Армянская церковь в москве
Содержание:
Сергей Григоров
Статья для газеты «Что будет с Москвой», №5 (05) 2014
В этом году исполнилось 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского
Сегодня, во время братоубийственной войны на Украине, так важно помнить слова одного из самых почитаемых русских святых: «Любовью и единением спасемся». И время вспомнить, что совсем рядом с нами, в самом начале Ижорской улицы, в Бусиново, расположен храм Сергия Радонежского
Церквей, названных в честь «всея России чудотворца», в Москве не мало. Однако именно храм его имени в Бусиново является самым ярким примером того, сколько чудес и знаков может быть явлено на одном маленьком холмике, затерянном на окраине столицы. Например, здесь, согласно молве, темная икона «Благодатное небо» просветляется и обновляется сама, а икона Николая Чудотворца «плачет». Самой же главной святыней храма является шестисотлетняя Молченская Икона Божьей Матери, о которой говорят, что она исцеляет до сих пор.
Доподлинно неизвестно, когда впервые на этом месте появилась церковь. Деревянный храм в Бусиново, которое тогда было вотчиной Новодевичьего монастыря, упоминается только в XVI веке, первые сведения относятся к 1584 году. Предание же гласит, что место для церкви было выбрано самим Сергием Радонежским (1314–1392), когда шел он из Троицкой обители (Лавры) в Москву к митрополиту Алексею. Скорее всего, тогда и была заложена первая деревянная церковь, освященная позже в честь Георгия Победоносца. Во времена междуцарствия святое место было разрушено. Смутное время выкосило почти всю деревню, согласно переписи в ней значится один двор с одним же крестьянином.
Несмотря ни на что, к 1643 году храм восстанавливают, а в деревню начинают возвращаться жители. В 1763 году (по другим данным в 1770) Бусиново становится государственным, что приносит крестьянам некоторое облегчение от поборов и самоуправства. Деревня начинает процветать, а ее жители уже могут позволить себе «складываться» на новую церковь. В 1770-х-1780-х храм был отстроен заново. Французская оккупация 1812 года почти не затронула Бусиново, в стычках с врагом погибли два человека. К 1854 году деревянная церковь сильно обветшала, и было принято решение о строительстве каменного храма. Деньги дал богатый крестьянин Иван Бусурин, проект был заказан гражданскому инженеру Груздину. В 1858 году храм освящается именем Сергия Радонежского.
После революции бусиновский храм постигла общая судьба русского народа. К 1937 году, к моменту самого пика кровавых репрессий, устроенных коммунистической партией, так же как и соседний Знаменский храм в Ховрино, храм Сергия Радонежского был закрыт. Купол и колокольня были разобраны. В оставшемся «обрубке» были расположены разные хозяйственные службы. После Великой Отечественной войны, когда немецкая армия остановилась в 1,5 километрах от Бусиново, район стал превращаться в промзону, а в само бывшее здание храма была «вселена» фабрика по пошиву матрасов.
После реконструкции МКАД в 60-х годах, Бусиново, как и соседнее Ховрино, вошло в состав Москвы. Через двадцать лет здесь начинается строительство городского микрорайона, у которого, к слову, до сих пор нет своей станции метро, приходится «бегать» к соседям. С 1980 года здание храма стояло бесхозным и разрушалось. В 1988 году была предпринята попытка открыть храм, но от властей был получен отказ, видимо, в разгар Перестройки было еще недостаточно тепло для религиозной оттепели. Храм был передан православной церкви только в 1992 году, первая же литургия в нем была совершена 18 июля 1991 года в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
С именем «Сергей» связана и очень символическая история, которую во время написания материала рассказал нашему корреспонденту и фотокорреспонденту местный житель, водитель такси Александр Александрович. Новое городское предание гласит, что в день первой службы во вновь открытом храме случились похороны, свадьба и крещение. И новопреставленного, которого отпевали в храме Сергия Радонежского, звали Сергей, и ребенка, принимавшего в тот день крещение, звали Сергей, и жениха на свадьбе тоже звали Сергей. Вот такой тройной символ в день обретения мощей Сергия Радонежского, основателя Троицкой Лавры.
Флора и Лавра, мучеников, на Зацепе храм
Москворецкого Благочиния 14 сентября, 2018
Приход храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе :.
115054 г. Москва ул. Дубининская д.9/3 стр.1 Эл. почта Сайт храма: www.hram-flora-lavra.ru Телефон/факс;;
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Приход храма святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известен с 1625 года.
Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1862 году. Архитектор неизвестен.
Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Флора и Лавра.
В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт и передан в народное хозяйство в конце 1930-х годов.
В 1991 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.
СВЯТЫНИ ХРАМА
Ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. БОГОСЛУЖЕНИЕ
Ежедневно утром – Божественная литургия в 8 часов, вечером – вечерня и утреня в 17 часов; в воскресные и праздничные дни – две Литургии в 7 часов и в 10 часов; накануне Всенощное бдение – в 17 часов. После Литургии совершаются молебны и панихида. В храме имеется баптистерий для крещения взрослых. ДУХОВЕНСТВО
Протоиерей Михаил Александрович ПОТОКИН, настоятель. Родился 12 марта 1965 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 02 июня 1999 года рукоположен в сан диакона. 03 сентября 2000 года рукоположен в сан священника. 09 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея. 26 июня 2021 года назначен настоятелем.
протоиерей Николай Михайлович КОНОВАЛОВ, сверхштатный клирик прихода храма. Родился 11 марта 1958 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 апреля 1981 года рукоположен в сан диакона. 2 апреля 1989 года рукоположен в сан пресвитера.
иерей Алексей Валерьевич КАРПУНИН, штатный клирик прихода храма. Родился 25 июня 1972 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 4 мая 2003 года рукоположен в сан диакона. 6 июля 2010 года рукоположен в сан пресвитера.
Протодиакон Сергей Николаевич САПРОНОВ, штатный клирик прихода храма. Родился 11 августа 1950 года. Образование: Московская Духовная Семинария. В 1977 году рукоположен в сан диакона. СХЕМА ПРОЕЗДА
Проезд до ст. метро «Павелецкая», далее пешком, а также трамваи 3,35,38,39,А до ост. «Стремянный переулок» и «Зацепская площадь».
В приходе действует Воскресная школа для детей и взрослых.
История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков
Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.
Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.
В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.
Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.
Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.
В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.
Потолочная роспись в храме Флора и Лавра
Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.
Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.
Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.
В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.
В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.
Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы