Псалом 108 отмщение врагам: когда и как можно читать
Содержание:
- Почему содержание гневное
- Правила чтения псалма «Отмщение врагам»
- Об исцелении от болезней
- Толкование и пророческий смысл
- Как защититься от врагов смиренным
- Псалом 108 «Отмщение врагам»: как его понимать
- Суть псалма
- Правильное чтение молитвы—проклятия
- Истинный смысл псалмов
- Когда следует читать псалом 108
- Обстоятельства написания псалма 108
- Псалом 108 — текст на русском
- Толкование псалма Давида 108
Почему содержание гневное
Изгнанник Давид, который является автором этого одного из наиболее ранних псалмов, описывает гневные переживания в этих строфах. Многие могут считать такие чувства относящимися сугубо к личным воззрениям, но нужно знать и некоторые другие подробности. На самом деле «трудами» идумеянина Доика истреблялись иудейские священники, и об этом тоже страдает автор этих строф.
Некоторые верующие видят в этом тексте чрезмерное количество гнева и, скажем так, негатива, которые могут даже немного мешать взращиванию в себе любви. Тем не менее, не следует смущаться этой молитвы, которая может произноситься, например, на службе. Человеческий ум ограничен, и не многое доступно нашему пониманию, поэтому когда молитва из Писания не соответствует вашему умонастроению, следует относиться к этим словам спокойно и считать записанным Словом Божием, которое не всегда может быть понятным, но имеет какой-то глубокий смысл.
Познавательно! Молитва Символ Веры: полный текст на русском языке
Каждому верующему нужно понять причины, почему эти строки являются такими гневными, содержат отзывы божественного благословения от неверных и призывают такое существенное количество проклятий. Автор соотносит собственную волю с волей Господа. Точнее, он говорит о подчинении этой воле, и его дела не отличаются от воли Господа, поэтому гонения воспринимаются так болезненно.
Священники тоже выполняли служение, но в итоге оказались мучениками от человека, который никому не давал благословения, то есть от Доика. Подобное бывает в этом мире, когда страдают люди, творящие добро, и пребывают в спокойствии люди, которые приносят остальным вред.
Правила чтения псалма «Отмщение врагам»
Псалом 108 помогает только в том случае, если чтение молитвенного текста происходит вдумчиво, с полным пониманием каждого слова. Чтобы самому не стать жертвой проклятий, необходимо следовать нескольким правилам:
- молитесь на церковнославянском языке;
- чтобы лучше понять смысл песни, вдумчиво прочтите ее на русском, желательно несколько раз;
- перед обращением к Господу помолчите немного, угомоните внутренние страсти, обретите душевное спокойствие;
- прочитайте вначале «Царю Небесный», Трисвятую Песнь и «Приидите, поклонимся», после чего трижды поклонитесь до пояса;
- поскольку 108-й псалом является частью Кафизмы 15, лучше слушать ее от начала до конца, осознавая собственные прегрешения;
- читая молитвослов, поставьте себя на место недруга и возносите хвалу Господу за Его милосердие.
Отзывы людей, использовавших эту молитву, говорят о том, что максимальный эффект от нее можно получить следующим образом:
- читайте священный текст над фотокарточкой недруга или его именем, написанным на клочке бумаги;
- песнь отмщения также можно произносить над едой или личной вещью врага;
- псалом произносится для каждого недоброжелателя отдельно, по одному разу.
За всю историю мира среди всех людей, населявших его и живущих в нем сейчас, невозможно отыскать двух одинаковых. Учитывая это, не стоит удивляться тому, что человеку порой сложно прийти к взаимопониманию в общении с ближним.
У каждого народа есть свой враг, тот, кто оскорбляет его злым словом или недобрым делом. О них пророк Давид и написал в своем псалме 108. Данное произведение также называют «Отмщением врагам». В нем описаны чувства царя к тем, кому он вынужден противостоять.
Об исцелении от болезней
1. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью:
Пс. 102
2. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями:
Пс. 27
3. Да исцелит Господь страдающих головными болями:
Пс. 125
4. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями:
Пс. 122
5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем:
Пс. 5
6. Немым, да даст им Господь дар речи:
Пс. 58
7. Страдающим болезнями сердца или почек:
Пс. 44
8. Страдающим болезнями печени:
Пс.12
9. При зубной боли:
Пс. 37
10. Да излечится страдающая выкидышами:
Пс. 67
11. Об исцелении избитых злыми людьми и пострадавших в драке:
Пс. 146
12. О людях, тяжело раненых от преступников:
Пс. 36
13. О прекращении кровотечения:
Пс. 145
14. Да защитит Господь людей от змей, чтобы те не жалили:
Пс. 123
15. Когда человек укушен бешеной собакой или другими животными:
Пс. 63
Толкование и пророческий смысл
Псалтырь – это не только собрание сильных молитв. Много псалмов несет в себе пророческий смысл, и песнь отмщения не является исключением:
- После страшного предательства Иуда был разоблачен и лишен сана епископа.
- Когда евреи восстали против римлян, последние устроили осаду, что привело к голоду. Войдя в город, противники убили всех мужчин, оставив умирать голодной смертью их жен и детей.
- Те, кто смог выжить в этой кровавой бойне, бежали с израильских земель. Не имея за душой ни гроша, они вынуждены были нищенствовать, странствуя по соседним странам.
- Явившись победителями, римляне наложили на евреев огромную дань, лишив их тем самым последнего имущества.
- Историческое событие, выгнавшее иудеев с их земель, происходило на протяжении одного поколения. Потомки выживших уже не застали Иерусалим и его храм.
- Грех идолопоклонничества во время 40 лет странствий по пустыне, а также распятие Христа привело к тому, что древний иудейский народ был полностью стерт с лица земли.
Богословы на протяжении нескольких веков пытались растолковать глубинный смысл песни отмщения. Смысл священного текста – все беды происходят по вине самого человека, который намеренно творит зло против других людей. Суровость наказания и его длительность зависят от тяжести преступления и от того, насколько грешник отторгает от себя Бога.
Как защититься от врагов смиренным
Именно положительные качества могут притягивать недовольство враждебных коллег или знакомых. Безответность кажется испорченным людям притворством, которое продиктовано гордыней. По-настоящему смиренный человек даже не сможет защититься от нападок, поскольку просто не привык проявлять агрессию. Если на открытое нападение он способен среагировать непроизвольно, то на коварство — вряд ли.
Но в любые времена христианин всегда может обратиться к Господу. Перед ответственными мероприятиями, путешествиями, опасными мероприятиями — поможет мощная молитва. Она сильней, чем вооруженное войско, ведь на небесах пребывают тысячи Ангелов, которых Бог может отправить на защиту Своих чад.
- Читать молитвы о наказании обидчиков можно ежедневно — в них нет ничего, что противоречит христианской вере. Наоборот, они дают душе покой, поднимают настроение и усиливают уверенность в себе. Церковь благословляет использовать для этого священные тексты из Библии, а точней — некоторые главы из Псалтири. Например, псалом 26.
- Эти строки из Священного Писания не только прекрасный образец словесности, но еще настоящий молитвенный щит в любых обстоятельствах.
Псалом 108 «Отмщение врагам»: как его понимать
Псалтырь — одна из книг Ветхого завета, являющаяся настольной для многих христиан. Песни, содержащиеся в псалтыре, доступны пониманию каждого. Однако 108-ой псалом до сих пор вызывает неоднозначную реакцию у верующих. Дело в том, что в данном тексте содержатся откровенные проклятия в адрес недоброжелателей, в то время как в Евангелие написано: «Любите врагов ваших».
Автор псалма
Согласно религиозным текстам, считается, что большинство псалмов, содержащихся в Псалтыре, написал в свое время один из библейских персонажей по имени Давид.
Его же перу принадлежит и псалом 108, в котором, кроме прочих, есть такие слова: «Да будут дни его кратки», «Да скитаются дети его и нищенствуют», «Дети его да будут сиротами, а жена – вдовою». Кажется, эта речь Давида касается его врагов и представляет собой просьбу к Богу покарать неприятелей.
Некоторые даже думают, что данный текст можно использовать для сведения счетов со своими врагами, то есть он является готовой «молитвой мести». Однако на самом деле это далеко не так.
Для того, чтобы правильно понимать 108-ой псалом, необходимо знать историю жизни самого Давида и писание в целом. Дело в том, что Давид был обычным пастухом, однако смог победить великана и силача Голиафа. Именно после этого боя первый царь народа Израиля Саул взял юношу под свое крыло.
Тем не менее, со временем Саул стал завидовать Давиду и даже пытался его убить. Был у Давида и еще один недруг. Это главный надзиратель за царскими стадами по имени Доик, прославившейся своей жестокостью и клеветой в адрес Давида. Именно в связи с этой непростой ситуацией Давид и написал 108-ой псалом.
Так комментирует данную песню и «Толковая Библия» под редакцией А. П. Лопухина.
Проклятие или пророчество?
Несмотря на все зло, которое пытались причинить Давиду царь или старший пастух Доик, автор «злого» псалма ни разу не поднял на них руку.
А между тем Давиду по крайней мере дважды предоставлялась возможность убить того же Саула. Об этом напоминает и информационный православный портал «Вера».
Кроме того, по утверждению игумена Никона (Головко) (сайт «Закон Божий»), проклятия, перечисленные в псалме, относятся вовсе не к людям, а к демонам.
Кому же предсказывал Давид столь незавидную участь? Как писал Иоанн Златоуст, содержание 108-ого псалма относится к судьбе предателя Иуды, а также к жизням других людей, которые восстают против священников, используя коварство и ложь.
К примеру, дни Иуды действительно оказались кратки: ведь всем известно, что, согласно писанию, ученик Иисуса повесился.
А что касается жены и детей, упомянутых в псалме, то Афанасий Великий говорил, что под вдовствующее супругой следует понимать душу, отвергнувшую Христа, а сироты – это помыслы, которые лишились Божественной благодати.
Как читать?
Так как же следует читать 108-ой псалом? В интервью сайту «Радонеж» протоиерей Артемий Владимиров посоветовал прихожанам в первую очередь приобрести «Толкование на Псалтырь», которое продается в любой иконной лавке. С помощью толкования понимать и правильно воспринимать псалмы станет проще, а это в свою очередь положительным образом скажется и на молитве.
Православный информационный портал «Вера» советует молиться перед прочтением псалтыря, унять в себе гнев и обиду, а также всегда помнить о том, что в первую очередь верующие должны не мстить своим врагам, а прощать их.
Суть псалма
Рассматриваемый текст относится к авторству великого псалмопевца Давида, который в своих воззваниях к Господу выражает глубокий опыт веры и устремленность души к Небесам. С одной стороны, псалом 108 для самого Давида имел вполне актуальное значение: как говорят многие толкователи его творчества, речь идет в основном о проклятиях для идумеянина Доика, бывшего пастухом царских стад Саула, который в свою очередь всячески притеснял Давида.
С другой стороны, он является пророческим, так как говорит о временах грядущих, приходе Христа, Его искушениях сатаной и предательстве людей.
Для того чтобы ввести читателя хотя бы в минимальное понимание сути, рассмотрим построфно псалом 108 Отмщение врагам и кратко разберем значение каждой его фразы.
- 1 – Автор просит принять его хвалу Господу.
- 2, 3 – Под устами грешника понимается речь самого дьявола, а устами льстивого называются слова Иуды, если толкование рассматривается в пророческом смысле.
- 4, 5 – Указание на фактическое отсутствие у врагов причин чинить различный вред, подобно и дьявол не имел причин роптать на Господа, но впал в зависть и гордость, в связи с чем стал ложью этого мира.
- 6, 7 – Искушения Христа клеветником, то есть дьяволом, также речь может идти об Иуде и его предательстве, которое дано самым большим клеветником, то есть Иудой. Во второй части говорится о молитвах и взыванию к Господу на Суде. Даже Иуда станет потом молиться от страха, но его молитва будет грехом, так как не будет соответствовать истине, а станет только последствием страха. Помимо этого тут рассматривается и возможность греховной молитвы как таковой. Речь может идти и о язычниках и об иудейской молитве, не признающей Христа, и молитвах, которые омрачаются земными помыслами.
- 8–16 – Тут перечисляются различные проклятья, которые и принесут возмездие тому, кто «не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего».
- 17–19 – Обречение супостатов на проклятье и отвращение от них благодати.
- 20 – Тут опять сочетается и исторический контекст, и общий для всех верующих. С одной стороны, речь идет о самом Давиде, которому приходилось слушать множество лжи относительно самого себя от различных клеветников. С другой стороны, – обо всех гонениях и лжи, которым подвергаются угодные Господу. Собственно, сам Христос был всячески осуждаем фарисеями и другими людьми, народ предпочел Ему разбойника, на Него многие роптали. Сам Христос в одной из заповедей блаженства говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня … так гнали и пророков, бывших прежде вас». Поэтому всякого, кто посягает на преданного Господу, ожидает суровая расплата.
- 21, 22 – Упование только на Господа и призывание Его милости, смирение перед Его волей.
- 23–27 – Просящий говорит о бренности своего тела, которое подвергает подвижничеству, и при этом уповает только на помощь Господа, ибо более не существует вариантов для упования. Помимо этого тут указывается на гонения самого Давида, которого «гонят как саранчу», то есть которому приходилось много скитаться.
- 27–31 – Разграничение между людским мнением и благословением Господа, которое признается более ценным и подлинно истинным. Описывается конечный исход, который принесет собой устыжение людей, которые клеветали на праведника и снисхождение благодати на него.
Практически каждый, кто читал эти строфы, понимает многогранность и многослойность данного произведения. Множество эмоций и надежд заключено в нем, содержание включает в себя и конкретное описание нужды отдельного человека, и пророчество, и общий контекст трудностей, которые могут испытывать верующие.
В этом мире, где по попустительству Господа действует сатана, можно ли надеяться на справедливость? Подобное является просто невообразимым, так как земной мир является пространством для воспитания и развития души, которая выбирает, куда ей двигаться. Праведник выбирает путь к Небесам, ведь только там свобода от всего земного и возможность не соприкасаться с происками дьявола. Испытания, которые предстоят верующему на протяжении его земного пути, могут быть весьма трудными. Поэтому всегда следует сохранять веру и надежду, уповать на божественную справедливость. Вот для чего читают эти строфы, для того чтобы хранить веру, сохранять стойкость и иметь уверенность в поддержке Господа.
Правильное чтение молитвы—проклятия
Горя обидой, болью, жаждой мести, не спешите использовать псалом 108 в качестве наказания врага, остановитесь и подумайте над такими вопросами:
- действительно ли вам нанесен такой ущерб, физический или моральный, что его нельзя простить или помиловать виновного, чтобы проклясть его самого и весь род, ведь за незаслуженное наказание придется нести ответ;
- в случае совершения вами подобного греха Господь применит и к вам все сказанное в псалме 108;
- все ли способы прощения и примирения были вами использованы;
- береги вас Господь использовать священные молитвы в качестве магии и заклинаний.
Истинный смысл псалмов
Давид был любимцем бога за свою кротость и послушание. Божий дух пребывал на нем и вдохновлял на написание священных строк. Отцы церкви учат, что воинственные псалмы не относятся к простым врагам человека, а наполнены пророческим смыслом. Враги в псалме символизируют предателя Иуду, а сам Давид выступает в роли Иисуса Христа, сравнивается с ним.
Когда Доик предал Давила и 300 священников, состоялась ужасная казнь. Реки крови убиенных священников предвещают кровавую расправу над первыми христианами святой земли. Строчки о вдове и сиротах буквально сбылись, когда римляне убивали всех израильских мужчин, а жен и детей выгоняли на улицу:
Читая жестокие слова в псалме, злые и ненавистные люди с радостью потирают руки: вот сейчас мы расправимся с неугодными людьми, накличем на них наказание божье. Но они не ведают в своем заблуждении, что все слова псалмов являются пророческими, и направлены не на возмездие частным врагам. На Давиде пребывал дух божий, который навевал на него пророческие слова.
Когда следует читать псалом 108
Песнь отмщения – очень сильный текст, который помогает призвать беду на голову врага. Повседневные ссоры или мелкие недомолвки не являются причиной для такого сильного проклятия, а потому обращаться к 108-му Псалму в этих случаях не стоит.
Перед тем как вознести молитву, следует понимать, какой эффект она может возыметь. Опрометчивое или неправильное использование песни может обернуться против произносящего, поэтому читать ее нужно только в крайних случаях:
- кощунство;
- постоянные оскорбления;
- нежелание мирно решить спор;
- намеренное презрение церкви.
Кощунство
Оскорбления
Нежелание решать конфликт мирным путем
Обстоятельства написания псалма 108
Царь Давид жил в те времена, когда заповеди Христа о любви к ближним и прощении врагов ещё не были известны миру. Войны и убийства были обычным делом, а мщение врагу считалось доблестью. Произнесение проклятий входило в языческие обряды и еще оставалось в привычках иудеев, как пережиток.
После пришествия в мир Христа ветхозаветные обычаи были упразднены и проклятие одним человеком другого, допустимое прежде, стало великим грехом в глазах Бога.
Неизвестно точно, кого имел в виду пророк Давид, призывая проклятия на его голову. Завистников у Давида было множество, так как он был избран Богом из низкого достоинства и многие желали получить его славу.
Православные исследователи Псалтири предполагают, что героем псалма мог быть Саул, первый царь Израиля. Он заметил простого пастуха Давида, после того, как тот победил непревзойдённого силача Голиафа
Сделав отважного юношу своим оруженосцем и зятем, Саул много раз был свидетелем благодеяний, которые приходили от Бога кроткому и честному воину. Наконец царь исполнился зависти и дважды пытался убить Давида, который не переставал служить ему верой и правдой
После неудачных попыток убийства, Саул несколько раз посылал его в самые опасные битвы, но благодаря Божией помощи его верный слуга оставался жив. Много псалмов написал Давид, скорбя о потере дружбы царя и моля о божественной защите от его мести.
Желающим читать псалом 108 для возмездия врагам следует знать, что сам его автор дважды имел лёгкую возможность убить Саула, заставая его то спящим, то справляющим нужду. Но отказался поднять руку на поставленного Богом царя.
Псалом мог относиться и к главному пастуху овец Саула Доику, который предал Давида, вынужденного искать защиты от преследований у священников иерусалимского Храма. В глазах ветхозаветных евреев Доик стал символом жестокости, так как не только предал Давида, но и клеветал на него, будто тот замышлял убить Саула. Разгневанный царь приказал арестовать и казнить более 300 священников и левитов, скрывавших у себя беглеца. Но никто из палачей не дерзнул поднять руку на служителей Господа. Тогда сам Доик, взяв меч, зарезал сотни приговорённых. Реки крови заполнили площадь. Можно ли сравнить это злодеяние с утренним хамством водителя маршрутки?
Псалом 108 — текст на русском
В конец, псалом Давиду | К исполнению. Псалом Давида. |
1 Боже, хвалы моея не премолчи, | 1 Боже, на хвалу мою не промолчи! |
2 яко уста грешнича и уста льстиваго на мя отверзошася, глаголаша на мя языком льстивым, | 2 Ибо уста грешника и уста коварного против меня отверзлись, наговорили на меня языком коварным, |
3 и словесы ненавистными обыдоша мя, и брашася со мною туне. | 3 и словами ненависти окружили меня, и воевали со мной без причины. |
4 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся, | 4 Вместо любви ко мне клеветали на меня, а я молился; |
5 и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое. | 5 и воздали мне злом за добро и ненавистью за любовь мою. |
6 Постави на него грешника, и диавол да станет одесную eго. | 6 Поставь над ним грешника, и клеветник да станет справа от него, |
7 Внегда судитися eму, да изыдет осужден, и молитва eго да будет в грех. | 7 когда будет он судиться, да выйдет осуждённым, и молитва его да будет в грех. |
8 Да будут дние eго мали, и епископство eго да приимет ин: | 8 Да будут дни его кратки, и должность его да примет другой; |
9 да будут сынове eго сири, и жена eго вдова: | 9 да будут сыновья его сиротами, и жена его – вдовою; |
10 движущеся да преселятся сынове eго и воспросят, да изгнани будут из домов своих. | 10 скитаясь, да переселятся сыновья его и нищенствуют, да будут изгнаны из развалин своих. |
11 Да взыщет заимодавец вся, елика суть eго, и да восхитят чуждии труды eго. | 11 Да взыщет заимодавец всё, что есть у него, и пусть разграбят чужие труды его; |
12 Да не будет eму заступника, ниже да будет ущедряяй сироты eго. | 12 да не будет у него заступника, и да не будет милующего сирот его; |
13 Да будут чада eго в погубление, в роде едином да потребится имя eго. | 13 пусть родятся дети его на погибель, в одном поколении да изгладится имя его. |
14 Да воспомянется беззаконие отец eго пред Господем, и грех матере eго да не очистится. | 14 Да воспомянется беззаконие отцов его пред Господом, и грех матери его да не изгладится; |
15 Да будут пред Господем выну и да потребится от земли память их. | 15 да будут пред Господом всегда, и да истребится с земли память о них |
16 Занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога, и умилена сердцем умертвити. | 16 за то, что не подумал он оказать милость и преследовал человека бедного, и нищего, и сокрушённого сердцем, чтобы умертвить его. |
17 И возлюби клятву, и приидет eму, и не восхоте благословения, и удалится от него. | 17 И возлюбил он проклятие, и оно придёт к нему, и не восхотел благословения, и оно удалится от него. |
18 И облечеся в клятву яко в ризу, и вниде яко вода во утробу eго, и яко елей в кости eго. | 18 И оделся он проклятием, как одеждой, и вошло оно, как вода, во внутренности его и, как елей, – в кости его; |
19 Да будет eму яко риза, в нюже облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется. | 19 да будет она ему как одежда, в которую он облачается, и как пояс, которым всегда опоясывается. |
20 Сие дело оболгающих мя у Господа и глаголющих лукавая на душу мою. | 20 Это – участь клевещущих на меня от Господа и говорящих злое на душу мою. |
21 И ты, Господи, Господи, сотвори со мною имене ради Твоего, яко блага милость Твоя. | 21 И Ты, Господи, Господи, сотвори со мною ради имени Твоего, ибо благо – милость Твоя. |
22 Избави мя, яко нищ и убог есмь аз, и сердце мое смятеся внутрь мене. | 22 Избавь меня, ибо нищ и беден я, и сердце моё смущено во мне. |
23 Яко сень, внегда уклонитися ей, отъяхся, стрясохся яко прузи. | 23 Как тень, когда уклоняется она, я исчез, стряхнули меня, как саранчу; |
24 Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради. | 24 колени мои ослабели от поста, и плоть моя изменилась, ибо нет елея. |
25 И аз бых поношение им, видеша мя, покиваша главами своими. | 25 И я стал поношением для них: увидели меня, покачали головами своими. |
26 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей, | 26 Помоги мне, Господи, Боже мой, спаси меня по милости Твоей, |
27 и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. | 27 и да познают, что это – Твоя рука и Ты, Господи, соделал это. |
28 Прокленут тии, и Ты благословиши, востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. | 28 Проклянут они, а Ты благословишь; восстающие на меня да постыдятся, раб же Твой возвеселится. |
29 Да облекутся оболгающии мя в срамоту, и одеждутся, яко одеждею, студом своим. | 29 Пусть оденутся клевещущие на меня в стыд и да облекутся, как одеждой, позором своим. |
30 Исповемся Господеви зело усты моими, и посреде многих восхвалю Его, | 30 Я усердно прославлю Господа устами моими и посреди многих восхвалю Его, |
31 яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою. | 31 ибо предстал Он справа от бедного, чтобы спасти от гонителей душу мою. |
Толкование псалма Давида 108
Слова псалма 108 на русском языке содержат не только чувства читающего, но и проклятия в адрес его врага. Во многом эти ужасные проклятия сбылись для недругов Давида, поэтому его считают пророческим.
300 священников были жестоко казнены, реки крови текли в это время, как и описывал Давид. Такое же происходило и во времена гонения на последователей Иисуса Христа. Сиротство детей и вдовство жен, наказания и беды, которые посылает Давид в псалме 108 своим врагам, многие пытаются использовать в свою пользу. Но нельзя забывать о пророческой силе этих слов, обрекать людей на страдания зря.
Не все знают, как правильно читать псалом 108 «Отмщение врагам», зачастую обращают внимание лишь на его название