Борис пастернак ~ нобелевская премия (+ анализ)

Александр Солженицын

В 1970 году комитет принял решение наградить Александра Солженицына. Его произведения обрели популярность, когда Хрущёв активно занимался развенчанием культа личности Сталина. Но затем к власти пришёл Брежнев, и рассказы снова не разрешалось публиковать. Без согласия автора произведения публиковались нелегально и активно распространялись в западных странах.

После информации о том, что Солженицын стал лауреатом, его окрестили антисоветчиком, а решение комитета признали дискредитацией правительства. Развернулась травля, власти вынуждали его покинуть страну, но он отказался. При этом на вручение награды из СССР тоже не выпустили.

Позже в беседе с корреспондентами The New York Times и Washington Post писатель сказал, что он предлагал «Август Четырнадцатого» сначала семи советским издателям и только потом разрешил опубликовать его за пределами Советского Союза. Во время этого разговора он подробно рассказал о ситуации, сложившейся вокруг него и его семьи из-за того, что он продолжил писать.

Беседу опубликовали 3 апреля. На следующий день оказалось, что секретарю академии, доктору Герову, отказано в визе для поездки в Москву — комитет хотел вручить награду на специальной церемонии вручения Нобелевской медали и диплома в частной квартире. После этого текст лекции появился в ежегоднике «Нобелевская премия 1971 года». Секретарь подтвердил, что он идентичен тексту обращения, которое писатель должен был произнести в Москве.

Передали премию Солженицыну лишь спустя четыре года, когда его лишили гражданства и всё-таки выслали из Союза. Денежную премию перевели на счёт в швейцарском банке на имя Солженицына.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

Жан-Поль Сартр

Когда в октябре 1964 года пошли слухи о номинациях, Жан-Поль Сартр обнаружил, что входит в число писателей, рассматриваемых в качестве лауреата. Он немедленно написал в Шведскую академию и сообщил им, что хочет, чтобы его сняли с рассмотрения. Однако его всё равно объявили лауреатом Нобелевской премии 1964 года по литературе.

Все почести Сартр считал давлением на читателя, но ещё его смущало, что комитет, придерживающийся «буржуазных» и антисоветских взглядов, решил дать ему награду как раз тогда, когда он открыто критиковал СССР. Тогда же философ отрёкся от литературной деятельности — «суррогата действенного преобразования мира».

В документальном фильме BBC «Human, All Too Human» (1999) был использован отрывок, где Сартр высказался так:

Проигнорировали вручение

В 2004 году лауреаткой стала писательница и феминистка Эльфрида Елинек, создательница произведений «Любовницы» и «Пианистка». На вручении премии она не появилась, объяснив на шведском телевидении, что страдает от социофобии и просто не может находиться среди толпы людей.

В 2017 году на вручение не явился и Боб Дилан, награждение которого и так вызвало яростные споры в сообществе литературоведов. Но позднее, после своего концерта в Стокгольме, певец и автор песен всё же принял награду в камерной и секретной обстановке. Он не читал лекцию, хотя это обязательное условие для получения денежного приза. Для него сделали исключение и приняли видео-обращение.

Пастернаковское Переделкино

Пастернак жил в Переделкине как обычный дачник — копал огород, работал в теплице, следил за яблонями. У него в поселке было два адреса: первый дом семье не понравился, и они сумели переехать; «домом Пастернака» обычно называется второй — деревянный, двухэтажный, с полукруглой террасой, светлый. На входе всегда стояли резиновые сапоги — Пастернак много гулял. Большой рабочий стол, кровать, на первом этаже в гостиной был даже телевизор.

Сейчас в Переделкино проще всего добраться от станции метро «Новопеределкино», но во времена Пастернака жители чаще всего вызывали автомобили. Только не Борис Леонидович. Между поселком и Москвой он перемещался на поезде, останавливавшемся на полустанке. Выходил ранним утром («Я выходил в такое время, когда на улице ни зги»), возвращался поздно вечером («Поезд ушел. Насыпь черна. Где я дорогу впотьмах раздобуду?»). Пастернак написал о Переделкине так много стихов, что они складываются в особый цикл — простой, усталый, шумный, как гул поездов, благостный.

В течение десяти лет, с 1945 по 1955 гг., Пастернак работал в Переделкине над «Доктором Живаго». Когда роман был закончен, он предлагал его в советские издания — альманаху «Литературная Москва» и журналу «Новый мир». В публикации отказали. В редколлегии «Нового мира», отправившей письмо с отказом, были и Константин Симонов, и Константин Федин. Оба под строчками: «Вы построили его как произведение, вполне откровенно и целиком поставленное на службу определенным политическим целям. <…> Как люди, стоящие на позиции, прямо противоположной Вашей, мы, естественно, считаем, что о публикации Вашего романа на страницах журнала „Новый мир“ не может быть и речи».

Анализ стихотворения «Нобелевская премия» Пастернака

Судьба одного из выдающихся поэтов Советского союза Б. Пастернака сложилась крайне трагически. Он долгое время пользовался заслуженной славой и популярностью, имел большое количество друзей в литературном мире. Склонность поэта к символизму не подвергалась осуждению и воспринималась со снисхождением. Только к концу Великой Отечественной войны растущая популярность Пастернака на Западе стала причиной для некоторых подозрений. В это же время поэт начинает серьезную работу над главным делом своей жизни – романом «Доктор Живаго». Она продолжалась около десяти лет. Пастернак был доволен результатом и отправил рукопись сразу двум советским издательствам. Одновременно он передает текст итальянскому корреспонденту. Складывалась очень щекотливая ситуация. В СССР решение о публикации принималось крайне медленно, а на Западе уже начали появляться некоторые фрагменты романа. Это вызвало крупный скандал, который усилился выдвижением Пастернака на Нобелевскую премию. Советское правительство расценило это как прямое предательство и принудило поэта отказаться от премии. Его отказ уже ничего не менял. Пастернака исключили из Союза писателей, от него отвернулось множество друзей и знакомых.

Реакцией поэта стало стихотворение «Нобелевская премия» (1958 г.), в котором отразились боль и отчаяние Пастернака. На этот раз он сознательно переправляет произведение для публикации за границей.

Пастернак чувствует себя «зверем в загоне», за которым началась настоящая травля. Он был поражен тем, что вчерашние поклонники и почитатели его творчества моментально изменили свои взгляды под влиянием власти. Поэт понимает, что выхода из создавшейся ситуации нет. Он искренне старался заслужить прощение, публично отказавшись от вручения премии. Но этот униженный шаг не дал никакого результата. Поэтому Пастернак в отчаянии произносит: «будь что будет, все равно».

Поэта больше всего возмущает обвинение в предательстве и антисоветчине. Он не видит своей вины, так как не стремился к критике коммунистического строя («что же сделал я за пакость?»), а постарался дать максимально реалистичную картину в своем романе («весь мир заставил плакать»). Парадокс в том, что причиной гонений стал действительно не сам роман, а положительные отклики на него в западном обществе.

Пастернак был уже серьезно болен и предчувствовал скорую смерть. Травля усилила его болезнь. Поэт считает, что находится «почти у гроба» и скоро обрадует своих врагов, покинув этот мир. Присуждение Нобелевской премии и реакция в СССР на многое открыли ему глаза. Он познал «силу подлости и злобы» и верит лишь в будущее неизбежное торжество «духа добра».

Творчество Бориса Пастернака

Творчество – удивительный процесс. Для одних он легкий и приятный, для других – тяжелая работа, требующая великих усилий, чтобы добиться цели и достичь совершенства. Борис относился ко второй категории людей. От много работает, тщательно оттачивая фразы и рифмы. Сборник «Сестра моя – жизнь», который вышел в 1922 году, он считает первым своим достижением на литературном поприще.

Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе.

У старших на это свои есть резоны. Бесспорно, бесспорно смешон твой резон, Что в грозу лиловы глаза и газоны И пахнет сырой резедой горизонт.

Что в мае, когда поездов расписанье Камышинской веткой читаешь в купе, Оно грандиозней святого писанья И черных от пыли и бурь канапе.

Что только нарвется, разлаявшись, тормоз На мирных сельчан в захолустном вине, С матрацев глядят, не моя ли платформа, И солнце, садясь, соболезнует мне.

И в третий плеснув, уплывает звоночек Сплошным извиненьем: жалею, не здесь. Под шторку несет обгорающей ночью И рушится степь со ступенек к звезде.

Мигая, моргая, но спят где-то сладко, И фата-морганой любимая спит Тем часом, как сердце, плеща по площадкам, Вагонными дверцами сыплет в степи.

Лето 1917

Интересным, даже курьезным фактом биографии стали его отношения с Сергеем Есениным, которому не нравилось творчество Пастернака. На этой почве их отношения переросли в открытую конфронтацию. Однажды между поэтами случилась драка. Об этом есть интересные воспоминания Катаева, в которых Есенина он называет «королевичем”, а Пастернака «мулатом”.

«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат — по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».

Борис Пастернак в процессе творчества

В 1920-х происходит ряд важных событий: эмиграция родителей в Германию, женитьба на Евгении Лурье, рождение сына, публикация новых сборников и поэм.

Травля Пастернака за присуждение ему нобелевской премии

Советские власти весьма скептично относились к подобным наградам. Играла роль и жесткая цензура СССР.

Поэту Пастернаку пришлось мигрировать в Грузию, дабы избежать нападок со стороны других. Его друзья оказывали ему огромную поддержку.

Ввиду сложившихся обстоятельств, писатель выпускает произведение под названием «Нобелевская премия» — небольшое стихотворение с горькими словами правды и попытку защитить себя и отстоять свои права.

Попытка, правда, была расценена как «измена Родине» властями СССР. Избежать наказания Пастернаку удалось из-за своей популярности, которую поэт получил к тому времен. Ход делу не дали.

Детство и юность Бориса Пастернака

Борис Леонидович Пастернак – один из немногих мастеров слова, удостоенных Нобелевской премии. Его стихи и переводы вошли в золотой фонд русской и зарубежной литературы.

Борис Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве в интеллигентной семье. Мать — пианистка, карьера которой началась в Одессе, откуда семья переехала еще до рождения Бориса. Отец — художник и член Академии художеств. Некоторые его картины были приобретены известным меценатом для Третьяковской галереи. Отец Бориса дружил со Львом Николаевичем Толстым и занимался иллюстрированием его книг. Борис был первенцем, после него в семье появилось еще трое детей.

Борис Пастернак с братом в детстве

С детства поэта окружала творческая атмосфера. Родительский дом был открыт для разных знаменитостей. Желанными гостями в нем были Лев Толстой, композиторы Скрябин и Рахманинов, художники Иванов, Поленов, Нестеров, Ге, Левитан и другие известные личности. Общение с ними не могло не повлиять на будущего поэта.

Огромным авторитетом для мальчика был Скрябин, под влиянием композитора длительное время он был увлечен музыкой и мечтал пойти по стопам своего учителя. Учится Борис на отлично, заканчивает гимназию с золотой медалью. Параллельно обучается в консерватории.

В биографии Пастернака неоднократно случались ситуации, когда ему приходилось выбирать, и выбор этот зачастую был сложным. Первым таким решением был отказ от музыкальной карьеры. Спустя годы он объясняет эту ситуацию отсутствием абсолютного слуха. Целеустремленный и работоспособный, все что он ни делал, доводил до абсолютного совершенства. Борис осознавал, что, несмотря на безграничную любовь к музыке, на музыкальном поприще достичь высот он не сможет.

Борис Пастернак в молодости

Борис Пастернак в молодости

В 1908-м становится студентом юрфака Московского университета, спустя год переводится на философское отделение. По всем предметам у него блестящие оценки, и в 1912 г. он поступает в Маргбургский университет. В Германии Пастернаку предсказывают успешную карьеру, но совершенно неожиданно он принимает решение стать поэтом, а не философом.

Переделывание

В Переделкине жили, работали, растили детей, влюблялись, переживали, боялись и умирали поколения советских писателей. Кто-то до сих пор говорит о них как о слугах режима или касте аристократов. Но для небольшого поселка они оставались прежде всего его обитателями, а друг для друга — соседями. Переделкино видело семейные драмы, предательства и разборки. А еще — великие романы, сборники стихотворений, пленку кинокартин, поддержку и дружбу. Оно до сих пор частично сохранило прежний облик — можно прогуляться по лесу, пойти к роднику, зайти в гости к Борису Пастернаку или Корнею Чуковскому, вообразить себя переделкинцем.

Дом творчества писателей Переделкина со временем пришел в упадок. Сначала там открыли гостиницу, а потом здание совсем забросили. Вокруг построили множество элитных коттеджей, поселок вписался в современный городской ландшафт, стал полноценной частью Москвы, от станции метро «Новопеределкино» до Дома творчества писателей — десять минут на такси.

В 2021 году Дом творчества снова открылся. Там сделали ремонт, восстановили библиотеку, открыли ресторан, поставили даже лежаки, по вечерам устраивают концерты. Создатели обновленного литературного пространства верят, что золотой век Переделкина еще впереди, а чтобы его приблизить, приглашают авторов на программу индивидуальных резиденций. Подход всё тот же, классический: писатели заселяются в удобные новые комнаты, их кормят, организуют им досуг, знакомят друг с другом, а просят за всё это сущую малость — писать. История зациклилась: в Переделкино снова приезжают поэты и прозаики, гуляют по лесам, ищут могилу Пастернака, Евтушенко, Тарковского, пишут и сдают рукописи, внизу которых, как и прежде, стоит литературный штемпель — «Переделкино». Всё по заветам Андрея Вознесенского, который как-то сказал: «Не Переделкино испортится, а дух этой местности рано или поздно исправит всех вновь прибывших. Что-то такое в пейзаже. И что-то такое в России, что она из всех своих передряг в конце концов делает Переделкино. Переделывает, так сказать».

«Цель творчества — самоотдача, а не шумиха»

29 января 1890 года в Москве в семье Пастернаков родился мальчик по имени Борис. Творчество с детства окружало будущего поэта. Отец Пастернака был членом Петербургской Академии художеств. Иногда Леонид Осипович рисовал своего сына. Мать Бориса Розалия Исидоровна играла на пианино. Именно она привила сыну любовь к музыке, давая тому уроки. Также мама будущего лирика устраивала домашние концерты, на которых часто присутствовали Александр Скрябин и Сергей Рахманинов. Первый, кстати, своим творчеством покорил Пастернака: будущий поэт мечтал стать таким же, как Скрябин. Ещё одним кумиром юного Бориса стал Фридерик Шопен, которому спустя годы писатель посвятил объёмное эссе. Тогда ещё Пастернак не подозревал, что войдёт в историю не как композитор, а как поэт.

Любовь к высокому требовала от Пастернака образованности. В 1908 году молодой человек отправился учиться на юриста в Московский университет. Однако вскоре он перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета. Параллельно с учёбой Пастернак, пользуясь помощью Скрябина, проходил композиторскую программу. В этот же период жизни Борис Леонидович написал свои первые стихи, однако их начинающий поэт никому не показал — скромность, свойственная Пастернаку, не позволяла хвастаться талантом стихосложения. В будущем лирик напишет строки:

«Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех…»

Рукопись романа «Доктора Живаго». (pinterest.com)

В том же году вышел «Близнец в тучах» — первый пастернаковский сборник. Необычные метафоры, нестандартные рифмы и яркие формы — вот основные черты ранней поэзии Пастернака, вдохновившегося русскими футуристами, в частности творчеством Владимира Маяковского. Но, в отличие от автора «Облака в штанах», Пастернак сохранял скромность в своих произведениях и никогда не стремился придать стихам «трибунное» и «агитационное» звучание.

В 1913 году Пастернак, как и многие поэты Серебряного века, входил в состав литературной группы, которая называлась «Лирикой». Борис Леонидович уже окончил Московский университет. Знания сделали уникальной поэзию выпускника философского отделения: интеллектуальная составляющая, проявляющаяся в сложных литературных и религиозных отсылках, является своеобразной изюминкой.

В 1914 году Пастернак вместе с некоторыми своими друзьями, входившими в «Лирику, вышел из литературной группы, сформировав своё творческое объединение. Оно получило название «Центрифуга».

Травма ноги, полученная ещё в детстве во время конной поездки, не позволила Пастернаку в 1914 году отправиться на фронт Первой мировой войны. К революционным потрясениям 1917 года Пастернак отнёсся сначала с большим энтузиазмом. В отличие от всё того же Маяковского, Борис Леонидович никогда не был революционером или антимонархистом, негативно относившимся к династии Романовых. Пастернаку революция представлялась не как социально-политическое изменение, а как стихия, способная вызвать прилив творческих сил. Именно поэтому весной — летом 1917 года Пастернак создаёт один из лучших своих сборников. «Сестра моя жизнь» — так называлась книга, вышедшая только в 1920-е гг. «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе / Расшиблась весенним дождём обо всех…», — с весенним пробуждением Пастернак ассоциировал жизнь в новой стране. Большая часть семьи Пастернаков уехала за пределы России после революции. Борис Леонидович же решил остаться на родине.

Анализ стихотворения Пастернака «Нобелевская премия»

В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии за выдающийся вклад в развитие мировой литературы. Это знаменательное событие, однако, не принесло поэту ожидаемой радости и, уж тем более. Никак не отразилось на его материальном благополучии. Все дело в том, что известие о присуждении столь престижной награды было воспринято в СССР в штыки. В итоге поэта исключили из Союза писателей и перестали публиковать в советских изданиях. Некоторые литературные деятели даже настаивали на том, чтобы выслать Пастернака из страны как шпиона и антисоветского деятеля. На такой шах правительство страны вес же не отважилось, однако отныне на поэта начались самые настоящие гонения, от него отвернулись друзья и коллеги по писательскому цеху, которые раньше открыто восхищались творчеством Пастернака.

Именно в этот непростой период он написал стихотворение «Нобелевская премия», в котором признался, что «пропал, как зверь в загоне». Действительно, автор чувствовал себя в некой западне и не видел из нее выхода, так как все пути отступления были перекрыты ярыми блюстителями государственных интересов. «А за мною шум погони, мне наружу хода нет», – с горечью отмечает Борис Пастернак и недоумевает, почему оказался в такой нелепой и достаточно опасной ситуации.

Он перепробовал различные варианты разрешения проблемы и даже отправил в Швейцарию телеграмму, в которой отказался от присужденной ему награды. Однако даже этот поступок не смягчил тех, кто начал настоящую травлю Пастернака из-за собственной зависти, мелочности и желания выслужиться перед властью. Список тех, кто публично обвинял поэта во всех смертных грехах, включал довольно большое количество известных имен в мире искусства и литературы. Среди обвинителей значились и вчерашние друзья Пастернака, что особенно сильно задело поэта. Он не предполагал, что его успех вызовет столь неадекватную реакцию тех, кого он считал вполне порядочными и честными людьми. Поэтому поэт впал в отчаянии. Что подтверждают следующие строчки его стихотворения: «Будь что будет, все равно».

Тем не менее, Пастернак пытается разобраться в том, почему попал в такую немилость и опалу. «Что же сделал я за пакость, я убийца и злодей?», – вопрошает автор. Свою вину он видит лишь в том, что сумел пробудить в сердцах многих людей искренние и чистые чувства, заставил их восхищаться красотой своей родины, которую безмерно любил. Но именно этого оказалось вполне достаточно, чтобы на автора обрушились потоки грязи и клеветы. Кто-то требовал у пастернака публичного признания себя шпионом. Другие настаивали на аресте и теремном заключении поэта, которого за непонятные заслуги признали одним из лучших авторов за рубежом. Были и те, кто обвинял Пастернака в конъюнктуре и попытках выслужиться перед врагами Советского Союза в обмен на престижную премию. Параллельно поэту периодически поступали предложения покинуть страну, на что он неизменно отвечал, что для него это равносильно смерти. В итоге Пастернак оказался изолированным от всего общества и вскоре узнал, что болен раком легких. Поэтому в стихотворении и появляется такое финальное четверостишие: «Но и так, почти у гроба, верю я, придет пора – силу подлости и злобы одолеет дух добра».

Поэт понимал, что это стихотворение никогда не будет напечатано в СССР, так как является прямым обвинением тех, причастен к его травле. Поэтому он тайно переправил стихи за границу, где они и были опубликованы в 1959 году. После этого пастернака обвинили в шпионаже и в измене родине. Однако судебный процесс над поэтом так и не состоялся, потому что в 1960 году он скончался на своей даче в Переделкино.

ПастернакРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Советская власть

В начале 1930-х Пастернака и его творчество признает власть. Сборники стихов переиздаются ежегодно, в 1934 году он выступает с речью на съезде Союза писателей. Считается лучшим поэтом в стране советов. В 1935 году отправляется в Париж на Международный конгресс писателей. В поездке у него происходит нервный срыв, писатель жалуется на бессонницу и расстроенные нервы.

Борис Пастернак с Анной Ахматовой

В том же 1934-м Борис встал на защиту мужа поэтессы Анны Ахматовой и ее сына, которые были арестованы. Их освободили после того, как Пастернак письменно обратился к Сталину.

БЛАГОДАРНЫЙ ПОЭТ В 1935-М ОТПРАВИЛ ВОЖДЮ НАРОДОВ СБОРНИК ЛИРИКИ ПОЭТОВ ГРУЗИИ, КОТОРУЮ САМ ПЕРЕВЕЛ. В ПИСЬМЕ, ПРИЛОЖЕННОМ К ЭТОМУ СБОРНИКУ, БЫЛИ СЛОВА БЛАГОДАРНОСТИ ЗА МГНОВЕННОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ РОДСТВЕННИКОВ ПОЭТЕССЫ.

В январе 1936 г. выходит публикация двух его стихотворений, в которых он восхищается И. В. Сталиным. Несмотря на старания, власть имущие не простили Пастернаку его заступничества за родных Анны Ахматовой, а также защиту Гумилева и Мандельштама. В 1936-м его практически отстраняют от литературной жизни, обвиняют в отдаленности от жизни и ошибочном мировоззрении.

Иван Алексеевич Бунин раздал Нобелевскую премию друзьям

Вне сомнения, И.А. Бунин — за последние годы, — самая мощная фигура в русской художественной литературе и поэзиикороль от литературы уверенно и равноправно жал руку венчанному монарху

Иван Алексеевич Бунин. 1901 год.

Возвратившись во Францию, Иван Алексеевич… не считая денег, начал устраивать пирушки, раздавать «пособия» эмигрантам, жертвовать средства для поддержки различных обществ. Наконец, по совету доброжелателей, он вложил оставшуюся сумму в какое-то «беспроигрышное дело» и остался ни с чемБоже милосердый, для чего тыДал нам страсти, думы и заботы,Жажду дела, славы и утех?Радостны калеки, идиоты,Прокаженный радостнее всех. (И.Бунин. сентябрь, 1917)

Первая публикация

Обложка первого издания «Доктора Живаго» на итальянском языке. 1957 год

В конце 1957 года «Доктор Живаго» был опубликован на итальянском языке в Милане издателем Фельтринелли, которому Пастернак передал копию рукописи, когда понял, что о печати книги в СССР не может быть речи. Вскоре последовали издания на других языках, в том числе и на русском (первое издание вышло в Голландии по не выправленной автором рукопи­си). Обстоятельства публикации романа в Европе — отдельная история, заслуживающая экранизации. Но для нашего рассказа важны два обстоятель­ства. Во-первых, текст, опубликован­ный Фельтринелли, не был автори­зован, то есть это не окончательный авторский текст. Во-вторых, публи­кация «Живаго» на Западе — и на ино­странных языках, и на русском — сделала Пастернака едва ли не госу­дарственным преступником и вместе с Нобелевской премией, присужденной ему в 1958-м, привела к жесточайшей травле (об этом смотрите лекцию Константина Поливанова), возможно ускорившей его смерть в мае 1960 года.

Издавать запрещенный роман на родине никто не собирался. Издание книги не в пиратской, а в последней версии, выверенной автором, мой муж, Евгений Борисович, предлагал всякий раз, когда приходил в «Гослитиздат»  Главное советское издательство, с 1963 года называлось «Художественная литература»., — на протяжении почти трех десятков лет. Но Союз писателей по-прежнему все запрещал. Например, в 1965 году — а это был последний отголосок оттепели, когда напечатали большую подборку стихов в серии «Библиотека поэта» и книжечку в «Гос­лите», — Жене передали слова Суркова  Алексей Александрович Сурков — секретарь Союза писателей СССР.: «Издать „Живаго“? Это что же, мы должны признаться, что были дураками в 1958 году или сейчас, в 1965-м?»

Потом начались страшные заморозки, глухая пора Брежнева. С 1965 года и по начало 1980-х Борис Пастернак в России не издавался. В 1982-м удалось издать пастернаковскую короткую прозу. Это было чудо: Игорь Бузылев, главный редактор «Советского писателя», которому Женя это предложил, заказал Александру Лаврову и Сергею Гречишкину комментарии — это делало издание научным, а для еще большей поддержки попросил Дмитрия Сергее­вича Лихачева написать предисловие. Лихачеву удалось поработать в Нацио­нальной библиотеке в Париже — в СССР, конечно, ничего о Пастернаке существенного не писали, одни ярлыки и штампы — и написать серьезную статью для этого сборника. И Бузылев сумел летом, когда начальство было в отъезде, эту книжку пропихнуть. Он вскоре умер от рака: может быть, он уже тогда знал свой диагноз и поэтому ничего не боялся. Так после долгого перерыва получилась замечательная книжка с картинками Леонида Осиповича Пастернака: «Детство Люверс», «Охранная грамота» и другая короткая проза, которая не издавалась с 1920–1930 годов. Но, конечно, без «Доктора Живаго»: Союз писателей по-прежнему держался своей линии о Пастернаке, никак не желая его пускать в советскую литературу.

1 / 3

Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. 1982 год Arzamas / Издательство «Советский писатель»

2 / 3

Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. 1982 год Arzamas / Издательство «Советский писатель»

3 / 3

Борис Пастернак. Воздушные пути. Проза разных лет. 1982 год Arzamas / Издательство «Советский писатель»

В 1986 году был очередной съезд писателей. Страшный человек Георгий Марков, первый секретарь правления Союза писателей, отвечая на вопрос журналистов, сказал: «Нет, „Доктор Живаго“ никогда не будет издан в Советском Союзе». Но в то же время на этом же съезде несколько писателей подписали письмо, составленное Евгением Евтушенко, о необходимости восстановить Музей Пастернака в Переделкине  В Переделкино был семейный музей: после смерти Бориса Леонидовича к его дому стали приходить люди, чтобы хотя бы в окошко заглянуть, посмотреть, как он жил; это было такое паломничество. Женя принимал посетителей и водил экскурсии, но в 1984-м нас оттуда выгнали, выселяли с грузовиками, милиционерами, а музей закрыли (Е. П.). Тогда же, после согласия Залыгина  Сергей Залыгин (1913–2000) — советский писатель и общественный деятель, в 1986–1998 годах — главный редактор журнала «Новый мир». напечатать роман в журнале «Новый мир», мы решили, что пора подготовить текст «Живаго» к публикации.

Живем дальше

В 1955 году в Переделкине построили новый Дом творчества писателей — каменный корпус на сорок комнат. В каждой — большой стол и минимум мебели. Комнатки были такими маленькими, что Арсений Тарковский называл их «родные пеналы». Позднее к зданию пристроили стеклянный корпус с кинотеатром и бильярдом. Сюда писатели приезжали работать по путевкам.

Переделкино, 15 мая 1981 года, третий слева — Арсений Тарковский. Источник

Надо сказать, что это учреждение не было единственным в своем роде. В 1956 году еще один Дом творчества открылся в поселке Комарово Ленинградской области. Там чаще работали ленинградские литераторы. Братья Стругацкие, например, проводили там время продуктивно: писали с десяток страниц «Обитаемого острова» в день. Аналогичные Дома творчества существовали в Царском селе, в Ялте, в Коктебеле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector