Армянская апостольская церковь

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

Взгляды

Политика

Старая апостольская церковь — это вольная церковь . Она внутренне отделена от правительства (в отличие от теократии, «установленной» или государственной церкви). Старая Апостольская церковь не определяет политику правительства, правительства не определяют политику церкви или теологию, а также не ищут и не получают поддержки или финансирования от правительства для своей общей миссии.

Членам Старой Апостольской церкви не разрешается становиться зарегистрированными членами каких-либо политических партий, баллотироваться на выборах или открыто заявлять о своих политических взглядах. ОАЦ не поддерживает никакие политические партии. Однако членам разрешено голосовать по своей совести.

Офицерам строго запрещено поддерживать любую политическую партию, и они могут быть отстранены от должности, если они поддерживают любую партию.

Участники должны соблюдать все законы стран, в которых они проживают, даже если участнику предстоит пережить душевные страдания.

Руководство Старой апостольской церкви действительно сделало некоторые представления Комиссии истины и примирения (Южная Африка) и было единственной апостольской (ирвингистской) церковью, которая сделала это. Это заявление не было признанием вины, и Церковь не была обвинена или признана виновной в нарушении каких-либо законов или норм международного права. Политика церкви предусматривает, что вся помощь будет предоставляться правительству в соответствии с требованиями закона. Церковь помогла Независимой избирательной комиссии предоставить места для голосования. Эта помощь была предоставлена ​​только в связи с тем, что НЭК является государственным агентством или департаментом, а не политическим образованием.

Взгляд Старой Апостольской церкви на неучастие в политике привел к трем расколам.

  • В 1972 году несколько цветных членов сформировали Реформатскую Староапостольскую церковь.
  • В 1968 году несколько чернокожих членов сформировали Церковь Двенадцати Апостолов Африки.
  • В 1990 году В.Н. Вика основал Фонд Церкви Апостолов и Пророков после того, как был исключен за то, что открыто поддерживал Африканский национальный конгресс и приглашал их проводить собрания в пределах церковной собственности.

Какая вера

Оценивая, какая церковь и вера в этом государстве, стоит выделить, что на протяжении уже многих веков этот народ исповедует христианство. Оно прошло определенную трансформацию и становление, но можно однозначно утверждать, что данная национальность является последовательным приверженцем Иисуса Христа, Единого Бога и Святого Духа.

А вот название у религии, распространенной на этой территории, несколько необычное — Армянская Апостольская Церковь — или сокращенно ААЦ. Слово апостольская берет свое начало от 2 апостолов Иисуса Христа, которые пришли на территории древней Армении со своими проповедями и стремлением нести христианство в свет. Это были Святые Фаддей и Варфоломей. На эту территорию они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга. Судьба Варфоломея была достаточно трагичной, так как его распяли за христианские проповеди и осуществили это вместе с казнью еще 2.000 христиан.

Яндекс картинки

Трагической судьбы не избежал и Святой Фаддей, которого за его вероисповедание жестоко замучили, пригвоздил к кресту стрелами. На сегодняшний день мощи Святого Фаддея помещены в Эчмиадзинский собор, где в определенные даты совершают литургии.

Так армянская церковь и православие сформировали много общего.

Если оценивать процентное соотношение религий, которые сегодня исповедуют граждане Армении, то цифры будут выглядеть следующим образом:

  • Преобладающее большинство верующих относит себя к Апостольской Церкви. Это вероисповедание поддерживает более 94% населения. Что составляет почти 3.000.000 человек в самой РА, а также еще и люди, относящиеся и к многочисленным конфессиям, которые расселены по всему миру. Вторым названием данного религиозного течения является Армянская Христианская Церковь или Православная Церковь.
  • К протестантскому движению христианства относят не более 1% численности населения.
  • Также с точки зрения исповедания той или иной религии на территории этого государства присутствуют мусульмане, католики, иудаисты, атеисты, езиды, православные и бахаисты.
  • Наиболее обширной группой, с точки зрения веры, непосредственно после христианства, является язычество. К ним себя относят более 1,2% численность жителей страны.

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915–1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, России, Китая и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять святой Эчмиадзин, и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

Мусульманское иго

Если кратко описывать следующий период, который пришлось пережить этой церкви, то он затянулся на достаточно длительный промежуток времени. Так на протяжении нескольких столетий этому народу пришлось отвоевывать свое право исповедовать христианство, ведь у армян возникли территориальные, религиозные и политические споры со своими непосредственными соседями — персами и турками. А ислам, который исповедовали они, входил в коренные противоречия. Что и приводило к многочисленным военным конфликтам.

Когда говорят — назовите конкретные исторические даты, можно выделить следующие моменты:

  • VII век — Армения была захвачена Арабским халифатом. Продлилось господство мусульман здесь на протяжении почти 3 столетий.
  • К XI веку большая часть территории этой страны переходит под власть османов.
  • Впоследствии Армения стала принадлежать в Грузии. А от грузин перешла к монголам. Под властью этого народа, который также исповедует христианство, этот кавказский этнос пробыли недолго. Грузины быстро потеряли господство над территорией.
  • К XIV веку это территория подверглась сокрушительным ударам орд Тамерлана.
  • А последующие 2 столетия армяне были вынуждены вести ожесточенную борьбу сначала с племенами из Туркмении. А потом стала разрываться на театре военных действий между Османской Империей и Персией. В результате чего Армения отошла Турции. Это мусульманское иго продлилось вплоть до начала русско-персидских войн 1813, а затем и 1829 годов. В этот период к Российской империи отошла восточная часть Армении. Остальная территория осталась под властью Османов.
  • Этот факт послужил возникновению такого страшного периода в истории этого народа, как геноцид армян со стороны Турции. И, хотя последними он не признается, по мнению историков за несколько десятилетий, вплоть до 1921 года, турками было истреблено от 500.000 до 1,5 миллиона армян. Часть населения была казнена, тогда как другая — подвергнута тяжким испытаниям. Их выселяли, осуществляли гонение, морили голодом. И это было не только трагической ношей для самого народа, но также настоящим испытанием для сохранности веры и церкви.

Яндекс картинки

Религиозные меньшинства Армении

Несмотря на то, какая вера, стоит отметить их терпимость с точки зрения того, во что верят и что любят люди, живущие на территории этой страны. Ведь григорианская апостольская церковь не является единственной. Хотя за ней и закреплено право государственной религии и не только внутри данного государства, но и на отдельных епархиях, располагающихся в других странах. Здесь также представлены следующие религии.

Буддизм

Ранее на территории Армении существовали буддистские храмы. Было это еще в XIII веке, когда эта территория оказалась под ханом Хулагом. Но память о них не сохранилась, так как они были разрушены.

Что же касается сегодняшнего состояния буддистов на территории Армении, то их насчитывается не более 0,5% от общего количества граждан страны.

Яндекс картинки

Езидизм

Существование данной веры на территории РП обусловлено в первую очередь тем, что езиды представляют собой отдельный этнос со своими сложившимися традициями и культурой. На сегодняшний день существует в езидизме шарфанизм. Это направление к которому относятся 69% населения, исповедующих эту веру и 31% этнических курдов. Общая численность езидистов составляет не менее 1% от общего населения страны.

Яндекс картинки

Иудаизм

На сегодняшний день на территории республики Армении насчитывается не более 3.000 иудеев. Наибольшая часть их населяет столицу Ереван.

Яндекс картинки

Ислам

Если указывать на исламскую религию, то ее приверженцами на территории Армении являются выходцы из Азербайджана, Курдистана, а также стран Персидского залива. Общиня сформированы локально, в зависимости от того, сколько курдов, персов или азербайджанцев населяет то или иное городское или сельское образование.

Так, на сегодняшний день, на территории республики Армении мусульмане-курды составляют единую общину, численность которой не превосходит нескольких тысяч человек. Максимальное их число располагается в провинции Котайк, находящейся в Северной оконечности Ереванской области.

Согласно последней переписи населения, сама столица Ереван вмещает в себя около 1 тысячи мусульман, которые являются беженцами или выходцами из стран Ближнего Востока.

Молокане

А вот молокане являются одним из направлений христианства, которые по большей части связаны со старообрядческими традициями. Эта религиозная группа сформировалась на территории этой страны после того, как в 1805 году был издан указ императора Александра I, по результатам которого на молокан были осуществлены гонения. В поисках счастья и свободы вероисповедания они оказались на территории современной республики Армении, сформировав отдельные локальные группы в небольшом количестве.

Яндекс картинки

Язычество

Говоря о язычестве, то как ни удивителен бы был этот факт, на 2011 год согласно последней переписи населения, на территории Армении проживает около 5434 последователей этого религиозного культа. Из них всего лишь 734 человека относятся к национальности армян. Тогда как остальные последователи язычества представлены другими этносами и нациями.

Яндекс картинки

Атеизм

А вот атеистами себя считают 1, 22% от всех жителей Армении. Хоть группа и не является многочисленной, она становится второй по количественному составу. Занимая «серебряное место» на пьедестале почета самых распространенных религий в этой стране.

Как видно из вышеописанных фактов, эта нация не относятся к исповедующим православие или католикам — нет единства между этими разными ветвями христианства, а данная нация сумела за почти 2-ух тысячелетнюю историю выделить отдельную ветвь, которая не представлена более ни в одной из стран мира. Но именно это государство стало одним из первых, принявших Иисуса Христа в качестве основы веры на государственном уровне. И произошло это в III столетии нашей эры, после того как в Армению пришли со своим учением и проповедями 2 апостола и ученика Иисуса Христа — Варфоломей и Фаддей. Хотя их судьба и стала мученической, основная идея, с которой они принялись ходить по белу свету, принесла свои плоды. В течение всего лишь нескольких десятилетий христианство достаточно плотно укоренилось на этой земле, став тем объединяющим смыслом, вокруг которого сплотился этот народ, перенесший многочисленные страдания. Но это не стало для них разрушительным фактором, ведь имея крепкую веру они сумели пережить и длительное мусульманское иго и гонения со стороны турков, которые в результате привели к геноциду народа и распространению его далеко за пределы этого кавказского региона. Армянская церковь в Армении переживает свои расцвет, так как за весь период своего существования на нее не осуществляется гонений и активных влияний извне.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Армянская Апостольская Церковь — отличие от православной

Если проводить аналогии и отличия между Апостольской церковью и православием, то можно выделить такие определяющие моменты, как:

  • Независимость Апостольской церкви от католиков и православных христиан.
  • Также ключевым образом отличаются и догмы, исповедуемые тремя ответвлениями христианства.
  • Если говорить непосредственно о представлении Бога и Иисуса Христа, как его сына, то здесь кроется существенное отличие в восприятии. Так, католики и православные сходятся во мнении, что Христос объединяет в себя человеческое и божественное начала. Так формируется единая божья сущность, которая и является идеалом и объектом поклонения для всех верующих. Но этому противопоставляют свою точку зрения приверженцы Апостольской церкви, а также монофизиты, которые по-иному воспринимают Христа. Несторианцы говорят сразу о 2 сущностях, которые существуют параллельно. Тогда, как монофизиты утверждают, что человеческое начало настолько слабое в Христе, что полностью и неразделимо растворилось в его божественной сути.
  • Дополнительно можно указывать в виде различий восприятия веры – разное убранство в церквях, разные типы богослужения и некоторые отличающиеся моменты в проводимых обрядах.

Но, это в конечном итоге больше объединяет саму христианскую церковь, чем разъединяет ее. Ведь именно в многообразии можно найти то единство и зерно истины, которые так долго искали разные народы.

Где находится центр Армянской Апостольской церкви

Далеко не все знают о том факте, что центр Апостольской Церкви находится в Эчмиадзине, который является монастырем. Центр его локации — это город Вагаршапат, располагающийся в Армавирской области.

Яндекс картинки

Интересна и необычна история Эчмиадзинского монастыря. Ведь его дата основания – это 303 год нашей эры, когда на территорию этой страны пришло христианство. Впоследствии собор вместе с прилегающим монастырем несколько раз испытывал волны подъема и упадка, что только способствовало укреплению веры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector