«иисус христос
Содержание:
- Краткое содержание
- Содержание русской версии[ | ]
- Экранизации[править]
- Записи и радиопередачи
- 27 октября, полвека назад свет увидела пластинка с записью рок-оперы Jesus Christ Superstar.
- Ремейки и сопутствующие постановки
- Насколько опера изменила жизнь её создателей?
- Характеристика главных героев
- Вместо послесловия
- Рок — опера «Иисус Христос — суперзвезда»
- Основные роли
- Заговор и ликование народа
- Список песен[править]
- Тропы и штампы[править]
- Русская версия 1992 года[править]
- Анна и Каиафа
- Оперы. Все произведения
Краткое содержание
Сюжет произведения отражает события с приезда Иисуса в Иерусалим до гибели его на Голгофе. Тим Райс, следуя в либретто евангельскому тексту и описанию некоторых эпизодов из Библии, толкует их по-своему. Иуда, по его задумке, — чуть ли не на равных с Иисусом. По крайней мере, из них двоих именно ему принадлежит последнее слово и, действительно, вначале Иуда представляется всем рациональным и деловым человеком, а Иисус, напротив, излишне эмоционален и, как выясняется, не совсем верно понимает смысл собственной жертвы.
Искариот открыто высказывает недовольство его поведением:
- Обвиняет в том, что тот, идя на поводу у толпы, позволяет называть себя богом.
- Все это может привести к бунту против римлян, и поэтому идет на предательство, чтобы избежать кровопролития.
Иисус тогда говорит известную всем фразу: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Мария уходит, чтобы предотвратить назревающий скандал. Иуда не скрывает своих намерений, на это Христос ему отвечает: «Иди, что же ты медлишь!». В это же самое время в Иерусалиме собираются священнослужители и, обсудив деятельность Иисуса, приговаривают его к смерти.
Когда Христос вместе с двенадцатью апостолами приходит в Иерусалим, народ встречает его со всеми почестями. Во время трапезы в Гефсиманском саду Иисус, разделяя стол со своими помощниками, говорит, что кто-то из них его выдаст, а Пётр отречется. И во время вечерней молитвы Христа хватают и ведут к царю Иудеи Ироду, который просит его показать всему народу чудеса исцеления, если он на самом деле сын Бога. Взамен ему обещают свободу и жизнь, но Иисус отказывается.
Избитого, в кровавых ранах, его ведут на суд к Понтию. Иуду настолько поражает слабый вид осужденного на казнь, что он не выдерживает и накидывает себе петлю на шею, при этом обвиняя в этом Иисуса. Понтий Пилат, желая спасти Иисуса от распятия, призывает народ заменить казнь 39 ударами плетей. Но толпа неистовствует и хочет смерти.
Содержание русской версии[ | ]
Перевод В. Птицына.
На русском языке (перевод В. Поляка) рок-опера была впервые исполнена 24 декабря 1989 года коллективом Ярославского городского рок-клуба на сцене ДК «Авиатор» в городе Рыбинске Ярославской области.
Исполнители основных ролей на студийной записи 1992 года
- Иисус — Михаил Серышев
- Иуда Искариот — Сергей Минаев
- Мария Магдалина — Татьяна Анциферова (изначально эту партию должна была петь Алла Пугачёва, но организаторы не смогли её «заполучить»)
- Понтий Пилат — Вадим Буликов
- Каиафа — Николай Арутюнов
- Симон Зилот — Валерий Кипелов
- Ирод — Евгений Маргулис
- Анна (первосвященник) — Александр Галкин
- Священник — Сергей Беликов
- Апостол Петр — Валерий Панков
- Другие лица: священники, торговцы, горожане, римские солдаты, апостолы, — Игорь Левин, Валерий Панков, Евгений Андрианов, Александр Виноградов, Юрий Гавричкин, Лариса Панкова, Алла Левина, Елена Орлова
Экранизации[править]
Рок-опера была экранизирована дважды — в 1973 и в 2000 годах. Оба фильма имеют свои достоинства и недостатки. Но в обоих действие происходит в современном антураже.
1973править
https://youtube.com/watch?v=57ZvXhrqfTY%3F
()
Как это было…
В ролях: Тед Нили, Ивонн Эллиман, Барри Деннен, Боб Бингэм, Керт Ягджян, Джош Мостел, Лэрри Т. Маршалл, Филип Тобус. Иуду сыграл темнокожий Карл Андерсон. Режиссер — Норман Джуисон.
Версия 1973 года была снята почти сразу после выхода пластинки, так сказать, по горячим следам. Съемки велись в Израиле. Режиссер фильма старался по максимуму привлечь к фильму певцов с оригинальной записи, но удалось только с Ивонн Эллиман и Барри Денненом.
Фильм во многом о культуре хиппи. Иисус Христос и апостолы как бы представляют эту субкультуру, и им противопоставлен римский милитаризм. Несколько раз появляются анахронизмы, чёрным по белому подчёркивающие это: в начале хиппи приезжают в характерном фургоне, а в конце едут танки.
2000править
https://youtube.com/watch?v=7x530xSkAdk%3F
()
…И как это стало
Режиссёр — Гейл Эдвардс. В ролях: Гленн Картер, Жером Прадон, Рене Кастл, Фред Юхансон, Фредерик Б. Оуэнс, Майкл Шэффер, Рик Майалл, Тони Винсент, Кевин Корнуэлл.
В отличие от предыдущей экранизации, фильм 2000 года был полностью снят в павильоне. Еще одно весомое отличие — в процессе принимали участие сами авторы, а Веббер даже сделал симфоническую аранжировку. Вышло несколько темнее и острее, чем версия 1973 года. К примеру, если в старом фильме апостолы были похожи на хиппи, то здесь их образ скорее взят у более агрессивных субкультур — скинов и неонаци. А римляне ряжены под Рейх. Была полностью убрана китчевость и несерьезность старого фильма и сделан акцент на драматизм и актерскую игру. Вышло красиво и изящно, несмотря на странноватый кастинг Иисуса и Иуды.
- Шикарный кастинг! Роскошный, живой, яркий и очень человечный Иисус Гленна на голову перекрыл стерильного Нили. Прадон очень соответствовал.
- Нили — идеальный пример, как не надо. Поместить в палату мер и весов, хранить вечно. Но переигрывающего Картера это слабо оправдывает. Прадон же сыграл на отличненько, но его подвел собственный же голос. Бедняга — низкий тенор, а то и высокий баритон, и партия Иуды ему откровенно высоковата.
- Вполне оправдывает. Картер очень точно сыграл нервного, измученного всеобщим ожиданием и собственной «избранностью» человека. Да, на нервах, уставший, едущий крышечкой. И очень невинный, как ни странно.
- Мария Магдалина — дама в красном.
Записи и радиопередачи
Оригинальный 1970 концептуальный альбом был очень популярен; его выпуск 1971 года возглавил американский Billboard Pop Albums . В 1972 и 1992 австралийских записи актеры были также и весьма успешно.
В 1994 году была выпущена студийная запись под названием Jesus Christ Superstar: A Resurrection .
В радиопрограмме 1996 года для BBC Radio 2 в главных ролях участвовали Тони Хэдли в роли Иисуса, Роджер Долтри в роли Иуды, Фрэнсис Раффель в роли Марии Магдалины и Джулиан Клэри в роли царя Ирода; эта продукция была ретранслирована на BBC Radio 4 Extra 6 августа 2016 года.
В мае 2018 года Aztec Records выпустила концертную запись 1973 года австралийского производства; предыдущие записи этой постановки были выпущены как «контрафактные» копии.
27 октября, полвека назад свет увидела пластинка с записью рок-оперы Jesus Christ Superstar.
Написано об этом много, поэтому просто два любопытных факта.Первый.Изначально Тим Райс (автор текста)назвал оперу просто «Иисус Христос». Но чего-то не хватало..И вот как-то утром он прочел в газете заголовок статьи «Том Джонс — мировая суперзвезда». И тут Тима осенило — вот какого слова не хватает в названии. Так и возникло — Superstar…И при чем тут Том Джонс…и знает ли он вообще об этом?..И второй факт.Стукнуло этим двум молодцам (Вебберу и Райсу) в голову позвать на главную роль Джона Леннона
И они как-то неосторожно обмолвились об этом в прессе…Идею подхватили менеджеры Джона, а потом и он сам — снизошел, что называется….И…согласился!! Но — с одним условием. Партию Марии Магдалены должна петь …Йоко Оно.Как услышали об этом авторы — сразу у них все желание пропало
Во-первых, потому, что у Йоко голоса никогда не было, а во-вторых — потому что эти две непростые, скажем так, личности в одном флаконе представляли собой вполне даже взрывоопасную смесь..Веббер так прямо и сказал:»На это я пойтить не могу!»Так и появился Гиллан. И слава богу!
А в итоге мы все получили шедевр — настоящую энциклопедию рок-музыки. Такой больше не будет ни-ко-гда.Вот уж в этом я уверен на все 100 %.
Ремейки и сопутствующие постановки
Версия 2000
Другая версия фильма была снята для видео в 2000 году режиссерами Гейлом Эдвардсом и Ником Моррисом как часть давно существующей антологии « Великие выступления ». Он был полностью снят в помещении, включая граффити на стене. Композитор Уэббер заявил во время создания документального фильма, что это была версия, наиболее близкая к тому, что он изначально предполагал для проекта. Он выбрал Гейл Эдвардс режиссером после того, как увидел ее интерпретацию мюзикла в Дублине, в которой был более модернистский и зловещий подход, чем в оригинальных постановках.
В главных ролях он играл Гленна Картера в роли Иисуса, Жерома Прадона в роли Иуды и Рене Касл в роли Марии Магдалины. Другие актеры: Фред Йохансон в роли Понтия Пилата, Майкл Шеффер в роли Анны, Фредерик Б. Оуэнс в роли Каиафы, Рик Мэйол в роли Ирода, Тони Винсент и Саймон Зилотес, Кэвин Корнуолл в роли Питера; Пит Галлахер, Майкл Маккарти и Филип Кокс в качестве первого, второго и третьего священников соответственно и различные другие в составе ансамбля.
Другие версии
В интервью журналу Variety в 2008 году кинопродюсер Марк Платт заявил, что он обсуждал с несколькими режиссерами ремейк фильма « Иисус Христос — суперзвезда» .
В 2013 году был выпущен Blu-ray «40-летний юбилей» фильма с комментариями режиссера и Теда Нили, интервью с Тимом Райсом, фотогалереей и отрывком из оригинального трейлера.
В 2015 году Нили объявил о предстоящем выпуске документального фильма под названием « Суперзвезды: создание и воссоединение» фильма «Иисус Христос — суперзвезда» о создании фильма.
Насколько опера изменила жизнь её создателей?
Биография великого создателя этой рок-оперы, Эндрю Ллойд Уэббера, подробно освещена и доступна. Кроме того, она пространна. Он – один из самых успешных деятелей искусства современности. Его другие большие музыкальные формы – «Кошки», «Эвита», «Фантом оперы» – хорошо известны слушателям во всём мире. Композитор удачлив в бизнесе. Одна деталь: в 1992 году Эндрю был посвящён в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться сэром Ллойд Уэббером, а в 1997 году получил лордство и дефис в фамилию (теперь именуется лордом Ллойд-Уэббером, бароном Сидмонтонским).Эндрю Ллойд Уэббер
В 1998 году Ллойд Уэббер вновь возвращается к року и к теме Иисуса Христа – человек, которого принимают за Спасителя, становится главным героем его рок-мюзикла «Свистни по ветру» (Whistle Down The Wind), созданного вместе с Джимом Стейнманом, знаменитым автором песен Мит Лоуфа и Бонни Тайлер.Можно сказать, что везунчиком оказался и исполнитель партии Христа Ян Гиллан. Это самый легендарный голос группы «Дип Пёрпл», и она побила все рекорды живучести, являясь одной из самых старых в мире действующих рок-команд. Большим поклонником Deep Purple является экс-президент, а сегодня премьер министр России Дмитрий Медведев, и коллектив часто выступает у нас в стране.Мюррей Хэд тогда…
Очень странная судьба выпала темпераментному солисту Мюррею Хэду, исполнившему партию Иуды. Кстати, традицией сценической постановки «Иисуса-суперзвезды» стало то, что на роли Иуды Искариота по возможности приглашался темнокожий исполнитель. Однако несравненный Мюррей Хэд был и остаётся белее белого.
Хэда не пригласили в одноимённый кинофильм, снятый в 1973 году режиссёром Норманном Джуисоном, хотя певец все семидесятые достаточно успешно снимался в кино. Только в 1984 году Хэд вновь оказался в центре всеобщего внимания – после выхода рок-оперы (!) «Шахматы» на тот момент уже бывших музыкантов группы «АББА» Бенни Андерсона и Бьёрна Ульвеуса. Композиция One Night in Bangkok («Одна ночь в Бангкоке») в его исполнении стал международным хитом. Позже Хэд выпустил несколько пластинок на французском языке и стал (в частности, с песней из знаменитого фильма «Мужчина и женщина») популярным во Франции и Канаде, однако после вселенской славы «Иисуса» это – пыль. Кстати, в 1970 году относился к своей работе с Уэббером не очень серьёзно, чего не скажешь по могучей энергетике записи.…и сейчас
Про Барри Деннена, исполнившего роль Понтия Пилата, говорят, что он в своё время способствовал творческому становлению Барбары Стрейзанд. Впрочем, это было задолго до «Христа». В автобиографии My Life With Barbra: A Love Story (1997), получившей восторженные оценки критиков, Барри подробно рассказал о своих взаимоотношениях со Стрейзанд, а также и о том, как в течение многих лет шёл к осознанию того, что является гомосексуалистом. Говорят, именно он выступил застрельщиком создания кинофильма, предложив его снять режиссёру Джуисону. Неудивительно, что тот пригласил его на роль Пилата. В 2003-2004 годах с Карлом Андерсоном (темнокожим, игравшим Иуду в этом фильме) Деннен провёл успешные гастроли по США в составе с Jesus Christ Superstar Show.Барри Деннен в роли Понтия Пилата, 1973
Кстати, дурной сон, воспетый в опере, согласно Библии, увидела жена Понтия, но Барри Деннен был настолько хорош, что арию «Бедный Иерусалим» (Poor Jerusalem) предоставили ему. И ведь как поёт!..Ивонн Эллиман
Прекрасно поёт и Ивонн Эллиман, исполнившая партию Марии Магдалины. Получила широкое хождение красивая история о том, как Эндрю Ллойд Уэббер обнаружил будущую звезду в одном из баров, где эта никому не известная девушка пела под гитару гавайские песни. Ивонн пригласили на ту же роль и в фильм. Следующим её достижением стала песня If I Can’t Have You, написанная «Би Джиз» для знаменитого фильма «Лихорадка в субботу вечером» с Джоном Траволтой.Гари Глиттер
Пол Рэйвен, исполнивший партию священника, в дальнейшем прославился под именем Гари Глиттер, а вот Майк д’Або (Ирод), весьма известный солист к 1970 году – наоборот, в дальнейшем впал в безвестность…—————————————————————————————————-
Характеристика главных героев
Уэббер и Райс в одном интервью говорили, что хотели показать на сцене не Бога, а человека, а это музыкальное произведение не имеет особого отношения к религии. Актеры, наряженные под апостолов, скорее походили на хиппи, актуальную молодежную субкультуру 70-х. По словам авторов, они намеренно сняли с Христа ореол божественности. Здесь 2 главных героя противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, в которых правы и неправы оба.
Описание Христа
Нельзя считать одного из героев положительным, а другого — отрицательным. Иисус в опере далеко не похож на героя из Библии, и конфликт не в том, что один добрый, а другой злой. Иисус в опере больше похож на лидера хиппи. Цель его жизни — избавить людей от всякого зла и бороться за справедливость. Тем не менее он весь в сомнениях и предчувствиях чего-то катастрофического и не может понять, зачем нужно жертвовать жизнью.
Он верит в предписания судьбы, считает, что в жизни каждого человека все заранее предопределено. Кульминационной является сцена суда. Иисус с достоинством принимает обвинение и согласен на казнь. Он отказывается от помощи Понтия Пилата, и все завершается смертью. В последнюю минуту Христос просит простить его убийц. Отношения с толпой у Иисуса тоже не из простых:
- Для нее он является богом и суперзвездой, народ преклоняется перед ним: «Иисус Христос, коснись нас, целуй нас… Мы любим тебя».
- Но человеческие страдания толпу не интересуют. Когда миф о боге развеивается, люди отрекаются от него и требуют расправы.
Только Мария-Магдалина по-настоящему любит Иисуса, любит не суперзвезду, а обыкновенного земного человека, сомневающегося, одинокого и страдающего. Эта высокая и светлая любовь противостоит всем драматическим событиям рок-оперы и представляет большую ценность для зрителя.
Характер Иуды
Иуда достаточно умен и знает, что Иисус — Божий сын и имеет дар предвидеть события, поэтому прекрасно представляет, что роль доносчика уготована ему заранее. По его мнению, Иисус все дальше уходит от целей своего учения, и скоро наступит тупик. И желая найти выход из этого тупика, Иуда доносит римским властям о месте нахождения сына бога.
Сегодня, спустя три десятка лет, значение этого музыкального произведения не утратило своей актуальности, и на спектаклях сплошные аншлаги. Это одно из самых значимых явлений в развитии современного музыкального театра, стимул к становлению жанра рок-оперы в России.
Вместо послесловия
По оценкам некоторых экспертов, запись рок-оперы «Иисус Христос – суперстар» – самая популярная в истории человечества. Количество легальных копий давным-давно перевалило за 100 миллионов и не поддаётся никакому учёту, поскольку, предположим, в одной только России все они – контрафактные (ну, или почти все). Кроме того, музыканты всего мира по-прежнему продолжают удивлять публику всё новыми версиями гениальной оперы.
Постановки оперы на советской и российской сцене, с попытками петь про Христа по-русски, оказались несостоятельны в принципе: сценическая возня убивала сам дух легенды, её воздух и сумрак. Театральные коллективы поспешили погреть руки на рекордно модной (по продолжительности) теме. Впрочем, оценки – это дело вкуса
Важно то, что опера каким-то образом живёт. В Интернете можно найти перевод либретто, выполненный Андреем Воскресенским
Этот текст может помочь сориентироваться в опере меломану, не очень хорошо знающему английский.———————-
Пусть нас простит либреттист Тим Райс, но, на взгляд из России, ничего, подобного «Христу», он больше не сделал.
Рок — опера «Иисус Христос — суперзвезда»
Произведением, которое своим появлением обозначило рождение нового жанра, стала рок-опера композитора Ллойда Веббера и либреттиста Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда».
Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона
В опере отражены ключевые события Страстной недели:
Вход Господень в Иерусалим
- Совещание первосвященников, на котором решено уничтожить Иисуса «во благо нации».
- Предательство Иуды.
- Последняя Вечеря.
- Молитва в Гефсиманском саду и арест Христа.
- Христос у царя Ирода и римского наместника Понтия Пилата.
Бичевание и Распятие Христа.
Словарь терминов
Па́льмовое воскресе́нье, Ве́рбное воскресе́нье . Вход Госпо́день в Иерусали́м, — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), то есть шестую Неделю Великого Поста.
Месси́я (Христо́с) — букв. «пома́занник».Христианская религиозная традиция считает Мессией Иисуса из Назарета.
Ева́нгелие («весть, известие») — жизнеописание Иисуса Христа.
Назаре́т — город в Галилее, на севере Израиля. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа
Оса́нна — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом. Моление о помощи; уверенность в помощи; междометие, выражающее радость о спасении .
Ми́ро («ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека.
Голгофа
(«череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.
Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад в Гефсимании; Традиционно почитается, как место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место — что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь.
В 1973 году режиссёр Норман Джуисон осуществил экранизацию мюзикла. Фильм, снятый в Израиле, в тех местах, где происходили исторические события на заре Христианской Эры.
Основой для сюжета рок-оперы стали евангельские повествования, события, произошедшие на заре Христианской Эры. Сюжетная линия охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до момента смерти на Голгофе, последние семь дней жизни Иисуса из Назарета, с момента появления его на Пальмовое воскресенье и до его казни по приказу Понтия Пилата.
Каиафа
— прозвище иудейского первосвященника.
Своим положением обязанный римской власти и выше всего ценивший свои личные интересы; поэтому он выступил ярым врагом Христа, в котором видел опасного возмутителя. Он первый подал совет пожертвовать этим Галилейским Учителем, чтобы «не погиб весь народ».
Мари́я Магдали́на
— преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.
Мария-Магдалина преданно и бескорыстно любит Иисуса, любит в нем не вождя, не пророка, не суперзвезду, а простого человека, страдающего, усталого и одинокого. Эта светлая, лирическая любовь двух героев.
Иисус в Иерусалиме
Тайная Вечеря
Тáйная Вéчеря— событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, о котором повествует Евангелие. последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими учениками.
Иу́да Искарио́т — один из апостолов Иисуса Христа, предавший его.
Иуда в опере является воплощением человека, отягощённого земными страданиями. Он понимает, что Иисус Христос знает о его предательстве, но не меняет своего отношения к нему и даже не пытается ничего изменить, хотя может творить чудеса.
Ирод
—
Царь галилейский
Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему.
Тогда Ирод, вместе со своими воинами, надругавшись и насмеявшись над Ним, одел Спасителя в светлую одежду, в знак Его невиновности, и отослал обратно к Пилату.
Понтий Пилат
Римский прокуратор Иудеи, при котором был казнен Иисус Христос.
Прокура́тор— название управителя вообще, заведующий той или иной частью императорского имущества и управляющий провинциями. В евангельском рассказе о суде над Христом говорится, что Понтий Пилат утвердив смертный приговор Христу, «взял воды и умыл руки перед народом», использовав старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда происходит выражение: «умыть руки»).
Основные роли
Характер | Тип голоса | Описание |
---|---|---|
Иисус Христос | тенор ( A2 –G5) | Титульную роль, лидера двенадцати учеников , называют «Сыном Божьим» и «Царем евреев». |
Иуда Искариот | тенор (D3 – D5) | Один из двенадцати апостолов Иисуса; обеспокоен бедными и последствиями славы Иисуса. |
Мария Магдалина | меццо-сопрано (F3 – E ♭ 5) | Последовательница Иисуса, которая влюбляется в него. |
Понтий Пилат | баритон / тенор (A2 – B ♭ 4) | Губернатор Иудеи, который во сне предвидит события распятия Иисуса с начала и до конца и оказывается в той самой ситуации. |
Каиафа | бас (C ♯ 2 – F4) | Первосвященник, который видит в Иисусе угрозу для народа. |
Анна | контртенор (G2 – D5) | Друг-священник рядом с Каиафой, которого Каиафа убеждает видеть в Иисусе угрозу. |
Питер | баритон (A2 – G4) | Один из двенадцати апостолов Иисуса; трижды отрицает Иисуса в ночь ареста Иисуса, чтобы спастись. |
Симон Зелотс | тенор (G3 – B4) | Один из двенадцати апостолов Иисуса; призывает Иисуса вести своих последователей в битву против римлян. |
Царь ирод | баритон (C ♯ 3 – G4) | Царь Галилеи; Иисус приведен к нему на суд после того, как впервые был приведен к Пилату. |
Заговор и ликование народа
Иисус входит в Иерусалим и его приветствуют толпы, выкрикивающие: “Осанна! Осанна!” Народное ликование ввергает в ужас священников, которые решают любым способом избавиться от Христа. Они говорят о нем, используя лексику, которая применяется при описании жизни и карьеры звезд шоу-бизнеса.
Далее на сцену вступает Симон Зелот, по прозвищу Петр, который призывает Спасителя выступить против Рима. В ответ Иисус говорит о том, что смерть можно попрать только смертью, и что Иерусалим никогда не сможет понять смысла этой фразы. С его арией перекликается певческий монолог Пилата, в котором он рассказывает о приснившемся ему печальном иудее, на которого толпа сначала излила свой гнев, а затем вознесла, обвинив в его гибели римского прокуратора.
Список песен[править]
https://youtube.com/watch?v=_QozXX7Ndrk%3F
()
Образцово-показательная Gethsemane от Стива Бальзамо
- Overture. Содержит в себе все лейтмотивы всего произведения, что удобно. Не понравилась увертюра — дальше смысла слушать нет.
- Heaven on Their Minds. Вступительная ария Иуды, в которой он пытается объяснить Иисусу, что же идет не так.
- What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying. Бодрая песня апостолов, плавно переходящая в наезды Иуды на Марию.
- Then we are decided. Песня отсутствует в первой версии мюзикла и некоторых других, но есть в фильме 1973 года. В ней Каифа и Анна обсуждают, что делать с Иисусом и его растущей популярностью.
- Everything’s Alright. Мария успокаивает Иисуса, Иуда продолжает козлить.
- This Jesus Must Die. Злодейская песня священников.
- Hosanna. Толпа чествует наших героев.
- Simon Zealotes/Poor Jerusalem. Апостол Симон подбивает остальных на бунт против Рима, но его останавливает Иисус.
- Pilate’s Dream. Вещий сон Пилата. Вообще-то, по Евангелию, сон приснился его жене, но авторы дали Деннену возможность спеть полноценную арию, и жена осталась маячить на втором плане, без слов.
- The Temple. Наглядное пособие по изгнанию торгашей из храмов.
- The Lepers. Прокажённые со всех сторон наседают на Христа, требуя их исцелить.
- Everything’s Alright (reprise). Мария призывает Иисуса отложить все дела и заботы и поспать.
- I Don’t Know How to Love Him. Мария признается в любви к Иисусу и пытается разобраться в себе.
