В каком году армяне приняли христианство? история и современная действительность

Содержание:

Санкт-Петербургская церковь Св. Екатерины

Разумеется, имеются церкви, принадлежащие этому направлению христианства, и в других городах России. Есть они и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в некоторых других населенных пунктах. Конечно, обе столицы могут похвастаться самыми величественными сооружениями. К примеру, очень интересным в плане исторической и духовной ценности зданием является построенная в 1770-1772 гг. армянская церковь на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Это очень изящное, легкое строение в стиле раннего русского классицизма. На фоне строгих питерских зданий этот храм смотрится необыкновенно нарядно и празднично.

Конечно, армянская церковь на Невском проспекте выглядит очень величественно. Однако по высоте она уступает московскому храму на Трифоновской улице (58 м). Поистине великолепен и интерьер питерской старинной церкви. Стены украшены монументальной живописью, лепными карнизами, а частью облицованы цветным мрамором. Этот же камень использован для отделки пола и колонн.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.


Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.


Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны. Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2021 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

Республика Армения

Армения — небольшая по размеру страна, как уже говорилось ранее, находится за Кавказом. Ее полная официальная форма звучит как — Республика Армения. У нее отсутствует выход к морю, а соседними с ней странами являются Азербайджан и непризнанная Нагорно-Карабахская Республика, а также Иран, Турция и Грузия.

По данным специалистов население Армении составляет около трех миллионов человек. Столицей государства является город Ереван. Официальный государственный язык — армянский.

Это государство унитарного типа, которое является президентской республикой. Армению подразделяют на десять областей и город Ереван. Президентом является Серж Саргсян, который в 2013 году был переизбран на второй срок.

Местность страны в основном горная, и большая ее часть находится свыше 1000 м над уровнем моря. Самой высокой точкой является гора, которая называется Арагац, высотой 4095 метров. А самой низкой точкой является ущелье реки Дебед — 380 м. В юго-западном районе страны располагается межгорная Араратская равнина, которая является важным сельскохозяйственным районом страны.

Армения богата своей историей и культурой, а также памятниками. Многие из них относятся к религиозным сооружениям, ведь армяне являются достаточно верующим народом.

Вероисповедание армянского народа

На такие вопросы, как: «к какой вере относятся армяне» или «какая религия у армян», можно ответить: религия у армян христианская, а по вере армяне делятся на:

  • последователей апостольской церкви;
  • католиков;
  • протестантов;
  • последователей византийского православия.

Почему так произошло? Это исторически сложившийся факт. В древности Армения находилась то под властью Рима, то Византии, что отразилось на вероисповедании народа — их вера тяготела к католическому и византийскому христианству, а Крестовые походы внесли в Армению протестантство.

В следующей статье Вы ознакомитесь с новыми христианскими мультфильмами для детей.

Другие религии страны

Поскольку конституция регламентирует свободное вероисповедание граждан, в стране можно отметить присутствие и других религий. К примеру, встречаются здесь и представители ислама. В столице — Ереване для них располагается знаменитая Голубая мечеть, которую построили еще в 1766 году. Это великолепное сооружение, которое носит религиозный характер.

Помимо ислама на территории государства встречается и католицизм. Католических приходов в стране немного. Их насчитывают в районе 36, и эти общины называют «франками». Они появились приблизительно вместе с крестоносцами.

Среди армян также распространение получило псевдопротестантское сектантство, хемшилами и суннизм ханафитского толка. Небольшая часть народа и вовсе отрицает Бога и религию и относится к атеистам.

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915–1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, России, Китая и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять святой Эчмиадзин, и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

Почему армяне православные

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Часто стоит вопрос о том, армяне католики или православные? Основной в Армении принято считать Армянскую апостольную церковь. Соответственно те, кто являются прихожанами данной церкви считаются православными. Но есть также и течение, которое отделилось от основной церкви и образовало Армянскую католическую церковь.

Армянская Апостольская Церковь — отличие от православной

Если проводить аналогии и отличия между Апостольской церковью и православием, то можно выделить такие определяющие моменты, как:

  • Независимость Апостольской церкви от католиков и православных христиан.
  • Также ключевым образом отличаются и догмы, исповедуемые тремя ответвлениями христианства.
  • Если говорить непосредственно о представлении Бога и Иисуса Христа, как его сына, то здесь кроется существенное отличие в восприятии. Так, католики и православные сходятся во мнении, что Христос объединяет в себя человеческое и божественное начала. Так формируется единая божья сущность, которая и является идеалом и объектом поклонения для всех верующих. Но этому противопоставляют свою точку зрения приверженцы Апостольской церкви, а также монофизиты, которые по-иному воспринимают Христа. Несторианцы говорят сразу о 2 сущностях, которые существуют параллельно. Тогда, как монофизиты утверждают, что человеческое начало настолько слабое в Христе, что полностью и неразделимо растворилось в его божественной сути.
  • Дополнительно можно указывать в виде различий восприятия веры – разное убранство в церквях, разные типы богослужения и некоторые отличающиеся моменты в проводимых обрядах.

Но, это в конечном итоге больше объединяет саму христианскую церковь, чем разъединяет ее. Ведь именно в многообразии можно найти то единство и зерно истины, которые так долго искали разные народы.

Где находится центр Армянской Апостольской церкви

Далеко не все знают о том факте, что центр Апостольской Церкви находится в Эчмиадзине, который является монастырем. Центр его локации — это город Вагаршапат, располагающийся в Армавирской области.

Яндекс картинки

Интересна и необычна история Эчмиадзинского монастыря. Ведь его дата основания – это 303 год нашей эры, когда на территорию этой страны пришло христианство. Впоследствии собор вместе с прилегающим монастырем несколько раз испытывал волны подъема и упадка, что только способствовало укреплению веры.

Какая вера

Оценивая, какая церковь и вера в этом государстве, стоит выделить, что на протяжении уже многих веков этот народ исповедует христианство. Оно прошло определенную трансформацию и становление, но можно однозначно утверждать, что данная национальность является последовательным приверженцем Иисуса Христа, Единого Бога и Святого Духа.

А вот название у религии, распространенной на этой территории, несколько необычное — Армянская Апостольская Церковь — или сокращенно ААЦ. Слово апостольская берет свое начало от 2 апостолов Иисуса Христа, которые пришли на территории древней Армении со своими проповедями и стремлением нести христианство в свет. Это были Святые Фаддей и Варфоломей. На эту территорию они пришли в разное время и проповедовали независимо друг от друга. Судьба Варфоломея была достаточно трагичной, так как его распяли за христианские проповеди и осуществили это вместе с казнью еще 2.000 христиан.

Яндекс картинки

Трагической судьбы не избежал и Святой Фаддей, которого за его вероисповедание жестоко замучили, пригвоздил к кресту стрелами. На сегодняшний день мощи Святого Фаддея помещены в Эчмиадзинский собор, где в определенные даты совершают литургии.

Так армянская церковь и православие сформировали много общего.

Если оценивать процентное соотношение религий, которые сегодня исповедуют граждане Армении, то цифры будут выглядеть следующим образом:

  • Преобладающее большинство верующих относит себя к Апостольской Церкви. Это вероисповедание поддерживает более 94% населения. Что составляет почти 3.000.000 человек в самой РА, а также еще и люди, относящиеся и к многочисленным конфессиям, которые расселены по всему миру. Вторым названием данного религиозного течения является Армянская Христианская Церковь или Православная Церковь.
  • К протестантскому движению христианства относят не более 1% численности населения.
  • Также с точки зрения исповедания той или иной религии на территории этого государства присутствуют мусульмане, католики, иудаисты, атеисты, езиды, православные и бахаисты.
  • Наиболее обширной группой, с точки зрения веры, непосредственно после христианства, является язычество. К ним себя относят более 1,2% численность жителей страны.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре. Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской — Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды, а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос — это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу — объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.

Расхождения с Православием

Несмотря на достаточно теплые отношения Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей, между ними существует много разногласий в отношении Евхаристии.

Священники не могут проводить совместные богослужения, в частности — Литургию. Верующие одной из Церквей не могут причащаться или принимать крещение в другой.

Догматические различия

Одним из вопросов, вызывающим наиболее жаркие споры в кругу богословов, является вопрос о божественности плоти Иисуса Христа.

Армянская Церковь считает, что плоть Иисуса была божественной. Он не мог испытывать человеческих чувств, следовательно, его страдания на кресте были символическими. Православие же придерживается учения о двух природах Христа. Будучи Богом, он при рождении принял человеческое тело и испытывал все физические и духовные терзания, свойственные простому человеку.


Армянские христиане крестятся тремя пальцами слева направо

В те дни, когда эта тема поднималась на Вселенском Соборе, Армения находилась в состоянии кровопролитной борьбы с Персией. Епископы не смогли принять участие в обсуждении и не приняли решение Собора, после чего началось многовековое разделение с Православием.

Важно! В настоящее время между представителями Русской и Армянской Церквей ведутся диалоги о природе Христа. Если им удастся преодолеть противоречия, полное общение между конфессиями будет восстановлено

Обрядовые особенности

У Армянской Апостольской и Русской Православной Церквей есть небольшие различия в обрядах, но они не могут быть препятствием для общения между верующими.

  • Во главе Армянской Церкви стоит Католикос, обладающий всеобъемлющей законодательной властью;
  • Армянская Церковь признает решения только трех Вселенских Соборов из семи;
  • В армянских храмах мало икон, а дома верующие молятся перед распятием;
  • Русская Православная Церковь ведет летоисчисление по юлианскому календарю, а армянская — по григорианскому. Соответственно, Пасху, Рождество Христово и другие праздники верующие отмечают в разные дни;
  • Верующие в Армении причащаются пресным хлебом и неразбавленным вином. В Православии применяется дрожжевой хлеб, а вино разбавляют водой;
  • Крестное знамение армяне совершают слева направо, а Православные — справа налево;
  • Согласно древним традициям, праздник Рождества и Крещения армяне отмечают в один день;
  • Алтарь в храмах Армении не отделяется иконами, при богослужениях используется органная музыка;
  • Священникам-вдовцам в Армении разрешается жениться во второй раз;
  • Верующие Армении могут венчаться в субботние и воскресные дни Великого Поста;
  • У армянских верующих есть обряд, который называют «матах». Для проведения обряда христианин накрывает стол для бедных, не приглашая за него родных и обеспеченных людей;
  • Армянские христиане соблюдают особый пост — арачаворк. Он продолжается неделю и начинается за 70 дней до Пасхи.

Важно! Несмотря на различия в вероучениях, при переходе из Армянской Апостольской Церкви в Православие, человеку не нужно снова креститься. Над человеком проводится чин присоединения, в ходе которого он отрекается от ошибочного учения монофизитов

После этого христианин может участвовать в Таинствах Православной Церкви.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector