Богородицу нисшел Дух Святой.
Во второй паремии говорится о том, как в присутствии херувимов во Святая святых был внесен Ковчег Завета. Это пророчество сбылось, когда Захария ввел Деву Марию во Святая Святых Иерусалимского храма.
В третьей паремии Божию Матерь прообразуют врата, видимые пророком Иезекиилем.
В каноне на утренней звучат слова,
пророчествующие близкое спасение: “Засияли уже лучи благодати со вступлением в
храм Божией Чистой Девы”. Богослужебные тексты на Введение содержат пророчества
о Чистой Деве, как о приношении всего человечества в жертву Богу, о Ее служении
для Воплощения Бога.