Святой эчмиадзин

Город Эчмиадзин и Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор

На территории Армении есть множество исторических, культурных, природных достопримечательностей. Здесь каждый гость независимо от предпочтений найдет для себя что посмотреть с  интересом и восторгом. Однако в многочисленности интересных мест Армении наиболее впечатляющими являются религиозные святыни и памятники. Благодаря чему Армения превращается в центр религиозного туризма. Поэтому прибыть в эту страну и не побывать в его Святом городе и религиозном центре – значит оставить Армению для себя закрытой. Имя этого Святого города – Эчмиадзин.

Город Эчмиадзин – История

Город Эчмиадзин, ранее известный как Вагаршапат, был основан во 2 веке. После того, как римляне разгромили город Арташат, Эчмиадзин стал культурным и политическим, а затем религиозным центром Армении и остается таким по сей день. Строить Эчмиадзинский кафедральный собор начали в 301, после того, как христианство стало государственной религией Армении, и строили его не один век.

В VI веке до н.э. князь Вардгес построил большой город, назвав его Вардгесаван. По прошествию нескольких веков царь Вагаршак I (117-140 гг.) окружил Вардгесаван большой крепостной стеною и сделал город второй столицей после Арташата, и переименовал в Вагаршапат. Город назывался Вагаршапат до 1945 года, после  был переименован в Эчмиадзин в честь Эчмиадзинского монастыря, который стал резиденцией Католикоса всех армян. В 1992 году городу вернули прежнее название Вагаршапат, но сегодня среди людей чаще используется название Эчмиадзин.

Легенда Эчмиадзина

Согласно легенде, просветителю Армении Григору Лусаворичу приснился сон. Во сне Иисус Христос – Единородный сын Божий – спустился с неба и огненным молотом указал на место, где должна быть построена религиозная святыня – христианский собор. В 303 году, через два года после принятия христианства государственной религией, на месте языческого храма была построена христианская церковь. Церковь назвали Эчмиадзин, что с армянского переводиться как «И спустился единородный».

Тем самым, собор считается одним из первых христианских храмов в мире. Эчмиадзинский собор – главный храм Армянской апостольской церкви.

Что смотреть в Эчмиадзине?

В городе Эчмиадзин находятся Первопрестольный Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские школы. Рядом с собором расположен возведенный в 618 году храм святой мученицы Гаяне, одноименная купольная базилика, Церковь Святой Шогакат и

Рядом с собором находятся храм святой Рипсимэ, построенный в 618 году, купольная базилика Святой Гаянэ, учрежденный в 630 году, Церковь Святой Шокагат и трехарочный притвор. 

В Музее-сокровищнице Эчмиадзина хранится Копье Лонгина – копье, которую вонзили в тело Христа на Кресте. Копье, привезенное в Армению апостолом Фадеем, ранее держали в Гегардаванке – в еще одной религиозной достопримечательности Армении.

Где находится город Эчмиадзин?

Расстояние между Эчмиадзином и Ереваном всего 30 км., город находится в 15 км. от железнодорожной станции Эчмиадзин, в Араратской долине.

Большой Каскад и «неоартовые» скульптуры Еревана

Прибыв к вечеру в столицу после Гегарда и Гарни, мы воспользовались городским транспортом.

Как добраться

Если ехать на метро (100 драм, время работы с 6:30 до 23:00), то нужная станция Маршал Баграмян или Аритасардакан, откуда до Каскада легко дойти пешком.

Если ехать на автобусе (100 драм, оплата на выходе), то смотря откуда.

Нас интересовал центр города, вот только я не предполагала, что добраться туда окажется целой проблемой. Мы так же, как и все постояли на остановке, а потом «давились» в маленьком автобусе. После множества расспросов, объяснений на плохом русском языке, неудобств и часа езды на раздолбанном автобусе, мы были «где-то рядом» с нужным нам местом.

Так как стемнело еще по дороге в Ереван, то ориентироваться стало немного хуже. Чтобы хоть как-то поднять боевой дух, мы зашли в первое попавшееся кафе, где впервые попробовали хачапури «по аджарски» (да, как это ни странно именно в Армении, а не в Грузии), о чем ничуть не пожалели.

Пока ели, успели покопаться в картах и «подоставать» расспросами официанток с администратором кафе, благодаря чему наш маршрут на завтра был примерно готов. Вот только на сегодня путь так и оставался непонятным. В кафе мы прилично задержались, сытный ужин, и усталость за весь день начали сказываться. Чуть позднее мы снова шли по улице, которая не собиралась заканчиваться, а вот мое терпение совсем наоборот.

И вот он… «свет в конце тоннеля»! Сквер А. Таманяна, где повсюду прогуливались или сидели на лавочках отдыхающие, а за ним виднелась наша последняя цель на сегодня — Большой Каскад.

Что посмотреть

1. Прогуляться по скверу им. А. Таманян, где по всему периметру каких только скульптур не увидишь.

Самыми запоминающимися для меня были три огромные «толстые» статуи (именно толстые, так как изображены были фигуры толстяков). Говорят, их подарил городу какой-то местный миллионер. Скульптуры из-за своей полноты не влезли в кадр, поэтому вместо них горные козлики :).

2. Подняться по лестницам Каскада, где между пролетами ступенек были целые этажи с фонтанами, статуями и фигурами, различными по своей сути и функциям. Фонтаны работают только днем. Чем выше поднимаешься, тем ниже опускается челюсть, хотя издалека Каскад не слишком впечатляет. Я про усталость вовсе забыла.

К сожалению, в свое время «каскад» не достроили, и очень долго простоял в ожидании своего часа. Если судить по множеству строительных площадок, дождался.

3. Дойти до вершины Каскада, откуда открывается потрясающий вид на Ереван.

4. В дневное время нужно обязательно зайти внутрь Каскада и также прогуляться по этажам, для этого в помощь вам эскалатор. Внутри также, как и снаружи множество «неоартовых» скульптур и прочей рукотворной красоты. В этой поездке мы не смогли попасть внутрь, зато удалось сделать это в другой поездке.

5. Пройтись по Площади Франции, где в вечернее время обнаружился замечательный танцующий фонтан.

Чем заняться в Эчмиадзине – туры и достопримечательности

У каждого народа есть свои святые и особо почитаемые места. Для армян всего мира, вот уже почти две тысячи лет, таким местом является древний Эчмиадзин, раскинувшийся на живописной Араратской равнине. Город своей богатой историей восходит к старинному поселению Вардкесаван, основанному во II веке до н.э. Позже, в начале II века н. э. царь Великой Армении Вагаршак I (117-140 гг.) построил на этом месте свою столицу, назвав ее в честь себя Вагаршапатом.

Вера на этой земле во все времена была и остается главным оплотом государственности, символом единства и процветания народа. Армения – первая в мире страна, в незапамятном 301 году н. э., провозгласившая христианство своей государственной религией. И с тех самых пор Эчмиадзин становится культовым местом для всех верующих: культурным, духовным и цивилизаторским сердцем страны. По давней легенде на этом месте некогда случилось пророческое видение у святого Григория Просветителя – первого католикоса всех армян: Христос сошел с небес и золотым молотом указал на место, где должен быть воздвигнут храм. Так в 301 году царь Трдат III основал Первопрестольный кафедральный собор – Эчмиадзин, что с армянского языка означает: «сошел Единородный», он является одним из старейших в мировой истории. Впоследствии, в 1945 году и сам город был переименован в честь храма.

Шли столетия, вокруг собора вырастали все новые и новые религиозные сооружения: церковь великомученицы Рипсимэ, возведенная в 618 году, базилика святой девы Гаянэ, построенная в 630 году, храм святой девы Шокагат, воздвигнутый в 1634 году.

По преданию девы были одними из первых христианок в Армении, проповедовали и распространяли веру в единого Бога среди народа. Однажды случилось так, что царь Трдат III, в то время еще будучи язычником, возжелал прекрасную Рипсимэ, дева отличалась необычайной красотой. Но она была добродетельна и непреклонна к властителю, тогда тиран в порыве ярости приказал побить камнями ее вместе с верными подругами. И Рипсимэ приняла мученическую смерть, убийцу же вскоре настиг неизлечимый недуг. Святой Григорий Просветитель, сжалился над царем и исцелил его, после этого чуда Трдат III раскаялся в своем грехе, уверовал в Иисуса, построил Эчмиадзин и позволил крестить народ.

Сегодня Эчмиадзин – стержневая опора Армянской апостольской церкви, в нем находится резиденция патриарха. В 1992 году городу было официально возвращено древнее наименование Вагаршапат, но многие по-прежнему используют прежнее название. В 2000 году Первопрестольный кафедральный собор был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Особый интерес представляют реликвии, хранящиеся в Эчмиадзине: частичка креста, на котором был распят Христос, и фрагмент Ноева Ковчега.

Посетить Армению и не увидеть Эчмиадзин, означает не побывать в этой стране вовсе. Каждый, кто интересуется культурой и историей уникального государства, должен отправиться в небольшой городок в 20 км западнее Еревана, чтобы по-настоящему ощутить дух древнего народа.

Достопримечательности

Духовная академия
Кафедральный собор
Резиденция Патриарха
Храм Святой Гаянэ
Храм Святой Рипсимэ
Храм Святой Шогакат
Эчмиадзинский монастырь

Кафедральный собор Эчмиадзин

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.

В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во второй половине XVIII ст. ее дополнил внук Натана — Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.

Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.

Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.

Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.

Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами.

Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон.

Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы».

В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Русская Православная Церковь

Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в городе Вагаршапат (в 1945-1992 г. — г. Эчмиадзин), в 20 километрах к западу от Еревана. Духовный ]Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.

Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник.

История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III.

Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом.

Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне.

В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 гг.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры.

В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 году с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

Роспись интерьеров собора была выполнена в начале XVIII в. художником Нагашем Овнатаняном; в конце XVIII в. ее восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию.

Также на территории монастыря расположены:

  • «Ворота царя Трдата» (XVII в.) возвышаются в виде арки у входа в резиденцию Католикоса. Полагают, что на их месте находился царский дворец; в основании многократно перестраивавшегося памятника — каменные блоки IV века. Возможно, через расположенные на этом месте ворота шла традиционная дорога к главному, западному входу в собор;
  • монастырская трапезная (XVII в.), расположенная в южной части монастырского двора;
  • монастырская гостиница «Казарапат» (сер. XVIII в.);
  • Старые Патриаршие покои (XVIII в.) — двухэтажная резиденция Католикоса в юго-западной части монастырского двора. На втором этаже — несколько парадных залов, в том числе тронный зал с расписным потолком;
  • Новые Патриаршие покои, построенные в 1915 году и полностью реставрированные в 1958-1962 гг. Духовная академия (начало XX века);
  • Музей-сокровищница (1982) Алека и Мари Манукян.

Собрания Святого Эчмиадзина размещены в нескольких музеях на территории монастыря: в музее при кафедральном соборе, в музее-сокровищнице Алека и Мари Манукян, в Старой и Новой Патриарших резиденциях, а также Золотой кладовой. В коллекциях представлены произведения армянского искусства IX-XX вв.: старинные рукописи, украшенные миниатюрами, реликварии, церковная утварь, литургические облачения и др.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Архитектура и внутреннее убранство

Начать описание хочется с оформления центрального входа в религиозный комплекс. Это массивные ворота с четырьмя арками и символичный алтарь под открытым небом (установлен в 2001 г. к 1700-летию принятия христианства в Армении). Со стороны улицы здесь изображены основатели эчмиадзинского храма — Трдат и Григорий.

Непосредственно собор внешне представляет собой пятиглавый храм крестообразной формы с главным куполом, часовней и тремя ротондами на шести колоннах по периметру. Основная часть здания выглядит монолитной с небольшими и немногочисленными оконными проемами. Воздушности экстерьеру придают как раз постройки второго уровня — ротонды и центральный купол, украшенный каменный резьбой. Пышным убранством выделяется и колокольня.

Отличительной чертой архитектуры собора выделяют наличие трех алтарей — центрального, северного и южного. Центральный алтарь (Алтарь Сошествия) здесь представлен больше как священное место — именно сюда ударил огненный молот Христа в видении Григория Просветителя. Остальные два используются для проведения церковных служб и обрядов.

Внутренняя отделка относится к XVIII столетию, но в советское время уже проводилась реставрация настенной росписи. Помимо многочисленных орнаментов, здесь можно увидеть фрески со сценами из святого писания, портреты святых и апостолов (всего их 120).

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Отдельного внимания заслуживает богатый, как в прямом, так и в переносном смысле музей с уникальными экспонатами. Помимо щедро украшенных драгоценными камнями предметов одежды, интерьера и золотых и серебряных ритуальных объектов, здесь можно увидеть копье Лонгина и мощи Ноева ковчега, древние монеты и священные рукописи и еще много интересных и священных для верующего человека экспонатов.

Каждый экспонат имеет определенное значение. Например, копье Лонгина (пронзившее Христа) и десница Григория Просветителя используются для обряда освящения миро, который здесь проводят раз в семь лет. Миро — это специально приготовленное ароматическое масло, которое используют для помазания тела человека во время священных таинств. Готовятся священнослужители к обряду за сорок дней. Котел с оливковым маслом ставится на алтарь, где проводятся обряды и молитвы. Отдельно готовятся отвары из 44 трав и бальзам. В торжественный день все компоненты смешиваются воедино и перемешиваются тремя святынями — животворящим крестом, десницей Святого Григория и копьем. Считается, что благодаря этому ритуалу в миро добавляется частичка крови Иисуса Христа. 180 литров масла делится между всеми приходами республики и используется в течение семи лет до следующего торжественного обряда.

Побывать в доме Григора Мачаненца

С виду – это обычный эчмиадзинский дом. Но это не так. Поговаривают, что именно в этом здании проходят самые невероятные вещи. Сразу у входа становится понятно – здесь нас ждет много интересного.   Рисунки во дворе, статуя самого Григора – начало многообещающее. Это почти музей. Чего здесь только нет. Множество старинных предметов – например, утюг или соха, а еще пишущие машинки и даже патефон.  Этот дом называют умным. Григор создал свой инновационный этнический центр. Тут движется практически все. А еще Григор придумал «фабрику мозга». Энцефалограмма показывает работу его собственных извилин. И каждый, кто сюда приходит, может оставить запись. 

Карта маршрута

Вернувшись в Ереван, первым делом, мы забрали наш большой рюкзак, а дальше в оставшееся время еще немного прогулялись по Еревану, полюбовались на черных лебедей, повторно заглянули к Большому Каскаду, а потом направились на поезд до Грузии.

При посадке в вагон нас встретил уже знакомый нам проводник. Лично я слишком устала, чтобы удивляться. Он тоже нас узнал, даже паспорта проверять не стал. А на просьбу моего друга, выдать нам постельное белье, не спорил. Вагон оказался практически пустым. Любопытно, в одном месте собрались люди разных национальностей: за стеной справа смеялись немцы, слева были иранцы, мы русские, в начале вагона сидели кучкой поляки, это не считая грузин и армян. В этом что-то было. Я даже не заметила, как мы пересекли границу.

Немного грустно было прощаться с Арменией. Если у вас будет возможность, посетите эту страну, я уверена вам понравится не только природа и достопримечательности, но и сами люди.

До встречи!

Эчмиадзин — сердце армянской церкви

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Эчмиадзин достопримечательности

Что посмотреть в Святом Эчмиадзине? Раньше я считала, что Эчмиадзинский собор – это какой-то отдельно стоящий храм, но я ошибалась. Вообще, Эчмиадзин – это целый монастырский комплекс, занимающий довольно внушительную территорию, так что за 10 минут вы его точно не успеете осмотреть. Главный вход на монастырскую территорию отчетливо виден с дороги (большие ворота) и тут всегда много машин и людей, так что не ошибетесь.

Попадая внутрь, мы видим несколько разветвлений дороги. В левой стороне от входа находится старинная типография 18 века, а в правой части —  кельи монахов. Если же идти по центральной аллее, то увидим, как раз непосредственно Святой Эчмиадзин. А рядом с собором расположена резиденция Патриарха Армении.

В саму резиденцию вход запрещен, вы можете только посмотреть издалека на её красоту и изысканность через железные ворота. Тут же рядом находится пост охраны, и даже если вы попытаетесь туда зайти, охранник вас сразу развернет обратно.

Возле резиденции находится очень красивые ворота – «ворота Трдата». Это единственный сохранившейся до наших дней элемент дворца армянских царей. Конечно ворота реконструировались, но в их основании сохранились старинные каменные блоки, поэтому считается что именно в этом месте когда-то стоял дворец армянских царей.

Если говорить о самом кафедральном соборе Эчмиадзина, то название храма в переводе с древнеармянского переводится как «место сошествия единородного». Внутри Эчмиадзинского собора сохранились фрески, настенные росписи, иконы святых, иконы с библейскими сюжетами. Здесь хранится интересная икона, на ней изображено много армян — жертв геноцида 1915–1923 гг, впоследствии причисленных к лику святых. А особенность храма в том, что помимо главного алтаря в восточной стороне, здесь находятся еще 3 алтаря.

Сбоку от храма расположена сокровищница (имеет статус музея). Тут можно посмотреть на красивые реликвии, отделанные драгоценными камнями, старинные одеяния служителей церкви, древние рукописи, церковную утварь, предметы мебели и прочие ценности. В сокровищнице Святого Эчмиадзина хранится главная святыня армянской церкви — наконечник Святого копья, с помощью которого, по преданию, распятого Иисуса избавили от его мучений. Раньше эта реликвия хранилась в монастыре Гегард, но затем её доставили в Эчмиадзин. Также в сокровищнице хранятся мощи святых, частица Животворящего Креста и частица Ноева ковчега.

На территории монастырского комплекса находится духовная семинария Эчмиадзина – это самое крупное высшее учебное заведение армянской церкви, студенты здесь не только учатся, но и живут. Также на территории относительно недавно была построена церковь Святых Архангелов.

Сама территория монастырского комплекса произвела на меня очень приятное впечатление. Несмотря на большое количество туристов, здесь тихо, спокойно, много зелени. Приятно просто пройтись вдоль клумб и красивых деревьев или посидеть отдохнуть на лавочке. Ощущение – будто попал в уютный парк.

На территории есть питьевые фонтанчики, вот так интересно выглядит один из них:

Попробовать кюфту

Кюфта – коронное блюдо местных жителей. Его приготовление начинается с выбора мяса.  «Мясо должно быть очень свежим, горячим даже. После забоя не должно пройти двух часов. Если эта вся масса застынет на костях, то мясо свариться и будет непригодным для кюфты», – объяснил владелец мясной лавки Артуш Акобян. 

Кюфта – мясные шарики. Чтобы их приготовить уходит довольно много времени. Сперва нужно очистить мясо от жилок – это долгий и мучительный процесс. Затем начинается самое интересное – настоящее «избиение» мяса молотком до розовой массы. Затем получившиеся шарики варят с овощами. Выходит очень вкусно.

Храм Звартноц — где находится, история, музей

Руины храма Звартноц расположены в 4 км, не доезжая до Эчмиадзина. То есть Звартноц можно посетить как до, так и после Эчмиадзина, так и отдельно от него.

Звартноц в переводе с древнеармянского означает «Храм бдящих ангелов». Храм был построен в 640-650 годах, в 10 веке он обвалился во время землетрясения. Руины Звартноца были открыты раскопками в 1901 году, в настоящее время почти целиком реконструирован первый ярус.

Это памятник раннесредневековой армянской архитектуры. В 2000 году руины храма и археологическая территория вокруг него включены в список всемирного наследия Юнеско.

На территории есть небольшой музей, самым интересным экспонатом музея является макет храма, который дает полное представление о бывшем великолепии Звартноц.


Руины храма Звартноц


Знаменитые спиральные символы храма Звартноц

Во время нашего посещения на территории Звартноц шла запись на видео выступления армянских танцевальных женских коллективов, и наше посещение было реально классно украшено армянской музыкой, группами девчушек и девушек в ярких танцевальных костюмах, кружащих прямо посреди руин храма. Такое чудесное сочетание древнего и настоящего, священности и быта. Благодаря этому событию Звартноц оставил у меня только лучшие воспоминания.


Армянский танцевальный ансамбль на фоне руин храма


Яркие армянские девчонки фотографируются


Вид на жилые дома за раскопками


Выступление ансамбля на раскопках храма Звартноц, Армения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector