Армянская церковь

Содержание:

Реалии нашей жизни

Чем отличается Армянская и Грузинская Церкви от Русской

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

АРМЯНЕ – потомки Фогармы, внука Иафета, называют себя Хайками, по имени Хайки, выходца из Вавилона за 2350 лет до Рождества Христова.Из Армении они впоследствии рассеялись по всем областям Греческой Империи и, по свойственному им духу предприимчивости, сделались членами Европейских обществ, сохранивши, однако же, свой наружный тип, нравы и религию.Христианство, принесенное в Армению Апостолами Фомою, Фаддеем, Иудою Иаковлевым и Симоном Кананитом, утверждено в IV веке Святым Григорием “Просветителем”. Во время IV-го Вселенского Собора Армяне отделились от Греческой Церкви и, вследствие национальной вражды с Греками, настолько отделились от них, что бывшия в XII веке попытки к соединению их с Греческой Церковью, остались безуспешны. Но в то же время, многие Армяне под именем Армяно-Католиков подчинились Риму.Число всех Армян простирается до 5 миллионов. Из них до 100 тысяч Армяно-Католиков.Глава Армяно-Григориан носит титул Католикоса, утверждается в своем сане Российским Императором и имеет кафедру в Эчмиадзине.Армяно-Католики имеют своих Архиепископов, которых поставляет Римский Папа

Грузинская православная церковь (официально: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь; груз. — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов . Одна из древнейших христианских церквей в мире . Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери . В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви (Сирийской).В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии , приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, порвав с армянами.

Глава Грузинской Церкви носит титул Католикос-Патриарх Грузии, Архиепископ Мцхета-Тбилиси и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети (ныне Илья Второй)

Православные церкви стоят по всему миру, но мы перечислим страны, где православие исповедует более 80 % населения. Это небольшие страны, такие как Черногория, Греция, Румыния, Сербия, Болгария. В пределах СНГ — это Украина и Беларусь, Южная Осетия и Молдавия. Россия же – крупнейшая православная страна мира, и православные церкви в ней переживают новое развитие.

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

Болезнь и обращение Трдата

Вскоре после казни римлянок царь Трдат III тяжело заболел. Никто из придворных лекарей не мог помочь угасавшему царю. А сестре Трдата во сне стали приходить видения об исцелении Трдата Григорием, о котором все давно забыли, считая его умершим от голода. Царь внял мольбам сестры и послал за Григорием, которого обнаружили живым.

Освободившись, тот первым делом похоронил мощи римских дев, после чего 66 дней молился за царя. Болезнь отступила, после чего Трдат крестился и объявил христианство государственной религией своей страны. Всю последующую жизнь он вместе с Григорием уничтожал языческие капища и возводил вместо них христианские церкви. Среди них – один из старейших христианских храмов, построенный в 303 г., – Кафедральный собор в духовной столице Армении – городе Эчмиадзине.

Согласно преданию, главный храм ААЦ построен на месте, указанном самим Иисусом, явившемся во сне Григорию Просветителю. С тех пор город Вагаршапат получил второе название – Эчмиадзин, что можно перевести как сошедший (с небес) Единородный (т. е. Бог).

Биография Трдата III напоминает биографию другого неистового проповедника христианства – апостола Павла. Как известно, фарисей Савл до поразившей его слепоты был одним из самых ярых преследователей христиан. Жизнь Трдата также делится на языческую и христианскую. ААЦ простила Трдату III его дохристианские грехи и канонизировала.

Светская политика и церковная оппозиция

В 2020 году — вскоре после избрания нового премьера Никола Пашиняна — открытая оппозиция католикосу появилась и внутри Армении.

Во время массовых протестов в 2020 году, когда десятки тысяч людей по всей стране добивались мирной смены власти, группа духовенства и верующих решила, что пришло время и для реформы внутри церкви.

Объединившись в движение «Новая Армения — новый патриарх», они потребовали отставки католикоса и ряда епископов и проведения выборов нового лидера.

Духовным лидером движения стал харизматичный монах-традиционалист отец Корюн (Аракелян), настоятель одной из древнейших кафедр армянского христианства — монастыря Святой Гаяне в Первопрестольном Эчмиадзине.

Отец Корюн, изучавший монашескую жизнь родственных ААЦ древневосточных церквей в Сирии и Египте, пользуется авторитетом как ревнитель традиций и создатель первого полноценного мужского монастыря и братства в постсоветской Армении.

Image caption После смены власти в Армении иеромонах Корюн потребовал отставки католикоса

«У нашего католикоса нет той веры, которую испытывает к Богу каждый простой верующий, — говорил отец Корюн журналистам в июне 2018 года. — Настал момент, чтобы наша церковь освободилась, очистилась, и у нас появился безупречный патриарх с непорочным поведением, чтящий молитву и любящий свою паству».

В ответ католикос лишил отца Корюна священного сана «за неподобающее церковнослужителю поведение и антиканоническую деятельность» и отстранил его от управления монастырем.

Решение публично поддержал ряд епископов, а епископ Ширакский Микаел (Аджапаян) заявил на своей странице в «Фейсбуке» о «нравственной смерти» монаха

В разговоре с корреспондентом Би-би-си отец Корюн отмахнулся от подобных обвинений. По его словам, истинным главой церкви является не «впавший в ересь» Гарегин II, а Иисус Христос.

Монах уверен, что как только будет избран новый католикос, он тут же восстановит в сане всех священников, изверженных его предшественником.

Взаимоотношения церквей

Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.

Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.

Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.

Любой человек, мало-мальски интересующийся историей, знает, что первой страной в мире, которая стала христианской, является Армения. Учение Христа пришло на эту землю уже в III веке нашей эры. С тех пор большинство представителей армянского народа следуют уникальному толку христианства — Армянской Апостольской церкви, которая отличается как от православия, так и от католицизма.

Впрочем, глобальное различие в этих вероучениях лишь одно. Армяне не приняли решение Халкидонского собора 451 года, который постановил, что Иисус объединяет в себе божественную и человеческую природу. С этого момента представители ААЦ отвергают данный догмат, считая, что Спаситель может иметь лишь божественную природу.

В остальном же христианство армянского образца и православие достаточно похожи, поэтому представители этих конфессий часто молятся в храмах друг друга, чему ни в ААЦ, ни в РПЦ не препятствуют.

Другие христиане и другие религии

Другие христианские конфессии

Христианство в Европе в процентах (2010 г.)

католическая церковь

Католическая церковь в Армении разделена между Latin Rite приходы (субъекта Апостольской Администрации Кавказа ) и Армянской Католической Церкви приходы «s. Перепись 2011 года насчитала 13 996 католиков.

Протестантизм

После распада Советского Союза американские протестантские миссионеры проповедовали в стране. Перепись 2011 года насчитала 29 280 евангелистов (1% населения) и 773 основных протестанта .

Восточное православие

Согласно переписи 2011 года, в Армении насчитывается 7 587 приверженцев восточного православия, в основном русские, украинцы, грузины и греки. Русская православная община сосредоточена вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване, освященной в 1912 году.

Реставрационизм

В Свидетели Иеговы подсчитали свое членство в 11500; перепись 2011 г. обнаружила 8 695 человек.

По состоянию на конец 2011 года Церковь Иисуса Христа Святых последних дней насчитывала около 3000 приверженцев в Армении; перепись 2011 г. обнаружила 241 человек.

Езидизм

Храм Язида Зиарат в селе Акналич

Около 1% населения Армении (23 374 по переписи 2011 года), в основном этнические езиды , этнорелигиозная группа, проживающая в западной части страны, исповедуют езидизм , одну из религий Яздана . Многие езиды приехали в Армению и Грузию в 19 ​​- начале 20 веков, спасаясь от религиозных преследований. Отношения между езидами и армянами крепкие. Самый большой в мире езидский храм построен в небольшой деревне Акналич .

Иудаизм

В настоящее время в стране проживает около 750 евреев, остаток когда-то более крупной общины. Большинство из них уехали из Армении в Израиль после распада Советского Союза из-за стремления к повышению уровня жизни. Тем не менее, несмотря на небольшую численность, высокий уровень смешанных браков и относительную изоляцию, существует большой энтузиазм, чтобы помочь сообществу удовлетворить свои потребности.

ислам

Распределение мусульман в современных границах Армении, 1886–1890 гг.
 Шииты

 Сунниты

Минарет городской мечети в Ереване

Азербайджанцы и курды, проживающие в Армении, традиционно исповедовали ислам , но большинство азербайджанцев, которые составляли самое многочисленное меньшинство в стране, бежали во время Первой войны в Нагорном Карабахе . В 2009 году исследовательский центр Pew Research Center подсчитал, что менее 0,1% населения, или около 1000 человек, были мусульманами.

Голубая мечеть 18 века открыта для пятничной молитвы.

На протяжении всей истории армяне не обращались в ислам в больших количествах, несмотря на длительные периоды мусульманского правления. Во время арабского завоевания к армянам пришел ислам; однако очень немногие армяне обратились в ислам, поскольку мусульманские законы не требовали от христиан принимать ислам.

Однако существует меньшинство этнических армян-мусульман, известных как амшенцы , подавляющее большинство которых проживает за пределами Армении, в основном в Турции и России .

Вера бахаи

Вера Бахаи в Армении начинается с некоторыми поражениями в исполнении и высылки в Баб , основателе Бабизм , если смотреть со стороны Бахаи как религии предшественника. В тот же год после казни Баба религия была введена в Армению. В период бахаи в Армении потеряли связь с бахаи в других местах. Однако в 1963 году общины были выявлены в Ереване и Артезе . После перестройки первые бахаи в Армении образовались в 1991 году, а армянские бахаи избрали свое первое в 1995 году. По оценкам, по состоянию на 2010 год в Армении насчитывалось около 1200 бахаи.

Христианство Армении: особенности Армянской апостольской церкви

Армянская Апостольская Церковь называет себя истинно христианской, принявшей веру от Иерусалимской и Византийской Церквей. Однако, сохранить христианское вероисповедание в первозданном виде армянской церкви не удалось. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от Византийской, что кардинальным образом повлияло на историю страны, её политическую и общественную деятельность.

Литургические особенности Армянской Апостольской Церкови:

  • Для причащения используется опресночный хлеб, а вино не растворяется водой;
  • Литургия осуществляется по воскресеньям и по особым случаям;
  • Миропомазание совершается сразу после крещения;
  • Таинство соборования проводится только над священнослужителями и сразу после смерти.

Место армянской церкви в христианском мире

Армянская диаспора считается весьма многочисленной в христианском мире. Епархии ААЦ расположены на всех континентах, а количество зависит от числа верующих в отдельно взятой стране. К примеру, на территории Африки ААЦ представлена лишь одной епархией, в то время, как в Европе их больше десяти. В России обоснованы Ново-Нахичеванская и Епархия Юга России. Современная Православная церковь России поддерживает дружеские отношения с Армянской Апостольской Церковью. Но евхаристического диалога ААЦ и РПЦ все же не имеют. А это подразумевает под собой невозможность православному человеку молиться в армянском христианском храме.

Армянский обряд в церкви

Одним из важнейших обрядов, характерным только для армянского христианства, является Матах, или приношение в благодарность к Богу. Смысл состоит в приношении милостыни бедным или больным людям. Любой желающий в качестве какой-либо просьбы или благодарения Бога может дать Матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся. Причём, родных или богатых людей приглашать на Матах запрещено.

Структура армянской церкви

Высшую ступень иерархической лестницы в ААЦ занимает Католикос. В его власти: благословение новых законов и новых праздников, освящение миро, основание новых епархий. Следующий церковный сан — это епископ, он обязан принять монашеский постриг и иметь учёную степень. Епископы возглавляют епархии.

Основное звено церковной жизни составляют священники. Они ответственны за духовное воспитание верующих, совершение богослужений и осуществление Таинств. Дьяконы и чтецы призваны оказывать помощь священникам.

Армянский церковный календарь

Так же, как и католики, последователи армянского христианства придерживаются григорианского летоисчисления. Большинство праздников армянского церковного календаря являются переходными, то есть отмечаются в определенный день недели. Соответственно, дата празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха, или, по-армянски — Затик. День рождения Христа армяне отмечают, согласно христианского порядка — 6 января.

Уже много веков между Армянской Апостольской Церковью и русским православием нет церковного единства, но это не разрушает близость духовных идеалов и общую систему ценностей. Крупнейшая армянская диаспора в России имеет богатую историю, продолжающуюся уже более двухсот лет. В ряде крупных городов на юге России воздвигнуто множество армянских церквей. На территории РФ зарегистрированы 27 общин ААЦ, они входят в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии с центром в Москве. Армяне в России продолжают традиции Армении и относятся к Армянской Церкви.

Армянская Апостольская Церковь — отличие от православной

Если проводить аналогии и отличия между Апостольской церковью и православием, то можно выделить такие определяющие моменты, как:

  • Независимость Апостольской церкви от католиков и православных христиан.
  • Также ключевым образом отличаются и догмы, исповедуемые тремя ответвлениями христианства.
  • Если говорить непосредственно о представлении Бога и Иисуса Христа, как его сына, то здесь кроется существенное отличие в восприятии. Так, католики и православные сходятся во мнении, что Христос объединяет в себя человеческое и божественное начала. Так формируется единая божья сущность, которая и является идеалом и объектом поклонения для всех верующих. Но этому противопоставляют свою точку зрения приверженцы Апостольской церкви, а также монофизиты, которые по-иному воспринимают Христа. Несторианцы говорят сразу о 2 сущностях, которые существуют параллельно. Тогда, как монофизиты утверждают, что человеческое начало настолько слабое в Христе, что полностью и неразделимо растворилось в его божественной сути.
  • Дополнительно можно указывать в виде различий восприятия веры – разное убранство в церквях, разные типы богослужения и некоторые отличающиеся моменты в проводимых обрядах.

Но, это в конечном итоге больше объединяет саму христианскую церковь, чем разъединяет ее. Ведь именно в многообразии можно найти то единство и зерно истины, которые так долго искали разные народы.

Где находится центр Армянской Апостольской церкви

Далеко не все знают о том факте, что центр Апостольской Церкви находится в Эчмиадзине, который является монастырем. Центр его локации — это город Вагаршапат, располагающийся в Армавирской области.

Яндекс картинки

Интересна и необычна история Эчмиадзинского монастыря. Ведь его дата основания – это 303 год нашей эры, когда на территорию этой страны пришло христианство. Впоследствии собор вместе с прилегающим монастырем несколько раз испытывал волны подъема и упадка, что только способствовало укреплению веры.

Смутные времена Армении

На рубеже III–IV вв. за влияние в Армении с переменным успехом боролись ее два могущественных соседа – Рим и Персия. В ход шли все средства. В середине третьего века по приказу персидского шахиншаха его агент парфянин Анак убил почти всю царскую семью Армении во главе с царем Хосровом II. Спасли только его сына младенца Трдата, которого вывезли в Рим. В ответ была уничтожена семья Анака, но его младшего сына кормилица-христианка скрыла в Кесарии. Его звали Григорий.

Трдат был воспитан при римском дворе, естественно, в языческом духе. В 287 г. уже взрослый Трдат вернулся из Рима в Армению, чтобы занять трон.

К этому времени в Армении уже существовала довольно многочисленная христианская община. Начало ей положили апостолы Варфоломей (Бардугнемос) и Фаддей (Татевос), принадлежавшие к 12 первым избранникам Христа. Как известно, после Вознесения Учителя апостолы разъехались по разным странам для распространения новой религии. Именно от основателей – Варфоломея и Фаддея – происходит апостольское название армянской церкви.

Косвенное свидетельство активности христиан в Армении – прибытие именно сюда 37 римлянок-христианок (рипсимеянок), бежавших от преследований императора Диоклетиана. Они обосновались недалеко от будущей христианской столицы Армении – Вагаршапата (впоследствии – Эчмиадзина).

Особенности Армянской апостольской церкви

Несмотря на то что Армянская религия относится к христианству, она имеет свои отличия от православия и католицизма. Все церкви принято подразделять на два типа: монофизитская и диофизитская. Религия Армении больше относится к первому типу. Согласно учениям диофизитов в Христе признается два начала, а именно:

  • человеческое;
  • божественное.

В отличие от них монофизиты признают в нем лишь одно начало — божественное. Армянская церковь придерживается особых правил, касаемых семи таинств.

В соответствии с этим младенца при крещении трижды опрыскивают и трижды погружают воду. Миропомазание имеет тесную связь с крещением. Во время причастия используют только вино в чистом виде, не разбавляя его, а хлеб берется бездрожжевой, который обмакивают в вине. Соборуют лишь духовных лиц сразу же после смерти.

Армяне верят в святых, но не верят в чистилище. Посты у них соблюдаются также строго, однако праздников у них гораздо меньше. Основная молитва у них носит название Айр Мер, то есть Отче Наш, но читают ее на древнеармянском языке.

Глава Армянской церкви называется католикос. Его избирают на эчмиадзинском синоде. На него собираются депутаты от всех русских и иноземных армянских епархий. Это звание утверждается при помощи особой грамоты Государем Императором. Католикос проживает в Эчмиадзине. Согласно традиции в этом месте должен побывать каждый армянин хотя бы один раз в жизни.

Только католикос может назначать епископов и архиепископов церкви. Те люди, которые относятся к светскому духовенству, могут вступать в брак лишь один раз. Повторное вступление в брак не допускается. Схожими родственными чертами обладают церкви в Египте, Эфиопии и Сирии.

Духовный и административный центр религии — собор Эчмиадзин. Этот собор является священным местом для всех верующих людей этого государства. Также в нем находится духовная академия и семинария. Неподалеку имеется еще два монастыря, которые были построены примерно в седьмом веке и являются культурным и духовным наследием. Это монастырь Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ.

По географическим данным Армянская апостольская церковь получила распространение практически по всему миру. Однако ее вероучения и установки едины. Ввиду влияния экономических и политических факторов время от времени религия была вынуждена покидать государство, начиная с 9 века, и была вынуждена искать убежище за рубежом.

Из-за таких условий в апостольской Церкви были образованы Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), находящийся в настоящий период в Антилии (Ливан).

Все эти архиерейские кафедры в «духовном отношении» находятся в подчинении Эчмиадзина, однако пользуются внутренней административной автономией.

Мотивы армянской мифологии

Основой армянской мифологии являются сюжеты жестокой борьбы урумейцев с ассирийцами. Главное сюжетное направление древнего армянского эпоса – сопротивление свободолюбивых армян порабощению со стороны иноземцев.

С принятием христианства возникают другие образы и сюжеты. Армянская мифология трансформируется, а библейские персонажи принимают вид и дела армянских богов.

5 сюжетных направлений развития событий армянского эпоса:

  1. Лучник-охотник побеждает демонов тьмы. (Хайк и Бэл).
  2. Умерший и вновь воскресший бог, его подвиги и трудности (Миф об Арае Прекрасном и красавице-Семирамиде).
  3. Вишап (демон) и битва астральных масштабов (Тигран и Аждахак, Ваагн – борец с драконами, Артавазд и вишапиды).
  4. Запертый в подземелье герой (Артавазд, Шидар, Ерванд).
  5. Герои братья-близнецы (Санасар и Аргамазан, Мамик и Конак, Ерванд и Ерваз).

Самые популярные мифы:

  • миф об умершем и воскресшем Аре Прекрасном и борьбе с Семирамидой;
  • миф о Хайке и заселении его потомками земель Армении;
  • мифы о Ваагне – олицетворение Геракла;
  • о борьбе с захватчиками.

В армянской мифологии большое количество эпических произведений, прославляющих выдающихся героев, таких как цари Ерванд, Арташес, Тигран, Трдат, Санатрук. Существует несколько вариаций средневекового эпоса «Давид Сасунский», повествующего на примере нескольких поколений о борьбе за свободу против арабских завоевателей.

На землях Армении постоянно сталкивались и воевали великие древние и средневековые империи. Римские, Византийские, Иранские воины, арабы, турки-сельджуки, шествуя через земли Армении, оставляли дымящиеся развалины. Доблестный народ Армении противостоял всем им, сумел сохранить свою культуру. Но чужеземцы оставили свой след. Армянская культура причудливо впитала в себя элементы восточных и западных культурных традиций.

Во времена язычества древние армяне строили большие храмы. Почти все они были уничтожены, когда было принято христианство.

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка:

Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector