Право церкви на прямое высказывание
Содержание:
Продолжение анализа
В документе подчеркивается, что среди епископата, священников и простых мирян допускается наличие разнообразных политических взглядов. Исключения составляют те убеждения, которые противоречат Православию и моральным законам Предания. В хартии сказано: участие священнослужителей в политической деятельности государства невозможно, ибо практика показывает, что нельзя принимать решение, удовлетворяющее одних и противоречащее другим — это чрезвычайно осложнит миссионерство и пастырство.
Вторая часть документа начинается с рассуждения о человеческом труде. Любая работа — творческое раскрытие личности, которая благодаря изначальному богоподобию (Адам и Ева) способна быть сотворцом, помощником Господа. Однако люди обольщаются результатами труда, забирают славу Бога себе и тем самым удаляются от Него и мнимо считают, что общество способно существовать в безбожии. Такие помыслы всегда приводят к трагическим последствиям.
Говоря о собственности, Церковь занимает усредненное положение. Православие призывает воспринимает её как Божий дар, который должно использовать на благо свое и других людей. В специальную категорию относят собственность церковную, так как она приобретается в основном за счет добровольных пожертвований. Поэтому она не поддается налогообложению.
В седьмом параграфе социальной концепции рассматривается вопрос о военных конфликтах. Война — это зло, причина которой таится в злоупотреблении свободной деятельностью. Церковь не запрещает истинным христианам участвовать в конфликтах, если дело касается защиты отечества, близких, а также восстановления полной справедливости, — тогда война называется вынужденной
РПЦ с большим почтением относится к воителям, отдавших жизнь ради мира на территории своего государства и продемонстрировавшим великую любовь к друзьям и семье посредством грандиозной жертвы.
Чтобы препятствовать преступности, Церковь советует обратить особенное внимание на воспитание и просвещение, которые идут по пути утверждения в народных массах истинных духовных ценностей. Православие обязано активно сотрудничать со школами, СМИ, правоохранительными органами
Если в государстве не главенствуют нравственные идеалы, никаким другим способом невозможно остановить злой воли. Поэтому самое действенное средство против преступности — это проповедь добродетельного образа бытия.
По мнению Церкви, брак есть единственно верное средство продолжения рода, идущее по изначальному замыслу Творца о создании. Муж и жена — две формы существования одного человека, им необходимо общаться и взаимно дополнять друг друга. Супружество — не только способ приумножения рода и естественного удовлетворения временных половых нужд, но и вечное единение мужчины и женщины во Христе.
история создания
Архиерейский Собор 1994 года поручил Священному Синоду создать рабочую группу для выработки проекта «всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом».
Священный Синод на двух заседаниях 11 октября и 17 февраля года утвердил состав рабочей группы. Группа была создана на основе Синодального отдела внешних церковных связей. Глава: митр. Кирилл (Гундяев). Разработчики: архиеп. Феофан (Галинский), о. Николай Балашов, Андрей Зубов, Алексей Осипов, Олег Шведов.
Заседания рабочей группы начались в январе года.
Архиерейский Собор 2000 года утвердил Основы социальной концепции.
патологическая речь
штампы
- Ценности
- Мир и согласие
- Церковь, по заповеди Божией, имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих чад, о мире и согласии в обществе, о вовлечении всех его членов в общий созидательный труд..
- Считать также возможным участие священнослужителей, в том числе представляющих канонические церковные структуры и церковное Священноначалие, в отдельных мероприятиях политических организаций, а также церковное сотрудничество с ними в делах, полезных для Церкви и общества, в случае, если таковое участие и сотрудничество не носит характера поддержки политических организаций, служит созиданию мира и согласия в народе и церковной среде.
- самовыражение
Вселенский характер Церкви, однако, не означает того, чтобы христиане не имели права на национальную самобытность, национальное самовыражение.
- вызов
В целом вызов глобализации требует от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству.
- Эсхатологическая перспектива
Попытка создать основанное исключительно на Евангелии гражданское, уголовное или государственное право не может быть состоятельной, ибо без воцерковления полноты жизни, то есть без полной победы над грехом, право Церкви не может стать правом мира. А победа эта возможна лишь в эсхатологической перспективе.
- Модель
В ходе истории складывались различные модели взаимоотношений между Православной Церковью и государством.
- Подсознание
Церковь предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием или подсознанием.
- Неоднозначный
Наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе.
- Глобализация
- Реальностью становится феномен правовой и политической регионализации и глобализации.
- Глобализация имеет не только политико-правовое, но также экономическое и культурно-информационное измерения.
- призвание
Призвание Церкви в обществе • Осознание родителями их призвания • Бесчадие как особое жизненное призвание.
приемы патологической речи
- язык компромисса, с одной стороны, должно признаться, хотя, с другой стороны, нельзя не сознаться
Признавая неизбежность и естественность процессов глобализации, во многом способствующих общению людей, распространению информации, эффективной производственно-предпринимательской деятельности, Церковь в то же время обращает внимание на внутреннюю противоречивость этих процессов и связанные с ними опасности
Заключительная часть рассмотрения
Третий раздел документа начинается с сужений о здоровье. Православие активно призывает, чтобы учащиеся медучреждений знакомились с основами христианства и его биомедицинской этикой. Церковь утверждает, что люди, поддающиеся искушениям алкоголя и наркотиков, страдают духовной опустошенностью, размытостью моральных границ и глубоким унынием.
Зависимость — это расплата как личности, так и общества за идеологию безмерного потребительства, за бездуховность. В хартии описано негативное отношение Православия к экстракорпоральному (внетелесному) способу зачатия ребенка, аборту, клонированию человека, извращенным модификациям сексуальности, а также эвтаназии.
Говоря об экологии, Церковь призывает нас не забывать, что вся вселенная принадлежит единственно Господу, а люди — те, кому доверено мудрое управление над богатствами природы. Патриархат активно призывает продолжать сотрудничество в деле преодоления экологической проблемы. Православие утверждает, что и растения, и животные, и человек взаимосвязаны и не разделяются на категории. Природа — дом для людей, а также и храм. Сама жизнь пронизана святостью, неуважение к которой — богохульство.
В четвертом отделе документ рассматривает вопросы науки, культуры, образования, а также взаимоотношения со СМИ и иностранными государствами
Последним пунктом, на котором заостряет внимание социальная концепция РПЦ, является тема глобализации. Подобная культурная унификация (властное объединение в одну форму), сосредоточенная в руках отдельной группы лиц, должна уравновешиваться совместными усилиями Церкви, государства, граждан
В мире необходимо установить равноправие во всех сферах бытия.
Церковный документ утвердили на Архиерейском соборе, состоявшемся в 2000 г. Идея создания этой концепции возникла в 1990 г. В тексте даны ответы на важнейшие вопросы современности: отношение с государством, обществом, политикой. В социальной концепции находятся всеобъемлющее утверждения Православия на религиозные и церковно-социальные темы.
Основы социальной концепции Русской православной церкви
История создания
Необходимость появления всеобъемлющего церковного документа рассматривалась в начале 90-х годов XX столетия. В 1994 г. Собор издал указ о том, чтобы Синод собрал группу людей, которая займется разработкой этой социальной концепции.
- На заседаниях, проходивших в 1996 и в 1997 гг., Священный синод РПЦ утвердил состав рабочей группы и одобрил методику по подготовке этого проекта. В специальную комиссию по созданию церковного документа вошло 26 человек, среди которых священнослужители и архиереи РПЦ, доктора богословских наук и сотрудники Синода.
- В начале 1997 г. стали проходить заседания, где обсуждались перспективы и методы создания социальной концепции. Большая часть собраний проводилась без присутствия иногородних членов, которые, все же, получали примеры проектных разделов для внесения поправок с их стороны. Если появлялась необходимость, к созданию документа подключались эксперты той или иной науки. Обеспечение деятельности рабочей группы проводил особый отдел РПЦ.
- Всего прошло примерно 30 заседаний. Предварительные итоги обсуждались на конференции, состоявшейся в начале 2000 г., а также на специальном симпозиуме в Свято-Даниловской обители летом 2000 г. Все замечания и пожелания участников этих собраний учитывались при завершении проекта.
- Окончательное рассмотрение и одобрение церковного документа состоялось на заседании Синода в августе 2000 г.
Важно! Данная социальная концепция создана для того, чтобы четко отразить официальное мнение Патриархата Москвы в вопросах взаимоотношений с правительством и светским обществом. Епархии, монастыри и другие подразделения РПЦ должны пользоваться этим церковным документом, когда вступают во взаимоотношение со структурами власти, мирскими организациями и СМИ
Грамотное использование указаний, находящихся в тексте социальной концепции, принесет большую пользу в деле рассмотрения конкретной проблематики. Документ постановили внести в учебный процесс воскресных школ. На Соборе 2000 г. было указано, чтобы с текстом ознакомились все священнослужители РПЦ
Епархии, монастыри и другие подразделения РПЦ должны пользоваться этим церковным документом, когда вступают во взаимоотношение со структурами власти, мирскими организациями и СМИ. Грамотное использование указаний, находящихся в тексте социальной концепции, принесет большую пользу в деле рассмотрения конкретной проблематики. Документ постановили внести в учебный процесс воскресных школ. На Соборе 2000 г. было указано, чтобы с текстом ознакомились все священнослужители РПЦ.
На заметку! Митрополит Кирилл в 2000 г. рассказал о сложностях создания этого проекта. Святитель пояснил, что ранее не существовало подобного документа, в котором Церковь четко сформулировала и систематизировала собственную позицию по различным вопросам бытия. За время существования РПЦ накопилось множество остросоциальных тем, на которые не были даны категоричные ответы Патриархата. К тому же то, что рассматривалось уместным в прошлом, сегодня не всегда применимо.
Рассмотрение положений
Православная Церковь утверждает, что взаимная благодетельность в рамках разумного подхода ко всякому делу приведет людей к познанию Истины, несмотря на различие в вероисповеданиях. Совместное сотрудничество поможет сохранить или воскресить приверженность к нравственным законам, данным Единым Господом, приблизит к порядку и умиротворенному благоденствию. За счет этих взаимных добродетелей Церковь способна наилучшим образом выполнить спасительную миссию.
Документ разделен на четыре блока и 16 параграфов. Каждый из них рассматривает определенную значимую проблему современности, освещает различные направления в делах государства и народа.
- В первой главе духовного документа раскрывается смысл термина Церковь. Здесь сказано, что это есть собрание людей, свято верующих в Иисуса Христа. Господь каждого человека, без разделения на религии и нацию, призывает войти в Божие Царство и соединиться в Спасителе, ибо Он есть Глава. Именно через Церковь происходит обожествление создания и исполняется первоначальный замысел Всевышнего Творца. Ее появление есть результат искупления Сына, которого послал Отец. Церковь — это тело Богочеловека, продолжающее войну с мирским грехом, поэтому она не во всем соответствует Совершенству.
- Во втором параграфе текста говориться о том, что Православие обладает наднациональным (вселенским) характером. Церковь — община детей Господа, которую объединяет вера в христианское учение и Крещение. Родина чад Бога — небесный Иерусалим. Здесь же утверждается, что израильский народ ветхозаветного периода является богоизбранным, так как именно Господь возлюбил его и сделал Своим. В уме израильтян укоренилась их принадлежность Единому Творцу. Они стали хранителями веры в Бога и проповедниками явления Христа. Древнееврейский же язык считался священным, даже несмотря на распространение греческой культуры.
- В третьем параграфе обсуждаются отношения Церкви и государственных структур, которые изменяются с течением времени. Документ называет семью первоначальной ячейкой всякого общества. В Ветхом Завете сказано, что государство, созданное в результате сложных исторических преобразований, сложилось не в один миг. Изначально существовала религиозная община. Бог же предоставил людям право свободно устраивать собственную жизнь, чтобы избежать всё больших проявлений греховности. Он установил, что государственная структура обязана создавать противодействие глубокой аморальности, в этом её основная задача, по мнению Православия.
- В третьем параграфе говориться о светском законе, в котором содержится ограниченный ряд нравственных норм, которые обязательны для каждого гражданина. Задача его в том, чтобы предотвратить земной мир от погружения в полный ад, то есть от возникновения в обществе полнейшего хаоса и неповиновения. Каждый человек, как написано в документе, имеет право на личную жизнь, веру, семью, а также на защиту от вмешательства посторонней силы. Христианин должен подчиняться государственным законам, но, если они препятствуют идее о вечном спасении, верующий призывается к великому подвигу исповедничества (мирным образом протестует или же вступает на путь гражданского неповиновения).
На заметку! Социальная концепция дала ответ на вопрос о собственном корректном отношении к советской власти, что позволило представителям зарубежного Православия начать прямой диалог о воссоединении с отечественной РПЦ.
Архипастыри заграничного отделения ответствовали, что документ сыграл знаковую роль в ходе церковной конгломерации. Осмысление путей, которые прошли две разрозненные после революции части Русской Церкви, стало возможным только после торжественного ритуала канонизации семьи Страстотерпцев Романовых в 2000 г. и принятия социальной концепции.