Героини страны советов и их рекордный полет

С криком: «Мы тут пройдем!» она побежала по минному полю

— Мы можем точно сказать, сколько прошло женщин сквозь войну?

— Точной цифры нет. В армии было до миллиона женщин. Их выбивали, ранили, приходило пополнение. Только по комсомольским призывам было мобилизовано 550 000 женщин. ПВО на треть состояла из женщин. На боевых рубежах только наши советские девушки. Эту особенность не все отмечают. СССР был единственной страной в годы Второй мировой войны, где женщины принимали непосредственное участие в боевых действиях.

В 1939 году в статье 13 Конституции было записано, что в случае чрезвычайных обстоятельств женщины могут быть мобилизованы. Не в действующую армию, а во вспомогательные службы. И как только началась война, поток представителей женского пола пошел в военкоматы. По официальным данным их было более 50% от общего числа добровольцев.

Регулировщица в Берлине. 1 мая 1945 г.

— Какие мотивы, кроме желания защищать Родину, были у женщин?

— В то время молодые мальчики и девочки соревновались между собой. За право управлять кораблями, прыгать с парашютом, девушки посещали ДОСААФ и сдавали нормы ГТО. Они писали в заявлениях: «Хочу быть в рядах Красной армии». И дальше крепкие слова вроде «бить гада, паразита», и я еще мягко выражаюсь.

Многие оказались разлучены со своими родственниками, 23 территории были уже захвачены, воевать толкала неизвестность. Кроме того, все думали, что все быстро закончится к осени.

В 1941 году девушек отправляли в первую очередь в медицину, связь, бытовую сферу обслуживания. Призывали с 18 до 25 лет. После больших потерь, в марте 42-го проходило сразу три мобилизации. Забирали девушек без детей, здоровых и с законченным средним образованием. Они рвались на фронт и даже пытались обвести медиков, скрывая состояние здоровья.

Девушки Таманской дивизии

— А были женщины, которые не хотели на войну?

— Были, процентов 5 от общего числа. Но насильно никто никуда не призывал. Женщины шли сами. Я была удивлена, что даже женский морской взвод существовал. Что они там делали? Например, Галина Петрова из морской пехоты стала Героем СССР. Когда в 42-м году надо было занять ночью плацдарм, морские десантники, узнав, что впереди минное поле, на долю времени приостановили наступление. И поднялась эта хрупкая девушка с криком: «Да вы что! Чего вы боитесь! Мы тут пройдем!» И побежала по этому полю. Мужчинам ничего не оставалось, как подняться вслед за ней.

Женщины стреляли, сдавали нормы как все, служили на всех флотах, так же гибли. Среди общих потерь трудно выделить, сколько мы потеряли женщин. Многие гибли при прокладке телефонных линий, а еще санитарки, которые выносили бойцов. Правда, мужчины потом обиделись и сказали, что с поля боя выносили они, а женщины были в госпиталях.

— Но есть же подтвержденные факты, что женщины выносили бойцов? Та же Зина Туснолобова вынесла более ста человек на себе.

— Тут смотря какой боец. Может, и не всех могли вытащить, но тащили, подрывая свое здоровье. Туснолобова, вынося раненых, получила ранения в руки, ноги, обморозилась, ей ампутировали конечности. И она оказалась в госпитале, хотела покончить с собой. Представить невозможно, что испытывала молодая девушка.

Она писала письмо своему жениху, с которым не успела расписаться, что не хочет быть обузой. А он оказался очень порядочным человеком и ответил, что они всегда будут вместе. Он вернулся с войны, они поженились, ей сделали протезирование, был долгий процесс восстановления. В 1957 году она получила звание Героя СССР.

Зина Туснолобова

Она родила ребенка, — к сожалению, первенец умер, а потом еще двоих детей. Стала почетным гражданином Полоцка. Это тот образец, с которого нужно брать пример. И она не одна такая. Просто не обо всех дошла информация, не всех вовремя заметили журналисты и общество.

Королевы небес в России

В сравнении с практикой США, в РФ еще сильны стереотипы. Например, Америка выдала 27 000 летных лицензий женщинам, когда в России такие документы получили лишь 450 девушек. Что касается непосредственной практики управления воздушными гражданскими перевозками, за океаном в этой профессии заняты 1 000 человек, а у нас – 30 представительниц прекрасной половины человечества.

Мария Уваровская добилась статуса первого пилота и командует экипажем лайнера Airbus A320 компании «Аэрофлот»

Причем львиную долю женщин, которые управляют гражданскими самолетами в России, составляют пилотессы «Аэрофлота». В лучшей авиакомпании страны работает 20 женщин, причем пятеро таких летчиц командуют экипажем, имея статус первого пилота. В 2009 году Ольге Грачевой впервые доверили командование бортом Boeing 767. В это же время Татьяна Рыманова добилась статуса командира авиалайнера Боинг 737 после прохождения тестов повышения квалификации.

Первым КВС Аэробуса А320 стала Елена Новичкова. 2014 год подарил стране еще одного командира прекрасного пола – Марию Уваровскую. Девушка стала первым пилотом судна Airbus A320, которое тоже числится в .

Мария Федорова — самая молодая летчица в авиакомпании «Аэрофлот»

В марте 2015 года управление российской моделью Sukhoi Superjet-100 доверили Дарье Синичкиной. Кроме того, в авиакомпании работает еще 15 женщин, потенциал которых позволяет получить статус КВС в будущем. Ведь самой молодой представительнице летчиков авиалиний Марии Федоровой – 23 года. Девушка села за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 года.

Кроме того, огромный потенциал и у первого летчика-женщины Чеченской республики Ларины Евмурзаевой. Эта девушка доказала стране, что устоявшиеся стереотипы уже становятся пережитком прошлого времени. Думаем, что со временем авиация России выровняется с мировыми показателями этой отрасли, где место пилота занимает 10% представительниц прекрасного пола.

Два главных перелета

2 июля 1938 года экипаж МП-1бис в составе Полины Осипенко (первый пилот), Веры Ломако (второй пилот) и Марины Расковой (штурман) совершил беспосадочный перелет из Севастополя в Архангельск. Преодолев 2416 км за 10 часов 33 минуты и показав максимальную скорость 228 км/ч, летчицы установили новый мировой рекорд для женщин в классе гидросамолетов. Мало кто знает: прежде чем добиться такого результата, девушки предприняли как минимум шесть попыток вылететь. Но все они оказались неудачными: гидросамолет так и не удалось оторвать от поверхности моря. Так же мог закончиться и вылет 2 июля, если бы не упорство Полины Осипенко, которая сумела поднять машину в воздух уже у самого створа Севастопольской бухты.

Перелет никак нельзя было назвать простым. Погода на маршруте стояла не самая лучшая, самолет постоянно менял высоту от 50 до 5000 метров, и летчиц мучили головные боли. На полпути МП-1бис угодил в грозу, так трепавшую деревянную машину, что проверявшая в хвостовой части запасы топлива и масла Вера Ломако рассекла правую бровь о край бензобака. Но в итоге предприятие завершилось удачно. Из Москвы в адрес храбрых рекордсменок поступила поздравительная телеграмма за подписью высших руководителей СССР, а чуть позже все три были награждены орденами Ленина. «Над великой русскою равниной, над простором нив, лесов и вод летчица по имени Полина совершила славный перелет», – так начал в 1938 году поэт Александр Твардовский посвященное этому рекорду стихотворение «Полина».

Полет из Севастополя в Архангельск стал поводом пригласить Полину Осипенко и Марину Раскову в экипаж самолета «Родина», построенного Павлом Сухим для рекордного перелета из Москвы на Дальний Восток. Легенда гласит, что командир «Родины» Валентина Гризодубова телеграммой предложила Осипенко лететь вторым пилотом, на что та телеграфировала в ответ: «Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете».

24 сентября 1938 года самолет «Родина» оторвался от бетона аэродрома в подмосковном Щелково, а через 26 часов совершил вынужденную посадку в тайге в районе поселка Дуки Хабаровского края. Летчицы преодолели расстояние в 6450 километров, из них 5908 км – по прямой, и установили женский мировой рекорд дальности полета по прямой без посадки. За это достижение Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова первыми среди женщин в СССР были удостоены званий Герой Советского Союза.

Первые женщины-пилоты в России

Официально первой пилотессой в России считается Домникия Илларионовна Кузнецова-Новолейник, которая, обладая лишь теоретическими знаниями об устройстве самолета, подняла его, но, к сожалению, не смогла удержать и рухнула на землю. К слову, мужем Домникии был пилот-авиатор Павел Кузнецов, ставший позже летным инструктором.

Первая в России по фамилии Зверева, Лидия Виссарионовна, была первой официально признанной летчицей в нашей стране. В летном училище она нашла не только свое призвание, но и мужа – авиатора Владимира Слюсаренко. Кстати, Лидия Зверева была первой женщиной, окончившей специализированное учебное авиационное заведение.

Штурман 46-го гвардейского

В 1941 году Советская армия несла колоссальные потери. Для военной авиационной техники срочно потребовались пилоты и инженеры. Поэтому в октябре был выпущен особый приказ о формировании женских авиаполков (рис.1).

Фото: МАИ рис.1

Легендарная летчица-штурман Герой Советского Союза Марина Раскова лично объезжала авиационные училища и отбирала курсантов в эти соединения. В одну из воздушных эскадрилий попала юная Александра Акимова. Она стала ведущим штурманом 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, который вошел в историю под названием «Ночные ведьмы».

— Александра Акимова училась до войны в педагогическом институте, — рассказал «Известиям» директор Музейно-выставочного комплекса МАИ Анатолий Жданов. — На фронте она сначала была штурманом, потом стала сама пилотировать самолет.

Штурман 46-го ночного бомбардировочного авиаполка Александра Акимова. Фото: МАИ

Летному делу Александра Акимова обучалась в городе Энгельс. Приходилось заниматься по 12 часов в сутки. По словам Анатолия Жданова, это был сложный период: девушки гибли ещё до военных действий попросту из-за неумения управлять летными аппаратами.

Красота естественная и искусство

Основное занятие местных жителей связано с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Море богато лососевыми видами рыбы, в нем обитают серый и гренландский киты, лахтак – морской заяц. Вблизи от Уэлена, как и во многих районах Чукотки, обнаружены залежи золота и других полезных ископаемых, но разработки здесь не ведутся. Восточный край Евразии – это прежде всего бескрайние неповторимые пейзажи, не случайно территория трех районов Чукотского автономного округа получила статус национального парка «Берингия».

Многовековые традиции морзверобойного промысла оказались прочно связанными и с промыслом художественным: в Уэлене, как и вообще на Чукотке, мастера издавна изготавливали фигурки из кости и моржовых клыков. Вырезали фигурки животных, создавали гравюры на сюжеты из повседневной жизни чукчей, охоты, езды на оленьих упряжках. Когда-то этим славился поселок Дежнево, который в рамках укрупнения чукотских поселений был заброшен, а жители его переселились в Уэлен.

В самом же селе существует Уэленская косторезная мастерская, основанная в 1931 году. Ее первым руководителем стал художник Вуквуктагин. А одним из самых прославленных мастеров, чьи произведения попали и в столичные музеи, стал Хухутан, начавший карьеру художника после несчастного случая на охоте, где он потерял ногу.

Мастера-косторезы Вуквутагин и Хухутан.

Интересно, что уже в тридцатые среди косторезов появились женщины – до этого считалось, что резьба по кости – исключительно мужское занятие, слабый пол к резцу не допускался. Среди изделий мастерской – костяные шахматы, брошки и пудреницы, а в 1934 году, когда в Уэлене находились самолеты, спасавшие экипаж парохода «Челюскин», мастера создавали и произведения, посвященные челюскинцам.

Изделия традиционного чукотского промысла — резьбы по кости.

Иван Никитович Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полет. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь.

В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолетостроения. Полученные во время учебы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну летчик ни разу не был сбит, даже сильно поврежденный истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром.

После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли свое применение. В 1951-52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолетов неприятеля.

Николай Дмитриевич Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Летчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого летчика не было разрешения на ночные полеты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолеты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрек: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолет, повышаю в звании и представляю к награде».

Улица Татьяны Макаровой

Эта улица в Косино-Ухтомском районе проходит между улицами Дмитриевского и Рудневка. Имя Татьяны Макаровой она получила в 2005 году.

Быть летчиком Таня Макарова мечтала с детства, поэтому пошла заниматься в аэроклуб. В 19 лет она получила звание пилота гражданской авиации. В начале 1941 года аэроклуб стал военной летной школой, а Макарова — военным летчиком. Когда началась война, Таня была зачислена в авиационный полк, ставший потом 46-м Гвардейским Краснознаменным Таманским. Экипажи женского полка летали каждую ночь. Задания выполняли несмотря на зенитную артиллерию противника и ослепляющий свет прожекторов.  

27 сентября 1942 года командующий 4-й Воздушной армией Генерал К. А. Вершинин вручил Макаровой первую правительственную награду — орден Красного Знамени. 

В ночь на 25 августа 1944 года Татьяна Макарова и ее штурман Вера Велик выполняли боевое задание в районе польской Остроленки. Когда бомбы были сброшены и летчицы возвращались на свой аэродром, их атаковал вражеский истребитель. Бомбардировщик загорелся и стал падать… Парашютов у девушек не было: в полку было принято брать вместо них дополнительные бомбы.

23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, Татьяна Макарова была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

Фото: Wikipedia.org

Жители небольших чешских деревень, расположенных в окрестностях города Брно, до сих пор тепло относятся к русским и чтут память советской летчицы Василисы Пащенко, которая погибла в апреле 1945 года, освобождая Чехословакию.

Холодным политическим ветрам не задуть эти лампадки на братской могиле советских солдат в чешском селе Лоденице. Здесь салютуют в честь павших в боях за освобождение Чехословакии.

Долфо Юрачек и Роберт Комарек, надев георгиевские ленты, отправились в этот день в поле. Именно здесь 19 апреля 1945 года произошло событие, навсегда связавшее общей памятью о беспримерном героизме местных жителей, вписавшее эти места в историю победы над нацизмом.

Долфо Юрачек: «Было мне 13 лет, наше внимание привлек бой. Там стреляли

Видим, что самолет летит низко, задел за дерево и упал на поле. Мы же мальчишки, нам стало интересно, что там, мы ходили потом смотреть на развалившийся самолет, сидели там на бомбах. Сейчас понимаю, что мы могли просто там взлететь на воздух».

Чтобы лучше понять и увидеть, о чем, точнее, о ком идет речь, нужно отправится в Москву. Скромная девушка на старых фото  тетя художника Виктора Пащенко. На снимках Василисе Пащенко лет 1920. Ей так и не довелось повзрослеть.

История, о которой Виктор узнал лишь в 2008 году, для жителей Лоденицы еще в конце войны стала частью их культурного кода. Но даже пересказывая ее в тысячный может раз, как теперь, местный поисковик Радек Харашта признается, что по коже у него бегут мурашки.

Радек вместе с местными властями хлопочет сейчас о том, чтобы Василисе Пащенко посмертно присвоили звание героя. Помогает в этом и российское консульство.

В январе 1945 Василиса Пащенко была награждена орденом Красной Звезды. В апреле 1945 года бомбардировщик «Дуглас», на котором воевала девушка, совершил свой последний боевой вылет.

Роберту Комареку было тогда 12 лет, но детали крушения сбитого немцами самолета он помнит, как будто это было вчера.

Роберт Комарек: «Он летел так низко над землей, что задел грушу, здесь целая аллея груш была, потом задел о телеграфный столб и упал. Это было страшно. Самолет перевернулся, крылья отвалились, двигатели отвалились. Летчики погибшие так и остались в своих креслах. А в стрелковой башне, которая тоже почти развалилась, осталась живая только Пащенко. Она отстреливалась, когда сюда приехали немцы на бронетранспортерах».

В одиночку Василиса держала оборону несколько дней. Пока у пулемета не кончились патроны. Одну пулю младший сержант оставила для себя. Живой Василису Пащенко немцы так не взяли.

Экипаж бомбардировщика похоронен на чешской земле, в Лоденице в честь подвига Василисы Пащенко установлен обелиск. Сохранили местные жители и колесо от сбитого самолета.

Племянник летчицы Виктор Пащенко с чешскими поисковиками постоянно поддерживает связь. В благодарность за бережное отношение к памяти свой тети Виктор сделал несколько эскизов. Он хочет установить в Лоденице монумент.

Местные власти эту идею поддерживают. Здесь никто не думает переписывать собственную историю. Несколько лет назад, как раз в разгар борьбы с советским наследием на Украине и в Польше, местное братское кладбище советских солдат приводили в порядок, потому что, как сказал на траурной церемонии староста городка Томаш Дудик, каждый их этих бойцов заслужил, чтобы о нем помнили.

Любовь Голанчикова

Источник

Еще удивительнее биография второй российской дипломированной летчицы Любови Голанчиковой. Для нее, эстрадной певицы, известной под сценическим псевдонимом Милли Море, увлечение авиацией началось со случайности. В 1910 году она познакомилась с одним из пионеров российского воздухоплавания Михаилом Ефимовым, который пригласил ее полетать в качестве пассажирки. Вскоре после этого Голанчикова записалась в школу «Гамаюн», где чуть раньше училась Зверева, и получила диплом пилота за номером 59. А вскоре журнал «Вестник воздухоплавания» уже сообщал, что артистка Любовь Голанчикова бросает сцену в пользу авиации.

Как и Зверева, карьеру авиаторши Голанчикова начала с показательных полетов. Первый чуть не закончился трагически.

Уже в 1912 году имя Голанчиковой становится известно всему миру. 22 ноября в Берлине она почти втрое бьет рекорд высоты, ранее принадлежавший немецкой летчице, и устанавливает новый мировой рекорд высоты для женщин — невиданные 2200 метров.

В следующий раз имя Голанчиковой попало в газеты в июле 1913 года, когда она в качестве навигатора сопровождала французского летчика Леона Летора, только что совершившего беспосадочный перелет Париж — Берлин, на обратном пути. В Париже журналисты первым делом задали Летору вопрос: «Не осложнила вам перелет женщина на борту?» Но Летор был не намерен поддерживать сексистские предубеждения.

Голанчикова мечтала о большем, чем просто показательные полеты: ей хотелось стать летчицей-испытательницей. Поначалу заводы ей отказывали (видимо, считая это неженским делом), но в 1913 году ей всё же удалось заключить контракт с небольшой аэропланной мастерской Ф. Ф. Терещенко на испытание аппаратов «Фарман-22». «Я, нижеподписавшаяся, — сказано в контракте, — Любовь Александровна Голанчикова, обязуюсь в течение года от сего числа летать на аппаратах, которые будут даны мне фирмой Червонской аэропланной мастерской, на других же аппаратах производить полеты не представляю себе права».

Девушка — военный лётчик — истребитель

О том, что многие советские девушки и женщины наравне с мужчинами на боевых самолётах, бомбардировщиках и легкомоторных, успешно воевали, я знал, но тут в 1945 году к нам в Школу воздушного боя, да не куда-нибудь, а в нашу эскадрилью, прибыл лётчик — истребитель лейтенант Клава Блинова. Ну, братцы, услышав об этом, я невольно поскрёб затылок. Лётчиц ночных бомбардировщиков, как грозно именовались наши «кукурузники» По-2, я встречал, не раз сопровождал и чисто женские экипажи на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но женщина-истребитель…

Быть может, и не было у меня желания унизить эту девушку, взявшуюся за совсем уж не женское дело, но всё же что-то такое было. По долгу службы я мог и обязан был проверить её технику пилотирования в зоне, как у всех вновь прибывающих лётчиков, с целью определить уровень подготовки, чтобы правильно сформировать пары и определить объём программы подготовки для каждой пары. Конечно, её технику пилотирования мог проверить командир звена, но, признаюсь, мне очень захотелось самому слетать с ней и убедиться, что эта молодая девушка действительно может пилотировать истребитель, я уж не говорю о фигурах высшего пилотажа.

Клава Блинова ничем особенно не выделялась, была скромная и молодая девушка, и, не зная о том, что она лётчик — истребитель, никогда бы не подумал, что эта худенькая блондинка, которая стоит в окружении многих лётчиков и оживлённо о чём-то беседует — лётчик, а не то что пилот истребителя!

Проверив её лётную книжку и узнав, где, когда, сколько и на каких типах самолётов она летала, накануне полётов я ей сообщил, чтобы она готовилась лететь со мной на проверку. Перед вылетом, когда ей ставил задачу, определил количество и последовательность выполнения фигур высшего пилотажа, она сказала:

Клавдия Блинова

— Товарищ капитан! Я имею некоторый перерыв в полётах, если что-то не совсем чисто получится, вы мне покажете?

— Обязательно покажу, вы не смущайтесь, а выполняйте задание так, как вы всегда выполняли, все неполадки устраним, затем вас сюда в школу и прислали, товарищ лейтенант, — ответил я ей, и мы сели в кабины, она в передней кабине, я в задней, как и положено.

Я внимательно присматривался ко всем её действиям, но ни во что не вмешивался, это была моя привычка ещё из Качинской школы. Я допускал ошибки обучаемого лётчика до пределов, вмешивался только тогда, когда дальнейшее невмешательство грозило опасностью. Такая методика оправдывала себя, лётчик более уверенно и свободно себя чувствовал и мог показать все, на что он способен, без нервозности и переживаний за допущенные ошибки. Затем на земле и в воздухе эти ошибки устранялись и повторялись всё меньше и меньше.

Лейтенант Блинова, получив разрешение, запустила мотор, проделала всё, что необходимо перед взлётом, и мы поднялись в воздух. На взлёте мне пришлось чуть — чуть ей помочь, в элементах взлёта и посадки с допусками в ошибках надо быть очень и очень осторожным, ведь другой раз именно из-за пустяковой ошибки можно иметь большие неприятности. Что ещё можно сказать? Все сомнения о возможностях лётчицы — истребителя у меня были рассеяны. Эта обыкновенная, простая девушка была истребителем, и она в самом деле выполняла фигуры высшего пилотажа, стойко перенося при этом возникшие перегрузки.

Признаюсь, до сих пор я был убеждён в том, что настоящим истребителем может быть только мужчина. Оказалось, что я ошибался, я сидел в самолёте, который прекрасно пилотировала девушка — истребитель. Конечно, она не могла пилотировать самолёт так же грамотно, как это делали мы, учителя лётного дела. Но всё же она правильно выполняла все комплексы фигур. По радио я предложил ей повторить комплекс вместе, затем показал сам, как надо выполнять сложные фигуры. Тут я уже постарался выполнять фигуры с ювелирной точностью. Здесь заговорила чисто профессиональная гордость, да ещё перед девушкой. Я выполнял комплекс за комплексом, стараясь избежать больших перегрузок, ведь незачем было показывать девушке своё «ухарство», выносливость и умение резко пилотировать. Незачем было заставлять её переносить сильные перегрузки и получать неприятные ощущения. Мы, лётчики, мужчины, должны быть благодарны таким девушкам за то, что они решились на такую рискованную профессию да ещё и могли бить врага в воздухе.

В те суровые военные годы наши советские девушки, находясь в рядах ВВС, оказали большую помощь в разгроме противника. Лейтенант Клавдия Блинова, летая на самолётах-истребителях СССР, наравне с другими лётчиками успешно окончила Школу воздушного боя. Но на фронт попасть ей не пришлось, так как вскоре она вышла в Москве замуж тоже за лётчика, а через некоторое время закончилась и война.

(Из книги воспоминаний лётчика-истребителя Э. У. Чалбаша — «Сковать боем»)

Погоня за рекордами

Первая мировая война приостановила на время женское летное образование. Воюющие армии не допускали дипломированных летчиц в строевые части (в это время далеко не всем стратегам вообще представлялось целесообразным применение авиации в боевых действиях), хотя в литературе можно встретить сведения об отдельных случаях военно-летной деятельности женщин.

Может быть интересно

Одновременно на фронтах мировой бойни и в тылах шли поиски наивыгоднейших решений в области авиаконструирования. Авиационная техника претерпевала качественный скачок в развитии. Вскоре воздухолетание разделилось на несколько линий, которые в дальнейшем сходили, переплетались, давали новые ответвления и расходились вновь.

Оформилась, к примеру, авиационная доставка почты. Стремительно набирала высоту воздушная археология — поиск и изучение с воздуха материальных следов прошлого. Ее пионерами стали многие асы Первой мировой. Это было не просто использование авиации в научных целях (аэрометоды применялись и раньше) — это были полеты в интересах гуманитаристики.

Пионеры воздушных трасс супруги-летчики Энн и Чарльз Линдберг часто летали над малонаселенными территориями. Они провели аэрофотосъемку разрушенных поселений майя в Центральной Америке. Примерно в то же время воздушная рекордсменка Мэри Бейли с археологиней-суфражисткой Гертрудой Кейтон Томпсон фотографировали с воздуха оазисы в пустынях Западного Египта. Пожалуй, больше всех с воздушно-археологическими целями летала Мария Райхе. Исследованию гигантских зооморфных фигур перуанской пустыни Наска она отдала более 40 лет своей жизни. Во многом ее стараниями геоглифы Наска были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Источник

Межвоенный период стал едва ли не самым адреналиновым во всеобщей истории авиации. Тот, кто обратится к его изучению, может сыграть с самим собой в интеллектуальную игру, задача которой отыскать в этот период хотя бы одну авиационную специальность или вид летной подготовки, которыми не овладела бы женщина.

Это было время первых полетов над океанами, горными цепями и полюсами планеты, время сверхдальних перелетов между континентами. Женщины хладнокровно ввязались в гонку рекордов по дальности, высоте и скорости. Победа здесь, помимо восхищения публики, нередко означала и солидные денежные суммы.

Мировая пресса пристально отслеживала результаты этого общечеловеческого состязания, а летная работа безудержно глорифицировалась и романтизировалась. Чувства, охватившие многих людей, на глазах которых рождалась авиация, как пишет А. Беляновский, можно сравнить «лишь с эйфорией, охватившей человечество полвека спустя при известии о первом полете человека в космос и позже, при высадке астронавтов на Луну».

В гонке за достижениями быстро совершенствовались авиатехника, навигация, радиосвязь и методики выполнения полетов в различных условиях, но бог летных рекордов жадно требовал жертв, не различая их пола.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector