Фактчек: 14 самых популярных легенд о моцарте

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Легенда 5. Моцарт считался гением, поэтому много зарабатывал

Вердикт: это правда.

Портрет Вольфганга Амадея Моцарта в возрасте 13 лет в Вероне. Картина художника Веронской школы, предположительно Джамбеттино Чиньяроли. 1770 год

За годы гастролей Моцарту удалось заработать много денег: его семья стала одной из самых обеспеченных в провинциальном Зальцбурге. В 18 лет Вольф­ганг уже получал ежегодное жалованье в 150 гульденов в качестве концерт­мейстера придворной капеллы. Но это не было единственным источником его благосостояния. Поклонники, в том числе венценосные, регулярно дарили ему подарки. Как правило, это были драгоценности, которые музыкант, согласно практике того времени, прагматично «обналичивал». Немалый доход прино­сили европейские постановки его опер и публикации. Он также продолжал выступать как виртуозный исполнитель.

В 25 лет Моцарт окончательно переехал в Вену, ушел со службы и стал свободным художником. К нему по-прежнему поступали заказы, его оперы и выступления были успешны. В течение четырех лет он проводил авторские концерты — так называемые «академии» — для самой блестящей публики, включая императорскую чету. За один из таких концертов он получил гонорар почти в 1600 гульденов.

Подобно большинству музыкантов того времени, Моцарт зарабатывал не только выступлениями и театральными представлениями, но и уроками — по 3–4 занятия ежедневно. Количество учеников из богатых, желательно аристократических семей было мерилом успеха в музыкальной среде  Частные уроки давали Гайдн, Бетховен, Шопен, Лист и многие другие знаменитые композиторы.. 

В 30 лет Моцарт жил в Вене уже с семьей и получал постоянное годовое жалованье как придворный камерный музыкант при венском дворе. От него требовалось только обеспечивать музыкальное оформление балов — это была скорее почетная должность, чем тяжелая работа. Австрийский император Иосиф II заказал ему оперу, а король Пруссии Фридрих Вильгельм II — шесть струнных квартетов.

Моцарта считали модным композитором, поэтому были готовы платить за его работы. Впрочем, признание его таланта не было безоговорочным. Гораздо большее признание получили при жизни его современники — Антонио Сальери, Доменико Чимароза, Висенте Мартин-и-Солер. Моцарт считал, что заслуживает большего, и с удовольствием цитировал в письме отцу похвалу одного вельможи — «такие люди появляются только раз в 100 лет»  Моцарт своему отцу в Зальцбург. 17 августа 1782 года // Моцарт Вольфганг Амадей. Полное собрание писем. М., 2006..

Курс «Как слушать классическую музыку»

Музыканты Петр Айду и Григорий Кротенко и искусствовед Константин Дудаков-Кашуро — о том, что мешает нам наслаждаться классической музыкой и что нужно знать, чтобы ее полюбить

Легенда 6. Но деньгами распоряжаться не умел и жил очень бедно

Вердикт: отчасти это правда.

Беседка. Банкетный стол в честь Моцарта в доме Шиканедера. Гравюра по картине Аугуста Боркмана. 1879 год Изображены Гайдн, Альбрехтсбергер, Моцарт, Антонио Сальери, Катерина Кавальери, Шиканедер, Алоизия Ланге, Глюк.

Крайняя бедность композитора — это миф. Его создала Констанца Моцарт, после смерти мужа просившая помощи у его влиятельных знакомых. Долги удалось погасить довольно быстро, а значит, их было не очень много.

Впрочем, деньгами Моцарт действительно распоряжался не слишком умело, хотя постоянно пытался убедить отца в обратном. Все заработанное он тратил на съем дорогостоящего жилья в центре Вены, на содержание слуг и собствен­ной упряжки, на гостей, на одежду для себя и любимой жены, на регулярный уход за внешностью, соответствующий требованиям двора. Свадьбу он сыграл в главном венском соборе — Святого Стефана. В последние годы жизни компо­зитора Констанца посещала дорогой курорт, что составило отдельную статью расходов. Сложно сказать, было ли лечение необходимостью или такой же данью моде, как дорогие наряды. 

Моцарт не мог контролировать не только свои расходы, но и доходы. Он явно недосчитался авторских гонораров от многих театров, ставивших его оперы. Авторское право тогда соблюдалось неаккуратно, а отслеживать должников Моцарт не любил и не умел. Он любил и умел сочинять и исполнять музыку — и тратил на это все свое время. В последние четыре года жизни его материаль­ное положение ухудшилось. Но не по вине самого Моцарта: Австрия вступила в войну, что повлекло за собой экономический кризис. Меценаты стали менее щедрыми, а дожить до лучших времен композитору не довелось.

Работает с другими названиями

Многие работы основаны на теме или темах другого композитора (иногда анонимного или традиционного). Они варьируются от коротких пьес до расширенных крупных композиций. Иногда эти работы представляют собой не более чем набор вариаций под другим названием, но иногда они выходят за рамки этого. Они появляются под разными названиями, в том числе:

  • Работы, оканчивающиеся на -ana , например:
    • Дань Петра Ильича Чайковского Вольфгангу Амадею Моцарту с субтитрами к его Оркестровой сюите № 4 Моцартиана
    • Дань Отторино Респиги Джоакино Россини , названная Россиниана
    • Роберт Герхард Hommage «с до Педрели , названного Pedrelliana
    • Педреллиана Мануэля де Фальи, также для Педрелла , четвертая часть его свиты Hommages
    • Хоакина Родриго «S Soleriana (1953), на восемь частей по Антонио Солер
    • Карлес Surinyach «S Soleriana (1972), а также на Антонио Солер
  • Фантазия или фантазия

    • Ральф Воан Уильямс «S Фантазия на тему Томаса Таллис
    • Ференц Лист «S Фантазия на темы из оперы Моцарта Свадьба Фигаро и Дон Жуан
    • « Фантазия для язычников» Хоакина Родриго на темы из « Instrucción de música sobre la Guitarra Española» Гаспара Санса .
  • Дань уважения

    • Карлос Чавес «s Estudio IV: Homenaje Шопена для фортепиано (1949)
    • вторая пьеса из фортепианной сюиты Клода Дебюсси ImagesHommage à Rameau
    • Лоренцо Ферреро «s Thema 44 (объявление Й.Гайдн является почетным) для небольшого оркестра
    • « Посвящения» Мануэля де Фальи для оркестра (1938–1939), четыре пьесы, посвященные Энрике Фернандесу Арбосу , Клоду Дебюсси , Полю Дюкасу и Фелипу Педреллу .
    • Роберт Gerhard «s Symphony Hommage к Pedrell
    • Эдвард Григ «s исследование (Hommage à Chopin ) , от Настроения , Op. 73
    • Дьёрдь Куртаг

      • … a Százévesnek — Hommage à Takács Jen , для небольшого струнного оркестра (2002)
      • Посвящение Андрашу Михаю , соч. 13, для струнного квартета (1977–78)
      • Hommage à Jacob Obrecht , для струнного квартета (2004–2005)
      • Hommage à R. Sch. , для кларнета (и большого барабана), альта и фортепиано (1990)
      • Оглядываясь назад: Старое и новое для четырех игроков, Hommage à Stockhausen , для трубы, контрабаса и клавишных инструментов (1993)
      • Négy initium az Hommage à Jacob Obrecht-bl , для альта и виолончели (2005)
      • Petite musique solennelle — En hommage à Pierre Boulez 90 , для оркестра (2015)
    • « Посвящение Шопену» Александра Тансмана (для гитары)
    • « Посвящение Шопену» Эитора Вилья-Лобоса для фортепиано соло
  • Парафраз

    Парафраз Листа на тему « Dies Irae », которую он назвал Totentanz

  • Рапсодия

    Сергей Рахманинов «s Рапсодия на тему Паганини (вероятно, самый известный из многих работ , основанных на Никколо Паганини » s Каприс № 24 ля минор для скрипки соло)

  • Воспоминания

    Воспоминания о Дон Жуане Листа (на темы из оперы Моцарта » Дон Жуан» )

  • Tombeau

    • Морис Равель «s Le Гробница Куперена
    • » Томбо де Дебюсси» Мануэля де Фальи
    • » Томбо де Равель» Артура Бенджамина

Легенды моцартовской эпохи

Всевозможные предположения и домыслы о том, что в действительности случилось с молодым и жизнелюбивым Моцартом, со временем превратились в легенды. Отправных точек для вполне вероятных, но всё же малоправдоподобных историй, связанных с созданием «Реквиема», было несколько:

  • что предвестником несчастья стал мистический «черный человек». Загадочный недоброжелатель-инкогнито заказал траурную музыку, которая погубила её сочинителя;
  • что скоропостижная смерть не могла наступить из-за болезни, а была результатом отравления Моцарта завистниками;
  • что композитор предчувствовал кончину. Он писал реквием для себя, вложив в музыку отчаяние и несогласие с преждевременным уходом из жизни;
  • что безнадежно больной Моцарт призвал собравшихся у его постели исполнить Requiem. На первых тактах Lacrimosa заплакал и сказал, что ему уже не суждено дописать эту часть;
  • что находясь на смертном одре рассказывал, каким он видит окончание этого грандиозного произведения для хора, солистов и оркестра. И завещал своим лучшим ученикам закончить его творение.

Истории эти множество раз писали и переписывали биографы и музыковеды. А романтики и агиографы добавляли в них красок. Некоторые сюжеты приобрели художественное воплощение: маленькая трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери», пьеса Шеффера «Амадей», кинофильм Формана «Амадеус». Последние моменты жизни композитора изображены на полотнах живописцев: Г. Н. О’Нила, Г. фон Каульбаха, М. Мункачи, Ч. Чемберза. И повсюду в судьбе Моцарта присутствует мистическое, роковое и фатальное. И непременно звучит «Реквием».

Многие догадки и вымыслы, закрепившиеся как факты в жизнеописаниях композитора, пришли туда с подачи его жены и вдохновительницы Констанции Вебер. Надо заметить, что первым, кто написал биографию Моцарта, стал её новый муж, датский дипломат Г. Ниссен. Понимая, что многое из сказанного вдовой может быть далеко от действительности, моцартоведы стали всесторонне изучать личную переписку, проводить бесчисленные исследования и экспертизы.

С течением времени все эти мифы постепенно развенчивались и были вписаны в реалии ХVIII века. Но гений Моцарта не поблек, как и не уменьшилась значимость его грандиозного творения Requiem, Ре минор, K. 626. Слушатель воспринимает эту музыку по-особому, потому что она стала эпилогом всей жизни Вольфганга Амадея Моцарта.

Проблемы

Многогранна и злободневна проблематика поэмы «Реквием», ведь и сейчас жертвами политических репрессий становятся невиновные люди, а их родственники не в силах ничего изменить.

  • Несправедливость. Сыновья, мужья и отцы стоявших в очередях женщин пострадали безвинно, их участь определяется малейшей принадлежностью к явлениям, чуждым новой власти. Например, сын Ахматовой, прототип героя «Реквиема», осужден за то, что носит фамилию своего отца, осужденного за контрреволюционную деятельность. Символом демонической силы диктатуры является кроваво-красная звезда, везде преследующая героиню. Это символ новой власти, который по своему значению в поэме дублируется со звездой смерти, атрибутом антихриста.
  • Проблема исторической памяти. Ахматова боится, что горе этих людей забудут новые поколения, ведь власть пролетариата безжалостно уничтожает любые ростки инакомыслия и переписывает историю под себя. Поэтесса блестяще предугадала то, что ее «измученный рот» заткнут на долгие годы, запретив издательствам печатать ее работы. Даже когда запрет сняли, ее безжалостно критиковали и затыкали на съездах партии. Широко известен доклад чиновника Жданова, который обвинил Анну в том, что она является представительницей «реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве». «До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной» — говорил Жданов. Этого она и боялась: под эгидой борьбы за интересы народа его безжалостно обокрали, лишив его огромного богатства отечественной литературы и истории.
  • Беспомощность и бесправие. Героиня при всей своей любви бессильна изменить положение сына, как и все ее подруги по несчастью. Они вольны лишь ждать вестей, но помощи ждать не от кого. Правосудия нет, как и гуманизма, сочувствия и жалости, все захвачены волной душного страха и говорят шёпотом, лишь бы не спугнуть собственную жизнь, которую могут отнять в любую минуту.

Идея

Анна Ахматова сама поставила тот памятник, о котором говорила в эпилоге. Смысл поэмы «Реквием» и заключается в том, чтобы воздвигнуть бессмертный монумент в память о загубленных жизнях. Безмолвное страдание невинных людей должно было вылиться в крик, который будет раздаваться в веках

Поэтесса обращает внимание читателя, что в основе ее произведения лежит горе всего народа, а не ее личная драма: «И если зажмут мой измученный рот, которым кричит стомильонный народ…». Об идее говорит и название работы – это заупокойный обряд, музыка смерти, сопровождающая похороны

Мотив гибели пронизывает все повествование, то есть эти стихи – эпитафия тем, кто несправедливо канул в Лету, кого тихо и незаметно убили, замучили, изничтожили в стране победившего бесправия.

Имитация

Имитация , когда композитор намеренно копирует композиционный стиль более раннего композитора, например:

  • Siegfried Окса написал ряд 14 юмористических вариаций на немецком Volkslied « Kommt Эйн Vogel geflogen », в котором каждая вариация была в стиле другого композитора (они включали в себя Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен и Вагнер)
  • Сергей Прокофьев подражал Йозефу Гайдну в своей Симфонии № 1 ре- классики.
  • В 1913 году Морис Равель сочинил две фортепианные пьесы: « A la manière de… Borodine» и « A la manière de… Chabrier».
  • Эйтор Вилья-Лобос написал серию произведений под названием Bachianas Brasileiras , имитируя стиль Баха.
  • Чайковский написал имитационные фортепианные пьесы под названием Un poco di Schumann и Un poco di Chopin в его 18 Morceaux, Op. 72; также его Album des enfants , соч. 39, с субтитрами: 24 детских пьесы а-ля Шуман

Свадьба Фигаро

Если в случае с «Обманутым женихом» Лоренцо да Понте лишь предположительно является автором либретто, то «Женитьба Фигаро» совершенно точно была написана им по мотивам публикации Пьера-Огюстена Бомарше.

Моцарт работал над этой оперой 5 месяцев, потратив много сил, но премьерная постановка 1 мая 1786 года в Вене успеха не имела.

Впрочем, композитор не сильно удивился: произведение высмеивало аристократию и затрагивало тему французской революции, а люди уже тогда не любили, когда им говорят правду о них самих.

В результате «Свадьбу» даже запретили в Вене, а вот в Праге она имела колоссальный успех (ее там сыграли в декабре того же года).

Легенда 9. У Моцарта было много женщин

Вердикт: это скорее неправда.

Вольфганг Амадей и Констанца Моцарт. Открытка Ханса Принца

Мы не можем достоверно судить об этом, потому что единственным источ­ником информации остаются письма Моцарта — в основном к отцу. 27-летний Вольфганг Амадей писал Леопольду:

Впрочем, возможно, Моцарт не был полностью честен с отцом, зная о его строгих религиозных и нравственных принципах. До отъезда из Зальцбурга он находился под неусыпным родительским наблюдением и, вырвавшись из-под опеки, немедленно влюбился. 

Моцарт и Алоизия Вебер. Иллюстрация Карла Рёхлинга. До 1920 года

Судя по письмам Моцарта, певица Алоизия Вебер, на которой он планировал жениться, рассчитывала с его помощью получить выгодные контракты в Ита­лии. Желая помочь карьере возлюбленной, Моцарт написал для нее несколько сочинений. Устроившись в оперную труппу, Алоизия потеряла к нему интерес, и тогда в роли утешительницы выступила двоюродная сестра Вольфганга — Мария Анна Текла. Характер их отношений и степень близости не до конца понятны, но «письма к кузиночке» приобрели скандальную известность в моцартоведении из-за их непристойностей, не выходящих, впрочем, за грани­цы туалетного юмора. 

Констанца, ставшая женой композитора, была родной сестрой Алоизии и тоже певицей. Биографы Моцарта в лучшем случае равнодушны к истории Констан­цы, поскольку, в отличие от сестры, она не сделала артистических успехов и никак не повлияла на творчество мужа. По всей видимости, в этом браке Моцарт был счастлив, невзирая на разные омрачающие обстоятельства, в пер­вую очередь смерть четырех детей.

мелодии моцарта

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:05

    Во́льфганг Амаде́й Мо́царт
    «Хаффнер» Мелодии Моцарта нужны для того, чтобы малыш был умным! В ходе практического исследования а

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:22

    мелодия
    Моцарт=

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:08

    Моцарт
    Очень красивая мелодия — Моцарт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:56

    Мелодия — Моцарт
    Мелодия Сердца

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:39

    Bahh Tee
    мелодия Моцарта-(мелодия ангелов)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Пахельбель / Канон
    Все красивые мелодии Моцарту приписывают..Эт правильно

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:50

    ксилофон и скрипка
    милая мелодия Моцарта

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:18

    Любимые мелодии
    Моцарт — Маленькая ночная серенада

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:42

    Неизвестен
    Старинная кельтская мелодия моцарт играл ее в фильме реквием по мечте

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:24

    Давид Тухманов и БДХ
    Та-ба-да-ба-да (на мелодию Моцарта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:20

    100 лучших мелодий
    Моцарт. Концерт для кларнета с оркестром ля мажор: II. Adagio

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:08

    Класика
    Очень красивая мелодия — Моцарт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:24

    Таинственная мелодия
    Моцарт играет на клависине

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:11

    очень грустная мелодия
    Моцарт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:46

    20 золотых классических мелодий
    Моцарт Соната N¹15.

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:24

    Тухманов, БДХ
    Та-ба-да-ба-да (на мелодию Моцарта)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:22

    очень грустная мелодия
    Моцарт=

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    12:09

    игра на пианино хвост прод
    мелодия моцарта

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:03:52

    Детские колыбельные мелодии
    Моцарт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:08

    Хатико,к/ф
    Очень красивая мелодия — Моцарт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    26:15

    Моцарт — Реквием. Симфонический оркестр Московской гос.филармонии Мелодия винил
    В.Моцарт (1756 — 1791) — Реквием, К.626 (2 сторона пластинки)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:27

    Моцарт
    Мелодия Ангелов (гітара)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:40

    моцарт
    мелодия ангелов (rnb mix)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:27

    Моцарт
    Мелодия Ангелов(гитара)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Моцарт
    Хочу выйти замуж под эту мелодию)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:28

    Моцарт
    Турецкий марш (наверно мало кто помнит именно меня в этой роли но эта мелодия мне дорога как память

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:34

    Моцарт
    Мелодия слез

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:01

    Моцарт
    Божественная мелодия (Гимн Лиги Чемпионов)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Моцарт
    Хочу срать кирпичами под эту мелодию)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Моцарт
    Мелодия для нашей свадьбы

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:27

    Моцарт
    всем известная мелодия

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:14

    Моцарт
    Моя любимая мелодия

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    01:36

    Моцарт — Щелыгин
    мелодия

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Моцарт
    очень красивая мелодия)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:05

    Моцарт
    Пиздатая мелодия

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    05:13

    моцарт
    мелодия души

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:27

    Мелодия из Хатико в исполнении гитары)
    Моцарт

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:29

    МОЦАРТ
    мелодия из ореры Дон Жуан

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:14

    Моцарт
    мелодия 16

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Моцарт
    Хочу выйти замуж под эту мелодию)- это не я писала

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:56

    Моцарт
    мелодия 17

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:51

    Моцарт
    Мелодия фортепиано

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Моцарт
    Королевская мелодия

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:34

    моцарт
    не знаю что за мелодия но меня тронуло

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:49

    Моцарт
    мелодия для загса

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    04:04

    МОЦАРТ
    МЕЛОДИЯ ГРУСТИ И ПЕЧАЛИ

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    00:57

    Мелодия 5
    Classical Wiew (Моцарт)

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    06:15

    Моцарт
    Мелодия слёз

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    03:16

    Моцарт
    Мелодия ангелов

  • Прослушать
    скачать

    добавить в избранное
    02:53

    Моцарт
    успокаивающая мелодия

  • 1

После 1791 г.

  • Начало марта 1792 года. Вероятно, именно тогда Зюссмайр закончил Реквием.
  • 2 января 1793 г .: исполнение Реквиема в пользу Констанции, устроенное Готфридом ван Свитеном .
  • Начало декабря 1793 г. Реквием доставлен графу.
  • 14 декабря 1793 г .: Реквием в память о жене графа в церкви Винер-Нойштадт.
  • 14 февраля 1794: Реквием снова исполняется в Патронате Марии Шуц в Земмеринге .
  • 1799: Breitkopf & Härtel издает Реквием.
  • 1800 или позже: Уолсегг получает листы с 1 по 10 автографа (Introitus и Kyrie).
  • Осень 1800 года: аббат Максимилиан Стадлер сравнивает все известные копии рукописей (включая копии Уолсегга) и издания партитуры, отмечает ошибки при копировании и точно определяет, какие части Реквиема были написаны Моцартом.
  • После 1802 года: аббат Стадлер получает листы с 11 по 32 (Dies irae to Confutatis) автографа Реквиема Моцарта от Констанца. Позже Эйблер получит листья с 33 по 46, а Лакримоса — через Хостиаса.
  • 17 сентября 1803 г .: Зюссмайр умирает от туберкулеза и похоронен в безымянной могиле на кладбище Св. Маркса .
  • 1825: Готфрид Вебер пишет статью в музыкальном журнале Cäcilia, называя Реквием Моцарта фальшивым произведением.
  • 5 декабря 1826 г .: В 35-ю годовщину смерти своего отца Франц Ксавер Вольфганг Моцарт дирижирует Реквиемом Моцарта в Украинском греко-католическом соборе Святого Георгия в Лемберге (ныне Львов , Украина).
  • 11 ноября 1827 г .: граф Уолсегг умирает. Карл Хааг, музыкант, ранее служивший Вальсеггу, получает свою партитуру (автограф Моцарта для Introitus и Kyrie; остальное — копия Зюссмайра), и когда он умирает, он желает ее Катарине Адельполлер.
  • 1831: Аббат Стадлер передает оставшиеся в его распоряжении листья автографа Реквиема Библиотеке Императорского двора.
  • 1833: Эйблер переносит удар во время исполнения Реквиема Моцарта. Листы автографа Реквиема, находящиеся в его распоряжении, переданы в Библиотеку Императорского двора.
  • 8 ноября 1833 года: умирает аббат Стадлер.
  • 1838: Граф Мориц фон Дитрихштейн просит Новака, бывшего сотрудника Walsegg, поискать среди имущества Хаага шесть струнных квартетов Моцарта, которые, возможно, были переданы Вальсеггу. Новак не находит их, но обнаруживает партитуру Уолсегга Реквиема Моцарта. Библиотека Императорского двора платит Адельполлеру 50 дукатов за партитуру.
  • 21 сентября 1839 г .: Готфрид Вебер умирает.
  • 15 декабря 1840: Франсуа Антуан Абенек проводит Парижскую оперу в исполнении Реквиема в перезахоронении Наполеона I .
  • 6 марта 1842 г .: Констанца Моцарт умирает.
  • 29 июля 1844 г .: Франц Ксавер Вольфганг Моцарт умирает.
  • 24 июля 1846 г .: Эйблер умирает.

Факты и только факты

Так что же произошло на самом деле? Неужели к Моцарту прибыл некий посланник потустороннего мира, обладающий знаниями о сроках жизни и смерти? Или это коварный отравитель Сальери, совершив свое черное дело, решил оказать на больного композитора еще и психологическое воздействие?

Все гораздо проще. «Человек в черном», являвшийся Моцарту в кошмарах, был управляющим графа Франца фон Вальзегга. Известна даже фамилия «таинственного посланца» — Лойтгеб. Граф недавно потерял жену и у него возникла вполне естественная для того времени идея посвятить этому событию заупокойную мессу. Заказ делался втайне потому, что у графа была интересная слабость: он любил сам исполнять произведения, которые ему писали талантливые композиторы. При этом авторство музыки граф без зазрения совести присваивал. Есть основания предполагать, что Моцарт знал об этом, но заказ все же взял, поскольку в деньгах нуждался на этот момент отчаянно. Так что тайна соблюдалась обоюдно – великий Моцарт не хотел портить свою репутацию – не по рангу ему было звание «музыкального негра».

За работу композитор принялся далеко не сразу – нужно было закончить оперы «Волшебная флейта» и «Милосердие Тита». Только после них была начата работа над последним заказом. И все это – за несколько месяцев перед смертью. Кстати, утверждение некоторых биографов о том, что Моцарт работал над реквиемом не покладая рук, и не закончил работу только из-за скоропостижной смерти, не совсем соответствует истине. Судя по письмам к друзьям и знакомым, вплоть до ноября 1791 года он чувствовал себя отлично. Получив заказ в июле, композитор находит время для написания не только опер, но и для концерта для кларнета, «Маленькой масонской кантаты», для регулярного посещения представлений «Волшебной флейты» и даже для… игры на бильярде.

Но факт остается фактом — реквием Моцарт дописать не успел. Измученный непонятными недомоганиями, он знал, что умирает и пытался завершить свое последнее произведение. Но из двенадцати задуманных композитором номеров, написанными оказались только девять. Многое – с сокращениями или в черновиках. Завершил написание мессы ученик Моцарта Зюссмайр. Кстати, существует интересная версия, что Реквием под видом некоего безымянного опуса был написан Моцартом задолго до заказа, но не был представлен широкой публике. После получения заказа композитору оставалось только достать партитуры и внести в них кое-какие изменения. Но скорее всего, это еще одна легенда…

Факты и только факты

Так что же произошло на самом деле? Неужели к Моцарту прибыл некий посланник потустороннего мира, обладающий знаниями о сроках жизни и смерти? Или это коварный отравитель Сальери, совершив свое черное дело, решил оказать на больного композитора еще и психологическое воздействие?

Все гораздо проще. «Человек в черном», являвшийся Моцарту в кошмарах, был управляющим графа Франца фон Вальзегга. Известна даже фамилия «таинственного посланца» — Лойтгеб. Граф недавно потерял жену и у него возникла вполне естественная для того времени идея посвятить этому событию заупокойную мессу. Заказ делался втайне потому, что у графа была интересная слабость: он любил сам исполнять произведения, которые ему писали талантливые композиторы. При этом авторство музыки граф без зазрения совести присваивал. Есть основания предполагать, что Моцарт знал об этом, но заказ все же взял, поскольку в деньгах нуждался на этот момент отчаянно. Так что тайна соблюдалась обоюдно – великий Моцарт не хотел портить свою репутацию – не по рангу ему было звание «музыкального негра».

За работу композитор принялся далеко не сразу – нужно было закончить оперы «Волшебная флейта» и «Милосердие Тита». Только после них была начата работа над последним заказом. И все это – за несколько месяцев перед смертью. Кстати, утверждение некоторых биографов о том, что Моцарт работал над реквиемом не покладая рук, и не закончил работу только из-за скоропостижной смерти, не совсем соответствует истине. Судя по письмам к друзьям и знакомым, вплоть до ноября 1791 года он чувствовал себя отлично. Получив заказ в июле, композитор находит время для написания не только опер, но и для концерта для кларнета, «Маленькой масонской кантаты», для регулярного посещения представлений «Волшебной флейты» и даже для… игры на бильярде.

Но факт остается фактом — реквием Моцарт дописать не успел. Измученный непонятными недомоганиями, он знал, что умирает и пытался завершить свое последнее произведение. Но из двенадцати задуманных композитором номеров, написанными оказались только девять. Многое – с сокращениями или в черновиках. Завершил написание мессы ученик Моцарта Зюссмайр. Кстати, существует интересная версия, что Реквием под видом некоего безымянного опуса был написан Моцартом задолго до заказа, но не был представлен широкой публике. После получения заказа композитору оставалось только достать партитуры и внести в них кое-какие изменения. Но скорее всего, это еще одна легенда…

Легенда 7. Моцарт воровал чужие идеи

Вердикт: это неправда.

Моцарт сочиняет. Картина Йозефа Бюхе. Около 1880 года

Оригинальность стала считаться главным достоинством музыки уже после смерти Моцарта: девизом романтического века была идея изобретения музыкального материала. А в современной Моцарту культуре еще не сформи­ровались представления о своих и чужих идеях, о плагиате. В основе творчества была работа по образцам — такой моделью мог быть жанр, стиль и даже сочи­ненная кем-то музыкальная тема. Поэтому исторический стиль этой эпохи сейчас более узнаваем, чем индивидуальные стили отдельных авторов.

Гении, мифотворцы и виртуозы: кто создавал музыку романтизма

Почему Вагнер, Паганини, Берлиоз и другие обожествляли сами себя и одновременно смогли достучаться до души каждого слушателя

Моцарт работал с огромным количеством услышанного и сыгранного, заимствование было для него диалогом с другими композиторами и другими сочинениями. Сейчас мы не всегда считываем остроумие этого диалога. Многие важные для Моцарта авторы забыты, и его музыка стала символом, обобщившим всю эпоху.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Смысл названия

Реквием – это религиозный термин, обозначающий траурную церковную службу по умершему человеку. Данное название известные композиторы использовали, чтобы обозначить жанр музыкальных произведений, которые служили аккомпанементом для заупокойной католической  мессы. Широко известен, например, реквием Моцарта. В широком понимании слова, оно означает некий ритуал, сопровождающий уход человека в иной мир.

Анна Ахматова использовала прямое значение названия «Реквием», посвятив поэму узникам, осужденным на смерть. Произведение как будто звучало из уст всех матерей, жен, дочерей, что провожали своих близких людей на смерть, стоя в очередях не в силах что-либо изменить. В советской действительности единственным заупокойным ритуалом, позволенным заключенным, стала нескончаемая осада тюрьмы, в которой безмолвно выстаивали женщины в надежде хотя бы проститься с дорогими, но обреченными членами семьи. Их мужья, отцы, братья и сыновья будто были поражены смертельным недугом и ждали развязки, но на поверку этим недугом оказывалось инакомыслие, которое власть пыталась искоренить. Но искоренила лишь цвет нации, без которого развитие общества протекало с трудом.

Легенда 1. Моцарт был вундеркиндом, начал играть и писать музыку в четыре года

Вердикт: это почти правда.

Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году. Картина Генриха Лоссова. 1864 год

Моцарт действительно был вундеркиндом, причем самым знаменитым вундеркиндом в истории музыки. Он начал играть рано и овладевал этим искусством неимоверно быстро. Леопольд Моцарт, легендарный музыкальный педагог, так описывал удивительные успехи сына в игре на клавире, ранней версии современного пианино: «Менуэт и трио Вольфгангерль  Уменьшительно-ласкательная форма имени Вольфганг. выучил 26 января 1761 года в половине десятого вечера в течение получаса, за день до того как ему исполнилось пять лет»  Цит. по: Е. С. Черная. Моцарт. Жизнь и творчество. М., 1966.. Параллельно мальчик учился и игре на скрипке — одну из его детских скрипок можно увидеть в Зальцбурге, в доме, где он родился. Сразу после рождения сына Леопольд Моцарт издал учебник «Опыт фундаментальной школы игры на скрипке» («Versuch einer gründlichen Violinschule») и, видимо, начал его тестировать. В семь лет Вольфганг Моцарт уже играл на скрипке для архиепис­копа, а в восемь лет начал выступать, играя на органе. 

Первые дошедшие до нас автографы  То есть сочинения, написанные рукой самого автора. Моцарта относятся к 1764 году — их автору тогда было также восемь лет. До этого импровизации, а затем и композиции ребенка записывал отец. Судя по его скрупулезным заметкам, Моцарт завершил самую раннюю импровизацию в пять лет, в апреле 1761 года. Менее чем через год он написал свою первую пьесу — Аллегро для клавира фа-мажор. Из числа мировых классиков только Сергей Прокофьев приступил к искусству композиции в столь же раннем возрасте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector