Анализ поэмы «реквием» (а.а. ахматова)

Критика

В родной стране «Реквием» не был принят властью с восхищением. Идеологическая критика Жданова рисовала глумливые образы Ахматовой как блудницы и монахини в одном лице, подчеркивала «гнилой дух безыдейности» в ее произведении. Доклад этого советского чиновника разошелся на цитаты и стал началом травли Ахматовой как поэтессы. С того дня ее стихи больше не печатались в советских СМИ, зато акулы пера с удовольствием рвали репутацию автора в клочья.

Однако пора социального реализма и советского идеологического диктата над искусством миновала, и все больше людей иначе отзывалось на поэму.

Знаменитый русский поэт Иосиф Бродский так писал о «Реквиеме»:

Писатель и критик Ю. Карякин писал:

Искусствовед В. Я. Виленкин также высоко оценил художественную и духовную значимость произведения Ахматовой:

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Проблемы

Многогранна и злободневна проблематика поэмы «Реквием», ведь и сейчас жертвами политических репрессий становятся невиновные люди, а их родственники не в силах ничего изменить.

  • Несправедливость. Сыновья, мужья и отцы стоявших в очередях женщин пострадали безвинно, их участь определяется малейшей принадлежностью к явлениям, чуждым новой власти. Например, сын Ахматовой, прототип героя «Реквиема», осужден за то, что носит фамилию своего отца, осужденного за контрреволюционную деятельность. Символом демонической силы диктатуры является кроваво-красная звезда, везде преследующая героиню. Это символ новой власти, который по своему значению в поэме дублируется со звездой смерти, атрибутом антихриста.
  • Проблема исторической памяти. Ахматова боится, что горе этих людей забудут новые поколения, ведь власть пролетариата безжалостно уничтожает любые ростки инакомыслия и переписывает историю под себя. Поэтесса блестяще предугадала то, что ее «измученный рот» заткнут на долгие годы, запретив издательствам печатать ее работы. Даже когда запрет сняли, ее безжалостно критиковали и затыкали на съездах партии. Широко известен доклад чиновника Жданова, который обвинил Анну в том, что она является представительницей «реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве». «До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной» — говорил Жданов. Этого она и боялась: под эгидой борьбы за интересы народа его безжалостно обокрали, лишив его огромного богатства отечественной литературы и истории.
  • Беспомощность и бесправие. Героиня при всей своей любви бессильна изменить положение сына, как и все ее подруги по несчастью. Они вольны лишь ждать вестей, но помощи ждать не от кого. Правосудия нет, как и гуманизма, сочувствия и жалости, все захвачены волной душного страха и говорят шёпотом, лишь бы не спугнуть собственную жизнь, которую могут отнять в любую минуту.

Главные герои и их характеристика

  • Лирическая героиня. Ее прототипом была сама Ахматова. Это женщина с достоинством и силой воли, которая, тем не менее, «кидалась в ноги палачу», ведь безумно любила своего ребенка. Она обескровлена горем, ведь уже потеряла мужа по вине все той же зверской государственной машины. Она эмоциональна и открыта перед читателем, не скрывает своего ужаса. Впрочем, все ее существо болит и страдает за сына. О себе она отстраненно говорит: «Эта женщина больна, эта женщина одна». Впечатление отстраненности усиливается, когда героиня говорит о том, что не могла бы так переживать, и за нее это делает кто-то другой. Раньше она была «насмешницей и любимицей всех друзей», а теперь само воплощение муки, призывающее смерть. На свидании с сыном безумие достигает своего апогея, и женщина сдается ему, но вскоре к ней возвращается самообладание, ведь сын ее все еще жив, а, значит, надежда есть, как стимул жить и бороться.
  • Сын. Его характер раскрыт менее полно, но о нем нам дает достаточное представление сравнение с Христом. Он также невиновен и свят в своей смиренной муке. Он изо всех сил пытается утешить мать на единственном свидании, хоть от нее и не укрывается его страшный взгляд. О его горькой участи сына она лаконично сообщает: «И когда, обезумев от муки, шли уже осужденных полки». То есть, молодой человек держится с завидным мужеством и достоинством даже в такой ситуации, раз пытается поддержать самообладание близких людей.
  • Женские образы в поэме «Реквием» наполнены силой, терпением, самоотверженностью, но в то же время невыразимой мукой и тревогой за судьбу близких. Эта тревога иссушает их лица, как осеннюю листву. Ожидание и неизвестность губят их жизненные силы. Но их изможденные горем лица полны решимости: они стоят и в холод, в зной, лишь бы добиться права увидеть и поддержать родных. Героиня нежно нарекает их подругами и пророчит им сибирские ссылки, ведь не сомневается, что все те, кто могут, последуют за своими близкими в ссылку. Их образы автор сравнивает с ликом богоматери, которая молча и кротко переживает мученическую смерть сына.

