Святой варфоломей
Содержание:
- Жизнеописание апостола Варфоломея
- Смерть апостола Варфоломея
- Статьи на Православие.Ru
- Ректоры [ править ]
- Культура [ править ]
- Ссылки Нового Завета
- Предвидение и предопределение Божие
- внешние ссылки
- Храм в Чехии
- Реликвии
- Апокрифы
- Как католики с гугенотами боролись
- Традиция
- Иконография
- Священное Писание
- Предания
- Чудеса [ править ]
- Фольклор [ править ]
Жизнеописание апостола Варфоломея
Сведения о житии Варфоломея известны из апокрифических источников. Его имя упоминается в числе 12 учеников Христа в Евангелиях от Луки, Матфея, Марка. Иоанн в Евангелии сообщает, что четвертым Христос призвал в ученики Нафанаила. Ученые-богословы пришли к выводу, что Варфоломей – скорее отчество (в переводе с арамейского – «сын Фалмая»). То есть имена Нафанаил и Варфоломей, упоминаемые в новозаветных текстах, относятся к одному человеку.
Родился Нафанаил в I веке до новой эры в Кане (Галилея). К Христу его привел Филипп. Близкий друг и родственник сообщил Варфоломею, что встретил мессию, которого ожидали Моисей и пророки. Нафанаил засомневался, что из Назарета появится что-то «доброе», ведь Галилея всегда была землей безбожников и грешников.
Иисус принял Варфоломея в число учеников, узнав ближе, посчитал его честным и бесхитростным, истинным иудеем. Святое Писание не содержит сведений о жизни апостола, он там только указан.
Когда Христос покинул учеников, Варфоломей, вместе с Филиппом, призваны были проповедовать Евангелие в землях Малой Азии.
В дороге их сопровождала сестра Филиппа дева Мариамна. Они шли вместе, объясняли людям Слово Божие, иногда их пути ненадолго расходились. Язычники не желали слушать о явлении Христа, проповедников гнали, сажали в темницы, изгоняли из городов. Но Господь поддерживал апостолов, Его милостью они совершали чудеса, помогающие людям уверовать.
В одном из городов, где язычники поклонялись большой ехидне, апостолы уничтожили чудище и обрели сразу много сторонников, которые уверовали во Христа.
Предание сохранило сведения о чудесах, явленных апостолами по милости Божией, в городе Иераполь. Святые пришли в город с проповедью, привлекали сердца язычников рассказами о Христе, лечили больных. Филипп с Варфоломеем вернули зрение Стахию, который был слеп 40 лет. После этого чуда мужчина принял крещение, поверил в Бога.
Язычники бросились к апостолам за исцелением, славили милосердного Бога, крестились. Слухи о том, что вера в языческих богов пошатнулась, дошли до городских властей. Апостолов схватили, посадили в узилище, обвинили в подрыве устоев страны. Темные язычники заподозрили колдовство, посчитали, что сила проповедников таится в их одеждах.
Святых приказали раздеть. Мариамна внезапно оказалась окутана языками пламени, прикоснуться к деве никто не сумел. Филиппа и Варфоломея распяли на крестах. Гнев Божий настиг язычников – во время судилища началось землетрясение. Правитель, стража, судьи и наиболее любопытные горожане сгинули, провалились под землю.
Апостолов сняли с крестов, но Филипп уже скончался. Уходя из Иераполя, Варфоломей положил Стахия в сан епископа, повелел нести Слово Божие. После Иераполя пути Нафанаила и Мариамны разошлись. Апостол ушел проповедовать в Индию, сестра Филиппа отправилась в Ликаонию, где вскоре скончалась.
Мученичество и смерть
В Индии Варфоломей продолжил проповеди. Чтобы сделать для людей понятным Слово Божие, апостол перевел с иудейского языка на местный Евангелие от Матфея. Дойдя до Великой Армении, Нафанаил продолжал обращать язычников, творил чудеса, исцелял. Святой изгнал бесов из армянской царевны, за что властитель Полимий пожелал отблагодарить Варфоломея богатыми дарами.
Но от щедрот царя проповедник отказался, поведав, что желает только спасения душ человеческих. Узнав, что Христос дает великую силу своему ученику, царь с семьей и множество других людей уверовали в Бога. Нафанаил крестил армян во многих городах царства.
Теряя паству, языческие жрецы обратились за помощью к брату Полимия. Астиаг повелел схватить апостола (согласно большинству источников, в городе Альбане, современный Баку). Нафанаила распяли вниз головой, затем содрали с живого кожу, обезглавили. Христиане собрали останки святого в раку из олова, погребли с почетом.
Смерть апостола Варфоломея
На обратном пути апостол достиг пределов Великой Армении. Там он изгнал бесов из идолов, заставив их навеки умолкнуть, а также исцелил мучимую бесом царевну. Пораженные такими чудесами, царь со всей своей семьей и двором обратились ко Христу.
Но и здесь жрецы стали интриговать против ученика Христова, они обратились к брату царя Астиагу. Тот настиг апостола в городе Альбане (его местоположение точно не известно, но многими отождествляется с современным Баку) и велел повесить Варфоломея на кресте вверх ногами.
Однако и распятый Варфоломей не прекращал своей проповеди. Тогда Астиаг приказал снять с апостола кожу, но и это мучение святой перенес, не умолкая. Наконец, по приказу Астиага палачи отрубили апостолу Варфоломею голову.
Фундамент часовни на предполагаемом месте гибели апостола Варфоломея
Статьи на Православие.Ru
Вовремя прочитанный текст, полученный на исповеди совет, неожиданный поворот событий… Все это говорит о постоянном участии Господа в нашей жизни. Но бывает, что Господь являет Себя тем, кто вопрошает о Нем, через откровение. |
25 августа / 7 сентября 2014 г. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:18:45 мин. Размер 56.8 Mb) |
24 августа / 6 сентября 2014 г. Суббота 13-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:20:22 мин. Размер 101.1 Mb) |
Ректоры [ править ]
История Св. Варфоломея Великого Е. А. Уэббом содержит сведения о каждом ректоре, вплоть до WFG Sandwith.
- 1544–1563 † Джон Дин (основатель гимназии сэра Джона Дина )
- 1565–1569 † Ральф Уотсон
- 1570–1579 † Роберт Бинкс
- 1580–1581 Джеймс Стэнклифф
- 1582–1586 Джон Пратт
- 1587–1605 Дэвид Ди (лишен 1605; отец епископа Фрэнсиса Ди )
- 1605–1644 † Томас Вестфилд (как епископ Бристоля с 1642 г.)
- 1644– ок. 1655 Джон Гарретт
- c. 1655–1663 гг. Ральф Харрисон (занимал должность по крайней мере с 1655 г., учрежден в 1660 г.)
- 1663–1709 † Энтони Берджесс
- 1709–1717 † Джон Паунтни
- 1719–1738 Томас Спейтман ( Prebendary of St Paul’s )
- 1738–1760 † Ричард Томас Бейтман
- 1761–1768 † Джон Мур
- 1768–1814 † Оуэн Перро Эдвардс [ необходима ссылка ]
- 1814–1819 Джон Ричардс Робертс
- 1819–1883 † Джон Эббисс
- 1884–1887 † Уильям Панкридж
- 1887–1906 † Сэр Borradaile Savory
- 1907–1929 Уильям Фицджеральд Гамбье Сандвит
- 1929–1944 Эдвин Сидни Сэвидж
- 1944–1979 Ньюэлл Эддиус Уоллбэнк ( Prebendary of St Paul’s )
- 1979–1991 Артур Браун
- 1991–1993 Дэвид Лоусон (заключен в тюрьму за вождение в нетрезвом виде в 1993 году)
- 1995–2016 Мартин Дадли
- Февраль 2018 г. — Маркус Уолкер
Несколько ректоров служили президентами колледжа Сион : Томас Вестфилд (1631, 1632), Томас Спейтман (1732), Оуэн Перро Эдвардс (1785), сэр Боррадейл Сэвори (1905).
Культура [ править ]
Фестиваль в августе является традиционным событием для рынков и ярмарок, таких как Варфоломей ярмарка , которая проходила в Smithfield, Лондон , в средние века, и который служил в качестве сцены для Ben Jonson «s 1614 одноимённой комедии . [ необходима цитата ]
Ярмарка на улице Святого Варфоломея проводится в Крюкерне , графство Сомерсет , ежегодно в начале сентября. Ярмарка восходит к саксонским временам, и рынок крупных торговцев был внесен в Книгу судного дня . Уличная ярмарка Святого Варфоломея, Крюкерн, как считается, получила свой устав во времена Генриха III (1207–1272). Самый ранний из сохранившихся судебных протоколов был сделан в 1280 году и хранится в Британской библиотеке . [ необходима цитата ]
Ссылки Нового Завета
На Востоке, где проходила евангельская деятельность Варфоломея, он был идентифицирован как «Нафанаил» в произведениях Абдишо бар Берики (часто известного как «Эбеджесу» на Западе), несторианского митрополита Соба 14 века , и Елиаса, епископа Дамаска. Нафанаил упоминается только в Евангелии от Иоанна. В синоптических Евангелиях Филипп и Варфоломей всегда упоминаются вместе, а Нафанаил никогда не упоминается. Однако в Евангелии от Иоанна Филип и Нафанаил упоминаются вместе аналогичным образом. Джузеппе Симоне Ассемани особо отмечает: «Халдеи смешивают Варфоломея с Натаниэлем». Однако некоторые исследователи Библии отвергают эту идентификацию.
Предвидение и предопределение Божие
Бог не обусловлен пространством и временем, свойственным сотворённому Им материальному миру. Бог из вечности видит наш мир как на ладони. Он видит как наше прошлое, так и настоящее и будущее «одновременно». Бог присутствует и действует в духовном и материальном мирах. Бог осуществляет свою заботу о мире — промысл (не промысел, а промысл!). Бог благословляет или попускает поступки людей. Что же касается предопределения, то Бог в своём предопределении мира уже учёл наш свободный выбор к добру или ко злу. Нарушая заповеди Божии, мы делаем плохо себе, но нарушить Божий план не способны.
Как Бог влияет на сотворённый Им мир?
Бог влияет на события в мире многообразно. Священное Писание даёт нам примеры того, как Бог осуществляет Свой промысл:
— даруя человеку выбор цели и смысла жизни (Втор.30:19-20);
— попуская человеку проявлять свою даже богопротивную волю (Быт.3; Мф.23:37);
— призывая человечество ко спасению (Иез.33:11; Мф.11:28-29);
— изменяя Свои намерения в отношении нечестивцев в случае их покаяния (Иер.18:7-10, Ион.3);
— исполняя те или иные молитвы (Лк.1:13; Мф.15:28; Деян.10:4);
— изменяя действия установленных им физических законов ради блага верных Ему людей (Исх.14:21; Нав.10:13; 4Цар.20:6; Ин.11:43-44);
— воплотившись ради спасения людей (Лк.2:11; Ин.4:42);
— приводя мир к цели, определённой Его замыслом (Откр.21:1)
— и прочее.
внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с . |
Ветхий Завет | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
|||||
Исторический
|
|||||
Мудрость
|
|||||
Пророческий
|
|||||
Второканонический
|
|||||
- , приписываемое Псевдо-Абдиасу , одному из малых отцов церкви
- на сайте .
- в переводе » Золотой легенды из Кэкстона.
Авторитетный контроль | |
---|---|
Общий |
|
Национальные библиотеки | |
Другой |
Храм в Чехии
Почитание этого ближайшего ученика и последователя Иисуса Христа имеет давнюю традицию как среди православных христиан, так и среди представителей Западной церкви. В честь великого подвижника освящены приделы церквей и возведены храмы, наиболее известным из которых является кафедральный собор святого Варфоломея в чешском городе Пльзене (фото приведено выше). Его закладка, осуществленная в 1322 году, дала толчок к строительству всего этого исторического и культурного центра.
В нем также хранится часть мощей святого апостола, помещенных в серебряную раку, изготовленную на пожертвования короля Иоанна Люксембургского. Рядом с ней возвышается статуя Пельзенской Девы Марии, широко почитаемая во всем католическом мире. Вместе эти святыни ежегодно привлекают в собор тысячи паломников.
Реликвии
Алтарь базилики Сан-Бартоломео в Беневенто , содержащий мощи Варфоломея
Константинопольский писатель VI века Теодор Лектор утверждал, что примерно в 507 году византийский император Анастасий I Дикор передал тело Варфоломея городу Дарас в Месопотамии, который он недавно основал. Григорий Турский объяснил существование реликвий на Липари , небольшом острове у берегов Сицилии , в части Италии, контролируемой из Константинополя, тем, что его тело чудесным образом вынесло туда: большой кусок его кожи и множество костей, которые хранились в соборе святого Варфоломея, апостола Липари, были переведены в Беневенто в 838 году, где они и сейчас хранятся в базилике Сан-Бартоломео
Часть реликвий была передана в 983 году Отто II, императором Священной Римской империи , Риму, где она хранится в Сан-Бартоломео алл’Исола , который был основан на храме Асклепия , важном римском медицинском центре. Эта ассоциация с медициной со временем привела к тому, что имя Варфоломея стало ассоциироваться с медициной и больницами
Часть предполагаемого черепа Варфоломея была перенесена во Франкфуртский собор , а рука почиталась в Кентерберийском соборе .
Апокрифы
С именем ап. Варфоломея связан ряд
апокрифических произведений. «Евангелие апостола
Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея»). Оригинал написан
по-гречески и датируется III в. по Р. Х. Сохранилось
фрагментарно в греч., лат. и слав. версиях. Упоминается
блж. Иеронимом в предисловии к толкованию на Евангелие
от Матфея, в Каталоге папы Геласия I, а также у Епифания
Монаха. В 1-й части Варфоломей задает воскресшему Христу
вопросы об искуплении. 2-я часть содержит вопросы к
Богородице о воплощении Сына Божия. В 3-й части
Варфоломей беседует с диаволом об аде, падших ангелах,
грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной
жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя
во ад.
Апокриф сохранился в 2 рус. списках XIV
и XVII вв. и в южнослав. рукописи XVI в.
«Евангелие Варфоломея» (или «Книга о
Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на копт.
языке. Является гомелитической обработкой «Вопросов
Варфоломея». Сохранившиеся списки (древнейшие датируются
V-VII вв.) отражают различные редакции.
«Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в
городе парфян» на копт., араб., эфиоп. и греч. языках.
По мнению Р. А. Липсиуса, сочинение возникло в Египте;
является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов
Андрея и Матфия в стране антропофагов» .Копт. списки
датируются IX в. Видимо, во 2-й пол. XIII в. на
основании копт. версии был создан араб. перевод, текст
к-рого опубликован А. Смит-Льюис. Эфиоп. версия восходит
к араб. источникам. Известны также 2 неизданных греч.
списка XV в.
Апостол Варфоломей. Фреска церкви свт. Николая.
Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.
«Деяния апостола Варфоломея». Копт.
памятник, повествующий о миссионерской деятельности ап.
Варфоломея в егип. оазисе и о путешествии Варфоломея в
сопровождении ап. Андрея в Парфию, где он принял
мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и
бросили в море). Полный текст сохранился в араб. и
эфиоп. версиях, зависящих от копт. Автор, по всей
вероятности, использовал более древние «Деяния апостола
Фомы».
«Мученичество апостола Варфоломея».
Сохранились лат. и арм. памятники с этим названием. Лат.
«Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию (греч.
редакция основывается на лат. оригинале). В нем описана
миссионерская деятельность Варфоломея в Индии и его
казнь по приказу царя Астиага. Арм. «Мученичества»
основаны на местных преданиях, а также на греч. или сир.
источниках (напр., связь Варфоломея с ап.
Иудой-Фаддеем).
«Апокалипсис апостола Варфоломея»
(«Откровения Варфоломея») наименее изучен; видимо,
является, поздней компиляцией.
Э. П. С., Э. П. А.
Как католики с гугенотами боролись
В середине-конце XVI века во Франции с небольшими периодами затишья полыхали религиозные войны, во время которых представители традиционного католичества противостояли ширившемуся движению кальвинистов, которых во Франции именовали гугенотами.
Обе стороны не гнушались массовых расправ, правда, каждая устраивала их по-своему. Для гугенота убийство католика в первую очередь было актом гражданского противостояния, поэтому зачастую резали лишь влиятельных священников, а женщин и детей старались не трогать. А вот католики, особенно неграмотные крестьяне и мещане, воспринимали появление большого количества протестантов как признак близости Судного Дня, а самих гугенотов — как исчадий ада, продавших душу дьяволу. Поэтому нападения на гугенотов часто сопровождались истязаниями, надругательствами над телами и религиозной истерией. Женщин и детей фанатики не щадили по той же причине.
Массовые убийства начались с инцидента в Фуа в 1566 году, где католики обнаружили в каком-то сарае молящихся гугенотов, а поскольку в городах им было запрещено прилюдно устраивать моления, на них натравили стражу. Протестанты отказались разойтись, а затем начали кидаться в мешающих людей камнями. В результате озверевшая стража ворвалась в сарай и перебила около трехсот человек.
В католическом Париже эта новость была встречена ликованием. Реакция гугенотов не заставила себя долго ждать, и через год в Ниме почти сотня монахов-католиков была перебита кальвинистами. Это событие вошло в историю как ночь святого Михаила, или «Мишелада». Да и до этого, в 1566 году гугенотские вожди пытались захватить в плен французского короля, чтобы править от его имени, однако план сорвался.
Обстановка накалялась все больше.
Традиция
Евсевий из « Церковной истории Кесарии » (5:10) утверждает, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерское путешествие в Индию, где оставил копию Евангелия от Матфея . Согласно другим преданиям, он служил миссионером в Эфиопии, Месопотамии , Парфии и Ликаонии .
Согласно народным преданиям и легендам, Варфоломей проповедовал Евангелие в Индии, а затем отправился в Великую Армению.
Миссия в Индию
Существуют два древних свидетельства о миссии святого Варфоломея в Индии. Это Евсевий Кесарийский (начало 4 века) и святой Иероним (конец 4 века). Оба они ссылаются на эту традицию, говоря о сообщенном визите Пантэна в Индию во 2 веке. Исследования отца А.С. Перумалила С.Дж. и Мораеса утверждают, что регион Бомбея на побережье Конкан , регион, который, возможно, был известен как древний город Калян., было полем миссионерской деятельности святого Варфоломея. Ранее среди ученых было единодушное мнение против апостольства святого Варфоломея Апостола в Индии. Большинство ученых скептически относятся к миссии апостола Варфоломея в Индии. Стилилингус (1703 г.), Неанде (1853 г.), Хантер (1886 г.), Рэй (1892 г.), Залески (1915 г.) — авторы, поддержавшие Апостольство Святого Варфоломея в Индии. Такие ученые, как Соллериус (1669), Карпентье (1822), Гарнак (1903), Медликотт (1905), Мингана (1926), Терстон (1933), Аттуотер (1935) и т. Д., Не поддерживают эту гипотезу. Главный аргумент в том, что Индия, Евсевий и Иероним, упоминаемые здесь, должны быть Эфиопией или Аравией Феликса .
В Армении
Свято-Варфоломейский монастырь на месте мученической кончины апостола в исторической Армении, ныне разрушенный
Считается , что Варфоломей вместе со своим товарищем-апостолом Иудой «Фаддеем» принес христианство в Армению в I веке. Таким образом, оба святые считаются покровителями святыми на Армянской Апостольской Церкви . [ необходима цитата ]
Согласно одной традиции, апостол Варфоломей был казнен в Албанополисе в Армении. Согласно популярной агиографии, с апостола содрали кожу живьем и обезглавили. По другим данным, он был распят вверх ногами (головой вниз), как святой Петр . Говорят, что он был замучен за то, что обратил в христианство царя Армении Полимия. Разъяренный обращением монарха и опасаясь ответной реакции со стороны римлян, брат царя Полимия, принц Астиаг, приказал Варфоломею казнить и истязать Варфоломея. Однако нет никаких записей о каком-либо армянском царе из династии Аршакидов Армении.с именем «Полимий». Текущая стипендия указывает на то, что Варфоломей, скорее всего, умер в Кальяне в Индии, где был чиновник по имени Полимий.
Монастырь Святого Варфоломея 13-го века был известным армянским монастырем, построенным на месте мученической смерти апостола Варфоломея в Васпуракане , Великая Армения (ныне на юго-востоке Турции).
Иконография
На иконах Нафанаила пишут в традиционных для античных времен одеждах. Волосы и борода чаще черные (иногда седые), характеризуют средний возраст. Руки апостола подняты для благословения, на многих иконах Варфоломей держит свиток с проповедью.
Во многих древних храмах (Равенна 5-6 век) сохранились ранние изображения Варфоломея на церковной утвари, иконах, алтарной части, в нефе. Апостола пишут вместе с другими учениками Спасителя, Нафанаил входит в групповые сценки, иллюстрирующие события Евангелия, рядом с Христом и Богородицей.
Лик Варфоломея можно увидеть на литургических сосудах, окладах икон, на реликвариях, в которых хранятся мощи святого. В России сохранились фрески 12 века в церкви во Владимире. Много древних изображений Нафанаила имеется на Кавказе.
В традициях западной церкви писать Нафанаила на иконах с ножом в руках, истекающим кровью после мучений, накрытым, как плащом, собственной кожей.
Священное Писание
Рим., 81 зач., I, 28 — II, 9
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, 29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
Глава 2.
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. 3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, 6 Который воздаст каждому по делам его: 7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,— жизнь вечную; 8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,— ярость и гнев.
9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Мф., 13 зач., V, 27-32
27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Предания
Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы.
Согласно армянской традиции, апостол Варфоломей исцелил царя Санатрука или сына царя Трдата от проказы у источника молока. В ознаменование этого события в области Албак была построена церковь святого Варфоломея. Согласно другой традиции, на этом месте ранее стоял языческий храм.
Смерть
Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Албане, что в Великой Армении».
Существуют при этом различные версии отождествления города Альбаны (Албанополь, Урбанополь):
- православная традиция отождествляет его с Баку, в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола;
- по мнению Мишеля ван Эсбрука, под Альбаной понимается понтийский город Никополь;
- по другой версии, апостол Варфоломей захоронен на юго-востоке современной Турции, в армянской исторической области Васпуракан, где в XIV веке на месте предполагаемого захоронения был построен армянский монастырь святого Варфоломея.
Около 410 года мощи Варфоломея были перенесены из Ахбака в Мартирополь, а около 507 года в город Дара (Месопотамия). При нашествии персов в 574 году, по сообщению Григория Турского, раку с мощами бросили в море, и она чудесным образом приплыла к острову Липари. Около 838 года мощи перенесли в Беневенто, где они хранятся в настоящее время в Базилике Сан Бартоломео. С X века часть мощей апостола хранится на острове Тиберина (Рим) в церкви Сан-Бартоломео, посвящённой апостолу. Частицы мощей апостола Варфоломея хранятся также в ряде афонских монастырей, кафедральном соборе Святых Жен-мироносиц в Баку (передана в 2003 году Константинопольским патриархом) и других местах.
Память апостола Варфоломея совершается:
- в Православной церкви 25 августа (7 сентября) шестеричным богослужением — перенесение мощей, а также 22 апреля (5 мая), 11 (24) июня — смерть, 30 июня (13 июля) —Собор двенадцати апостолов,
- в Католической церкви — 24 августа,
- в Армянской апостольской церкви почитается как её основатель, к которому возводится апостольская преемственность её иерархии, дни памяти — 25 февраля и 8 декабря.
Чудеса [ править ]
Мученичество Святого Варфоломея по Рибера (1634)
Из множества чудес, которые, как утверждается, были совершены Варфоломеем до и после своей смерти, два известны горожанам маленького итальянского острова Липари .
Жители Липари ежегодно отмечали его праздник. Традиция людей заключалась в том, чтобы взять твердую серебряную и золотую статую из собора Святого Варфоломея и пронести ее через город. Однажды, когда статую спускали с холма в сторону города, она внезапно стала очень тяжелой, и ее пришлось поставить. Когда люди, несущие статую, восстановили свои силы, они подняли ее во второй раз. Еще через несколько секунд он стал еще тяжелее. Они поставили его и попытались еще раз поднять. Им удалось поднять его, но пришлось опустить в последний раз. Через несколько секунд стены дальше под гору рухнули. Если бы статую удалось поднять, все горожане были бы убиты.
Во время Второй мировой войны фашистский режим искал способы финансировать свою деятельность. Было приказано взять серебряную статую святого Варфоломея и переплавить ее. Статуя была взвешена, и оказалось, что она весит всего несколько граммов. Его вернули на место в соборе Липари. На самом деле статуя сделана из многих килограммов серебра и считается чудом, что ее не переплавили.
Святому Варфоломею приписывают множество других чудес, связанных с весом предметов. [ необходима цитата ]
Фольклор [ править ]
Призрак Рахера, как считается, преследует церковь после инцидента во время ремонтных работ в 19 веке, когда гробницу вскрыли и сняли сандалию. В церковь вернули сандалии, но не ступню Рахера, и с тех пор Рахер, как «призрачная фигура в капюшоне появляется из мрака, задевает удивленные свидетели и медленно растворяется в воздухе. Говорят, что Рахер появляется каждый год по утрам. 1 июля в 7 часов утра, выход из ризницы ».
Окрестности церкви также были местом многих казней, особенно во время правления Марии Тюдор . Сообщается, что в некоторые ночи ощущался сильный запах горящей плоти. [ необходима цитата ]