- Damned for All Time/Blood Money. Предательство Иуды.
- The Last Supper. Тайная Вечеря. Последний лучик света — дальше все будет только хуже.
- Gethsemane (I Only Want to Say). Молитва Иисуса. Наверно, самая известная песня рок-оперы, чаще всего исполняется отдельно.
- The Arrest. Темная реприза What’s the Buzz. Иисуса уводят.
- Peter’s Denial. Отречение Петра.
- Pilate and Christ. Пилат пытается свалить неприятную работенку на коллегу. .
- Herod’s Song. Изначально Веббер с Райсом писали ее для другого мюзикла, но в итоге вставили сюда. Получилось очаровательно не в тему, но очень мило. Вы только послушайте ее в исполнении Элиса Купера!
- Could we Start Again, Please? Опциональный дуэт Марии и Петра. Впервые появился в фильме 1973 года.
- Judas’ Death. Эталонная песня про ГЭС Иуды. Иуда умирает. Часто содержит репризу I Don’t Know How to Love Him.
- Trial Before Pilate. Долгая и трагичная песня про смысл жизни, правду и ложь и прочие философские субстанции.
- Superstar. Иуда возвращается (не то призрак, не то глюк воспаленного сознания) и задалбывает Иисуса вопросом «Кто ты?». Ответ? Какой ответ? Соперничает с Gethsemane за звание главного хита.
- The Crucifixion. Психованные струны и нервная гитара.
- John Nineteen:Forty-One. Концовка рок-оперы — инструментальная реприза Gethsemane.
Тропы и штампы[править]
- Белая рубашка смерти — практически во всех постановках Иисус одет в белую длинную рубашку.
- Герой в распятой позе — ну как же без этого.
- Заимствование:
- Одну из арий использовали в мультфильме «По следам бременских музыкантов» для лжезарубежной рок-группы.
- И четвертая часть «Пиф-паф, ой-ой-ой» оттуда же. Последние аккорды прямо скопированы.
- В обоих случаях не использование, а просто стилизация, создано похожее произведение без нарушения авторских прав.
- «Летучий корабль» — Песня Ивана написана на мотив арии Иуды.
- Был еще какой-то советский киноспектакль. «Эй домочадцы, что меня ищете, стало быть я вам нужна иногда? — Думали, ты нам подаришь полтыщщи — Вот ещё, я вам не суперзвезда!»
- Музыкальный символ
Да и не только. Веббер вообще довольно активно пользуется лейтмотивами.
— тема «Superstar», которая появляется по ходу рок-оперы несколько раз (в увертюре, в сцене совета Синедриона, в одноимённой финальной арии Иуды).
- Не читал, но осуждаю — ярые христиане требовали запрета оперы. Из-за названия им показалось, что рок-опера высмеивает Христа или что-то наподобие.
- Вообще-то для религиозных людей хватает одного из основных посылов — взгляда на Иисуса как на простого человека, а не на Бога, а тут ещё и описание женской любви к нему Марии Магдалины. Плюс оправдание Иуды.
- Особая пикантность в том, что в СССР упёртые же фанатики атеизма ополчились из-за прямо противоположного: мнимой религиозности (притом, что ее-то там и нет как раз).
- Неожиданный финт ушами совершил переводчик, написавший версию текста для петербургского театра «Рок-Опера» (постановка Владимира Подгородинского). Имена всех персонажей оставлены так, как в английской версии. Питер, Джон, Джейкоб, Кайафа… Джизус! Разумеется, это никак не отменяет сюжета, но, по крайней мере, святые имена не звучат со сцены.
- На тебе!: ария Ирода — жирная натебейка всем продюсерам шоу-бизнеса. А появившееся в русской версии короткая ария Синедриона «Ради спокойствия нашей системы» настолько перекликается с актуальными политическими мотивами, что удивительно, как ее еще не запретили.
- Песня против героя — ряд злодейских песен про Христа. Тут и издёвки разочарованной толпы, и арии Иуды и Ирода.
- Сменить расу в адаптации — Иуда Искариот в постановке неожиданно оказался
негромафро-израильтянином. - Хороший плохой конец — в зависимости от того, включена ли в постановку сцена Магдалины и Петра «Could we start again please?» Если не включена, конец безусловно плохой.
- Что за фигня, бог? — ария «Gethsemane».
- Чудо одной сцены — царь Ирод, особенно в исполнении Элиса Купера. Да и наш Маргулис жжёт напалмом.
- Я побит, начну сначала — «(Займитесь лучше рыбалкой)».
Русская версия 1992 года[править]
Единственная версия JCS на русском языке, записанная в студии (варианты театра Моссовета и Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» — «концертные альбомы» с постановок). Увидела свет стараниями Вячеслава Птицына, переводчика либретто. Иисус — Михаил Серышев («Мастер»), Иуда — Сергей Минаев, Мария Магдалена — Татьяна Анциферова, также среди исполнителей отметились Валерий Кипелов (Симон Зелот) и Евгений Маргулис (царь Ирод). Вышло весьма достойно, несмотря на запись в спешке и за смешные деньги. Из огрехов: в погоне за эквиритмичностью перевод местами получился несколько громоздким, некоторые фразы непонятны без прочтения либретто; аранжировки откровенно бедноваты (ну не могла выдать ллойд-уэбберовские оркестровки команда из пяти человек, «вооружённая» лишь гитарами, ударными, роялем и синтезатором, и играющая по партитуре, снятой «на слух»); Анциферовой очень не хватает мягкости вокала Ивонн Эллиман (изначально партия предназначалась Пугачёвой, но увы и ах, договориться не смогли). Неофитам рекомендуется прослушать сперва классический альбом 1970 года, а затем познакомиться с русскоязычным вариантом.
Анна и Каиафа
Антагонистами Христа, как и в Библии, в рок-опере Уэббера и Райса являются первосвященник Иудеи и его зять. Они готовят заговор против Спасителя, так как усматривают в нем угрозу своей власти. В конце дуэта Анна и Каиафа решают доложить синедриону, который был уполномочен вершить суд, об опасном мятежнике, способном расшатать устои государства.
В следующей сцене “Jesus Christ — superstar” (содержание рок-оперы подробно раскрывает эта статья) Мария совершает омовение ног Христа. После этого Иуда упрекает ее в том, что она зря использовала драгоценную мирру, вместо того чтобы помочь нищим. Иисус стыдит Иуду и говорит, что он скоро покинет этот мир, а беднякам можно будет помогать всегда.
Оперы. Все произведения
- Балет Ромео и Джульетта
- Беллини — Норма
- Бородин — Князь Игорь
- Вагнер — Валькирия
- Вагнер — Гибель богов
- Вагнер — Золото Рейна
- Вагнер — Летучий голландец
- Вагнер — Лоэнгрин
- Вагнер — Тангейзер
- Вебер — Вольный стрелок
- Верди — Аида
- Верди — Бал-маскарад
- Верди — Дон Карлос
- Верди — Зигфрид
- Верди — Луиза Миллер
- Верди — Макбет
- Верди — Набукко
- Верди — Риголетто
- Верди — Травиата
- Верди — Трубадур
- Верди — Фальстаф
- Гендель — Оттон
- Гершвин — Порги и бесс
- Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
- Глинка — Руслан и Людмила
- Глюк — Орфей и Эвридика
- Гуно — Фауст
- Даргомыжский — Русалка
- Доницетти — Дон Паскуале
- Доницетти — Любовный напиток
- Доницетти — Лючия ди Ламмермур
- Жизель
- Жорж Бизе — Кармен
- Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
- Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
- Корсар
- Лебединое озеро
- Леонкавалло — Паяцы
- Масканьи — Сельская честь
- Моцарт — Волшебная флейта
- Моцарт — Дон Жуан
- Моцарт — Похищение из сераля
- Моцарт — Свадьба Фигаро
- Мусоргский — Борис Годунов
- Мусоргский — Хованщина
- Мюзикл Кошки
- Пуччини — Богема
- Пуччини — Джанни Скикки
- Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
- Пуччини — Манон Леско
- Пуччини — Принцесса Турандот
- Пуччини — Тоска
- Рахманинов — Алеко
- Римский-Корсаков — Золотой петушок
- Римский-Корсаков — Псковитянка
- Римский-Корсаков — Садко
- Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
- Римский-Корсаков — Снегурочка
- Римский-Корсаков — Царская невеста
- Россини — Севильский цирюльник
- Рубинштейн — Демон
- Рыбников — Юнона и Авось
- Спящая красавица
- Тристан и Изольда
- Чайковский — Евгений Онегин
- Чайковский — Иоланта
- Чайковский — Пиковая дама
- Чайковский — Чародейка
- Чайковский — Щелкунчик