Демиург
Содержание:
- Десять плюс десять
- Демиурге это кто значение в Википедии
- Демиург в мифологии
- Neoplatonic and Christian criticism
- Другие древнегреческие философы о демиурге
- Внешние ссылки
- Platonism and Neoplatonism
- Демиург в христианском богословии
- Демиург в философии
- Демиург в науке[править]
- Безумный генетик
- Цитаты[]
- Сумасшедший архитектор
- Новости планеты. Результаты сеансов:
- Демиург в современной культуре и религии
- Личность[]
- И все-таки у них много общего
- Неоплатонизм и гностицизм
- Демиург-герой
Десять плюс десять
Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа — большая, зеленая, теплая, модная, красивая» и т. д. Это было легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой… Но, с другой стороны, а кто ее пробовал?.. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено). Пример: смех может быть: веселый, заливистый, издевательский, громкий, страшный , нервный, ледяной, напрасный, дурацкий, звонкий. При этом ни при каких условиях, даже в воспаленном мозгу поэта-авангардиста, смех не может быть: раскрошенный, оранжевый, пластмассовый, кредитоспособный, гормональный, рыбий, истонченный, раненый, газообразный, неопознанный.
Демиурге это кто значение в Википедии
Объяснение сущности Демиурга в Википедии косвенно подтверждает эти мои предположения
Я заметил, что самое важное и действительно правдивое в ней укладывают в несколько слов, оброненных мимоходом. Читаем:
«Димиург или Демиург (др. -греч. δημι-ουργός — «мастер, знаток, специалист; ремесленник, мастеровой; создатель, творец» от др. -греч. δῆμος — «земля, народ» + др. -греч. ἔργον — «дело, труд, работа») —
В античной философии (преимущественно в платонизме) — создатель вещей чувственно воспринимаемого космоса.
Христианском богословии — одно из именований Бога как создателя и строителя всего существующего.
В гностицизме — создатель (церк. -слав. зиждитель), справедливый творец видимого космоса и бог евреев. Занимающий среднее место между всеблагим Первоотцом совершенного духовного бытия (Богом истинных христиан, или гностиков) и злым, тёмным началом — сатаной, богом материи, хаоса и язычества».
В Википедии Демиург это некий середнячок. Ни вашим, ни нашим. Возможно ли такое в нашем дуалистическом мире для высшего божества? Полагаю, вряд ли. Лукавит традиционно Википедия. За Первоотца Демиурга выдают те, кто его придумал. А реально он и есть Сатана или Князь мира сего, который сам его и создал.
Демиург в мифологии
Этот персонаж в мифах часто владеет профессией кузнеца, гончара или ткача. Но их трудовые обязанности носят космический масштаб и не ограничиваются узкими рамками земного понимания этих профессий. Древнегреческий бог Гефест кует в своей кузнице щит, который является моделью мировой жизни. В финской мифологии Сеппо Ильмаринен выковывает солнце и луну, а Хнум в Древнем Египте творит мир на гончарном круге.
Иногда Демиург предстает более абстрактным богом-творцом, который создает весь космос недоступными для человеческого понимания способами. Например, с помощью магии, или просто называя разные предметы вслух. Сразу вспоминается библейское «Вначале было Слово…» Так, египетский бог Птах творит мир «языком и сердцем».
В мифологии африканских племен демиург – это зачастую тотемное животное. Например, у народов бассейна реки Конго, где водилось много змей, вся мифология тесно переплетена с этими земноводными. Создание мира произошло благодаря четырем духам, обитавшим в теле змей, которые жили на дне реки. В данном случае они выступают творцами и тотемами-прародителями.
В древнемексиканской мифологии существует целый пантеон богов, но функции демиурга также отданы земноводному. Пернатый змей Кецалькоатль участвовал в создании Космоса и сотворил людей из добытых в царстве мертвых костей.
У многих народов существует «близнецовый» миф о двух братьях-демиургах. Один из них создает прекрасные вещи, стремится к гармонии, творит мир. А другой все портит и разрушает. Иногда он это делает по незнанию, а иногда специально. Как бы то ни было, такая пара объясняет двойственную природу мира и наличие в нем добра и зла. Болезни, смерти, уродство, голод – это все плоды деятельности брата-двойника.
Широко известные, благодаря голливудскому фильму, скандинавские братья Тор и Локи как раз являются такой парой двойников. Один из них добр и справедлив, стремится к созиданию, а второй сеет хаос и несет в мир зло.
Neoplatonic and Christian criticism
Plotinus criticized Gnosticism in the ninth tractate of the second Enneads, entitled «Against Those That Affirm the Creator of the Cosmos and the Cosmos Itself to Be Evil.» Plotinus criticizes his opponents for “all the novelties through which they seek to establish a philosophy of their own” which, he declares, “have been picked up outside of the truth”; they attempt to conceal rather than admit their indebtedness to ancient philosophy, which they have corrupted by their extraneous and misguided embellishments.
The majority view tends to understand Plotinus’ opponents as being a Gnostic sect. Several such groups were present in Alexandria and elsewhere about the Mediterranean during Plotinus’ lifetime, and his criticisms bear specific similarity to Gnostic doctrine. Plotinus points to the Gnostic doctrine of Sophia and her emission of the Demiurge for example.
Christian critics of the idea of the Demiurge begin in the New Testament. The First Epistle to Timothy, for example, says, «Command certain men not to teach false doctrines any longer nor to devote themselves to myths and endless genealogies.» (1:3-4) This is apparently a reference to Gnostic mythology, which often involved long lists of intermediate spiritual powers between the Supreme God and the Demiurge. Later Christian writers directly criticized Gnostic teachers and their doctrines. Since many Gnostic writings themselves were destroyed by the Church once it had the power to do so, these anti-heretical authors were the main source of knowledge concerning ancient Gnostic doctrines about the Demiurge until the discovery of the Nag Hammadi Library and other Gnostic works in recent centuries.
Другие древнегреческие философы о демиурге
Рассмотрим суть понятия «демиург». Это в Древней Греции было противоречивым вопросом. Разные философы спорили об его истинной природе и выдвигали свои версии. Философ-платоник Алкиной, живший во втором веке нашей эры, понимал демиурга как разумную часть «мировой души». Демиург не самостоятелен и мыслит под влиянием Высшего божественного ума.
Аттик, напротив, считал, что именно от Демиурга берет начало все сущее и нет ничего выше этого понятия. Это и ум, и благо, и разумная божественная душа, которая царит в мире, упорядочивает и поддерживает его.
Более поздний философ Филон Александрийский создает понятие «демиургический логос». Это творческая сила Бога. В ней заключен божественный замысел о мире, и именно она активно взаимодействует с материей, созидая ее. Филон называет эту силу перворожденным сыном Бога.
Внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
Демиург , в Викисловаре
Христианский гнозис |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Гностические тексты |
|
||||||||
Гностические богословы |
|
||||||||
Концепции |
|
||||||||
Упражняться |
|
||||||||
Родственные философии и убеждения |
|
||||||||
Псевдогнозис и дуалистический гностицизм |
|
- Мифологический портал
- Философский портал
- Портал религий и верований
- Портал богословия
Platonism and Neoplatonism
Detail of The School of Athens by Raphael (1509), showing Plato (pointing upwards, as if to the Form of the Good) and Aristotle (holding his hand palm down to Earth, favoring material evidence).
Plato’s character Timaeus refers to the Demiurge frequently in the Socratic dialogue which bears his name, written around 360 B.C.E. Timaeus refers to the Demiurge as the entity who “fashioned and shaped” the material world. He describes this being as unreservedly benevolent and hence desirous of a world as good as possible. The world remains imperfect, however, because the Demiurge had to work with pre-existing chaotic matter.
Timaeus suggests that since nothing «becomes or changes» without a cause, there must be a cause of the universe itself. He thus refers to the Demiurge as the father of the universe. Moreover, since the universe is fair, the Demiurge must have used the eternal and perfect world of «forms» or ideals as a template. He then set about creating the world, which formerly only existed in a state of disorder. Timaeus states that it is «blasphemy to state that the universe was not created in the image of perfection or heaven.»
For Neoplatonist writers like Plotinus, the Demiurge was not the originator of the universe, but a second creator or cause (see Dyad). The first and highest God is the One, the source, or the Monad. The Monad emanated the Nous, divine mind or reason, which Plotinus referred to as the Demiurge.
As Nous, the Demiurge is part of the three ordering principles:
- arche — the source of all things
- logos — the underlying order that is hidden beneath appearances
- harmonia — numerical ratios in mathematics
In this Plotinus claimed to reveal Plato’s true meaning, a doctrine he learned from Platonist tradition but did not appear outside the academy or in Plato’s texts. Writing in the third century C.E., Plotinus was clearly aware of Gnostic teachings about the Demiurge and wrote in part in opposition to them.
In relation to the gods of mythology the Demiurge is identified as Zeus within Plotinus’ works.
Демиург в христианском богословии
Бог-творец. Художник Виктор Васнецов (1848—1926)
В христианском богословии термин демиург (наряду с именованиями «Зиждитель», «Творец», «Художник», «Поэт» — др.-греч. ποιητής) характеризует Бога как Создателя и Устроителя всего существующего. При этом Бог может именоваться Демиургом не только применительно к творению мира из ничего, но и в случае творения того или иного сущего из прежде имевшегося материала. В святоотеческой литературе термин Демиург употреблялся как применительно к Богу вообще, так и по отношению к Отцу, Сыну и Святому Духу в отдельности, а также ко всем Лицам Святой Троицы вместе, поскольку «вся Троица есть творящая и созидательная». Вместе с тем в святоотеческом богословии существовало устойчивое представление, что поскольку Сын как Слово Божие приводит в исполнение творческий замысел или волю Отца о мире, то имя Демиург подобает Ему в первую очередь. Это мнение ясно выразил святитель Василий Великий (330—379), который в творении различал «Отца как предначинательную причину сущих, Сына — как демиургическую, а Святого Духа —
как совершительную». Вместе с тем святитель подчеркивал, что наделение Бога Слова демиургическими функциями обусловлено исключительно волей Отца. Термин Демиург
в святоотеческом богословии изредка мог применяться к человеку и ангелу, но лишь в значении «автор», «источник», «причина».
Демиург в философии
В философский лексикон термин Демиург был введен древнегреческим философом Платоном (428 или 427—348 или 347 до н. э.), который впервые называет Демиургом «творца и отца» этого видимого космоса. Платон в диалоге «Тимей» описывает акт сотворения всех вещей и живых существ Богом-демиургом. Платон определяет Демиурга как Ум, который, взирая на вечный умопостигаемый прообраз-парадигму, создает мир посредством упорядочивания хаотически движущейся материи. При этом ни сам идеальный прообраз, ни материя от Демиурга не зависят, он лишь соединяет их вместе, в этом состоит его существенное отличие от Бога теистических религий, творящего мир из ничего. Кроме того, Демиург не всесилен: будучи благим, он старается как можно больше уподобить мир его идее, однако пассивное сопротивление материи, проявляющееся в виде естественной необходимости, мешает ему полностью осуществить своё намерение.
Древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н. э.) употреблял слово Демиург в традиционном значении — «ремесленник, мастер». Греческий философ-платоник Алкиной (II в.н. э.) понимает Демиурга как разумную часть мировой Души, которая мыслит не благодаря самой себе, а благодаря воздействию со стороны активного божественного Ума.
С мировой Душой отождествляют Демиурга также философы-платоники II века Аттик и Апулей. Аттик описывал Демиурга как «высшее начало», из которого проистекает всё сущее и «над которым нет никакого другого начала». Это высшее начало есть, по Аттику, одновременно и ум, и благо. Но поскольку ум не может существовать вне души, то Демиург оказывается не чем иным, как разумной божественной душой, которая «пронизывает весь мир», «упорядочивает» его и им «управляет».
Древнегреческий философ Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) приписывает функции Демиурга Логосу — творческой силе верховного Бога, содержащей в себе божественный замысел о мире и активно оформляющей материю. Филон считает демиургический Логос старейшей и ближайшей по достоинству к Богу силой и именует его «перворождённым Сыном» Бога.
Нумений Апамейский, греческий философ II века н. э. описывает Демиурга как «второй Бог». Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружён в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами.
В гностицизме возникает учение о злом и неразумном Демиурге. В системе античного философа II века Валентина, Демиург располагается не только ниже плеромы вечных сущностей — «эонов», но и ниже падшей Софии-Ахамот, которая создаёт демиурга из собственных страстей — страха и желания вернуться назад в плерому. Ограниченный пределами душевного бытия, он не способен понять «духовное»: не может непосредственно созерцать умопостигаемые идеи и не знает истинной природы вещей. Поэтому, создавая мир, он не ведает, что творит и постоянно ошибается. Отеческая функция обычно приписывается божеству более высокого порядка, а демиургическая — более низкого. Отец, порождающий нечто из собственной сущности, мыслится неподвижным и самодостаточным в своём порождении, а Демиург — изменчивым и нуждающимся для создания своих произведений в материале и умопостигаемом образце.
По одним гностическим системам недостаток Демиурга — только в неведении высших тайн; другие (антиномические) приписывают ему ещё дурные нравственные свойства и вражду против верховного божества.
В неоплатонизме, начиная с его основателя античного философа Плотина (204/205 — 270), функции Демиурга прочно закрепляются за Умом — второй после Единого бестелесной сущностью. Вступая в спор с Нумением и гностиками, Плотин доказывает, что умопостигаемое бытие, в соответствии с которым творится наш видимый мир, находится не вне Ума, а в нём самом, в той мере, в какой этот Ум мыслит самого себя. В результате вместо характерного для предшествующей традиции представления о двух богах, один из которых выступает в роли умопостигаемой парадигмы мира, а другой — в роли созерцающего эту парадигму Ума, Плотин разрабатывает учение об одном-единственном божественном Уме-Демиурге, сочетающем в себе оба эти аспекта.
В позднем неоплатонизме появляется уже целая «серия» демиургических богов, к которой принадлежат как божественные умы, так и души. У античного философа-неоплатоника Прокла (412—485) роль всеобщего Демиурга выполняет мыслящий ум — последний член триады мыслящих богов, замыкающих собой триаду бытие-жизнь-ум.
Демиург в науке[править]
Как это ни странно, но благодаря Демиургу мы видим мир таким прекрасным/уродливым (нужное подчеркнуть), каким он есть. От древнего Полубога зависит множество физических и математических законов:
- Площадь треугольника равняется половине произведения двух строн на синус угла между ними. Если бы не Демиург, треугольник был бы равен четырёхугольнику и наше пространство замкнулось само в себя.
- Металлический радиус равняется половине кратчайшего расстояния между атомами в кристаллической структуре металла. Если бы не Демиург, не было бы металлов, а были бы одни неметаллы.
- Кинетическая энергия равняется половине произведения массы на квадрат скорости. Если бы не Демиург, мы бы двигались со скоростью света, а Эйнштейн повесился от отчаяния.
- Освещается только половина земли. Если бы не Демиург, мы бы не знали что такое Ночь.
- Половина ускорения Кориолиса получена при дифференцировании по времени переносной скорости, а вторая половина — при дифференцировании относительной скорости. Это релятивно непонятно, но если бы не Демиург, было бы очень плохо.
- Половина — деревня в Карелии, если бы не Демиург, то всех людей из Половины не существовало, а на месте деревни была бы замкнутая в свою сингулярную пространственно вакуумную отрицательность пустота.
- Компьютеры построены на полупроводниках. Если бы не демиург, инфернета бы не существовало.
- В силу своей половинности распространяемой на все окружающие объекты, демиург может быть зохаван Ктулху лишь на половину, причём с половинной вероятностью, это будет та половина в которой моска нет, это наводит на мысль что один демиург может уцелеть после того как Ктулху окончательно пробудится.
Безумный генетик
Для этого упражнения понадобится листок бумаги и пишущий предмет. Если вы неплохо рисуете, придется на время об этом забыть. Здесь, как в сексе, важен процесс, а не результат. Теперь нарисуйте животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… А если вам приспичит поставить зверька на колеса или снабдить его пропеллером вместо ноздрей — еще лучше. Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное — задушить в зародыше логику и здравый смысл, которые будут взывать к вам с требованиями нарисовать вместо этого безобразия зайчика или черепашку.
Цитаты[]
- (Момонге): «Мудрый в суждениях и быстрый в действиях. Безупречный.»
- (О завоевании мира):«Истинно внушающая благоговение речь. Если вы пожелаете, я немедленно соберу армии Назарика и захвачу шкатулку. Величайшей честью Демиурга будет вручить этот дар владыке Момонге.”
- (О человеческих экспериментах): «Сначала эксперименты с магией лечения. Если отрезать руку и наложить на рану заклинание лечения, отрезанная рука исчезнет. Что случится, если заставить их съесть отрезанную руку и наложить лечение, питательные вещества исчезнут? А если повторять это неопределённый срок, те, кто едят, умрут с голоду?»
- (Альбедо о Аинзе): «Это слишком нерационально, наивно. Чисто эмоциональное суждение. Владыка Аинз — последнее Высшее существо, которое здесь осталось. Зная, что его жизнь в опасности, это мы обязаны придумать план, чтобы устранить опасность. Даже если нас будут ругать, даже если мы пожертвуем жизнью, мы должны шагнуть вперёд и действовать, разве не так?»
Сумасшедший архитектор
Следующее упражнение также принесет вам лавры прославленного графика (особенно если вы заведете привычку развешивать образцы своего творчества вокруг рабочего места). Теперь будем рисовать дом. Но сперва вам понадобится 10 произвольно выбранных слов (можно снова воспользоваться словарем). Задача такая: вы — архитектор. К вам обратился заказчик, который готов оплатить эскиз своего жилья (это, к примеру, миллион долларов. Или даже 10 миллионов — в общем, сумма, при мысли о которой вам будет веселее работать). Но его условие: этот дом должен соответствовать 10 требованиям — в нем должны быть представлены…
Далее следуют 10 выбранных слов. Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутрь можно было запихнуть комнаты и меблировку. «Кастрюля» — отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Сапог»? Жилище украсит крыша в виде сапога со шпилькой. «Ворона»… ну, пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс-салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. «Аутодафе»? Ну, хорошо. Камин в гостиной может быть выполнен в виде еретика, привязанного к столбу. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы выглядеть в действительности.
Новости планеты. Результаты сеансов:
Золотые энергии и сборка команд
В сеансе пришло слово «собрать». Собрать нужно команду из 12 человек (каждый из 12 внесёт свой вклад). Среди них нет таких, как я — все разные, но при этом все бело-золотого спектра. У всех 12-ти разные цвета, у меня золотой луч (такого же цвета, как был поток у ВЯ из крыльев), но также есть и белый, они как часть одного целого, один поток.
Если выстроить вокруг Земли бело-золотой контур, произойдёт переход, подстроится новый виток. Но сейчас на землю словно накинута сетка/ покрывало сине-зелёного темного цвета. Эта сетка все искажает, не даёт видеть, скрывает то, что есть на самом деле. Это в том числе изоляция, чтобы эта сетка не заразила другие миры.
При дополнительном изучении слова «команда» я увидела Землю сверху, она была в золотом контуре, появилась метафора – излечение. Для ее излечения нужно активировать людей, а точнее активировать в людях, переключать «рубильник» в положение свет (внутренний свет). Свет этот бело-золотого цвета, в виде оси, пронизывающей человека.
Сейчас наша планета выглядит так:
Очень мало бело-золотых точек (раскиданы по всей планете), а вот темно-зелено-темно-синих и чёрных много. Это похоже на покрывало, которое покрывает землю. Мой бело — золотой луч усиливает лимонно-желтый цвет (он про раскрытие лучших качеств в людях).
Сетку на планете держат люди, которые светятся синим, зелёным и чёрными лучами. В некоторых из них есть кусочки бело-золотого спектра, в других нет совсем.
Одна из моих задач — «отмывать породу, чтобы найти эти золотые крупинки». Когда планета будет в бело-золотом контуре, у неё изменятся исходные коды, она переформатируется, изменится энергетическая структура.
Что не даёт планете уже сегодня/завтра выйти на бело- золотой контур:
Планета под контролем. На ней есть похожий (как нашли у меня в чистке) экзоскелет контролирующий, ограничивающий. Есть тот, кто держит эту сетку и поставил экзоскелет. Люди неосознанно помогают ему.
Моя задача — освещать дорогу людям. Четкий образ — человек с фонарём а полной темноте, дорогу освещает только свет от фонаря. Впереди ничего не видно, все в темном тумане, за человеком люди, они идут за ним
Над землей также висит многомерный кристалл. Довольно большой, яркого неонового голубого цвета. Его верхушка уходит дальше, вверх. К тому, кто его собственно поставил. Это искусственный кристалл, именно он поддерживает сетку, окутавшую землю. Его роль — контроль, сканирование, это своего рода надзиратель. Настоящий кристалл земли оранжево-красного цвета, он переливается разными цветами, но его нет в земле, он скрыт, спрятан.
Попросила ВЯ интегрировать сюда белый луч, на физике появилось ощущение, что я расту, в буквальном смысле — я как будто очень быстро увеличивалась во все стороны и выросла до потолка. При запросе моего луча, проявился луч со сдвоенными цветами: белый + золотой, все это про суть, про творение. Моя задача — пробуждать в людях энергию творения, хороший внутренний огонь, моя же энергия становится от этого только больше.
Бело-золотой спектр – это индикатор, параметр отбора, допуск — для определённой цели
Суть бело-золотого спектра — выстроить
Зелёные — хорошие исполнители
Синие — помощники бело-золотого спектра
Ещё есть цифры с уровнем доступа. Цвет и цифру можно изменять при желании
Демиург в современной культуре и религии
В настоящее время это понятие имеет широкий смысл и обозначает различные персонифицированные образы божественного начала, независимо от религий. В индуизме существует триада богов – Вишну, Брахма и Шива. Из них троих Демиургом является Брахма. Именно он создал мир.
Менее распространено употребление термина по отношению к культурному герою, который выполняет работу на благо человечества. Созидает во имя людей. В книгах, фильмах, играх и живописи демиург – создатель мира. Как правило, некий нейтральный персонаж – не Бог и не дьявол. Могущественная сила, не относящаяся ни к добру, ни к злу, но всегда несущая в себе начало нового.
Демиург – это… Значение слова, понятие. Демиург в мифологии на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Личность[]
Являясь демоном, Демиург один из самых сильных членов Назарика, который находит огромную радость в страданиях других рас. Он с энтузиазмом выполняет магические эксперименты на заключенных, отправленных к нему, рассматривая их не иначе, как игрушки, наслаждаясь чувствами ненависти своих жертв.
Будучи командующим обороны НИП, он обладает высоким уровнем интеллекта и стратегического мышления.
Демиург работает в тесном сотрудничестве с другими слугами Назарика, также как и он, проявляющих полную преданность к их создателям, из-за чего он воспринимает их, как своих коллег. Тем не менее, из-за противоречивых личностей, он и Себас Тиан, похоже, не ладят друг с другом. Хотя он является демоном-садистом, получающим радость от страданий других существ, он имеет и более художественную сторону. Демиург опытный плотник, и ремесленник, увлеченный разработкой произведений искусства, используя своих жертв в качестве инструментов.
И все-таки у них много общего
Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово (если попадется «купфермеритоль» — пренебрегите им и откройте словарь еще раз). Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь нащупать между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет оба слова между собой. Например, автор этих строк в свое время чуть не сошла с ума, пытаясь осознать, что общего у бурундука и лакмусовой бумажки. Причем деваться было некуда: все происходило на семинаре по психологии, а публично ударять лицом в грязь не хотелось. Пришлось рассказать чудовищно трагическую историю про геолога, укушенного бурундуком и заболевшего бешенством, причем анализы у бедняги проверялись при помощи лакмусовой бумажки…
Это упражнение тренирует мозг на создание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах.
Пример: Вопрос: что общего между глазом и водопроводным краном? 1. Оба слова — из четырех букв. 2. В обоих случаях буква «А» — третья по счету. З. При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть. 4. И то и другое может блестеть. 5. Из них иногда льется вода. 6. Когда они портятся, из них подтекает. А еще: ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана, а у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.
Неоплатонизм и гностицизм
Гностицизм приписывал лживость или зло концепции Демиурга или создателя, хотя в некоторых гностических традициях создатель исходит из падшей, невежественной или меньшей, а не злой точки зрения, такой как точка зрения Валентиния .
Плотин
Неоплатонический философ Плотин обратился в своих работах концепции гностицизма в Демиурге, который он видел , как незамедленное Hellenic и кощунствен Демиурга или создатель Платона. Плотин вместе со своим учителем Аммонием Саккасом был основателем неоплатонизма . В девятом трактате второй из своих Эннеад Плотин критикует своих оппонентов за присвоение ими идей Платона:
Здесь следует отметить замечание относительно второй ипостаси, или Творца, и третьей ипостаси, или Мировой Души . Плотин критикует своих оппонентов за «все новшества, с помощью которых они стремятся установить свою собственную философию», которая, как он заявляет, «заимствована за пределами истины»; они пытаются скрыть, а не признать свою причастность к античной философии, которую они испортили своими посторонними и ошибочными приукрашиваниями. Таким образом, их понимание Демиурга также ошибочно по сравнению с первоначальными намерениями Платона.
В то время как Демиург Платона добр, желая добра своему творению, гностицизм утверждает, что Демиург является не только источником зла, но и злом. Отсюда и название опровержения Плотина: «Против тех, кто утверждает, что Создатель Космоса и Сам Космос — зло» (обычно цитируется как «Против гностиков»). Плотин утверждает о отключиться или большого барьер , который создается между Nous или умом ноуменом (см Гераклита ) и материальным миром ( явлением ), веруя материальный мир есть зло.
Большинство ученых склонны понимать противников Плотина как гностическую секту — конечно (особенно сифианские ), несколько таких групп присутствовали в Александрии и в других местах Средиземноморья при жизни Плотина. Плотин особо указывает на гностическую доктрину Софии и ее излучение Демиурга.
Хотя первое понимание, безусловно, пользуется наибольшей популярностью, идентификация противников Плотина как гностиков не лишена некоторых сомнений. Христос Евангелиу утверждал, что противников Плотина можно было бы лучше назвать просто «христианскими гностиками», утверждая, что некоторые из критических замечаний Плотина применимы также и к ортодоксальной христианской доктрине. Кроме того, учитывая свидетельства того времени, Евангелиу подумал, что определение термина «гностики» было неясным. Следует отметить, что хотя ученик Плотина Порфирий называет христианство именно в собственных работах Порфирия, а Плотин должен был быть известным сподвижником христианского Оригена , ни в одном из произведений Плотина не упоминается Христос или христианство, тогда как Плотин конкретно обращается к своей цели в Эннеады как гностики.
А.Х. Армстронг определил так называемых «гностиков», которых атаковал Плотин, как евреев и язычников, во введении к трактату в своем переводе « Эннеад» . Армстронг намекает на то, что гностицизм является своего рода эллинской философской ересью, которая позже затронула христианство и неоплатонизм.
Джон Д. Тернер , профессор религиоведения в Университете Небраски и знаменитый переводчик и редактор библиотеки Наг-Хаммади , заявил, что текст, который прочитали Плотин и его ученики, был сифианским гностицизмом, предшествовавшим христианству. Похоже, что Плотин попытался прояснить, почему философы академии не пришли к тем же выводам (например, антитеизм или мизотеизм для Бога-творца как ответ на проблему зла ), что и цели его критики.
Эмиль Чоран также написал свой Le mauvais démiurge («Злой Демиург»), опубликованный в 1969 году под влиянием гностицизма и шопенгауэровской интерпретации онтологии Платона, а также Плотина.
Демиург-герой
В древних мифах часто встречается демиург-герой. Он творит не столько материальную Вселенную, сколько культуру общества. Задает социальные рамки и законы. Такой герой может параллельно являться плутом и трикстером, как ворон или койот – известные герои африканских мифов.
В развитых мифологиях над демиургами-героями обычно возвышается пантеон богов и противостоят злые духи, души мертвых, природные силы. Задача героя – упорядочить жизнь общества, создать цивилизацию.
В Китае первопредки Нью-ва и Фу-си совершают ряд культурных деяний, таких как изобретение рыбалки и охоты, создание музыкальных инструментов, и это делает их демиургами-героями.
Всем нам известен Прометей, который в древнегреческих мифах создает людей из глины и похищает для них огонь.