Реквиемы в хронологическом порядке

  • 05.05.2017
  • Валерий Лукьяненко

Андре Кампра (Andre Campra, 1660-1744)

Ян Жиль (Jean Gille, 1668–1705)

Ян Дисмас Зеленка (Jan Dismas Zelenka, 1679-1745)

Бенедетто Марчелло (Benedetto Marcello, 1686-1739)

Иоганн Адольф Хассе (Johann Adolph Hasse, 1699-1783)

https://youtube.com/watch?v=DXSQ0LwqQjE

Никколо Йоммелли (Niccolò Jommelli, 1714-1774)

Иоганн Кристоф Бах (Johann Christoph Friedrich Bach, 1732-1795)

Иоганн Гайдн (Johann Michael Haydn, 1737-1806)

Вольфганг Моцарт (W. A. Mozart, 1756-1791)

Антонио Розетти (Antonio Rosetti, 1750-1792)

Анто́нио Салье́ри (Salieri, 1750-1825)

Осип Антонович Козловский (Osip Kozlovsky, 1757-1831)

Луиджи Керубини (Luigi Cherubini, 1760-1842)

Вацлав Томашек (Václav Jan Tomášek, 1774-1850)

Гектор Берлиоз (Louis Hector Berlioz, 1803-1869)

Роберт Шуман (Robert Schumann, 1810—1856)

Ференц Лист (Franz Liszt, 1811-1886)

Джузеппе Верди (Giuseppe Verdi, 1813-1901)

Шарль Гуно (Charles Gounod, 1818-1893)

Антон Брукнер (Anton Bruckner, 1824-1896)

Иоган Брамс (Johannes Brahms, 1833-1897)

https://youtube.com/watch?v=08qM54vEvLw

Камиль Сен-Санс (Camille SAINT-SAËNS, 1835-1921)

Антонин Дворжак (Antonín Dvořák, 1841-1904)

Габриэль Форе (Gabriel Faure, 1845-1924)

Игорь Фёдорович Стравинский (Igor Stravinsky, 1882-1971)

https://youtube.com/watch?v=O01ExbFaHQ4

Морис Дюрюфле (Maurice Duruflé, 1902-1986)

Бенджамин Бриттен (Edward Benjamin Britten, 1913-1976)

Микис Теодоракис (Mikis Theodorakis, 1925)

https://youtube.com/watch?v=75hW0IYddlM

Кшиштоф Пендерецкий (Krzysztof Penderecki, 1933 — )Альфре́д Га́рриевич Шнитке (1934-1998)

Джон Руттер (John Rutter, 1945-)

Эндрю Ллойд Уэббер (Andrew Lloyd Webber, 1948-)

Георгий Лигети (György Ligeti, 1973 — )

Сергей Рахманинов (симфоническая поэма «Остров мёртвых»)

Короткая ссылка на этот пост: https://vectork.org/?p=8119

Реквием в современный период

В ХХ веке жанр реквиема не был забыт. Композиторы обращались к нему, когда надо было выразить чувство скорби по поводу трагических событий, в память о жертвах войны. Но в современной интерпретации заупокойной мессы чаще всего используются не канонические тексты. Порой латынь перемежается со стихами классических и современных поэтов, написанных на их родных языках. Порой латинский текст вообще отсутствует.

Современные рок-исполнители также используют реквием в своем творчестве, называя так свои альбомы и отдельные композиции. Хотя эти произведения весьма далеки от канонов заупокойной мессы, в них есть его отдельные элементы или намеки на них.

Основная часть

И после «Вступления» звучит главная тема «Реквиема» — плач матери за сыном. Ахматова придает прощальной сцене большое значение. В поэме появляется мелодия, на манер колыбельной. Мотив колыбельной подготавливает мотив бреда и безумия.

Ситуация с матерью и казнимым сыном, которая возникает в «Реквиеме», соотносится в Ахматовой с сюжетом Евангелии. Поэму можно считать философской. Каждая мать, которая потеряла сына, походит на Богоматерь. Поэт передает голос Иисуса, но не слышит голоса Матери. Ее состояние, чувство вины и бессилие не способны передать никакие слова. Образ Богоматери символизирует всех матерей мира, детей которых убили. К «Эпилогу» голос матери и поэта сливаются в один.

Центр сюжета поэмы – V и VI главы. Они посвящаются сыну и времени его заключения. Перед этими главами есть четыре коротких, в которых доносятся разные голоса. Русской женщины из истории, народной женщины из песни, и женщины из трагедии, сродни Шекспировской. Четвертый – голос, который обращается к Ахматовой 10-х годов, и к Ахматовой 30-х годов XX века.

В седьмой части произведения – «Приговор» – с двоякими чувствами описывается момент свершения суда. Здесь прослеживается мотив страдания, полнее раскрывается образ матери, которая, прежде всего, желает снова жить. У нее много душевных сил, она сама отдала своего сына на приговор. Ведь мать была готова к расставанию с сыном и справится с этим. Несмотря на все, героиня Ахматовой — живая, слабая в душе женщина, которая долго скорбит. Следующая глава поэмы «К смерти» доказывает этот факт. Обращаясь к смерти, героиня взывает к ней, что очень ждет конца

Ей уже неважно, какой будет эта смерть: от рук бандита или от болезни. Строки показывают состояние героини, которая уже обезумела

Ее состояние похоже на агонию, которая сопровождается бредом. Агония женщины в «Распятии» меняется на молчание матери, на которую никто не посмел взглянуть, когда умер ее сын. Земной образ переходит в божественный. Поэтесса очень ценила образ матери. Показать чувства апатии матерей хотела Анна Ахматова. «Реквием», краткое содержание ее поэмы, служит этому хорошим примером.

В поэме Ахматова описывает личную трагедию. Поэт переживает боль страны и не ограничивается лишь содержанием произведения, это всего лишь один пример народного страдания. Подобные слова есть в «Посвящении» и в «Эпилоге».

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Краткое содержание произведения раскрывает перед нами картину жизни отдельного периода жизни поэтессы, полного трагизма, отчаяния и мытарств.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

А это вы можете описать?

Поэт говорит:

Могу.

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Далее следует Вступление, в котором с большой поэтической силой изображается сердечная боль, осатанелые годы и город, как безучастный свидетель происходящего:

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Автор вглядывается в себя со стороны, вспоминая радости прошедшей жизни:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Свадьба Фигаро

Если в случае с «Обманутым женихом» Лоренцо да Понте лишь предположительно является автором либретто, то «Женитьба Фигаро» совершенно точно была написана им по мотивам публикации Пьера-Огюстена Бомарше.

Моцарт работал над этой оперой 5 месяцев, потратив много сил, но премьерная постановка 1 мая 1786 года в Вене успеха не имела.

Впрочем, композитор не сильно удивился: произведение высмеивало аристократию и затрагивало тему французской революции, а люди уже тогда не любили, когда им говорят правду о них самих.

В результате «Свадьбу» даже запретили в Вене, а вот в Праге она имела колоссальный успех (ее там сыграли в декабре того же года).

Когда, в каких случаях, и кем оно употребляется

В настоящее время помимо заупокойной католической мессы и музыкального произведения траурного характера реквиемом называются очень много произведений самых различных жанров: это художественные фильмы (советская психологическая драма о военной Эстонии, снятая на студии «Таллинфильм»; фильм немецкого режиссера Ханса-Кристиана Шмидта об изгнании дьявола), поэтические произведения Анны Ахматовой, Марины Цветаевой; роман Александры Марининой; религиозный Санкт-Петербургский журнал; картина-триптих Валерия Балабанова; альбомы различных музыкальных групп («Тhe Autumn Offering» (2009), «Bathory» (1994), «Killing Joke» (2009) и др.) и альбомы и песни певцов-исполнителей (Джона 5, Карла Дженкинса, Аллы Пугачевой и др.).

Этот перечень можно продолжать и продолжать. Пока есть сама жизнь, в ней присутствует трагедия одного человека или целого народа. Реквием – это язык скорби, траура и горя.

О чем поэма?

Произведение, как уже было сказано, автобиографичное. Оно повествует о том, как Анна Андреевна приходила с передачами к сыну, заключенному в тюремной крепости. Лев был арестован за то, что его отец был казнен из-за опаснейшего приговора – контрреволюционная деятельность. За такую статью уничтожали целые семьи. Так и Гумилев-младший пережил три ареста, один из которых, в 1938 году, закончился ссылкой в Сибирь, после чего, в 1944 году он воевал в штрафном батальоне, а после вновь арестован и посажен в тюрьму. Его, как и мать, которой запрещали печататься, реабилитировали лишь после смерти Сталина.

Сначала, в прологе, поэтесса находится в настоящем времени и сообщает о приговоре сыну – ссылке. Теперь она одна, ведь ей не дозволяется ехать за ним. С горечью от утраты она бредет по улицам в одиночестве и вспоминает, как два года ждала этого приговора в длинных очередях. Там же стояли сотни таких же женщин, которым она посвящает «Реквием». Во вступлении она погружается в это воспоминание. Далее она рассказывает, как произошел арест, как она свыклась с мыслью о нем, как жила в горьком и постылом одиночестве. Она боится и мучается от ожидания казни целых 17 месяцев. Потом она узнает, что ее ребенка осудили на тюремный срок в Сибири, поэтому день она называет «светлым», ведь боялась, что его расстреляют. Потом она говорит о состоявшемся свидании и о боли, что причиняет ей воспоминание о «страшных глазах» сына. В эпилоге она повествует о том, что эти очереди сделали с женщинами, которые увядали на глазах. Героиня также замечает, что если ей поставят памятник, то это необходимо сделать именно в том месте, где ее и сотни других матерей и жен держали годами в ощущении полной неизвестности. Пусть этот памятник будет суровым напоминанием о том, какая бесчеловечность царила в том месте в то время.

История создания

Изначально поэтесса планировала написать лирический цикл стихов, посвященный периоду реакции, который застиг разгорячённую революционную Россию врасплох. Как известно, после окончания гражданской войны и воцарения относительной стабильности новое правительство устроило показательные расправы над инакомыслящими и чуждыми пролетариату представителями общества, и закончилась эта травля настоящим геноцидом российского народа, когда людей сажали в тюрьмы и казнили, пытаясь угнаться за планом, данным «сверху». Одними из первых жертв кровавого режима стали ближайшие родственники Анны Ахматовой – Николай Гумилев, ее супруг, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа Анны расстреляли в 1921 году, как контрреволюционера. Сына арестовали лишь за то, что он носил фамилию отца. Можно сказать, что именно с этой трагедии (гибель супруга) началась история написания «Реквиема». Так, первые фрагменты были созданы еще в 1934 году, и их автор, поняв, что потерям русской земли не будет скорого конца, решил объединить цикл стихов в единое тело поэмы. В 1938-1940 годах она была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Именно в 1939 Льва Гумилева посадили за решетку.

В 1960-е годы, в период оттепели, Ахматова читала поэму преданным друзьям, но после чтения всегда сжигала рукопись. Однако ее копии просочились в самиздат (запрещенную литературу переписывали от руки и передавали из рук в руки). Затем они попали за границу, где и были опубликованы «без ведома и согласия автора» (эта фраза являлась хоть каким-то гарантом неприкосновенности поэтессы).

«Эпилог»

Анализ произведения Ахматовой «Реквием» завершает определение идейного содержания заключительной его части.

Автор поднимает в «Эпилоге» проблему человеческой памяти – только так можно избежать ошибок прошлого. А еще это обращение к богу, но просит героиня не за себя, а за всех, кто был с ней рядом у красной стены долгих 17 месяцев.

Вторая часть «Эпилога» перекликается с известным стихотворением А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Тема в русской поэзии не новая – это определение поэтом своего назначения на Земле и некое подведение творческих итогов. Желание Анны Андреевны – чтобы памятник, воздвигнутый в ее честь, стоял не на берегу моря, где она родилась, и не в саду Царского Села, а у стен Крестов. Именно здесь она провела самые страшные дни своей жизни. Так же, как тысячи других людей целого поколения.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Основные произведения Моцарта. Список сочинений

Опера — это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:

  • школьная опера: «Превращение Гиацинта», еще известна как «Аполлон и Гиацинт»;
  • оперы-сериа: «Идоменей» («Илия и Идамант»), «Милосердие Тита», «Митридат, царь Понтийский»;
  • оперы-буффа: «Мнимая садовница», «Обманутый жених», «Свадьба Фигаро», «Все они таковы», «Каирский гусь», «Дон Жуан», «Притворная простушка»;
  • зингшпили: «Бастьен и Бастьенна», «Заида», «Похищение из сераля»;
  • большая опера: «опера Волшебная флейта»;
  • балет-пантомима «Безделушки»;
  • мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
  • реквием (1791);
  • оратория «Освобожденная Ветулия»;
  • кантаты: «Кающийся Давид», «Радость каменщиков», «Тебе, душа вселенной», «Маленькая масонская кантата».

База-ответов

В базе 155188 ответов Ответы на вопросы различных тематик и направлений!Добавляйте свои ответы в помощь другим! С нами вам не страшна никакая викторина!

Главная Категории Поиск Поиск по маске Добавить вопрос Викторина Кроссворды войти # Вопрос Ответ

1091 Где зародился танец румба? Ответы для викторин: в Аргентине, в Испании, в Бразилии на Кубе
1092 На какое время можно наложить кровоостанавливающий жгут? Ответы для викторин: 3 — 4 часа, 5 часов, неограничено 1.5 часа
1093 Для чего музыканту используют сурдину? Ответы для викторин: для создания ритма, для настройки инструмента, для усиления звука для приглушения звука
1094 В какой из этих стран вы будете расплачиваться не фунтами? Ответы для викторин: Ливан, Египет, Сирия Мальта
1095 Какое число в Италии считается несчастливым? Ответы для викторин: 15, 23, 11 17
1096 Какое из этих государств имеет столицу, которая называется Бельмопан? Ответы для викторин: Барбадос, Гондурас, Антигуа и Барбуда Белиз
1097 Кто нанес поражение флорентийцам в битве при Монтаперти 4 сентября 1260 года? Ответы для викторин: Анцианы, Пополаны, Гвельфы Гибеллины
1098 Кто написал реквием, будучи аббатом? Ответы для викторин: В.А.Моцарт, С.Д.Верди, Г.Берлиоз Ф.Лист
1099 Какой элемент нагревают вместе с каучуком в процессе вулканизации? Ответы для викторин: Фосфор, Кислород, Кремний Сера
1100 Что обычно делают с помощью позумента? Ответы для викторин: смешивают краски, сверлят отверстия, ремонтируют часы украшают одежду

baza-otvetov.ru

Эпилог I

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.

II

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

Около 10 марта 1940, Фонтанный Дом
1935–1940

Интересные факты

  • Из семерых детей в семье Моцартов выжили только двое: Вольфганг и его сестра Мария Анна.
  • Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.
  • Моцарт присоединился к масонству в 1784 году, писал музыку для их ритуалов. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд.
  • По совету друга Моцарта, барона ван Свитена, композитору не устраивали дорогих похорон. Вольфганга Амадея Моцарта похоронили по третьему разряду, как бедняка: его гроб зарыли в общей могиле.
  • Моцарт создавал легкие, гармоничные и прекрасные произведения, которые стали классикой для детей и взрослых. Научно доказано, что его сонаты и концерты положительно влияют на умственную деятельность человека, помогают стать собранными и логично мыслить.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Моцарта

Легенда 12. Моцарт написал «Реквием» за ночь по заказу таинственного незнакомца, предчувствуя свою смерть

Вердикт: это полуправда.

Моцарт сочиняет «Реквием». Картина Уильяма Джеймса Гранта. До 1854 года

Заказ таинственного незнакомца на «Реквием» действительно существовал. Но имя заказчика впоследствии было раскрыто, и в его намерениях не оказа­лось никакой мистики. Это был композитор-любитель Франц фон Вальзегг цу Штуппах, который заказал «Реквием» своей умершей жене, чтобы выдать его за свое сочинение. Отсюда таинственность обстоятельств заказа — он не хотел раскрывать свое имя. 

Кроме того, «Реквием» не был написан за ночь (это удел увертюры к «Дон Жуану»), он вовсе не был закончен, невзирая на достаточный срок — заказчик не торопил композитора, а тот занимался другими неотложными делами. После смерти Моцарта это сочинение дописывал по его замечаниям ученик — Франц Ксавер Зюсмайер. Три завершающих части «Реквиема» Зюсмайер написал самостоятельно. А в знаменитой «Lacrimosa» самому Моцарту принадлежат только первые восемь тактов — это, быть может, самая известная сочиненная им музыкальная тема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector