Обычай христосования: традиции, как отвечать на пасхальное приветствие
Содержание:
- О Празднике
- О Пасхальных часах и Литургии
- Вопросы священнику
- О поведении православных христиан в Пасху
- Почему Церковь освящает пасхи и куличи
- События Пасхи
- На Пасху вечером люди выходят на улицу и приветствуют друг друга словами Христос Воскрес
- Вопросы священнику
- Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца
- Молитвы
- Как происходит крестный ход
- Без успокоения
- Особенности пасхального богослужения
- Светлое Христово Воскресение!
- Где воскрес Иисус Христос?
- Что такоe артос
- Как правильно поминать усопших
- Прообразы: “Пасха земная”
О Празднике
Пасха — это праздник победы над смертью. Слово «Пасха» происходит от еврейского «песах», что означает «перешагнуть» или «перейти», «пройти мимо». Дома евреев перед их исходом из Египта обошло великое бедствие — смерть первенцев. Косяки дверей в их доме были окрашены кровью ягнят. Семьи рабов, евреев, не пострадали. Перед исходом из Египта евреи совершили прощальную трапезу и отправились в землю Обетованную, землю, которую им обещал Бог. Они перешли топи, зыбучие пески побережья Красного моря и оказались в пустыне. Колесницы фараона, на которых египтяне пытались догнать рабов, утонули в море. С тех пор, в память об этом событии, евреи готовили ягненка с горькими травами в честь праздника Песах.
Христиане же говорят — «наша Пасха — Христос». Почему? Иисус Христос был Сыном Божьим. Знали ли вы, что Иисус тоже праздновал Пасху? Накануне того, как Его схватили, накануне мытарств, которые мы вспоминаем на Страстной неделе, и казни на Голгофе, Он собрал в Иерусалиме своих учеников и совершил с ними «Пасху законную» по всем законам того времени. Но в этот день прозвучали важные и новые для будущих христиан слова: «Примите, едите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Примите и пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». Так Ветхий Завет между Богом и людьми остался в прошлом. Не потому что Иисус отменил его, «не отменил, но исполнил». Бог заключил с людьми новый «договор», согласно которому люди принимали Крестную жертву Спасителя.
Мы радуемся об освобождении из «духовного Египта», царства смерти и греха и о переходе в другую жизнь. Иисус Христос отворил двери ада. Избавил человечество от вечных мук за наши грехи.
Вкушая Тело и Кровь Спасителя, мы приобщаемся к Его скорбям и страданиям, к Его смерти, но, вместе с тем, мы приобщались к «переходу». Это был переход к бессмертной жизни, к победе над адом и смертью, которую даровал нам Христос. Ученики Христа и верные Ему женщины похоронили Тело Господа в пещере, но Он… Воскрес! Отодвинул тяжелый камень гробницы и вышел из нее. Пасха победила смерть. Пасха — это главная составляющая христианской веры, надежды на жизнь Вечную.
«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
Эти слова выражают самое важное в христианстве. Ведь если Иисус не воскрес, то наша вера тщетна
Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)
О Пасхальных часах и Литургии
Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные
часы читаются не только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и
вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение
алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то
Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых
распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов,
наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть
ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Вопросы священнику
Событиям воскрешения Христа более тысячи лет. За это время изменились языки и традиции. Люди, даже истинно верующие и ведущие праведную жизнь, находятся в условиях современного окружения. Изменились скорости и правила жизни. Поток информации не позволяет отдавать много времени чтению и осмыслению содержания религиозных книг. Поэтому светлый праздник Пасха не раскрыл перед мирянами всех своих значений. С вопросами люди идут к священнику.
Последние века закрепилось правило называть человека по имени и фамилии, в отдельных случаях добавляется еще отчество. Возникает вопрос, Иисус Христос – какое из слов имя, какое фамилия?
Раньше фамилий не было. К имени добавляли город, где родился человек, имя его отца или должность, звание. Простолюдинов различали по имени их хозяина. Имя рожденного девой Марией младенца было Иисус, что обозначает помазанника святым миром, соединившего в себе три направления: первосвященническое, пророческое и царское.
Христос обозначает титул, аналогичный: Помазанник. На греческом он звучит как Мессия, на еврейском Машиах. Поскольку он святой, то пишется с большой буквы. Это не грамматическое исключение, а многовековая традиция, подчеркивающая любовь и уважение народа к Триединому Богу.
При написании сообщения и поздравительной открытки миряне задумываются, с какой буквы писать слово «воскрес», прописной или заглавной, как правильно Христос Воскрес или Христос воскрес. Это обычный глагол, подтверждающий действие. На самом деле можно сказать «ожил» и употребить другой глагол. Он также подтвердит возвращение к жизни. Слово «воскрес» используется традиционно как наиболее соответствующее происходящему действию.
В аббревиатуре «ХВ» пишется две большие буквы, чтобы подчеркнуть важность события. Вторая причина такого написания заключается в эстетическом виде надписи
Две заглавные буквы-вензеля выглядят не только красиво, но утверждающе.
РЕКОМЕНДУЕМ: Молитва Господу Богу о защите детей.
Пасха самый главный христианский праздник. Рождество – великое событие, появление на свет младенца Иисуса. Но только единицы из людей смогли по-настоящему оценить это событие. Что касается воскрешения, то сотворенное Богом чудо показало всем его силу, заставило поверить предсказаниям. Фактически с момента воскрешения простой народ поверил в истинность христианской веры, в милость и всесилие Господа.
Какие буквы писать и как произносить слова является второстепенным. Главное глубокая вера и искренность, когда мирянин на Пасху произносит приветствие.
О поведении православных христиан в Пасху
Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для
общественного Богослужения.
Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных:
«От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные
должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся
и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся.
Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные
дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».
Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и
благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти,
благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных
преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду),
освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.
Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы
во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.
Почему Церковь освящает пасхи и куличи
Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени
освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?
Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные
христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день
Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день
благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый
пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и
соединяло всех верных во Иисусе Христе.
Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно
уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ
Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских
пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг
поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая
говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.
События Пасхи
Христианский праздник
Пасхи — это торжественное воспоминание Воскресения Господа на третий день
после Его страданий и смерти. Сам момент Воскресения не описан в Евангелии,
ведь никто не видел, как это произошло. Снятие со Креста и погребение Господа
было совершено вечером в пятницу. Поскольку суббота была у иудеев днем покоя,
женщины, сопровождавшие Господа и учеников из Галилеи, бывшие свидетелями Его
страданий и смерти, пришли ко Гробу Господню только через день, на рассвете
того дня, который мы теперь называем воскресным. Они несли благовония, которые
по обычаю того времени возливали на тело умершего человека.
На Пасху вечером люди выходят на улицу и приветствуют друг друга словами Христос Воскрес
По завершению Великого поста, когда верующим приходилось сдерживать себя от употребления пищи животного происхождения, на Светлую Пасху можно кушать мясные блюда. Помимо традиционных пасхальных куличей и крашеных яиц, многие пекут хлебных барашков.
Традиция гласит, что на столе должно стоять 48 различных вкусностей. Поэтому хозяйкам ежегодно приходится выдумать новые рецепты и блюда, чтобы порадовать родных и удивить гостей.
К наиболее распространенным блюдам можно отнести:
- творожную пасху;
- фаршированные помидоры;
- запеченную баранину или телятину;
- холодец;
- селедку под шубой;
- весенний салат;
- салат из крабовых палочек;
- любые мясные и рыбные блюда;
- наливки и вино;
- разнообразные соленья.
После разговения люди начинают выходить на улицу с песнями и плясками, тем самым прославляя Иисуса, крича: «Христос Воскресе!».
Традиционно отмечание Пасхи всегда начинается со службы в церкви, которая начинается с полуночи субботы на воскресенье. Именно этот праздник наполняет человеческую душу радостью, так как именно в день Пасхи воскрес Иисус Христос, навсегда победив смерть.
С воскресением Христа народ смог окупить все свои грехи, а сам сын Божий показал привилегию над смертью. Издавна принято, в этот день радоваться и приветствовать каждого прохожего, даря хорошее настроение и тепло.
С давних времён и до сих пор славянский народ славится своими многочисленными традициями, которые строго соблюдаются и передаются от поколения поколению.
Однако когда к власти пришли люди с советской идеологией, любая религия стала уголовно наказуемой. Верующих людей начали преследовать, увольняли с работы, отправляли в места ссылок, а в некоторых случаях дело доходило даже к расстрелу, сообщает сайт сайт. Большинство традиций из-за таких методов преследования были утрачены, а некоторые и вовсе забыты. Но для отчаяния нет совершенно места, ведь спустя многие года интерес людей к истокам своих традиций возобновляется. Большинство людей начинают соблюдать традиции, интересуются прошлым своих предков.
Но есть и другая сторона медали, проблема непонимания некоторых церковных правил и обычаев остаётся до сих пор. Все своды правил, которые соблюдались ранее нашими предками, в настоящее время считается странным и не нужным
Но знать традиции своего народа очень важно, ведь чтобы по-настоящему познать истоки своей нации, нужно искренне ощутить веру и любовь Господа
И именно Пасха является одним из ключевых моментов для возрождения церковных вероисповеданий и традиций.
Вопросы священнику
Все миряне прекрасно знают историю Иисуса, но все равно постоянно задают вопросы: зачем распяли Христа, действительно ли это произошло в Иерусалиме, что означает «Христос», какие факты подтверждают чудо.
Верующих интересует: каким образом на самом деле распяли Иисуса, почему Бог допустил, чтобы его сын страдал и умер мучительной смертью? Ответ на вопрос для чего Бог пожертвовал своим сыном простой. Всевышний сделал это ради спасения людей, от большой любви к ним. Своей жертвой он показал, что значит для него каждый из нас, даже самый большой грешник. Христос, Мессия, Машиах – все эти слова означают на разных языках помазанника Божия. Каждый год на месте воскрешения на Пасху восходит Благодатный огонь. Его необычное происхождение подтверждается природой пламени, которое не обжигает в первые минуты. Паломники умываются им.
Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца
С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник
Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой , когда она,
по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором
Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» начиная таким образом
свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные
яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха
соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и
служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении
Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается
жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь
и все умершие.
Молитвы
Тропарь на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 5
Христо́с воскре́се из ме́ртвых,/ сме́ртию смерть попра́в,// и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Кондак на Пасху (Светлое Христово Воскресение), глас 8
А́ще и во гроб снизше́л еси́ Безсме́ртне,/ но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́ я́ко победи́тель Христе́ Бо́же,/ жена́м мироно́сицам веща́вый, ра́дуйтеся:/ и Твои́м апо́столом мир да́руяй,// па́дшим подая́й воскресе́ние.
Молитва Воскресшему Спасителю
Сла́ва Тебе́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мо́й, я́ко па́ки сподо́бил мя́ еси́ недосто́йнаго, преше́дша по́прище свята́го поста́, поклони́тися Боже́ственным Страсте́м Твои́м и ви́дети всера́достный де́нь пресла́внаго из гро́ба Воскресе́ния Твоего́, во́ньже свободи́л еси́ су́щия во а́де от ве́к свя́занныя ду́ши пра́ведных. Тоя́ Боже́ственныя свобо́ды ду́ха и пло́ти, дража́йший Спаси́телю мо́й, и а́з жела́ю, да разреши́ мя́, свя́зана су́ща мно́гими грехи́, и да сотвори́ши возсия́ти живоно́сному све́ту Воскресе́ния Твоего́ во мра́чней души́ мое́й: ви́жду бо безчи́сленныя щедро́ты и неизрече́нное человеколю́бие Твое́, я́ко не то́чию от небытия́ в бытие́ мя́ приведе́ши, и о́браза Твоего́ подо́бием украси́в, всея́ до́льния тва́ри влады́ку поста́вил мя́ еси́, но и посе́м па́дша с высоты́ и врагу́ порабо́тившася, не оста́вил еси́, но, искупи́в мя́ безце́нною Кро́вию Твое́ю, благода́тию креще́ния снабди́л мя́ еси́, да востеку́ на пе́рвое достоя́ние. А́з же, окая́нный, запя́т бы́в умо́м плотски́м, обрати́хся вспя́ть и па́ки ра́б сотвори́хся греха́ и страсте́й, до́ндеже еди́н по еди́ному погуби́х вся́ да́ры благода́ти Твоея́. И ны́не у́бо, что́ сотворю́, не ве́м: оба́че помяну́в глаго́лы пречи́стых у́ст Твои́х, я́ко не прише́л еси́ призва́ти пра́ведники, но гре́шники в покая́ние, и а́з, я́ко еди́н от си́х, с ве́рою и смире́нием прихожду́ к Живоно́сному Гро́бу Твоему́, не арома́ты и воню́ ми́ра нося́й (на́г бо е́смь и пу́ст благи́х де́л), но па́че наде́жду имы́й обрести́ в не́м проще́ние грехо́м мои́м и обновле́ние нечи́стому житию́ моему́. При́зри у́бо на мя́, ка́ющася и служи́ти Тебе́ хотя́ща, и не отри́ни от благода́ти Воскресе́ния Твоего́! Живоно́сною сме́ртию Твое́ю и погребе́нием умертви́ моя́ лю́тыя стра́сти, да я́ко ме́ртв и погребе́н жи́ву в ми́ре се́м. Пресла́вным воста́нием Твои́м воздви́гни мою́ ду́шу, умерщвле́нную грехи́, и оживи́ со́весть, ея́же ничто́же в ми́ре ну́жнейше е́сть. Вознесе́нием Твои́м отто́ргни мя́ от су́етных и душетле́нных бла́г земны́х, и сотвори́ мя́ го́рняя му́дрствовати, я́ко да не ктому́ себе́ живя́ и угожда́я, но Тебе́, Го́споду и Бо́гу моему́, служа́ и рабо́тая, я́коже сподо́бихся поклони́тися Воскресе́нию Твоему́ на земли́, та́ко сподо́блен бу́ду ви́дети Тебе́, дражайшаго Искупи́теля моего́, и на Небеси́, за прия́тие сме́рти кре́стныя сла́вою и че́стию венча́нна, и ста́в одесну́ю вели́чествия Твоего́, со Арха́нгелы и А́нгелы, и со все́ми искупле́нными Тобо́ю бра́тиями мои́ми, во ве́ки веко́в пою́ Тебе́: Аллилу́иа. Ами́нь.
Как происходит крестный ход
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему
Спасителю.
Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном . В светлом, ликующем,
величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас
на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как
говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба,
яко жениху».
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ
Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами,
диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников
идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие
предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие
несут миряне.
Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма.
Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель
храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».
Затем священнослужители поют стихи:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его».
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».
«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».
На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе».
Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию
смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав».
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм,
как и пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Без успокоения
И оказалось, что апостолу Фоме такого свидетельства о воскресении мало, и он говорит очень дерзкие вещи: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». (Ин. 20:25). Это самый достоверный опыт познания – через осязание. Казалось бы, ну как к Богу можно обращаться такими словами? Ну как можно требовать от Христа подобные вещи?
И вот что поразительно. Христос приходит как раз на девятый день к Фоме, и апостолы видят то, что, скорее всего, они не заметили в первый раз: Христос воскрес, а раны остались. Христос воскрес, но Христовы страдания зияют на Его воскресшем теле. Его тело не залечилось, не стало сильным и здоровым – ничего подобного.
И Он говорит: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие. Да, пожалуйста, вложи свой перст вот в эти раны. Коснись этих ран. Коснись этого прободенного ребра. И не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20: 27-29).
Фома отвечает: «Господь мой и Бог мой!» – впервые такое свидетельство, когда Христос назван Богом. Не просто Сыном Божиим, как то говорил апостол Петр: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16: 15-16), потому что вот это выражение «сын Бога», «сын Божий» – вполне употребимо по отношению к верующему иудею, к верующему человеку.
Христос говорит своим оппонентам, когда они заявляют: «Что ж Ты себя Сыном Божиим называешь?» следующее: «Но разве не сказано в вашем Писании, что все вы сыны Божии? Разве не сказано в Писании «Из Египта воззвал Я сына своего», – называя сыном весь народ израильский?»
И иудеи говорят Христу: «Мы не от любодеяния рождены, единого отца имеем – Бога». Поэтому это выражение «Сын Божий» может толковаться, может иметь разные коннотации. Может наполняться то одним смыслом – вот таким общим, то конкретным.
А здесь свидетельство: «Ты – Бог. Ты – Господь. Ты – истинный Бог», – которое звучит от Фомы, потому что Фома не признает воскресение Христа как успокоение. Фома не признает воскресение Христа как избавление от ответственности за прожитое. Он не признает воскресение Христа как изменение к лучшему, потому что Христос воскресает в ранах, в язвах воскресает. А это понятно, что если твой Учитель воскрес для тебя таким, то и путь за твоим учителем будет таким же.
И здесь очень важно понять, кто мы-то, собственно говоря, когда мы воскресение Христово празднуем. «Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу нашему Иисусу Христу» – что это значит для нас? Какое отношение мы имеем к Фоме? Самое прямое
Тело ломимое, Кровь изливаемая, которыми мы причащаемся, целуя чашу потом, как ребро Спасителя – все это ведь имеет абсолютно прямое отношение к нам.
Не всегда наше участие в Таинстве Причащения осознается нами правильно и глубоко. Для кого-то это исцеление души и тела – то есть избавление от некоторых проблем душевно-телесных. Для кого-то это наполнение энергией, потому что вот я причащаюсь, у меня должны быть силы. Для кого-то это очищение и прощение грехов. Для кого-то это разные вещи нашей религиозной функциональности.
Мы очень часто воспринимаем причащение Святых Христовых Тайн для себя, как возможность разрешения наших проблем, освящения нашей жизни, приобщения к Божественной благодати и, в том числе, как наше личное, частное благочестивое дело.
А вот если по-другому посмотреть и почувствовать, и подойти, как Фома, тогда Чаша, которой мы причащаемся, – Чаша страданий Христовых и Его воскресения – должна для нас быть иным, по-другому осмысляться как способ нашего богообщения.
Особенности пасхального богослужения
Пасхальное богослужение выделяется из ряда прочих церковных торжеств особенно пышным убранством храма, праздничными одеяниями священнослужителей и радостным настроем, который присущ в этот день всем прихожанам, явившимся принять участие в службе. В церкви звучит пение стихир и Пасхальных канонов, с колокольни доносится преисполненный ликования благовест, на алтаре трепещет отдёрнутая вопреки обыкновению завеса, на аналое лежит артос – приготовленный по древнему рецепту хлеб, а ароматный дымок кадила окутывает иконы, священников, прихожан…
Но главное, что отличает службу Светлого Воскресенья, это, пожалуй, обряд христосования, завершающий её. В это время в процессе чтения праздничного канона священник несколько раз обходит храм, провозглашая прихожанам пасхальное приветствие: «Христос Воскресе!», а те дружно вторят ему: «Воистину Воскресе!» И становятся ближе друг другу, объединённые не только общей верой, но и общей радостью.
Светлое Христово Воскресение!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!
Величайший праздник Светлого Христова Воскресения стоит особняком в ряду православных праздников. У него есть очень точное народное название – «праздников Праздник».
Как же узнали люди о том, что воскрес Христос?
После погребения Христа прошло два дня. И вот ранним утром на 3-ий день несколько женщин: Мария, Саломия, Иоанна и другие, пошли ко гробу Иисуса, чтобы принести благовония для помазания Его тела. Но когда они приблизились к гробнице, то камень, который заграждал вход в гроб, был отвален. Иисуса не было в гробу. А на камне с видом, подобно молнии, и с белыми одеждами, подобно снегу, сидел ангел Господень. Он и поведал пришедшим женщинам великую и радостную весть, что распятый Христос воскрес из мертвых.
С сердцами наполненными страхом и радостью поспешили женщины возвестить апостолам об увиденном. И через апостолов мы знаем, что Воскрес Христос! Воскресший Спаситель Воскресением Своим отверз рай для нас.
Красота Пасхального богослужения
Пасха – это великий праздник в любой христианской стране. Многие люди проводят целый год в земных заботах, не манит их храм. А в Пасху каждому хочется пойти в церковь, зажечь свечу и выслушать дивные Пасхальные песнопения. Храмы полны света, народа. Неумолкаемый звон. Священнослужители в светлых облачениях, блестящие ризы икон. Всюду царит радость, умиление, восторг. Великий праздник!
Воскресший Спаситель отверз врата рая для нас. Мы видим это знамение и в храме. На Пасху и в течение всей Светлой седмицы Царские Врата алтаря открыты. Все верующие в храме могут видеть освящение Даров, приобщение ими священнослужителей. В эти дни мы видим то, что сокрыто обычно от взоров предстоящих. И лишь с благоговением и страхом взирают Херувимы и Серафимы.
Во все время года, кроме периода от Пасхи до Пятидесятницы, Церковь заповедует земные поклоны. А начиная с Пасхи то Троицы земные поклоны запрещены! Эта церковная традиция изображает нашу радость и торжество о Воскресении, наше будущее блаженство на небе.
Еще одно видимо знамение о Воскресшем Христе, которое мы видим в храме в пасхальные дни – это артос. Христос после Своего Воскресения неоднократно являлся апостолам, благословлял и разделял с ними трапезу, Сам предлагал таинственным образом приготовленную рыбу и хлеб. В память об этих чудных явлениях апостолы всякий раз за трапезой оставляли за столом самое главное место незанятым. И полагали на стол в этом месте часть хлеба в честь Господа, как бы Он сам присутствовал среди них. И сейчас в церкви перед открытыми царскими вратами полагается артос с изображением на нем Креста – знамения победы Христовой над смертью, или изображением Преславного Христова Воскресения. Артос в храме полагается в воспоминание Христа, Который и есть истинный Хлеб жизни. Во время ежедневных крестных ходов мы обходим с этим хлебом вокруг храма. Вместе с этим Церковь благословляет и окропляет святой водой обыкновенную пищу, принесенную в храм.
Чтобы полная радость в сердцах апостолов о Воскресшем Спасителе стала и нашей радостью, Святая Церковь предлагает евангельское чтение о самом важном явлении Христа Спасителя, когда он преподал апостолам начатки дарования Святого Духа. Этот евангельский отрывок столь важен для каждого из нас, что читается не обычным чтецом Евангелия – дьяконом, а священником, изображающим собою Воскресшего Спасителя
Священник выходит из алтаря, как бы сходит с неба, и читает Евангельский отрывок лицом к народу, чтобы всем донеслись слова Евангелия, все услышали слова Спасителя: мир вам! мир вам!.. примите Духа Святаго! (Ин. 20; 21-22)
Пасха Христова
Где воскрес Иисус Христос?
Иисус Христос был схвачен римлянами и распят в Иерусалиме. Обычно, тела казненных оставляли после смерти на крестах. Хоронить их наместник запрещал. Разлагающаяся плоть должна была устрашать население и демонстрировать им, что ждет каждого, кто примет христианскую религию или совершит другой проступок против власти. Останки висели до тех пор, пока их не расклевывали птицы.
Христиане не могли позволить, чтобы тело их учителя было растерзано зверями. Иосиф, ученик Христа и богатый человек из Аримафеи, пошел к Понтию Пилату и, рискуя жизнью, репутацией своей и семьи, выпросил у него разрешения забрать тело Иисуса.
Местность вокруг Иерусалима была скалистая. В те времена не рыли в каменистой почве могилу каждому покойнику. Делали склепы-пещеры, и каждая семья хоронила в них своих усопших. Иосиф был достаточно богат, чтобы иметь в запасе несколько таких пещер. В одной из них и похоронили тело Христа, завернув его в специальную ткань – плащаницу. Это заменяло евреям гробы. Деревья вокруг росли в малых количествах, небольшие и корявые. Вход завалили большим камнем.
На третий день, как было указано в предсказаниях, Иисус Христос воскрес. По одним данным он сам отвалил камень и ушел. По другим ему помог с валуном спустившийся на землю ангел. Охрана, услышав грохот, увидев, как отодвигается камень, в страхе разбежалась.
Место, где воскрес Христос, стало почитаемым у христиан. Мать императора Константина через 300 лет посетила эти места. Она была благочестивой христианкой и повелела на месте пещеры воздвигнуть храм. В 335 году его торжественно освятили в присутствии самого императора Константина.
В течение веков власть в Иерусалиме несколько раз менялась. Храм Воскресения Христова разрушался врагами веры и восстанавливался сторонниками. Поток паломников все эти столетия не иссякал. В настоящее время миряне на пасху наблюдают восхождение Благодатного огня – света, и разносят пламя по всей планете.
Что такоe артос
Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви
освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе
с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по
Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили
утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг
и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались
Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли
невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова
полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель
сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого —
как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть
хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы
благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название
Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот
хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день
Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против
Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят
на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют
в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании
Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой
седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется
и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Как правильно поминать усопших
Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел
в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям,
пусть и благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве,
потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.
Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг
всякого православного христианина.
Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.
Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами
усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии,
когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят
в Чашу со Святыми Дарами).
После Литургии нужно отслужить панихиду.
Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.
Прообразы: “Пасха земная”
Библейская книга «Исход» рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Десять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, прежде чем смягчилось жестокое сердце фараона, не желавшего отпускать еврейских рабов. Последней казнью было поражение египетских первенцев, вслед за чем и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершили первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца «без порока» (ягненка или козленка), помазал его кровью дверные косяки своего дома (Исх. 12:11-13), а само запеченное на огне животное было съедено членами семьи, но так, чтобы не были сломаны его кости.
Исход израильтян из Египта совершился в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 дня месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова. Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории.
Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии. Само же название «Пасха» (евр. песах — «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда ангел Господень, поражавший Египет, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх. 12:13).