Вышенский успенский монастырь

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений. Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство

Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения. Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

Кровь, пролитая в селе Выша

В XX веке на долю Вышенского Успенского монастыря выпали беды, ставшие уделом всей Русской Православной Церкви, но в данном случае действия большевиков обернулись событием, выходившим за рамки даже той жестокой и беспощадной действительности. Сохранились воспоминания очевидцев, рассказывавших, как в начале 20-х село Выша было охвачено эпидемией испанки (разновидность гриппа). Не имея иных средств противостоять болезни, жители устроили крестный ход, во главе которого монахи несли чудотворную икону Богородицы.

Срочно прибывшие чекисты арестовали священников, разогнали богомольцев, а святой образ увезли с собой, предварительно совершив над ним публичное глумление. Покорные до той поры селяне на этот раз взбунтовались и всенародно двинулись к зданию ЧК выручать святыню, но были встречены пулеметным огнем. В тот день погибло много мирных жителей, память о которых тщательно скрывалась долгие годы и лишь в период перестройки стала достоянием общественности. Подробности этого кровавого события можно найти в книге С. П. Мельчуганова «Красный террор в России».

Успенский Вышенский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661 год. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно. Первый храм – Успенский, появился лишь в 1762 году, а колокольня в 1818 году. Затем Казанский собор – 1844 год, Богоявленская церковь — 1867 год, Христорождественский собор – 1890 год

Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии. Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан Затворник не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.

Череда бед и лишений

В истории Вышенского Успенского монастыря, остававшегося вплоть до нынешних времен мужским, были периоды расцвета и упадка. Так во второй четверти XVIII века численность его братии настолько уменьшилась, а хозяйство до такой степени оскудело, что решением Святейшего синода он был упразднен как самостоятельная единица и приписан к находившейся от него в двадцати верстах Чернеевской Никольской обители. О том, что послужило причиной столь бедственного положения, в документах не говорится. Тем не менее в последующие десятилетия иноческое служение в нем продолжалось.

Тяжкий удар был нанесен Вышенскому Успенскому монастырю в период бессмысленного и беспощадного Пугачевского бунта (1773 – 1775 гг.). Тогда толпы обезумевшего «народа-богоносца» (выражение Л. Н. Толстого), ворвавшись в монастырь, разграбили храм и растащили все, что можно было унести. Монахов, по счастью, не тронули, но обрекли на голод и лишения, окончательно подорвав и без того ветхое хозяйство.

Свидетельство иеромонаха Леонтия

Лишь к концу столетия жизнь в обители мало-помалу наладилась, о чем свидетельствуют опись имущества, составленная в 1798 году иеромонахом Леонтием. В ней, кроме подробного перечня всего, чем владела братия, имеется запись о том, что монастырь, являвшийся ранее приписным, получил наконец самостоятельность, хотя и остался заштатным, то есть не получающим от государства материальной поддержки.

Тем не менее составитель документа указывает, что в нем имелась каменная Успенская церковь, рядом с которой возвышалась крытая тесом колокольня, а вся территория была огорожена прочным деревянным забором. Хозяйство же братии оставалось невелико: оно состояло из сенного покоса и пчельника. Приводит иеромонах Леонтий и подробный список всех иноков с указанием времени их поступления в монастырь.

Современное состояние

1988 г. стал значимым для всего православного мира. В этот год канонизировали святителя, то есть причислили к лику святых. Этот факт стал отправной точкой для начала возрождения монастыря. Не стало лишним и привлечение общественности к этому событию.

Время не заставило себя долго ждать. Вот уже в 1990 г. началось активное восстановление объекта. Его передали в заботливые руки верующих. И в 2002 г. миру явился Вышенский успенский женский монастырь.

Важно знать: освящение произвел патриарх Алексий Второй, являвшийся патриархом московским и всея Руси. Он же благословил перенесение мощей св

Затворника.

Использованные материалы

  • История на официальном сайте монастыря

  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»

  • Строев П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб., 1877. с. 896 — 897.

  Определение Св. Синода от 20 декабря 1911 — 18 января 1912 года за № 10478// Церковные ведомости. 1912. № 5 (4 февраля), с. 37.

  «Тамбовская семинария. Предыстория учреждения и первые годы деятельности (1779 — 1802)», сайт Тамбовской епархии, У Строева П.М. — не значится

  Платон Богословский, свящ., Архимандрит Герман (Агишевский), Тамбовские епархиальные ведомости, 1879, № 17 неофиц. часть, с. 623-624.

  Некролог. (Архимандрит Митрофан) // Владимирские епархиальные ведомости, 1896, № 2 неофиц. часть, с. 72.

  Некролог. (Игумен Серафим) // Тамбовские епархиальные ведомости, 1895, № 24, с. 646 — 647.

  Определение Св. Синода от 12 — 20 августа 1896 года за № 2459 // Церковные ведомости. 1896. № 35 (31 августа), с. 339; Определение Св. Синода от 11 — 22 марта 1910 года за № 1909 // Церковные ведомости. 1910. № 14 (3 апреля), с. 81.

  Определение Св. Синода от 25 августа – 2-сентября 1910 года за № 6670 // Церковные ведомости. 1910. № 37 (11 сентября), с. 358.

  Определение Св. Синода от 24 февраля — 10 марта 1912 года за № 1574// Церковные ведомости. 1912. № 12/13 (25 марта), с.77; Список благочинных Тамбовской епархии, настоятелей и настоятельниц монастырей и начальниц общин // Тамбовские ЕВ. 1917. № 3-4 (21-28 января), с. 45.

  Журнал № 23 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 апреля 2021 года,

Разорение и возрождение монастыря в XX веке

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены.
В книге «Красный террор в России» на стр. 103 есть абзац: «Найдём ли мы в жизни и в литературе описание, аналогичное тому, которое приводит Штейнберг о происшествии в Шацком уезде Тамбовской губернии. Есть там почитаемая народом Вышинская икона Божьей Матери. В деревне свирепствовала испанка. Устроили молебствие и крестный ход, за что местной ЧК были арестованы священники и сама икона… Крестьяне узнали о глумлении, произведённом в ЧК над иконой: «плевали, шаркали по полу», и пошли «стеной выручать Божью Матерь». Шли бабы, старики, ребятишки. По ним ЧК открыла огонь из пулемётов.»Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым, лезут напролом, глаза страшные, матери детей вперед, кричат: «Матушка, Заступница, спаси, помилуй, все за тебя ляжем… Страху уже в них не было никакого».

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

Летом 1972 года иерей Георгий Глазунов и игумен Марк (Лозинский) вместе с двумя студентами Московской духовной академии, иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым) проникли в закрытый Вышенский монастырь, где в подклети Казанского собора был погребен почитаемый ими епископ Феофан. Увидев «мерзость запустения» на святом месте и совершив панихиду, они решили, во что бы то ни стало, потихонечку вывезти честные останки святителя. Вскоре отца Георгия Глазунова вновь посетил иеромонах Елевферий, на этот раз один. Повторная поездка в Вышу принесла добрый плод — сотоварищи, спустившись в склеп, перебрали руками всё «от» и «до», обрели мощи и забрали их с собой. Шеститонную надгробную плиту вывезли позже.

В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, когда часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. 29 июня 2002 года при участии Патриарха Алексия Второго состоялось торжественное перенесение мощей свт. Феофана в Вышенскую обитель.

История

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 году. Основан он был предположительно в XVI—XVII веках: в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы: «…храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь» — монастырь в это время уже существовал и находился в восьми верстах от нового места выше по течению реки Выши, на её левом берегу. Марфа Иоанновна пожаловала обители отводную грамоту, определив новое (нынешнее) место — вблизи судоходной тогда реки Цны. Старое место расположения, известное как «Старая пустынь и огородище», продолжало принадлежать монастырю до 1897 года, пока не состоялся обмен участками земли с местным помещиком Эмманиулом Дмитриевичем Нарышкиным.

В течение 36 лет, начиная с 1625 года, строителем пустыни был упомянутый в грамоте иеромонах Тихон; а его преемник, игумен Герасим, управлял обителью ещё дольше — 59 лет. При нём увеличилось количество земельных угодий пустыни.
Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому в 1724 году «за малобратственностью и бедным положением» она была упразднена и приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю; на тот момент в ней числилось всего 4 насельника: строитель иеромонах Авраамий, и монахи Мисаил, Филипп и Арсений. Однако вскоре, по-видимому, она была восстановлена, оставшись приписной — имеется сообщение, что «в монастырском архиве письменная документальность начинается с 1727 года…» В 1737 году «в той пустыни… церквей было две — обе малыя деревянныя, келлий три. Да в той же пустыни монахов один и вдовый поп, дьячек и пономарь, а угодий и доходов не имеется и не бывает, токмо имеется сеннаго покосу сто копен и пчельнаго заводу малое число».

В 1739 году в монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника, а в 1744 году — 3 монаха и 1 псаломщик. В 1740 году настоятелем стал иеромонах Филарет, в 1743 — иеромонах Пахомий. В 1753 году сюда был переведён для служения иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря «что при Переславле на устье реки Павловой», а в следующем году настоятелем был назначен игумен Досифей. При его настоятельстве, продолжавшемся до 1761 года, вместо сгоревшей деревянной Успенской церкви началась постройка каменной, освящённая уже при игумене Василии в 1762 году.

В 1764 году монастырь стал самостоятельным, заштатным. Во время беспорядков в 1774 году была ограблена соборная Успенская церковь, но монахов не тронули.

С 1780 по 1789 год настоятелем был иеромонах Леонтий, при котором в 1784 году произошло межевание земельных участков и составлены описи имущества: «Церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней „ныне видится весьма ветха“. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу». Иеромонаха Леонтия сменил иеромонах Иоанн, а его (в 1795) — иеромонах Лаврентий, при котором в Успенском соборном храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был переведён иеромонах Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в —1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в ), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (в миру, дворянка Мария Ивановна Аденкова или Данкова), после бывшего ей сновидения.

В —1894 годах в монастыре жил епископ Феофан. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении (затворе), собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Немного ранее, 30 марта 1862 года, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новых строений монастыря.

При архимандрите Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

У Вышенской обители есть свой — официальный сайт

На нем можно узнать об истории монастыря, его наместниках, игуменьях. Всех кто хочет, может посмотреть когда, в какие дни и во сколько проходят богослужения в храмах.

А также даже можно посмотреть, сколько будут стоять требы.

Как добраться до обители также указано на сайте. Адрес проезда: 391574, Рязанская область, Шацкий район, п. Выша, ул. Заречная, д. 20.

В монастырь можно добраться на автобусе и на личном транспорте.

В монастырь можно добраться из Рязани — на автобусе, с автовокзала «Центральный» до города Шацка. Оттуда возможно поездка на частной маршрутке, она доставит вас до Выши.

На личном автомобиле следует ехать из Рязани по автодороге М-5 в направлении города Шацка, а проехав Шацк, двигаться по указателям на Конобеево. У Конобеево поворачивайте направо, на первой развилке — снова направо, на Быкову Гору; далее — прямо к Выше.

Заранее, чтобы приехать на службу, можно уточнить информацию по телефону: 8 (49147) 2-73-73.

Или написать на электронную почту обители:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Здания монастырского ансамбля

Монастырский ансамбль зданий в основном сложился в течение XIX века и включал в себя следующее:

Успенская церковь

Это самая первая церковь в монастыре. В год первого упоминания (1625) деревянный храм был перенесён на новой место. В 1761 году вместо сгоревшего храма был возведён двухпридельный каменный, — освящённый в 1762 году игуменом Василием. Первоначально, за правым клиросом (со стороны никольского придела) находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, за левым клиросом (со стороны сергиевского придела) — икона кизических мучеников.

После возрождения монастыря Успенская церковь была первой, где начались реставрационные работы. Храм был освящён 21 июня 1998 года архиепископом Симоном (Новиковым).

Казанский собор

Каменный собор начали строить в 1831 году и окончили в 1844 году. На его постройку значительный капитал в шесть тысяч рублей поступил по духовному завещанию моршанского протоиерея Иоанна Наполинского. Казанский собор был «устроен по плану, который был снят с Саровского Успенского собора. Вышенский Собор уступает своему образцу размерами и внутренним украшением». Пятикупольный собор имел крестообразный вид, одинаковый в длину и ширину; со всех четырёх сторон имел колонны с красивыми фронтонами. В нём было три престола: средний — казанский (освящён 16 июня 1844 года); правый — в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый — в честь Рождества Иоанна Крестителя (освящёны, соответственно, 15 и 16 августа 1845 года). В главном приделе с 1844 года находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери.В 1875 году внутренность храма была художественно расписана, устроен иконостас с позолоченной на полименте резьбой. В иконостасе были помещено несколько икон, написанных епископом Феофаном, который и был погребён здесь после своей смерти в 1894 году.

Христорождественский собор

«Тёплый» каменный собор строился в —1890 годах. Он был пятикупольный, двухпрестольный: главный престол — в честь Рождества Христова; боковой — в честь мучеников Адриана и Натальи (освящены настоятелем архимандритом Аркадием). Собор с трёх сторон был украшен колоннами и портиками ионического ордера. В этот собор была перенесена почитаемая икона Девяти мучеников Кизических.

Домовая церковь епископа Феофана в честь Богоявления Господня

Была устроена в архиерейских покоях с разрешения епархиального начальства в 1867 году. Она была вся устроена руками епископа Феофана, который, начиная со дня своего затвора, до 1888 года ежедневно совершал в ней литургию.

Колокольня

Каменная четырёх ярусная колокольня была построена в 1818 году. В 1914 году на ней было 14 колоколов, самый большой из которых весил 726 пудов. В среднем ярусе колокольни была устроена троицкая церковь, освященная 8 января 1818 года. В 1970-х годах колокольня была разобрана.

Прочие здания

В начале XX века для размещения братии и хозяйственных нужд имелось 13 корпусов: 12 каменных и одного деревянного ссыпного амбара. Вне монастырской ограды было два каменных гостиных дома.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector