Иверский женский монастырь в самаре

Необходимость создания обители

Чтобы противостоять подобным явлениям, необходимо было создать мощный оплот истинного православия. С этой целью жители Самары обратились в Священный Синод с инициативой открытия в городе женского монастыря, рассчитанного примерно на сотню насельниц. Поддержав идею самарцев, руководство Синода, тем не менее, потребовало конкретных сведений о том, на какие средства планируется осуществить постройку монастыря.

Эту проблему решили старым проверенным способом ― объявили среди жителей города сбор пожертвований на постройку обители

Особо уважаемые и религиозно настроенные граждане города составили попечительный совет, взявший на себя организационную часть предприятия, а несколько богатейших представителей городского общества внесли крупные денежные пожертвования и, что немаловажно, отписали для строительства монастыря принадлежащие им земельные участки

Жизнь обители в предреволюционные годы

Женский Свято-Иверский монастырь (Ростов-на-Дону) быстро разрастался, и к 1905 году в нём насчитывалось пятьдесят сестёр во главе с настоятельницей игуменьей Анастасией. Щедрость купца Фёдорова стала добрым примером для других жертвователей, на средства которых были возведён целый ряд построек, включая игуменский дом и сестринские кельи.

Знаменательное событие в жизни монастыря произошло в августе 1914 года, когда, возвращаясь из поездки на Кавказ, его посетил государь Николай II со своим сыном и наследником престола цесаревичем Алексеем. Войдя под своды недавно завершённого храма, они поклонились его главной святыне, и отстояли Божественную литургию.

В период Первой мировой войны сёстры монастыря совершили акт истинно христианского милосердия. Ими были взяты на воспитание девочки-сироты привезённые из оккупированной Польши. В обители они были не только окружены теплом и заботой, но и имели возможность учиться в школе. Их пребывание там продолжалось до начала двадцатых годов.

Современное состояние

Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

На территории обители действуют несколько мастерских:

  1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
  2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
  3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
  4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

Изъятие ценностей

Весной 1922 года самарский губисполком издал распоряжение, согласно которому из монастыря были изъяты все ценности. Это были драгоценные ризы главных икон монастыря (Иерусалимской и Иверской), большой ковчег, напрестольный крест, серебряный потир, десять икон, серебряные лампады и многие другие ценные и святые для монастыря вещи.

В 1925 году прекратила свою деятельность и швейная артель, в жилые корпуса были заселены работниками Самарской ГРЭС и Жигулевского пивоваренного завода, которые находились неподалеку. Таким образом, руководство города сформировало «рабочий городок». В том же году закрыли Иверский храм, а через год разобрали и деревянный придел Иерусалимского храма.

Та же участь постигла и остальные три церкви монастыря, но это произошло в 1929 году. В 1930-м были разобраны ограда, колокольня, большинство хозяйственных построек разорено и фактически уничтожено монастырское кладбище. Чудом уцелела могила Петра Алабина, и в 1987 году ее объявили памятником истории. Оставшиеся постройки были переданы различным организациям.

Монастырский уклад

Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

См. также: Иоанновский монастырь: Санкт-Петербургская православная женская обитель

Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

Епископ Феофил разрешил приносить в жилые дома икону Божией Матери для поклонения

Кто такие монахи: люди на тяжёлом пути к Богу

В 1857 году в это место приезжает епископ Феофил. Именно он разрешил приносить Иерусалимскую икону в жилые дома для поклонения. Многим самарцам это пришлось по душе, так как каждый горожанин хотел провести у себя дома молебен перед иконой, которая в то время считалась чудотворной.

Также епископ Феофил нашел новый способ источника средств для общины, он решил открыть на территории монастыря кладбище, на котором разрешал хоронить мирян.

После того, как материальное положение улучшилось, это позволило открыть в церкви дополнительный алтарь.

Новый придел был мал и тесен, в праздничные и воскресные дни сюда приходило очень много народу, в храме стояла страшная духота.

Старый снимок Иверского храма в Самаре. Фото: i.pinimg.com

В 1859 году насельница общины обратилась к епископу с прошением о том, чтобы он разрешил открыть пострижение в общине. Но епископ Феофил ответил, что необходимо сначала возвести общину в степень монастыря, а затем уже просить о постриге.

В 1860 году Синод разрешил преобразовать общину в монастырь. В 1860 году Александр Второй утвердил определение Святейшего Синода о преобразовании общины в общежительный монастырь.Также были разрешены и пострижения.

21 августа 1860 года состоялся первый монашеский постриг.

А уже через неделю было совершено открытие монастыря, который проходил в присутствии многого духовенства.

В 1866 году Самарскую кафедру посетил епископ Герасим. Он велел настоятельнице монастыря открыть общую трапезу и в дальнейшем монастырю соответствовать званию общежительного, так как заметил, что многие насельницы одевались, обувались и питались за свой личный счет.

Многие благотворители стали помогать в открытии общей трапезы в монастыре. В 1861 году с крестным ходом в торжественной обстановке провели церемонию открытия.

Сентябрь 1869
в это время епископ Герасим освятил главный престол

В 1867 году епископ Герасим осветил еще один придел, а в сентябре 1869 года он освятил главный престол построенного Сретенского храма.

Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий (Полеткин Виктор Моисеевич)

Родился 14 апреля 1951 года в маленькой деревне Ханино Клепиковского района Рязанской области в многодетной крестьянской семье, был восьмым ребенком. В крещении получил имя Виктор.

В храм – Успения Божией Матери села Стружаны ходили с отцом двенадцать километров.

Первым духовником и наставником стал прекрасный батюшка, ныне покойный, архимандрит Серафим (Урбановский).

В 1969 году после окончания строительного техникума работал в строительно-монтажном управлении. В 1972 году был рекомендован назначенному на Рязанскую кафедру епископу Симону (Новикову) и служил год иподиаконом в Борисоглебском соборе города Рязани. Затем была учеба в Московской Духовной семинарии.

В 1981 году окончил семинарию, в 1981 году – Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия, был профессорским стипендиатом на кафедре «Основное богословие», преподавал в МДА. Защитил диссертацию на тему «Нравственно-богословское обоснование христианского подвижничества» и получил степень кандидата богословия.

26 апреля 1981 года был рукоположен во диакона в состоянии целибата. Хиротония состоялась в академическом храме в честь Покрова Божией Матери.

24 июля 1983 года – во иерея.

С 20 июня 1983 года клирик Рождественно-Богородичного кафедрального собора города Ростова – на Дону. До 1988 года исполнял обязанности секретаря митрополита Владимира (Слободана) и делопроизводителя епархиального управления.

Дата пострига: 23 декабря 1984 года. Монашеский постриг совершил в Троице-Сергиевой лавре у мощей преподобного Сергия наместник лавры архимандрит Алексий (ныне архиепископ Алма-Атинский и Семипалатинский).

На следующий день был возведен в сан архимандрита.

В 1988-89 годах заведовал канцелярией Московской Патриархии.

4 мая 1989 года в Белом зале Московской Патриархии состоялся чин наречения во епископа, который совершили патриарх Пимен, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископы Зарайский Алексий, Владимирский и Суздальский Валентин и епископ Можайский Григорий.

Хиротонисан во епископа Азовского, викария Ростовской епархии 5 мая 1989 года, на пятый день Пасхальной седмицы, на праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», в кафедральном соборе Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону. Возглавил хиротонию митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (+ Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины).

23 февраля 1993 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода назначен епископом Самарским и Сызранским.

25 февраля 1998 года возведен в сан архиепископа.

15 марта 2012 года определением Священного Синода (журнал №6) назначен главой новообразованной Самарской митрополии.

18 марта 2012 года – возведен в сан митрополита.

С 4 мая 2017 года – митрополит Самарский и Тольяттинский в связи с образованием Сызранской епархии: решением Священного Синода от 30 мая 2019 г. (журнал №48) поручено временное управление Сызранской епархией.

С 9 июля 2019 года — митрополит Самарский и Новокуйбышевский в связи с образованием Тольяттинской епархии.

За годы служения Преосвященного Сергия на Самарской кафедре было организовано свыше ста приходов, обустроена духовная жизнь в Иверской женской обители, открыты мужские монастыри – Вознесенский и Воскресенский в городах Сызрани и Тольятти. Ведется активная социальная работа в местах лишения свободы, в домах престарелых, в интернатах. Налажена просветительская деятельность в вузах, школах, подростковых центрах. Издаются журналы и газеты. Продолжают выходить в эфир еженедельные православные программы по каналам местного радио и телевещания.

К 1000-летию крещения Руси был награжден орденом святого Владимира второй степени.

Решением Международного фонда «Милосердие и здоровье» – Дипломом Милосердия, постановлением Президиума Академии Российской словесности – медалью «Ревнителю просвещения».

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году в Самарском кафедральном Покровском соборе из рук Его Святейшества, Святейшего Патриарха Алексия II принял орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

Митрополит Самарский и Новокуйбышевский Сергий считает одним из самых главных дел своего архипастырского служения на самарской земле – духовное просвещение и воспитание подрастающего поколения на основе православной веры.

Возрождение Иверской обители

Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.

Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.

храм Святого Духа

Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь. Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной

Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье

Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.

См. также: Удивительная история Санаксарского монастыря в Мордовии

Накануне испытаний

Протоиерей Павел Третьяков в книге, изданной в 1905 году, сравнивает монастырь со светильником «…вверху горы стоящим и указывающим путь всем труждающимся и обремененным». «Обитель Иверская, – продолжает он, – для всех открытая и видимая, увеселяет град, служа ему украшением и являясь перед взорами всех отдельным благоустроенным городком в великом г. Самаре, и своим благообразием и величием храмов Божиих и колокольни в частности поучает и укрепляет в истине и превосходстве исповедуемой нами веры Христовой». Монастырь в Самаре стал духовным центром губернии благодаря «доброму иноческому духу и аскетическому настрою», который отмечали в нем правящие архиереи.

Известный пастырь и молитвенник, широко почитаемый православным русским народом, Иоанн Кронштадтский трижды посещал Самару по приглашению граждан: в 1892, 1897 и в 1902 годах. В каждый из приездов он совершал в Иверском монастыре водосвятные молебны и наставлял сестер.

В первое десятилетие ХХ века, при игумении Феофании (Немерцаловой) шло большое строительство, возводился каменный двухэтажный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. В его нижнем этаже размещались пекарня и квасная, а в верхнем – Трапезный храм с престолом во имя Иерусалимской иконы.

Последняя игумения – Серафима (Миловидова) управляла обителью в 1908–1917 годах. В предреволюционный период это был крупный общежительный монастырь: в 1917 году в нем проживало около 400 насельниц в возрасте от 10 до 100 лет; имелись благотворительные учреждения – школа, странноприимный дом, больница. Во время Первой мировой войны открыли лазарет для раненых, разместили по указанию епархиального комитета 50 беженцев, а в швейной мастерской шили одежду для воинов. По благословению правящего архиерея организовали приют для девочек-сирот. Монастырь имел свыше 500 десятин монастырской земли. При этих угодьях были устроены 4 хутора с жилыми помещениями, пчельником и мельницей.

Наш монастырь

Присоединяйтесь к нам:

В конце 1863 года о. Варнава (Меркулов), насельник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу Нижегородской губернии, подобрал место в лесу, недалеко от села, для постройки богадельни, и благословил православных благотворителей начать это богоугодное дело. Так к осени 1864 года возникла Выксунская женская богадельня на 12 человек. Вначале в ней поселились лишь три сестры и юродивый Димитрий Пивоваров, который оказывал духовную поддержку сестрам и помогал им избавиться от естественного страха, возникающего от проживания в дремучем лесу.

25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская», и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской».

Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора П. А. Виноградова, вмещавший до 6000 человек, который имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.

В 1876 году закончилось строительство четырехъярусной колокольни, на которой размещалось 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Позднее был надстроен пятый ярус.

В 1919 году обитель была закрыта. В 1927 году были взорваны Троицкий собор и колокольня. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель, были заживо погребены в подземных кельях.

Самая главная святыня монастыря – это чудом сохранившаяся от времен старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – это частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.

Сегодня в Иверской обители проживает 23 сестры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Антонией (Мироновой). 13 девочек и 2 мальчика из детских домов нашли здесь приют, заботу и ласку. Имеется подсобное хозяйство и огороды. В обители с любовью принимают благочестивых паломников и гостей.

Смотреть далее…

По всем вопросам проживания, трапезы для паломников можно обратиться по телефонам: 8-(83177) 3-22-41; 8-929-042-35-09. Питание и проживание в монастыре бесплатно.

В монастыре запрещается: курение, употребление спиртных напитков, нецензурные выражения. Фотографировать и снимать на камеру в храме. Находиться женщинам в брюках и коротких юбках, мужчинам в шортах и в другой непристойной для христиан одежде. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы, а женщины покрыть голову платком. Соблюдать тишину и порядок.

Возникновение обители

В Самаре известно предание о том, как святитель Алексий митрополит Московский предрек возникновение города. В 1357 году, возвращаясь в Москву из Золотой Орды, где исцелил ханскую жену от слепоты, у слияния рек Волги и Самары святитель произнес: «На этом месте будет город великий, в котором просияет благочестие, и этот город никогда и никем разорен не будет».

В 1568 году здесь построили крепость, ставшую спустя столетие городом, и в нем был открыт Спасо-Преображенский монастырь, сначала мужской, а потом женский. По прошествии еще одного века, в царствование Екатерины II, этот монастырь, как и многие другие, упразднили.

К середине XIX столетия уездная Самара не отличалась большим количеством храмов, но дух благочестия в ней пребывал. Люди хранили благодарную память о существовавшей в прошлом обители. Возродить монастырь на благословенной самарской земле было желанием многих горожан, а некоторые готовы были пожертвовать для этого свои загородные земельные участки. Посвятить себя высоконравственной духовной жизни решили несколько девиц из православных семей.

В 1850 году горожане разных сословий во главе с духовенством отправили Симбирскому епископу Феодотию прошение об учреждении в Самаре женской общины. Ответ на прошение был положительный.

Осенью этого же года, в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего креста Господня, Преосвященный Феодотий на предполагаемом месте обители «…водрузил крест и заложил первый камень в основание молитвенной храмины. Владыка благословил будущих насельниц святой иконой Иерусалимской Божией Матери, поручив таким образом возникающую обитель охране и покровительству Небесной Царицы». Общину назвали Иверской, выполняя условие благотворительницы, передавшей сестрам семейную икону Иверской Божией Матери, украшенную золотой ризой, алмазами и изумрудами. Первой была построена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери с восемью келиями под ней и вокруг нее. В них поселились 38 подвижниц. Старшей сестрой избрали девицу мещанского сословия Марию Янову.

В 1860 году община была преобразована в монастырь со своим уставом, состоящим из 66 параграфов, определяющих порядок, образ жизни, взаимные отношения инокинь. Мария Янова с пострижением ее в монашество и наречением имени Маргариты стала первой игуменией.

Монастырь был общежительный нештатный и не получал денежных субсидий от казны на свое содержание. В нем действовала целая сеть всевозможных мастерских, на доходы от которых, а также на частные пожертвования он жил и развивался.

С расширением монастыря и увеличением числа насельниц в 1858 году был заложен каменный трехпрестольный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с двумя приделами – преподобного Сергия Радонежского и первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский храм до построения в 1894 году нового Кафедрального собора был самым большим и благолепным из всех церквей Самары. В склепе храма была погребена первая игумения Маргарита (Янова), прослужившая в сане четверть века и почившая в 1883 году в возрасте 78 лет.

В 1874 году возвели в сан вторую игумению – монахиню Антонину (Розалиеву). При ней была построена величественная 65 метровая колокольня с восьмитонным колоколом и надвратной церковью во имя Чудотворца Николая. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу и считался символом дореволюционной Самары.

…и трудами

В монастыре построены новый игуменский дом и четырехэтажный сестринский корпус, гармонично дополнившие архитектурный ансамбль обители. В бывшем ремесленном корпусе расположилась просфорная, в бывших настоятельских покоях – трапезная, швейная и золотошвейная мастерские, иконописная – в новом сестринском корпусе.

Сестры обители восстановили традиции дореволюционного Иверского монастыря – овладели техникой лицевого шитья. Выполняя послушания, они создают настоящие произведения искусства. Уникальная плащаница Божией Матери, вышитые ими Иверская и Иерусалимская иконы стали украшением главного храма. Филигранная, тонкая, кропотливая работа, требующая, кроме умения и мастерства, много терпения.

Талантливые иконописцы подготовили малый иконостас для скитского храма, пишут иконы для храма в честь святителя Николая, который находится на втором ярусе колокольни.

Сестры также несут послушания в храме, поют на клиросе, шьют облачения; в просфорне выпекают просфоры и для других храмов епархии; трудятся в трапезе, в церковных лавках, в бухгалтерии, в монастырской библиотеке – в ней имеется более 12000 экземпляров книг духовно-нравственного содержания.

По благословению Высокопреосвященного Сергия, Митрополита Самарского и Сызранского, второй год монастырь издает ежемесячную газету «Иверский свет».

Большая монастырская территория постоянно благоустраивается, ее цветущий вид поддерживается руками насельниц.

В 2012 году была построена часовня в честь святых Царственных страстотерпцев. В ближайшее время в часовне будет открыт музей монастыря. Построен и четырехэтажный гостиничный блок, в котором размещена пошивочная мастерская. Расширяется гостиничный комплекс: заканчивается строительство второго корпуса.

Монастырю принадлежит 70 гектаров земли в Волжском районе, где в 1996 году был основан Свято-Духовский скит – хозяйственное подворье монастыря. В нем имеется свой парк сельхозтехники, дойное стадо, птичник, выращивают овощи. В скиту возведен двухэтажный каменный храм в честь Святого Духа и Киево-Печерских святых.

Иверский жив

Когда в октябре 1999 года Святейший Патриарх Алексий II посетил монастырь, он выразил впечатления о пребывании в Самаре в двух фразах: «Самарская епархия – оплот Православия России» и «Иверский монастырь – жемчужина Самарского края». Ныне Самарский Иверский монастырь внесен в Реестр памятников культурного наследия федерального значения.

…Встала стройной белой красавицей на высоком волжском берегу 57-метровая колокольня. Над ней плывут облака, как и над ее предшественницей в прошлом веке. Звон пятнадцати колоколов возвещает о начале богослужения, разносится по окрестностям, умолкая в отлогах древних Жигулевских гор. Радостно православным горожанам и всем, кто в этот час проплывает по Волге. Иверский жив. Дух благочестия вернулся в него. Монастырь в своем ежедневном молитвенном труде во имя Господа стал надежным щитом городу.

…Монашество в Православии – самая высокая, совершенная жизнь. Полвека матушка Иоанна на монашеской стезе. Два десятилетия несет игуменский крест на Самарской земле. Сфера деятельности игумении не ограничивается вверенной ей обителью. Она принимает участие в духовно просветительных, образовательных и социальных программах регионального и федерального уровня.

Под Покровом Богородицы, благодатию Ее Божественного Сына, трудами игумении и насельниц Иверский монастырь укрепляется, благоустраивается. Для всего православного Поволжья его возрождение – великая милость Божия.

Описание архитектуры

Самарский монастырь представляет собой красивейший архитектурный комплекс, который к тому же является центром для православных общин на Поволжье. Хотя обители всего около 150 лет, в Самаре монастырь является старейшим из архитектурных памятников православного христианства. И хотя, по мнению некоторых искусствоведов, монастырские здания напоминают по типу застройки заводские цеха, многие отмечают сходство Иверской обители с Московским Кремлем.

На территории монастыря расположились такие храмы, Никольский храм, Церковь Иверской Божьей матери, Иерусалимский, демонстрирующий богатство резного декора и Иверский, привлекающий внимание необычным фасадом. Рядом с Иверским храмом возведена копия некогда стоящей на этом месте колокольни со звонницей в 15 колоколов

Важно! На примонастырской территории сохранилось разгромленное некогда кладбище, где упокоены известные люди города Самары, и, хотя, с эстетической точки зрения кладбище представляет собой скорее руины, но с исторической составляет большую ценность

Территория монастыря

Территория монастыря с одной стороны напоминает Московский Кремль (голубыми елями на фоне церквей), с другой — рабочий городок. Жилые корпуса обители по стилю похожи на заводские, а трубы Самарской ГРЭС придают комплексу еще более урбанистический дух. Как-то некстати к благостному месту присоседился Жигулевский пивзавод.

Здесь стоят несколько храмов. Строгий Иерусалимский с массивными резными дверями, причудливая часовня, контрастно выкрашенная в белый и красный цвета, златоглавый Иверский с величественным фасадом. Возле него строят копию разрушенной колокольни, под 8-тонным куполом которой установлена звонница из 15 колоколов.

Кладбище с останками именитых и почетных граждан Самары в послереволюционные годы было разгромлено, и сейчас представляет собой нагромождение надгробных плит. Прогулка по нему рекомендуется не в эстетических, но в познавательных целях.

«Самарское знамя»

При игумении Антонине в 1876 году, в период русско-турецкой войны, иверскими монахинями было изготовлено знаменитое «Самарское знамя», ставшее символом единства славянских народов, света и торжества Православия. На обеих сторонах шелкового полотнища изображен крест, в нем расположены Иверский образ Божией Матери и – с другой стороны – образ святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. На красной полосе золотошвейки монастыря вышили: «Самара болгарскому народу в 1876 году», на синей – «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его».

Знамя было вручено болгарскому ополчению. Спасенное несколькими знаменосцами в боях и пропитанное кровью их смертельных ран, оно хранится в военно-историческом музее Софии и почитается болгарами как национальная святыня. В 2008 году делегация депутатов Народного Собрания Болгарии передала его копию возрожденному Иверскому монастырю. Иверские монахини, разделяя патриотический подъем русского народа, еще в позапрошлом веке протянули крепкую нить, связывающую два братских народа: Стара-Загора и Самара – города-побратимы.

Игумения Антонина скончалась в 1892 году, прослужив 16 с половиной лет, и была захоронена напротив придела во имя Архистратига Михаила в устроенном ею Иверском храме.

История

В январе 1850 г. жители Самары подали прошение епископу Симбирскому Феодотию о создании в городе женской общины для 38 сестер, решивших совершить постриг. Благословение было получено и закреплено Государем императором, и стройка закипела. Купчиха Марихина пожертвовала монастырю фамильный образ Иверской Божией Матери, оправленный в золотую ризу, от него обитель получила свое название. К началу 20 века в монастыре проживало уже более 400 сестер, при нем действовали школа, больница, мастерские. На кладбище хоронили важных горожан.

В 1876 г. во время войны за освобождение Болгарии от турецкого ига золотошвейки вышили знамя для сражения, в котором принимали участие русские войска. Оно до сих пор хранится в музее в Софии.

При советской власти монахини и послушницы маскировали обитель под швейную артель, но они смогли продержаться под прикрытием лишь несколько лет. В 20-х гг. 20 века пролетариат изъял все ценности на цели мировой революции, а потом и вовсе подорвал Успенскую церковь, разорил кладбище, а корпуса отдал под рабочие общежития. По слухам, сестер погрузили на старую баржу и утопили в Волге.

Монастырские угодья

В феврале 1861 года в соответствии с постановлением правительства, Иверский монастырь (Самара) получил просимые настоятельницей луга, а также разрешение на рыбную ловлю. Эти угодья находились совсем рядом с Самарой и прежде принадлежали Спасо-Преображенскому женскому монастырю, поэтому Иверская обитель считалась наследницей упраздненного монастыря.

Прошение о выделении монастырю мукомольной мельницы, которое поддержал епископ Феофил, не было удовлетворено. Разочарованный отказом правительства голова Самары вместе с одним из постоянных жертвователей обители купцом В. Буреевым передали монастырю арендованный у города на девяносто девять лет участок земли, примыкавший к монастырским лугам.

На этом участке был высажен фруктовый сад с вишнями и яблонями, здесь развели огромный малинник, стали выращивать овощи: картофель, огурцы, капусту. Сюда же свозили скошенное сено. Для удобства ведения подсобного хозяйства на участке был построен хутор, в котором постоянно проживало пятнадцать сестер, а также наемные работники.

При монастыре было два кладбища, на которых были похоронены священнослужители, родовые дворяне и известные в городе люди. До наших дней сохранилась только могила П. В. Алабина – городского головы.

Храм Иверский

Первым храмом в монастыре стала деревянная теплая трехпрестольная церковь, которая была освящена 24 апреля 1855 года Евсевием – первым самарским епископом. Строительными работами руководил архитектор Фирсов. Храм был построен на высоком каменном фундаменте, имел продолговатую форму. Его обшили тесом и покрыли железом. В храме было 13 окон, но несмотря на это, он казался довольно темным, так как с двух стороны был затенен холмами.

В церкви был двухъярусный иконостас, с вызолоченной резьбой на белом фоне. Его создали на средства Василия Головачева – купца из Самары. Иверская икона находилась от царских врат с левой стороны, а Иерусалимская икона – за левым клиросом.

Крепость Самарский городок

В наши дни Самара ― один из крупнейших городов Среднего Поволжья. Его история насчитывает более четырёх столетий. В 1586 году, в царствование государя Фёдора Иоанновича, была основана на Волжском берегу крепость ― Самарский городок. Время было неспокойное, вот и понадобился сторожевой оплот, преграждавший путь степным кочевникам. Там же возникла и святая обитель, именовавшаяся Спасо-Преображенским женским монастырём. Ратники стояли с оружием в руках на рубеже земли Российской, а монастырские сёстры возносили молитвы об одолении супостатов.

Так продолжалось до 1764 года, когда за малочисленностью монахинь обитель была упразднена. Отсутствие столь необходимого для жизни духовного центра не могло не сказаться. В первой половине следующего ― XIX века, в обществе усилились тенденции, направленные на церковный раскол. Кроме того, широкое распространение получили различные секты, наиболее активной из которых являлись представители так называемой молоканской ереси.

Праведники во веки живут

В Иверском храме монастыря почивают мощи св. прав. Александра Чагринского (1821–1900), обретение их состоялось 22 июня 2000 года. Будучи современником святого Иоанна Кронштадтского, отец Александр в своей жизни явил подобный ему образ святости. Живя в миру, имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и чудотворения. Праведный Иоанн Кронштадтский, когда к нему приезжали люди из Поволжья, восклицал: «Что вы ко мне едете? У вас есть свой старец!»

По словам игумении Иоанны, обретение мощей Александра Чагринского наполнило жизнь монастыря особым смыслом: в обители явился новый заступник и молитвенник. Сестры, как и весь православный самарский народ, прикладываясь к святым мощам угодника Божия, испрашивают помощи, находят утешение и радость.

Святой праведный отче Александре, моли Бога о нас!

В прошлом на территории монастыря был обширный некрополь. До наших дней сохранился памятник П.В. Алабину – действительному статскому советнику, воину и летописцу четырех войн. Петр Владимирович был умным, образованным и талантливым человеком, любящим Родину, именно он возглавил делегацию для доставки Самарского знамени в Болгарию. Семейство Алабиных было постоянным и крупным благотворителем монастыря. В 1874 году супруги Алабины устроили придельный храм во имя равноапостольной царицы Елены и великомученицы Варвары над склепом с могилой дочери Елены, с южной стороны Иверского храма. Позднее на этом месте были похоронены Петр Васильевич с женой, его сын и дочь.

Рядом с могилой Алабина находится могила известного пастыря Самарской епархии митрофорного протоиерея Иоанна Букоткина, почившего 8 мая 2000 года. Это первое захоронение в послереволюционное время.

Отец Иоанн был духовником Самарской епархии, клириком Петропавловской церкви. Фронтовик. Кавалер Ордена Славы, двух орденов Великой Отечественной войны – протоиерей Иоанн был известен как подвижник, старец, имеющий особый дар утешения. Сотни людей обращались к нему за помощью в трудные минуты, и его молитва творила чудеса. «Праведники во веки живут» – начертано на его памятнике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector