Квинт тертуллиан (160

Тертуллиан о единстве божественной и человеческой природы Христа

Тертуллиан особое внимание обращал на вопрос о единстве двух природ во Христе: божественной и человеческой. Он боролся против высказываний о том, что Христос никогда не рождался, не обладал плотью и не воскрес во плоти, так как хорошо понимал, что отрицание «человеческого» во Христе ведет к уничтожению христианской религии

Истину Христа Тертуллиан понимал как «нечто единое и верное»; ее надо принимать на веру, без всяких размышлений и доказательств. Тертуллиан был убежден, что божественное вне всяких сомнений превосходит мудрость мира сего. «Мудрость мира сего есть безумие перед богом» (апостол Павел).

И наоборот, Тертуллиан считал невозможным с точки зрения разума и логики, постичь, например, единство бога в трех лицах, непорочное зачатие, «чудеса», богочеловеческую природу Христа, смерть Христа, а затем воскресение во плоти. Только вера открывает божественную истину: реальность непостижимого, достоверность невероятного, несомненность невозможного.

Для Бога нет ничего невозможного. Истину надо искать, а, найдя, верить, а не мудрствовать. Тертуллиан писал: «Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия», «Пусть любопытство уступит вере, пусть слава уступит спасению», «Не знать ничего против Правила веры – это значит знать все».

Критика тщеславия

В De cultu feminarum ( Об женском орнаменте ) Тертуллиан напоминает, что «на переднем крае насосов века всегда обязательно золото и серебро . Но в конце концов, что это такое? земля немного светлее, потому что, мучительно вырванная из шахт рабскими руками , приговоренная к этому наказанию, она была залита потом и слезами. «Поэтому он квалифицирует как преступление», с одной стороны, золото, серебро, драгоценные камни, драгоценные ткани; с другой — чрезмерная забота о волосах , коже и всех частях тела, которые бросаются в глаза «.

Эта оппозиция тому, что он считает абсурдом, принесет ему репутацию женоненавистника , что, более того, не изменит его положение о женщине как главном агенте грехопадения мужчины .

По словам Мари Цуркан, Тертуллиен рассматривал женщин как общественную опасность, по его мнению, женщины, достойные чего-то хорошего, — это матери, вдовы, старушки, потому что у них есть большой опыт, и у них есть советы, которые они могут дать другим. Она объясняет, что Тертуллиан на самом деле не очень уважал женщин, а в женщинах его интересовало их оружие. Ему не нравился только внешний вид женщины, которую он видел за пределами внешности.

По словам Мари Цуркан, Тертуллиан в своих трудах описывает женщину как полезное и развратное существо, но он знает, что она создана Богом таким же образом, как и он, потому что он не считал женщину низшим существом. для мужчины, по его мнению, в глазах Бога женщина равна мужчине, поэтому это то, что он пытается продемонстрировать, он не поддерживает неравенство между женщиной и мужчиной, для него самое главное — мнение Бога . затем, что в глазах Бога мы все равны, поэтому для Него это то же самое.

Глава 3

Впрочем, как мы выше сказали, нам
необходимо скорбеть, потому что никакой город
безнаказанно не совершит пролития нашей крови. Так было
и в правление Гилариана, когда кричали о местах (de
areis) наших погребений: «areae non sint», да не будет
кладбищ, «areae ipsorum non fuerunt», и не было токов у
них самих, так как они не сделали жатв. Но и дожди
прошлого года о чем напомнили людям, это ясно. Они
напомнили, конечно, о том, что и раньше был потоп за
неверие и несправедливости рода человеческого. И чем
угрожали огни, весьма недавно висевшие над стенами
Карфагена в продолжение ночи, знают те, которые видели
их. И на что указывали прежние громы, знают те, которые
были глухи к ним, Все это — знамения грозного гнева
Божия. Нам необходимо, насколько мы можем, и возвещать о
нем, и предсказывать его, и молиться, чтобы он теперь
был поместным. Конечно, в свое время узнают гнев
всеобщий и последний те, которые знамения его толкуют
иначе. Конечно, и прекращение солнечного света в
Утическом округе было необыкновенным явлением, потому
что солнце, стоя на своей высоте и в своем месте, не
могло сделать это своим обыкновенным затмением. Впрочем,
вы имеете астрологов. Мы можем также сказать тебе и о
кончине некоторых правителей, которые пред смертью своею
сознались, что они согрешили в том, что мучили христиан.

Вителлий Сатурнин, который первый поднял
здесь меч против нас, лишился зрения. Клавдий Луций
Герминиан, когда, негодуя на то, что жена его перешла в
эту секту, жестоко поступал с христианами в Каппадокии и
когда, один только болея в своем дворце, заживо съедался
червями, говорил: пусть никто не знает об этом, чтобы
христиане не радовались и христианки не надеялись. Потом
сознав свое заблуждение, так как он делал то, что
некоторые благодаря пыткам отпадали от своей веры, умер
почти христианином. Цецилий Капелла во время известной
погибели Византии воскликнул: радуйтесь, христиане! Но и
те, которые не понесли никакого наказания, придут для
наказания в день божественного суда. И тебе мы желаем,
чтобы тот удар, которому ты подвергся тотчас после того,
как осудил Мавила Адруметского для зверей, служил для
тебя единственным напоминанием, и теперь по этой причине
произошло повреждение крови. Но помни об этом и на
будущее время.

Внешние ссылки

  • Авторитетные записи  :

    • ( )
  • Ресурс, относящийся к религии

    Словарь духовности

     :

  • Ресурс, связанный с шоу

    Показать архивы

     :

  • Ресурсы изобразительного искусства

    (de + en + la)  Sandrart.net

     :

  • Ресурсы исследования

    (от)  ALCUIN

     :

Древнее христианство (до 451 г.)

История Истоки христианства  · Сообщество Иоанны  · Христианство anténicéen  · Еврейские корни  · Великая церковь  · Апостольских отцы  · Отцы Церкви  · Пустынные отцы  · святоотеческое  · Canon Библия
События Римские гонения  · Миланский эдикт (313)  · Первый Никейский собор (325)  · Сардский собор (343)  · Сирмианские соборы (349-359)  · Салоникский эдикт (380)  · Первый Константинопольский собор (381)  · Собор Эфес (431)  · Халкидонский собор (451)
Споры Марционизм  · Докетизм  · Гностицизм  · Новатианство  · Арианство  · Несторианство  · Монофизитство
Догреческие личности (до 325 г.) Климент Римский  · Игнатий Антиохийский  · Папий  · Поликарп Смирнский  · Мученик Иустин  · Татиан  · Ириней  · Климент Александрийский  · Тертуллиан  · Мелит Сардский  · Ипполит Римский  · Ориген  · Киприан Карфагенский  · Лактанс
От Никеи I до Халкидона (325-451) Ossius Cordoba  · Евсевий  · Афанасий Александрийский  · Ефрема Сирина  · Хилари Пуатье  · Епифаний Кипрский  · Кирилл Иерусалимский  · Василий Кесарийский · Григорий Богослов · Григорий Нисский · Амвросий Медиоланский · Златоуста · Руфин из «Аквилеи · Джером · Augustine · Кассиан · Кирилл Александрийский · Леон Великий                    
Текст I — го и II — го  века Первое послание Климента  · Второе послание Климента  · Послание Варнавы  · Диатессарон  · Дидахе  · Пастор Ерма  · Послание к Диогнету  · Протевангелий Иакова  · Евангелие от Фомы  · Библиотека Наг-Хаммади
Археология Архитектура  · Искусство  · Баптистерии  · Кодекс  · Фрески  · Мозаика  · Гроб  · Символы
Историки Тимоти Барнс  · Мари-Франсуаза Baslez  · Франсуа Бланчетьер  · Питер Браун  · Джеймс Dunn  · Барт Д. Эрман  · Александр Февр  · Дэвид Флуссер  · Pierre Geoltrain  · Рэми Gounelle  · Жан Гийон  · Ларри Уртадо  · Дэн Джаффе  · Bertrand Lancon  · Ален Ле Боуллуек  · Рамсей Макмуллен  · Pierre Maraval  · Daniel Marguerat  · Пол Маттеи  · Саймон Клод Мимуни  · Etienne Nodet  · Энрико Norelli  · Чарльз Перро  · Чарльз Pietri  · Бернард Pouderon  · Henri-Charles Puech  · Жан-Мари Salamito  · Мадлен Scopello  · Герд Theissen  · Etienne Trocmé  · Геза Вермес  · Вейн  · Франсуа Вуга
  • Портал христианства
  • Портал берберов
  • Портал богословия

Типичные выражения

Тертуллиан демонстрирует смысл фразы, которой не пренебрег бы современный рекламодатель. Итак, что происходит с нашим биологическим оборудованием после смерти:

«  После стольких бесчестий она возвращается на землю, свою первую стихию, чтобы взять имя трупа; даже это имя трупа не останется с ней надолго: она станет je ne sais quoi, у которой больше нет имени на каком-либо языке  ».

О воскресении плоти , IV.

Бакунин приписывает ему, может быть, ошибочно, знаменитое «  credo quia absurdum  » («Я верю, потому что это абсурдно»).

Фраза Тертуллиана, однако, еще более радикальна: «  Crucifixus est Dei Filius: non pudet quia pudendum est; и mortuus est Dei Filius: prorsus credibile est, quia ineptum est; et sepultus resurrexit: certum est, quia impssibile.  «Сын Божий распят: я не краснею за это, потому что это краснеть. Сын Божий мертв: вы должны верить в это, потому что это возмущает мой разум; похоронен, его реанимировали: это точно, потому что это невозможно. »

Плоть Христа , V, 4

Эта фраза обычно понимается как означающая, что там, где разум кажется бессильным, мало что остается, кроме обращения к вере, чтобы облегчить его. В , Декарт будет принимать подобное отношение, что и морали путем предоставления .

Мы также можем увидеть ссылку на парадокс, первоначально сформулированный Аристотелем: легко убедить в вероятном, но мы верим в необычное, только если видим его. Так что неправдоподобная история, которую все же удается распространить, вероятно, имела бы фактическую основу. Это один из редких набегов Аристотеля в область вероятности причин .

Сочинения

Общий характер

Сохранилась 31 работа и еще несколько фрагментов. Примерно пятнадцать работ на латинском или греческом языке утеряны, некоторые еще в IX веке ( De Paradiso, De superstitione saeculi, De carne et anima все сохранились в ныне поврежденном Codex Agobardinus в 814 году нашей эры). Работы Тертуллиана охватывают всю теологическую область того времени — апологетику против язычества и иудаизма, полемику , политику, дисциплину и мораль или всю реорганизацию человеческой жизни на христианской основе; они дали картину религиозной жизни и мысли того времени, которые представляют большой интерес для церковного историка.

Как и другие раннехристианские писатели, Тертуллиан использовал термин paganus для обозначения «гражданского» в отличие от «воинов Христа». Мотив Майлза Кристи не принимал буквального значения участия в войне до тех пор, пока церковные доктрины, оправдывающие участие христиан в битвах, не были разработаны примерно в V веке. В трудах Тертуллиана 2-го века paganus означал «гражданское лицо», которому недоставало самодисциплины. В De Corona Militis XI.V он пишет:

Apud hunc tam miles est paganus fidelis quam paganus est miles fidelis. С Ним верный гражданин является солдатом, так же как верный солдат является гражданином.

Хронология и содержание

Хронологию его произведений сложно установить с уверенностью. Это частично определяется монтанистскими взглядами, изложенными в некоторых из них, собственными ссылками автора на это письмо или то, что предшествует другим (см. Harnack, Litteratur II. 260–262), а также определенными историческими данные (например, ссылка на смерть Септимия Севера , Ad Scapulam , iv). В своей работе против Маркиона , которую он называет своим третьим сочинением о маркионитской ереси, он называет ее датой пятнадцатым годом правления Северуса ( Adv. Marcionem, I. 1, 15), то есть примерно 208 годом.

Произведения могут быть разделены по двум периодам христианской деятельности Тертуллиана, мейнстриму и монтанистскому течению (см. Harnack, II, 262 sqq.), Или по их предмету. Цель прежнего способа разделения — показать, если возможно, изменение взглядов Тертуллиана. Следуя второму способу, представляющему больший практический интерес, сочинения делятся на две группы. Апологетические и полемические произведения, такие как Apologeticus , De testimonio animae , антиеврейский De Adversus Iudaeos , Adv. Marcionem , Adv. Praxeam , Adv. Hermogenm , De praescriptione Hereticorum и Scorpiace были написаны для противодействия гностицизму и другим религиозным или философским доктринам. Другая группа состоит из практических и дисциплинарных работ, например, De monogamia , Ad uxorem , De virginibus velandis , De cultu feminarum , De Patientia , De pudicitia , De oratione и Ad martyras .

Среди его апологетических сочинений, Апологетик, адресованный римским магистратам, является наиболее острая защита христианства и христиан от упреков язычников и важное наследие древней церкви, провозглашающая принцип свободы религии как неотъемлемую часть права человека и требование справедливого судебного разбирательства для христиан, прежде чем они будут приговорены к смерти.

Тертуллиан первым опроверг обвинения в том, что христиане приносили в жертву младенцев на праздновании Вечери Господней и совершали инцест. Он указал на совершение таких преступлений в языческом мире, а затем доказал свидетельством Плиния Младшего, что христиане дали клятву не совершать убийств, прелюбодеяния или других преступлений. Он указал на бесчеловечность языческих обычаев, таких как кормление животных мясом гладиаторов. Он утверждал, что богов не существует, и поэтому нет языческой религии, против которой христиане могли бы оскорблять. Христиане не занимаются глупым поклонением императорам, чтобы они преуспели: они молятся за них, и чтобы христиане могли позволить себе пытки и смерть, и чем больше они низвержены, тем больше они растут; «кровь христиан — это семя» ( Apologeticum , 50). В De Praescriptione он развивает основную идею о том, что в споре между церковью и разделяющей стороной все бремя доказывания лежит на последней, поскольку Церковь, обладающая нерушимой традицией, самим своим существованием является гарантия его истинности.

Пять книг против Маркиона, написанные в 207 или 208 годах, являются наиболее полными и подробными из его полемических работ, бесценными для оценки раннехристианского взгляда на гностицизм. Джо Энн Макнамара определила Тертуллиана как человека, который изначально наделил освященную деву «невестой Христа», что помогло подчинить независимую деву патриархальному правлению.

* * *

Тертуллиан уклонился в монтанизм. Монтанизм был крайней (и неправой) реакцией против гностицизма. В то время как гностицизм пытался внести в христианство языческие философские представления, монтанизм презрительно отвергал философию и все с ней связанное. Безумные экзальтированные выступления Монтана, Максимиллы и Прискиллы почитались в монтанизме по авторитету равными Священному Писанию.

До своего обращения в христианство Монтан был оскопленным жрецом Фригийской богини Кибелы, и, видимо, стремился внести в христианство хорошо ему знакомый по оставленному языческому культу религиозный опьяняющий экстаз. Против этого соблазна уже в самый ранний исторический период высказывались христианские учители. Климент Александрийский говорит, что проповедь в экстазе есть проповедь “слуг вероотступничества” (Строматы, кн. I, гл. 17). Апологет Мильтиад написал книгу о том, что “пророк не должен говорить в исступлении”.

Но бурно-пламенный, увлекающийся Тертуллиан не узнал в новом виде того самого духа лжи и смешения добра и зла, против которого он так свято боролся в своих антигностических выступлениях, и на этот раз сам впал в исступленную секту монтанизма. Уже в его прекрасном трактате против докетизма “О плоти Христовой” можно найти утверждения, монтанистические по существу, вроде знаменитых фраз: “Верю в это, потому что это нелепо” или: “это безусловно вероятно, потому что это невозможно”. Этими утверждениями Тертуллиан, подобно Монтану, хочет отнять у человеческого разума возможность участия в акте веры, в то время как православное сознание высоко почитает разум, не допуская его лишь до самоутверждения и горделивого превозношения.

Господь милостиво не оставил до конца Тертуллиана. В последних своих творениях Тертуллиан возвращается к правомыслию и воздерживается как от крайних заявлений монтанистского духа, так и от тех дерзких хулений против православных, которыми преисполнены его сочинения в период тотчас после впадения в монтанизм. Мы не знаем, покаялся ли Тертуллиан до конца и вернулся ли вполне к Православию. Увы, скорее надо предположить противоположное. Но милость Божия проявилась к нему еще и иначе: в то время как все его православные творения сохранились до нашего времени в целости, все его еретические сочинения за немногими исключениями исчезли. Небольшая группа тертуллианистов, существовавшая в III веке в Карфагене, в IV веке, по свидетельству бл. Августина, вернулась в Церковь.

Православные же мысли и творения Тертуллиана во все века много и разнообразно служили Церкви в ее деле спасения человеческих душ. Их можно и нужно с душевной пользой читать и теперь. Читатель найдет в них много ярких ответов на многочисленные вопросы, и в настоящее время встающие перед человеческим сознанием. И читая эти творения, будем выполнять мольбу их автора — самого страстного, бурного, пламенного, талантливого, горящего писателя, поминая “грешного Тертуллиана”. И в этой молитве мы будем иметь корифеем великого Божиего святителя, мученика и отца Церкви, святого Киприана, не возгнушавшегося почитать Тертуллиана своим учителем.

Децимация — карательная мера в Римской империи; казнь каждого десятого. — Ред.

Апологетика Тертуллиана

Тертуллиан – в начале этого пути. Главной его задачей была защита (апология) христианства (и христиан) перед лицом чуждой ему господствующей языческой культуры. Основными темами философии Тертуллиана стали: проблема веры; место веры в жизни человека и общества; новое понимание истины, обоснование её критериев и способов познания; утверждение христианской нравственной системы ценностей; критика античной философии и языческой культуры в целом.

Тертуллиан одним из первых среди христианских философов начал отстаивать идею о том, что мир был сотворен богом из ничего. Тертуллиан мыслил Бога как творца, вечность, благость (ибо он сотворил мир). Бог един, как едина природа, им сотворенная, он есть дух, но этот дух телесен.

Глава 2

Мы чтим единого Бога, Которого все вы
знаете по природе, при молниях и громах Которого вы
трепещете, при благодеяниях Которого вы радуетесь. А
сами вы думаете, что есть другие боги, о которых мы
знаем, что они демоны. Однако по человеческому праву и
естественной власти каждый может почитать то, что он
хочет, и богопочитание одного не приносит ни вреда, ни
пользы другому. Поэтому богопочитанию (религии) не
подобает вынуждать богопочитание, так как оно должно
быть принято добровольно, а не путем насилия, так как и
жертвы требуются от духа волящего. Поэтому хотя вы и
принудили бы нас к жертвоприношению, однако этим ничего
бы не даровали своим богам, ибо они не требуют жертв от
тех, кто их не желает приносить, если только они не
честолюбивы. Но Бог не честолюбив.

К тому же Кто есть истинный Бог, Тот все
свое одинаково дает как своим почитателям, так и не
почитателям, и потому Он определил вечный суд для
угодных Ему и неугодных. Однако нас, которых вы считаете
святотатцами, вы никогда не поймали и при простой краже,
не только что при ограблении храма. Все же грабители
храмов и клянутся богами, и почитают богов, и не
христиане, и однако изобличаются в святотатстве. Долго
было бы говорить о том, какими другими способами все
боги ваши и осмеиваются, и презираются самими
почитателями своими, если бы я захотел это сделать. Нас
обвиняют также и в оскорблении величества императора;
однако никогда нельзя было найти христиан ни среди
альбиниан, ни среди нигриан, ни среди кассиниан. Но те
самые, которые даже накануне клялись гениями
императоров, которые часто осуждали христиан, оказались
врагами их. Христианин же не есть враг никакого
человека, тем более императора, о котором он знает, что
он поставлен его Богом, которого он должен и любить, и
бояться, и почитать, и желать его благоденствия вместе с
благоденствием всей Римской империи, пока будет
существовать мир, ибо дотоле он будет существовать.
Поэтому мы почитаем и императора так, как нам позволено,
и как ему полезно, как человека, который выше всех после
Бога, который получил от Бога все, что он есть, который
ниже одного только Бога. Этого и сам он должен желать.
Ибо Он больше всех потому, что ниже одного только
истинного Бога. Он больше и самих богов, потому что и
сами боги находятся в его власти, Поэтому мы и жертвы
приносим за здоровье императора, но Богу своему, и в
виде чистой молитвы, обращенной к Нему, как сам Он и
повелевает. Ибо Бог, творец вселенной, не нуждается в
каким-либо благовонии или какой — либо крови. Это,
конечно, пища демонов. Демонов же мы не только
презираем, но и укрощаем, и ежедневно открываем их, и
изгоняем из людей, как известно весьма многим. Итак, мы
больше молим за здоровье императора, прося его у Того,
Который может даровать его. И вообще, что мы делаем,
следуя учению о божественном терпении, это для вас может
быть достаточно ясно, когда мы, составляя такую толпу
людей, почти большую часть каждого города, живем тихо и
скромно, когда мы более известны по одиночке, чем в
массе, когда о нас знают не почему-либо другому, как
потому, что мы покидаем прежние пороки. Да не будет
того, чтобы мы с досадою переносили то, что терпеть мы
желаем, или чтобы мы со своей стороны замышляли
какое-либо мщение: его мы ожидаем от Бога.

дальнейшее чтение

  • Эймс, Сесилия. 2007. «Римская религия в видении Тертуллиана». В компаньоне римской религии. Под редакцией Йорга Рупке, 457–471. Оксфорд: Блэквелл.
  • Данн, Джеффри Д. 2004. Тертуллиан. Нью-Йорк: Рутледж.
  • Геро, Стивен. 1970. «Miles gloriosus: Христиане и военная служба согласно Тертуллиану». История церкви 39: 285–298.
  • Хиллар, Мариан. 2012. От Логоса к Троице. Эволюция религиозных верований от Пифагора до Тертуллиана. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.
  • Лейн, Энтони Н.С. 2002. «Тертуллиан Тотус Ностер? Тертуллиан использует Кальвин». Реформация и Возрождение Обзор 4: 9–34.
  • О’Мэлли, Томас П. 1967. Тертуллиан и Библия. Язык, образы, экзегезы. Latinitas christianorum primaeva 21. Неймеген, Нидерланды: Деккер и Ван де Вегт.
  • Оттен, Виллемен. 2009. «Взгляды на женщин в раннем христианстве: воплощенная герменевтика у Тертуллиана и Августина». В герменевтике, библейской политике и правах человека. Между текстом и контекстом. Под редакцией Баса де Гаая Фортмана, Курта Мартенса и М.А. Мохамеда Салиха, 219–235. Бейзингсток, Великобритания: Palgrave Macmillan.
  • Ранкин, Дэвид. 1995. Тертуллиан и Церковь. Кембридж, Великобритания: Cambridge Univ. Нажмите.
  • Уилхайт, Дэвид Э. 2007. Тертуллиан Африканец. Антропологическое прочтение контекста и идентичностей Тертуллиана. Millennium Studien 14. Берлин и Нью-Йорк: Де Грюйтер.

Богословие и мораль

В конце II — го  века и в начале III E Тертуллиан открыл христианскую литературу на латинском языке и вместе с ним начал теологию на этом языке. Во время его широкой аудитории30 мая 2007 г., Папа Римский Римский Бенедикт XVI , в серии катехезах , что он обычно дает во время его аудитории, сделал сообщение об этом Отца Церкви , чья «работа расточки решающие плоды, которые было бы непростительно недо- оценить». Папа настаивал на существенном богословском вкладе, содержащемся в трудах Тертуллиана, в частности, в его сочинениях апологетического характера , которые являются наиболее известными. По его словам, они проявляют два основных намерения: опровергнуть серьезные обвинения язычников в отношении новой религии и распространить послание Евангелия через диалог с культурой того времени. Верховный Понтифик подчеркнул в отношении Святой Троицы  : «Более того, Тертулиан сделал огромный шаг в развитии догмата о Троице  : он дал нам на латыни адекватный язык для выражения этой великой тайны, введя термин« субстанция ». . »И« три человека ». Точно так же он также значительно развил язык, который правильно выражает тайну Христа , Сына Божьего и истинного человека. »

Историк Марсель Симон анализирует важность Тертуллиана в области теологии в следующих терминах:

Книги (4)

Избранные сочиненияРаздел библиотеки: Религии мира

В книгу избранных сочинений Тертуллиана вошли наиболее известные трактаты знаменитого христианского автора, дающие полное представление о его многосторонней литературной деятельности.

Для характеристики умонастроения Тертуллиана особенно важны ключевые произведения («О свидетельстве души», «О плоти Христа», «О прескрипции…», «Против Гермогена» и др.), в которых содержатся его знаменитые сентенции и «парадоксы».

Читать »

О душеРаздел библиотеки: Религии мира

Вниманию читателей впервые предлагается русский и латинский тексты трактата Тертуллиана «О душе».

Текст снабжен предисловием, обширными комментариями и указателем имен. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился между 150 и 170 гг. по Р.X. в Карфагене и умер между 220 и 240 гг. В своих сочинениях он предстает перед нами в разных масках. То он выступает как ортодоксальный христианин, то как монтанист, то как основатель собственной секты, то как ученик киников и стоиков. Иногда в его облике проступают черты, выдающие бывшего приверженца культа Митры. В действительности же этот страстный, весьма плодовитый исследователь всегда оставался человеком, ищущим учение, отвечающее его самым высоким требованиям, патриотом Карфагена, ригористом, догматиком, блестящим и зачастую парадоксальным писателем.

Трактат «О душе» написан в «монтанистский» период творчества Тертуллиана. Несмотря на многие отнюдь неортодоксальные положения, а может быть, именно благодаря им, трактат представляет большой интерес для всех интересующихся историей раннего христианства, когда в борьбе с ошибочными мнениями рождалось кафолическое церковное учение о человеке, человеческой душе, мире и Боге.

Читать »

Против Маркиона в пяти книгахРаздел библиотеки: Религии мира

В своих произведениях первый латинский христианский автор Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (150/170-220/240) сражается с язычниками, еретиками и человеческим несовершенством.

В предлагаемом читателям трактате он обрушивается на гностика Маркиона, увидевшего принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветами и разработавшего учение о суровом Боге первого и добром Боге второго. Сочинение «Против Маркиона» — это и опровержение гностического дуализма, и теодицея Творца, и доказательство органической связи между Ветхим и Новым Заветами, и истолкование огромного количества библейских текстов. Пять книг этого трактата содержат в себе практически все основные положения христианства и служат своеобразным учебником по сектоведению и по Священному Писанию обоих Заветов. Тертуллиан защищает здесь, кроме прочего, истинность воплощения, страдания, смерти предсказанного ветхозаветными пророками Спасителя и отстаивает воскресение мертвых.

Страстность Квинта Септимия, его убежденность в своей правоте и стремление любой ценой отвратить читателей от опасного заблуждения внушают уважение и заставляют задуматься, не ослабел ли в людях за последние 18 веков огонь живой веры, не овладели ли нами равнодушие и конформизм, гордо именуемые толерантностью.

Для всех интересующихся церковно-исторической наукой, богословием и античной культурой.

Читать »

ТрактатыРаздел библиотеки: Религии мира

Квинт Септимий Флорент Тертуллиан — один из крупнейших философов и теологов раннего христианства, на трудах которого во многом основывались отцы католической церкви, он также автор знаменитого изречения «Верую, ибо абсурдно».

Его трактаты — уникальные по стилю и проблематике сочинения, где с редкой глубиной и страстностью ученого выражена суть религиозной метафизики христианства. Теолог убежденно подчеркивает пропасть между библейским откровением и греческой философией.

Изложенные в трактатах парадоксальные прозрения по своей значимости стоят в одном ряду с трудами многих учителей Церкви и внушают трепетное уважение к автору.

Читать »

Добавить отзыв об авторе

Добавить отзыв

Глава 5

Ваша жестокость — наша слава. Опасайся
только, чтобы не оказалось, что тем самым, что мы
претерпевая это, мы стремимся к тому только, чтобы
доказать, что мы не боимся этого, а добровольно зовем
это. Когда Аррий Антонин сильно преследовал в Азии, то
все христиане этой страны явились к его трибуналу,
составив из себя громадную силу. Тогда он, приказав
немногих отвести, остальным сказал: жалкие люди! если вы
хотите умереть, то у вас есть камни и веревки. Если бы
угодно было нам сделать это и здесь, то что ты стал бы
делать с столькими тысячами людей, с столькими мужчинами
и женщинами, людьми всякого пола, всякого возраста,
всякого состояния, если бы они явились к тебе? Сколько
потребовалось бы огней, сколько мечей? Что стал бы
претерпевать сам Карфаген, в котором ты должен был бы
наказывать десятого, когда каждый узнал бы там своих
родственников, своих товарищей, когда каждый, может
быть, увидел бы там и мужей и женщин твоего сословия, и
всяких знатных лиц и или родственников или друзей твоих?
Поэтому щади себя, если не щадишь нас.

Щади Карфаген, если не щадишь себя. Щади
провинцию, в которой каждый сделался добычею воинов и
врагов своих, когда узнали решение твое. Нет у нас
никакого учителя, кроме единого Бога; Он находится пред
тобою и не может скрыться; но ты ничего не можешь
сделать Ему. Но те, которых ты считаешь своими
учителями, — люди, и сами они некогда имеют умереть.
Впрочем эта секта не уничтожится. Ты должен знать, что
тогда более она увеличивается, когда, по-видимому,
истребляется. Ибо во всяком, кто видит такое терпение,
возбуждается недоумение, и всякий воспламеняется
желанием узнать, в чем тут дело, и когда познает истину,
то и сам тотчас последует за нею.

Тертуллиан

Перевод: Н. Щеглова

Цитировано по:

Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана.
Часть 1.

Апологетические сочинения Тертуллиана.

Киев: Тип. Акц. Об-ва «Петр Барский, в
Киеве». 1910. с. 218-226.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector