О взаимоотношениях с настоятелем. епископ орехово-зуевский пантелеимон

Чтение с разбором

Нужно подумать и о том, что читать. Потому что не всё надо читать. Новости не надо читать! Не надо! Зачем погружать в это ум? Тем более что эти новости написаны людьми, которые хотят не рассказать о том, что происходит на самом деле, а сформировать наше однобокое мнение об этом событии, повернуть наши мысли в какую-то сторону. И пишут только страшное, так что кажется: уже конец всему! Зачем всё это читать? Вы и так про самое главное узнаете. Третья мировая война начнется – вам обязательно скажут, не расстраивайтесь!

Нужно читать хорошие книги, слушать хорошие книги – сейчас можно найти в интернете аудиозаписи книг. Составить реестр хороших книг и вечером что-нибудь хорошее почитать или послушать. Чтение хороших книг очень помогает стать счастливым.

Чтобы побороть одиночество, обязательно нужно что-то делать вместе: это может быть совместное служение какое-нибудь, занятия спортом, отдых, паломничества, походы… Нужно заниматься творчеством. Нужно заниматься спортом: тело должно работать. Нет времени на спорт, да просто снег покидать, когда он выпадет, подметать двор, если нет снега. Девушкам не стоит заниматься боксом, тяжелой атлетикой или в футбол играть – им подойдет тот спорт, который делает сильными и изящными.

Для мужчин – борьба, бокс, тяжела атлетика. Или в футбол погонять. Можно записаться на большой теннис, можно организовывать велопробеги…

[править] Политическая активность

В 1976 году создал вместе со своим другом Сергеем Бычковым тайное православное братство, братчики собирались для совместной молитвы, изучали Священное Писание. Большая часть братчиков работала в одной из московских больниц санитарами, не скрывая христианских убеждений.

После простановки на приход Аркадий Шатов прекратил открытые антисоветские выступления и продолжил диссидентскую деятельность в подполье. Его запрещенная религиозная диссидентская деятельность находила отражение в парижском эмигрантском «Вестнике РСХД». В «Вестнике РСХД», каждый номер которого передавался под большим секретом и зачитывался до дыр, публиковались не только очерки и статьи, но и отчеты о подпольных православных семинарах в России. КГБ называло «Вестник» «диверсией без динамита» и преследовало за его распространение

«Вестник», как и другие оппозиционные советской власти эмигрантские издания, внимательно читался и анализировался КГБ. В 70-х и 80-х КГБ провело успешную идеологическую операцию «Агриппина» против либеральных священников Шатова, Шаргунова, Кречетова, Шпиллера, подсунув им в качестве духовного наставника не существующего в природе, «скрывающегося в подполье» старца по имени Павел (Троицкий), который в «духовных письмах», передаваемой Агриппиной Истнюк, наставлял их против либерализма и либеральных священников и либеральной линии «Вестника РСХД». Одураченный Шатов вспоминает: «Как отец Павел вошёл в нашу жизнь, сам это сделал, так сам таинственно как-то неожиданно для меня… Каждое письмо от отца Павла мы ожидали как Суда Божьего».

Операция КГБ была разоблачена только в 1997 году, когда духовенство стало добиваться канонизации Павла (Троицкого) и выяснилось, что настоящий священник Павел Троицкий умер в сталинском лагере ещё в 1944 году.

В годы правления В. В. Путина сторонник «твердой руки» вместе со священниками Димитрием Смирновым, Александром Шаргуновым, Николаем Кречетовым, что является лишь частным случаем, церковным подвариантом жажды твёрдой руки в масштабе всего государства, характерной, в том числе, и для интеллектуалов советской и пост-советской России.

В январе 2012 года уволил «по собственному желанию» своего секретаря, друга и сторонника Бориса Стомахина, Михаила Агафонова после появления в православно-патриотических СМИ статьи Николая Бондаренко, первого заместителя главного редактора журнала «Человек и закон», озаглавленной «Зачем епископ Пантелеимон (Шатов) покровительствует человеку, желающему смерти Путина?». За увольнением Агафонова последовало его бегство в Украину, где он получил политическое убежище.

В марте 2012 года православный портал «Ювенальная юстиция» подверг критике Аркадия Шатова за поддержку «ювенальной юстиции», за то, что «Портал МИЛОСЕРДИЕ.ru епископа Пантелеимона (Шатова) открыто ведёт ЮЮ-пиар, отринув Заповеди Божии и предав Христа». Портал также обвинил Шатова в том, что на окормляемом им сайте-портале: nsad.ru — «Нескучный Сад» (или «НС») «проводятся точечные антиправославные инъекции», рекламируют «богомерзких масонов-сатанистов как вполне респектабельную организацию христианского плана».

В конце 2012 подверг резкой критике запрет усыновления российских детей гражданами США, который до этого был принят в России («закон Димы Яковлева»).

В 2015 году журнал «Благодатный огонь», объединяющий группу интеллигентов-ультраконсерваторов, обвинил епископа Пантелеимона (Шатова) в потакании обновленцу Георгию Кочеткову, в ереси обновленчества, в антироссийской позиции, которая «не только противоречит позиции российского руководства, мнению патриотической, родительской общественности, церковного народа, в целом, но, и не согласуется с учением Церкви о спасении», а также в «высокой степени влияния либерального лобби как на самого Владыку, так и на отдел, которым он руководит»..

В 2015 году высоко оценил деятельность Совета при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере и лично вице-премьера О. Ю. Голодец.

Семинарский тимбилдинг

Будущий игумен родителям все объяснил рационально — «ногой не топал и не капризничал». В новом учебном году вчерашний выпускник мехмата перебрался в семинарское общежитие. Кроме Петра, в комнате жило примерно 20 человек, но все появлялись там с одной целью — поспать.

Архиепископ Верейский Амвросий: «Из студентов, которые потрепали мне нервы, получились отличные священники»

«Тимбилдингом» в семинарии, по выражению отца Пантелеимона, служили совместные работы: например, студенты вместе разгружали и квасили капусту. Дежурства по кухне выматывали. С вечера команда из четырех человек получала продукты — суммарно в семинарии готовили примерно на 1000 человек, включая иконописную и регентскую школы, — затем приходили на кухню к шести утра, помогали поварам, тягали и мыли 30–литровые баки. 

— В 9 вечера ты возвращаешься оттуда грязный-вонючий, и тебе хочется только помыться и завалиться спать. Но такие нагрузки важны с педагогической точки зрения. Была однажды такая история. В конце лета приехали абитуриенты. Я тогда уже был старшим пономарем, и одного из них отправили к нам на уборку храма. «Нет, я здесь для того, чтобы стать священником, и к работам прикасаться не хочу», — примерно так он ответил. К счастью, он не поступил.  Не знаю, по каким причинам.

  • В келье игумена

  • Вид из окна кельи игумена

  • Портрет отца Пантелеимона маслом

Когда Петр учился на втором курсе, он оказался в редакции «Встречи» — студенческого журнала Московской духовной академии, которым тогда руководил игумен Петр Еремеев. Через несколько лет он и сам станет главным редактором. По воспоминаниям его знакомых, в него была влюблена вся православная Москва.

(Смущается.) Ну, я вам не скажу за всю Одессу… В конце коридора был стол, и там частенько происходили всякие чаепития. Я в то время активно вел Live Journal, зазывал разных людей — хотелось какой-то движухи, серьезных обсуждений, потому что на курсе мне их завязать не удавалось. Преимущественно компания из «Живого журнала» туда и приходила. Так мы расширяли контакты, искали новые темы.

Однажды на курсе Петра появился невысокого роста человек в очках с толстыми стеклами. Одетый в подрясник, он бодро запрыгнул на подоконник, чтобы открыть форточку. Это был иеродиакон Пантелеимон Шустов, который уже заочно окончил Владимирскую семинарию и теперь перевелся на очное отделение в Москву.

Петр пригласил нового знакомого в редакцию «Встречи». Постоянные богословские споры, работа над журналом, а также совместный штурм справочников Розенталя по литературной правке сделали молодых людей лучшими друзьями.

— Говорили про досократиков, акциденции, сущности и прочее… Помню, в академии бушевала дискуссия, которая касалась Евхаристии, — о том, насколько правильно использовать термин «пресуществление»… Даже выбравшись на пикник, чтобы пожарить сосиски на костре, мы продолжали обсуждать эти вопросы.

В январе 2007 года Петру позвонили друзья из духовной академии. Они сообщили, что отец Пантелеимон умер от сердечной недостаточности.

Основа духовной жизни – иметь духовника

У каждого должен быть свой приход, свой храм, свой духовник. Как выбрать духовника? Если человек живет в тайге, где мало священников, где мало храмов, там, наверное, это сделать сложно, но в Москве так много хороших священников.

В своем приходе должен быть духовник, или это не важно? В своем приходе! И лучше всегда одному духовнику исповедоваться. Одна мама должна быть или сколько? Учитель начальных классов всегда один, учитель по английскому тоже один

Если разные учителя, то разное произношение, разные методики преподавания. Конечно же, учитель должен быть один, одна мама, один папа, одна Родина, один духовник, одна Церковь, один Бог. Батюшки бывают единодушные, но все-таки дают разные рекомендации.

Основа духовной жизни – иметь духовника, духовного руководителя, учителя.

Недавно Архиерейское совещание приняло документ об участии верных в Евхаристии. В нем сказано, как сегодня миряне должны участвовать в Литургии. Там очень часто говорится: «Это должен решить человек со своим духовником». Как часто причащаться, как поститься, какое молитвенное правило к Литургии должно быть у человека? Если нет духовника, как это решить? Духовник нужен для того, чтобы научиться хотя бы немножко слушаться.

Уметь слушаться – важное качество для семейной жизни. После своего слова владыка Пантелеимон ответил на вопросы присутствующих

После своего слова владыка Пантелеимон ответил на вопросы присутствующих.

Можно ли выйти замуж за язычника?

– Можно ли выйти замуж за язычника?

– Нет, нельзя.

Девушки иногда отзываются на предложения о замужестве людей нецерковных. Я им в этом случае говорю: «Хорошо, приходи с ним ко мне, мы побеседуем». И бывает, что нецерковный юноша соглашается на наши условия:

  1. ждать до венчания год;
  2. приходить на исповедь;
  3. читать Евангелие.

Надо постараться постепенно привести его к вере. Молиться за него. Он может стать православным. Я знаю такие хорошие семьи, где девушки обращали женихов, которые становились очень хорошими мужьями.

Но выходить замуж за человека нецерковного, неверующего – нельзя! Это будет грех. Тогда по правилам вас нужно будет лишить возможности причащаться Святых Таин. Вы отдали себя Христу, вы со Христом соединяетесь в Таинстве Причастия, вкушаете Его Тело и Кровь, и когда вы вступаете в такой брак, то вы душой и телом соединяетесь с человеком, который не знает Христа. Это неправильно с точки зрения Церкви.

Уйти нельзя остаться

— Что является законным основанием для развода с точки зрения Церкви?

— Нужно понимать, что церковная традиция исключает понятие развода. «Церковного развода» в принципе не бывает. Просто в ряде случаев, когда брак распадается по вине одной из сторон, вторая сторона, пострадавшая, может получить благословение на повторное вступление в брак. Традиционное основание для того, чтобы брак был признан распавшимся, с точки зрения Церкви, только одно — супружеская измена.

Поместный собор 1917–18 годов уточнил, что могут быть дополнительные основания, как-то длительное безвестное отсутствие одного из супругов, покушение одного из супругов на жизнь другого супруга и детей, отказ в супружеском общении, болезнь сифилисом, психическая болезнь, которая была скрыта или была неизвестна на момент заключения брака. Еще в Основах социальной концепции РПЦ сегодня указаны алкоголизм и наркомания. Но все-таки основное — это измена.

— Как Вы считаете, можно ли измену простить и продолжать жить в браке?

— Лично я не могу себе представить, как это возможно. Но я знаю много женщин, которые измену прощали и сохраняли тем самым свой брак. Вообще простить можно многое. Очень часто, имея основание для развода, супруг (как правило, это женщина) все же стремится сохранить семью, например, ради детей.

photosight.ru. Фото: fotoARSENIY

— А если муж, например, годами пьет, не проявляя ни малейшего желания излечиться от алкоголизма? Какой смысл женщине, если детей нет или они уже выросли, оставаться с таким мужем?

— Конечно, если мы «вынесем Бога за скобки», то смысла в этом никакого нет. В мире, где люди Бога не признают, есть свои правила и стандарты, согласно которым жить с таким мужем абсурдно. И в самом деле, такой женщине лучше этого пьяницу бросить и попытаться устроить собственную жизнь получше. Найти другого мужа или обеспечить себе более здоровую и спокойную старость… Но я знаю женщин, которые таких мужей не бросают и в этом видят смысл своей жизни. Например, каждая из них точно знает, что этот мужчина без нее просто погибнет. Или погибнет более быстрой и тяжелой смертью. Будет он жить или нет напрямую зависит от нее. С точки зрения веры лично я могу этих женщин оправдать.

[править] Биография

Епископ Пантелеимон (Шатов) о любви

Беседы с батюшкой ТК Союз (2010.07.11) На вопросы отвечает протоиерей Аркадий Шатов

Епископ Пантелеимон (Шатов): о милостыне, бэби- боксах и спортплощадках при храме


На пороге храма Святой Троицы села Голочелово. Слева в первом ряду протоиерей Аркадий Шатов с дочерью Машей, справа — мать протоиерея Димитрия Смирнова Людмила Александровна

Родился 18 сентября 1950 года в Москве в семье советских служащих. Мать работала в В/О Авиаэкспорт, структуре Министерства внешней торговли СССР. Брат старшей сестры работал журналистом в «Московском комсомольце». Летом 1966 года издал вместе с будущим участником антикоммунистического Демократического Движения Андреем Дубровым 2 номера религиозно-политического журнала «Орган Центрального комитета Союза независимой молодежи», за что 27 декабря 1966 года, после допросов в КГБ, они оба были исключены из английской спецшколы № 17 и из комсомола и переведены в другие школы. В английской спецшколе был активным участником художественной самодеятельности, в частности исполнял роль Клавдия в сцене из «Гамлета» на английском языке.

Об издании Дубровым и Шатовым школьного самиздатского журнала рассказала учившаяся в той же школе, но в 8 классе, Наталия Смородинская в сборнике школьных воспоминаний в период 1960—1980 гг. «Школа жизни» российского писателя Дмитрия Быкова. «Скандал тогда прогремел на всю Москву, но никаких официальных следов мы не нашли», пишет Смородинская.

По возбужденному КГБ делу всего проходило 5 школьников, 4 ребят и одна девушка, Алла Остроумова, предполагаемые члены Союза независимой молодежи. На допросах в КГБ Дуброва спрашивали, какие взрослые им руководят и знаком ли он с 2 школьницами десятиклассницами, Ириной Каплун из французской спецшколы № 16 и Ольгой Иоффе из физико-математической школы, тоже будущими диссидентками, которые в том же 1966 году тоже проводили антисоветскую деятельность — расклеивали антисталинские листовки.

По свидетельству Наталии Смородинской, после исключения Шатова и Дуброва из школы на заседании райкома комсомола всех несовершеннолетних школьников спецшколы № 17 с 6 по 10 классы директрисса Гутина заставила подписать письмо с требованием его исключения. Других подобных случаев в истории России не известно. Через несколько лет Гутина была уволена за избиение школьника. Дуброва, Шатова и Остроумову перевели в другие, неэлитные школы. Двух остальных соучастников «антисоветской группировки» оставили в спецшколе.

Согласно Смородинской, об издании Дубровым и Шатовым школьных антисоветских журналов рассказала также в своей автобиографической повести преподававшая в то время историю в спецшколе № 17 Мария Сергеевна Лебедева, мать работавшего позднее под дипломатическим прикрытием в посольстве СССР в Лондоне офицера КГБ и олигарха Александра Лебедева, владельца лондонских газет London Evening Standard и The Independent, и московской «Новой газеты».

В 1967 и 1968 участник «журфиксов» в доме священника Александра Меня на станции Семхоз под Загорском.

В 1971 году вступил в брак с иногородней еврейской девушкой из Сибири, сначала фиктивный, за деньги для московской прописки жены Сони. Получив прописку, она сняла себе квартиру, там стал бывать Шатов, и брак потом превратился в настоящий. Шатов «неподробно» рассказал 9 мая 2011 года об обстоятельствах своего брака с Соней в интервью главному редактору историко-литературного журнала «Странникъ» Забелину:

В 1974 году принял крещение. Участник меневской религиозной оппозиции в РПЦ вместе с будущим расследовательским журналистом «Московского комсомольца» Сергеем Бычковым, обличавшим преступления клира РПЦ во время перестройки. Читал и распространял полученную от священника Меня религиозную литературу антисоветского содержания, в частности парижский журнал «Вестник РСХД». Этот журнал регулярно поступал к Меню через знакомую во французском посольстве.

26 августа 1978 года архиепископом Владимиром (Сабоданом) был рукоположен в сан диакона. 15 апреля 1979 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием (Поярковым) рукоположен в сан пресвитера.

После постановки на приход стал есть бутерброды, «густо намазанные черной икрой», и отошел от открытой оппозиционной деятельности в РПЦ. Однако считается представителем «либерального крыла» в иерархии РПЦ

В 1990 году овдовел после кончины жены Сони от рака. Имеет 4 дочерей. Создает потомственные клерикальные династии. 26 апреля 2009 года вступили в брат дочь священнослужителя Шатова Варвара и сын священнослужителя Ильяшенко Даниил. Шатов их обвенчал в церкви.

Вызывает из-за своей еврейской национальности неприятие некоторыми русскими националистами.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон — председатель Отдела

Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович)

Родился 18 сентября 1950 года в Москве

В 1968-1970 годы проходил службу в армии

В 1971 году вступил в брак

В 1974 году принял крещение

В 1977 г. поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс

26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (с 1992 по 2014 гг. – митрополитом Киевским и всея Украины) рукоположен в сан диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм с. Николо-Архангельское

15 апреля 1979 г. на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. Переведен в 1984 г. вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. в Смоленский храм с. Гребнево

В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При храме было создано Свято-Димитриевское сестричество

В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский

17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.

18 июля 2010 г. на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архимандрита.

20 августа 2010 г. архимандрит Пантелеимон был наречен во епископа. 21 августа за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла, которое было объявлено на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года, владыке Пантелеимону поручено окормлять приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).

С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 14) назначен на Смоленскую и Вяземскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска.

Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства в качестве заместителя председателя.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал № 23) освобожден от управления Смоленской епархии в связи с увеличением объема работы на должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Священный Синод постановил ему быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Восточным викариатством г. Москвы.

Является членом:

  • Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви;
  • Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан (под руководством Д. А. Медведева);
  • Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (под руководством О. Ю. Голодец);
  • Общественного Совета Департамента здравоохранения города Москвы.

Вдовец, четыре замужних дочери, 20 внуков.

На суд архиерея

— Как на практике современный архиерей принимает решение по конкретной разведенной паре, кому из бывших супругов дать возможность второго брака, а кому не дать? Какие здесь действуют правила?

— На практике у нас сейчас все не совсем правильно. Можно сказать, что традиционная система заключения браков в Церкви сегодня вообще не работает. Поэтому и в плане благословения на второй брак происходят искажения. Уже в XIX – начале XX века венчались люди, номинально относящие себя к православию, но реально уже отошедшие от Церкви. И Церковь тогда не смогла справиться с проблемой, потому что разобраться в каждой конкретной ситуации было очень сложно.

Наши сегодняшние неурядицы — продолжение дореволюционных. Ведь архиерей, к которому поступает прошение о благословении на повторный брак, не знает обстоятельств заключения первого брака и дальнейшей жизни семьи и не имеет возможности их проверить. Поэтому он вынужден, за редкими исключениями, удовлетворять прошение автоматически.

Современная практика сводится к тому, что Церковь просто признает факт разрушения брака в соответствии с заявлениями супругов, но не определяет при этом, кто из них виноват в распаде семьи. Вступление в новый брак благословляется по умолчанию обоим.

— Каковы перспективы возвращения к традиционному положению вещей? И как в нынешних условиях при распаде брака может быть определена «пострадавшая» сторона?

— Ситуацию эту нужно постепенно менять. Церковь не всегда должна давать благословение на вступление в повторный брак. Думаю, в том случае, если у кого-то из разводящихся есть духовник, архиерею было бы разумно спрашивать его мнение. Конечно, архиерей из-за своей занятости едва ли имеет возможность вникать во все внутрисемейные дела. Но ввиду того, что сегодня у нас увеличивается количество епархий, а сами епархии становятся меньше, возможно, контакты архиерея с духовниками станут более тесными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector