50 советов и изречений святителя феофана
Содержание:
Житие святителя Феофана, Затворника Вышенского
Будущий святитель родился в семье сельского священника Орловской губернии Василия Говорова, и при рождении был назван Георгием. Первые шаги в церкви святитель сделал еще в детстве: мудрые родители дали ему и начальное образование, и подготовку к священническому служению. В то время многие дети священников продолжали династию, священство было особым сословием. Маленький Георгий с детства прислуживал в алтаре и любил молитву.
В 1829 году Георгий окончил духовное училище в Ливне и поступил в Орловскую духовную семинарию: преподаватели ценили его за рвение к знаниям. Как лучший воспитанник семинарии за счет государства он был отправлен Киевскую духовную академию, находящуюся по сей день на территории Киево-Печерской лавры. Здесь святитель получил и знания, и духовный рост: он много времени проводил в молитве у мощей Киево-Печорских святых, в пещерах.
Здесь к концу курса обучения года он принял монашество – пройдя ряд трудов, положенных послушнику, над ним был совершен постриг в рясофорного инока с наречением имени Феофан. Известно, что на постриг святого собрались многие: он был уже известен и любим многими людьми, учителями и учениками.
Рясофорный постриг – это лишь наречение нового имени, символическое пострижение волос, и возможность носить некоторые монашеские одежды. В это время святитель, как все рясофорные послушники, имел возможность отказаться от пострига в монахи, это не было бы грехом. Однако святитель был уже тверд в своем решении отказаться от мирской жизни и принял затем постриг мантийный. Мантия – «малый ангельский образ», малая схима. Святитель дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества. Через несколько месяцев святитель был посвящен в иеродиакона (священнослужителя, который прислуживает за богослужениями священнику, но не может совершать Таинства Церкви), а затем в иеромонаха – священника, носящего монашеский сан.
Будущий святитель остался преподавать: на протяжении нескольких десятилетий отец Феофан был ректором и инспектором ряда духовных учебных заведений: Киевско-Софийского училища, Новгородской и Олонецкой семинарий, наконец, Санкт-Петербургской Духовной Академии.
Как преподаватель СПбДАиС святитель в 1847 году вошел в состав созданной Церковью Духовной Миссии в Иерусалиме – своеобразного церковного посольства. Здесь святитель налаживал контакты между Православными Церквями, а также занимался научной деятельностью: изучал языки, общался с представителями различных конфессий, рукописями Святых Отцов. В 1855 году святитель был награжден саном архимандрита и должностью настоятеля храма при дипломатическом посольстве России в Константинополе.
По возвращении в Россию святитель Феофан некоторое время был ректором Санкт-Петербургской ДУховной Академии, а затем был хиротонисан в архиереи. С 1859 по 1866 он занимал кафедру Тамбовскую и Шацкую, затем Владимирскую.
В обеих епархиях он был инициатором ряда просветительских миссий:
- Организовал издания региональных газет «Православные ведомости»,
Совершал открытия епархиальных училищ для юношей и даже девушек, что в те времена было редкостью,
Совершал посещения даже самых отдаленных приходов.
Здесь он заботился о нравственном состоянии священников, монахов и мирян, боролся с остатками языческих обычаев, пьянством, хулиганством. Современники свидетельствовали, что везде, где святитель ни появлялся, он своим спокойным нравом, заботой о людях мог поднимал нравственность, заботился о молитве и богобоязненности в городе ли, в храме, в учебном ли заведении. Известно, что святитель способствовал и просвещению людей, и сам жил более чем скромно, а многие пожертвования отдавал нищим, ходил по бедным семьям и тайно, чтобы подавать милостыню.
Немногие архиереи постоянно объезжают свои епархии, предпочитая вызывать священников в кафедральный город. Однако святитель Феофан лично, заботясь приходах, объезжал даже самые отдаленные церкви и деревни. Он посещал и богатых, и бедных людей, узнавал об их жизни и подавал архипастырские наставления: благодаря своей праведной жизни в трудах и молитвах владыка Феофан обрел от Бога дар прозорливости и чудотворений.
Всю жизнь он стремился к уединенной молитве и отшельничеству – возможно, это чувство появилось в нем после молитвенной практики в Киево-Печерской лавре. Потому в 1866 году святитель подал прошение об освобождении от управления епархией и выходе на покой. Конечно, многих это удивило. Святителя назначили настоятелем Вышенской обители в Рязани, а затем он попросил об увольнении и с этой должности, чтобы предаться молитве и трудам.
Труды
- Краткое учение о Богопочитании, 1845
- Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
- Письма о христианской жизни, 1858-1860
- Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
- Сборник слов «Внутренняя жизнь», 1860
- Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
- Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
- Сборник проповедей «Небесный покров над нами», 1865
- Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
- Сборник слов на разные случаи, 1866
- Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
- Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
- Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни», изд. в 1868
- Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
- Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
- Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
- Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
- Письма о духовной жизни, изд. в 1872
- Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
- Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
- Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
- Сборник «Святые Отцы о молитве и трезвении» (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
- Толкования Посланий апостола Павла, 1873 — 1882
- Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
- Толкование на книгу св. Ермы, 1884
- Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
- Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
- Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
- Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
- Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896
Переводы:
- Добротолюбие, изд. в 1877
- Слова преподобного Симеона Нового Богослова: вып. 1–2, изд. в 1882
- Прп.Никодим Святогорец. Невидимая брань, изд. в 1886
- Прп.Симеон Новый Богослов. Слово 68. О трех образах внимания и молитвы, изд. в 1893
- Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы, изд. в 1900
В чем помогает святитель Феофан
В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе, работе, научной деятельности.
В непростые моменты жизни мы понимаем: наша судьба во многом зависит от воли Божией, Господь являет ее в обстоятельствах и случайностях. Часто мы сами уже не можем повлиять а свою жизнь – например, не можем сами избавиться от порочных привычек, не можем сами найти хорошую работу – и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.
Святитель Феофан Вышенский заботился о целых городах и учебных заведениях при жизни, успевал узнать нужды каждого, исправить и изменить к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник – и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.
Святитель Феофан, по свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от его святых мощей, имеет особую благодать помощи
- в исцелении недугов взрослых и детей,
в учебе,
при трудностях в работе,
ученым – в научной деятельности, создании диссертаций, монографий,
в изменении характеров человеческих,
в осознании своих грехов, покаянии,
избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,
в бедности, материальных трудностях,
в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,
в скорейшем исцелении детей,
при воздействиях колдунов.
Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Феофану Затворнику.
-
Можно посетить любой православный храм – возможно, там будет икона святителя – или приобрести икону для домашней молитвы.
Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.
После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.
Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи
Молитву святителю Феофану Затворнику можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
О святитель и отец наш Феофан, архиерей славный и затворник дивный, Божий избранник и Тайн Христовых служитель, умудренный Богом учитель и апостольских слов праведный исследователь, переводчик слов отец Церкви в Добротолюбии, христианского благочестия проповедник прекрасный, жизни духовной наставник искусный, подвигов монашеских усердный исполнитель и обо всех людях ходатай благодатный! Сейчас к тебе, на Небесах Богу предстоящему и о нас молящемуся, молимся и просим: проси у Щедрого Господа, да подаст Церкви Российской и стране нашей всей мир и благосостояние, святителям и архиереям Христовым — хранение в истине Божественной, пастве добрую помощь, лжеучителей и еретиков вразумление и посрамление; совершающим подвиги духовные и молитвенные – смирение, страх Божий и чистоту душевную и телесную; всем преподавателям и учителям – мудрость и познание Божие, учащимся — старание и Господню помощь; всем же людям православным — помощь на пути ко спасению, чтобы вместе с тобой прославляли все мы Силу, Премудрость и Благодать Господа нашего Иисуса Христа вместе с Отцом Его Бесконечным и Безначальным, со Святым и Животворящим Духом Его вечно. Аминь.
Молитвами святителя Феофана да хранит вас Господь!
Личная жизнь
Частная жизнь отца Феофана оказалась столь же богоугодной, сколь и деятельность на благо Русской церкви. Ориентация на принципы аскетичности во всем предполагала довольствование малым. Кроме научной и литературной работ, монах занимался ручным трудом.
Феофан Затворник
Досуг он коротал за столярным или токарным станками, изготавливая деревянные поделки. В погожие дни гулял на свежем воздухе. Природа восхищала священнослужителя. В ней он видел венец творения. В распоряжении отца Феофана был телескоп, в который богослов наблюдал за небесными светилами. Феофан Затворник также писал иконы и самостоятельно шил для себя одежду.
Высокие посты и сан не влияли на отношение отца Феофана к окружающим. Он был демократичен и не допускал в изречениях и высказываниях лишнего. Мужчина держался достойно, но не высокомерно. Подчиненные доверяли монаху и уважали за деликатность, благородство и мудрость.
Период обучения
Продолжил обучение Георгий в Ливенском духовном училище. Учеба давалась ему легко, поэтому он благополучно окончил заведение через шесть лет и был принят в Орловскую духовную семинарию.
Все годы учебы молодой человек оставался на хорошем счету у преподавательского состава. Особый интерес у него вызывали философия и психология. Курс по философии он даже изъявил желание пройти еще раз. Окончив семинарию, Георгий втайне мечтал попасть в Киевскую духовную академию, но не надеялся, что ему это удастся. Поэтому начал уже присматривать какой-то приход. И каково же было его удивление, когда по ходатайству епископа Орловского Никодима, Георгия отправили в числе еще нескольких студентов учиться за казенный счет в ту самую академию.
Как и в предыдущие годы, студент с большим усердием и прилежанием постигал преподаваемые в академии науки. Преподавательский коллектив состоял сплошь из высокодуховных и очень образованных людей. Атмосфера в академии царила соответствующая. Это очень благотворно влияло на становление личности будущего святителя.
Как раз на этом этапе проявился писательский талант Георгия. Он часто искал уединения в Киево-Печерской лавре для молитвы. Воспоминания о святом месте на всю оставшуюся жизнь запечатлелись в памяти Георгия, исполненные теплоты. Он говорил, что, попадая в лавру, попадаешь в другой мир.
Тогда же молодой человек всерьез задумался о посвящении себя монашескому подвигу.
Служение в Тамбовской епархии
Епископская хиротония над архимандритом Феофаном была совершена 1 июня 1855 года, и уже в начале июля преосвященный Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий принял управление епархией. Его служение в этой местности, исполненное многих трудов и забот, длилось 4 года. Святитель проявил себя необычайной кротостью, деликатностью и внимательным отношением к потребностям паствы, чем заслужил ее горячую любовь.
Владыка большое внимание уделял проповедованию Евангелия, его проповеди шли от сердца, пробуждали религиозные чувства у слушающих.
Святитель заботился о вверенном ему священстве, побуждал его повышать уровень образованности.
Преосвященный навещал семинарии и духовные училища, следил за их благоустройством. Трудами Владыки было открыто училище для девушек из духовного сословия. Для простого народа были открыты церковно-приходские школы, а в больших селах и городах — частные и воскресные школы.
Много забот и внимания Владыка обращал на благоустройство монастырей, в том числе Дивеевский женский. В одну из поездок святитель посетил монастырь в Выше, который понравился ему строгостью устава и красивой местностью.
В частной жизни Владыка Феофан был очень прост. Он много молился, занимался наукой, писал. Редко имел свободное время, посвящал его физическому труду, любил столярничать и точить по дереву. Любил Феофан Затворник природу, увлекался астрономией.
Святитель боялся оскорбить человека недоверием, никого не ругал, и всем начальствующим советовал любовь заслуживать любовью, бояться стать страшилищем в глазах других людей. Если необходимо применить строгость, то избегать укоризны и обличительных слов.
Преосвященный Феофан содействовал открытию мощей святителя Тихона Задонского, что и совершилось к радости Владыки в 1861 году.
В 1863 году Феофан Затворник был переведен на Владимирскую кафедру.
Вышенский затворник
В 1866 году Владыка вышел на покой. Вначале его назначили настоятелем монастыря, но святитель настоял на полном покое. Жил он в деревянном флигеле, построенном специально для него. 6 лет Феофан Затворник посещал братские службы, по воскресеньям и праздникам служил литургию соборно. Святитель был счастлив, о чем писал в письмах знакомым, о Вышенской пустыни же говорил: “Вышу можно променять только на Царство Небесное”.
Вышенский монастырь
Чтобы не отвлекаться от главной цели пребывания в Выше, святитель стал подумывать о затворе. Вначале преосвященный Феофан провел уединенно Великий пост, затем решил уединиться на год, чтобы испытать себя. Все прошло удачно, и Владыка принял решение об окончательном затворе. Впрочем, из смирения он называл затвор запором, говоря, что просто закрылся от всех, а жизнь ведет самую обыкновенную, — ест, пьет, спит, общается с келейником. Однако за этими словами скрывался немыслимый подвиг и громаднейший труд, который сложно представить.
Главное дело затворника была — молитва. У него была устроена домовая церковь, в которой он служил по воскресеньям и праздникам, а последнее десятилетие ежедневно.
Очень много Феофан Затворник читал, не ограничиваясь духовной литературой. Это были исторические, научно-естественные, философские труды, книги по медицине, русские и зарубежные классики.
Занимался Владыка Феофан переводами, он был владельцем древних рукописей святых отцов-аскетов Востока. Феофан Затворник перевел Добротолюбие с греческого языка.
Каждый день святитель Феофан отвечал на письма, писал по 20-40 писем в день.
Кроме литературной и научной деятельности, Феофан Затворник занимался иконописью, музыкой и астрономией, продолжал столярничать, выращивал растения, шил себе одежду.
Затвор святителя Феофана начался в 1873 году, и окончился смертью преосвященного 6 января 1894 года.
Феофан Затворник оставил множество литературных трудов, объединенных мыслью о спасении души.
Житие святого
Местом рождения будущего святого стала небольшая деревня Чернавка, что в Орловской губернии. Мальчик появился на свет 10 января 1815 года. Назвали его Георгием. Родители ребенка были очень благочестивыми и верующими людьми. Отец, Василий Тимофеевич Говоров, являлся священником в приходской церкви той же деревни. Мать, Татьяна Ивановна, выросла тоже в священнической семье, где воспитывалась в строгости и любви к православной вере. Она была человеком с чутким добрым сердцем и кротким характером.
С раннего детства мать и отец приобщали сына к церковной жизни. Василий Тимофеевич часто брал его с собой во Владимирскую церковь, где Георгий с удовольствием участвовал в процессе богослужения, оказывая помощь в алтаре или на клиросе. В семье еще было три сына и три дочери.
Святитель Феофан Затворник
Начальное обучение сыну родители дали дома. Глава семьи следил за ходом обучения и проверял домашние задания, а Татьяна Ивановна обучала основам грамоты. С малых лет Георгий проявлял неординарные умственные способности и отличался тягой к новым знаниям. Это замечали все в близком окружении. При этом характер у него был кроткий, сердце доброе и чувствительное.
ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК
Феофан Затворник. Фото 2-й пол. 19 в.
ФЕОФА́Н ЗАТВО́РНИК (Говоров Георгий Васильевич) , епископ, богослов, святитель. Родился в семье сельского священника. Окончил духовное уч-ще в г. Ливны Орловской губ., Орловскую духовную семинарию. 15(27).2.1841 в Киеве пострижен в монахи с именем Феофан, 6(18) апр. рукоположен в диаконы, 1(13) июля во иереи. В том же году окончил Киевскую духовную академию и назначен ректором Киево-Софийского духовного уч-ща. С кон. 1842 преподавал в Новгородской духовной семинарии, с 1844 в С.-Петерб. духовной семинарии. С 1847 служил в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1854 вернулся в Россию и стал преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА). В 1855 возведён в сан архимандрита и в сентябре того же года назначен ректором Олонецкой духовной семинарии. В 1856 поставлен настоятелем храма при рус. посольстве в Стамбуле, в 1857 – ректором СПбДА. 1(13).6.1859 рукоположен в епископа Тамбовского и Шацкого. В июле 1863 переведён на Владимирскую и Суздальскую кафедру. Награждён рядом орденов Рус. церкви.
По собств. желанию ушёл с кафедры, назначен настоятелем Вышенского мон. (с. Выша Тамбовской губ., ныне Рязанской обл.) 17(29).6.1866, в сентябре того же года освобождён от управления обителью. С 1872 пребывал в затворе, не выходил из кельи и не принимал посетителей. Был похоронен в Казанском соборе Вышенского мон., в 20 в. его мощи неск. раз переносили в разные храмы, в 2002 возвращены в Казанский собор обители. В 1988 канонизирован РПЦ, дни памяти – 6(19) и 10(23) янв., 16(29) июня. До ухода в затвор Ф. З. славился проповедями на разл. темы («Слова архимандрита Феофана», 1859) и лекциями («Путь ко спасению», вып. 1–3, 1868–69). В затворе переводил произведения святых отцов, издал перевод на рус. яз. «Добротолюбия» с дополнениями (т. 1–5, 1877–90), творений прп. Симеона Нового Богослова («Слова преподобного Симеона Нового Богослова», вып. 1–2, 1879–82), толкования посланий ап. Павла (Жизнь и труды св. ап. Павла: Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам еп. Феофана Затворника / Сост. свящ. Н. Рудинский. СПб., 1911–1912. Т. 1–2) и вёл обширную переписку с разл. лицами («Письма о христианской жизни», вып. 1–4, 1858–60; «Собрание писем», вып. 1–8, 1898–1901). В сочинениях, близких к творениям прп. Паисия Величковского, Ф. З. объяснял значение сердечной молитвы, призывал вести жизнь согласно основам святоотеческой аскетики. Его произведения, в особенности письма, получили широкое распространение.
Посвящение в архимандриты
С началом военного конфликта миссию отозвали, и все священнослужители, входившие в ее состав, вынуждены были вернуться на родину. Путь пролегал через страны Европы. И здесь Феофан не упустил возможности почерпнуть для себя что-то новое. Природная жажда новых знаний не иссякла в нем до самых последних дней жизни.
- В Италии святитель ознакомился с произведениями искусства великих мастеров, посетил многие музеи.
- В Германии его заинтересовала манера преподавательского процесса основных дисциплин в учебных заведениях, в частности, богословия.
Икона святителя Феофана Затворника
Возвращение в Россию для отца Феофана ознаменовалось посвящением в сан архимандрита и направлением в Санкт-Петербургскую академию для преподавания канонического права. Затем архимандрит назначается ректором Олонецкой духовной семинарии. Здесь он взял на себя обязательства по руководству строительными работами, которые проводились в рамках кампании по обустройству заведения.
В 1856 году святителю поступило предложение возглавить Православную посольскую церковь в Константинополе, переживающую не самые лучшие времена. Дело в том, что между греками и болгарами разгорелся конфликт из-за желания последних вести службы в храмах на родном языке и назначать в священнослужители представителей из болгарского народа. Однако Константинопольский патриархат не хотел идти на уступки. Отец Феофан, искренне желавший помочь болгарам в их проблеме, снискал большую любовь и уважение со стороны этого этноса. Но, благодаря своим дипломатическим качествам, он продолжал находиться в хороших отношениях и с греками, и с членами посольства, в котором пребывал с миссией.
В дальнейшем святителем был составлен подробный отчет касательно сложившейся ситуации, который имел важное значение для болгар, когда их вопрос рассматривался Священным синодом Русской православной церкви. В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии
К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность
В 1857 году Феофана вызвали в Петербург с целью назначения его ректором духовной академии. К тому времени святитель уже приобрел известность в широких кругах и снискал большое уважение за свои аскетический взгляды и образованность.
А через два года состоялось посвящение архимандрита в сан епископа Тамбовского и Шацкого.
История жизни преподобного
Святитель Феофан родился в первой декаде января 1815 года в Орловской губернии. В мирской жизни его родители называли Георгием. Отец мальчика был священником и правил в местной церкви. Мать также происходила из семьи священнослужителей. Первое свое образование он получил в родительском доме. Они наставляли мальца на добрую жизнь, с верой в сердце. Георгий объединил в своем характере лучшие черты родителей:
- любовь к окружающим;
- доброту;
- глубокую веру;
- разум и скромность.
Еще в юном возрасте святитель поступил в духовное училище, после окончания которого пошел учиться в академию. После успешного окончания учебного процесса, преподобный служил священнослужителем в Орловской губернии. Среди всех священнослужителей он был самым глубоко верующим и благочестивым.
Однажды Георгий обратился к духовенству с просьбой дать разрешения на постриг в монашество. Духовенство дало положительный ответ и посл праздника Покрова Богоматери, он посвятил себя монашеской жизни. В постриге он был с именем Феофан. Чин посвящения происходил в Святодуховской церкви ректором духовной академии Иеремией.
Всю свою жизнь преподобный посвятил вере и служению Господу. Вместе с тем он всегда был обеспокоен образованием. Преподобный старался всем желающим получить образование.
Творения епископа
Он помогал всем людям, которые в этом нуждались. Более того как уже упоминалось выше святитель был мудрым и умным человеком. Он выпустил советов под названием «Творения святителя Феофана Затворника». В ней он философски описывает все советы и пророчества народу своему.
В один из моментов жизни Феофан подал прошения на увольнения, чтобы отдохнуть. Но это не был запланированый отдых и покой. Для него это стало новым этапом в жизни служения. Он занялся письменными трудами, оформленными письменным видом. В них давались ответы на многие вопросы людей. Можно сказать что его письма наставляли местное население на праведный путь.
Умер святой в праздник Крещения. Все кто его знал в смерти на праздник разглядели определенный знак. В православии говорится о том,что при погребении на лице преподобного была видна улыбка. Похоронен Феофан в Казансокм соборе.
Статьи на Православие.Ru
Евангелие, прочитанное жизнью, ставит нас перед Христом, подвигает нас ближе ко спасению. |
Основные этапы «Пути ко спасению». Богообщение как цель христианской жизни. Понятие о молитве у святителя Феофана Затворника. |
12/25 марта Церковь чтит память преподобного Феофана Сигрианского, летописца и исповедника, небесного покровителя святителя Феофана, Затворника Вышенского. |
Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе. |
В терпении этом есть доверие Промыслу Божию. Тогда, когда мы доверяем Богу, тогда-то мы и принимаем с благодарностью все суды, тогда мы не ропщем и не бунтуем. (MP3 файл. Продолжительность 6:11 мин. Размер 4.5 Mb) |
10 / 23 января 2015 г. Пятница 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:05:03 мин. Размер 46.9 Mb) |
9 / 22 января 2015 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:11:43 мин. Размер 94.9 Mb) |
В середине лета я наконец собрался в паломничество к месту упокоения святителя Феофана, куда влекло меня уже не первый год… |
«Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни…» |
16 / 29 июня 2014 г. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Память святителя Феофана Затворника, Вышенского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:06 мин. Размер 54.8 Mb) |
15 / 28 июня 2014 г. Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:20:00 мин. Размер 100.9 Mb) |
Вечерня уже закончилась, прихожане разошлись, ушел из храма и отец Василий. А мальчик задержался на колокольне: нравилось ему забираться сюда по крутым лесенкам, чинно звонить в колокол. |
Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика. |
В наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. |