Филарет

Епископ Ростовский

30 июня 1606 г. по распоряжению Лжедмитрия Филарет хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан митрополита.

Кажется, Филарет редко наезжал в свою епархию, проживая с тех пор большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Филарет ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов подвергся нападению тушинцев; Филарет, запершийся с народом в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству с Филаретом назначил его патриархом всея Руси.

В качестве нареченного патриарха Филарет рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собой и Филарета.

Только по разбитии этого отряда русским войском Филарет получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Филарет по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Филарет пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме Сапеги.

Возвращение патриарха Филарета

Но судьба подготовила немало неожиданностей даже для самого Фёдора Романова. Смутное время стало периодом резких перемен и взлётов для него. С окончанием правления Годунова на престол восходит Лжедмитрий I, который заявлял о своих добрых отношениях с царской семьёй. Он освобождает Романова и его супругу, делает Фёдора митрополитом Ростовским.

Патриарх Филарет был захвачен в Ростове тушинцами, но и тогда заявлял о себе как о пленнике, а не представителе духовенства. Однако слава о его деяниях на духовном поприще и доброе имя не пострадали благодаря самоотверженности и безукоризненной репутации даже после падения нового царя и прихода Лжедмитрия II.

Теперь на Фёдора Никитича была возложена дипломатическая миссия. Патриарх Филарет возглавил посольство, отправляющееся к королю Сигизмунду. Польский правитель требовал признать взятие Смоленска, однако Романов отстаивал интересы Руси, не уступая полякам. Почти девять лет ему пришлось провести в плену.

Автограф Патриарха Московского Филарета (17 век).

Семья и дети

Фёдор Никитович женился на дочери бедного дворянина из Костромы Ксении Ивановне Шестовой. У них родились шестеро детей. После опалы Бориса Годунова на семью Фёдора Никитовича, Ксению Ивановну насильно постригли в монахини под именем Марфы и отправили в Заонежский Толвуйский погост. Сын Михаил и дочь Татьяна вместе с тётками Настасьей и Марфой Никитичными были увезены в село Клины, находящееся в Юрьевском уезде.

Филарет Патриарх всея Руси сразу после возвращения домой из польского плена и проведения кампании по возведению на престол своего сына Михаила, превратился в расчётливого и опального регента.

Смерть патриарха Филарета 1 октября 1633 года положила конец двоевластию в государстве и окончательно установила на престол род Романовых, царствовавших до самого 1917 года.

«Исповедь»

…Среди тех, на кого образ святителя произвел глубокое впечатление, оказался и А.С. Пушкин. История их «переписки» довольно известная. На пушкинское безнадежное:

Дар напрасный, дар случайный,Жизнь, зачем ты мне дана?…

– прозвучало пастырское слово, облеченное в стихи, проницательное и обнаруживающее знание души «сынов века»:

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.Вспомнись мне, Забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум.

И что же Пушкин? – В его ответе не было и следа иронии! Обычные для «дендизма» правила игры были отринуты, поэт отозвался по-детски, искренне:

…Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей <…>

Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует,И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт.

Просвещенность века сего «снимала шляпу» перед просвещенным духом Христианина.

О помощи

Хотела бы поделиться и своим опытом молитвенного обращения к святому. В этом году мне предстояла защита научной работы. Процесс подготовки хлопотный, каждый, кто оказывался в роли соискателя, знает об этом.

Институт, где должны были обсуждаться результаты исследования, находится на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. Правда, мое обращение к святителю Филарету определялось не близостью места, а тем, что несколько лет жизни в Москве были связаны с храмом Большое Вознесение, куда я обычно приходила. – «Филаретов храм», и ныне действующий, расположен у Никитских ворот. – Святитель Филарет мне давно близок.

С защитой были связаны определенные волнения. Для краткости скажу только, что передо мною был пример одного знакомого, тему которого Большой совет «пропустил» лишь после того, как известный специалист, академик трижды выступил в его поддержку. Перед обсуждением темы зашла в храм. У раки почти никого не было, и я не спеша помолилась у мощей святителя Филарета, пока не появилось внутреннее удостоверение: «все будет хорошо». А перед самым заседанием оказалось, что недостает какой-то малости, бумаги, которую необходимо срочно распечатать. Когда же через несколько минут вернулась в зал совета, оказалось, что тему мою уже утвердили единогласно, без малейшей заминки.

Защита была поставлена…на Вознесение. Причастившись за Литургией в день праздника, отправилась в Институт. Возможности зайти в храм уже не было, но я снова обращалась к святому. (Окна зала заседаний выходят прямо на купола Храма Христа Спасителя). Совет оказался настроен исключительно благожелательно, правда, последовали и вопросы, серьезные, «не детские», но иначе и быть не могло, и все прошло благополучно. Все это время святой будто был рядом… Непередаваемое чувство спокойствия и защищенности.

2 декабря – день памяти Святителя Филарета Московского. Замечательный повод для студентов, исследователей поучаствовать в соборном прославлении святого, попросить его помощи в учебе и научной работе. Правда, для внимательной молитвы лучше выбрать не самый день праздника…Святитель, «покровитель учащихся», великий пастырь, у мощей которого в будни нет очередей…

Рака с мощами святителя Филарета Московского. Храм Христа Спасителя

* Его пансион очень скоро стал одним из самых престижных образовательных учреждений столицы (плата за обучение в нем составляла 2000 рублей в год).

** Судьбы этих людей впоследствии сложились по-разному. Среди выпускников пансиона аббата Николя и иезуитского коллежа, а со временем и их родственников, нашлось место и для будущих декабристов (М.Ф. Орлов), и для тайных католиков (И.С. Гагарин).

*** Будучи студентом Московской славяно-греко-латинской Духовной Академии, Болховитинов одновременно слушал лекции в Московском Университете. Диапазон его интересов был чрезвычайно широк. В 1805 г. он был избран почетным членом Московского университета, в 1806 г. — действительным членом Российской Академии, в 1808 г. — почетным членом СПб. Медико-Хирургической академии, в 1810 г. — почетным членом СПб. Общества любителей наук словесности и художеств, в 1811 г. — почетным членом СПб. Общества беседы русского слова, в 1813 г. — почетным членом Общества истории и древностей при Московском университете, в 1814 г. — почетным членом СПб. Духовной Академии, в 1815 г.. — почетным членом Московского Общества врачебных и физических наук, в 1817 г. —  почетным членом Казанского университета, в 1817 г. — почетным членом Харьковского университета, в 1818 г. — членом Комиссии по составлению государственных законов, в 1822 г. — почетным членом Виленского университета, в 1823 г. — почетным членом Киевской Духовной Академии, в 1827 г. — почетным членом философии Дерптского университета, в 1829 г. — почетным членом С.-Петербургского университета, в 1834 г. — почетным членом Копенгагенского (Датского) Королевского Общества северных антиквариев. Митрополит Евгений приобрел известность и как автор трудов по археологии, русской церковной и гражданской истории, древностям российским, археографии и краеведению…

**** «Поставленный в законные рамки, ум уже сделался добросовестным и скромным помощником веры, как низший орган для высшего (духа).» (Цит. По: Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении // «А сердце говорит мне: верь!». М.: «Правило веры», 2004. С. 209-210).

Биография[править | править код]

Патриарх Филарет

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран царём.

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые тушинцами, при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане.

Филарет на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Н.Л. Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета (Федора Никитича Романова)

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины. В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками ().

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Должности и звания Киевского патриарха Филарета

  • В 1952 году будущий патриарх Филарет получает степень кандидата богословия. Он преподает в МДС , своем родном учебном заведении, Писание Нового Завета.

В это же время исполняет обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры.

Март 1954 года – получение Филаретом звания доцента.

1956 год – получение сана игумена и должности инспектора Саратовской духовной семинарии, потом семинарии в Киеве.

Управление делами Украинского экзархата – с 1960 года. В это время у него есть сан архимандрита.

В 1961 году его направляют на подворье Русской Церкви в Александрии настоятелем.

1962 год- Филарета рукополагают во епископы. Он становится архиереем Лужским, викарием Ленинградской епархии, в этом же году управляющим Рижской епархией и викарием Среднеевропейского экзархата; в ноябре того же 1962 – епископом Венским и Австрийским.

В 1964 году Его Преосвященство становится викарием Московской епархии, епископом Дмитровским, ректором Московской духовной академии и семинарии.

1966 год – Филарет получает более высокий сан архиепископа с назначением на кафедру Киевскую и Галицкую.

Декабрь 1966 – глава Отдела внешних церковных сношений Киевского экзархата Московского патриархата. В составе делегаций Русской Церкви ездил за рубеж, представлял Церковь на конгрессах и форумах.

В 1979 году Его Высокопреосвященство получил орден Дружбы народов, в 1988 году – орден Трудового Красного Знамени (за активную деятельность в сфере миротоворчества).

Историческая значимость Филарета

Будучи регентом малолетнего царя Михаила и фактически правителем страны, патриарх Филарет от своего имени подписывал государственные грамоты и также обладал титулом Великого государя.

Говоря о патриархе Филарете, историки в большинстве своём говорят о его покровительстве книгопечатанью. С 1621 года дьяки Посольского приказа специально для царя занялись изготовлением первой русской газеты «Вестовые письма».

Патриарх понимал ценность и благоволил развитию оружейной и металлургической промышленности. Поэтому Андрей Виниус в 1632 году получил разрешение царя Михаила Фёдоровича на основание первых в России чугуноплавильных, железодетальных и оружейных заводов под Тулой.

Литература

  • Смирнов А. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1847. (Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1872-1874 гг.).
  • Боголюбский М.С., прот. Московская иерархия. Патриархи. М., 1895, с. 16-18.
  • М. Макарий История России, кн. II, с. 580 и далее.
  • Голиков Деяния Петра Великого, 2-е изд., т. XII.
  • Четыркин Ф.В. Жизнеописание патр. Московского и всея России. Петроград, 1893, с. 30.
  • Глинский В.В. Россия под скипетром дома Романовых (по случаю 300-летия Романовых). Истор. вестн., 1913, январь.
  • Орлов Ф. Легенда о митр. Филарете в Варшаве 1614-1914 гг. (По поводу брошюры М.П. Устиновича Митр. Филарет и царь Василий Шуйский в плену. Петроград, 1915.
  • Его же Исконно-русское достояние в Варшаве и четвертый раздел (1610-1612) (по поводу сооружения памятника-часовни патр. Филарету в Варшаве). СПб, 1912.
  • Фон Эдинг Борис Ростов Великий, Углич. Памятники худож. старины. Изд. Кнебель. М., с. 20.
  • Толстой М.В. Древн. святыни Ростова, 2-е изд. М., 1860.
  • Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы, 3-е изд. СПб, 1909, с. 211.
  • Карамзин Н. См. т. XI и XII.
  • Булгаков, с. 1405, 1418.
  • Денисов, с. 14, 32, 183, 268, 398, 416, 424, 492, 638, 639, 802, 803.
  • Ратшин, с. 98.
  • Обзор рус. дух. лит., с. 220-221.
  • Летопись Е. А., с. 644, 766, 631.
  • Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 11, 12.
  • Акты историч., собр. археолог. комиссией, т. II, № 38 и 54.
  • Дополнение к этим актам, т. II, № 76.
  • Всероссийский календарь. СПБ, 1917, изд. Сойкина, с. 93-99.
  • Н. Д., с. 11, 24.
  • Истор. вестн., 1884, январь, с. 23; декабрь, с. 810.
  • -«- 1885, октябрь, с. 116.
  • -«- 1886, январь, с. 78.
  • -«- 1887, май, с. 259.
  • -«- 1888, декабрь, с. 116.
  • -«- 1889, июль, с. 212.
  • -«- 1890, октябрь, с. 190.
  • -«- 1891, январь, с. 214; июль, с. 194.
  • -«- 1894, июнь, с. 768.
  • -«- 1896, с. 2 п/с. 1.
  • -«- 1900, январь, с. 319, 323.
  • -«- 1904, март, с. 1178-1179; май, с. 767-768.
  • Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.
  • Прав. собес , 1866, январь, с. 37-38; апрель, с. 311-321.
  • -«- 1867, июнь, с. 84, 123.
  • -«- 1907, март, с. 367.
  • Рус. старина, 1875, февраль, с. 455; апрель, с. 816, 819.
  • -«- 1888, февраль, с. 394.
  • -«- 1879, апрель, с. 733-734.
  • Рус. палом., 1888, № 35, с. 413-415; № 36, с. 425-426.
  • -«- 1913, № 7, с.108-109; № 10, с. 153.
  • -«- 1914, № 3, с. 45-47.
  • Рус. архив, 1893, кн. 3-я, с. 12, 24 (Скворцов Н., свящ. «Московский Кремль).
  • -«- 1897, кн. 3-я, с. 153-154, 156 («Из рукописи древлехранилища при Нижегородской семинарии).
  • Рус. архив, 1901, кн. 1-я, № 2, с. 184, 187-189.
  • -«- 1903, кн. 1-я, № 3, с. 419; кн. 2-я, № 5, с. 92.
  • -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 107; № 2, с. 287-288.
  • -«- 1910, кн. 3-я, № 11, с. 338.
  • Ж. М. П., 1944, № 9, с. 13.
  • -«- 1945, № 6, с. 68; № 10, c. 5.
  • -«- 1954, № 5, с. 33.
  • -«- 1957, № 12, с. 36.
  • БЭС, т. II, 2230-2231.
  • РБС, т XXI, с. 94-103.
  • ЭС, т. 35-а (кн. 70), c. 735-737.
  • Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): Ч. 1-5. Куйбышев, 1971 (машинопись). Ч. 5.

Два Патриарха

рекомендуем к прочтению

  1. Молебен Матроне Московской
  2. Молебен Спиридону Тримифунтскому о жилье
  3. Молебен Николаю Чудотворцу

Патриарх Филарет (Романов) – это политический деятель эпохи Смуты XVII века. Годы его жизни – период больших социальных потрясений. Его Святейшество – одна из самых противоречивых фигур российской истории. Многие ученые полагают, что его поступки и историческую роль трудно оценивать беспристрастно. Однако так сложилось, что именно он изменил ход политических и социальных событий России. Кто-то полагает, что он действовал в интересах семьи, сделав фамилии, а затем династии Романовых положение на престоле.

Фёдор Никитович, а в монашестве Филарет, переживал регулярные взлёты и падения карьеры. По мнению ученых, он был человеком верующим, но не религиозным. В то время это было возможно, ведь церковные деятели были зачастую и деятелями политическими, как в случае с патриархом Филаретом. Однако московское духовенство его любило, и в истории сохранился его праведный образ, описывающий характер Третьего Патриарха Московского и всея Руси. Однозначно, что человеком он был талантливым, возможно, что властным.

Его тёзка в постриге, самопровозглашенный через раскол Русской Православной Церкви Патриарх Киевский «и всея Руси» Филарет (Денисенко) – в миру Михаил, известен большинству наших современников как сторонник украинского национализма даже в церковной сфере. Он создал независимую украинскую православную церковь, активно поддерживал революцию на Украине, военные действия против Донецкой республики. Патриарх Филарет активно обвинял Президента Путина и российскую власть в аннексии Крыма.

На Архиерейском Соборе, прошедшем в Москве в ноябре-декабре 2017 года Киевский самопровозглашенный патриарх Филарет покаялся в своих делах и просил Русскую Православную Церковь вступить в литургическое общение с ним и его паствой. В связи с этим многие люди заинтересовались, кто такой патриарх Филарет, какова история раскола и может ли соединиться Русская и Украинская Церковь.

Обычно Церковь не вмешивается в политику, однако оба патриарха Филарета занимались именно этим. И все же Патриарх Филарет (Романов) был законным главой Церкви, в отличие от Филарета Киевского.

Киевский Патриарх Филарет Денисенко: рождение и семья

Родом самопровозглашенный патриарх из Украины: возможно, именно поэтому он тонко чувствует настроения украинцев, их любовь к национальной самидентификации. В миру его имя было Михаил Антонович. Он родился в семье шахтера Антона Денисенко 1 января 1929 года, и по паспорту происходит из села Благодатное (Амвросиевский район Донецкой области) – тем непонятнее его поддержка украинской армии, штурмующей его родину. Увы, относительно семьи самого священнослужителя, нужно сказать, что он, по слухам, нарушил запрет о безбрачии. Каждый архиерей должен быть монахом. Патриарх Филарет (Романов) имел детей и жену до своего пострига и возведения на Патриарший престол. А вот Михаил-Филарет уже после пострига имел семью – с 1989 года жил с женой, Евгенией Петровной Родионовой (скончалась в 1998), имел от нее троих детей: Веру, Любовь и Андрея.

Тушинские события

Вследствие нелюбви населения к Шуйскому, и появления на политической арене нового самозванца, воинские силы мятежников подошли к самой Москве. Патриарх Московский в срочном порядке рассылал по государству грамоты, в которых наказывал архипастырям молиться о царе Василии и описывал ход событий. Патриарх Филарет, краткая биография которого уже пестрела судьбоносными фактами, рассказывал о глобальных государственных потрясениях, восстании Болотникова, шайках «тушинского вора», от которых он, оставаясь верным царю, и пострадал впоследствии сам. В 1608 году войска Лжедмитрия Второго взяли Ростов, разорили город, а патриарх Филарет был взят в плен и с издевательствами доставлен в тушинский лагерь.

В Тушине самозванец и его люди стали оказывать Федору соответствующие почести и дали звание «Филарет, патриарх Московский». Можно не сомневаться в том, что сам Фёдор Никитович совершенно не дорожил этим положением — в Тушине его блюли и удерживали силой. Грамоты, дошедшие до нас с 1608 — 1610 годов не дают права утверждать, что Филарет (патриарх Московский) вообще имел какое-то отношение к церковным и политическим делам — напротив, Гермоген — законный Московский патриарх — считал его жертвой сложившейся ситуации.

В марте 1610 года после распада тушинского лагеря Филарет был схвачен поляками и увезён в Иосифов Волоколамский монастырь, но скоро сбежал оттуда при поддержке отряда Григория Волуева, и, вернувшись в Москву, оказался в прежней почести у Московской епархии.

Реформы Церкви Париархом Филаретом

Жизненный путь Патриарха создал из него не только церковного деятеля, носителя духа, но и дипломата. Вряд ли он был расчетливым дельцом – интриган не смог бы завоевать народную любовь. Однако его управленческие умения достойны высокой похвалы. Управление Церковью и государством он нес с достоинством.

  • Интересно, что Патриарх Русской Церкви не имел богословского образования. Поэтому он был осторожен в реформах Церкви и правках богослужебных текстов.

Однако Его Святейшество особо заботился об охране Православия, зная после Смуты, что Церкви грозит опасность от Польши и Литвы, от влияния католицизма в богословии и церковном искусстве

Впрочем, и здесь он шел путем «золотой середины» и осторожности. Патриарха Филарета особо любило московское духовенство: он смиренно принимал и понимал свои недостатки, и в церковных делах прибегал к совету маститых пожилых протоиереев

Так в Церкви сохранялся разумный консерватизм.

И все же историки светские и церковные отмечают, что с 1619 по 1633 годы, то есть во время его жизни при царствовании Михаила Федоровича, государственная власть очень окрепла. Династия Романовых получила большую поддержку и любовь россиян. Церковь в это время почти не изменилась, что свидетельствует о том, что Патриарх не то что не уделял ей внимания, но сохранял: государственное устройство требовало больших забот.

↑ Филарет после Смутного времени

Смутное время в русской истории закончилось в 1613 году, когда был созван Земский Собор. Итогом Земского собора стало начало правящей династии Романовых. Новым царем русского государства стал Михаил Федорович Романов. Михаил был сыном Филарета. Очень тепло и трепетно относился к отцу, он был для монарха самым большим авторитетом.

Вызволить отца из плена долгие годы не представлялось возможным. Поляки специально тянули переговоры, понимая, что без отца Михаилу будет очень тяжело справится, с внутренними и внешними врагами государства.

В Россию Филарет вернулся только в 1619 году. Русские и поляки обменялись пленными. Среди возвращенцев на Родину был и Филарет. Для русских людей, Филарет, стал примером мужественности, стойкости. Ведь он с честью перенес ужасы польского плена, не сломался и остался верен своим нравственным, моральным и этическим идеалам, не придал православной веры и Отечества.

После возвращения в Россию митрополиты Филарету, нарекли в Патриархи.

Двоевластие Романовых – царь Михаил Федорович и патриарх Филарет

В 1610 года митрополит начался новый виток судьбы Феодора Романова- патриарха Филарета. Вместе с князем Голицыным в составе «великого посольства» он выехал из Москвы под Смоленск встречаться с королём Польши Сигизмундом. Ситуация сложилась так, что посольство было пленено, и Сигизмунд отпарил послов в свою страну как пленных.

В Польше Его Высокопреосвященство пробыл в плену восемь лет. Лишь после воцарения его сына Михаила Федоровича, чье избрание на царство прошло через волеизъявление народа, митрополит Филарет вернулся в страну. Он был обменян как пленный, по договору с Польшей, в 1619 году.

Место Московского патриарха было свободно, и естественным было определение отца царя, имеющего монашеский сан и митрополичью власть, в Патриархи.

24 июня 1619 года в Успенском соборе Московского Кремля Его Высокопреосвященство был наречен в сан Патриарха Московского и всея Руси. Поскольку сын его был еще очень молод, то Филарет стал регентом при малолетнем государе и правил в равной степени церковью и государством. Историки называют определенный период правления царя Михаила Романова – 14 лет – двоевластие. Высший авторитет в правлении при этом имели царь и Земский собор. Однако по письмам отца-патриарха сыну-царю можно увидеть, каково было влияние патриарха на ведение государственных дел. Можно сказать, что такая форма не имеет ярко выраженной негативной оценки, ведь Патриарх длился и по-отцовски, и по-пастырски с сыном, направляя его на доброе своим влиянием. Это доказано итогами правления первого царя из рода Романовых.

  • Например, соборный приговор 1619 года «Как устроить землю», полностью создан докладами патриарха Филарета. В «приговоре» по свидетельству историков, была правильно оценена разница в достатке населения разных регионов. Чтобы ее исправить, были устроены службы, составлены точные описи земель и соответствии с этим наложены подати.

Также по инициативе Патриарха была проведена ревизия казны и ее ресурсов, составлен, говоря по-современному, бюджет государства, принят ряд мер и административных наказаний к правонарушениям, в том числе, в бюрократическом аппарате государственных чиновников (тогда называемых дьяками).

Необходимо было пополнить казну, однако и эта необходимость не ложилась тяжелым бременем на плечи населения.

Еще одной сферой деятельности Патриарха в период двоевластия было книгопечатание и редактирование богослужебных и книжных текстов.

Филарет как духовный деятель УПЦ

В этот период при поддержке Леонида Кравчука Филарет начинает активную деятельность, направленную на автономизацию Украинской церкви. СМИ рассказывают о начале их «дружеских» отношений ещё в период работы Денисенко в ЦК Компартии Украины. С провозглашением независимости Украины в 1991 году, Кравчук всячески стимулировал процесс создания автономной церкви, имеющей основу канонической УПЦ — у Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и униатов не было необходимой поддержки населения для обеспечения себе автономии. Подразумевалось, что каноническая автокефалия как самостоятельное объединение УПЦ вберёт в себя все православные церкви Украины и снизит уровень межконфессиональных противоречий.

В январе 1992 года Филарет собрал епископов на совещание и при поддержке теперь уже украинского президента Кравчука составил обращение к патриарху, всем архиереям и Священному Синоду, в котором обвинял РПЦ в умышленном затягивании процесса положительного решения в вопросе автокефалии УПЦ. Архиерейский собор РПЦ уже поднимал этот вопрос весной 1992 года в отсутствии Филарета. В ответ на обращение московским патриархатом Филарету было предъявлено обвинение в том, что он использует предоставленную автономию в качестве орудия усиления своей власти в управлении Украинской Церковью, с оказанием давления на местных священников для принуждения их к поддержке автокефалии. В процессе этого диспута украинский патриарх Филарет был обвинён в аморальном поведении и его грубых просчётах в управлении и был обязан добровольно сложить полномочия предстоятеля Украинской православной церкви. Сам Филарет добровольно дал слово архиерея, что не будет устраивать препятствий свободному выбору Украинской церкви в процессе избрания ею нового первоиерарха, но через некоторое время он отказался расставаться с постом предстоятеля УПЦ. Далее последовало его отречение от архиерейской клятвы. Так возник религиозный раскол, известный в истории православия как «филаретовский». Сам Филарет обосновывает своё первоначальное обещание давлением со стороны РПЦ, а потому считает его вынужденным.

В 1992 году Архиерейский собор УПЦ всё-таки смог сместить Филарета с поста первоиерарха УПЦ и Киевской кафедры. Он остался в штате, но не имел права на проведение богослужений, а в июне того же года Судебным деянием Архиерейского собора за человеческие пороки, шантаж, диктат, клятвопреступление и публичную клевету на Архиерейский Собор, учинение церковного раскола, а также за проведение в состоянии запрета священнослужений, Филарет был низвергнут с сана и лишён всех степеней священства и прав, касающихся пребывания в клире.

В июне 1992 года сторонниками Филарета был собран Объединительный собор в Киеве. Это положило начало созданию Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) в результате объединения некоторых представителей УПЦ, относящихся к Московскому патриархату, и УАПЦ. В 1995 году Филарет занял в ней пост патриарха.

19 февраля 1997 года Архиерейский собор РПЦ отлучил Филарета от церкви за ведение раскольнической деятельности в межсоборный период.

Благо образования

Начало XIX в. в России было связано с распространением влияния ордена иезуитов, нашедшего прибежище в России в царствование Екатерины II после запрещения его деятельности в Европе. Образованные, обладавшие светскими навыками, иезуиты приобрели связи в высшем свете, и безраздельно царили в гостиных графини Головиной, чей дом пользовался славой «католического штаба», m-me Свечиной, княгини Александры Голицыной и др. Это послужило причиной ряда тайных переходов в католицизм.

Одновременно в Петербурге появился аббат Николь — член ордена иезуитов и известный педагог*. К нему устремился поток именитых родителей, и на попечении отцов-иезуитов оказались отпрыски известнейших фамилий: Трубецкой, Толстые, Голицыны, Любомирский, Нарышкин, Гагарин, Орлов, Меньшиков, Кочубей и др.**

Одним из основных аргументов противников Православия было то, что высокообразованные представители высшего света «не могут найти общего языка с православными священниками из-за недостаточного уровня образования русского духовенства». Об этом писала в своем дневнике С. Свечина, на этом особенно настаивал и ее «учитель» – Жозеф де Местр (и в личной корреспонденции, и в работе «О нравах и религии русских»).

Тем значительнее оказался пример таких православных пастырей, как  Святитель Филарет, в ту пору ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, или митрополит Евгений (Болховитинов)***. В этих случаях все привычные упреки иезуитов «метили мимо цели».

Портрет святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. Середина XIX века. Москва. Неизвестный художник

Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви

Выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры, отмеченный вниманием митрополита Платона, в годы ученичества он занимался в философском и богословском классах, превосходно знал греческий и еврейский языки, а пером владел так, что вызвал признание у митрополита: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». Он не только преподавал, но и много писал

Наибольшую известность приобрели  его «Катехизис» и работа «Разговор между ищущим и уверенным о Православии восточной греко-российской церкви». Святитель не только  рассматривал существенные догматические различия Православия и католицизма, но и отражал обычные для иезуитских проповедников приемы убеждения.  Последняя из названных работ давала ответы на вопросы сомневающихся, не утвердившихся в вере.  Не меньшее значение для своего времени имели богословские труды митрополита Филарета и выполненный им перевод Библии на русский язык. Обширное духовное наследие было предназначено не только пастырям и семинаристам, но и вниманию образованной части  общества, восполняя общий недостаток знаний в области церковной истории и догматики.

Благодаря фундаментальным знаниям и хорошему языку, Владыке удавалось достойно оппонировать в жесткой интеллектуальной полемике тех лет. И, все же, для характеристики Святителя Филарета одного слова «образование» было бы не достаточно. Ценность его примера для нашего времени состоит в том, что он оставил образец всестороннего христианского просвещения: ума, души и духа, когда «многая премудрость» оправдана евангельской простотой, а стремление к стяжанию знаний – внутренним духовным воспитанием.

Благодаря этому, Владыке Филарету удалось избежать «фомизма», схоластики, и приобрести то состояние, при котором разум, напитанный знаниями и облагодатствованный непрестанной жизнью в Церкви, становится «другом» и «помощником» веры. (В XX веке о собственном опыте соединения духовного и рационального замечательно напишет митрополит Вениамин (Федченков))****.

Святитель легко сочетал академическую деятельность и пастырское служение, будучи для одних в большей степени – богословом, публицистом, «экспертом», для других – молитвенником и наставником. За помощью к нему шли люди всех состояний, разного культурного уровня; случалось так, что даже удалившиеся от веры, каким-то внутренним чувством угадывали в нем «небесного человека».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector