Гностицизм

Основные черты гностицизма

В основе этого религиозного движения лежит кажущееся примирение и воссоединение божества и мира, абсолютного и относительного бытия, бесконечного и конечного. Гностицизм есть кажущееся спасение. Гностическое мировоззрение выгодно отличается от всей дохристианской мудрости присутствием в нем идеи определенного и единого целесообразного мирового процесса; но исход этого процесса во всех гностических системах лишен положительного содержания: он сводится, в сущности, к тому, что все остается на своем месте, никто ничего не приобретает.

Жизнь мира основана только на хаотическом смешении разнородных элементов (σύγχυσιζ άρχική), и смысл мирового процесса состоит лишь в разделении (διάκρισιζ) этих элементов, в возвращении каждого в свою сферу.

Мир не спасается; спасается, т.е. возвращается в область божественного, абсолютного бытия только духовный элемент, присущий некоторым людям (пневматикам), изначально и по природе принадлежащим к высшей сфере. Он возвращается туда из мирового смешения цел и невредим, но без всякой добычи.

Ничто из низшего в мире не возвышается, ничто темное не просветляется, плотское и душевное не одухотворяется. У гениальнейшего из гностиков, Валентина, есть зачатки лучшего миросозерцания, но оставшиеся без развития и влияния на общий характер системы.

Наиболее трезвый философский ум между ними – Василид – отчетливо выражает и подчеркивает ту мысль, что стремление к возвышению и расширению своего бытия есть лишь причина зла и беспорядка, а цель мирового процесса и истинное благо всех существ состоит в том, чтобы каждое знало исключительно только себя и свою сферу, без всякого помышления и понятия о чем-нибудь высшем.

С этой основной ограниченностью гностицизм логически связаны и все прочие главные особенности этого учения. Вообще гностические идеи, несмотря на свою фактическую и мифологическую оболочку, по содержанию своему суть плод более аналитической, нежели синтетической работы ума.

Далее, все гностические системы отвергают самый корень общения между абсолютным и относительным бытием, отделяя непроходимой пропастью верховное Божество от Творца неба и земли. Этому разделению первоначала мира соответствует и разделение Спасителя. Единого истинного Богочеловека, соединившего в себе всю полноту абсолютного и относительного бытия, гностицизм не признает: он допускает только Бога, показавшегося человеком, и человека, казавшегося Богом.

Призрачному спасителю соответствует и призрачное спасение. Мир не только ничего не приобретает благодаря пришествию Христа, а напротив, теряет, лишаясь того пневматического семени, которое случайно в него попало и после Христова явления извлекается из него.

Но и эти от природы привилегированные избранники ничего не выигрывают через дело спасения, ибо они входят в божественную плерому не в полноте своего человеческого существа, с душой и телом, а только в своем пневматическом элементе, который и без того принадлежал к высшей сфере.

Наконец, в области практической неизбежным последствием безусловного разделения между божественным и мирским, духовным и плотским являются два противоположные направления, одинаково оправдываемые гностицизмом: если плоть безусловно чужда духу, то нужно или совсем от нее отрешиться, или же предоставить ей полную волю, так как она ни в каком случае не может повредить недоступному для нее пневматическому элементу.

Итак, гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Божеством и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Все идейные и исторические элементы, входящие в христианство, содержатся и в гностицизме, но только в разделенном состоянии, на степени антитез.

Философский агностицизм

Зачатки агностицизма можно увидеть еще в учениях античных философов. Так, древнегреческий философ Протагор (485-410 гг. до н.э.) утверждал, что, цитируем: «человек есть мера всех вещей». Т.к. все люди разные и воспринимают окружающий мир по-разному, объективная истина как таковая не может существовать в принципе. В том или ином аспекте агностицизм представители разных философских направлений – позитивизма, эмпиризма, эволюционизма и других – использовали в своих учениях и в более поздние периоды.

Наиболее знаменитые философы-агностики:

  • Джордж Беркли (1685-1753).
  • Дэвид Юм (1711-1776).
  • Иммануил Кант (1724-1804).
  • Герберт Спенсер (1820-1903).

Остановимся подробнее на взглядах некоторых наиболее ярких представителей этого направления в философии.

Джордж Беркли

Джордж Беркли утверждал, что «бытие – это то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает». Таким образом, весь окружающий мир опосредован восприятием человека, и существует в сознании человека лишь в том виде, в каком его воспринимают люди.

Соответственно, любое познание окружающего мира опосредовано восприятием человек, а значит, не может быть абсолютным. Таким образом, единственной реальностью для человека может быть только его собственное сознание и восприятие окружающего мира.

Дэвид Юм

Дэвид Юм высказывал во многом похожие идеи. В своем «Трактате о человеческой природе» Юм уделяет много внимания теме достоверности знания как такового и возможности убедиться в правильности того или иного посыла. Это не означает тотальный скептицизм, однако указывает на необходимость зачистки познавательного пространства как первого шага к знанию, хотя бы относительному.

По Юму, любое знание строится на опыте, полученном путем чувственного восприятия, и дополняется собственными выводами человека, сделанными в процессе получения опыта. Таким образом, процесс познания всегда связан с определенными предположениями и даже фантазиями, которые не всегда можно проверить опытным путем.

Иммануил Кант

Иммануил Кант полагал, что окружающий мир существует как «вещь в себе», т.е. независимо от нашего сознания, воздействуя на человека и его органы чувств. Поэтому ключевым становится вопрос исследования самого разума и его границ, т.к. от этого напрямую зависит, возможно ли чистое знание и как возможно чистое знание.

Кант считал, что, пока мы этого не поняли, мы не можем знать, насколько «вещь для нас» (то, что мы видим) похожа на «вещь в себе» (то, что существует в реальности). В этом и заключается агностицизм Канта, фактически занявшего позицию невозможности абсолютного знания до тех пор, пока неизвестны возможности человеческого разума.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер в своей работе «Основные начала» утверждает, что человек ничего не может знать о так называемой «последней реальности», т.е. той, которая выходит за рамки возможностей познания человеческим разумом на данном этапе.

Этим пользуется религия, объясняя различные явления с помощью домыслов и метафор, которые, опять же, не представляется возможным проверить ввиду ограниченности человеческой способности к познанию. Однако такая ограниченность возможностей познания отнюдь не означает отсутствие эволюции, прогресса человеческого общества, человеческой мысли и науки.

Таким образом, агностицизм в философии – это понимание, что человек не может ничего знать о боге и прочих явлениях, которые нельзя исследовать опытным путем. Подобный подход представляет ценность и для науки.

Гностицизм и мир Божий

Самые древние
гностики (конец I – II век) не считали себя
отдельным течением и тем более сектой,
враждебной Христианской Церкви. Они не
шли на полный разрыв с официальным
учением Церкви, в чем-то поправляли его,
в чем-то соглашались с ним. Гностик
Василид, например, претендовал на
преемственность его учения от апостолов.

Они воспринимали себя как малую, тайную, но необходимую добавку к существующей реальности: язычеству, иудаизму и Христианству. Массы могут веровать и поступать как им удобно, а себе гностики приписывали роль элиты внутри установленных культов и прежде всего внутри Церкви.

Вначале гностики вполне могли сойти за христиан, если бы не последовательная борьба с ними со стороны апостолов, мужей апостольских, апологетов и Святых отцов. Для этого времени гностицизм – враг Христианства номер один, а гностики даже не еретики, а иноверцы.

Научный агностицизм

Выше мы уже упомянули о том, что термин «агностицизм» был предложен в 1869 году ученым Томасом Генри Гексли (1825-1895), который, к слову, даже не был философом, а прославился своими научными трудами в области зоологии и сравнительной анатомии.

Причем этот термин родился в ответ на вопрос, относит ли себя ученый к атеистам или верующим. Гексли отнес себя к свободно мыслящим людям и заявил, что, цитируем: «человек не должен думать будто знает то, чего не имеет никаких научных оснований знать».

Термин «агностик» – это симбиоз древнегреческого α (альфа), что значит «без», и γνῶσις (гнозис), что значит «знание». Так кратко одним словом была обозначена суть целого направления в философии, науке и теологии. Элементы агностицизма можно обнаружить в работах целого ряда ученых, которые у большинства людей никак не ассоциируются ни с философией, ни с теологией.

Известные ученые-агностики:

  • Чарльз Дарвин.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Нил Деграсс Тайсон.

Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна к агностикам отнесли биографы, исследовавшие их жизнь и взгляды, а вот американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон сам себя отнес к последователям данного направления после того как его обвинили в атеизме.

Альберт Эйнштейн

Альберт Эйнштейн, помимо физики, живо интересовался философией науки. Он писал, что окружающий мир – это огромная вечная загадка, лишь отчасти доступная нашему восприятию и нашему разуму. Однако то, что окружающую действительность нельзя полностью упорядочить разумом, и есть великое чудо науки.

Такое понимание относительности человеческого знания, вероятно, и сделало возможным создание Эйнштейном теории относительности. Для великого ученого то, что нельзя было полностью упорядочить разумом, являлось вовсе не препятствием для ведения научных исследований, а вызовом, который следовало принять.

Чарльз Дарвин

Чарльз Дарвин не скрывал, что его отношение к религии и познанию менялось на протяжении жизни. Ему приписывают фразу, гласящую, что, цитируем: «нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни».

В то же время сам Дарвин подчеркивал, что не атеист в общепринятом понимании, т.е. не отрицает возможность существования бога. И считал, что разработанная им теория эволюции никак не противоречит его взглядам на религию и процесс познания. Более того, Дарвин писал, что «чем больше мы познаем законы природы, тем более невероятными становятся для нас чудеса».

Нил Деграсс Тайсон

Нил Деграсс Тайсон прославился инициативой изменить классификацию планет и уйти от простого подсчета и присвоения порядкового номера. По его мнению, планеты следует группировать по общим присущим им признакам: планеты земной группы, газовые гиганты и т.д. В каком-то смысле Тайсон стал «безбожником» даже в мире науки, замахнувшись на привычные всем устои.

Неудивительно, что его часто обвиняли чуть ли не во всех смертных грехах, в том числе и в атеизме. На это Тайсон отвечал, что он ученый и думает своей головой, поэтому ему больше подходит определение «агностик», т.е. человек, который, цитируем: «готов принять доказательства, если они есть». Видимо, это относится и к доказательствам существования бога, если таковые найдутся.

А теперь подытожим основные постулаты агностицизма:

  1. Любое знание относительно.
  2. Любое утверждение может оказаться истинным.
  3. Любое утверждение может оказаться ложным.

Так что же все-таки такое агностицизм – путь к свободе познания или пережиток прошлого? Скорее, это путь к свободе познания и новым открытиям, если принять относительность человеческого знания не как ограничитель, а как вызов для дальнейшего движения вперед. А еще это возможность поставить под сомнение практически достаточность и окончательность любого из ранее сделанных открытий, что, в свою очередь, открывает путь к новым научным свершениям.

Что ж, теперь можете проверить себя и узнать, насколько хорошо вы разобрались в агностицизме, исходя из материала статьи:

Кстати, если вас интересует тема познания, приглашаем на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы освоите порядка двух десятков техник мышления.

Желаем вам новых знаний и впечатляющих открытий!

Что такое агностицизм?

Агностицизм – это философская концепция, отрицающая возможность абсолютного познания мира. По мнению агностиков, метафизическая сущность реальности принципиально непознаваема, поскольку недоступна и для эмпирического познания, и для опирающегося на него теоретического.

Согласно данной концепции, человеку недоступны достоверные и полные знания о первичной природе реальности, поскольку невозможно полностью изучить её, будучи её частью и находясь внутри. Такие мысли высказывали ещё античные философы. Так Протагор ещё в 5 веке до нашей эры высказал мысль о том, что мы не можем достоверно знать о существовании богов, поскольку это невозможно проверить.

Как самостоятельное направление агностицизм окончательно сформировался в 19 веке. Автором названия считается британский зоолог Томас Хаксли. В 1869 году он назвал этим словом позицию, которой должен придерживаться любой разумный человек в религиозной дискуссии. Этим он хотел подчеркнуть, что в спорах между религиозными людьми и атеистами обе стороны обычно демонстрируют предельную уверенность в своей точке зрения, несмотря на отсутствие удовлетворительных подтверждений.

Агностицизм в истории философии

В философии агностицизмом называют не самостоятельную концепцию, а общую скептическую позицию в познании: как сомнение в адекватности доступных человеку методов, так и гносеологический пессимизм относительно объективной реальности вообще. В различной форме такие взгляды формулировались в самых разных философских школах. Например, субъективный идеализм Канта считает познание объективных сущностей принципиально невозможным для субъективного разума, а позитивизм утверждает бессмысленность постановки вопросов, выходящих за пределы доступного эмпирической проверке.

Впервые агностическую тенденцию озвучивали уже греческие софисты: Протагор учил, что «всё таково, каким оно кажется нам» (в духе гносеологического релятивизма), а Горгий сформулировал своего рода манифест агностицизма: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно непознаваемо; но даже если и познаваемо, то необъяснимо для другого».

Философы-эмпирики обращали внимание, что приобретаемый опыт знакомит нас только с ощущениями, а не с самими вещами. Д. Юм сделал поэтому вывод, что мы не можем знать не только того, насколько субъективное восприятие соответствует объективной реальности, но даже и того, существует ли она вообще вне наших ощущений. И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

И. Кант в своей Критической философии постулировал существование объективных «вещей-в-себе» (сущностей, ноуменов), реальных источников наших ощущений, однако считал единственной формой познания субъективный чувственный опыт, поэтому сделал вывод о принципиальной ограниченности познания устройством познавательных возможностей самого субъекта: мы можем познать не реальный объект, а лишь то, как он предстаёт в человеческом опыте — явление («вещь-для-нас», феномен).

Агностицизм игнорирует базовый для философии императив поиска универсального объективного основания, поэтому подвергается постоянной критике как с позиций религиозной философии, так и с позиций материализма, которые видят такое основание в Боге и в материи соответственно. Так, Лев Толстой писал: «Я говорю, что агностицизм, хотя и хочет быть чем-то особенным от атеизма, выставляя вперёд мнимую невозможность знать, но в сущности то же, что атеизм, потому что корень всего есть непризнание Бога». А В. И. Ленин, рассуждая о противоположности материализма и идеализма, напротив, упрекал агностицизм в интеллектуальной нерешительности и реакционности: «Агностицизм есть колебание между материализмом и идеализмом, то есть на практике колебание между материалистической наукой и поповщиной. К агностикам принадлежат сторонники Канта (кантианцы), Юма (позитивисты, реалисты и пр.) и современные „махисты“». В диалектическом материализме гносеологическим основанием агностицизма называлась абсолютизация относительности, а его исторической предпосылкой — конфликт религиозного и научного мировоззрения, желание избежать этой альтернативы либо попытка их синтеза.

Название Церкви

Ecclesia Gnostica Catholica (EGC) или Гностическая Католическая Церковь (ГКЦ) представляет собой телемитское религиозное сообщество, освященное для продвижения к Свету, Жизни, Любви и Свободе посредством Закона Телемы. Слово «церковь» происходит от древнегреческого Doma Kuraikon («Дом Господа») и означает место, где осуществляется, так сказать, общение с Божеством.

Слово «гностическая» в названии ГКЦ означает, что учение этой церкви основано на непосредственном познании Истины (гнозисе), ведущем к индивидуальному просветлению/бессмертию/соединению с Божественным. Таким образом, ГКЦ исповедует эманационизм, а не креационизм, признавая гностическую космогонию — учение о сотворении мира путем эманации (истечения) из единого первоисточника, как это отражено в каббалистическом Древе Жизни), или же гностическом учении о Трех Ликах Божества, чья любовь друг к другу была столь сильной, что превзошла сосуд и излилась в мир. Истоки ГКЦ восходят к древнему учению гностиков, однако ее доктрина обогащена элементами многих других традиций: каббалистической, алхимической, герметической, розенкрейцерской, масонской, суфийской и других. Слово «католическая» не указывает на какое-либо отношение к Римско-католической церкви, но происходит от древнегреческого katholikos («всеобщий») и свидетельствует об открытом и универсальном характере ГКЦ.

Литература

  • «Πίοτιζ Σοφία», изд. Петерманна;
  • св. Иринея Лионского пять книг против ересей (многократно издавались со времен Эразма Роттердамского; есть русский перевод священника П.А. Преображенского, М. 1871);
  • Ипполита «Ελεγχοζ κατά πασω̃ν αίρέσεων», первое изд. Е. Miller (Оксфорд, 1851);
  • Климента Александрийского, в «Строматах» и в «Έπιτομαί έκ τω̃ν Θεοδότου κτλ». Значение второстепенных источников имеют сочинения против гностиков Тертуллиана, св. Епифания и бл. Феодорита. Из новейших исследователей Г. следует назвать Hilgenfeld’a и в особенности Harnack’a («Zur Quellenkritik der Geschichte des Gnostizismus» и др.);
  • На русском языке есть замечательное сочинение прот. А.М. Иванцова-Платонова «Ереси и расколы первых трех веков», посвященное преимущественно Г., но, к сожалению, остановившееся на первом томе (исследование источников).

Что такое агностицизм? Общие сведения

Давайте сначала узнаем, что такое агностицизм простыми словами. Так называют одно из направлений в философии. С точки зрения этой позиции человек говорит: не существует абсолютного знания по любому вопросу. Невозможно иметь полную достоверную информацию о любом явлении, событии, человеке или вещи.

Агностицизм – это убеждение о том, что мир познать невозможно. Реально лишь увидеть его малую часть и составить свои субъективные суждения и домыслы. У каждого есть собственное представление о происходящем с ним, с другими людьми, с планетой, с космосом, со вселенной. При этом нет точного критерия истины. Невозможно оценить информацию, с точки зрения абсолютной правды, поскольку её просто не существует. Значит, никто не может подтвердить или опровергнуть вашу личную точку зрения.

Сознание человека воспринимает огромное количество информации и распределяет их «по полочкам», объём знаний увеличивается непрестанно, но количество не означает качество, истина по-прежнему остаётся недоступной, а мир непознаваемым. Обычно агностицизм ассоциируют с атеизмом, но эти понятия не являются равнозначными. Они отличаются, агностик может верить в бога, а атеист категорически отрицает его существование.

Агностицизм в религии нашёл своё место. Правда это выглядит довольно странно. Агностик может быть как атеистом, так и верующим приверженцем любой религии. Он отличается от абсолютно верующего тем, что лишь допускает наличие Всевышнего, но не убеждён в его существовании. Можно сказать, что он находится в постоянном сомнении и вера его условна.

Сущность агностицизма такова, что человек подобных взглядов стремится к познанию и нуждается в доказательствах. Он не принимает на веру что-либо, без веских оснований. С одной стороны, это делает процесс познания проще, но с другой — значительно усложняет жизнь. Люди, как правило, нуждаются в слепой вере. Это создаёт иллюзию безопасности. Агностик лишает себя такой возможности, он выбирает сторону знания, хотя иногда лучше оставаться в неведении. Чтобы быть агностиком, нужно избавиться от иллюзий и иметь хорошую выдержку.

Предмет философии, её основные функции

Философия (любовь к мудрости) — это особая форма познания мира, которая развивает систему знаний о наиболее общих свойствах и основных принципах действительности (бытия) и знания, о человеческом существовании, о взаимоотношениях между человеком и миром.

Первоначально «философия» относилась ко всем существующим знаниям о причинах возникновения вещей, о структуре мира, о космосе и природе. Темой философии был весь мир. В средние века философия была тесно связана с христианским богословием, предметом которого было богословие духовного мира человека и его отношения к Богу. В эпоху Возрождения, с другой стороны, объектом философских знаний была природа, которая придавала знаниям научный характер. До эпохи Просвещения слово «философия» оставалось синонимом науки как таковой. Все научные дисциплины считались отраслями философии. Однако со временем наука постепенно отделилась от него.

Представители позитивистской философии утверждают, что философия уже не имеет своего личного предмета, а должна лишь собирать готовые открытия других наук и строить из них «универсальную картину мира». В современных философских течениях предмет определяется по-разному: как мировоззрение, как методология познания, как познание мира в целом, как форма идеологии, как наука о наиболее общих законах природы, общества и мысли, как производство понятий, как нерациональное восприятие мира. В настоящее время философия рассматривается с точки зрения социальных и культурных аспектов ее развития. Поскольку область объективных знаний осталась за наукой, философия обратилась к проблемам человеческой субъективности, выраженным в знаково-символических формах действия.

Основные функции философии (основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение):

Функция мировоззрения способствует формированию целостного образа мира, представлений о его структуре, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция состоит в том, что философия разрабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Теоретическая и концептуальная функция состоит в том, что философия учит мыслить и теоретически осмысливать, то есть до предела обобщать окружающую действительность, создавать логические схемы и системы окружающего мира.

Гносеология — одна из основных функций философии — имеет своей целью правильное и достоверное знание окружающей действительности (т.е. механизма знания).

Задача критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и существующий смысл, искать его новые свойства, качества, находить противоречия. Конечной задачей этой функции является расширение границ знания, уничтожение догм и окостенения знания, его модернизация, повышение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого — ценная) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — моральных, этических, социальных, идеологических и др. — чтобы оценить. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое проходит все необходимое, ценное и полезное, а то, что осталось позади и устарело, отбрасывается. Аксиологическая функция особенно усиливается в критические периоды истории (начало средневековья — поиск новых (богословских) ценностей после распада Рима; Ренессанс; Реформация; кризис капитализма в конце 19-го и начале 20-го веков).

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, развитие нынешнего состояния, его структуру, элементы, движущие силы; выявить противоречия, указать пути их устранения или смягчения, улучшения общества.

Педагого-гуманитарная функция философии — культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их людям и обществу, пропагандировать нравственность, помогать людям адаптироваться к окружающему миру и находить смысл жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector