Иверский женский монастырь
Содержание:
Восстановительный период
Православные христиане не смирились с полуразрушенным состоянием древней святыни и образовали инициативную группу, которую возглавил правящий архиерей Владимир (Сабодан).
При поддержке владыки Владимира монастырь иконы Божьей Матери Иверской был возвращен Церкви.
- Первые богослужения начали проводить в храме Димитрия Ростовского, в 1991 году Священный Синод официально объявил об открытии женской обители в Ростове-на-Дону.
- В 1992 году митрополит Владимир (Сабодан) подарил монастырю святой образ Божьей Матери «Иверская», который был написан на святой Афонской горе.
- На средства благодетелей и администрации Ростова началось возрождение поруганной святыни, которую с 1993 года возглавила игумения Неонилла.
Интерьер Иверского монастыря
Монахини, насельницы с матушкой Неониллой взялись за строение келий, благоустройство источника и палисадника с розами, они засадили огороды, посадили новые деревья в саду, возобновили разведение скота и птицы.
Параллельно шло восстановление храма, колокольни, звон колоколов которой ростовчане услышали в 1995 году.
В 1996 году пятиглавый монастырский комплекс снаружи был восстановлен, начались внутренние работы.
В это время заболела матушка Неонилла, через 3 года она почила с Богом.
В 1996 году руководство монастыря в Ростове-на-Дону возложено на инокиню Рахиль, через год она возводится в сан игуменьи и становится настоятельницей обители.
3 ноября 1996 года стал знаменательным днем в жизни женского монастыря. Архиепископ Пантелеимон (Долганов) освятил верхнюю церковь в честь святого лика Богородицы «Иверская», после чего прихожане могли присутствовать на богослужениях ежедневно.
К концу 2002 года полностью закончена роспись стен и обновление иконостаса в нижнем приделе.
История
История монастыря началась в 1903 году.
Согласно определению Святейшего Правительствующего Синода:
«Святейший Правительствующий Синод, 23 октября 1906г., сообщил Правительствующему Сенату, ведением, что, определением Святейшего Правительствующего Синода постановлено на жертвуемом купцом Самуилом Федоровым земельном участке, состоящем близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, учредить женскую общину, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет совершать на свои средства, и проект устава сей общины утвердить. /ст. 1903. Об учреждении близ г. Нахичевани, Ростовского округа, Екатеринославской епархии, женской общины, с наименованием оной «Троице-Алексеевскою».
Ростовская управа выполнила прошение монахинь Черноморского монастыря Екатерины и Александры, выделив под строительство женской обители участок земли недалеко от города Ростова-на-Дону.
Участок располагался в двенадцати верстах от Ростова,на его территории находился родник, вскоре ставший известен своими целебными свойствами.
Ростовский купец С. И. Фёдоров стал попечителем монастыря, поэтому монастырь в народе прозвали «Федоровский». Существует предание, что купец построил монастырь ради своей шестнадцатилетней дочери, которая пожелала удалиться от мирской жизни.
Первой настоятельницей этой обители стала игумения Анастасия, под её руководством в монастыре проживало около пятидесяти сестер.
Через несколько лет на территории монастыря была возведена деревянная часовня ― каплица и келии, которые впоследствии были заменены на каменные. Над целебным источником отстроили каплицу, рядом – домик игумении.
В 1908 году строительство храма было завершено и его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.
Старожилы тех лет утверждали, что в конце лета 1914 года царский кортеж, который возвращался с Кавказских Минеральных Вод, остановился у границ святой обители. Император Николай II с Наследником цесаревичем Алексием вступили на землю монастыря и вошли под своды храма, чтобы поклониться Иверской иконе Божией Матери.
В период Первой мировой войны помещения монастыря использовали как приют для девочек-сирот 9-11 лет из оккупированной Польши.
Девочки обучались и жили здесь до начала 1920-х годов.
В 1919 году игуменья Анастасия из-за угрозы закрытия храма, перерегистрировала его как сельхозартель.
При монастыре находились птичий и скотный дворы, хлебопекарня, кухня, большая пасека, фруктовый сад, искусственные запруды для разведения рыб и прекрасный розарий.
Тем не менее, в 1929 году храм закрыли, а игуменью и нескольких сестёр выслали в Сибирь, передав имущество храма государству. После закрытия храма, в корпусах храма в разное время располагали клуб свинооткормчего совхоза, детский дом, мастерские и склады.
За неимением постоянного и заинтересованного хозяина монастырская пасека погибла. Часовню, игуменский домик, хозяйственные постройки и даже вымощенные булыжником дорожки были разобраны на камень.
В конце 80-х годов по благословению Правящего Архиерея митрополита Владимира (Сабодана) была создана инициативная группа, в задачу которой входило добиться возвращения святыни Русской Православной Церкви.
Возрождение храма случилось только после распада СССР — Иверский женский монастырь был восстановлен постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 августа 1991 года. Первым наместником вновь образованного Свято-Иверского женского монастыря Ростов-на-Дону стал в 1991 году архимандрит Модест (Потапов), приняв постриг от своего духовного отца митрополита Зиновия (Мажуги), в схиме — Серафима, начавшего свой монашеский путь в Глинской пустыни, который уже прославлен в лике святых.
В 1992 году монастырь принял дар митрополита Владимира (Сабодана) Иверскую икону Пресвятой Богородицы, на которой сохранилась надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афонской в русском Андреевском общежительном ските».
Постепенно были отстроены келии, очищен и благоустроен источник. К концу 1995 г была восстановлена монастырская церковь. Весной 1996г. восстановлен изначальный вид пятиглавия.К осени 2002г. ростовскими художниками-реставраторами были расписаны стены и обновлен иконостас нижнего храма.
17 ноября 2002 г. Высокопреосвященнейший Владыка Пантелеимон совершил освящение отреставрированного храма.
На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц.
По территории монастыря проводятся экскурсии.
Святыни
- Иверская икона Божией Матери, написанная в келье Николая Буразери на Святой Горе Афон;
- Плащаница Пресвятой Богородицы с частицей от гробницы Божией Матери из Гефсимании;
- Икона Святого Николая со святым миром от мощей святителя из итальянского города Бари;
- Ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских.
Святыни нижнего храма Святого Димитрия Ростовского:
- Икона с частицей мощей Святого Димитрия, митрополит Ростовского;
- Икона с частицей мощей Святого Тихона Задонского;
- Икона с частицей мощей Святого, архиепископа Харьковского;
- Ковчег с частицами мощей преподобных старцев Киево-Печерских;
- Икона Святой Блаженной Матроны Московской с частицей гроба.
Современная жизнь
Освящение единственного в Ростовском крае женского монастыря стало толчком к открытию приходов и построению храмов.
Молитва является основой жизни насельниц обители, число которых в настоящее время 35. Они с утра до вечера непрестанно читают Псалтирь.
Богослужение в Свято-Иверском монастыре
Утро начинается в женском монастыре в 6.00 с молитвенного правила, после чего, пребывая в молитвенном состоянии, сестры в послушании, кротости, терпении, с любовью работают, кто поет в клиросе, кто ухаживает за розами, иные задействованы на скотном или птичьем дворе.
День заканчивается общим сбором и вечерним молитвенным правилом, благодарственной молитвой Творцу за прожитый день.
На заметку! Святой источник открыт для окунания каждый день с 8.00 до 19.00, существует множество свидетельств о чудодейственной силе родниковой воды из этого святого озерца.
Возрождение поруганной святыни
В конце восьмидесятых годов в стране набирали силу новые перестроечные веяния, и Ростовская-на-Дону епархия обратилась в правительственные органы с просьбой о возвращении монастырской территории и сохранившихся на ней построек в ведение Церкви.
Когда, наконец, после длительных бюрократических проволочек вопрос решился положительно, и поруганную святыню вернули Церкви, начался процесс её восстановления. К 1996 году, когда во главе обители была поставлена игумения Рахиль (Ковалёва) закончились основные восстановительные работы.
Был освящён престол нижнего этажа храма, и в нём возобновились богослужения. С приходом новой настоятельницы завершилась также реконструкция всего здания, и заняла своё место его главная святыня – Иверская икона Божьей Матери.
Практическая информация
Адрес: Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская, 4. Веб-сайт
На территории находится святой источник, он, как и монастырь, открыт с 7:00 до 19:00 ежедневно. Церковная лавка работает с 7:30 до 18:30, книжная и иконная лавки — в графике монастыря в будние дни, по субботам с 9:00 до 16:00, по воскресеньям — с 10:30 до 17:00.
К обители ходит общественный транспорт, доехать можно:
- от главного ж/д вокзала, маршруткой до Будденовского проспекта, дальше автобусом № 83 до остановки «Совхоз»;
- от Центрального рынка — тем же автобусом, до той же остановки;
- со стороны Ворошиловского проспекта, автобусом № 78 до той же остановки.
Скоро на «Тонкостях»: Бюджет не треснет: экономный гид по Нижнему Новгороду
Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент
История
В далеком, примерно1900 году, богатый ростовский купец пожертвовал Екатеринославской епархии земельный участок. Он находился недалеко от города Нахичивани. С самого начала он предназначался для создания женской монашеской обители. Желание сделать такой щедрый подарок было спровоцировано тем, что 16-ти летняя дочь купца захотела покинуть суетный мир и уйти в монашеский.
В этом же году получив все юридические разрешения началось строительство обители. По историческим данным не известно ушла ли 16-ти летняя девушка в монастырь или удачно вышла замуж и подарила своему отцу наследника, но Иверский женский монастырь Ростов-на-Дону был построен и существует по сей день. В народе первоначально монастырь называли Федоровским, в честь фамилии его создателя. Кстати сам создатель в свое время заказал для него список с чудотворной Иверской иконы Божьей Матери, от которой обитель и получила свое название.
В период первой мировой войны сестры обители проявили истинное христианское милосердие. Они взяли на воспитание девочек сирот, которые были привезены с оккупированной Польши. Дети не только были окутаны любовью и заботой, но и имели возможность учиться в школе.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском
В период драматических событий в 1917 году, когда все церкви и монастыри закрывались согласно указанью власти, обитель благодаря мудрости своей настоятельницы просуществовала еще с десяток лет. Ее пере зарегистрировали как сельхозартель. За очень короткий период времени монахини открыли у себя скотный и птичий двор. Также на территории обители была хлебопекарня, пасека и фруктовый сад. Но несмотря на успешное хозяйство в 1929 году монастырь закрыли. Всех монахинь разогнали, а их настоятельниц судили.
Спустя несколько лет полностью все хозяйство, которое было создано собственноручно его жительницами было полностью разорено. И только в конце восьмидесятых годов епархия обратилась в правительственные органы с просьбой вернуть территорию монастыря вместе с постройками церкви. Правительство дало разрешение на реставрацию возвращение святыни. Все ремонтные работы официально были закончены к концу 90-х годов.
Топ 10 новостей
-
В Ростове-на-Дону
-
1
В Ростовскую область приехала проверка Минздрава России
20.11.2021 Общество -
2
Экс-министр здравоохранения Ростовской области стала топ-менеджером в компании, связанной с крупнейшим производителем «Спутник V»
вчера в 07:20 Общество -
3
Минздрав России рекомендовал ростовским врачам лечить коронавирус передозировкой кроверазжижающих лекарств
вчера в 18:00 Общество -
4
«Работа предприятия парализована»: гендиректор основного владельца «Ростовводоканала» — о ситуации в компании
вчера в 12:24 Общество -
5
«Осталось пару метров до наших ворот»: ростовчанин показал последствия жуткого оползня в Ростове
21.11.2021 Обращение в редакцию -
6
Голубев предупредил об «особом режиме работы» на новогодние праздники из-за коронавируса
16.11.2021 Общество -
7
В Москве вынесли приговор экс-вору в законе, контролировавшему Ростовскую область
19.11.2021 Общество -
8
Владелец «Ростовводоканала» потребовал сменить совет директоров и гендиректора
16.11.2021 Общество -
9
Более 20 контрактников в Ростове попали под следствие за дачу взяток
20.11.2021 Общество -
10
«Ей дали задохнуться»: дочь умершей пациентки обвинила руководство ЦРБ в Ростовской области в смерти матери
19.11.2021 Общество
-
-
-
1
В Ростовскую область приехала проверка Минздрава России
20.11.2021 Общество -
2
В Ростовской области ввели обязательную вакцинацию для людей старше 60 лет
вчера в 14:05 Общество -
3
Экс-министр здравоохранения Ростовской области стала топ-менеджером в компании, связанной с крупнейшим производителем «Спутник V»
вчера в 07:20 Общество -
4
Министр здравоохранения Ростовской области объяснил, почему жителям не выдают бесплатные лекарства от коронавируса
16.11.2021 Общество -
5
«Работа предприятия парализована»: гендиректор основного владельца «Ростовводоканала» — о ситуации в компании
вчера в 12:24 Общество -
6
«Осталось пару метров до наших ворот»: ростовчанин показал последствия жуткого оползня в Ростове
21.11.2021 Обращение в редакцию -
7
Владимир Жириновский назвал депутата от КПРФ Коломейцева «ростовским валенком» и получил выговор
16.11.2021 Политика -
8
Владелец «Ростовводоканала» потребовал сменить совет директоров и гендиректора
16.11.2021 Общество -
9
Строительство железной дороги из Ростова в аэропорт Платов оценили в 110 млрд рублей
19.11.2021 Общество -
10
Рейдерский захват или конфликт интересов: что происходит в «Ростовводоканале»
сегодня в 07:30 Общество
-
Наш монастырь
Присоединяйтесь к нам:
В конце 1863 года о. Варнава (Меркулов), насельник Гефсиманского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры, прибыл по просьбе местных купцов в село Выксу Нижегородской губернии, подобрал место в лесу, недалеко от села, для постройки богадельни, и благословил православных благотворителей начать это богоугодное дело. Так к осени 1864 года возникла Выксунская женская богадельня на 12 человек. Вначале в ней поселились лишь три сестры и юродивый Димитрий Пивоваров, который оказывал духовную поддержку сестрам и помогал им избавиться от естественного страха, возникающего от проживания в дремучем лесу.
25 мая 1865 года старец Варнава прислал икону Божией Матери, именуемую «Иверская», и новоустроявшаяся обитель была названа «Иверской».
Наиболее крупным и значительным сооружением монастыря стал пятиглавый, каменный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный по проекту архитектора П. А. Виноградова, вмещавший до 6000 человек, который имел два придела: правый – в честь Вознесения Господня и левый – Всех святых.
В 1876 году закончилось строительство четырехъярусной колокольни, на которой размещалось 18 колоколов общим весом более 2000 пудов. Позднее был надстроен пятый ярус.
В 1919 году обитель была закрыта. В 1927 году были взорваны Троицкий собор и колокольня. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель, были заживо погребены в подземных кельях.
Самая главная святыня монастыря – это чудом сохранившаяся от времен старой обители чудотворная икона Божией Матери «Иверская», написанная сестрами монастыря. Не менее почитаемая святыня – это частица мощей преподобного Варнавы Гефсиманского и сохранившаяся его личная епитрахиль.
Сегодня в Иверской обители проживает 23 сестры во главе с настоятельницей монастыря игуменией Антонией (Мироновой). 13 девочек и 2 мальчика из детских домов нашли здесь приют, заботу и ласку. Имеется подсобное хозяйство и огороды. В обители с любовью принимают благочестивых паломников и гостей.
Смотреть далее…
По всем вопросам проживания, трапезы для паломников можно обратиться по телефонам: 8-(83177) 3-22-41; 8-929-042-35-09. Питание и проживание в монастыре бесплатно.
В монастыре запрещается: курение, употребление спиртных напитков, нецензурные выражения. Фотографировать и снимать на камеру в храме. Находиться женщинам в брюках и коротких юбках, мужчинам в шортах и в другой непристойной для христиан одежде. При входе в храм мужчины должны снять головные уборы, а женщины покрыть голову платком. Соблюдать тишину и порядок.
Архитектурные памятники внутри Рождественского монастыря
Самые первые постройки монастыря были сделаны из дерева и до наших дней не сохранились. Самое древнее строение, которое сегодня можно увидеть в обители, — это Рождественский собор. Он появился здесь в конце XVII века во времена митрополита ростовского Ионы III (Сысоевича). Исследователи считают, что скорее всего для его строительства были приглашены те же зодчие, которые возводили храмы Ростовского кремля. Постройка заняла много времени — вплоть до 1702 года. А внутреннюю роспись стен сделали еще позже – в 1715 году. Основной ее тематикой стало прославление Божией Матери. В 1883 году эту роспись подновляли.
Двухэтажный собор внутри очень просторный. Он имеет одну главу над основным зданием и одну – над небольшим приделом. К храму примыкает обширная трапезная, при строительстве которой было применено редкое архитектурное решение. Ее своды поддерживает единственный опорный столб, установленный посредине здания.
Двухярусная шатровая колокольня этого храма, построенная в 1817 году, до наших дней не сохранилась. Вместо нее стоит небольшая деревянная колоколенка, установленная в 2001 году. А вот часы от старой колокольни уцелели. Они были куплены на деньги, выделенные купеческой вдовой из Ростова Е.Д. Мальгиной. Сейчас эти часы можно увидеть на городской пожарной башне, которая, кстати, в советские годы тоже была переделана из бывшей высокой колокольни Воздвиженского храма.
В сороковые годы XIX века в монастыре возвели теплую церковь, посвященную Тихвинской иконе Божией Матери. Она стала последней каменной постройкой обители. Сегодня этот храм можно увидеть лишенным всех своих пяти глав, в сильно изуродованном виде.
Церковь Николая Чудотворца на Подозерье (приписной храм)
Северная стена монастыря обращена к Советской площади. Ранее ее называли Рождественской. Западная – смотрит на Второй Толстовский переулок. Южная и восточная — в большей части примыкают к углу крепостного земляного вала, сооруженного во времена царствования Михаила Федоровича (1632 год). Комплекс строений Рождественского монастыря признан памятником архитектуры XVII-XIX веков и охраняется государством. А в музейной коллекции Ростовского Кремля можно увидеть красиво вышитую пелену «Рождество Пресвятой Богородицы», — одну из уцелевших ценностей Рождественской обители. Она была сделана в 1664 году искусными вышивальщицами из мастерской, принадлежащей княгине М. М. Луговской.
Расписание служб
Чтобы посетить обитель не только с целью экскурсии, но и помолится и преклонится перед чудотворной иконой, не лишним будет ознакомится с расписанием богослужений Иверского монастыря.
Обитель открыта для посещений с 7-00 до 21-00. Богослужение в храмах по будням проводится с 7-00 до 9-00 и с 18-00 до 20-00.
- 7-00 Братский молебен,
- 7-30 Исповедь,
- 8-00 Литургия,
- 9-00 Заупокойная лития.
В субботние, воскресные и праздничные дни с 9-00 до 12-00 и с 18-00 до 21-00
- 9-00 Исповедь,
- 10-00 Литургия,
- 10-45 Причастие для младенцев,
- 11-30 Молебен перед Иверской иконой Божией Матери,
- 12-00 Воскресная трапеза.
Таинство крещения проводится по будням, в праздничные и воскресные дни в 13-00. Венчание совершается в разрешенные дни (см. церковный календарь) в 14-00, молебны, освящение транспорта заказываются по договоренности в церковной лавке.
Возникновение обители
В Самаре известно предание о том, как святитель Алексий митрополит Московский предрек возникновение города. В 1357 году, возвращаясь в Москву из Золотой Орды, где исцелил ханскую жену от слепоты, у слияния рек Волги и Самары святитель произнес: «На этом месте будет город великий, в котором просияет благочестие, и этот город никогда и никем разорен не будет».
В 1568 году здесь построили крепость, ставшую спустя столетие городом, и в нем был открыт Спасо-Преображенский монастырь, сначала мужской, а потом женский. По прошествии еще одного века, в царствование Екатерины II, этот монастырь, как и многие другие, упразднили.
К середине XIX столетия уездная Самара не отличалась большим количеством храмов, но дух благочестия в ней пребывал. Люди хранили благодарную память о существовавшей в прошлом обители. Возродить монастырь на благословенной самарской земле было желанием многих горожан, а некоторые готовы были пожертвовать для этого свои загородные земельные участки. Посвятить себя высоконравственной духовной жизни решили несколько девиц из православных семей.
В 1850 году горожане разных сословий во главе с духовенством отправили Симбирскому епископу Феодотию прошение об учреждении в Самаре женской общины. Ответ на прошение был положительный.
Осенью этого же года, в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего креста Господня, Преосвященный Феодотий на предполагаемом месте обители «…водрузил крест и заложил первый камень в основание молитвенной храмины. Владыка благословил будущих насельниц святой иконой Иерусалимской Божией Матери, поручив таким образом возникающую обитель охране и покровительству Небесной Царицы». Общину назвали Иверской, выполняя условие благотворительницы, передавшей сестрам семейную икону Иверской Божией Матери, украшенную золотой ризой, алмазами и изумрудами. Первой была построена часовня во имя Казанской иконы Божией Матери с восемью келиями под ней и вокруг нее. В них поселились 38 подвижниц. Старшей сестрой избрали девицу мещанского сословия Марию Янову.
В 1860 году община была преобразована в монастырь со своим уставом, состоящим из 66 параграфов, определяющих порядок, образ жизни, взаимные отношения инокинь. Мария Янова с пострижением ее в монашество и наречением имени Маргариты стала первой игуменией.
Монастырь был общежительный нештатный и не получал денежных субсидий от казны на свое содержание. В нем действовала целая сеть всевозможных мастерских, на доходы от которых, а также на частные пожертвования он жил и развивался.
С расширением монастыря и увеличением числа насельниц в 1858 году был заложен каменный трехпрестольный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с двумя приделами – преподобного Сергия Радонежского и первоверховных апостолов Петра и Павла. Сретенский храм до построения в 1894 году нового Кафедрального собора был самым большим и благолепным из всех церквей Самары. В склепе храма была погребена первая игумения Маргарита (Янова), прослужившая в сане четверть века и почившая в 1883 году в возрасте 78 лет.
В 1874 году возвели в сан вторую игумению – монахиню Антонину (Розалиеву). При ней была построена величественная 65 метровая колокольня с восьмитонным колоколом и надвратной церковью во имя Чудотворца Николая. Силуэт колокольни, увенчанный грушевидной главкой, напоминал свечу и считался символом дореволюционной Самары.
Святыни
«Вратарница», обладающая чудодейственной силой, остается главной святыней монастыря, к ней постоянно приходят поклониться паломники.
Каждую среду на вечернем служении воздается хвала святому образу, Царице Небесной, Заступнице обители и города.
Список чудотворной Иверской иконы Божией Матери
В верхней церкви находится плащаница Пречистой Божьей Матери с частицами ее гробницы, святой образ Николая Угодника с миром, привезенным с итальянского города Бари, и ковчежец с частицами святых останков прп. Оптинских старцев.
Нижняя церковь Димитрия Ростовского обладает несколькими иконами, имеющими частицы святых мощей:
- Димитрия;
- Тихона Задонского;
- старцев Киево-Печерской лавры;
- святого Мелетия Харьковского.
На заметку! Здесь же можно помолиться у святого образа Матронушки Московской.